Научная статья на тему 'Влияние мобильности трудовых ресурсов на формирование депрессивности региональных рынков труда'

Влияние мобильности трудовых ресурсов на формирование депрессивности региональных рынков труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ / РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ДЕПРЕССИВНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ТРУДА / БЕЗРАБОТИЦА / КОЭФФИЦИЕНТ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА / МИГРАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / МИГРАЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шичкин И.А.

В статье анализируются особенности мобильности трудовых ресурсов в России в разрезе межрегиональной и внешней миграции. Оценивается депрессивность региональных рынков труда на основе показателей безработицы, коэффициента напряженности на рынке труда, среднемесячной номинальной начисленной заработной платы. В результате проведенного исследования детерминирована роль миграционного фактора в формировании депрессивности региональных рынков труда. Установлено, что в настоящее время неупорядоченные миграционные потоки в России способствуют росту напряженности на рынках труда в одних регионах и не решают проблему острой нехватки трудовых ресурсов других субъектов РФ. Значимость более рационального использования трудовых ресурсов, разработки действенных механизмов привлечения мигрантов, их адаптации и закрепления в трудодефицитных регионах России приобретает наибольшую актуальность в контексте обеспечения устойчивого развития национальной экономики. Автором предложен комплекс мер в рамках государственной социально-экономической и миграционной политики, направленных на более эффективное использование трудовых ресурсов с целью снижения депрессивности региональных рынков труда и обеспечения устойчивого социального-экономического развития российских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние мобильности трудовых ресурсов на формирование депрессивности региональных рынков труда»

Влияние мобильности трудовых ресурсов на формирование депрессивности региональных рынков труда

Шичкин Игорь Алексеевич

к.э.н., доцент кафедры «Управление человеческими ресурсами», ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», shichkinia@mail.ru

В статье анализируются особенности мобильности трудовых ресурсов в России в разрезе межрегиональной и внешней миграции. Оценивается депрессивность региональных рынков труда на основе показателей безработицы, коэффициента напряженности на рынке труда, среднемесячной номинальной начисленной заработной платы.

В результате проведенного исследования детерминирована роль миграционного фактора в формировании депрессивности региональных рынков труда. Установлено, что в настоящее время неупорядоченные миграционные потоки в России способствуют росту напряженности на рынках труда в одних регионах и не решают проблему острой нехватки трудовых ресурсов других субъектов РФ. Значимость более рационального использования трудовых ресурсов, разработки действенных механизмов привлечения мигрантов, их адаптации и закрепления в трудо-дефицитных регионах России приобретает наибольшую актуальность в контексте обеспечения устойчивого развития национальной экономики. Автором предложен комплекс мер в рамках государственной социально-экономической и миграционной политики, направленных на более эффективное использование трудовых ресурсов с целью снижения депрессивности региональных рынков труда и обеспечения устойчивого социального-экономического развития российских территорий.

Ключевые слова: миграция населения, рынок труда, занятость населения, депрессивность региональных рынков труда, безработица, коэффициент напряженности на рынке труда, миграционные потоки, миграционные процессы, миграционная привлекательность, межрегиональная миграция, трудовая миграция.

Миграция населения в современной России выступает в качестве одного из ключевых факторов, детерминирующих уровень депрессивности региональных рынков труда, поскольку межтерриториальные перемещения трудовых ресурсов с определенными социально-демографическими и профессионально-квалификационными характеристиками неизбежно приводят к изменению уровней занятости и безработицы населения, оплаты труда, коэффициента напряженности на рынках труда.

Основными экономическими факторами, отталкивающими и притягивающими трудовые ресурсы, являются темпы развития региональной экономики, уровень и качество жизни населения, ситуация на рынке труда, обеспечение жильем и социальными гарантиями, уровень развития социальной и транспортной инфраструктуры и т.д. Ожидаемыми выгодами и преимуществами, получаемыми трудящимися и членами их семей в результате переезда в другую местность, являются повышение уровня и качества жизни, благодаря обеспечению более высокого дохода, чем по месту их постоянного проживания. Большинство мигрантов - это люди трудоспособного возраста, прежде всего молодежь, которая не может найти достойной сферы приложения своему труду.

Оценивая депрессивность региональных рынков труда через призму отдельных экономических показателей следует отметить, что российский рынок труда характеризуется территориальными диспропорциями в распределении трудовых ресурсов, уровнях обеспеченности рабочей силой и показателях безработицы. Это связано со спецификой распределения средств производства на территории страны. Внутрироссийские миграции в течение 1989-2010 гг. характеризовались отрицательной динамикой, что привело к сокращению числа переселений внутри страны почти вдвое (рис. 1)1.

В связи с изменением в 2011 г. порядка статистического учета внутренней миграции в России, количество фактов миграционных перемещений значительно возросло, при этом число граждан, фактически вовлеченных во внутрироссийскую миграцию не превышает 2-2,5 млн чел. ежегодно.

По данным обследования рабочей силы численность занятых, которые работали за пределами субъекта Российской Федерации, в котором они проживают, включая работавших на территории другого государства, в среднем за 2016 г. составила 2,7 млн., что на 8% выше показателя предыдущего года. Вместе с тем, внутренняя миграция в России не выступает в качестве реального инструмента снижения депрессивности региональных рынков труда, вследствие ряда причин, таких как отсутствие информации о перспективах переезда в тот или иной регион, проблема жилищного обустройства, затруднения в поиске работы и социальной адаптации мигрантов на новом месте.

Внутрироссийская миграционная подвижность за последние два десятилетия способствовала концентрации трудовых ресурсов в регионах Центрального, Северо-Западного федеральных округов, в то же время формированию кадрового дефицита в Чукотском автономном округе, Магаданской, Камчатской и Сахалинской областях2. Высокие темпы развития Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов требуют привлечения трудовых ресурсов в данные регионы. Однако этот процесс осложняется неблагоприятными природно-климатическими условиями, типичными для данных территорий и неразвитостью инфраструктуры. Кроме того, стоимость труда в Сибири и на Дальнем Востоке выше, чем в европейских районах: затраты на оплату труда, создание условий труда и быта для работников в несколько раз превышают аналогичные затраты в центральной части России, что приводит к обострению проблемы кадрового дефицита в регионах Дальневосточного и Сибирского федеральных округов.

Напротив, трудоизбыточные регионы Северо-Кавказского федерального округа характеризуются устойчивым естественным и механическим приростом населения при одновременном дефиците трудовых вакансий. Трудообеспеченные регионы России имеют сбалансированность между наличием мест приложения труда и численностью трудовых ресурсов, в их числе Центральный, Северо-Западный, Волго-Вятский, Поволжский, Центрально-Черноземный и Уральский экономические районы.

Миграционной привлекательностью для отечественных трудовых ресурсов в России, в первую очередь пользуются регионы Центрального и Северо-Западного феде-

© £

Я

3

9

а

2 а

7

г-

сэ

сч

сэ £

а

2 ©

рального округов, а также крупные города-миллионеры - Москва, Санкт-Петербург, Казань, Уфа, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара. Вместе с тем, многие сельские переселенцы предпочитают переезжать в областные, республиканские, краевые и районные городские населенные пункты, поскольку зачастую это сокращает продолжительность социальной адаптации.

По показателю безработицы, рассчитанному согласно критериям МОТ, в стране лидируют регионы Северо-Кавказского федерального округа, где в августе 2017 г. ее средний уровень составлял 10,5%, в том числе в Чеченской Республике - 14%, Республике Ингушетия -27%, Республике Дагестан - 11,4%. Высокий уровень безработицы также наблюдается в отдельных регионах Сибирского федерального округа, в том числе в Республике Тыва - 18,7% и Забайкальском крае - 10,8%. Между тем, наиболее низкие показатели безработицы зарегистрированы в регионах с традиционно высоким спросом на рабочую силу, в частности в Центральном федеральном округе - 3,1%, в том числе в Москве -1,3% и Московской обл. - 3,3%, а также в Северо-Западном федеральном округе в г. Санкт-Петербург - 1,7%3.

В 2016 г. отмечалась значительная дифференциация регионов по уровню напряженности на рынке труда, при этом среднероссийский показатель в последние пять лет не превышал 3.3 п.п. В составе России есть субъекты как с относительным избытком, так и со значительным относительным дефицитом трудовых ресурсов. Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда проявляется в чрезмерно низких или слишком высоких значениях коэффициента напряженности. Однако, если в Чеченской Республике в 2010-2016 гг. удалось существенно (в 8,5 раза) снизить значение коэффициента напряженности до 45,1 п.п., то по-прежнему чрезвычайно высокие значения данного показателя остаются в республиках Ингушетия - 342,2 п.п. и Дагестан - 181,2 п.п.4. Депрессив-ность рынков труда может привести к повышению социальной напряженности в данных регионах, которая будет провоцировать политическую нестабильность и ухудшение инвестиционной привлекательности.

Еще одной серьезной проблемой, является территориальный и отраслевой дисбаланс на рынке труда, что проявляется в дефиците квалифицированных кадров в отдельных сферах деятельности

Рис. 1. Внутрироссийская миграция населения,

при наличии незанятых внутренних трудовых ресурсов. В результате межрегионального миграционного обмена регионы с невысоким уровнем жизни устойчиво, и нередко безвозвратно теряют трудовые ресурсы, включая высококвалифицированных специалистов, кадров рабочих профессий, вследствие чего также отрицательное воздействие испытывает на себе не только региональный рынок труда, но и экономика миграционно-не-привлекательных регионов в целом.

Характеризуя показатель среднемесячной номинальной начисленной заработной платы необходимо отметить территориальные диспропорции в уровне жизни населения России. В 2016 г. размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы составлял 36 709 руб., что соответствовало 3,8 прожиточных минимума (9 691 руб. на душу населения в 1 квартале 2017 г.)11. По данному показателю лишь 16 субъектов РФ относились к регионам, превосходящим среднероссийское значение показателя номинальной начисленной заработной платы. Главным образом, к ним принадлежали крупные индустриальные районы на Северо-Западе и Европейском Севере - г. Санкт-Петербург (48 703 руб.), Мурманская (48 986 руб.) и Архангельская (40 790 руб.) области, республика Коми (43 662 руб.); в Центре - Московская обл. (42 656 руб.); в Сибири - Красноярский край (38 474 руб.), а также все регионы Дальневосточного федерального округа за исключением Еврейской АО (32 165 руб.) и Амурской обл. (33 837 руб.). В целом, благодаря перечисленным регионам во многом удалось достичь означенного уровня среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в России.

Между тем, большинство российских регионов фактически принадлежит к группе территорий со значением показателя

-2015 гг., млн чел. [1].

номинальной начисленной заработной платы ниже среднероссийского уровня. К ним следует отнести все регионы Приволжского, Северо-Кавказского, Южного и Сибирского (кроме Красноярского края) федеральных округов. В числе значительно отстающих по данному показателю регионов - Республика Дагестан (20 629 руб.), Алтайский край (21 202 руб.), Республика Калмыкия (21 318 руб.) и др. Низкий уровень доходов и зарплатных предложений способствует миграционному оттоку населения и росту депрес-сивности региональных рынков труда.

В условиях возрастания социально-экономических диспропорций в региональном развитии также усиливается миграционная дифференциация российского пространства. Несбалансированность потоков рабочей силы в России, ведущая к неравномерному распределению трудовых ресурсов по территории страны, особенно к их избытку в одних регионах и дефициту в других, негативно отражается на рынке труда и занятости населения России, в частности на экономике страны в целом. Зачастую именно это обусловливает высокий уровень безработицы, наиболее характерный в первую очередь для трудоизбыточных регионов России. Неадекватное представление о конкурентоспособных, востребованных специальностях на рынке труда, полная асимметричность информации на рынке труда, несоответствие рынка образовательных услуг требованиям рынка труда - вот только некоторые проблемы, которые создают дополнительные барьеры для оттока избыточных трудовых ресурсов в другие регионы.

В современных реалиях Россия наряду со США, Германией, Саудовской Аравией относится к числу ведущих стран иммиграции. Согласно данным Главного управления по вопросам миграции МВД России, по состоянию на 31 декабря 2016

Таблица 1

Сведения об отдельных показателях внешней миграции в России [10].

Оформлено разрешений на работу 2017 г. (январь-август) 2016 г. 2015 г

94 907 149 013 214 559

н том числе Высококва1 и фи ци рои анным специалистам 1Я 519 26 995 43 555

Квалифицированным специалистам 11 589 14 775 22 099

Оформлено патентов 1 196 082 1 510 378 1 788201

Численность иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории РФ 7 700 031 9 747 621 9 990 267

Осуществлено постановок на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства 10 510 230 14 337 084 14 086 490

года на территории Российской Федерации находились 9,75 млн иностранных граждан и лиц без гражданства (табл.1)10.

В течение 2016 г. из общего числа внешних мигрантов в Россию - 4,3 млн иностранных граждан и лиц без гражданства, основной целью пребывания на территории РФ указали трудовую деятельность. В качестве туристов Россию посетило 2,25 млн чел., свыше 1,9 млн чел. придало частный статус своему визиту, и порядка 406 тыс. человек прибыло с целью получения образования8.

Характеризуя позитивные эффекты внешней миграции в России необходимо отметить, что трудовые мигранты способствуют удовлетворению спроса регионального рынка труда в необходимом объеме трудовых ресурсов. Трудящиеся-мигранты, занятые по найму участвуют в производстве материальных благ и оказании широкого перечня услуг. Другая часть мигрантов развивает собственный бизнес, создавая тем самым дополнительные рабочие места для местного населения. Помимо того, что труд мигрантов способствует наполнению потребительского рынка товаров и услуг, увеличению налогооблагаемой базы, развитию предпринимательства и малого бизнеса, он также благоприятствует поддержанию и укреплению межрегиональных экономических и трудовых связей. Так, в 2015 г. объем денежных ассигнований, направленных мигрантами в консолидированный бюджет РФ увеличился более чем на 12,5 млрд. руб. относительно данного показателя предыдущего года. Кроме того, благодаря трудовой миграции у местного

населения, в первую очередь крупных городов страны, таких как Москва, Санкт-Петербург, расширяются возможности занятости в более высокотехнологичных производствах, а также интеллектуальных и творческих профессиях.

Вместе с тем, процессы внешней трудовой мобильности в России вследствие недостаточного регулирования со стороны государства имеют также некоторые негативные социально-экономические последствия. По различным оценкам численность незаконных трудовых мигрантов и «трудовых мигрантов с неурегулированным статусом», занятых на территории России варьирует от 2 до 4,5 млн чел. Незаконная трудовая миграция низкоквалифицированной рабочей силы обуславливает рост предложения относительно дешевой иностранной рабочей силы, готовой к трудовой деятельности без обеспечения требуемых условий и охраны труда, при отсутствии социальных гарантий. В конечном счете, на региональных рынках труда усиливается конкуренция для отечественных трудовых ресурсов, тем самым обуславливая дефицит предложения на рынке труда и снижая гарантии долговременной занятости. Особенно это затрагивает категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы12.

Кроме того, миграция дешевой, нелегальной иностранной рабочей силы в регионы России зачастую вызывает понижение оплаты труда местных, российских рабочих. Во-многих случаях, именно низкая заработная плата наряду с недостатком вакантных рабочих мест является од-

ной из основных причин повышения уровня безработицы и социальной напряженности в регионах. Таким образом, нелегальная трудовая миграция в России отчасти приводит к повышению депрессивно-сти региональных рынков труда.

В 2016 г. на одного трудового мигранта в РФ приходилось 0,15 вакансии, заявленных в службах занятости, что гораздо ниже значений предыдущих периодов9. Несмотря на это обстоятельство, иностранная трудовая миграция не оказывает давления на российский рынок труда, поскольку сферы занятости отечественных трудовых ресурсов и иностранной рабочей силы зачастую не пересекаются, в силу того, что в их составе явно преобладают лица со средним или низким уровнем квалификации, занятые на непрестижных и тяжелых видах труда, являющихся малопривлекательными для отечественных работников.

Отсутствие давления иностранной рабочей силы на рынок труда РФ подтверждается на основании расчета среднего показателя отношения численности безработных (по методологии МОТ) к численности иностранной рабочей силы. Наряду со снижением общего уровня безработицы с 10,6% в 2000 г. до 5,5% в 2016 г. произошло снижение совокупного числа безработных в расчете на одного иностранного работника3. Таким образом, в связи с тем, что произошло увеличение иностранной рабочей силы в РФ и наряду с этим сократилось число безработных в стране, можно заключить, что иностранная трудовая иммиграция в России не оказывает влияния на увеличение уровня безработицы в стране.

Учитывая, что доля иностранных граждан и лиц без гражданства прибывших в Россию в течение 2016 г. с целью осуществления трудовой деятельности в структуре экономически активного населения страны не превышала 6%, можно заключить, что в целом иностранная трудовая миграция не выступает в качестве ключевого фактора в формировании депрессив-ности региональных рынков труда.

Вместе с тем, в условиях растущей миграционной привлекательности российских регионов с повышенной конкурентоспособностью, мобильностью труда и капитала возможно увеличение разрыва регионов-лидеров от остальных по уровню социально-экономического развития, что приведет к дальнейшему возрастанию депрессивности региональных рынков труда.

В условиях социально-экономической дифференциации российских территорий,

О £

Я

3

9

а

2 а

7

г-

сэ

сч

сэ £

Б

а

2 ©

усиливающих депрессивность региональных рынков труда, целесообразно принять следующие меры, направленные на повышение эффективности использования миграционного потенциала:

- интенсификация внутрироссийс-кой мобильности населения, способствующей более рациональному расселению трудовых ресурсов на территории страны. Для этого необходимо устранение административных барьеров внутренней миграции и упрощение существующих процедур регистрационного учета российских граждан. Наряду с этим, следует развивать инфраструктуру для приема российских мигрантов (жилье, детские сады, медицинские учреждения). Содействие в решении жилищных проблем подразумевает использование программ ипотечного кредитования с государственным субсидированием процентной ставки, отсутствием первоначального взноса для приобретения строящегося или готового жилья, а также земли для строительства дома. Целесообразно развитие региональных жилищных проектов с участием работодателей, ориентированных на востребованных в регионе специалистов;

- регулирование урбанизационных процессов с целью снижения безвозвратного миграционного оттока трудоспособного сельского населения в городскую местность. Повышение миграционной привлекательности сельских территорий за счет повышения реальных доходов населения. Привлечение молодых специалистов в сельские населенные пункты и малые города. Формирование у сельского населения миграционных установок, ориентированных на временную образовательную и трудовую миграцию с последующим возвращением в места проис-хождения2;

- модернизация транспортной инфраструктуры с целью сокращения времени при одновременном увеличении качества и доступности железнодорожного, автомобильного и воздушного сообщений. Развитые транспортные связи между сельскими населенными пунктами и городскими поселениями в России обеспечат возможность российским гражданам получать образование и современные профессиональные навыки, осуществлять трудовую деятельность без необходимости переезжать в другие регионы и страны на постоянное место жительства;

- расширение и углубление работы по информированию населения и работодателей через средства массовой информации о состоянии региональных рынков труда, тенденциях их развития,

возможностях трудоустройства. Совершенствование механизма сбора и распространения информации о возможностях трудоустройства граждан в другие регионы на сезонные и временные работы. Ежегодное выяснение миграционных установок сельского населения (проведение социологических обследований и выявление основных причин миграции трудоспособного населения);

- частичное либо полное возмещение государством затрат молодежи и студентов, связанных с переездом в другой населенный пункт и обучением по востребованной специальности в случае заключения соглашения о последующем трудоустройстве в трудодефицитных регионах страны;

- обеспечение финансовой возможности для переезда и адаптации в трудодефицитных регионах молодых российских специалистов, выпускников вузов, техникумов и училищ. Государство должно предложить российским гражданам социальный пакет, который может включать компенсацию транспортных расходов переселенца и членов его семьи, связанных с переездом в сельскую местность, предоставление жилья и единовременного адаптационного пособия;

- необходимы адресные меры для привлечения кадров в социальную сферу тех территорий, где наблюдается соответствующий дефицит. Положительным примером является реализуемая с 2012 года Программа «Земский доктор», направленная на преодоление дефицита кадров в сельской медицине. Целесообразно распространять подобный позитивный опыт в селах и поселках, для которых чрезвычайно актуальна проблема кадрового обеспечения сферы здравоох-ранения6;

- требуется научно-обоснованное планирование и рациональное использование внутренних источников трудовых ресурсов: межрегиональной, маятниковой и учебной миграции, подготовку и переподготовку безработного населения в соответствии с потребностями рынка труда.

К отдельным направлениям регулирования иностранной трудовой миграции в России как фактора снижения деп-рессивности региональных рынков труда следует отнести:

- введение системы преференций и мер государственной поддержки для иностранных граждан, желающих трудиться в депрессивных регионах, обладающих профессией либо квалификацией, потребность в которых не может быть обеспечена за счет внутренних трудовых

ресурсов. Государственное содействие в социально-бытовой адаптации данной категории трудящихся-мигрантов должно включать помощь в решении жилищных проблем, размещение детей в учреждениях дошкольного и школьного образования, информационно-консультативную поддержку и т.д.;

- селективность иммиграционной политики, ориентированной на комплексную поддержку мигрантов-инвесторов, готовых создавать в депрессивных регионах инновационные рабочие места с использованием новейших технологий;

- в целях более эффективного регулирования рынка труда иностранных работников, целесообразно передать функции оформления разрешений и патентов на право осуществления трудовой деятельности для иностранных работников от Главного Управления по вопросам миграции при МВД России в Территориальные органы Министерства труда, занятости социальной защиты Российской Федерации;

- в качестве дополнительного инструмента наряду с патентной системой трудоустройства мигрантов в России предлагается комплексный механизм организованного набора и распределения иностранных работников на основе частно-государственного партнерства работодателей, зарубежных эмиграционных центров и региональных служб занятости. Таким образом, предполагается производить предварительный отбор иностранных работников на территории страны исхода на основе заявок работодателей включающих ряд требований: специализация, квалификация, пол, возраст, уровень знания русского языка, основ законодательства и т.д.13. Организованный набор иностранных работников позволит привлекать востребованных экономикой регионов специалистов и сократить масштабы неформальной занятости и демпинга на рынке труда.

Для обеспечения максимизации эффектов трудовой миграции, одной из наиболее приоритетных задач государственной иммиграционной политики России, является борьба с нелегальной иммиграцией по следующим направлениям:

- усиление мер уголовной ответственности за незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации и нарушение ее законодательства;

- увеличение размера штрафных санкций, вменяемых работодателям за использование труда нелегальных работников;

- регулярное проведение информационных кампаний в средствах массовой

информации, разъясняющих условия легального въезда, пребывания и трудоустройства в России;

- расширение перечня соглашений о реадмиссии со странами-донорами рабочей силы.

Кроме того, разработка и принятие федерального закона о проведении единовременной миграционной амнистии для отдельных категорий иностранных граждан, не совершивших тяжких преступлений и особо опасных деяний на территории РФ позволит легализовать десятки тысяч трудящихся-мигрантов, занятых в теневой экономике страны.

В настоящее время, снижение депрес-сивности региональных рынков труда выступает в качестве одного из ключевых базисов для поступательного и сбалансированного социально-экономического развития российских территорий. В свою очередь, комплексное использование потенциала внутрироссийской и внешней миграции в России будет способствовать оптимизации социально-трудовых показателей региональных рынков труда.

Литература

1. Демографический ежегодник России. 2014: Стат. сб. / Росстат. M., 2014;

2. Забелина О.В., Мирзабалаева Ф.И., Шичкин И.А. Миграция как фактор развития трудового потенциала сельского населения // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. - 2016 - № 4;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Занятость и безработица в Российской Федерации в августе 2017 года (по итогам обследования рабочей силы) // Росстат. - 2017. URL: http://www.gks.ru/ wps/Wcm/connect/rosstat_main/rossta1/ru/ statistics/wages/labour_force/#;

4. Коэффициент напряженности на рынке труда за период 2010-2016 гг. // база данных Росстата. URL: http:// www.gks.ru/dbscripts/cbsd/ dbinet.cgi?pl=9420087;

5. Куксова О.Д. Проблемы развития российского рынка труда при переходе к цифровой экономике // Общество: политика, экономика, право. 2017. № 8. С. 57-61;

6. Локтюхина Н.В., Мирзабалаева Ф.И., Шичкин И.А. Проблемы государственного регулирования внешней трудовой миграции в России // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Иностранная рабочая сила на российском рынке труда: новые подходы к учету и анализу внешней трудовой миграции». - 2016. - С. 87-96;

7. Мирзабалаева Ф.И. Миграционные настроения молодежи трудоизбыточного

региона. Современные проблемы науки и образования. Электронный журнал. N4. 2013. С.256. URL: http://www.science-education.ru/pdf/2013/4/9910.pdf;

8. Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь-декабрь 2016 года с распределением по регионам. Москва, 2017. URL:

https://xn—b1aew.xn—p1ai/upload/ site1/document_news/009/359/228/ stat_2016.pdf;

9. Потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по профессиональным группам на 31.10.2017 г. // Росстат. - 2017. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/ labour_force/#;

10. Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за 2016 год. Москва, 2017. URL: https://xn—b1aew.xn— p1ai/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/ item/9266550/;

11. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по экономике по субъектам Российской Федерации за 2000-2016 гг. // Росстат. - 2017. URL: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/wages/;

12. Шичкин И.А. Миграция населения как фактор выравнивания социально-экономической дифференциации регионов России / Уровень жизни населения регионов России. 2015. N 4 (198). С. 97-105;

13. Шичкин И.А. Правовое регулирование внешней миграции в России как фактор снижения неустойчивой занятости трудящихся-мигрантов / Неустойчивость занятости: международный и российский контексты будущего сферы труда // Монография под ред. проф. Бобкова В.Н., изд-во РеалПринт, - 2017 - С. 324-339.

Impact of labour migration in emerging the

depression of regional labour markets Shichkin I.A.

Plekhanov Russian University of Economics The article explores an effects of inter-regional and international migration in Russia. Depression level of regional labour markets is estimated on the basis of unemployment rates, tension coefficient of the labour market, average monthly nominal wages. As result of the research a role of migration factor in regional labour markets is determined. Currently disorderly migration flows in Russia contribute to the growth of tension in some regional labour markets, meanwhile do not filling up the shortage of labour force in other Russian areas. The importance of more rational use of labour force among with development of effective ways for attracting migrants to

regions with high labour shortage is primary goal in the context of ensuring sustainable economic development. The author proposes appropriate arrangements based on state socio-economic and migration policy aimed to more efficient and rational use of labour forces in order to reduce the depression of regional labour markets and ensure steady social and economic development of Russian regions. Key words: migration, labour market, employment, depression of regional labour markets, unemployment, labour market tension, migration flows, migration processes, migration attractiveness, inter-regional migration, labour migration. References

1. Demographic Yearbook of Russia. 2014: Stat.

digest. / Rosstat. M., 2014;

2. Zabelina O.V., Mirzabalayeva F.I., Shichkin I.A.

Migration as a factor in the rural labour force development // Bulletin of VSU. Series: Economics and Management. - 2016 - No. 4;

3. Employment and unemployment in Russian

Federation, August 2017 (based on results of the labour force survey) // Rosstat. - 2017. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/en/statistics/wages/ labour_force/#;

4. The coefficient of tension on the labour market

for 2010-2016 // Rosstat database. URL: http:/ /www.gks.ru/dbscripts/cbsd/ dbinet.cgi?pl=9420087;

5. Kuksova O.D. Problems of Russian labour market

development in transition to a digital economy // Society: politics, economics, law. 2017. No. 8. p. 57-61;

6. Loktyukhina N.V., Mirzabalaeva F.I., Shichkin I.A.

Problems of state regulation of external labour migration in Russia // Collection of the All-Russian scientific-practical conference «Foreign workers on Russian labour market: a new approaches to accounting and analysis of external labour migration.» - 2016. - p. 87-96;

7. Mirzabalayeva F.I. Migration strategies of the

youth in labour-surplus area. Modern problems of science and education. Electronic journal. №4. 2013. P.256. URL: http://www.science-education.ru/pdf/2013/4/9910.pdf;

8. An indicators of migration situation in Russian

Federation for January-December 2016 with distribution by regions. Moscow, 2017. URL: https: //xn-b1aew.xn-p1ai/upload/site1/ document_news/009/359/228/stat_2016.pdf;

9. Number of required employees for organizations

distributed on professional groups, October 31, 2017 // Rosstat. - 2017. URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/en/statistics/wages/ labour_force/#;

10. Summary of the main migration indicators in Russian Federation for 2016. Moscow, 2017.

URL:https: /xn-b1aew.xn-p1ai/Deljatelnost/ statistics/migracionnaya/item/9266550/;

11. Average monthly nominal wages of employees for all range of organizations in the economy as a whole for the subjects of Russian Federation for 2000-2016. // Rosstat. - 2017.

URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/;

12. Shichkin I.A. Migration as a factor in leveling of socio-economic disparities of Russian regions / Living standards of Russian regions. 2015. No. 4 (198). p. 97-105;

13. Shichkin I.A. Russian immigration law as a factor in reducing the precarious employment of migrant workers / Precarity of employment: Global and Russian contexts of the future of work // Monograph edited by prof. Bobkov V.N., published by RealPrint, Moscow, 2017. - p. 324-339.

О

3

В

s

ff

a

2 a

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.