Научная статья на тему 'Влияние музыкотерапии на состояние ребенка'

Влияние музыкотерапии на состояние ребенка Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1270
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКОТЕРАПИЯ / ИСЦЕЛЕНИЕ МУЗЫКОЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чепикова Ольга Викторовна

В статье рассказывается о понятии «музыкотерапия». О том, что музыкотерапия активно применяется в педагогических и воспитательных программах. О необходимости уделять большое внимание подбору необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на организм ребенка и улучшить самочувствие, поднять настроение, повысить работоспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние музыкотерапии на состояние ребенка»

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКОТЕРАПИИ НА СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА

Чепикова О.В.

Чепикова Ольга Викторовна - музыкальный руководитель, Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Нововоронежский детский сад № 12, г. Нововоронеж

Аннотация: в статье рассказывается о понятии «музыкотерапия». О том, что музыкотерапия активно применяется в педагогических и воспитательных программах. О необходимости уделять большое внимание подбору необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на организм ребенка и улучшить самочувствие, поднять настроение, повысить работоспособность.

Ключевые слова: музыкотерапия, исцеление музыкой.

Музыкотерапия — это исцеление музыкой. Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение - в переводе означает «лечение музыкой». Музыка, в силу своего эстетического воздействия, действительно, может поднимать или снижать настроение, отвлекать от мрачных мыслей, возбуждать, вдохновлять.

Музыкотерапия активно применяется в педагогических и воспитательных программах. Музыка избавляет от стресса, возбуждает творческие способности и даже облегчает физическое состояние.

Как же музыка может воздействовать на состояние человека?

Человек - слушающий музыку, как бы подстраивается под нее. Мелодии, которые доставляют человеку радость, хорошо влияют на организм: стимулируют пищеварение, улучшают аппетит, улучшают обмен веществ, усиливают внимание, нормализуют артериальное давление. Музыка способна изменить физическое состояние человека.

Как музыка может влиять на состояние ребенка?

Музыкотерапия — это исцеление музыкой. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Огромное внимание уделяется подбору необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на организм ребенка и улучшить самочувствие, поднять настроение, повысить работоспособность.

Утром рекомендуется включать добрые песни с хорошим текстом. Для расслабления и снятия физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон можно воспользоваться классической и современной релаксирующей музыкой, наполненной звуками природы (шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка.

В Древности медики считали, что музыка способна вылечить человека, когда он болен. Считалось, что даже звучание разных музыкальных инструментов по-разному влияет на здоровье человека:

• звуки скрипки способны излечить плохое настроение;

• флейта помогает, когда у человека кашель;

• звучит альт - улетучиваются неврозы;

• арфа способствует возвращению в доброе и бодрое расположение духа.

Русские ученые И.М. Сеченов, С.П. Боткин и И.П. Павлов доказали, что с

помощью музыки можно регулировать психическое состояние больных, а если правильно подобрать музыкальный ритм, то можно облегчить состояние, в котором человек находится после стресса.

Доказано, что лечебные свойства музыки не связаны с музыкальными направлениями. Исцелять может и фольклор, и современные мелодии, и джаз, и классика. Главное условие - музыка должна нравиться и вызывать положительные эмоции. Д.Д. Шостакович говорил: «Людям нужны все виды музыки - от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до бетховенских сонат».

Звучание музыки, влияя на физиологические процессы детского организма, повышает работоспособность мышечной и дыхательных систем. Если ребенок выполняет упражнения с музыкальным сопровождением - улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.

При выполнении движений под музыку у детей развивается музыкальность, основные ее компоненты - слух, эмоциональность, отзывчивость.

Эмоциональный всплеск заряжает ребенка жизненной энергией, поэтому танцевать с детьми нужно каждый день, но недолго. Не забывайте обращать внимание на физическое и психическое состояние ребенка.

Хочется обратить внимание педагогов и родителей на то, что главная задача научить детей слушать жизненные звуки, которые называем живой музыкой природы: пение птиц, журчанье ручьев, шелест листьев и т.д.

Сверхтяжелые ритмы или сверхбыстрые, сильная громкость, очень высокие или напротив очень низкие звуки не могут оказывать благотворного влияния на здоровье ребенка.

Отрицательно может сказываться на ребенке бесшумная обстановка, она влияет на психику, так как не является привычным окружающим фоном.

Дети, как мы знаем, с различным темпераментом, следовательно, и музыку нужно подбирать в соответствии с характером ребенка. Мелодии со спокойным ритмом -должны слушать беспокойные дети. Согласно мнению врачей, таким детям подойдет венская или немецкая музыка из произведений Моцарта, Гайдна, Шуберта.

Детям, у которых плохой аппетит, проблема с дыханием, рекомендуется слушать музыку Чайковского (вальсы), Вивальди.

Успокаивающее действие на нервную систему оказывают: пение птиц, «Лунная соната» Бетховена, Чайковский «Времена года».

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что музыкотерапия - это важный компонент развития каждого ребенка, так как она приносит положительное, как в жизнь детей, так и во внутренний мир каждого.

Главное нужно помнить - врачи лечат, а музыка исцеляет души людей!

Список литературы

1. Овчинникова Т. Музыка для здоровья. СПб.: Союз художников, 2004.

2. Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы // Искусство в школе, 2003. № 5.

3. Яковенко Т.Е. Музыка и здоровье человека: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». М.: Первое сентября. Чистые пруды, 2004.

4. Беленкова К.С. «Музыкотерапия. Влияние музыки на здоровье детей». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ds-zhgun.schools.by/pages/muzykoterapija-vlijanie-muzyki-na-zdorove-detej/ (дата обращения: 25.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.