Научная статья на тему 'Влияние мирового экономического кризиса на развитие Сингапура как международного финансового центра'

Влияние мирового экономического кризиса на развитие Сингапура как международного финансового центра Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
339
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ ЦЕНТР / WORLD FINANCIAL CENTER / ГЛОБАЛЬНЫЙ ГОРОД / GLOBAL CITY / ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ECONOMIC POTENTIAL / ФОНДОВАЯ БИРЖА / STOCK EXCHANGE / МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / МЕХАНИЗМЫ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / INTERNATIONAL ORGANIZATIONS / WORLD DEPRESSION / WAYS OUT OF WORLD DEPRESSION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлова Юлия Александровна

В статье показаны особенности становления Сингапура как глобального города, рассмотрены механизмы выхода Сингапура из мирового экономического кризиса, рассмотрен уровень вовлеченности в деятельность различных международных объединений. Автором описаны преимущества Сингапура как мирового финансового центра, приведены характеристики состояния экономики Сингапура в дои посткризисный периоды на основе анализа данных официальных источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of world depression on development of Singapore as an international financial center

The paper deals with specifics in development of Singapore as a global city, ways out of world depression, and involvement in activity of international organizations. The author has described advantages of Singapore as a world financial center, characteristics for the state of economy in Singapore in preand post-crisis periods, as based on the review of data from official sources.

Текст научной работы на тему «Влияние мирового экономического кризиса на развитие Сингапура как международного финансового центра»

УДК 339.7(592.3)

Ю. А. Михайлова

Влияние мирового экономического кризиса на развитие Сингапура как международного финансового центра

Yu. A. Mikhaylova. Influence of world depression on development of Singapore as an international financial center

В статье показаны особенности становления Сингапура как глобального города, рассмотрены механизмы выхода Сингапура из мирового экономического кризиса, рассмотрен уровень вовлеченности в деятельность различных международных объединений. Автором описаны преимущества Сингапура как мирового финансового центра, приведены характеристики состояния экономики Сингапура в до- и посткризисный периоды на основе анализа данных официальных источников.

Ключевые слова: мировой финансовый центр, глобальный город, инфраструктура, экономический потенциал, фондовая биржа, мировой финансовый кризис, механизмы выхода из кризиса, международные организации

Контактные данные: 194100, Санкт-Петербург, Б. Сампсониевский пр., д. 68, лит. Н

The paper deals with specifics in development of Singapore as a global city, ways out of world depression, and involvement in activity of international organizations. The author has described advantages of Singapore as a world financial center, characteristics for the state of economy in Singapore in pre- and post-crisis periods, as based on the review of data from official sources.

Keywords: world financial center, global city, infrastructure, economic potential, stock exchange, world depression, ways out of world depression, international organizations

Contact information: 194100, Saint-Petersburg, B. Sampsonievskiy pr., 68, lit. Н

Сингапур — высокоразвитый глобальный город с рыночной экономикой и низким налогообложением, в котором важную роль играют транснациональные корпорации.

В рейтинге конкурентоспособности, приводимом в 2007 г. Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), экономика Сингапура занимала 7-е место среди 131 страны мира. Причинами такого высокого места являются выгодное территориально-географическое положение страны, а также особенности торгового законодательства, которые имеют множество плюсов для развития международного бизнеса.

Принципы налогообложения в Сингапуре аналогичны положениям законодательства Гонконга — налогом облагаются только доходы, полученные от источников на территории Сингапура, но не за его пределами [1].

Сингапурский налог на прибыль корпораций взимается только с источников доходов, расположенных в Сингапуре, а также с доходов, перечисленных в Сингапур, по ставке налогообложения 20% [Там же].

Доходы с капитала (или прирост капитала) в Сингапуре налогом не облагаются. В стране упрощенная процедура регистрации новых компаний, отсутствуют какие-либо требования к размеру минимального или максимального объявленного уставного капитала.

Юлия Александровна Михайлова — менеджер аутсортингового центра «АйКюЛайн». © Ю. А. Михайлова, 2011

В Сингапуре отсутствуют таможенные пошлины. Либеральный экспортно-импортный режим позволяет рассматривать это государство фактически как единую экспортно-производственную зону [Там же].

Сингапур — одна из немногих стран мира, где в сфере услуг определены конкретные, очень жесткие стандарты. Они касаются абсолютно всего: стиля обслуживания, инвентаря и инструментов, квалификации персонала, обустройства помещений и т. п.

Сингапур обладает превосходной финансовой инфраструктурой, политической стабильностью. Он полностью отвечает всем обязательным требованиям, которые предъявляют западные компании правительству выбранной ими страны в качестве гарантии их интересов, сохранения и приумножения выделяемых ими инвестиций для дальнейшего развития и приобретения капитала и развития правовой системой мирового уровня.

Не случайно в Сингапуре находятся отделения более 3500 ведущих компаний мира, а более 120 транснациональных корпораций имеют здесь свои представительства [2].

Контролируя деятельность предприятий, государство развивает свою политику по трем направлениям:

• специальные правительственные комиссии выявляют нужды предпринимателей с целью предоставления им в дальнейшем своей помощи;

• представители различных контролирующих органов постоянно следят за соблюдением на предприятиях необходимых для конкретной отрасли норм и правил;

• борьба с коррупцией. Подкуп должностного лица любого ранга исключен в этой стране практически на 100%. Сингапурским чиновникам категорически запрещено даже посещать рестораны вместе с предпринимателями, принимать от них какие-либо подарки [3].

Сингапур имеет собственную развитую промышленность, сферу услуг, занимает важное место в международном разделении труда. Он особенно выделяется как центр электротехнической и электронной промышленности. В Сингапуре производится электротехнической и электронной продукции больше, чем во всех отсталых развивающихся странах ЮВА (без Малайзии).

Сингапур — самый крупный центр судостроения и судоремонта на всем пути от берегов Японии до портов Западной Европы, здесь проходит 366 регулярных морских линий, связывающих более 600 портов мира [4].

С конца 1960-х гг. Сингапур стал центром деятельности многочисленных иностранных компаний, ведущих поиски нефти на континентальном шельфе ЮВА и морях Индонезийского архипелага.

В стране производится в несколько раз больше нефтепродуктов, чем в крупнейшей нефтедобывающей стране региона — Индонезии.

Стремительные темпы развития науко- и интеллектоемких отраслей в Сингапуре постепенно превращают этот город-государство в современный технополис, в котором будут сочетаться наука, технология, традиционная национальная культура и создаваться новая общность творческих и всесторонне развитых людей.

Укрепление двухсторонних взаимосвязей со многими странами мира сделало Сингапур по индексам 2003 г. второй самой глобализованной страной мира (после Ирландии).

Индекс глобализации агентства A. T. Kearney и журнала «Foreign Policy» ежегодно рассчитывает данный индекс для 62 стран мира по четырем критериям: экономическая, социальная, технологическая и политическая интеграция [5].

Экономический потенциал Сингапура во много раз превосходит его относительно небольшие размеры. Внешнеполитические интересы страны являются приоритетными и напрямую связаны с концепцией «глобального города».

Сингапуру с его специфическим экономическим положением города-государства необходимо прочно войти в систему мирохозяйственных связей и утвердиться на мировом рынке, добившись благоприятного отношения к себе со стороны многих государств. В этой островной республике за счет импорта удовлетворяются все потребности в сырье и топливе и большая часть потребностей в продовольствии.

Посредством внешней торговли на мировом рынке реализуется более половины продукции ее народного хозяйства. Интересам внешней торговли и морского судоходства подчинена вся экономика страны.

В одном из недавних интервью CNBC премьер-министр Сингапура Ли Сянь Лун рассказывал о роль страны в глобальной экономике: «Мы являемся частью мировой экономики. Мы делаем чипы, мы производим лекарства, производим нефтехимическую продукцию. Мы потребляем около одного процента из производимой нами продукции. Возможно, меньше... Мы производим для всего мира. Мы покупаем у мира, для мира... Так мы и процветаем» [6].

Одной из издержек экономической глобализации эксперты называют взаимозависимость национальных экономик друг от друга.

Глобальные города — важное звено в мировых экономических цепях. Их процветание — результат крайне открытой экономики. Проблема состоит в том, что этот фактор отказывает положительное влияние только при отсутствии серьезных проблем в мировой экономике.

Несмотря на средние темпы экономического роста с 2004 по 2007 гг. ежегодно почти в 8%, Сингапур стал первой страной Восточной Азии, впавшей в рецессию во время нынешнего глобального экономического кризиса, что свидетельствует о большой уязвимости экономики Сингапура для глобальных экономических потрясений.

Следует отметить, что Сингапур сравнительно легко миновал азиатский финансовый кризис 1998 г., так как его валюта к тому времени не была еще сильно зависима от американского доллара.

В настоящее время курс сингапурского доллара зависит от американского, хоть и не так сильно, как, например, в Гонконге. Часть населения Сингапура хранит свои сбережения в иностранных банках или акциях американских фирм. Разорение только одной компании «Леман Бразерс» принесло потери более чем в 338 млн долл. для граждан города-государства [7].

Начавшись в сентябре 2008 г., основной пик кризиса пришелся в Сингапуре на период с IV квартала 2008 г. по II квартал 2009 г. [10].

Глобальный кризис в большей степени сказывается на экономике Сингапура через каналы экспорта и притока инвестиций.

Руководитель рабочего движения правящей партии Сингапура Лим Сви Сай сравнил сегодняшний кризис с длинным темным туннелем, в котором надолго могут застрять некоторые страны из-за того, что они «спорят, ссорятся, протестуют и препираются». Сингапур же, который кризис тоже не обошел стороной, остается «собранным, спокойным и созидательным», предпринимая активные меры для преодоления сложного периода [7].

Как видно из приведенных выше тенденций функционирования глобальных городов в кризисный период, осуществление ответных мер взяло на себя и правительство Сингапура. Комплекс мер, направленных на преодоление кризиса, включал в себя внутреннюю перестройку работы экономических институтов, уси-

ление внешнеполитического взаимодействия с целью сохранения перед мировым экономическим и политическим сообществом репутации города как процветающего финансового центра.

Для преодоления кризиса правительство города разработало комплекс мер, предусматривающих согласованные действия всех граждан государства, как непосредственно чиновников и бизнесменов, так и рядовых граждан.

Отсутствие у государства крупных внешних долгов на протяжении десятилетий позволило сохранить около 174 млрд долл. США в валютных резервах. Осенью 2008 г. с помощью этих резервов был создан стабилизационный фонд, составляющий 20,5 млрд долл. США [8].

Данный фонд будет финансировать ряд направлений. Рассмотрим среди них наиболее приоритетные.

1. Борьба с безработицей. На сохранение рабочих мест выделено 5,1 млрд долл. США, создана специальная программа «Jobs Crédit Scheme», которая направляет государственные дотации компаниям на выплату заработной платы местным работникам. Премьер-министр Сингапура Ли Сянь Лун посоветовал «поднажать на обучение», которое поможет сменить род деятельности сокращенным специалистам. С целью облегчения переподготовки кадров была создана специальная программа «Skills Programme for Upgrading and Resilience», которая выплачивает часть заработной платы работникам, проходящим переобучение [9]. Правительство заявило также об отмене платы за переобучение и повышение их навыков для работников технической сферы [10].

С целью обеспечения рабочими местами граждан Сингапура правительство вынуждено было прибегнуть и к более жестоким мерам. Многие рабочие-мигранты из Малайзии, Бангладеша и других государств были уволены и высланы обратно домой.

2. Поощрение банковских займов. В октябре 2010 г. правительство Сингапура объявило о гарантии на вклады физических лиц и небанковских клиентов банков, имеющих лицензию в Сингапуре. Чтобы обеспечить равные условия для банков Сингапура, вскоре последовали аналогичные заявления со стороны некоторых правительств региона ЮВА. Эта гарантия будет оставаться в силе до 31 декабря 2010 г. [11].

Для стимулирования работы местных банков позже была создана правительственная программа, согласно которой 5,8 млрд долл. США будет направлено на поддержку банковских займов. Благодаря новой программе правительство обязуется компенсировать вероятные потери банков в объеме 80% при займах до 5 млн долл. США, а при займах на развитие торгового бизнеса — до 75% [12].

3. Налоговые льготы. Для обеспечения движения денежных средств в стране предприняты следующие меры:

• в 2009 г. была предоставлена скидка в 40% с налога на промышленную и коммерческую недвижимость;

• в течение одного года действует скидка в 30% с дорожного налога для грузовых транспортных средств, автобусов и такси;

• начиная с 2010 г. ставка налога на прибыль корпораций была снижена с 20 до 17% [13].

4. Поддержка семей. Правительство Сингапура выделило в 2009 г. 2,6 млрд долл. США в помощь гражданам для противостояния экономическому спаду. Часть этих средств пошло на компенсацию 20% подоходного налога для жителей Сингапура и 40% налога на собственность для владельцев, которые сами проживают в облагаемой налогом недвижимости, а не сдают ее внаем. С целью обеспечения доступного жилья в период резкого роста цен на недвижимость

был создан специальный жилищный фонд, включающий доступные квартиры площадью не более 50 м [14].

5. Усовершенствование инфраструктуры. Подобно многим странам, Сингапур увеличивает расходы на развитие инфраструктуры, что приведет не только к созданию новых рабочих мест, но и улучшению имиджа страны в целом. Сумма в 4,4 млрд долл. США пойдет на развитие сети дорог и канализационных систем, а также на развитие инфраструктуры в сфере образования и здравоохранения.

Внутри страны правительство будет расходовать значительные средства на крупные инвестиционные проекты. Строительство двух комплексных курортов представляет значительную поддержку строительному сектору. Такие действия будут способствовать подъему рынка недвижимости и улучшению настроений инвесторов. Уже сейчас совокупный объем инвестиций в эти проекты составляет около 10,5 млрд долл. США [15].

Борьба с кризисом не осталась только властей и бизнес-слоев города. Власти Сингапура призвали население воздержаться от лишних расходов во время кризиса, предложили покупать дешевое замороженное мясо, не использовать дорогие мобильники, меньше мыться в душе. Такие призывы прозвучали в выступлениях политиков и в телерекламе. Вместо стимулов потребления здесь формируют финансовую дисциплину граждан, поскольку внутренний рынок страны не может компенсировать выпадающие из-за кризиса экспортные доходы, от которых зависит экономика страны. Видя активные антикризисные мера правительства, население выразило готовность принять новые условия [16].

Согласно заявлению министерства торговли и промышленности города-государства, сингапурская экономика вышла из рецессии во II квартале 2009 г., показав темпы экономического роста свыше 20%. В этой связи американское агентство «Ассошиэйтед Пресс» сообщило: «Сингапурская экономика снова в строю — и еще как!». ВВП островного государства вырос в III квартале 2009 г. по отношению ко II на 14,9%. Спрос на экспорт из страны, как ожидается, покажет постепенное восстановление, которое, в свою очередь, будет способствовать укреплению производственного сектора. Стратегическое положение Сингапура в АСЕАН и АТЭС также скажется на управлении текущей ситуацией [17].

Положительный пример Сингапура по выходу из кризиса изучается другими малыми странами Азии. Деятельность страны в рамках международных организаций может усилить эффективность распространения новой концепции выхода из кризиса.

Аналогичную сингапурской линию выхода из кризиса проводят почти все страны — члены АСЕАН, прежде всего Малайзия, Индонезия, Бруней и Вьетнам. Эксперты отмечают, что успешный экономический опыт Сингапура и его нынешняя промышленно-экспортная политика в условиях мирового финансового кризиса вполне могут быть применимы во многих слаборазвитых странах сравнительно небольшой территории [18].

Самым крупным проектом Сингапура в области привлечения международного внимания к кризисной ситуации в регионе остается его роль как организатора саммита АТЭС-2009, в котором приняли участие президенты и премьер-министры 21 страны и территории, участвующих в форуме АТЭС.

Сохранение стимулирования экономики, сдерживание торговых барьеров, упрощение условий ведения бизнеса, таможенных формальностей отражены в итоговых документах форума — декларации и совместном заявлении стран АТЭС.

Лидеры АТЭС поручили министрам экономики и финансов разработать долгосрочную программу в сфере структурных реформ, развития малого и среднего бизнеса, создания рабочих мест и развития систем социальной защиты.

Обеспечить устойчивый рост в АТЭС поможет рационализация объемов и, в среднесрочной перспективе, отказ от практики выделения субсидий для ископаемых видов топлива. Такое субсидирование, как отмечено в декларации лидеров, поощряет расточительное потребление. Однако при отказе от прежней политики в этой области страны АТЭС признали «важность предоставления жизненно необходимых энергетических услуг всем нуждающимся» [19].

Сингапур как страна-организатор саммита сделал все возможное для обеспечения должного уровня проведения переговоров и удобства делегаций стран — участниц АТЭС. Встречи в Сингапуре проходили в неформальной атмосфере и сопровождались красочными шоу, напоминая, как заметили наблюдатели, конкурсы красоты. Тем самым к проблемам АТЭС было привлечено больше внимания, чем если бы это были только сухие и скучные дискуссии об экономических проблемах региона [19].

Подготовкой форума занимались более 1500 человек, много внимания уделялось культурным традициям страны. Для обеспечения безопасности власти задействовали около 8000 сотрудников спецслужб и правоохранительных органов [20]. Стране, которая только оправилась от тяжелого экономического кризиса, пришлось нелегко, но возможность привлечения к региональной ситуации внимания мировой общественности и еще более важная возможность привлечения большого числа иностранных инвестиций оправдали старания сингапурских властей. Престиж Сингапура в мире значительно возрос после окончания саммита.

Примером менее масштабных проектов международной деятельности Сингапура может послужить Российско-сингапурский деловой форум 2009 года, прошедший в с 27 по 29 сентября в Сингапуре. Данное мероприятие имеет статус ежегодного и проходит уже четвертый раз.

В 2009 г. ключевой темой обсуждения трехдневной программы РСДФ-2009 стала тема «Новая глобальная финансовая архитектура», которая привлекла внимание около 600 ведущих российских предпринимателей и представителей бизнеса и политики из Сингапура.

Как и все города Азии, Сингапур значительно пострадал во время мирового кризиса, однако особенности развития его экономики, отсутствие внешних долгов и жесткая политическая организация помогли городу не впасть в хаос в самом начале экономических потрясений, а напротив, быстро локализовать нестабильность и поэтапно избавляться от проблем.

Согласно рейтингу глобальных городов за 2009 г., Сингапур в период кризиса не только не сдал своих позиций в качестве предоставления возможностей для ведения финансовой деятельности, но и усилил их, поднявшись с седьмой позиции на пятую [20]. Такой успех может помочь Сингапуру не только привлечь большее количество инвестиций и продолжать успешную деятельность по предоставлению финансовых услуг зарубежным странам, но и придаст больший вес его голосу в международных организациях.

Экономический кризис дает идеальную возможность для ускорения интеграции стран АСЕАН и АТЭС. Внутрирегиональная торговля в рамках данных организаций будет являться ключевым фактором роста экспорта на рынках США и Европейского Союза.

Единый рынок повысит конкурентоспособность регионов, будет способствовать привлечению прямых иностранных инвестиций и расширению торговых потоков в регионе и во всем мире [21].

В силу своего особого положения города-государства Сингапур может более

активно использовать перечисленные ранее механизмы воздействия на экономическую ситуацию в регионе, особенно в качестве полноправного члена различных

международных организаций.

Литература

1. Юридическая фирма Jus Privatum // http://www.jusprivatum.ru/ps61_13.htm.

2. Сингапур. Участие страны в процессах международной экономической интеграции // http://catalog.fmb.ru/singapore12.shtml.

3. Масляева М. Бизнес в Сингапуре: малый бизнес по-сингапурски // http://www.open-business.ru/html_euro/singapur_open2.htm.

4. Сингапур. Место страны в международном разделении труда // http://catalog.fmb. ru/singapore12.shtml.

5. Сингапур. Участие страны в процессах международной экономической интеграции // http://catalog.fmb.ru/singapore12.shtml.

6. http://www.reuters.com/article/idUSTRE4A61O320081107.

7. Economic survey of Singapore third quarter 2009. Ministry of Trade and Industry Republic of Singapore.

8. http://meridian103.ru/issue-3/business/singapore-in-a-global-recession/.

9. Raviechandren. Crisis of global capitalism hits Singapore hard.

10. Impact of Global Economic Crisis on Singapore / Embassy of Israel.

11. http://www.eastasiaforum.org/2009/01/05/riding-the-global-economic-crisis-in-singapore/.

12. Siow Yue Chia. Singapore weathers the crisis and prepares for a stronger year // http:// www.eastasiaforum.org/2010/01/12/singapore-weathers-the-crisis-and-prepares-for-a-stronger-year.

13. http://www.press-release.com.ua/content/view/10397/.

14. http://lenta.ru/news/2009/01/22/tap.

15. http://www.press-release.com.ua/content/view/10397/.

16. http://prian.ru/news/18133.html.

17. http://www.press-release.com.ua/content/view/10397/.

18. Shandre Thangavelu. Riding the global economic crisis in Singapore.

19. http://www.rg.ru/2009/11/24/ekonomika.html.

20. http://www.rian.ru/world/20091115/193722852.html.

21. Global Power City Index 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.