Научная статья на тему 'Влияние музыки на развитие творческих иноязычных способностей'

Влияние музыки на развитие творческих иноязычных способностей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
881
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / УРОВНИ И КРИТЕРИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНОЯЗЫЧНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Архипова Мария Владимировна, Рыжов Василий Васильевич

Музыка является искусством, которое обладает наибольшей силой эмоционального воздействия. Научные данные подтверждают, что музыка создает огромную потребность в действиях, она, возможно, не диктует конкретных поступков, но от нее во многом зависит, какие силы и направления она придаст жизни, какие высвободит и усилит возможности и потенциалы. На основе выделения художественного и духовно-нравственного уровней музыкального искусства, анализа критериев их воздействия на личность в статье изучаются возможности использования музыки в обучении иностранным языкам и в развитии творческих иноязычных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING MUSIC IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES AND DEVELOPING CREATIVITY

Music is considered to be the most emotional kinds of art. Researches prove that music motivates actions. It doesn’t force how to behave, but inspires, directs, determines the needs and unveils the essential potentials. The artistic and moral levels of music art being distinguished, the article is devoted to the research of the possibilities of using music in teaching foreign languages and developing creativity.

Текст научной работы на тему «Влияние музыки на развитие творческих иноязычных способностей»

УДК 159.372.8:924

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ИНОЯЗЫЧНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Аннотация. Музыка является искусством, которое обладает наибольшей силой эмоционального воздействия. Научные данные подтверждают, что музыка создает огромную потребность в действиях, она, возможно, не диктует конкретных поступков, но от нее во многом зависит, какие силы и направления она придаст жизни, какие высвободит и усилит возможности и потенциалы. На основе выделения художественного и духовно-нравственного уровней музыкального искусства, анализа критериев их воздействия на личность в статье изучаются возможности использования музыки в обучении иностранным языкам и в развитии творческих иноязычных способностей. Ключевые слова: музыкальное искусство, уровни и критерии воздействия, творческий потенциал, иноязычные способности.

USING MUSIC IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES AND DEVELOPING CREATIVITY

Annotation. Music is considered to be the most emotional kinds of art. Researches prove that music motivates actions. It doesn't force how to behave, but inspires, directs, determines the needs and unveils the essential potentials. The artistic and moral levels of music art being distinguished, the article is devoted to the research of the possibilities of using music in teaching foreign languages and developing creativity.

Keywords: art of music, levels and criteria of impact, creative potential, language skills.

Данная работа выполняется в рамках общей темы нашего научного исследования, посвященного изучению роли музыки в образовательном процессе и в развитии творческих возможностей личности средствами музыкального искусства. Целью исследования является разработка и верификация психолого-педагогической концепции развития творческих иноязычных способностей на основе музыкально-семиотического подхода. При всем многообразии направлений исследования творческих способностей и креативности в современной психологической литературе все большее значение приобретает личностный подход к творчеству. В этой связи в качестве предмета анализа выделяется понятие творческой личности, а в качестве важнейшей педагогической задачи - создание психологических условий для ее целенаправленного развития [6; 7; 8].

Большое внимание вопросам психологии искусства, в том числе музыкального, уделяли многие выдающиеся ученые, которые единодушны во мнении, что психология должна вобрать в себя высшие достижения искусства в активном воздействии на личность (О.А. Апраксина, В М. Бехтерев, Л.С. Выготский, Л.М. Калачова, А.Н. Леонтьев, В.Г. Мозгот, Э.Г. Панаиотиди, С.Л. Рубинштейн, Г.С. Тарасов и др.). Музыка является искусством, которое обладает наибольшей силой эмоционального воздействия. С точки зрения Л.С. Выготского [3], музыка создает огромную потребность в действиях. Она, возможно, не диктует конкретных поступков, хотя в художественной литературе мы встречаем описания и такого рода воздействий, но от нее во многом зависит, какие силы и направления она придаст жизни, что высвободит, что усилит, чему придаст первостепенное значение, а что оттеснит в глубины сознания. Психологи и музыканты, исследующие воздействие музыки на человека, утверждают, что музыка, как и другие виды искусства, основанные на принципах гармонии, обладает способностью вдохновлять человека, активизировать или расслаблять его, снимать стрессы и болезненное напряжение и «сводить воедино» тело, разум и чувства для сознательной творческой деятельности [1].

Ученые выделяют художественный и духовно-нравственный уровни музыки. Художествен-

© Архипова М.В., Рыжов В.В., 2015

Архипова М.В. Рыжов В.В.

Maria Arhipova Vasily Ryzhov

ный уровень музыки определяют следующие критерии (Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, М.И. Глинка, Л.А. Мазель).

1. Красота музыки и красота ее внутреннего содержания. Красота не только в самой музыке (мелодии, гармонии, ритма и оркестровки), но и в том, что она выражает, о чем рассказывает (красивы мужество и благородство, любовь к Родине, подвиг).

2. Реализм - правдивость средств музыкальной выразительности и правдивость внутреннего содержания музыкального произведения. Реализм - как обозначение правдивости искусства, то есть правдивого отражения в его образах реальной жизни. Реализм - основа подлинного искусства, сохраняющая его долговечность и способность дать искусству силу оставаться современным долгое время после его создания.

Красота и правда - основы подлинного искусства. Музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, сделать человека лучше, добрее, умнее, разделить с ним и горе и радость. Вместе с исчезновением правды немедленно исчезает и красота, ибо красота и правда неразрывно связаны друг с другом.

3. Жизненность содержания. Жизненная правда неотделима от правды искусства, так же как красота искусства неотделима от жизненной красоты. Но только тогда, когда жизненное содержание воплощено в музыкальном произведении талантливо и мастерски, - только тогда возникает настоящее произведение искусства, способное выразить правду жизни, ее богатство и красоту, независимо от того, маленькая это песенка или многочастная симфония. Только тогда музыка может оказать влияние на человека и тем самым выполнить свою преобразующую роль в жизни. Музыка воздействует на жизнь через человека и в этом ее огромная преобразующая сила.

4. Народность. В профессиональной музыке народность проявляется в ориентации композиторского языка на традиции национального фольклора, на социально-значимые «интонационные накопления» (Б.В. Асафьев), а также - в таком воздействии музыкального произведения на слушательское сознание, при котором активизируется творческое начало личности.

5. Понятность и доступность слушателю, простота музыкального языка, легкость для восприятия музыкальных форм, близость слушателю музыкальных образов.

6. Художественное качество, талант, мастерство. Композитор должен глубоко осознавать не только то, что он создал, и не только то, как он создает, но и обязательно во имя чего он создает.

Духовно-нравственный уровень музыки определяют следующие критерии [4]:

1. Богатое внутреннее содержание. Серьезность замысла, обращенность к ценностям добра, справедливости, гуманности, свободы, ответственности, трансцендентности.

2. Тождественность музыкальной драматургии законам развития жизни. В наблюдении за музыкальной драматургией особенно очевидно раскрывается то, что законы развития музыки по существу своему тождественны законам развития жизни и всего живого на земле, всеобщие связи, объединяющие не только близкие, схожие явления, но и явления контрастные, остропротиворечивые; противоречия, как постоянный толчок к развитию; непрерывное развитие, приводящее к возникновению качественно новых явлений.

3. Богатое, сложное образное содержание. Музыкальный образ, не содержащий в самом себе никаких противоречий и не сопоставленный с другим контрастным образом, не может вызвать к жизни какие-либо крупные события и, следовательно, сложные музыкальные формы.

4. Глубокие мысли и чувства. Богатое внутреннее содержание, сложное и широко развитое, затрагивающее очень глубокие, драматические, даже трагические чувства человеческой души.

5. Гуманизм. Настоящему искусству всегда присущ высокий подлинный гуманизм. Д.Б. Кабалевский говорил о том высоком гуманизме, который борется не только за передовые идеалы человечества, но и против всего, что мешает претворению этих идеалов в жизнь. Борьба за добро - это обя-

зательно борьба со злом. Гуманистическое искусство помогает обрести человеку чувство достоинства и свободу, старается сделать человека сильным, мужественным.

6. Оптимизм. Музыка должна отражать мироощущение, проникнутое жизнерадостностью, бодростью, верой в будущее, в успех, склонность во всем видеть хорошие, светлые стороны.

7. Современность. Музыка, отвечающая передовым идеям и идеалам нашего времени. Выражение «современная музыка» может быть употреблено в двух значениях: в более узком и внешнем -как музыка, созданная в наше время, и в более широком и глубоком - как музыка, отвечающая передовым идеям и идеалам нашего времени. Именно поэтому музыка прошлых и даже очень далеких времен, если она проникнута идеями за лучшее будущее человечества, гуманизмом, идеями патриотизма и интернационализма, не тускнеет от времени, а, напротив, входит в единую сокровищницу мирового искусства.

Всем указанным критериям соответствуют музыкальные произведения, которые принято относить к классической музыке. Музыка, о которой идет речь, интонационна по своей природе, носит, прежде всего, эмоционально-выразительный характер, пользуется в основном тонами, а не шумами, базируется на 12-ступенном темперированном строе и на особой организации тонов, называемой тональностью, в отличие от некоторых образцов современной музыки.

Интересные результаты по вопросу негативного влияния современной музыки можно найти в работах К.З. Акопян. В экспериментах было показано, что под воздействием длительного восприятия большей частью не отличающейся высокими художественными достоинствами, но зато насыщенной однотипным ритмом музыки у человека притупляется острота восприятия тех особенностей, которые и составляют достоинство музыкального текста. В сочетании со значительной громкостью создается мощное воздействие на мозг, вызывающее защитные реакции на физиологическом уровне, при помощи которых организм стремится противостоять возникшей стрессовой ситуации. Нельзя не согласиться с подведенными итогами, доказывающими, что при воздействии современной музыки индивид испытывает значительные нервные перегрузки, а длительное шумовое и световое воздействие приводит к торможению интеллектуальной деятельности и притуплению остроты реакции [2; 5].

Поэтому в нашем исследовании мы обращаемся именно к классической музыке, так как только классическая музыка способна оказывать достаточно длинное и универсальное эмоциональное воздействие без эффекта «пресыщения». Теоретические исследования музыкального искусства подчеркивают его значимость для общества, для индивида, акцентируют его выдающуюся роль в культуре. Особенно это относится к образцам классической музыки, так как именно в процессе создания произведений музыкального искусства композитором и восприятия классических музыкальных произведений исполнителем и слушателем осуществляется живое реальное бытие культурных ценностей, отвечающих задачам совершенствования как отдельного человека, так и социума в целом.

Многие исследователи и творческие деятели подчеркивают роль прекрасной музыки как вдохновителя творческой деятельности (В.Б. Блок, П. Вайнцвайг, М.С. Каган, Ч. Ломброзо, Л.А. Ма-зель, В. Медушевский, А.А. Мелик-Пашаев и др.). Они утверждают, что восприятие музыки в своей развитой форме есть процесс творческий, отмечают отсутствие принципиальной разницы между актом художественного творчества и полноценным актом восприятия произведения искусства.

Идея использования музыки на уроках иностранного языка давно привлекает внимание педагогов. Проблемам использования музыки в преподавании иностранного языка применительно к разным возрастным группам посвящен большой ряд исследований. В настоящее время музыкальный материал присутствует во всех учебниках по иностранному языку в школе. Однако в большинстве случаев использование музыки сводится лишь к прослушиванию или пропеванию алфавита, песен, стихотворений, причем акцент делается только лишь на использование музыки на начальном этапе обучения.

В нашем исследовании мы использовали классическую музыку в качестве фона на уроках английского языка с учащимися среднего звена средней общеобразовательной школы с целью выявить влияние звучащей музыки на творческий подход к выполнению заданий [2]. Учащимся предлагалось написать сочинение на тему «Music I like». ЭГ выполняла задание с музыкальным сопровождением, КГ - без него. Сочинения анализировались нами по параметрам преобладания в них авторского внимания к внешнему или внутреннему миру. В первом случае испытуемые говорили в целом о музыке (существующих жанрах, исполнителях), во втором - делали акцент на своих мыслях и чувствах, вызванных музыкой. Обратимся к некоторым, полученным в наших исследованиях, данным. На представленном рисунке приведены сравнительные данные о преобладающих мотивах творческой иноязычной деятельности у учащихся экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп.

Рис. Преобладающий мотив сочинений у подростков ЭГ и КГ (р<0,01).

Эти данные, полученные в эксперименте, убедительно демонстрируют, что в сочинениях подростков экспериментальной группы, написанных с использованием музыкального сопровождения, преобладает авторское внимание к собственному внутреннему миру и внутреннему, предметному содержанию текста (71 %), тогда как для испытуемых контрольной группы более характерно внимание к внешнему миру и более формальным характеристикам текста (76 %). Использование музыкального сопровождения при написании сочинений оказалось эффективным средством стимулирования воображения подростков ЭГ. Музыкальное сопровождение побуждало у большинства из них желание мечтать, фантазировать, размышлять о будущем. Сочинения подростков КГ, написанных без музыкального сопровождения, характеризовались отсутствием эмоциональной составляющей, творческого подхода к процессу деятельности.

Восприятие музыкального бытия непосредственно связано с эмоционально-взволнованным восприятием окружающего мира. В связи с этим, следует отметить, что задача музыкальной деятельности не сводится только к вовлечению нас в мир эмоций, к их передаче. Задача этой деятельности, по мнению А.Н. Леонтьева, состоит в открытии жизни, в показе того, что лежит за «равнодушными» значениями, и в этом отношении искусство эмоционально, потому что открытие личностного смысла есть акт высшей степени эмоционального напряжения [7]. Музыка представляет собой комплексный раздражитель, вызывающий целостную реакцию всего организма. Она апеллирует и к простейшим

безусловным рефлексам человека, и ко всему его социальному и жизненному опыту, включая культуру, накопленную многовековым развитием человечества.

Библиографический список

1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В. Асафьев. - 2-е изд. -Л., 1973. - 241 с.

2. Архипова М.В. Музыка как средство развития мотивации изучения иностранных языков: монография / М.В. Архипова, Н.В. Шутова. - Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 175 с.

3. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.: Искусство, 1968. - 421 с.

4. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца: книга для учителя / Д. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1984. - 206 с.

5. Каган М.С. Музыка в мире искусств / М.С. Каган. - СПб., 1996. - 201 с.

6. Курышева И.В. Психологические условия развития творческого потенциала старшеклассников средствами музыкального искусства: монография / И.В. Курышева. - Н. Новгород, 2008. - 260 с.

7. Курышева И.В. Психологические основы музыкально-творческого развития личности в образовательном процессе: дис. ... д-ра психол. наук. - Н. Новгород, 2011.

8. Рыжов В.В. Личность: творчество и духовность / В.В. Рыжов. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского христианского ун-та, 2012. - 489 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.