Научная статья на тему 'Влияние миграции сирийских беженцев на экономику Турции'

Влияние миграции сирийских беженцев на экономику Турции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика Турции / беженцы / экономический рост / миграция / Turkish economy / refugees / economic growth / migration

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Войнова Анастасия Андреевна, Ивановская Жанна Владимировна

В условиях повышенной турбулентности современного мира все более возрастающее значение приобретает проблема беженцев из зон конфликтов. Турция выбрана для исследования, поскольку занимает лидирующие позиции среди стран транзита в незаконной торговле людьми в Европу. Целью данной работы является изучение влияния притока сирийских беженцев на экономическую и политическую ситуацию в Турции. Конфликты на Ближнем Востоке, а также продолжающаяся уже несколько лет гражданская война в Сирии оказывают непосредственное влияние на деятельность турецких общественных институтов. В статье проанализированы результаты актуальных международных исследований по данной проблематике и сделаны выводы о целесообразности использования турецкого опыта другими странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of Syrian refugee migration on the Turkish economy

In the conditions of increased turbulence in the modern world, the problem of refugees from conflict zones is becoming increasingly important. Turkey was chosen for the study because it occupies a leading position among transit countries in illegal human trafficking to Europe. The purpose of this work is to study the impact of the influx of Syrian refugees on the economic and political situation in Turkey. Conflicts in the Middle East, as well as the civil war in Syria that has been going on for several years, have a direct impact on the activities of Turkish public institutions. The article analyzes the results of current international research on this issue and draws conclusions about the advisability of using Turkish experience by other countries.

Текст научной работы на тему «Влияние миграции сирийских беженцев на экономику Турции»

Войнова Анастасия Андреевна

обучающийся бакалавриата, факультет международных экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Ленинградский пр-т., 49, Москва, 125167 E-mail: aavojnova@fa.ru

О Ивановская Жанна Владимировна

кандидат экономических наук, доцент кафедры международного бизнеса, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Ленинградский пр-т., 49, Москва, 125167 E-mail: zvivanovskaya@fa.ru

Влияние миграции сирийских беженцев на экономику Турции

В условиях повышенной турбулентности современного мира все более возрастающее значение приобретает проблема беженцев из зон конфликтов. Турция выбрана для исследования, поскольку занимает лидирующие позиции среди стран транзита в незаконной торговле людьми в Европу. Целью данной работы является изучение влияния притока сирийских беженцев на экономическую и политическую ситуацию в Турции. Конфликты на Ближнем Востоке, а также продолжающаяся уже несколько лет гражданская война в Сирии оказывают непосредственное влияние на деятельность турецких общественных институтов. В статье проанализированы результаты актуальных международных исследований по данной проблематике и сделаны выводы о целесообразности использования турецкого опыта другими странами.

Ключевые слова: экономика Турции, беженцы, экономический рост, миграция.

Для цитирования: Войнова А.А., Ивановская Ж.В. Влияние миграции сирийских беженцев на экономику Турции // Мировая экономика и мировые финансы. 2024. Т. 3. № 1. С. 23-28. DOI: 10.24412/2949-6454-2024-0030

Anastasiia A. Voinova

Undergraduate Student, Faculty of International Economic Relation, Financial University under the Government of the Russian Federation

Leningradsky Ave., 49, Moscow, 125167 E-mail: aavojnova@fa.ru

Zhanna V. Ivanovskaya

PhD in Economics, Associate Professor of the Chair of International Business, Financial University under the Government of the Russian Federation

Leningradsky Ave., 49, Moscow, 125167 E-mail: zvivanovskaya@fa.ru

The impact of Syrian refugee migration on the Turkish economy

In the conditions of increased turbulence in the modern world, the problem of refugees from conflict zones is becoming increasingly important. Turkey was chosen for the study because it occupies a leading position among transit countries in illegal human trafficking to Europe. The purpose of this work is to study the impact of the influx of Syrian refugees on the economic and political situation in Turkey. Conflicts in the Middle East, as well as the civil war in Syria that has been going on for several years, have a direct impact on the activities of Turkish public institutions. The article analyzes the results of current international research on this issue and draws conclusions about the advisability of using Turkish experience by other countries.

Keywords: Turkish economy, refugees, economic growth, migration.

JEL Classification: F22, F50

For citation: Voinova A.A., Ivanovskaya Z.V. The impact of Syrian refugee migration on the Turkish economy. World Economy and World Finance, 2024, vol. 3, no. 1, pp. 23-28. DOI: 10.24412/2949-6454-2024-0030

Несколько лет назад Турция открыла свои двери для сирийских беженцев, дав им возможность бежать от гражданской войны и предоставив им, помимо общих социальных услуг и свободного доступа к здравоохранению, право оставаться на неопределенный срок. В результате, по состоянию на июль 2023 года более 4,8 миллионов сирийцев поселились в Турции, нашли работу и открыли бизнес, чтобы снова нормализовать свою жизнь. Однако, несмотря на огромные усилия, предпринятые турецкими властями по смягчению последствий для этих людей, остаются нерешенными серьезные проблемы. Миграции в истории человечества происходили постоянно, и эти перемещения, основанные на человеческой деятельности, являются основой формирования истории. Отправляющие и принимающие страны миграции всегда сталкивались с экономическими, социальными, культурными и фактическими изменениями. Турция занимает лидирующие позиции среди стран транзита мигрантов в Европу. В качестве окончательных целевых стран беженцы чаще всего предпочитают Германию и Францию, а Германия занимает первое место в рейтинге в движении беженцев из Турции в Европу.

В данной работе проанализированы результаты и выводы нескольких наиболее актуальных международных исследований по данной проблематике, охватывающих следующие вопросы: экономический рост, международная торговля и безработица, рынки факторов производства, отношения Турции с Европейским Союзом и Россией, инфляция, спрос на жилье, социальная и политическая сферы. Общая статистическая информация по сирийским беженцам, была получена от Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), а также из Турецкого статистического института (ТЦЖ).

На Рис. 1 представлены основные области общественной жизни, оказавшиеся наиболее подверженными воздействию в связи с наплывом беженцев из Сирии.

Рисунок 1 — Социоэкономическое давление — реакция на перемещение.

Источник: Отчет Всемирного банка «Turkey's Response to the Syrian Refugee Crisis and the Road Ahead».

В целом, можно сказать, что приток беженцев, террористические атаки и изменения в отношениях Турции с иностранными державами повлияли на экономику в негативном ключе. Несмотря на то, что валовой внутренний продукт Турции растет с 2012 года, темпы роста замедлились [Kuyumcu, Kosematoglu, 2017. P. 1].

Многие исследователи отмечают, что возможности трудоустройства для местных жителей Турции снизились, а также их заработная плата. Соответственно, возросла общественная напряженность, страхи общества по вопросам безопасности.

С другой стороны, сирийские беженцы внесли и определенный вклад в экономику Турции:

• увеличение дешевой рабочей силы на турецком рынке;

• перенос торговых сетей и активов на территорию страны.

Реакция на сирийских беженцев и их влияние на местные общины была разной. Это зависело в основном от региона, в который они поселились. В некоторых из них местные жители были более терпимыми и сочувствующими, в других, особенно в тех, где находится большинство сирийских беженцев, общество публично выразило свое недовольство.

Турецкое правительство с самого начала заняло нейтральную позицию по отношению к сирийским беженцам. Власти оказывали свою помощь и демонстрировали гостеприимство с ожиданием, что сирийский кризис скоро закончится. Однако, данный прогноз развития ситуации не оправдался, и Правительство Турции начало корректировать свою политику, чтобы принять большое количество беженцев и предоставить им легальный статус в стране [Vivian Turk, 2018.

24 P. 4].

Турция занимает первое место среди стран, которые принимают сирийских беженцев. Исследователи университета Dokuz Eylul Universitesi выделяют основные причины высоких темпов миграции:

• Внутренние конфликты в соседних странах;

• Географическое преимущество Турции как моста с Востока на Запад;

• Расположение Турции как соседней страны зоны Европейского Союза;

• Лучшие возможности трудоустройства в Турции по сравнению с соседними странами.

• Также в результате проведенного анализа, было выявлено, что рассматриваемое влияние по большей части будет иметь значение в долгосрочной перспективе, нежели в краткосрочной. Помимо этого, в работе были подтверждены следующие гипотезы:

• «сирийские беженцы увеличивают спрос на жилищное строительство в Турции»;

• «сирийские беженцы увеличивают инфляцию в Турции»;

• «рост безработицы»;

• «сирийские беженцы вызывают отрицательное воздействие на турецкую экономику больше, чем положительное»;

• влияние беженцев имеет будет ярче проявляться в долгосрочной перспективе, нежели в краткосрочной.

Так несмотря на то, что беженцы создают дополнительный спрос в определенных отраслях, а также включаются в процессы производства данной страны, авторы склоны к тому, что в большей степени оказывается именно негативное влияние, которое проявляется в дополнительных расходах бюджета, излишке рабочей силы, большом количестве необразованных и безработных мигрантов.

Среди мер, которые предпринимают власти, можно выделить необходимую финансовую поддержку для проживания беженцев в Сирии, например, оплата транспортных расходов, медицинских услуг и определенную сумму деньги (до 1000 евро) единоразово [Oya, Aydin, 2020. P. 5].

Роль образования как социального лифта также серьезно ограничена в нынешних условиях. У молодых сирийцев нет особых стимулов продолжать образование, лицам с высшим образованием также не всегда удается извлечь выгоду из имеющегося образования. Исследования показывают, что в связи с отсутствием признания предшествующего обучения, доходы, получаемые беженцами, в 5 раз меньше по сравнению с доходами аналогичных граждан Турции. Более того, в работах отмечается тот факт, что беженцы вытесняют местных жителей с «неформальных» рабочих мест — особенно в текстильной и швейной промышленности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Турецкая Республика перегружена миграционными потоками сирийских беженцев. Получить защиту со стороны властей могут лишь те, кто, действительно, проживал в зоне военных действий. Этот факт оказывает влияние не только на экономическое развитие государства, но и на другие социальные институты. По данным European Commission, с 2001 по 2023 год Турция впустила более 6,05 млн человек. В 2020 году 62,7% из них являлись сирийцами. Стоит также учесть тот факт, что Турция является транзитом для многих из них. Так, эмигранты в дальнейшем направляются в такие страны как Германия (53,9%), Франция (10%), Нидерланды (5,8%), Австрия (4,7%), США (3,3%), Бельгия (3%), Великобритания (2,8%), Швейцария (2,4%) и другие. Около четверти всех мигрантов остаются перемещаться внутри страны. Интересным фактом является и то, что тенденция видов на жительство с годами меняется: ещё в 2014 году основной причиной разрешений являлась «семья», в 2022 году это уже «работу» [Atlas of Migration 2023].

В целом, в Европе для регулирования потоков миграции создана Европейская система предоставления убежища (GEAS). Она базируется в основном на системе Дублин-III и распределяет нуждающихся в убежище по странам ЕС. Государства вели собственную политику, где национально-консервативные страны придерживались стратегии сдерживания. Восточная Европа в большинстве случаев избегала принятия основного политического курса ЕС по беженцам, закрыв балканский маршрут, который многие беженцы использовали. С другой стороны, леволи-беральные страны проводили политику «культуры гостеприимства» и не возвращали беженцев в страны, которые несли по системе Дублина ответственность за их прием.

Правительство Турции, неоднократно заявляло, что могут открыть двери беженцам в Европу в случае неисполнения Европейским союзом своих обязательств по миграционной сделке. Обязательства же заключаются в том, что согласно «Договору о беженцах» 2016 года Европа обязалась выплатить турецкой стороне 3 млрд евро ежегодно, однако, по многочисленным заявлениям Турецкой Республики, эти деньги не всегда поступали в обещанные сроки или же были незначительными по сравнению с затратами на содержание беженцев. Так, ЕС вынужден был согласиться с Турцией на ограничения иммиграции беженцев, жертвуя собственными ресурсами. 25

В рамках поддержки Турции в кризисе с сирийскими беженцами была создана программа перехода к официальному статусу (TFP), которая нацелена на рост официального трудоустройства и улучшение доступа к достойной работе для сирийцев, находящихся под временной защитой (SuTp) в принимающих общинах [Inflation & Prices].

Согласно информации на официальном сайте Европейской комиссии, одним из основных механизмов управления этим финансированием является Фонд ЕС для беженцев в Турции, координирует в общей сложности 6 миллиардов евро на поддержку беженцев и принимающих общин в стране, предназначенную для обеспечения комплексного удовлетворения их потребностей, состоящую из двух траншей. Первый транш предназначен для финансирования проектов, которые были реализованы не позднее середины 2021 года (за исключением продлений). Второй транш предназначен для финансирования проектов, которые будут реализованы не позднее середины 2025 года (большинство проектов завершатся раньше). Основными направлениями деятельности являются гуманитарная помощь, образование, здравоохранение, муниципальная инфраструктура и социально-экономическая поддержка.

Гуманитарная поддержка заключается в том, что более 2 млн беженцев получают поддержку для удовлетворения своих основных потребностей, около 770 000 детей-беженцев посещают школу, более 2,7 млн человек пользуются услугами по защите, финансируемыми учреждениями. Также поводится большое количество мероприятий в сфере здравоохранения: более 7,9 млн доз вакцинации было предоставлено детям-беженцам, 190 Центров здоровья мигрантов функционируют по всей территории государства, более 4000 сотрудников служб здравоохранения мобилизованы при поддержке учреждений, проведено около 30,3 млн консультаций по первичной медико-санитарной помощи [Целлер, 2018. C. 3].

Фонд для беженцев в Турции (the Facility) — это механизм стоимостью 6 миллиардов евро, предназначенный для распределения бремени Турции по приему около четырех миллионов беженцев. Это учреждение внесло значительный вклад в удовлетворение основных потребностей беженцев и позволило правительству быстрее расширить услуги здравоохранения и образования, чем это было бы в противном случае. Фонд хорошо сотрудничал со своими правительственными партнерами, несмотря на порой сложные условия, и продемонстрировал практическую поддержку и солидарность с беженцами в Турции. Также в отчете данного фонда представлены некоторые рекомендации по улучшению данных процессов, которые должны быть реализованы в тесном сотрудничестве с Правительством Турецкой Республики:

• разработать конкретную гендерную стратегию для будущей поддержки ЕС беженцев в Турции, опираясь на GAP III и другие гендерные рамки ЕС;

• укрепить систему сбора данных, анализа и оценки результатов;

• уделять больше внимания интеграции учащихся-беженцев в учебный процесс;

• интегрировать медицинское обслуживание мигрантов в основную систему здравоохранения;

• продолжать оказывать денежную поддержку для удовлетворения основных потребностей, уделяя повышенное внимание наиболее уязвимым беженцам и в соответствии с аналогичной поддержкой граждан Турции, пересмотреть программы экономической поддержки, чтобы они соответствовали текущим экономическим реалиям и реалиям рынка труда;

• усилить учет вопросов защиты [Реализация программы перехода к формальности. C. 4].

Согласно данным отчета «The facility results framework monitoring report no. 11» концентрация сирийских беженцев распределена в турецких провинциях крайне неравномерно, что также создает определенные проблемы при реализации программ помощи беженцам. Наибольшее их количество приходится на Стамбул, восточное побережье Средиземного моря и регионы, приближенные к сирийской границе.

Изучение турецкого языка имеет важное значение для беженцев, поскольку оно способствует социальной сплоченности и интеграции, доступу к государственным услугам и помогает им получить достойную работу. Во второй половине 2022 года 676 взрослых беженцев прошли курсы турецкого языка, что составляет 78% от целевого показателя, установленного на основе соответствующих проектов. По оценкам Европейской комиссии это является очень скромным показателем по сравнению с существующими потребностями. Общее число слушателей на сегодняшний день достигло 56 429. Так, в отчете Ежегодный «Сирийский барометр 2021» (проводимый при поддержке УВКБ ООН) сделан вывод о том, что «существует очень серьезная потребность в расширении возможностей для грамотности взрослых и изучения турецкого языка», а увеличение масштабов преподавания турецкого языка взрослым беженцам должно быть приоритетным в качестве ключевого средства укрепления социальной сплоченности и содействию интеграции.

Мероприятия по социальной сплоченности с участием беженцев и принимающих общин способствуют интеграции беженцев и улучшению взаимного культурного понимания и, следовательно, миру, безопасности и психическому здоровью. На сегодняшний день в общей сложности более 750 000 беженцев и членов принимающей общины (52% были сирийскими беженцами, 5% — несирийскими беженцами, а остальные 43% были членами принимающей общины) приняли участие в мероприятиях по социальной сплоченности, проводимых при поддержке различных учреждений. Также отмечается, что уровень социальной сплоченности между коренным населением и мигрантами снижается, а особенно эта проблема стоит в тех провинциях Турции, которые граничат с Сирией [The facility results framework monitoring report, 2023. P. 46].

В 2022 г. в преддверии выборов Турция обещала вернуть миллион сирийских беженцев обратно, так как политические и экономические издержки, связанные с их приемом, могут негативно сказаться на отношении населения к данной политике.

В июле 2023 года Миграционный департамент закрыл возможность получения ВНЖ в 1169 районов, где их численность превышает 20% по отношению к турецким гражданам. Из них 54 квартала находятся в Стамбуле [Caro, 2020]. С учетом высокой волатильности турецкой валюты, высоких темпов инфляции, а также довольно смелой политической позиции на мировой арене, кризис с беженцами может оказать длительное воздействие на демографические, политические и социальные аспекты. При этом способность Турции интегрировать сирийцев и готовность властей прислушаться к политическим и культурным требованиям растущего арабского сообщества покажет, сможет ли этот долгосрочный эффект быть положительным.

Таким образом, опыт Турции является альтернативным подходом, который открывает возможности для появления новых рынков, увеличения численности рабочей силы, поддержания национальных и местных систем предоставления услуг и активизации развития частного сектора и предпринимательства. Такой опыт демонстрирует нескольких новых принципов, ориентированных на устойчивые меры поддержания ситуации:

Укрепление национальных и местных институтов для реагирования на кризисы перемещения населения (акцент на укреплении существующих национальных и местных ответных усилий и институтов вместо внедрения параллельных внешних каналов оказания помощи);

Максимальное повышение самостоятельности беженцев (включают предоставление беженцам возможности самостоятельно обустраивать свои дома, средства к существованию и услуги, чтобы максимально полагаться на собственные силы в период их перемещения, и оснащение беженцев для успешного возвращения домой, если и когда позволят условия);

Понимание социально-экономического давления на принимающие сообщества (инвестиции должны быть направлены на ослабление этого давления и обеспечение распространения выгод среди принимающих общин. Это будет включать уроки о том, как можно оказать поддержку муниципалитетам в оказании помощи беженцам);

Управление напряженностью между принимающей стороной и беженцами (Есть возможность узнать, как предотвращать социальную напряженность посредством межобщинного взаимодействия и укрепления доверия) [Benner, 2015. P. 14].

Для получения необходимой финансовой помощи на основные потребности сирийских беженцев Турция приложила значительные усилия. Европейский союз выделил не менее 8 млрд евро помощи, начиная с 2016 года. В ответ на это Турецкая Республика остановила поток мигрантов через Эгейское море, вернув обратно всех незаконно прибывающих на европейские берега, и улучшила условия жизни сирийских беженцев в Турции. Однако большинству сирийцев, проживающим в стране сегодня, получить турецкое гражданство не представляется возможным. Соглашение по миграции между ЕС и Турцией закрепило так называемую «стратегию экстернали-зации» для решения проблемы беженцев, которая до сих пор определяет политику ЕС в области миграции и убежища. Однако из-за возрастающих напряженностей в отношениях с ЕС, особенно вопросов финансирования и процесса присоединения Турции — так называемых «нарушенных обещаний ЕС» — Турция начала использовать более жесткий подход, включая угрозу «переворачивания беженцев в оружие». В условиях ухудшающейся экономической ситуации и внутри Турции растет недовольство среди жителей страны из-за миллионов беженцев, находящихся на её территории. В социальных сетях все чаще появляются видео иностранных граждан, беспокойство о росте инфляции и обвинения по поводу потери рабочих мест и роста цен также привели к требованиям вернуть беженцев в их родные страны. Несмотря на количество вложенных финансовых и нефинансовых ресурсов, в большинстве своем отмечаются лишь негативные факторы влияния мигрантов. При этом, стоит отметить, что многие вопросы остаются дискуссионными. Например, вопрос рабочей силы — для обычных граждан это негативное влияние, выраженное в повышении конкуренции и снижении стоимости оплаты труда, для бизнеса же это снижение 27

издержек производства, которое в том числе способствует сдерживанию и без того растущей инфляции.

Таким образом, на данный момент в мире складывается такая ситуация, что миграция — это вопрос, затрагивающий практически все регионы мира. Причём данный вопрос превращается в серьёзную проблему для многих, на решение, которой развитые страны тратят колоссальные ресурсы. Наиболее остро миграционные кризисы сейчас охватывают США и Европу. Учитывая тот факт, что как данными регионами, так и крупнейшими мировыми организациями разработано немалое количество различных стандартов и рекомендаций по нивелированию последствий вышеперечисленного, стоит отметить, что во многих странах вопросы остаются открытыми и какие-либо универсальные решения не всегда могут быть применимы в отдельных странах. Опыт Турции демонстрирует, что для каждого региона необходим собственный индивидуальный подход, а с помощью общих мер и универсальных решений не всегда удаётся достичь ожидаемых результатов.

Литература

Atlas of Migration 2023. URL: https://migration-demography-tools.jrc.ec.europa.eu/atlas-migration/AoM_ CP?selection=TUR#NEU_POP_MIG (дата обращения: 26.02.2024).

Benner H.W. et al. Turkey's response to the Syrian refugee crisis and the road ahead. The World Bank, 2015. №. 102184. P. 1-18.

Caro L.P. Syrian refugees in the Turkish labour market: A socio-economic analysis // Sosyoekonomi. 2020. Т. 28. №. 46. P. 51-74.

Inflation & Prices. URL: https://www.bloomberg.com/economics/inflation-and-prices (дата обращения: 21.11.2023).

Kuyumcu R., Kosematoglu H. The Impacts of the Syrian Refugees on Turkey's Economy // Journal of Turkish Social Sciences Research. 2017. Т. 2. №. 1. P. 77-93.

Oya K., Aydin U. Economic Impact of Syrian Refugees on Turkish Economy // Dokuz Eylul Universitesi Sosyal Bilimler Enstitusu Dergisi. 2020. Т. 23. №. 3. P. 1151-1171.

The facility results framework monitoring report. 2023. No. 11. URL: https://neighbourhood-enlargement.ec.europa.eu/system/ files/2023-06/230621_Facility%20Monitoring%20Report_11th.pdf (дата обращения: 26.02.2024).

Vivian Turk . Syrian Refugees' Impact on Turkish Communities and Government's Policies. Tokyo University

of Foreign Studies, 2018.

Реализация программы перехода к формальности (TFP). URL: https://www.issa.int/ru/gp/218819 (дата обращения: 26.02.2024).

Целлер З.И.Ю. Заявление Турции — ЕС о беженцах 2016 г.: анализ с точки зрения либерализма // Гуманитарная дипломатия: личность, социум и мир. Материалы Всероссийской молодежной научной конференции, Екатеринбург, 20-21 апреля 2018 года. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2018. С. 378-383.

References

Atlas of Migration 2023. URL: https://migration-demography-tools.jrc.ec.europa.eu/atlas-migration/AoM_ CP?selection=TUR#NEU_POP_MIG (data of access: 26.02.2024).

Benner H.W. et al. Turkey's response to the Syrian refugee crisis and the road ahead. The World Bank, 2015, no. 102184, pp. 1-18.

Caro L.P. Syrian refugees in the Turkish labour market: A socio-economic analysis. Sosyoekonomi, 2020, vol. 28, no. 46, pp. 51-74.

Implementation of the Transition to Formality Program (TFP). URL: https://www.issa.int/ru/gp/218819 (data of access: 26.02.2024). (In Russian)

Inflation & Prices. URL: https://www.bloomberg.com/economics/inflation-and-prices (data of access: 21.11.2023).

Kuyumcu R., Kosematoglu H. The Impacts of the Syrian Refugees on Turkey's Economy. Journal of Turkish Social Sciences Research, 2017, vol. 2, no. 1, pp. 77-93.

Oya K., Aydin U. Economic Impact of Syrian Refugees on Turkish Economy. Dokuz Eylul Universitesi Sosyal Bilimler Enstitusu Dergisi, 2020, vol. 23, no. 3, pp. 1151-1171.

The facility results framework monitoring report. 2023, no. 11. URL: https://neighbourhood-enlargement.ec.europa.eu/system/ files/2023-06/230621_Facility%20Monitoring%20Report_11th.pdf (data of access: 26.02.2024).

Vivian Turk . Syrian Refugees' Impact on Turkish Communities and Government's Policies. Tokyo University

of Foreign Studies, 2018.

Zeller Z.I.Yu. Turkey-EU Statement on Refugees 2016: Analysis from the Point of View of Liberalism. Humanitarian Diplomacy: Personality, Society and the World. Proceedings of the All-Russian Youth Scientific Conference, Yekaterinburg, April 20-21, 28 2018. Ekaterinburg: Ural University Publishing House, 2018, pp. 378-383. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.