Научная статья на тему 'Влияние моды на культурное сознание молодёжи: феномен стиляг в СССР в 1940-1960-е гг'

Влияние моды на культурное сознание молодёжи: феномен стиляг в СССР в 1940-1960-е гг Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2553
428
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖНАЯ КУЛЬТУРА / АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / СТИЛЯГИ / СССР / МОДА / YOUTH CULTURE / ALTERNATIVE CULTURE / STILYAGI / USSR / MODE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Габур Владимир Сергеевич

В данной статье автор пытается проанализировать влияние моды на западный образ жизни в Советском Союзе, который стал причиной появления такого движения, как стиляги, одного из первых примеров молодёжной альтернативной культуры в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Impact of mode on cultural consciousness of young people: phenomenon of stilyagi in USSR in 1940-1960 years

In this article author tries to analyze the impact of mode on western lifestyle in USSR, that was a reason of social movement of stilyagi, they were the one of first samples of alternative youth culture in Soviet Union.

Текст научной работы на тему «Влияние моды на культурное сознание молодёжи: феномен стиляг в СССР в 1940-1960-е гг»

32. Например, коммуна «Рассвет» в Воронеже, анархо-колхоз «Новый путь» в Ленинградской области, коммуна «Солнцеград» (более подробная информация - http://rassvet-altruism.ru/rassvet.html).

33. Голова Т. Сквоттеры в Петербурге: практика захвата и образ жизни // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ) / под ред. В. В. Костюше-ва. СПб.: Норма, 1999. С. 128-153.

34. Там же.

35. Аксютина О. Культура повседневности современных протестных движений в Европе // Повседневность как текст культуры: материалы междунар. науч. конф. / под ред. Н. О. Осиповой. Киров: ВятГГУ, 2005. С. 45-56; Аксютина О. Политика повседневной жизни DIY-культур // Меняющаяся молодежь в меняющемся мире: невидимая повседневность / под ред. Е. Омель-ченко, Н. Гончаровой. Ульяновск: Изд-во УГУ, 2006. С. 13-17.

36. Зеленова Д. А. Протестные сквоттерские сообщества в международном контексте движения против неолиберальной глобализации (на примере ЮАР): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011.

37. Там же.

38. Pruijt H. Squatting in Europe available at http: //home.hetnet.nl/~Kiebeler/homepage%20Hans/ Squatting%20in%20Europe.htm.

39. Ященко В. Г. Либертарный дух в эпоху постмодерна. Волгоград, 2002.

40. Павлова Т. А. Закон свободы. Повесть о Дже-рарде Уинстэнли. М.: Политиздат, 1985; Павлова Т. А. Народная утопия в Англии середины XVII века. Представления о социальной справедливости. М.: ИВИ РАН, 1998.

41. Corr A. No trespassing: Squatting, rent strikes and land struggles world wide. Cambridge, MA: South End Press, 1999.

42. Lacey A. Britain Networked Communities: Social Centers and Activist Spaces in Contemporary // space and culture vol. 8 no. 3, august 2005 286-301 / ed. A. Lacey. August, 2005. P. 286-301.

43. Савинов П. Б. Самоуправляемые социальные центры как агенты вторичной социализации молодежи в гражданском обществе (на примере Италии): дис. . канд. социол. наук. М., 2004.

44. Это верно для времени написания диссертации автором (2002 г.), сейчас же ситуация в корне изменилась - «низовые» социально-культурные центры в России начинают получать свое развитие.

УДК 316.723

В. С. Габур

ВЛИЯНИЕ МОДЫ НА КУЛЬТУРНОЕ СОЗНАНИЕ МОЛОДЁЖИ: ФЕНОМЕН СТИЛЯГ В СССР в 1940-1960-е гг.

В данной статье автор пытается проанализировать влияние моды на западный образ жизни в Советском Союзе, который стал причиной появления такого движения, как стиляги, одного из первых примеров молодёжной альтернативной культуры в стране.

In this article author tries to analyze the impact of mode on western lifestyle in USSR, that was a reason of social movement of stilyagi, they were the one of first samples of alternative youth culture in Soviet Union.

Ключевые слова: молодёжная культура, альтернативная культура, стиляги, СССР, мода.

Keywords: youth culture, alternative culture, stilyagi, USSR, mode.

На сегодняшний день процесс изучения молодёжной культуры является важным инструментом в исследованиях социокультурной проблематики современного общества, которое постоянно испытывает внутренние изменения, влияющие на культурный базис человека. Часто индикатором таких изменений является молодёжь, которая генерирует внутри себя особую культурную среду - молодёжную субкультуру. Одним из основных факторов появления молодёжной субкультуры является обособленное положение молодёжи в обществе: ее маргинальность, относительная свобода выбора и усиливающиеся социальные различия (ярким примером усиления различий служит период 1950-1960-х гг., наступивший после Второй мировой войны).

Молодёжь как социальная прослойка, прежде всего, проходит этап адаптации к исполнению определённых социальных ролей в обществе, где на человека одновременно начинают воздействовать ровесники с формирующимся мировоззрением и старшее поколение, уже выработавшее определённые схемы социальных правил. Именно подобное влияние двух социальных векторов часто действует в роли контраста «отцов и детей». Наиболее ощутимый и заметный диссонанс происходит из-за различных моделей будущего функционирования государства и, что особенно важно, человека в нём.

Особенно сильными становятся различия в моменты экономических потрясений, политических и идеологических изменений [1]. Младшее

© Габур В., 2011

поколение воспринимает модель поведения старшего поколения неработоспособной в новых условиях, а новая модель начинает формироваться в оппозиции «модели отцов». К ситуации принятия или опровержения модели «старших», которая подразумевает «единственный верный путь», суммируется и относительная свобода выбора.

История большинства западных держав показывает, что процессы либерализации и глобализации меняют консервативную модель профессиональной преемственности на свободу выбора пути самореализации. Эти факторы в середине XX в. привели к появлению таких понятий, как молодёжная культура, субкультура и культура альтернативная. Если молодёжная культура ориентирована на включение молодого человека в контекст социума, где господствует официальная культура, то альтернативная культура создаёт ситуацию противопоставления общепринятым стандартам общества.

В общемировой тенденции обособления молодёжи советское общество не стало исключением, ярким примером тому являются социальные изменения 1960-х гг., когда в стране начали относительно свободно распространяться западные идеи и образ жизни. Однако предпосылки для распространения западного образа жизни в изолированном Советском Союзе начали складываться гораздо раньше - в конце 1940-х. Советский Союз оказался в весьма сложной для устоявшейся идеологии ситуации благодаря сближению с западным миром после союзнических военных действий. В СССР всё чаще стали проникать предметы западного происхождения, причём популярностью пользовались не только какие-то вещи из быта, а культурные объекты, такие, как иностранные фильмы, музыка или литература.

В среде молодёжи, которая была менее идеологизирована, чем старшее поколение, прошедшее войну, зарождается культурный конфликт: послевоенный Советский Союз диссонировал с увиденным в иностранных фильмах, ситуацию усугубляла политическая блокада европейских стран, не входящих в социалистический лагерь.

Переломным фактором, который увеличил масштабы проникновения западного образа жизни, стал XX съезд КПСС и последующая десталинизация общества, которая во многом начала менять отношение советского человека к западному миру. Тогда в Советском Союзе начинает распространяться мода на многие западные вещи и в целом на стиль жизни. Это, конечно, обусловлено не только политическими процессами: часто западные вещи и предметы обихода были сделаны более качественно, что и служило основной причиной их спроса внутри союзных республик. Однако остановимся именно на западной моде.

Само понятие «мода» имеет множество трактовок, которые сводятся к периодической смене образцов культуры и поведения [2]. Обычно под модой подразумевают непродолжительное господство определенного типа стандартизированного массового поведения, в основе которого лежит относительно быстрое и масштабное изменение внешнего (прежде всего, предметного) окружения людей [3]. Здесь важно отметить многогранную структуру «окружения», которая включает в себя не только одежду, но и искусство, культуру поведения, язык и многое другое.

Одним из первых и самых ярких проявлений альтернативной культуры на территории современной России стали стиляги. Само слово стиляги появилось в журнале «Крокодил» в фельетоне Д. Г. Беляева, после чего термин вышел за пределы инструментария пропаганды и воспитательной работы и получил популярность во всем Советском Союзе.

Стиляги, в общепринятом смысле, олицетворяли собой альтернативную молодёжную культуру в СССР, основами которой являлись симпатия к западному образу жизни (сами себя они позже именовали «штатниками» - производное от США) и аполитичность, крайне несвойственная советскому человеку. Наиболее широкое распространение данное движение получило в 1960-е гг. Основной причиной появления стиляг считается политика относительного сближения Советского Союза и стран Запада. Существует весьма логичное объяснение появления стиляг в историческом контексте: XX съезд КПСС, политика «оттепели» ослабила работу пропагандистского аппарата и цензуры, расширение социалистического лагеря.

Прежде всего социальной прослойке молодёжи, с симпатией относящейся к западному образу жизни, было необходимо обозначить свои чёткие предметные коды, так как «молодёжная культура маркирует особо значимые компоненты... чаще всего выступающие в качестве групповых символов» [4]. Многие исследователи отмечают, что сам феномен стиляг ознаменовал собой прогрессивные социальные перемены даже в закрытом Советском Союзе.

Мода стиляг имела весьма чёткую природу происхождения: в стране существовали довольно строгие правила внешнего облика, который у молодёжи ассоциировался прежде всего с однообразием. Именно поэтому первые стиляги воспринимались как эпатажная молодёжь благодаря сатирическим очеркам тех времён: «В дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепыий вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зеленые; таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клеша; ботинки на нем пред-

ставляли собой хитроумную комбинацию из черного лака и красной замши. Юноша оперся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую, после чего обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки» [5]. Эти первые проявления альтернативного внешнего вида несли в себе советскую проекцию западного стиля одежды, так как «после Второй мировой войны советское общество некоторое время сохраняло открытость по отношению к Западу. Миллионы советских солдат вернулись домой, и в их рассказах фигурировали впечатления о европейской жизни. Люди еще носили вещи, присланные по ленд-лизу, в кинотеатрах шли трофейные фильмы. Особым успехом пользовались «Серенада Солнечной долины», «Сто мужчин и одна девушка», «Облава» [6].

Важно отметить еще один факт - в закрытой послевоенной советской культуре понятие «иностранец» воспринималось не иначе как «враг». Сложившееся положение начинает меняться в 1957 г., когда проходит шестой международный фестиваль студентов и молодёжи, где советские люди смогли вступить в коммуникацию с представителями разных культур (на мероприятии присутствовали делегации от 131 государства). Для многих это событие стало первым шансом пообщаться с иностранцами и узнать больше об их образе жизни.

Официальной целью фестиваля была пропаганда мира, но такая международная встреча прежде всего помогла пробиться западному образу жизни в СССР. На мероприятии было много молодых людей, которые уже тогда интересовались западным стилем жизни, а после встречи с непосредственными носителями инородной культуры на фестивале всё чаще стали появляться так называемые стиляги. Рассмотрим конкретно, на какие аспекты культурного сознания советского человека начал влиять западный мир.

Прежде всего Европа оказала влияние на внешний вид советской молодёжи: узкие брюки и галстуки, «кок» на голове. Все эти детали внешнего вида и гардероба в СССР попали из Великобритании, где так выглядели так называемые «тедди-бойз». Однако советское общество впитало в себя общемировую (зародившуюся на западе) тенденцию альтернативной молодёжной моды - «сочетание высокого и низкого стилей» [7]. Молодые люди стали сочетать самые разнообразные атрибуты западной жизни: носили, к примеру, яркие гавайские рубашки с пиджаками.

В 1950-е гг. страна впитала в себя общемировую моду, которая строилась на свободе самовыражения. Во внешнем виде молодёжь 1950-х подражала западным (по их мнению) образцам, так как возможность оказаться в другом куль-

турном пространстве была далеко не у всех, то информацию о внешнем виде стиляг черпали от тех немногих, кто смог побывать за пределами СССР. Но устоявшаяся идеология тех лет не могла оставить безответной такую увлечённость западным внешним видом. Логично, что открытую борьбу с подобным явлением взял на себя аппарат пропаганды, который решил высмеять стиляг, сделав их главными героями карикатур.

В сатирических зарисовках о жизни стиляг главенствовали молодые люди, так как женский образ стиляги был менее «западным»: удлинённый обувной носок, зауженные платья и юбки с длинным разрезом, яркий макияж. Такой образ пришёл к советским девушкам через западные страны социалистического лагеря, а туда - из Англии.

Подразумевая под собой протест против идеологически обоснованной «простоты», образ стиляг практически целиком концентрировался на западных образцах, доказательством чему является и стремление стиляг носить именно «фирменный», то есть иностранный предмет гардероба.

Обобщая образ стиляги, укажем на тот факт, что модели внешнего вида брались если не из рассказов людей, бывших за пределами Родины, то из иностранных фильмов, где прообразами стиляг служили главные герои. Важно отметить, что с западной повседневностью образ советского стиляги имел мало общих черт.

Другим отражением западного происхождения субкультуры стиляг в СССР стал собственный сленг, большинством слов которого являлись различные англицизмы (многие слова происходили из жаргона американских музыкантов. Словосочетание «хеток олдовый» происходило от английского "old hat" и значило «старую шляпу» [8], ботинки назывались «шузами», смореть -«лукать», носки - «соксы» и т. д.). Очевидно, что подобные языковые игры полностью соответствовали «бунту» стиляг против советской серости и однообразия, а попытка видоизменить свою речь носила не только присущий субкультурам идентификационный характер (через подобные слова можно было понять, имеет ли отношение какой-либо человек к движению стиляг), в подобных англицизмах находила своё продолжение повальная мода на всё западное.

Телесный язык стиляг тоже контрастировал с окружающей действительностью: «Стиляги телесно оформляли себя как люди изысканные, намеренно манерные. Их новые жесты: запрокинутая назад голова, высокомерный взгляд сверху вниз на окружающих, особая "развинченная" походка - свидетельствовали о принадлежности к богеме» [9].

Инородным по происхождению оказалась и музыка стиляг - джаз. «Джаз рассматривался

как продукт буржуазной культуры, и он мог оказать "тлетворное" влияние на советского человека, так как это - вражеская музыка. Поэтому, хотя на всю страну и существовало для видимости 3-4 якобы джазовых оркестра, их сильно зажимали, не давали ходу и ограничивали в репертуаре» [10]. Джаз здесь следует понимать в широком смысле, то есть со всеми его производными, в частности фокстротом и свингом. Но в СССР джаз и направления, выросшие из джаза, были обслуживающей составляющей танцевальных мероприятий. Гонениям в музыкальной среде подвергались все символы США, например саксофон: «Коммунисты боялись не только фокстротов и танго, но и музыкального инструмента! Жуткий гнев и негодование у них вызывал саксофон! С ним боролись, как с врагом народа, и старались, если уж невозможно запретить его полностью, всячески уменьшить количество саксофонов в оркестре» [11].

Но если некоторые ответвления джаза всё же смогли найти своё место на советских танцплощадках, то наиболее жестокому гонению подвергся один из самых танцевальных жанров музыки тех лет - рок-н-ролл. Это направление высмеивали и обличали многие средства массовой информации. Показательным в этом смысле является письмо некой Лены К., пришедшее в редакцию журнала «Юность»: «На этих "вечеринках" не было веселья, а были лишь коньяк, сигареты, "рок" (рок-н-ролл) и... Вскоре она, бывшая отличница, начала страдать на уроках от похмелья, а то и вовсе пропускать занятия» [12]. Такая идеологическая блокада рок-н-ролла весьма очевидна, именно он был самым быстрым из музыкальных жанров тех лет, а в Советском Союзе с середины XX в. наблюдался явный рост популярности именно танцевальной быстрой музыки.

У правящей элиты в руках был один очень важный инструмент - контроль музыкального рынка страны. Музыка существовала на технических носителях, которые требовали весьма сложного технологического процесса производства и сложно копировались (виниловые пластинки). Однако рок-н-ролл смог проникнуть в молодёжную среду бывшего СССР.

Одним из главных достижений стиляг стал так называемый «рок на костях», так как многие виниловые записи производились подпольно на рентгеновских снимках. Логично, что на этих записях была запрещённая музыка западных групп. Борьба с рок-н-роллом продолжалась практически всю историю его существования в стране (причём позднее запрещённые группы подпольно выпускали свои записи уже на магнитной ленте, то есть процесс печати записей на рентгеновских снимках имеет прямое отношение именно к стилягам).

Другим важным проявлением социальной деятельности «модных людей» стало «фланирование». Под фланированием принято понимать простую прогулку либо прогулку с целью показать себя. Само по себе фланирование контрастировало с устоявшимся образом честного и работящего советского человека. Стиляги всё же преследовали в подобных выходах определённую цель - это была ещё одна культурная площадка для обмена информацией. Помимо танцевальных площадок молодёжь встречалась друг с другом. Важным аспектом подобных встреч был контроль за другими стилягами: наблюдалось, кто и во что одет; также появлялась возможность продемонстрировать свой внешний вид. Общение на таких вечеринках носило в своём большинстве невербальный характер, так как за скоплениями стиляг строго следили дружинники. Важным здесь является название места для фланирования - «брод». Здесь зашифрована игра слов вокруг двух понятий - «бродить» и «Бродвей». В своём стремлении подражать западной культуре стиляги даже использовали название знаменитой американской улицы. Но, естественно, что «брод» было не просто сокращением от улицы Бродвей, здесь весьма явно фигурирует смысловой оттенок слова «бродить», то есть идти медленно, не придерживаясь определённого направления.

В итоге стиляги оказались сугубо западной моделью молодёжной альтернативной культуры, став одним из первых субкультурных проявлений в СССР. Позже данное движение начинает делиться на «битников» и «штатников» (кстати, тоже американские модели социальных групп). На это есть ряд причин, наиболее явными из которых являются следующие: взросление стиляг и необходимость профессиональной самореализации (большинство стиляг учились в вузах), появление другого веяния западного мира в СССР -хиппи, относительное расширение рамок творческой деятельности и самовыражения.

Стиляги олицетворяли собой протест против устоявшейся идеологии в молодёжной среде в СССР в 1940-1960-е гг. Основой её послужила западная модель поведения, основанная на свободе самовыражения. Именно увлечение молодёжи западным внешним видом, музыкой, досугом и языком повлекло за собой важные социальные процессы либерализации общества. Западная культура, пропущенная через призму советской реальности, послужила толчком к проникновению в изолированный Советский Союз не только западной культуры, но и её достижений в самых разных областях. Конечно, мировая обстановка продолжала быть весьма накалённой, но сразу после стиляг в СССР проходит показ мод от Ив Сен-Лорана, где советский человек

узнал о западной моде не из журналов, а все увидел своими глазами.

Стиляги «виртуозно умудрялись быть свободными в самых неподходящих условиях» [13], тем самым совершая важный для СССР шаг - подготовку и вторжение альтернативной молодёжной культуры.

Мода на западный образ жизни в послевоенное время послужила отправной точкой для дальнейшего развития субкультур в советском обществе. Стиляги первыми на себе опробовали важные субкультурные свойства, на которые потом опирались многие альтернативные культуры: эпатаж, закрытость и оппозиция массовой культуре. Важно отметить, что основой данного движения стала именно мода на образ жизни, а не на идеи западного мира. При подробном рассмотрении образа жизни стиляг в Советском Союзе и целей западной молодёжи становится виден контраст между ними - стиляги добивались своим поведением либерализации общественных устоев, а молодёжь в Европе и Америке боролась с капиталистическими ценностями.

Таким образом, в истории и культуре Советского Союза стиляги стали своеобразным субкультурным феноменом, истоки которого кро-

ются прежде всего в желании подражать всему западному - от внешнего вида до музыкальных предпочтений. Именно западный образ жизни и мода на него послужили главным сигналом для обособления молодёжи в самостоятельное сообщество советских стиляг.

Примечания

1. Омельченко Е. Молодёжные культуры и субкультуры. М.: Ин-т социологии РАН, 2000.

2. Культурология. XX век: энциклопедия / гл. ред., сост. и авт. проекта С. Я. Левит; отв. ред. Л. Т. Миль-ская. СПб.: Унив. кн., 1998. Т. 1: А-Л. С. 427-447; Т. 2: М-Я. С. 428-444.

3. Новейший философский словарь / сост. А. А. Гри-цанов. Минск, 1998.

4. Щепанская Т. Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М.: ОГИ, 2004.

5. Славкин В. Памятник неизвестному стиляге. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1996.

6. Вайнштейн О. Б. Денди. М.: Новое литературное обозрение, 2005.

7. Там же.

8. URL: http://www.svobodanews.ru/archive/ blog_pomerantsev/20100201/923/2103.html

9. Вайнштейн О. Б. Указ. соч.

10. Петров В. А. Страх, или Жизнь в Стране Советов. СПб.: Юридический Центр Пресс, 2008.

11. Там же.

12. Юность. 1959. Май. С. 95-97.

13. Вайнштейн О. Б. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.