Научная статья на тему 'Влияние мультизадачности на продуктивность и качество человеческой деятельности'

Влияние мультизадачности на продуктивность и качество человеческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
640
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИЗАДАЧНОСТЬ / ПАМЯТЬ / ВНИМАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юмашева Д.В., Басангова Ю.А.

В данной статье рассмотрена актуальная на сегодня проблема многозадачности и ее влияние на когнитивные функции человеческого мозга. Выявляется и обосновывается ее негативное воздействие на эффективность выполняемой работы, способность переключать внимание с одного задания на другое, ухудшение памяти и внимания человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние мультизадачности на продуктивность и качество человеческой деятельности»

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2016. Volume 6. Issue 5

Ю: 2016-05-2164^-6818 Краткое сообщение

Юмашева Д.В., Басангова Ю.А.

Влияние мультизадачности на продуктивность и качество человеческой деятельности

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Научный руководитель: асс. Чебан А. Г.

Резюме

В данной работе рассмотрена актуальная на сегодня проблема многозадачности и ее влияние на когнитивные функции человеческого мозга. Выявляется и обосновывается ее негативное воздействие на эффективность выполняемой работы, способность переключать внимание с одного задания на другое, ухудшение памяти и внимания человека.

Ключевые слова: мультизадачность, память, внимание

Современное человеческое общество, ступив на порог века технологий, продолжает активно в нем осваиваться. Сейчас очень трудно представить свою жизнь без различных электронных устройств, которые так стремительно вошли во все сферы человеческой деятельности. Их разнообразие и доступность привели к появлению в современном мире такого понятия, как мультизадачность. Этот термин пришел от английского слова "multitasking" - искусство выполнять несколько дел одновременно. Быстрый темп жизни обуславливает использование различных устройств, как в профессиональной практике, так и в домашней сфере. Продолжительные рабочие будни, ведение хозяйства по дому, встречи с друзьями заставляют современного человека делать всё и сразу. С каждым днем число людей, пытающихся одновременно поддерживать разговор с собеседником и набирать SMS-сообщения, становится все больше. Сейчас общество уже настолько привыкло к такому режиму, что это стало неотъемлемой частью человеческой жизни. Однако возникает вопрос, приведет ли мультизадачность к желаемому результату? И может ли она стать причиной когнитивных нарушений?

Материал и методы

С целью получения ответа на данные вопросы, было проведено анкетирование среди молодежи, в котором участвовало 40 человек в возрасте от 15 до 22 лет. Согласно статистике они являются наиболее частыми пользователями электронных носителей. Старшее же поколение использует их только по необходимости. Главной задачей анкетирования стало выявление способности людей делать несколько дел одновременно, совмещая настоящую и виртуальную реальность, а также оценка эффективности выполняемой при этом деятельности. Результаты анкетирования, полученные в ходе опроса, представлены в виде диаграммы (рис.1).

Результаты и обсуждение

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что приблизительно 62% респондентов большую часть своего внимания уделяют какой-то одной из выполняемых задач, а вторую рассматривают поверхностно. "За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь" - эта пословица соответствует группе людей, которые, хватаясь за два дела сразу, ни одно из них не доводят до конца. Это приводит к низкой эффективности выполняемой работы. Но есть и такая группа, про которых можно сказать "Юлий Цезарь в современном мире". Люди присваивали ему лавры за то, что он мог одновременно читать книгу, вести беседу, писать указы и законы, причем сразу обеими руками.

Каков результат работы,когда вы одновременно пытаетесь разговаривать с собеседником и писать $т$-сообщение?

11,3

28,6

> Часто пропускают м^мо у шей слоы собеседник

I Hp MQlyT 4f'KJ

[ t'C'lJMyr И pii'd ,И Ь МЫСЛЬ на

5<1к-сообщенме

I Отлично справляются с обеими ицднлш

I Обе мддчи не дают pejyjitfiri

Рисунок 1. Результаты анкетирования

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2016. Том 6. № 5

70

60

SO

30

60%

40%

I йь'сокая копценчрЭцин внимания

1£нижс*нндя концентрация внимания

Рисунок 2. Концентрация внимания

Когнитивные способности лиц, принявших участие в опросе, были определены с помощью теста на концентрацию и переключение внимания и теста на проверку памяти. Показателем первого теста является минимальное значение времени, необходимое для переключения внимания. Полученные данные показали, что у большей части респондентов концентрация внимания снижена - 60%, и лишь 40% обладают способностью, сконцентрировавшись на чём-то одном, достигать высоких результатов (рис.2).

Показателем второго теста на проверку памяти является способность человека к запоминанию определенной информации и к её дальнейшему воспроизведению. Полученные данные представлены в виде диаграммы (рис.3). На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

• для всех респондентов характерна мультизадачность - активное совмещение деятельности одновременно в виртуальной и настоящей реальности;

• большая часть респондентов (62%), концентрирует свое внимание только на одной из выполняемых одновременно задач, что позволяет утверждать о том, что человек, погружаясь полностью в какую-либо одну задачу, способен достичь высоких результатов;

• довольно немалый процент молодых людей (23,8%), пытаясь сделать сразу несколько дел, тяжело переключается с одного задания на другое и, как следствие, показывает низкий результат в обеих из выполняемых задач.

Результаты теста на проверку памяти позволили выявить следующие данные:

С одной стороны, довольно высокий процент людей обладает хорошей памятью (35%), но вместе с тем и велика доля тех (50%), кто часто забывает важную информацию: предстоящие встречи, имена, события, даты. И такой показатель вполне может быть причиной того, что мозг перегружен большим количеством информации и, следовательно, плохо ее усваивает.

Анализ литературы по данной теме показывает, что, несмотря на рост тенденции внедрения мультизадачности, большинство исследователей отмечают ее негативные стороны для жизни общества. Нейробиолог Массачусетского технологического института, Эрл Миллер, чья деятельность направлена на изучение механизмов памяти, говорит: "Попытки сосредоточиться на двух делах одновременно создают перегрузки для мозга... Особенно если люди пытаются решать две сходные задачи, например, писать электронное письмо и говорить по телефону, им приходится задействовать одну и ту же часть мозга. Вынужденный обрабатывать избыточный объем информации, тот попросту замедляет работу"[1].

В культуре многозадачности, по мнению профессора Клиффорда Насса из Стэнфордского университета, «нейронные связи, ответственные за быстрый просмотр и мультизадачность, расширяются и укрепляются, а связи, используемые для чтения и глубокого анализа, требующего длительной концентрации, ослабляются и отмирают»[2].

© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2016

www.medconfer.com

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2016. Volume 6. Issue 5

Заключение

Таким образом, при постоянной смене концентрации внимания, человек рассматривает проблему поверхностно, не задумываясь, не углубляясь в саму суть. Такое отношение к проблемам формирует неправильные когнитивные привычки, которые ведут к поверхностному восприятию информации, что деформирует, т.е. уплощает личность.

Каковы же последствия? Есть все основания говорить о том, что мультизадачность может вызвать нарушение когнитивных функций, среди которых выделяют снижение памяти, внимания, способности к концентрации, повышение утомляемости при выполнении умственной работы.

Литература

1. Цит. По John Naish, "Is Multitasking Bad Your Brain?" Mail Online? Aug. 11, 2009.http://www.dailymail.co.uk/health/article-1205669/Is-multi-tasking-bad-brain-Experts-reveal-hidden-perils-juggling-jobs.html.

2. Cited in Don Tapscott, Grown Up Digital (New York: McGraw-Hill, 2009), 108-109. «Brand of the Decade: Apple»

3. Джон Медина. Правила мозга. М., 2014

4. Дэйв Креншоу. Миф о многозадачности. К чему приводит стремление успеть все. М., 2010

5. http://superhappy.ru/eti-issledovaniya-o-multitasking.. / Мультизадачность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.