Научная статья на тему 'Влияние мультипликатора потребительских расходов на развитие экономики'

Влияние мультипликатора потребительских расходов на развитие экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
810
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мультипликатор / предельная склонность к потреблению / предельная склонность к сбережению / инфляция / потребительские сбережения / потребительские расходы. / multiplier / the marginal propensity to consume / the marginal propensity to save / inflation / consumer savings / consumer spending.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Г. Г. Козлова

В статье рассматривается проблема влияния мультипликатора, рассчитанного на основании динамики потребительских доходов и расходов на потребление, на общую макроэкономическую ситуацию в стране. Даются рекомендации о вариантах антиинфляционной политики приемлемой в условиях Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE CONSUMER EXPENSES MULTIPLICATOR ON THE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY

The problem of multiplier effect, calculated on the basis of consumer income and consumption expenditure by general macroeconomic situation in the country. The recommendations on options for affordable anti-inflation policy in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Влияние мультипликатора потребительских расходов на развитие экономики»

- Экономические науки -

ВЛИЯНИЕ МУЛЬТИПЛИКАТОРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ НА

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ

Г.Г. Козлова, канд. экон. наук, доцент Российский технологический университет (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11345

Аннотация. В статье рассматривается проблема влияния мультипликатора, рассчитанного на основании динамики потребительских доходов и расходов на потребление, на общую макроэкономическую ситуацию в стране. Даются рекомендации о вариантах антиинфляционной политики приемлемой в условиях Российской Федерации.

Ключевые слова: мультипликатор, предельная склонность к потреблению, предельная склонность к сбережению, инфляция, потребительские сбережения, потребительские расходы.

Целью данной статьи является анализ влияния распределения среднедушевых доходов населения между потреблением и сбережением. Основным показателем, который характеризует такое влияние является мультипликатор потребительских расходов.

В самой простой интерпретации -мультипликатор определяется по формуле:

k =

1 -MPC

(1)

где: k - мультипликатор, MPC - предельная склонность к потреблению [2].

Для того, чтобы определить предельную склонность к потреблению необходимо сначала проанализировать: какую часть дохода население тратит на текущее потребление и обязательные платежи, а какую сберегает и тратит на покупку иностранной валюты.

Данные официальной статистики после обработки представлены в виде таблицы (табл. 1) и диаграммы (рис. 1). Данные за 2018 год являются предварительными [4].

При этом следует отметить, что при формировании ВВП не учитываются обязательные платежи и взносы, поскольку они являются изъятием средств из экономики с целью перераспределения.

Таблица 1. Доходы и расходы населения

Годы Денежные доходы (млн.руб.) Обязательные платежи и взносы (млн. руб.) Потребительские и прочие расходы (млн. руб.) Сбережения (млн.руб.)

2013 44230649 5278154 37051304 1901191

2014 47309223 2816752 40206348 1286123

2015 53153174 5955423 42380921 4816830

2016 54325250 6069175 43496980 4759095

2017 55938299 6172463 45953333 3812503

2018 58162448 6923624 49087730 2151094

Экономические науки

70000000 60000000 50000000 40000000 30000000 20000000 10000000 0

Доходы, расходы и сбережения

П 1 L

4_

П Эп П in П NH

п

2013

2014

2015

2016

2017

2018

■ Денежные доходы (млн.руб.)

□ Обязательные платежи и взносы (млн. руб.)

Н Потребительские и прочие расходы (млн. руб.)

□ Сбережения (млн.руб.)

Рис. 1. Доходы, расходы и сбережения

Для дальнейшего анализа необходимо оценить изменения вышеуказанных показателей. Располагаемый доход представля-

ет собой разницу между денежными доходами и обязательными платежами.

Таблица 2. Изменения дохода, потребления и сбережения

Годы Располагаемый доход (Ю) (млн.руб) Изменения располагаемого дохода (АЮ)(млн.руб.) Изменения потребительских расходов (млн.руб.) Изменения сбережений (млн.руб)

2013 38952495

2014 44492471 5539976 3155044,044 -615068

2015 47197751 2705280 2174572,956 3530707

2016 48256075 1058324 1116059,219 -57735

2017 49765836 1509761 2456352,921 -946592

2018 51238824 1472988 3134396,57 -1661409

Наиболее интересна ситуация с потребительскими сбережениями. Можно наблюдать, что в исследуемом периоде, за исключением 2015 года потребительские сбережения сокращаются по сравнению с предыдущим периодом, несмотря на рост доходов. Подобная тенденция противоречит кейнсианской концепции, которая ут-

верждает, что сбережения изменяются в прямой зависимости от дохода [ 1].

Если рассмотреть эту ситуацию с точки зрения предельной склонности к потреблению и сбережению, то можно заметить, что в данные годы значение предельной склонности к сбережению принимало отрицательное значение (табл. 3).

Таблица 3. Предельная склонность к потреблению и сбережению, мультипликатор

Годы Предельная склонность к потреблению (MPC) Предельная склонность к сбережению (MPS) Мультипликатор

2013

2014 0,569505002 -0,013824092 2,322907363

2015 0,803825466 0,074806679 5,097501587

2016 1,054553444 -0,00119643 -18,3306484

2017 1,626981304 -0,01902092 -1,594943889

2018 2,127917247 -0,032424807 -0,886589865

- Экономические науки -

Таким образом, можно заметить, что сбережения в эти годы изменяются в обратной зависимости от дохода.

Такая ситуация может объясняться как классическим «бегством от денег», которое наблюдалось при схожей ситуации со

значением MPS в 1998, 2008 и 2011 годах [3], так и отставанием роста располагаемого дохода от роста уровня цен.

Изучение изменения значений мультипликатора потребительских расходов дает следующий результат (рис. 2).

Мультипликатор потребительских расходов

10

5,097501587

2,322907363

П

2014

2015

2016

-10

-15

2üt7 2ö18

-1,594943889 -0,886589865

-20 --18,3306484

Рис. 2. Мультипликатор потребительских расходов

Можно отметить, что в указанные годы, значение мультипликатора потребительских расходов так же принимает отрицательное значение, что свидетельствует о невозможности фискального регулирования экономики в указанный период.

Одновременно, подобная ситуация делает более рискованными инвестиции в экономику, поскольку отрицательный мультипликатор замедляет отдачу от них.

Несмотря на то, что отрицательное значение мультипликатора сокращается, необходимо поддержание платежеспособно-

го спроса на уровне достаточном для обеспечения экономического роста. В данном случае, борьба с инфляцией, это поддержание баланса между спросом и предложением.

В условиях Российской экономики, борьба с инфляцией должна концентрироваться на увеличении предложения, а не на сокращении спроса. Поскольку в условиях высокой склонности к потреблению снижение доходов может повлечь снижение потребительских расходов в большем масштабе.

Библиографический список

1. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости процента и денег. - М.: Гелиос АРИ, 2017. -352 с.

2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: ИН-ФРА-М, 2017. - 1028 с.

3. Козлова Г.Г. Исследование влияния мультипликатора потребительских расходов на экономическую ситуацию в российской Федерации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2015. № 1. С. 168-171.

4. Федеральная служба государственной статистики: Официальная статистика. Центральная база статистических данных. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbsd.gks.ru/

5

0

5

- Экономические науки -

INFLUENCE OF THE CONSUMER EXPENSES MULTIPLICATOR ON THE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY

G.G. Kozlova, candidate of economic sciences, associate professor Russian technological university (Russia, Moscow)

Abstract. The problem of multiplier effect, calculated on the basis of consumer income and consumption expenditure by general macroeconomic situation in the country. The recommendations on options for affordable anti-inflation policy in the Russian Federation.

Keywords: multiplier, the marginal propensity to consume, the marginal propensity to save, inflation, consumer savings, consumer spending.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.