Научная статья на тему 'Влияние миграционных процессов на мусульманское сообщество России'

Влияние миграционных процессов на мусульманское сообщество России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
94
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние миграционных процессов на мусульманское сообщество России»

Литература

1. Пашкус В.Ю. Социально-культурная сфера как фактор повышения конкурентоспособности региона (на примере Санкт-Петербурга) // Региональная экономика: Теория и практика. - 2012. - № 10.

2. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. ХУ-ХУШ вв.: В 3 т. Т. 3: Время мира. - М., 1992.

3. Алпатов Г.Е. Специфика предпринимательства в аграрном секторе России и экономическая безопасность в обеспечении населения продовольствием // Научный журнал НИУ ИТМО. Экономика и экологический менеджмент. -2014. - № 3.

4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. - М., 1990.

5. Герасимов И. Российская ментальность и модернизация // ОНС. - 1994. - № 4.

6. Зиновьев А. А. Запад. Феномен западнизма. - М., 1995.

7. Тихомиров Л. Вопросы экономической политики. - М., 1900.

8. Бьюкенен П. Экономический национализм или глобальная экономика? // Предпринимательство. - 2001. - № 1.

9. Воденко К.В. Современная социально-экономическая политика: Культурные и философские основания // Гуманитарий Юга России. - 2014. - № 3.

«Гуманитарий Юга России», Ростов-на-Дону, 2015 г., № 3, с. 147-155.

А. Шмелёв,

кандидат исторических наук, доцент кафедры основ внешней политики и безопасности Ю. Потапова,

студентка (Институт международных отношений и мировой истории, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского) ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА МУСУЛЬМАНСКОЕ СООБЩЕСТВО РОССИИ

Россия исторически была многонациональной и полиэтнич-ной страной. Традиционно мусульманская умма являлась неотъемлемой и существенной частью русского общества, какой является и сейчас, благодаря мощному притоку людей из разных стран1. На настоящий момент 40% общего числа мигрантов России явля-

1 Роль мусульманского сообщества в России. Доступ: гш81а/20130106/204228865.Ь1т1 (Проверено 24.11.2014.)

http://inosmi.ru/

ются выходцами из мусульманских стран1. В эпоху глобализации мир стал более открытым, миграционные процессы набирают обороты, особенно из стран бывшего Советского Союза. Одна из проблем, требующих повышенного внимания, - это влияние мигрантов на мусульманское сообщество России. По данным за 2010 г., в России временно проживали 489 357 мигрантов, около половины из них составляют приезжие из стран СНГ - 208 782 человека2. Мигрантов можно условно разделить на три крупные группы.

1. Рабочие мигранты. По данным Всероссийской переписи 2010 г., наибольший поток людей идет из Узбекистана (73 248 человек) и Таджикистана (36 111 человек). Основная цель переезда -заработок: по Узбекистану - 63 979 человек и Таджикистану -30 803 человека3. Характерными особенностями этой группы являются добровольное переселение, высокие шансы к адаптации и заинтересованность в поиске работы; основную часть составляют мужчины молодого и среднего возраста без семей.

2. Вынужденные переселенцы и беженцы. Существенный вклад в повышение уровня численности населения Российской Федерации в 1990-е годы внес приток торговых мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев с Кавказа. Если обратиться к данным Всероссийской переписи 2002 г., то можно заметить, что «доля мигрантов в столице с 1989 по 2002 г. выросла с 10,3 до 15,2%. В Москве появились районы со значительным количеством переселенцев, доля которых в Фили-Давыдково, Раменках и Можайском районах от 27,5 до 32,3%, в Дорогомилове - 35,1%, Измайлове - 35,9%»4. В Западном округе мигранты составляют более 1/5 населения. Восточный округ занимает 2-е место по числу мигрантов, однако здесь сосредоточены выходцы из сел и небольших городов Чечни и Закавказья, нередко травмированные кровопролитными войнами - от Карабаха до двух российско-чеченских

1 Мусульманские мигранты в России. Доступ: Шр т!ег£ах-геН§юп. ги/?ае1=пеш8&а1у=53455 (Проверено 26.11.2014.)

2 Национальный состав России за 2010 год. Доступ: http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (Проверено 24.11.2014.)

3 Всероссийская перепись населения по данным за 2010 год. Доступ: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (Проверено 24.11.2014.)

4 Научный доклад о положении мигрантов - мусульман-шиитов в России. Доступ: http://ahlibeyt.ru/about/nauchnyj-doklad-o-polozhenie-migrantov-musulman-shiitov-v-rossii/ (Проверено 25.11.2014.)

конфликтов1. Спецификой этой группы является превалирующее число семей с детьми, которые в большинстве своем хотели бы вернуться на родину.

3. Учебная миграция. В большинстве случаев радикальные веяния в исламе привносится в Россию именно молодыми мусульманами, обучавшимися за границей в исламских учебных заведениях, а также иностранцами, толкующими ислам в духовных учебных заведениях не так, как это традиционно сложилось у мусульман России: «... в город Октябрьский (Башкортостан) прибыли 3 турецких граждан, чтобы помочь братьям-мусульманам воспитывать и обучать детей. В созданном пансионате детям стали внушать веру в Аллаха не в рамках традиционного ислама, а с позиций радикально-националистического мусульманского верования»2.

Все эти категории по-своему оказывают влияние на мусульманское сообщество. По статистике, основное число людей приезжают с целью трудоустройства. В нашей стране не хватает дешевой рабочей силы, на сегодняшний день по статистике -1 800 000 вакансий3, а в мусульманских странах, наоборот, наблюдается прирост населения («за 2014 г. население Узбекистана увеличится приблизительно на 279 880 человек. Ожидается, что количество эмигрантов будет преобладать над количеством иммигрантов. То есть общая миграция будет отрицательна: -81 582 человека.»)4, но рынок труда пока не в состоянии обеспечить местом каждого потенциального работника. Мигранты приезжают в Россию в большинстве своем легально, но некоторые из них работают без должного оформления документов, плохо ориентируются в стране, с большим трудом говорят на русском языке. У них возникает необходимость в адаптации к новому быту и культуре; потребность в социализации и моральной поддержке; потребность в общении с представителями своего народа. Главный духовный и религиозный центр для правоверного мусульманина -это мечеть. Но большинство современных мусульман-мигрантов

1 Данные Всероссийской переписи населения за 2002 год. Доступ: http ://www.perepis2002.ru/content. html?id= 11 &docid= 10715289081463 (Проверено 29.11.2014.)

2 Религия и безопасность (религиозный экстремизм). Доступ: http://dpr.ru/ pravo/pravo_4_9.htm (Проверено 28.11.2014.)

3 Дефицит рабочей силы - угроза для экономики России. Доступ: http://ria.ru/society/20140319/1000169453.html (Проверено 27.11.2014.)

4 Численность населения Узбекистана по прогнозам за 2014 год. Доступ: http://countrymeters.info/ru/Uzbekistan (Проверено 29.11.2014.)

испытывают серьезные трудности в адаптации к новым условиям, такие как боязнь, недоверие, внешние факторы (СМИ, действия правоохранительных органов)1. Они приезжают ради возможности заработать себе на жизнь и помочь своей семье, оставшейся на родине. Большинство из них не получили полноценного образования, что во многом и является причиной религиозного фанатизма («отсутствие правильного понимания целей и внутренней системы религии приводит к недостаткам религиозного воспитания и ущербной нравственности, способствует проявлению негативных качеств характера: раздражительности, агрессивности, злословия, высокомерия, подозрительности, ненависти»2). Люди, которые слабо развиты в духовном отношении, могут попасть под влияние террористических группировок, деятельность которых направлена на свержение светской власти либо дестабилизацию обстановки в регионе. Таким образом, мигрант приезжает в Россию с определенным насажденным мировоззрением, сквозь призму которого он общается с окружающим миром и влияет на него. Неспособность отличить хорошее от плохого и простое незнание приводит к очень печальным последствиям, таким как конфликты и теракты.

Сегодня все больше конфликтов на национальной почве ассоциируются именно с исламом. Это происходит по следующим причинам.

1. Борьба религиозных объединений. По словам В.Н. Калинина, мусульманская община в России находится на 2-м месте в мире по числу религиозных объединений. Он полагает, что на настоящий момент официально существуют две основные исламские религиозные организации: Центральное Духовное управление мусульман России и Совет муфтиев России. Но даже между такими мощными структурами возникают противоречия по поводу поддержки ваххабизма, получения материальной помощи от зарубежных исламских центров, связанных с ваххабитскими террористическими формированиями. («Такая междоусобица и стремление многих местных исламских религиозных организаций к автономии неблагоприятно воспринимаются верующими мусульманами и

1 ОМОН избежал наказания за издевательства над мусульманами в 2013 г. Доступ: http://www.ansar.ru/rfsng/2013/04/24/40138 (Проверено 24.11.2014.)

2 Религиозный экстремизм: Причины, последствия, исцеление. Доступ: http://www.zonakz.net/blogs/user/izgi_amal/1938.html 02/10/2011 (Проверено 01.12.2014.)

создают отрицательное мнение в обществе»1.) Для государственной власти это серьезная проблема, которая создает напряжение не только в правительственных кругах, но и проецируется на само общество.

2. Противопоставление мигрантов коренному населению. Такие действия, как добровольный отказ (вызванный недоверием, враждебной настроенностью) от социализации, неприятие норм страны пребывания, незнание законов и собственных прав, порождают конфликты, причем с обеих сторон. С одной стороны, можно отметить попытку поджога мечети в Волгограде и Астрахани, нанесение на стены молельного дома национальных лозунгов в Московской обл.2, с другой стороны, показателен такой пример, как создание оборудованных всем необходимым молельных комнат для совершения намаза пять раз в день для работающих мусульман. Их число растет, особенно на рынках, где работающих мусульман особенно много. Эти комнаты призваны упрочить положение мусульман и помочь им в удовлетворении религиозных потребностей3. Известен факт, что в аэропортах Москвы (Домодедово, Внуково) возобновляются работы молельных комнат для му-сульман4. Но одновременно с этим появляется реальная угроза терактов, напрямую связанная с молельными комнатами. Так, в Санкт-Петербурге была проведена специальная операция на рынках по молельным комнатам с целью пресечения попыток экстремистской деятельности5. Создание и распространение молельных комнат - следствие того, что в стране не хватает мечетей, это ведет к уменьшению уровня взаимодействия между мусульманами, что порождает создание небольших религиозных закрытых групп. Но несмотря на это отмечается, что большинство мусульман заинтересованы в религиозной деятельности именно в рамках официаль-

1 Религия и безопасность (религиозный экстремизм) URL: http://dpr.ru/ pravo/pravo_4_9.htm (Дата обращения: 28.11.2014.)

2 Ислам в России: Итоги 2013 г. URL: http://islam-today.ru/islam_v_rossii/ islam-v-rossii-itogi-2013-goda/ (Дата обращения: 27.11.2014.)

3 Молельная комната для мусульман на рынке. Доступ: http://www.info-islam.ru/publ/novosti/rossiya/na_rynke_otkryli_molelnuju_komnatu_dlja_musulman/1 -1-0-17838 (Проверено 02.12.2014.)

4 Мусульманские молельные комнаты в аэропортах вновь работают. Доступ: http://dumrf.ru/common/regnews/7434 (Проверено 01.12.2014.)

5 Захват радикальной группы в Санкт-Петербурге: Подробности операции. Доступ: http://news.mail.ru/inregions/st_petersburg/91/incident/11927352/ (Проверено 03.12.2014.)

ных мечетей1. Подобных конфликтных ситуаций очень много, необходимо также учитывать тот факт, что случаи проявления нетерпимости и неуважения к представителям разных наций зачастую демонстрируются с обеих сторон.

3. Негативное влияние на русскую мусульманскую общину. Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что данные конфликты в большинстве случаев оказывают негативное влияние на коренных мусульман России, которые живут на этой земле очень давно и зарекомендовали себя как добропорядочные соседи. Неблагоприятные события, связанные с представителями их национальности, могут в корне подорвать доверие, которое выстраивалось столетиями. Именно поэтому на этой почве возникает конфликт, который очень трудно решить2.

Проблема влияния мигрантов на мусульманское сообщество России на сегодняшний день стоит чрезвычайно остро. В. В. Путин призвал мусульманское руководство уделить особое внимание развитию адаптационной политики для приезжающих мусульман3. В России реализуется много проектов в рамках Концепции общественной безопасности в Российской Федерации4, Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»5, действует большое число специальных программ, в том числе и федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (20142020 годы)»6. Стоит отметить, что в России функционирует большое число мусульманских культурных центров, молодежных и

1 Трудовая миграция: Проблемы интеграции в российский социум и преодоления негатива со стороны принимающего населения. Доступ: Ы!р is1amsng.com/authors/Muhetdinov/2422 (Проверено 01.12.2014.)

2 Конфликт между мусульманами и православными Российской Федерации. Доступ: http://news1and.com/news/detai1/id/591478/ (Проверено 03.12.2014.)

3 Путин: Ислам - яркий элемент российского культурного кода. Доступ: http://wordyou.ru/vrossii/putin-is1am-yarkij-e1ement-rossijskogo-ku1turnogo-koda (Проверено 01.12.2014.)

4 Концепция общественной безопасности в Российской Федерации. Доступ: http://www.krem1in.ru/acts/19653 (Проверено 30.11.2014.)

5 Федеральный закон от 25.07.2002 Ш14-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Доступ: http://minjust.ru/ru/node/20664 (Проверено 27.11.2014.)

6 Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)». Доступ: http://fcp.economy.gov.ru/cgibin/cis/fcp.cgi/Fcp/yiewFcp/yiew/2014/420 (Проверено 24.11.2014.)

женских центров, а также научно-просветительских клубов1. Также во многих городах (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород) проходят мусульманские праздники, организуются выставки и концерты, основная цель которых - повышение культурного уровня мусульман и своеобразная дань традициям и своей исто-

рии2.

Основная проблема состоит в том, что своеобразный имидж, который уже сформировался благодаря средствам массовой информации и самим приезжим, демонстрирует рознь и смуту, а традиции ислама подаются как нечто ужасное. Нездоровый имидж формирует соответствующее отношение не только к мигрантам, но и к коренному мусульманскому населению. Миграционные центры для приезжих людей существуют, но они либо не могут охватить весь поток, либо мигрант сам не хочет социализировать-ся3. Поэтому необходимо направлять усилия на работу с подрастающим поколением, которое может стать надежной опорой развития в данной области.

Сегодня активно развивается такой институт, как волонтер-ство, и молодые люди — мусульмане, которые владеют своим родным языком, или русские студенты, которые изучают данный язык и культуру, смогли бы помочь в социализации приезжим. Это дало бы им возможность заниматься достойным делом, получить навыки общения с разными людьми, больше узнать о своей культуре и заслужить уважение за свой вклад в построение мирного будущего.

Следующее предложение касается российской системы образования. Как известно, сегодня совместное обучение представителей разных национальностей - уже не редкость, но конфликты на этой почве возникают даже в юном возрасте4. Чтобы исправить ситуацию, необходимо обратить внимание на культурное воспитание школьников - показать национальное разнообразие и богатство

1 Открытие мусульманского культурного центра. Доступ: http://ria.ru/ religion/20141105/1031791265.html (Проверено 01.12.2014.)

2 Мусульмане отмечают праздник Курбан-Байрам в Нижегородской области. Доступ: http://www.vremyan.ru/news/tysjachi_musulman_otmechajut_kurban-bajram_v_nizhegorodskoj_oblasti.html (Проверено 01.12.2014.)

3 Влияние миграции из Центральной Азии и Кавказа на мусульманское сообщество Среднего Урала. URL: http://www.islamsng.com/books/almanach71/5-alex-tarostin.htm?height=600&width=800 (Дата обращения: 03.12.2014.)

4 Конфликты между детьми иммигрантов и русскими детьми. URL: http://ns-initiative.livejournal.com/176145.html (Дата обращения: 02.12.2014.)

России в историческом и современном аспекте. Дети будут учиться с интересом, незаметно для себя познавая друг друга. Таким образом, со школьной скамьи будет закладываться уважение к представителям других национальностей, прививаться доверие и дружба. Этой цели может также служить проведение такого мероприятия, как, например, «Неделя страны», которое может состоять из небольшой презентации, подготовленной представителями той или иной национальности; выставки национальных блюд, игрушек, народного творчества. Возможно также проведение новогоднего праздника с элементами различных культур, а также всевозможные конкурсы и спектакли, концерты и игры, песни и хороводы, постановки, приуроченные к какой-либо знаменательной дате, либо просто мероприятия, направленные на развитие у ребят интереса к познаванию разнообразных культур и расширению кругозора. Такая политика обязательно должна поддерживаться правительством Российской Федерации и осуществляться в общегосударственном масштабе.

Кроме того, подобные меры следует принимать и в высших учебных заведениях, и в профессионально-технических училищах. Действия, имеющие своей целью усиление роли этноконфессио-нальной составляющей в обучении, можно осуществить через введение в программу таких дисциплин, как, например, этнополито-логия.

И в заключение хотелось бы отметить, что обозначенная проблема стоит очень остро, и ее необходимо решать как можно скорее. Необходимо в корне изменить отношение русских людей как к мигрантам, так и к самому исламу в целом. При этом первостепенной задачей является создание подходящих условий, стимулирующих (в рамках концепции «мягкой силы») самих мигрантов к адаптации и аккультурации. И именно духовные управления мусульман способны стать ведущим институтом в проведении в жизнь данной политики применительно к мигрантам-единоверцам1. Только в этом случае двусторонняя политика будет иметь смысл и принесет успех.

1 Миграционные потоки на евразийском пространстве. Доступ: http:// dumrf.ru/regions/77/event/6613 (Проверено 03.12.2014.)

Литература

1. Бобровников В. Научный доклад о положение мигрантов мусульман-шиитов в России. Доступ: http://ahlibeyt.ru/about/nauchnyjdoklad-o-polozhenie-migrantov-musulman-shiitov-v-rossii/ (Проверено 11.05.2015.)

2. Калинин В.Н. Религия и безопасность (религиозный экстремизм) // Право и безопасность, 2002. № 4(5). URL: http://dpr.ru/pravo/pravo_4_9.htm (Проверено 11.05.2015.)

3. Мухетдинов Д. Трудовая миграция: проблемы интеграции в российский социум и преодоления негатива со стороны принимающего населения // Ислам в СНГ. - 03.08.2011. Доступ: http://www.islamsng.com/authors/Muhetdinov/2422 (Проверено 11.05.2015.)

4. Старостин А. Влияние миграции из Центральной Азии и Кавказа на мусульманское сообщество Среднего Урала. Доступ: http://www.islamsng.com/books/ almanach/1/5-alex-starostin.htm?height=600&width=800 (Проверено 11.05.2015.)

«Ислам в современном мире», М., 2015 г., т. 11, № 2, с. 146-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.