Научная статья на тему 'Влияние мирового финансового кризиса на денежный рынок Республики Беларусь'

Влияние мирового финансового кризиса на денежный рынок Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
334
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК / АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОЦЕНТНАЯ ПОЛИТИКА / СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ / ВАЛЮТНЫЙ КУРС / ВНЕШНИЙ ДОЛГ / MONEY MARKET / ANTI-CRISIS POLICY / INTEREST RATE POLICY / ECONOMY STRUCTURE / EXCHANGE RATE / EXTERNAL DEBT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лузгин Александр Николаевич

В статье исследуются основные показатели неустойчивости экономики Республики Беларусь в условиях мирового финансового кризиса. Приводятся показатели уязвимости финансового и реального секторов страны, анализируются проявления накопленных диспропорций экономики на денежном рынке, оценивается эффективность денежно-кредитной политики 2001-2007 гг. и антикризисных мер Правительства с 2008 до начала 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The world financial crisis influence on Byelorussia's monetary market

The main influences of world financial crisis on Belarusian economy are investigated in this article. Author considers vulnerability factors of national financial and real sectors, analyses demonstrations of cumulative disproportions on money market, estimates the effectiveness of monetary policy in 2001-2007 and anti-crisis Governmental arrangements in 2008 early 2009.

Текст научной работы на тему «Влияние мирового финансового кризиса на денежный рынок Республики Беларусь»

А. Н. ЛУЗГИН

Александр Николаевич Лузгин — аспирант кафедры денег и ценных бумаг СПбГУЭФ.

В 2005 г. окончил бакалавриат, в 2007 г. — магистратуру экономического факультета Белорусского государственного университета.

Автор 5 публикаций.

Область научной специализации — макроэкономика, денежно-

кредитная политика, банковское дело. ^ ^ ^

ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ*

Воздействие мирового финансового кризиса наблюдается как в развитых странах, так и в странах с развивающейся экономикой. Темпы роста последних с конца 2007 г. снижаются. Более всего пострадали страны с наиболее интегрированными финансовыми рынками. Республика Беларусь является одной из стран, которая избежала прямого влияния финансового кризиса и вплоть до середины 2008 г. сохраняла устойчивые темпы социально-экономического развития. Это объясняется низким уровнем развития финансового сектора страны. Акции национальных компаний не котируются на зарубежных биржевых площадках, а национальный фондовый рынок несуществен. Кроме того, доля иностранного капитала невелика как в реальном секторе экономики, так и в финансовой сфере (22,2 % уставного капитала). Экономика страны невосприимчива к краткосрочным волнениям на мировых финансовых рынках, так как каналы быстрого оттока капитала из страны ограничены.

Экономика страны, несмотря на финансовую изолированность, находится в большой зависимости от внешней торговли. Совокупный внешнеторговый оборот в 2008 г. составил 124 % от ВВП. Поэтому основное воздействие кризиса первым ощутил не финансовый, а реальный сектор экономики. Вследствие сужения рынков сбыта с сентября по декабрь 2008 г. среднемесячный экспорт товаров снизился на 42,5 %, а валютная выручка на 23,6 %. В начале 2009 г. эти тенденции усилились, что обусловило напряженность на денежном рынке, на который также негативный эффект оказали повышение стоимости заимствований и падение инвестиционного спроса.

Несмотря на оптимистичные экономические показатели последних лет в экономике страны накопились опасные диспропорции.

Беларусь в 2001-2006 гг. получала дешевые энергоносители для собственного производства и часть российской природной ренты. Это обеспечивало стабильные темпы экономического роста при сохранении ресурсоемкого производства. Национальный банк в это время проводил антиинфляционную политику стабильного валютного курса. Одновременно с этим вслед за снижением темпов инфляции банк снижал ставку рефинансирования и обеспечивал необходимый для экономики рост денежной массы.

С 2007 г. российские дотации уменьшились, и стали очевидны слабые места белорусской экономики. Во-первых, ресурсоемкое и импортозависимое производство хорошо абсорбирует импортируемую инфляцию. Это вынудило Национальный банк постепенно повышать ставку рефинансирования на 0,25 % в течение 2008 г. Тем не менее рост рублевой денежной массы в 2008 г. превысил эмиссионный ресурс на 4,3 %, поэтому рост цен за год превысил запланированное значение. Во-вторых, стимулирование совокупного спроса привело к постоянно растущему дефициту торгового баланса, требуя регулярного внешнего заимствования иностранной валюты. Так, внешний долг с 2002 по 2008 г. вырос в 5 раз и достиг 25 % от ВВП. Половину этой суммы составляет краткосрочная ликвидная задолженность, главным образом по коммерческим кредитам. С октября и до конца 2008 г. эта часть внешнего долга была востребована кредиторами и сократилась на 18,1 %, что оказало дополнительное давление на валютный рынок. В условиях экономического кризиса внешнее заимствование становится более дефицитным и дорогим. Поэтому «перегретая» экономика порождает дополнительные издержки. В-третьих, проявились риски чрезмерной зависимости ожиданий экономических субъектов от курса белорусского рубля. Эта связь поддерживается благодаря использованию иностранных валют (доллара США и евро) в качестве меры стоимости на государственном уровне (прогноз роста средней

ГРНТИ 06.73.45 © А. Н. Лузгин, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А. С. Селищева.

заработной платы, ставки по таможенным пошлинам, арендным платежам и т. д.). Также она укрепилась благодаря низкой транспарентности государственной экономической политики. В данном случае при девальвации национальной валюты адаптивные ожидания экономических субъектов оказывают дополнительное давление на валютный рынок. Кроме того, к концу 2008 г. депозиты населения в национальной валюте достигли 15 % пассивов банковской системы. Учитывая этот «рублевый навес», можно говорить не только о валютном риске, но и о сопряженном с ним риске ликвидности банковской системы.

Таким образом, финансовый кризис отразился на наиболее слабых свойствах белорусской экономики — несбалансированности внешней торговли и потребности в постоянном внешнем заимствовании. Снижение внешнего спроса также привело к резкому росту запасов готовой продукции на складах предприятий-экспортеров (для промышленности — 84,6 % в январе 2009 г. в сравнении с 50 % годом раньше), «замораживанию» их оборотных средств и повышению спроса на кредитные ресурсы.

Основные антикризисные меры, реализованные с середины 2008 г., можно условно разделить на несколько целевых блоков (табл.).

Таблица

Реализация антикризисных мер

Целевые установки Практические действия

Регулирование ликвидности и Повышение ставки рефинансирования

платежеспособности финансовой Снижение нормы обязательных резервов

системы Упрощение системы страхования вкладов, повышение требований к нормативному капиталу Либерализация ставок по кредитам Увеличение собственного капитала банков Изменение статуса государственных гарантий по кредитам

Стабилизация валютного рынка Ограничения по валютным операциям Разрешение взаимозачетов и меновых сделок Привлечение стабилизационных кредитов из-за рубежа Девальвация национальной валюты и привязка к корзине валют

Приток валютной выручки Ограничение предельной надбавки по импорту Упразднение государственной монополии на некоторые виды экспортных поставок Упрощение экспортных сделок Отмена экспортных пошлин

Активизация инвестиций Отмена института «золотой акции» Снижение некоторых налогов Изменение биржевого законодательства

В течение 2008 г. Национальный банк повышал ставку рефинансирования в целях сдерживания растущей инфляции и наращивания депозитов секторов экономики. С июня по ноябрь ставка постепенно выросла с 10 до 11 %, а в январе 2009 г. достигла 14 %. Данная мера была призвана остановить отток средств из банков и, в первую очередь, рублевых депозитов населения. Одновременно с этим, несмотря на сложную экономическую ситуацию, поэтапно были снижены нормативы обязательных резервов, достигшие в марте текущего года нулевого порога по вкладам физических лиц в национальной валюте. Это подтверждает популярное мнение, что обязательные резервы являются скорее инструментом денежно-кредитной политики, чем реальным обеспечением возврата привлеченных средств [1]. Страхованием вкладов физических лиц как в национальной, так и в иностранной валюте с 1 января 2009 г., согласно декрету Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2008 г. № 22, занимается государственное учреждение «Агентство по гарантийному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц». В сравнении с редакцией Закона о страховании вкладов от 2004 г., под государственные гарантии попали вклады и в неуполномоченных банках, что способствует развитию конкуренции на сконцентрированном рынке банковских услуг. Снятие ограничения на максимальную гарантируемую сумму также имеет негативный эффект, уменьшая преимущества надежных банков. Кроме того, в ноябре-декабре 2008 г. были приостановлены ограничения по кредитной марже для банков при финансировании юридических лиц и неофициальные рекомендации Национального банка о предоставлении кредитов по ставке, близкой к ставке рефинансирования. Одновременно с возросшим спросом предприятий на кредитные ресурсы и ростом ставки рефинансирования эта мера способствовала существенному повышению ставок по кредитам реальному сектору [2].

Удорожание заемных средств способствует сужению денежной массы и сокращению совокупного спроса «перегретой» экономики Беларуси. Рост стоимости кредита, кроме того, оказывает негативное воздействие на реальный сектор при существующей системе государственных дотаций. В 2008 г. реализовывалось около 30 программ рекомендованного кредитования приоритетных отраслей и предприятий. Рекомендованные кредиты выдаются в 60-70 % случаев неэффективным предприятиям (часто сельского хозяйства) под льготную ставку процента, компенсируемую казначейством и под гарантии

Правительства. Таким образом, ставки по кредитам для рентабельных предприятий значительно выше, чем для нежизнеспособных. Такое неэффективное распределение дефицитного кредитного ресурса неприемлемо, особенно в условиях экономического кризиса. Наиболее рациональным было бы выведение существующих рекомендованных кредитов из балансов банков в специальное государственное агентство и недопущение в будущем подобных псевдобюджетных операций.

Накопленные диспропорции в экономике Республики Беларусь сделали ее восприимчивой к влиянию мирового финансового кризиса. Наиболее наглядно это отражается на денежном рынке. Проводимая антикризисная политика является дискреционной и не затрагивает внутренние источники нестабильности, особенно такие тонкие, как адаптивный характер ожиданий экономических субъектов. Для успешного решения экономических проблем необходимо проведение прозрачной экономической политики, реабилитации рыночных механизмов, в первую очередь, в сфере распределения производственных ресурсов. Возможности денежно-кредитной политики в текущей ситуации ограничены, так как в условиях мирового экономического спада иностранное заимствование может рассматриваться только как экстренная мера краткосрочной стабилизации. Выгодное привлечение долгосрочных инвестиций из-за рубежа в данный период невозможно. Поэтому источником перехода к устойчивому развитию может являться только повышение эффективности структуры экономики и экономических отношений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мишкин Ф. С. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков / пер. с англ. М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2006.

2. Национальный банк Республики Беларусь. URL: http://www.nbrb.by

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.