2017, Т. 19, Специальный выпуск 2017, Vol. 19, Special Issue
Экспериментальные модели Experimental models
после адоптивного переноса клеток и иммунизации у мышей-реципиентов получали селезенки и определяли в них число АОК и ИГОК.
Результаты. Добавление ВРАБЭ индуцировало иммунный ответ в смешанных культурах: прирост числа АОК для культуры с В2-клетками составил 478±190/106 клеток, а числа ИГОК — 3745±2565/106 клеток. Для культуры с В1-лимфоцитами соответствующие показатели составили для АОК 345±186/106, а для ИГОК — 13133±6023/106 клеток. Внесение в верхнюю камеру Вконтр в культуре с В2-лимфоцитами приводило к увеличению прироста АОК и ИГОК ~ в 2 раза. Добавление Вreg значительного влияние на прирост АОК и ИГОК не оказывало. На культуру, содержащую В1-клетки, Вконтр и Вreg действовали по-другому. Внесение в верхнюю камеру Вконтр почти не влияло на образование АОК и ИГОК, индуцированных ВРАБЭ. В то же время добавление в верхнюю камеру Breg уменьшало в смешанной культуре с В1-лимфоцитами прирост АОК с 344±185/106 до значения 201±94/106 и ИГОК -с 13133±6023/106 до 7045±1924/106 клеток.
Таким образом, Вreg угнетали индуцированный ВРА-БЭ специфический и поликлональный иммунный ответ в культурах с В1-лимфоцитами. Очевидно, что это угнетение в значительной степени обусловлено выделяемым Вreg-клетками IL-10.
Для исследования влияния Breg на иммунный ответ на ВРАБЭ in vivo была использована модель адоптивного переноса. Оказалось, что Breg, перенесенные одновременно с введением ТЗ АГ конгенной линии мышей CBA/N, способствовали снижению прироста числа АОК на 31%. Это свидетельствует о том, что in vivo Breg могут угнетать первичный специфический ответ на ТЗ АГ. Вконтр не оказывали такого влияния на иммунный ответ. Таким образом, данные in vivo о влиянии Breg на иммунный ответ согласуются с результатами исследований, полученными в модельной системе in vitro.
Заключение. Установлено, что Breg оказывают угнетающее действие на образование АТ-продуцентов на ТЗ АГ (ВРАБЭ) в модельной системе in vitro и при адоптивном переносе in vivo.
ВЛИЯНИЕ МП-5 И МП-6 НА МИКРОБИЦИДНУЮ АКТИВНОСТЬ И ПРОДУКЦИЮ IL-1 ß И IL-10 ПЕРИТОНЕАЛЬНЫМИ МАКРОФАГАМИ ПРИ СТРЕССЕ
Гаврилова Т.В.4, Гейн C.B.1, 3, Никитина A.A.3, Гейн О.Н.6, Черешнева М.В.2, Черешнев В.А.2, Кирилина Е.А.4
1ФГБУН«Институт экологии и генетики микроорганизмов» УрО РАН, Пермь, Россия
2 ФГБУН «Институт иммунологии и физиологии» УрО РАН, Екатеринбург, Россия
3 ФГБОУВПО «Пермский государственный научно-исследовательский университет», Пермь, Россия
4 ФГБОУ ВПО «Пермский государственный медицинский университет им. академика Е.А. Вагнера», Пермь, Россия
5 ФГБУН «Институт биоорганической химии им.
М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова» РАН, Пермь, Россия
6 ФГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия», Пермь, Россия
Введение. Миелопептиды - группа короткоцепочных биорегуляторных молекул пептидной природы, обладающая широким спектром иммунорегуляторной активности за счет возможного направленного влияния отдель-
ных пептидных фракций на различные звенья иммунной системы.
Цель. Исследовать влияние миелопептидов МП-5 и МП-6 на продукцию активных форм кислорода, IL-ip и IL-10 перитонеальными макрофагами мышей на фоне иммобилизационного стресса in vivo.
Материалы и методы. Эксперименты в системе in vivo выполнены на мышах-самцах породы Swiss, массой 17-22 г. В качестве стрессорного воздействия использовался 2-часовой иммобилизационный стресс. МП-5 или МП-6 вводили внутрибрюшинно за 30 минут до начала стресса в дозе 40 мкг/кг. Оценку продукции активных форм кислорода перитонеальными клетками производили с помощью реакции люминолзависимой хемилю-минесценции. Для оценки продукции цитокинов пери-тонеальные макрофаги культивировали в 24-луночных планшетах 106 клеток в 1 мл полной культуральной среды. Количественное определение IL-ip и IL-10 проводили с помощью наборов (R&D, США).
Результаты. Уставновлено, что иммобилизационный стресс не влиял на спонтанную продукцию активных форм кислорода. Миелопептид МП-5 стимулировал спонтанную продукцию активных форм кислорода макрофагами, в то время как статистически значимых эффектов МП-6 на спонтанную ЛЗХЛ зарегистрировано не было. При анализе стимулированной ЛЗХЛ было установлено, что стресс угнетал продукцию активных форм кислорода в зимозан-стимулированных культурах, а МП-5 отменял эффект стресса. В группах животных, подвергнутых стессу на фоне введения МП-6, наблюдалось усиление продукции активных форм кислорода по сравнению с контрольной группой и с группой животных, подвергнутых стрессу. В дальнейшем мы оценивали влияние МП-5 и МП-6 при стрессе на продукцию IL-ip и IL-10. Стресс угнетал зимозан-ин-дуцированную продукцию IL-ip, предварительное введение мышам МП-5 и МП-6 стресс-индуцированное угнетение IL-ip отменяло. На продукцию IL-10 стресс влияния не оказывал, в то же время наблюдалось выраженное снижение спонтанной и стимулированной продукции IL-10 в группе животных, подвергнутых стрессу на фоне введения МП-5.
Заключение. Таким образом, миелопептиды МП-5 и МП-6 оказывают модулирующее действие на функции стимулированных зимозаном перитонеальных макрофагов, отменяя стресс-индуцированное угнетение продукции активных форм кислорода и IL-ip. В общем полученные нами данные указывают на перспективность дальнейшего исследования иммуномодулирующих эффектов МП-5,6 и других отдельных миелопептидов.
Работа поддержана грантом РФФИ !6-44-590!56-р-а.
ВЛИЯНИЕ ХОЛОДОВОГО СТРЕССА НА ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ПЕРИТОНЕАЛЬНЫХ МАКРОФАГОВ В УСЛОВИЯХ БЛОКАДЫ ОПИАТНЫХ РЕЦЕПТОРОВ
Гейн С.В.1 2, Шаравьева И.Л.1
1 Институт экологии и генетики микроорганизмов УрО РАН, Пермь, Россия
2 Пермский государственный научно-исследовательский университет, Пермь, Россия
Введение. Холодовой стресс — стрессорное воздействие, вызванное низкой температурой окружающей