Научная статья на тему 'Влияние миграции молодежи на сохранение этничности (на примере калмыков)'

Влияние миграции молодежи на сохранение этничности (на примере калмыков) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
214
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ТИТУЛЬНОЕ НАСЕЛЕНИЕ / БЕЗРАБОТИЦА / ЗАНЯТОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / АДАПТАЦИЯ / АССИМИЛЯЦИЯ / MIGRATION PROCESSES / TITLE POPULATION / UNEMPLOYMENT / ETHNIC CULTURE / ADAPTATION / ASSIMILATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Намруева Людмила Васильевна

Трудовая миграция рассматривается в статье как один из способов решения проблем безработицы в республике. Миграция характеризует не только мобильность населения, но и уровень жизни калмыцкого общества последнего десятилетия. В процессе адаптации мигрантов-калмыков к условиям полиэтничного современного города возникают тенденции отчуждения людей от традиционной этносреды, что в итоге приводит к потере ими родного языка и других элементов этнической культуры, к исчезновению уникальных традиций, обычаев и остро ставит проблему сохранения этничности у представителей калмыцкой диаспоры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Young People's Migration and its Impact on Preserving Ethnic Features (on the Example of Kalmyks)

The article views Labor migration as a means to solve unemployment problems in the republic. Migration shows not only the mobility of the population but it also reflects the life standards of the Kalmyk people in the past decade. Every year thousands of qualified specialists leave the region, which requires that they should comply with the new models of behavior and social standards that differ fundamentally from the mode of life in the agrarian Kalmyk republic. The megapolis changes the morals, values and ethnic features of labor migrants, imparting to them new elements of culture different from their ethnic nature. In the course of adaptation of Kalmyk-migrants to the conditions of the modern poly-ethnic city people tend to get estranged from their traditional ethno-environment, which eventually results in their loss of their native language and other elements of ethnic culture, unique traditions and customs gradually disappear, and the problem of preserving ethnicity in the Kalmyk diaspora arises.

Текст научной работы на тему «Влияние миграции молодежи на сохранение этничности (на примере калмыков)»

ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИИ МОЛОДЕЖИ НА СОХРАНЕНИЕ ЭТНИЧНОСТИ (на примере калмыков)

Л.В. Намруева

Отдел социально-политических и экологических исследований Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН ул. Илишкина, 8, Элиста, 358000

Трудовая миграция рассматривается в статье как один из способов решения проблем безработицы в республике. Миграция характеризует не только мобильность населения, но и уровень жизни калмыцкого общества последнего десятилетия. В процессе адаптации мигрантов-калмыков к условиям полиэтничного современного города возникают тенденции отчуждения людей от традиционной этносреды, что в итоге приводит к потере ими родного языка и других элементов этнической культуры, к исчезновению уникальных традиций, обычаев и остро ставит проблему сохранения этничности у представителей калмыцкой диаспоры.

Ключевые слова: миграционные процессы, титульное население, безработица, занятость, этническая культура, адаптация, ассимиляция.

Современная миграция, став одним из проявлений глобализации, приобрела планетарные масштабы. Россия вовлечена в мировой миграционный процессс, выступая в качестве как импортера, так и реципиента мигрантов. Важнейшими последствиями миграционных процессов, возрастающей социальной мобильности населения, изменений коммуникативного пространства является освоение мигрантами современного мультикультурного пространства. В связи с этим актуализируется целый ряд исследовательских проблем: как носитель этнической культуры адаптируется в новых условиях, какие факторы влияют на этот процесс, каковы альтернативные сценарии трансформации этничности, возможно ли сохранение этнической культуры в условиях урбанизации, к каким последствиям для этноса ведет существование в сложном мире города, как строится его взаимодействие с другими культурными агентами многоэтничного социума?

В анализе рассматриваемых проблем нам близка точка зрения Д.Н. Ракачева, который считает, что в миграционном процессе взаимодействуют три стороны: отпускающее общество, мигранты и принимающее общество. По его мнению, природа миграции во многом определяется тем, какие признаки этих сторон доминируют в процессе взаимодействия. Исследователь приходит к выводу, что эффективность процессов адаптации мигрантов на новом месте во многом зависит от степени социокультурной дистанции между ними и местным населением [8. С. 474].

В обширной литературе, посвященной изучению внутренней трудовой миграции, недостаточно исследований, посвященных проблеме освоения жителями российских регионов культурного пространства мегаполиса, изменения их этнического сознания, процессов идентификации, в том числе и этнической. Калмыцкие ученые в последнее десятилетие активно изучают состояние, тенденции

миграционных процессов. Большинство статей посвящено анализу отпускающего общества, а именно влиянию миграции на демографическую ситуацию в республике. Акцентируется внимание не только на количественных, но и на качественных последствиях трудовой миграции титульного населения республики. Однако практически отсутствуют работы, где был бы дан анализ адаптации, социального самочувствия мигрантов-калмыков, характера взаимодействия их с принимающей средой. Лишь в единичных работах рассматривается вовлечение молодежи республики в эти процессы [2].

Принято считать, что высокий уровень урбанизации этнических групп свидетельствует об их интегрированности в общемировую социально-экономическую систему, уровень урбанизации этноса рассматривается как абсолютный критерий его прогресса. Однако в отношении таких аграрных территорий, как Республика Калмыкия, необходим иной подход. С позиции перспектив их развития отток сельского, прежде всего титульного, населения является опасным явлением как для региона, так и для этноса.

Социальная подвижность населения республики в последнее десятилетие имеет профессионально-трудовые и экономические причины. Трудовая миграция является распространенным способом выживания населения, одним из способов решения острых проблем занятости. Исследователи отмечают, что работа вдали от семьи, родных мест является вынужденной мерой и основным источником дохода многих семей. Масштабы трудовой миграции напрямую зависят от экономической ситуации в регионе: чем она сложнее, тем больше поток трудовых мигрантов [9. С. 460].

Основными причинами роста количества безработных в республике является низкий размер предлагаемой работодателями заработной платы, непривлекательность труда в сельскохозяйственной сфере, продолжающиеся процессы реструктуризации сельскохозяйственных предприятий [7. С. 299]. С начала 2010 г. с целью трудоустройства в службы занятости обратилось свыше 16 тысяч жителей республики, признаны безработными 12,5 тысячи человек, трудоустроено 7292 человека (45,1% от числа обратившихся). И хотя в целом ситуация на рынке труда по итогам 11 месяцев 2010 г. характеризуется стабилизацией уровня регистрируемой безработицы, проблемы все же остаются. Это и недостаточное количество вакансий (13 ищущих работу на одну вакансию), нехватка собственных инвестиционных ресурсов для ввода новых рабочих мест, низкий уровень занятости сельского населения [10].

На фоне постоянного оттока сельчан, особенно калмыков, из районов происходит их концентрация в столице региона. Так, в 2002 г. в г. Элисте проживало 42,2% калмыков республики, а вместе с калмыцким населением прилегающих к городу населенных пунктов эта цифра будет больше — 50,5%. Продолжение этих процессов неизбежно приведет к обезлюдению огромных территорий и сосредоточению политической, экономической и культурной жизни в одном месте [3. С. 83]. В перспективе урбанизация может привести к мощным неконтролируемым потокам мигрантов из сел в город, который не в состоянии будет «переварить» эту массу, решить жизненно важные проблемы, связанные с водообеспечением, электро-, газоснабжением, социальной сферой.

Главным направлением внешних миграционных потоков является столица страны, ежегодно в эту сторону выезжают от 800—1000 жителей республики. Специалисты отмечают, что ни один из соседних регионов не может сравниться с этим показателем [3. С. 80]. При помощи выездных заработков трудовые мигранты обеспечивают семье хорошее питание, медицинские обслуживание, улучшение жилищных условий, приобретение товаров длительного пользования.

Республику покидают наиболее образованные, профессионально подготовленные люди — педагоги, врачи, инженеры, которые в условиях мегаполиса оторваны от привычного уклада жизни и находятся в большинстве своем на «окраине» социальной жизни столицы, сменив свой прежний социальный статус на более низкий. К негативным сторонам внешней миграции также относится ухудшение здоровья, отсутствие воспитательного воздействия на детей, оставленных на попечении родственников, психоэмоциональные переживания, стрессы, связанные с разлукой с семьей, бытовой неустроенностью, частыми унизительными проверками документов, недружелюбным отношением жителей мегаполиса к представителям иной этнической группы и т.д.

По состоянию на 1 января 2011 г. уровень зарегистрированной безработицы составил 3,2% (4,7 тысяч человек). Среди безработных 24% составляет молодежь до 29 лет, а 6,9% — граждане предпенсионного возраста [1]. Мигранты в возрасте 16—29 лет обладают такими качествами, как мобильность, динамичность, прагматичность, социальная гибкость, быстрая усвояемость новых знаний, высокая приспособляемость к непривычным условиям. Эти факторы значительно увеличивают долю молодых людей в общей численности мигрантов и делают миграцию молодежным явлением. Специалисты также отмечают, что трудовая миграция молодежи Калмыкии связана с отсутствием рабочих мест, низкими заработками, невозможностью найти работу по специальности [2. С. 102]. Численность выбывшего населения из республики в возрасте от 16 до 29 лет с 1997 г. неуклонно увеличивается, при этом молодые женщины более интенсивно, чем молодые мужчины, выезжают из региона. Если молодых женщин за период с 1997 по 2005 г. выезжало в среднем за один год 2350 человек, то молодых мужчин — 1960 человек [2. С. 102].

На конец 2008 г. в регионе было зарегистрировано 1998 молодых безработных, что составило 22,8% от общего числа безработных, состоящих на учете в органах государственной службы занятости. Из них 55 человек имели возраст до 18 лет, 641 человек — 18—24 года, 502 человека — 25—29 лет [4]. Многие их них, возможно, выехали за пределы республики, так как на родной земле не смогли найти подходящую работу, где требовался бы квалифицированный труд молодых специалистов. Одновременно с этим существует и другая проблема: молодые люди не могут удовлетворить свои запросы и ожидания в части повышения доходов. Это приводит к их безысходности, разочарованию, пополнению маргинальных слоев.

В анкетном опросе, проведенном Калмыцким институтом гуманитарных исследований РАН в 2010 г., приняло участие 283 респондента (в том числе 67 человек в возрасте до 20 лет и 119 человек в возрасте 20—29 лет). Большинство опро-

шенных молодых людей являются студентами очного и заочного обучения калмыцких филиалов московских вузов. Большая часть опрошенных (более 70%) на вопрос «Возникает ли у вас желание выехать за пределы республики?» дали положительный ответ. Только 18,6% респондентов не имеют желание покинуть территорию республики. 9% опрошенных первой группы (до 20 лет) и 7,6% опрошенных второй группы (20—29 лет) изъявили желание переехать в соседние регионы, 28,4% и 32,8% соответственно выразили стремление перебраться в столицу страны, 41,8% и 37,0% молодых людей имеют желание выехать за пределы страны. Полученные данные убедительно показывают, что трудовая миграция в республике неслучайно стала молодежным явлением, так как высок уровень мотивации молодых людей к выезду за пределы республики. Открытый вопрос анкеты позволил выяснить, какие страны являются наиболее привлекательными. Так, 30% опрошенных молодых людей мечтают выехать в европейские страны, 20% — в США, 15% — в азиатские страны (Китай, Японию).

Помимо трудовых мигрантов, число тех, кто безвозвратно покидает Калмыкию, пополняет учащаяся молодежь. Ежегодно сотни ребят-калмыков поступают в столичные вузы, по окончании которых они не планируют возвращаться в республику. Таким бразом, Калмыкию можно рассматривать в качестве «добровольного» донора для других регионов, сама же она обрекает себя на научно-технический и интеллектуальный регресс.

Причины такой «утечки мозгов», т.е. миграции наиболее квалифицированных, образованных специалистов, известны. Умная, талантливая молодежь не находит на родине возможностей и условий для самореализации, профессиональной карьеры, обеспечения подобающего уровня жизни. «Утечка мозгов» приводит к обеднению генофонда нации, и потому поиск путей снижения масштабов такой эмиграции является актуальной проблемой.

Безусловно, урбанизация — это мощный рывок этноса к модернизации, но при этом она является существенным фактором аккультурации и ассимиляции этноса, несет отрицательные последствия для этнической культуры таких небольших народов, как калмыки [6. С. 133]. В процессе адаптации носителей этнической культуры к условиям современного мультиэтничного города возникают тенденции их отчуждения от традиционной этносреды, растворения этничности. Однако в постсоветское время в России активизировались процессы возрождения национального самосознания, что вызвало повышенный интерес к проблеме сохранения этнокультурных ценностей, социокультуного развития этнических общностей, в том числе у представителей диаспор, трудовых мигрантов. В последние годы у представителей калмыцкой диаспоры, живущих по разным причинам в разных регионах Российской Федерации, появилось стремление противостоять ассимиляции, утрате самобытных элементов культуры, носителями которых они являются. В Москве и Санкт-Петербурге созданы землячества, которые устраивают концерты калмыцких артистов, музыкальных коллективов, проводят спортивные соревнования. Также они организовывают проведение калмыцких праздников Зул, Цаган Сар, кружки по обучению калмыцкому языку, калмыцким танцам.

Е.А. Нагайцева отмечает, что «помимо экономических, политических и социальных причин необходимо учитывать особенности социальной траектории личности, принимающей и реализующей решение об изменении места жительства» [5. С. 449]. Следовательно, необходимы новые исследовательские методики, которые смогли бы определить роль субъективных факторов в миграционных процессах. Ведь в ситуации быстрой изменчивости среды личность вынуждена постоянно меняться, для нее «передвижение само по себе становится ценностью, утверждением свободы, а не реакцией на внешние проблемы или желанием их избежать» [5. С. 450].

Таким образом, помимо позитивных сторон, миграционные процессы имеют и отрицательные последствия, являясь существенным фактором аккультурации и ассимиляции этноса. Остро встают проблемы выживания калмыков как носителей самобытной культуры, по разным причинам находящихся вдали от родной земли, сохранения их этнической идентичности, культурного наследия. Молодые люди в условиях рынка оказались наиболее социально незащищенной, «запущенной» частью общества. Социальное самочувствие молодежи определяет не только демографическую ситуацию и условия формирования трудовых ресурсов, но и процесс передачи, усвоения этнической культуры. В связи с этим необходимы меры, направленные не только на повышение профессиональной конкурентоспособности, но и также на психологическую, моральную и материальную поддержку молодого поколения с учетом региональных особенностей их жизнедеятельности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бембеев О. Когда человеку трудно // Хальмг унн. Калмыцкая правда. — 5 февраля 2011.

[2] Горяева Т.Н. Половозрастной состав мигрантов в Республике Калмыкия: 1997—2005 гг. // Вестник Калмыцкого института социально-экономических и правовых исследований. — 2007. — № 2. — С. 100—104.

[3] Деев С.Ю. Миграционные процессы в Республике Калмыкия (2003—2007 гг.) // К единству России: аспекты регионального и национального взаимодействия: Материалы региональной научно-практической конференции. — Элиста: Джангар, 2009. — С. 78—86.

[4] Калмыкия в цифрах. 2009 г. Статистический сборник. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РК. — Элиста, 2009.

[5] Нагайцева Е.А. Некоторые методологические особенности современного изучения миграции в России // Тезисы докладов и выступлений участников на II Всероссийском конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы»: В 3 т. — Т. 3. — М.: Альфа-М, 2003. — С. 449—451.

[6] Намруева Л.В. Урбанизационные процессы и проблемы этничности // Экономическое и социальное развитие республик юга России: этапы становления, взаимосвязи, трансформационные процессы, современное положение и перспективы: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. — Элиста: Изд-во КГУ, 2008. — С. 132—134.

[7] Натырова Б.А. Региональные аспекты развития человеческого потенциала // К единству России: аспекты регионального и национального взаимодействия. Материалы региональной научно-практической конференции. — Элиста: Джангар, 2009. — С. 294—300.

[8] Ракачев Д.Н. Миграционная ситуация в Краснодарском крае: социокультурный аспект // Тезисы докладов и выступлений участников на II Всероссийском конгрессе «Российское

общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы»: В 3 т. — Т. 3. — М.: Альфа-М, 2003. — С. 474—475.

[9] Рощина Т.Г. Особенности домохозяйств трудовых мигрантов в малых городах России // Тезисы докладов и выступлений участников на II Всероссийском конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы»: В 3 т. — Т. 3. — М.: Альфа-М, 2003. — С. 460—462.

[10] Убушиева З. Не так страшна миграция // Известия Калмыкии. — 21 декабря 2010.

YOUNG PEOPLE'S MIGRATION AND ITS IMPACT ON PRESERVING ETHNIC FEATURES (on the Example of Kalmyks)

L.V. Namruyeva

Department of social-political and ecological studies Kalmyk Institute of Humanitarian Research, RAS Ilishkin str., 8, Elista, 358

The article views Labor migration as a means to solve unemployment problems in the republic. Migration shows not only the mobility of the population but it also reflects the life standards of the Kalmyk people in the past decade. Every year thousands of qualified specialists leave the region, which requires that they should comply with the new models of behavior and social standards that differ fundamentally from the mode of life in the agrarian Kalmyk republic.

The megapolis changes the morals, values and ethnic features of labor migrants, imparting to them new elements of culture different from their ethnic nature. In the course of adaptation of Kalmyk-migrants to the conditions of the modern poly-ethnic city people tend to get estranged from their traditional ethno-environment, which eventually results in their loss of their native language and other elements of ethnic culture, unique traditions and customs gradually disappear, and the problem of preserving ethnicity in the Kalmyk diaspora arises.

Key words: migration processes, title population, unemployment, employment, ethnic culture, adaptation, assimilation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.