Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ'

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
влияние музыкального образования / развитие творческого мышления / методы / креативность / функция / influence of music education / development of thinking / methods / creativity / function

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Силова А.Е.

В данной статье мы рассмотрим влияние музыкального образования на развитие творческого мышления, также методы для развития креативности, образного мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OFMUSIC EDUCATION ON DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING

In this article we will consider the influence of music education on the development of creative thinking, as well as methods for the development of creativity, imaginative thinking.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

УДК 37

Силова А.Е.

студентка 2 курса Самарский государственный социально-педагогический университет

(г. Самара, Россия)

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Аннотация: в данной статье мы рассмотрим влияние музыкального образования на развитие творческого мышления, также методы для развития креативности, образного мышления.

Ключевые слова: влияние музыкального образования, развитие творческого мышления, методы, креативность, функция.

Влияние музыкального образования на развитие творческого мышления может быть значительным. Музыка оказывает огромное влияние на жизнь человека. Она способствует развитию памяти, слуха, образного восприятия, трудолюбия, усидчивости, мелкой моторики, многозадачности и неординарного мышления. Через изучение музыки дети учатся анализировать, синтезировать и интерпретировать информацию, что способствует формированию творческого мышления. Музыкальное образование также развивает у детей навыки коммуникации и сотрудничества, особенно на групповых занятиях (хор, оркестр). Кроме того, изучение музыки требует творческого подхода к решению проблем, поскольку музыкальные композиции часто требуют интерпретации и исполнения в индивидуальном стиле.

Хочу привести цитату Михаила Казиника: «Музыкальное воспитание - не есть воспитание музыканта. Это воспитание человека, человека музыки, человека гармонии. Музыка — это питание человеческого мозга. В музыке заключены формулы мышления, бытия, существования, гармонии. Все

музыкальные формы учат восприятию не только музыки, но и слова, поэзии, изобразительного искусства, пробуждают творческий дар».

Музыкальное образование воспитывает ребенка как гармоничную личность. Она учит нас сочувствию, дружелюбию, доброте и т.д. Это очень важные вещи, поэтому музыкой нужно заниматься всем.

В подтверждение моих слов, хочу привести высказывания Татьяны Черниговской: «У творцов действительно другие мозги: данные томографов показывают, что некоторые части мозга у них работают более активно, чем у остальных людей. Я уверена, что каждого маленького ребёнка нужно учить музыке, потому что это тонкая изысканная настройка нейронной сети — и неважно, станет он профессионалом или нет. Обучение физически меняет мозг, влияет на качество нейронов, толщину коры, объем серого вещества. Музыка — это сложная когнитивная деятельность. Музыка влияет на мозг чрезвычайно сильно, особенно если ей ребёнок начинает заниматься рано. Имеет смысл всех детей учить музыке не для приличия, а потому что это очень сильное воздействие на мозг. Занятия музыкой положительно влияют на мозг. Усложняют его, улучшают качество нейронных сетей, обеспечивают лучшую пластичность и лучше сохраняют его к старости».

Музыкальное образование закладывает творческое начало. Есть такие методы, которые помогают развить творческое мышление.

1. Восприятие картины и музыки. Берется произведение, которое ребенок будет играть. Нужно, чтобы ребенок придумал какой-то образ к этому произведению, чтобы он эмоционально почувствовал, что это за музыка? О чем она? Или попробовать с ребенком вместе пофантазировать, показать картинку. Этот метод развивает образное мышление и воображение.

2. Игра на музыкальных инструментах. Это помогает развитию памяти, слуха, ритма, усидчивости и трудолюбию.

3. Вокал. Благодаря этому дети развивают концентрацию, внимание, память и слух.

4. Игра-импровизация. Например, придумай название произведению, сыграй, как будто мышка бегает, досочини мелодию и т.д. Это учит импровизации, креативности и образному мышлению.

Занятия музыки без проявлений творческого начала противоречат самой природе музыкального искусства, поскольку творчество реализуется в процессе и в результате деятельности и слушателя, и исполнителя, и композитора.

Есть такая классификация функций музыкального искусства, предложенного в работах В.Н. Холоповой. И она выделяет следующие функции: коммуникативную, отражения действительности, этическую, эстетическую, каноническую (канонизирующую), эвристическую, познавательно-просветительскую, общественно-преобразующую, личностно-преобразующую.

Каждую функцию мы рассмотрим по отдельности.

1. Коммуникативная функция.

Воздействие музыки на человека может быть индивидуальным, вызывая различные воспоминания и эмоции. Но также есть социальное воздействие музыки, она может объединять людей. Каждый человек в процессе игры на инструменте вкладывает свой смысл в произведение.

2. Отражения действительности.

Функция отражения действительности в музыкальном образовании делится на три группы: отражение идей, отражение эмоций, отражение предметного мира. В процессе музыкального искусства эти группы выступают как единое целое, но в зависимости от возрастных особенностей и уровня развития учеников особое внимание может уделяться одному из группы.

3. Этическая функция.

Благодаря занятию музыке пробуждается самое светлое, хорошее и доброе.

4. Эстетическая функция.

Занимаясь музыкой, мы более глубоко чувствуем музыку, учимся ценить красоту музыки и нести с собой прекрасные чувства и доносить до других.

5. Каноническая и эвристическая функция.

Каноническая функция связана с культурной преемственностью. Без преемственности не может быть культуры.

Эвристическая функция заключается в том, что мы знакомимся с музыкой ближе. Узнаем о средствах выразительности, темпах, благодаря этому нам становится проще понимать музыкальный язык.

6. Познавательно-просветительская функция.

Каждое музыкальное произведение написано в разную эпоху, в связи с этим мы можем больше узнавать информации именно про эту историческую эпоху, ее особенности и т.д.

7. Общественно-преобразующая функция.

Музыкальное образование способствует развитию культуры, преобразованию общества.

8. Личностно-преобразующая функция.

Музыка способна оказывать сильное влияние на эмоции и настроение человека, влиять на его креативное мышление, помогать самовыражению.

Таким образом, музыкальное искусство способствует не только развитию музыкальных навыков, но и формированию творческого мышления, что может быть полезным во многих сферах жизни. Музыкальное образование является мощным инструментом для развития творческих способностей. Ведь творческий человек способен находить иные пути для решения каких-либо жизненных задач, видеть то, что другие не замечают, мыслить нестандартно, придумывать нетривиальные решения. Наличие творческого мышления имеет долгосрочное положительное воздействие на развитие умственных способностей и креативности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Суслова Н.В. Музыкальное мышление и методика его развития у младших школьников [Текст] / Н.В. Суслова // Москва, 1997. - С. 2-31;

2. Абдуллин Э. Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования [Текст] / Э. Б. Абдуллин, Е.В. Николаева // Москва, 2004. - С.5-50;

3. Морозова Н.В. О развитии образного мышления школьников в процессе музыкального образования [Текст] / Н.В. Морозова // Пермь, 2022. - С.1-17;

4. Петрановская Н.В. Творчеству можно научить [Текст] / Н.В. Петрановская // Ташкент, 2001;

5. Вершкова Д.Р. Развитие музыкально-образного мышления младших школьников на уроке фортепиано в ДМШ [Текст] / Д.Р. Вершкова // Саратов, 2021 - С.2-14;

6. Казиник М.С. Зачем учить детей музыке? [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://vk.com/wall-4445477_32980;

7. Черниговская Т.В. Мозг и музыка [Видеоматериал] / Режим доступа: https: //www. youtube. com/watch?v=R_6N0iqFRf4;

8. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. [Текст] / В.Н. Холопова // Москва, 2014. - С.5-310.

Silova A.E.

Samara State Socio-Pedagogical University (Samara, Russia)

INFLUENCE OF MUSIC EDUCATION ON DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING

Abstract: in this article we will consider the influence of music education on the development of creative thinking, as well as methods for the development of creativity, imaginative thinking.

Keywords: influence of music education, development of thinking, methods, creativity, function.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.