Научная статья на тему 'Влияние миграционных процессов на систему расселения и градостроительную политику'

Влияние миграционных процессов на систему расселения и градостроительную политику Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
504
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРБАНИЗАЦИЯ / МЕГАПОЛИСЫ / ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ / ГОРОДСКИЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ СЕТИ / ЭКОЛОГИЯ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / СТРУКТУРА НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ / СИСТЕМА РАССЕЛЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СУБКУЛЬТУРЫ ГОРОДА / МИГРАЦИЯ ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ / МИГРАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ / ТРУДОВАЯ / КЛИМАТИЧЕСКАЯ / СЕМЕЙНО-БЫТОВАЯ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / URBANIZATION / MEGACITIES / URBAN AGGLOMERATIONS / URBAN ENGINEERING NETWORKS / ECOLOGY / URBAN PLANNING STRATEGY / POPULATION STRUCTURE / SETTLEMENT SYSTEM / SOCIAL RELATIONS / SUBCULTURES OF THE CITY / INTERNAL AND EXTERNAL MIGRATION / ECONOMIC / LABOR / CLIMATE / FAMILY AND HOUSEHOLD MIGRATION / FORECASTING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лазарева Ирина Владимировна, Лазарев Валерий Владимирович

Рассматриваются особенности миграционных процессов XX-XXI веков и их влияние на систему расселения и градостроительную практику. Отмечается, что основной причиной внутригосударственных миграционных потоков явилась индустриализация с одновременным снижением трудоёмкости сельскохозяйственного производства, что привело к появлению крупных городских поселений мегаполисов, и сокращению численности сельских поселений. Уровень жизни в городах (возможность трудоустройства, получения образования и медицинской помощи, комфортное жильё и т.д.) стал существенно превосходить сельский, в то время как экологическая ситуация городов ухудшилась. В послевоенный период рост населения происходил как в странах, принимавших участие во Второй мировой войне, так и в странах «третьего мира», которые стали лидерами по числу городов с многомиллионной численностью. Мегаполисы из традиционных городов стали превращаться в агломерации, возникали новые транспортные проблемы в связи с появлением суточной миграции. В начале текущего века преобладали межгосударственные миграционные потоки, вызванные политическими и экономическими (в частности, процессов глобализации) причинами. Рост трудовой миграции из стран Ближнего востока в Европу, хотя и решил проблему дефицита рабочей силы в Европе, вызвал социальную напряжённость. Кроме того, традиционные европейские города стали превращаться в конгломерации общин, образованных по этническому признаку. Это вызвало, в частности, и новые экологические проблемы городов. Вызванные миграционными процессами изменения системы расселения как в пространственном, так и в социальном аспектах требуют прогнозирования этих процессов и учёта при формировании градостроительной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лазарева Ирина Владимировна, Лазарев Валерий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF MIGRATION PROCESSES ON THE SETTLEMENT SYSTEM AND URBAN PLANNING POLICIES

The peculiarities of migration processes in the 20th-21st centuries and their impact on the settlement system and urban planning practice are considered. It is noted that the main cause of internal migration flows was industrialization with a simultaneous decrease in the labor intensity of agricultural production, which led to the emergence of large urban settlements megacities and a decrease in the number of rural settlements. Living standards in cities (employment, education and medical care, comfortable housing, etc.) have become significantly superior to rural ones, while the environmental situation of cities has deteriorated. In the post-war period, population growth took place in both World War II and Third World countries, which became leaders in the number of cities with multi-million numbers. Megacities from traditional cities have become agglomerations, creating new transport problems due to the emergence of daily migration. At the beginning of this century, inter-State migration flows dominated by political and economic (in particular, globalization processes) causes. The growth of labor migration from the Middle East to Europe, although it has solved the problem of labor shortages in Europe, has caused social stress. In addition, traditional European cities have become conglomerate ethnic communities. This has caused, inter alia, new environmental problems in cities. Changes in the settlement system caused by migration processes, both in spatial and social terms, require forecasting of these processes and consideration in the formulation of urban planning policies.

Текст научной работы на тему «Влияние миграционных процессов на систему расселения и градостроительную политику»

DOI 10.22337/2077-9038-2020-2-121-127

Влияние миграционных процессов на систему расселения и градостроительную политику

И.В.Лазарева, ЦНИИП Минстроя России, Москва В.В.Лазарев, Москва

Рассматриваются особенности миграционных процессов ХХ-ХХ1 веков и их влияние на систему расселения и градостроительную практику. Отмечается, что основной причиной внутригосударственных миграционных потоков явилась индустриализация с одновременным снижением трудоёмкости сельскохозяйственного производства, что привело к появлению крупных городских поселений - мегаполисов, и сокращению численности сельских поселений. Уровень жизни в городах (возможность трудоустройства, получения образования и медицинской помощи, комфортное жильё и т.д.) стал существенно превосходить сельский, в то время как экологическая ситуация городов ухудшилась. В послевоенный период рост населения происходил как в странах, принимавших участие во Второй мировой войне, так и в странах «третьего мира», которые стали лидерами по числу городов с многомиллионной численностью. Мегаполисы из традиционных городов стали превращаться в агломерации, возникали новые транспортные проблемы в связи с появлением суточной миграции.

В начале текущего века преобладали межгосударственные миграционные потоки, вызванные политическими и экономическими (в частности, процессов глобализации) причинами. Рост трудовой миграции из стран Ближнего востока в Европу, хотя и решил проблему дефицита рабочей силы в Европе, вызвал социальную напряжённость. Кроме того, традиционные европейские города стали превращаться в конгломерации общин, образованных по этническому признаку. Это вызвало, в частности, и новые экологические проблемы городов.

Вызванные миграционными процессами изменения системы расселения как в пространственном, так и в социальном аспектах требуют прогнозирования этих процессов и учёта при формировании градостроительной политики.

Ключевые слова: урбанизация, мегаполисы, городские агломерации, городские инженерные сети, экология, градостроительная стратегия, структура народонаселения, система расселения, общественные отношения, субкультуры города, миграция внутренняя и внешняя, миграция экономическая, трудовая, климатическая, семейно-бытовая, прогнозирование.

Impact of Migration Processes on the Settlement System

and Urban Planning Policies

I.V.Lazareva, TsNIIP Minstroy of Russia, Moscow

V.V.Lazarev, Moscow

The peculiarities of migration processes in the 20th-21st centuries and their impact on the settlement system and urban

planning practice are considered. It is noted that the main cause of internal migration flows was industrialization with a simultaneous decrease in the labor intensity of agricultural production, which led to the emergence of large urban settlements - megacities and a decrease in the number of rural settlements. Living standards in cities (employment, education and medical care, comfortable housing, etc.) have become significantly superior to rural ones, while the environmental situation of cities has deteriorated. In the post-war period, population growth took place in both World War II and Third World countries, which became leaders in the number of cities with multi-million numbers. Megacities from traditional cities have become agglomerations, creating new transport problems due to the emergence of daily migration.

At the beginning of this century, inter-State migration flows dominated by political and economic (in particular, globalization processes) causes. The growth of labor migration from the Middle East to Europe, although it has solved the problem of labor shortages in Europe, has caused social stress. In addition, traditional European cities have become conglomerate ethnic communities. This has caused, inter alia, new environmental problems in cities.

Changes in the settlement system caused by migration processes, both in spatial and social terms, require forecasting of these processes and consideration in the formulation of urban planning policies.

Keywords: urbanization, megacities, urban agglomerations, urban engineering networks, ecology, urban planning strategy, population structure, settlement system, social relations, subcultures of the city, internal and external migration, economic, labor, climate, family and household migration, forecasting.

Градостроительство наряду с социально-экономической формацией составляет среду обитания общества как на национальном, так и на международном уровне. Одним из определяющих моментов при формировании градостроительной стратегии страны региона является структура народонаселения - этнический, социальный, образовательный и возрастной состав. В начале XXI века новые проблемы народонаселения во всем мире вызвала интенсификация миграционных процессов.

Опираясь на исследования специалистов по демографическим проблемам [1-4], рассмотрим вкратце особенности со-

временных миграционных процессов с целью оценки влияния этих процессов на стратегию расселения, градостроительную практику и проблемы, возникающие при этом в смежных сферах - городском транспорте и связи.

Первая волна миграции в глобальных масштабах известна как «Великое переселение народов» - перемещение ряда племён в Европе в IV-VII веках, вызванное вторжением гуннов с востока в середине IV века н.э.

Главной причиной переселения народов явилось похолодание климата, в связи с чем население территорий с континентальным климатом устремилось в более тёплые районы. Пик переселения пришёлся на период резкого похолодания 535-536 годов. Частыми были неурожаи, росла заболеваемость, детская и старческая смертность. Бури и наводнения привели к утрате части суши на побережье Северного моря и в Южной Англии. В Италии в VI веке н.э. отмечались частые наводнения.

Новые поселения, основанные в VII веке н.э., характеризуются новой структурой поселений и указывают на культурный разрыв с прежней традицией.

В настоящее время в мире 323 млн мигрантов, около 175 млн человек (3% населения Земли) живут не по месту их рождения.

Масштабы миграции требуют изучения её влияния на народонаселение планеты как в глобальном, так и в локальным аспектах, в частности, на процессы урбанизации.

Виды миграции

В настоящее время миграция рассматривается в зависимости от её причин, направленности и продолжительности (рис. 1).

Семейно-бытовая миграция, связанная с воссоединением семей, смешанными браками или получением специального образования, не оказывает существенного влияния на проблемы населения и в рассматриваемом контексте может не учитываться, тогда как экономические причины, такие как глобализация экономики и связанная с ней трудовая миграция, военные причины, вызвавшие поток беженцев с Ближнего востока в Европу, должны рассматриваться в текущем состоянии и в трендах социально-экономического развития общества для своевременного принятия мер, исключающих социальные и политические взрывы.

Английский учёный Э.Г. Равенштейн (Ernst Georg Ravenstein) сформулировал одиннадцать миграционных законов, на которых впоследствии базировались многие теории в области миграции [5]. Основными из них являются следующие:

- больше всего миграций осуществляется на короткие расстояния;

- чем крупнее территориальный центр, тем более привлекательное влияние он оказывает;

- каждому миграционному потоку соответствует свой контрпоток;

- рост крупных городов в большей степени обусловлен миграцией населения, нежели естественным в нём приростом;

- масштабы миграции возрастают с развитием промышленности и торговли и особенно с развитием транспорта;

- экономические причины миграции являются определяющими.

Миграция в России начала ХХ века как отражение

перестройки структуры народонаселения

С конца XIX века урбанизация в России связана с её индустриализацией. Как особый вид миграции из деревни в город, дополнявший приток «на постоянное проживание в городе», рассматривался отход крестьян на заработки. Но урбанизацию затрудняла архаичная паспортная система, сохранявшаяся в отличие от большинства стран Западной Европы в России «из-за обширности территории и трудностей обеспечения охраны страны средствами полиции».

Но и этот сложившийся ход урбанизации был прерван Первой мировой и гражданской войнами, а также голодом 1921-1922 годов. В период военного коммунизма после октября 1917 года резко усилилась роль административных методов регулирования внутренней и внешней миграции, основой которых стала всеобщая трудовая повинность и введение трудовых книжек для нетрудящихся. Переход к нэпу потребовал либерализации законодательства, регулировавшего внутреннюю и внешнюю миграцию. В 1922 году всем гражданам было предоставлено «право беспрепятственного передвижения по всей территории РСФСР в черте её федеральных границ до пределов пограничных пунктов»1, сыгравшее положительную роль в восстановлении экономики и функционирования рынка труда. В 1922 году стали действовать также новые правила выезда за границу граждан РСФСР и иностранцев.

Переход к нэпу также сопровождался быстрым ростом численности городского населения. В города возвратилось

1 Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) от 24.01.1922 г.

Рис. 1. Виды миграции населения

население, покинувшее их в период войн, голода, разрухи и передела земли. В город мигрировали также пролетаризированные слои крестьянства, хотя расширенное воспроизводство аграрного сектора в восстановительный период «удерживало» в деревне часть населения.

Численность населения сопоставимой группы городов Европейской части РСФСР в 1923 году по отношению к 1897 году составила 120,4%, в том числе Петрограда и Москвы - 110%, прочих городов потребляющей полосы - 126,1%, производящей полосы - 125,6%. По сравнению с 1920 годом прирост (убыль) населения в столицах составил 50,8%, в прочих городах потребляющей полосы - 15,2%, в то время как убыль (из-за голода 1921 года) в городах производящей полосы - 2,6%.

Приведённые данные свидетельствовали об ускорившейся урбанизации страны. Особенно быстро росло население промышленных центров. Из 30 городов СССР с населением свыше 100 тыс. человек особенно быстро выросло население Новосибирска (160,9%), Иваново-Вознесенска (154,2%), Ленинграда (150,4%), Днепропетровска (148,4%), Сталинграда (138,3%), Москвы (130,8%).

Согласно приблизительным оценкам, за 1923-1926 годы из деревни в города СССР переместилось не менее 3 млн человек. В ежегодном исчислении миграционный прирост составил 800 тыс. человек.

Динамику численности населения крупных городов определили когорты мигрантов, прибывшие в 1921-1926 годы. Число прибывших в 1921-1923 годы достигло 172,4 тыс., в 1924-ом - 93,4 тыс., в 1925-ом - 90,3 тыс., в 1926-ом - 113,0 тыс., составив 48,3% всех неместных уроженцев города. В итоге, удельный вес неместных уроженцев в Ленинграде в 1926 году составил 60,2%. В Москве эти показатели были соответственно 312,7 тыс. человек, 106,1 тыс., 91,1 тыс., 93,3 тыс., или 45,2% неместных уроженцев города

Закономерность миграции в середине 1920-х годов состояла в тесной связи горожан с деревней: при неблагоприятных условиях они уходили в деревню, при улучшении хозяйственных условий возвращались в город. В Ленинграде 8,0% семей и 18,3% одиночек, имевших надельную землю, были тесно связаны с деревней. В Москве эти показатели

Миграция в России

575 589 566

■ 3

3

2016 2017 2018

■ Прибыли ■ уехали

Рис. 2. Динамика миграции в России в 2016-2018 годах

были соответственно 9,6 и 25,0%. Но во всех крупных городах определяющим был приток населения из сельской местности «своего района» и «своей» республики.

С началом форсированной индустриализации масштабы притока увеличила принудительная коллективизация.

Миграционные потоки на постсоветском пространстве

Трудовая миграция - переезд граждан в другой населённый пункт страны или за её пределы с целью устройства на более высокооплачиваемую работу. Этот процесс оказывает существенное влияние на экономическое развитие современной России. Миграция в России обусловлена ощутимой разницей в экономических возможностях, социальном развитии и уровне жизни в разных регионах. Основной фактор, в результате которого появляется трудовая миграция, - разная оплата труда. Банкротство или закрытие крупного предприятия также заставляет людей искать новое место и менять адрес основного проживания. Внутренняя миграция регулируется государственным законодательством и подзаконными актами.

Внешняя или международная трудовая миграция - массовый выезд людей за пределы страны или приезд в страну, основной целью которого является устройство на престижную или более высокооплачиваемую работу с возможностью постоянного проживания. После распада СССР внешние процессы стали превалировать над внутренними. Волна возвращения русских в пределы бывшей РСФСР за период с 1992 по 2000 годы составила примерно 8 миллионов человек.

До недавнего времени Россия занимала лидирующие позиции среди государств, являющихся привлекательными для мигрантов. Если, например, в США предусматривается прохождение многочисленных комиссий и проверок, целью которых является утверждение квалификации, то мигрировать в Россию предоставляется возможным как с наличием образования, так и без него. Необязательным является даже владение русским языком. При этом Россия получает дешёвую рабочую силу, что является экономически выгодным, а мигранты, в свою очередь, остаются довольны, так как повышается уровень их жизни. Количество иностранцев, мигрировавших в Россию с целью получения постоянного места жительства, составило около 6 млн человек. Причём, около 60% из них нелегалы, у которых закончился срок разрешительных документов. Большая часть русских мигрантов переезжает в более развитые страны, среди которых ведущее место занимают Германия, Финляндия и США. Имеют место и обратные ситуации, когда в зарубежных компаниях сокращают россиян. Это может быть связано с введением многочисленных штрафных санкций.

Значительная часть миграционных процессов осуществляется из стран СНГ. При этом прирост населения в Российской Федерации имеет тенденцию к уменьшению. Объяснить такое положение вещей можно наличием квалифицированных кадров, выезжающих из страны.

В последние годы (рис.2) тенденция несколько изменилась, и, хотя число прибывающих превышает число покида-

ющих Россию, наметилась явная тенденция к сокращению механического прироста населения.

Начиная с 2016 года нелегалы, приехавшие в Россию, создали в стране некоторые проблемы. Их причиной послужило незнание русского языка и законодательства. Кроме того, увеличилось количество преступлений, совершённых иностранцами на территории страны. Таким образом, миграционные процессы оказывают влияние на общественную жизнь России, которое обусловлено разницей интересов иммигрантов и коренных жителей.

В январе-апреле 2019 года миграционный прирост населения России увеличился до 98 тыс. человек по сравнению с 57,1 тыс. человек в январе-апреле 2018 года. Они по-прежнему несут в сложившиеся общественные отношения в России свои обычаи, культуру, порядки, традиции, иногда навязывая их. Во многих бизнесах, особенно в «гаражной экономике», в мелкой розничной торговле приезжие всё более уверенно вытесняют ленивых и праздных «аборигенов». И давно вытеснили их на тяжёлых неквалифицированных работах.

В самом ближайшем будущем можно ожидать активного проникновения китайских мигрантов и бизнеса, особенно в случае замедления китайской экономики и появления «лишних людей».

Российский госаппарат, в том числе репрессивный, десятилетиями «настраивался» на относительно послушных «аборигенов», боящихся самостоятельности и во многом настроенных патерналистски, которые к тому же демонстрируют близкую к нулевой способность к горизонтальной самоорганизации с целью постоять за свои права. Те, кто не вписывается в эти параметры, не находят себе места в современной российской жизни и сами мигрируют - на Запад. Уезжают самые активные, образованные, амбициозные, генофонд нации от этого не становится лучше.

Пока мигранты, как правило, разрозненны, бесправны и не организованы. Как долго это продлится по мере того, как они будут оседать, обживаться, создавать свои диаспоральные анклавы и собственные структуры самоуправления, параллельные тем, что функционируют в российском государстве - это вопрос. Тем более что последние функционируют не самым эффективным образом. Когда произойдёт осознание прав новых граждан Российской Федерации и станут ли новые граждане отстаивать их с большей последовательностью а, главное, организованностью, чем «аборигены»?

Среди мигрантов в Россию действуют те же правила, что и во всем остальном мире: переезжают в новую страну наиболее целеустремлённые, энергичные.

Пока мигранты по большей части ещё и малограмотные (но далеко не все). Это может помешать пойти по пути отстаивания своих прав законными методами: пропустить это звено за ненадобностью и бесполезностью в борьбе с обнаглевшей бюрократией и перейти сразу к незаконным. И силовым.

«Пришельцы» предпочтут оставаться в рамках свой субкультуры, наблюдая как бы со стороны, но и изнутри одно-

временно, закат чуждой им части цивилизации. Потом они обустроят «эту страну» на свой манер.

Социально-экономические проблемы Европы,

вызванные межгосударственной миграцией

Статус и права иммигрантов в Евросоюзе регулируются Дублинским регламентом, который был принят в 1990 году и впоследствии несколько раз изменялся. По этому регламенту формальную ответственность за иммигрантов несут те страны, где их регистрируют по прибытии на территорию ЕС. Как правило, это южные страны: Италия, Греция, балканские государства. Дальше эти люди могут свободно передвигаться по территории Евросоюза, пользуясь возможностями Шен-генского соглашения.

Многие государства видели в иммиграции решение проблемы демографического кризиса, который угрожает благополучию многих европейских стран.

Средний возраст в Европе близок к 40 годам, а в ряде развитых стран и вовсе к 45-ти. Это свидетельствует о том, что население Европы стареет с каждым годом, а молодых людей становится всё меньше, даже те, которые есть, обычно не планируют более одного ребёнка. Такая ситуация угрожает не только сокращением численности населения, но и крахом всей социальной системы. Это связано с тем, что большая часть населения Европы вскоре покинет период трудоспособного возраста, начав нуждаться в социальных выплатах, пенсиях и т.п. Вся тяжесть экономического развития ляжет на сегодняшнюю молодёжь, которая из-за своей немногочисленности не сможет обеспечить тот уровень жизни, к которым привыкла современная Европа.

Коренные жители европейских государств обеспокоены сложившейся ситуацией, а многие из них отрицательно относятся к приезжим и беженцам. Это связано с тем, что с ростом мигрантов увеличилась преступность. Криминальные новости о мигрантах всё чаще появляются в европейских сводках: нападения на женщин в Германии, многочисленные стычки с полицией и попытки незаконного пересечения границ.

Во время кризиса 2015-2016 годов Евросоюзом были введены квоты на беженцев.

Послевоенная миграция населения и рост мегаполисов

Послевоенный период ознаменовался весьма интенсивным ростом населения планеты. Рост рождаемости обеспечили, прежде всего, страны Азии и Латинской Америки. Только за десятилетие с 1951-го по 1961 год население Индии увеличилось на 21,5 %, а население Мексики и Венесуэлы за последние тридцать лет удвоилось. Даже страны, наиболее пострадавшие в войне, уже к 1960 году не только возместили убыль населения, но и значительно перешагнули довоенные цифры. Так, население Великобритании возросло на 2,7 млн человек (5%), население Франции дало прирост в 4,8 млн (12%), Западной Германии - 9,2 млн, что составило почти 21%. Япония намного превзошла в этом отношении все европей-

ские страны, поскольку число жителей в ней увеличилось на 19 млн человек, то есть почти на 26%.

Главной движущей силой роста городов в послевоенный период оставалась промышленность. Поскольку процесс концентрации производства продолжался, города не могли не расти. Однако развитие крупных городов и в первую очередь столичных центров происходило не только из-за увеличения числа фабричных рабочих, но и вследствие возрастания числа служащих - по преимуществу клерков деловых контор, продавцов магазинов, а также разнообразных представителей интеллектуального труда. Автоматизация производства всё более вытесняла физический труд из целого ряда отраслей тяжёлой и лёгкой промышленности, вынуждая рабочих изменять первоначальную профессию и даже уходить из сферы производственной деятельности в сферу культурно-бытового обслуживания.

По прогнозам к 2050 году землю будет населять почти 10 миллиардов человек, две трети из которых будут проживать в городах. Высокий уровень урбанизации напрямую отражается на темпе развития современных городов.

Мегаполисы разрослись настолько, что поглотили близлежащие окрестности, образуя таким образом агломерации и добавляя остроты вопросу.

В настоящее время в мире 13 городов имеют численность населения более 20 млн. Возглавляет список крупных мегаполисов Токио (расширенный столичный округ) с населением 35,1 млн. Большинство мегаполисов находятся в странах «третьего мира».

Итак, современным градостроителям необходимо считаться с невиданно быстрым ростом городов.

Миграция в будущем

Эксперты выделяют три главных причины миграции в XXI веке: экономическую - увеличивающийся разрыв между уровнем жизни развитых и отсталых стран, политическую - нестабильность в ряде регионов Азии и Африки, и климатическую - невозможность контролировать наводнения, цунами, землетрясения, предотвратить засуху, извержения вулканов и т.п.

Развитие средств транспорта и информационных облегчили перемещение между странами и континентами значительных массивов людей.

Сейчас главный вид миграций - миграции экономические, обусловленные огромными различиями в уровне экономического развития стран.

В политической сфере миграция угрожает безопасности страны, принявшей иммигрантов, её геополитическим интересам.

Следствием природных катаклизмов может стать миграция людей из пострадавших районов. Существует еще один аспект безопасности - распространение заболеваний и эпидемий. Специалисты ООН подготовили доклад о возможных миграционных процессах и региональных конфликтах в будущем. По этому прогнозу Африку ожидает распространение СПИДа [6], водный кризис и лавинообразная миграция населения в Европу.

Поскольку не всегда коренное население регионов, куда направляется поток переселенцев, радо принять их, не исключено, что незваные мигранты придут не с просьбой о помощи, а с оружием. Об этом свидетельствует усиление активности террористических организаций. Этому способствует и деятельность Европейской арабской лиги (ЕАЛ), которая настаивает на превращении арабов в «равноценный этнос» в европейских государствах [7]. Статья 13 Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией объединенных наций в 1948 году, гласит: «Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства» и «каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну». В 2051 году ООН образовала Международную организацию по миграции (МОМ). Задача МОМ - содействовать гуманизации и упорядочению процессов миграции ради всеобщего блага. Отделения организации действуют более чем в ста странах.

Более того, Генеральная ассамблея ООН в 2016 году констатировала, что в результате миграции произошло «смешение народов», формирующее абсолютно новые подходы к пониманию интеграции. Будущий международный экономический порядок не должен запрещать миграцию - он должен способствовать ей. Он также должен обеспечивать безусловное равенство возможностей и обращения в экономической и социальной сферах для всех иммигрантов.

Заключение

Интенсификация миграционных процессов в мире в начале XXI века вызвала новые проблемы народонаселения и, как следствие, проблемы градостроительства.

Рост крупных городов (по оценкам футурологов к середине текущего столетия в мире будет пятьдесят городов численностью около 20 млн), вызванный возможностью получения комфортного жилья, медицинского обслуживания, работы, образования, доступностью к культурным ценностям и зонам развлечений при либерализации иммиграционного законодательства и демократизации общественного устройства, вызвал новые социальные, экономические и селитебные проблемы.

Сами мегаполисы стали полиэтническими, полирелигиозными образованиями со смешанным укладом. Однако тенденция к объединению жителей по происхождению привела к появлению множеству добровольных «гетто», на которые распадается мегаполис. Такая структура чревата социальной напряжённостью в мегаполисе.

Поскольку мегаполисы являются центрами политической и деловой деятельности, культурными и развлекательными центрами, жилая застройка вытесняется на периферию городов с образованием «спальных районов», часто превращающихся в автономные образования - города-спутники.

Высокая плотность населения, большие размеры городской площадки, обострили проблему сбора и утилизации отходов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экологические проблемы мегаполисов усугубляются сокращением площади зелёных насаждений, затруднением воздухообмена и наличием выбросов транспортных средств.

Одним из способов улучшения экологической ситуации является вынос промышленных предприятий за пределы городской черты, что приводит к расслоению городской среды по социальному признаку.

Внутригородской транспорт при большой площади города, плотной городской застройке и суточной внутригородской миграции должен изменить свои возможности и технико-экономические характеристики (переход к внутригородскому воздушному транспорту, «»загущению» сети метрополитена и т.п.).

Инженерные сети: энергетические, водоснабжение и канализация, проводная связь в условиях плотной многоэтажной застройки, наличие подземного транспорта, - требуют новых технических решений при создании и эксплуатации.

С другой стороны, развитие средств транспорта, информационных технологий, заменяющих активное взаимодействие групп людей на единой физической площадке дистанционном общением (конференцией) через системы интернета, делает возможным пространственное распределение населения без потери «эффекта присутствия». Перемещение товаров и услуг может быть обеспечено соответствующей транспортной системой, сопровождаемой логистической системой на базе информационных технологий.

В такой структуре расселения экологические проблемы, включая обеспечение питьевой водой, могут быть решены с минимальными затратами при условии обеспечения уровня жизни в малых поселениях, соответствующего современным мегаполисам.

Современная градостроительная доктрина может быть построена при тщательном анализе миграционных процессов, изучении трендов и формировании картины будущего (форсайта2) для своевременного принятия организационных и технических мер согласно концепции устойчивого развития.

Литература

1. Февральская, М.А. Проблема миграции в современной Европе: причины и последствия [Электронный ресурс] / М.А. Февральская // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 921-925. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26303065 (дата обращения 12.11.2019).

2. Моисеенко, В. Миграция из сельской местности в городские поселения в СССР в 1920-е годы / В. Моисеенко. - М. : МГУ, 2018.

3. Трудовая миграция вопросы управления и защиты прав трудящихся-мигрантов в России : Сборник статей. Сер. 14. Международная миграция населения: Россия и современный мир / Главный редактор: В.А. Ионцев. - М. : ТЕИС, 2005. - 197 с.

4. Моисеенко В.М. Миграция населения в переписях России и СССР / В.М. Моисеенко // Вопросы статистики. - 1997. - № 3. - С. 30-37.

5. Ravenstein, E.G. The laws of migration / E.G. Ravenstein.

- London, 1876.

6. Лазарева, И.В. Urbi et orbi: пятое измерение города / И. В. Лазарева // Труды Российской академии архитектуры и строительных наук. Серия «Теоретические основы градостроительства». - М. : УРСС, 2005. - 76 с. ISBN 5-9710-0035-7

7. Блохина А.Е. Миграционные процессы в новейшей истории: этническая конфликтогенность, региональная и национальная безопасность / А.Е. Блохина, С.И. Грачев // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. - 2016. - № 6. - С. 24-28.

8. Леви,Л. Народонаселение, окружающая среда и качество жизни / Леви Л., Андерсен Л. Пер. с английского. - М. : Экономика, 1979. - 144 с.

9. Населённые пункты в Европе. Тенденции и политика в послевоенный период : Доклад ЕСЕ/НВР/18. - Нью-Йорк : Издание ООН, 1976. - 183 с.

10. Лазарева, И.В. Природообусловленная системность систем расселения и новая градостроительная политика / И.В. Лазарева // Моделирование процессов экологического развития : Сб. трудов. ВНИСИ. Вып. 3. - М. : ВНИИСИ, 1991. - С. 86-91.

11. Жегалина, Г.В. Вопросы использования территорий в архитектурно-планировочной организации города / Г.В. Жегалина // Современные направления преобразования и использования территорий для градостроительства / ЦНИИП градостроительства. - М., 1978.

12. Оглы, Б.И. Строительство городов Сибири / Б.И. Оглы.

- Л. : Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 19 8 0. - 272 с.

13. Кривякина, Е. Россия превращается в пустыню, в которой растут лишь города-гиганты / Е. Кривякина // Комсомольская правда. - 2019. - № 135 (5046).

14. Лазарева, И.В. Город во времени и в пространстве. Проблемы устойчивого развития / И.В. Лазарева // Муниципальная власть. - 1990. - № 2. - С. 14-18.

15. Петрова, З.К. Процесс возрождения сельских поселений и культурный ландшафт // З.К, Петрова // Academia. Архитектура и строительство. - 2019. - № 1. - С. 70-77.

References

1. Fevral'skaya M.A. Problema migratsii v sovremennoi Evrope: prichiny i posledstviya [The problem of migration in modern Europe: causes and consequences]. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept» [Scientific-methodical electronic journal "Concept"], 2016, Vol. 11, pp. 921-925. Access mode: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=26303065 (Accessed 12.11.2019).

2. Moiseenko V. Migratsiya iz sel'skoi mestnosti v gorodskie poseleniya v SSSR v 1920-e gody [Migration from rural areas to urban settlements in the USSR in the 1920s]. Moscow, MGU Publ., 2018.

3. Trudovaya migratsiya voprosy upravleniya i zashchity prav trudyashchikhsya-migrantov v Rossii : Sbornik statei. Ser. 14 Mezhdunarodnaya migratsiya naseleniya: Rossiya i sovremennyi

mir [Labor migration issues of management and protection of the rights of migrant workers in Russia: Collection of articles. Ser. 14 International migration of the population: Russia and the modern world].]. V.A. Iontsev (ed.). Moscow, TEIS Publ., 2005, 197 p.

4. Moiseenko V.M. Migratsiya naseleniya v perepisyakh Rossii i SSSR [Population migration in censuses of Russia and the USSR]. Voprosy statistiki [Questions of statistics], 1997, no. 3, pp. 30-37.

5. Ravenstein E.G. The laws of migration. London, 1876.

6. Lazareva I.V. Urbi et orbi: pyatoe izmerenie goroda [Urbi et orbi: the fifth dimension of the city]. Trudy Rossiiskoi akademii arkhitektury istroitel'nykh nauk. Seriya «Teoreticheskie osnovy gradostroitel'stva» [Proceedings of the Russian Academy of Architecture and Building Sciences. Series "Theoretical Foundations of Urban Planning"]. Moscow, URSS Publ., 2005, 76 p. ISBN 5-9710-0035-7

7. Blokhina A.E., Grachev S.I. Migratsionnye protsessy v noveishei istorii: etnicheskaya konfliktogennost', regional'naya i natsional'naya bezopasnost' [Migration processes in recent history: ethnic conflictogenicity, regional and national security]. Vestnik Nizhegorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo [Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod], 2016, no. 6, pp. 24-28.

8. Levi L., Andersen L. Narodonaselenie, okruzhayushchaya sreda i kachestvo zhizni [Population, environment and quality oflife]. Trans. from Engl. Moscow, Ekonomika Publ., 1979, 144 p

9. Naselennye punkty v Evrope. Tendentsii i politika v poslevoennyi period : Doklad ESE/NVR/18 [Settlements in

Europe. Post-War Trends and Policies: Report ECE / HBP]. New York: UN Edition Publ., 1976, 183 p.

10. Lazareva I.V. Prirodoobuslovlennaya sistemnost' sistem rasseleniya i novaya gradostroitel'naya politika [Nature-based systematic system of resettlement systems and a new urban policy]. Modelirovanie protsessov ekologicheskogo razvitiya [Modeling of processes of environmental development], Sb. Trudov, vyp. 3 [Proceedings, Is. 3]. Moscow, VNIISI. Moscow, VNIISI Publ. 1991, pp. 86-91.

11. Zhegalina G.V. Voprosy ispol'zovaniya territorii v arkhitekturno-planirovochnoi organizatsii goroda [Issues of using territories in the architectural and planning organization of the city]. Sovremennye napravleniya preobrazovaniya i ispol'zovaniya territorii dlya gradostroitel'stva [Modeling of processes of environmental development]. Moscow, 1978.

12. Ogly B.I. Stroitel'stvo gorodov Sibiri [The construction of cities in Siberia]. Leningrad, Stroiizdat, Leningr. otd-nie Publ., 19 8 0, 272 p.

13. Krivyakina E. Rossiya prevrashchaetsya v pustynyu, v kotoroi rastut lish' goroda-giganty. Komsomol'skaya pravda, 2019, no. 135 (5046).

14. Lazareva I.V. Gorod vo vremeni i v prostranstve. Problemy ustoichivogo razvitiya [City in time and space. Sustainable development problems]. Munitsipal'naya vlast' [Municipal authority], 1990, no. 2, pp. 14-18.

15. Petrova Z.K. Protsess vozrozhdeniya sel'skikh poselenii i kul'turnyilandshaft [The process of revival of rural settlements and cultural landscape]. Academia. Arkhitektura i stroitel'stvo [Academia. Architecture and construction], 2019, no. 1, pp. 70-77.

Лазарева Ирина Владимировна (Москва). Доктор технических наук. Старший научный сотрудник. Начальник отдела ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» (119331, Москва, просп. Вернадского, 29. ЦНИИП Минстроя России). Эл.почта: s.matveev@ cniipminstroy.ru.

Лазарев Валерий Владимирович (Москва). Доктор технических наук, профессор. Эл. почта: vvlazar@rambler.ru.

Lazareva Irina V. (Moscow). Doctor of Technical Sciences. Senior Researcher at the Central Institute for Research and Design of the Ministry of Construction and Housing and Communal Services of the Russian Federation (29 Vernadskogo avenue, Moscow, 119331. TsNIIP). E-mail: s.matveev@cniipminstroy.ru.

Lazarev Valeriy V. (Moscow). Doctor of Technical Sciences, Professor. E-mail: vvlazar@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.