Научная статья на тему 'Влияние миграционной обстановки на состояние наркоситуации в регионе'

Влияние миграционной обстановки на состояние наркоситуации в регионе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
118
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННАЯ ОБСТАНОВКА / КРИМИНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МИГРАЦИОННЫЙ ПОТОК / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MIGRATION SITUATION / CRIMINAL ACTIVITY / MIGRATION FLOW / ILLICIT DRUG TRAFFICKING / PREVENTION ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шестунькин Евгений Алексеевич

В статье характеризуется миграционная обстановка в Красноярском крае с учетом количества прибывающих на территорию Российской Федерации иностранных граждан, проявляющих криминальную активность в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, определено влияние указанного процесса на криминогенную обстановку в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шестунькин Евгений Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF MIGRATION SITUATION ON THE DRUG SITUATION IN THE REGION

The article characterizes the migration situation in the Krasnoyarsk Territory based on the number of foreign citizens arriving in the territory of the Russian Federation and showing criminal activity in the sphere of illicit trafficking of drugs, psychotropic and superpotent substances. The author determines the effect of this process on the criminogenic situation in the region.

Текст научной работы на тему «Влияние миграционной обстановки на состояние наркоситуации в регионе»

Вестник Сибирского юридического института ФСКН России — і

УДК 325.1

Евгений Алексеевич ШЕСТУНЬКИН,

заместитель начальника отдела иммиграционного контроля Управления ФМС России по Красноярскому краю

к^-апа1Шк@таі1. ги

ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННОЙ обстановки НА СОСТОЯНИЕ НАРКОСИТУАЦИИ В РЕГИОНЕ IMPACT OF MIGRATION SITUATION ON THE DRUG SITUATION IN THE REGION

В статье характеризуется миграционная обстановка в Красноярском крае с учетом количества прибывающих на территорию Российской Федерации иностранных граждан, проявляющих криминальную активность в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, определено влияние указанного процесса на криминогенную обстановку в регионе.

The article characterizes the migration situation in the Krasnoyarsk Territory based on the number of foreign citizens arriving in the territory of the Russian Federation and showing criminal activity in the sphere of illicit trafficking of drugs, psychotropic and superpotent substances. The author determines the effect of this process on the criminogenic situation in the region.

Ключевые слова: миграционная обстановка, криминальная активность, миграционный поток, незаконный оборот наркотических средств, профилактическая деятельность

Keywords: migration situation, criminal activity, migration flow, illicit drug trafficking,

prevention activities

Миграционная обстановка в Красноярском крае характеризуется постоянным ростом количества прибывающих на территорию Российской Федерации иностранных граждан, определенная часть которых встают на путь совершения уголовно наказуемых деяний.

Следует отметить, что преступность мигрантов высоколатентна, то есть в соответствующую статистическую графу преступление попадает только если оно раскрыто, установлено совершившее его лицо.

По данным Информационного центра при ГУ МВД России по Красноярскому краю, за 9 месяцев 2013 г. на территории края иностранными гражданами совершены 354 (-94 к аналогичному периоду про-

шлого года (АППГ), в том числе - 32 (9% от общего количества) преступления по ст. 228 УК РФ (незаконный оборот наркотических средств)).

Наибольшую криминальную активность проявляют граждане государств - участников бывшего СНГ. "Лидерами" по количеству совершенных в 2013 г. преступлений по ст. 228 УК РФ являются граждане Азербайджана - 13 человек, Таджикистана - 6, Кыргызстана - 3.

Количество иностранных граждан, поставленных на миграционный учет на территории края в 2013 г., по отношению к 2012 г. увеличилось на 7,8%, или 10406 человек, и составило 143914 иностранцев, из них зарегистрированы по месту житель-

Пути оптимизации и использование и, ‘ А

\УЖ7/

результатов мониторинга наркоситуации ^

ства 5931 (+380 или +6,8%), поставлены на учет по месту пребывания 137 983 (+10026 или +7,8 %).

По состоянию на 30 сентября 2013 г. на территории края состояли на миграционном учете 51 258 человек.

Наибольшее количество поставленных в крае на учет иностранцев прибывают в край из стран центрально-азиатского региона: Таджикистан - 39375, Узбекистан -33871, Кыргызстан - 18530, Украина -8334, Армения - 7197, КНР - 6396, Азербайджан - 5826 человек.

Говорить о том, что совершаемые иностранцами преступления, в том числе по линии незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, оказывают существенное влияние на криминогенную обстановку в регионе, вряд ли стоит.

По сведениям Информационного центра при ГУ МВД России по Красноярскому краю, доля совершенных иностранцами преступлений в 2013 г. составила 0,8% от общего количества зарегистрированных на территории края преступлений (354/ 44477), в том числе по ст. 228 УК РФ -0,7% (32/4559).

Вместе с тем сегодня не следует забывать о возможных предпосылках, угрозообразующих факторах, связанных с увеличение миграционного потока, которые могли бы повлиять на состояние стабильности наркоситуации в крае.

В настоящее время сила профилактического воздействия на преступность во многом зависит от совместной согласованной деятельности субъектов профилактики.

Одним из видов профилактической работы ФМС России является получение от заинтересованных правоохранительных органов в отношении иностранных граждан компрометирующих сведений, являющихся основанием для отказа в выдаче этим гражданам разрешения на временное проживание, вида на жительство, получения гражданства Российской Федерации. Однако

1 Далее - УФМС России по Красноярскому краю.

2 Далее - УФСКН России по Красноярскому краю.

компрометирующая информация, поступающая из органов наркоконтроля, как правило, не дает оснований для отказа.

Так, сотрудниками Управления ФМС России по Красноярскому краю1 с целью выявления оснований для аннулирования либо отказа в выдаче разрешения на временное проживание или вида на жительство, предусмотренных пп. 5, 6, 7 п. 1 ст. 7 и пп. 5, 6, 7 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" направляются запросы в Управление ФСКН России по Красноярскому краю2.

За 10 месяцев 2013 г. направлена информация в отношении 5675 иностранных граждан, обратившихся с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, вида на жительство, продления вида на жительство. При наличии в УФСКН России по Красноярскому краю компрометирующих материалов в адрес УФМС России по Красноярскому краю направляется ответ. Однако на основании поступающей из УФСКН России по Красноярскому краю информации о возбуждении уголовного дела в отношении иностранного гражданина за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления невозможно отказать в выдаче разрешения на временное проживание или вида на жительство либо аннулировать их.

Иностранный гражданин на основании пп. 5 п. 1 ст. 7 и пп. 5 п. 1 ст. 9 указанного Федерального закона должен быть осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным, тогда его разрешение на временное проживание либо вид на жительство может быть аннулирован.

4 июля 2013 г. была проведена рабочая встреча, на которой присутствовали руководители подразделений УФМС России по Красноярскому краю и УФСКН России по Красноярскому краю.

Вестник Сибирского юридического института ФСКН России — -

Было решено на поступающие из УФМС России по Красноярскому краю запросы в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства направлять исчерпывающую информацию с приложением, если имеется, копии приговора суда, а также при привлечении иностранных граждан и лиц без гражданства к административной ответственности по ст. 6.8 КоАП РФ направлять информацию в УФМС России по Красноярскому краю с приложением копии постановления.

В соответствии с указанием ФМС России от 24 ноября 2010 г. "О взаимодействии с территориальными органами ФСКН России при решении вопросов гражданства Российской Федерации" и в целях повышения эффективности выявления оснований для отклонения заявлений о приобретении гражданства Российской Федерации, предусмотренных ст. 16 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" в УФСКН России по Красноярскому краю направлены порядка 600 уведомлений о приеме к рассмотрению заявлений о приобретении российского гражданства выходцами из Азербайджана, Афганистана, Индии, Ирана, Казахстана, Киргизии, КНР, Монголии, Пакистана, Таджикистана, Туркменистана, Турции и Узбекистана.

Согласно ст. 1 6 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

б) участвуют либо участвовали в международных, межнациональных, межтеррито-риальных или иных вооруженных конфликтах, либо в совершении в ходе таких конфликтов действий, направленных против российского контингента миротворческих сил и препятствующих исполнению им своих миротворческих функций или направ-

ленных против Вооруженных Сил Российской Федерации, либо в совершении террористических актов, осуществлении экстремистской деятельности или в подготовке совершения таких актов, в осуществлении такой деятельности за пределами Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации, представительств Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, представительств субъектов Российской Федерации и их сотрудников;

в) участвуют либо участвовали в совершении или в подготовке к совершению противоправных действий, содержащих хотя бы один из признаков экстремистской деятельности, за осуществление которой законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность, либо иных действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

г) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;

д) использовали при подаче заявления подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

е) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

ж) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

з) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, при-

Пути оптимизации и использование и, ‘ А

\УЖ7/

результатов мониторинга наркоситуации ^

знаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

и) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).

Однако, как правило, сообщения УФСКН России по Красноярскому краю о наличии компрометирующих сведений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, обратившихся с заявлениями об изменении гражданства, не входят в перечень оснований для отклонения заяв-

лений о приобретении гражданства Российской Федерации, предусмотренный ст. 16 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации".

В 2013 г. из УФСКН России по Красноярскому краю в УФМС России по Красноярскому краю поступили 5 сообщений о наличии компрометирующих сведений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, из которых в настоящее время только по одному материалу принято решение об отказе в приеме в гражданство Российской Федерации.

Библиографический список

1.О гражданстве Российской Федерации : Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 22. - Ст. 203.

2. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации : Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. -№ 30. - Ст. 3032.

3. Об утверждении Регламента взаимодействия Федеральной миграционной службы и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, их территориальных органов по контролю за исполнением вынесенных Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков решений о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации : приказ ФМС России № 167, ФСКН России № 199 от 16.05.2012 // Российская газета. - 2012. - 17 августа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.