Научная статья на тему 'Влияние миграции и этноконфессиональных интересов на электоральный процесс в России'

Влияние миграции и этноконфессиональных интересов на электоральный процесс в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
170
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ELECTIONS / ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ELECTORAL PROCESS / КОНФЛИКТ / ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS / КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН / CASPIAN REGION / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ETHNO-POLITICAL PROCESS / РАДИКАЛИЗМ / RADICALISM / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / КРИЗИС / CRISIS / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / CONFLICTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Усманов Рафик Хамматович

Статья, на основе последних проведенных исследований посвящена современному электоральному процессу в России в аспекте влияния миграционных процессов и интересов этноконфессиональных обществ на южных ее территориях. Показаны новые угрозы и вызовы неуправляемых миграционных потоков из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Такие процессы создали серьезную угрозу странам не только Евросоюза, но и других континентов. Авторами дан анализ и прогноз возрастающего конфликтогенного потенциала в Каспийском регионе, который касается, в частности, и Юга России. На основе сравнительного анализа старых и современных конфликтов делается вывод о преемственности данных негативных процессов ввиду неразвитости демократических процессов и низкого уровня толерантности в субъектах Северного Кавказа. Все это может являться благоприятной почвой для развития исламского радикализма, подрыва устойчивости политической системы, что соответственно усложнит процесс выборов 2016 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Усманов Рафик Хамматович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF MIGRATION AND ETHNOCONFESSIONAL INTERESTS ON THE ELECTORAL PROCESS IN RUSSIA

The article is based on recent studies devoted to the modern electoral process in Russia in view of the impact of migration processes and interests of ethnic and religious communities in the southern territory. Showing new threats and challenges uncontrolled migration flows from the Middle East and North Africa. Such processes have created a serious threat not only to EU countries but also in other continents. The authors present analysis and forecast of the growing conflict potential in the Caspian region, which concerns in particular the South of Russia. On the basis of a comparative analysis of the old and the modern conflicts a conclusion is made of the succession of negative processes due to lack of development of democratic processes and the low level of tolerance in the regions of the North Caucasus. All this can be a fertile ground for the development of Islamic radicalism, undermining the stability of the political system, which consequently complicate the process of the upcoming elections in 2016.

Текст научной работы на тему «Влияние миграции и этноконфессиональных интересов на электоральный процесс в России»

КОММУНИКОЛОГИЯ - COMMUNICOLOGY

■ ■ ■ ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИИ И ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ НА ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИИ

Автор: УСМАНОВ Р.Х.

УСМАНОВ Рафик Хамматович - доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии и международных отношений Астраханского государственного университета. Адрес: 414056, Россия, г. Астрахань ул. Татищева, 20 а E-mail: usmanr@mail.ru

Аннотация: Статья, на основе последних проведенных исследований посвящена современному электоральному процессу в России в аспекте влияния миграционных процессов и интересов этно-конфессиональных обществ на южных ее территориях. Показаны новые угрозы и вызовы неуправляемых миграционных потоков из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Такие процессы создали серьезную угрозу странам не только Евросоюза, но и других континентов. Авторами дан анализ и прогноз возрастающего конфликтогенного потенциала в Каспийском регионе, который касается, в частности, и Юга России. На основе сравнительного анализа старых и современных конфликтов делается вывод о преемственности данных негативных процессов ввиду неразвитости демократических процессов и низкого уровня толерантности в субъектах Северного Кавказа. Все это может являться благоприятной почвой для развития исламского радикализма, подрыва устойчивости политической системы, что соответственно усложнит процесс выборов 2016 года.

Ключевые слова: выборы, электоральный процесс, конфликт, геополитика, Каспийский регион, миграция, этнополитический процесс, радикализм, глобализация, кризис, терроризм.

Выборы - важнейший компонент современной политики. Они служат также важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных общественных групп, а также право участия в них каждого гражданина - т.е. для большинства граждан они являются единственной формой их реального участия в политике. Цивилизованный электоральный процесс это один из факторов устойчивости политической системы. Однако сегодня под влиянием современных глобализационных процессов многие политические системы, особенно европейских государств, подвержены определенной дестабилизации. Одной из острых и актуальных проблем в мире все в большей степени становятся миграционные процессы, которые мы наблюдаем особенно в странах Евросоюза. Характерно то, что этнополитическая и религиозная составляющая данного процесса в Западной Европе характеризуется

как один из главных его факторов, приводящих к весьма напряженной ситуации. И в основном эти составляющие привносятся населением из стран, исповедующих в основном Ислам посредством того самого нарастающего неуправляемого миграционного потока, что приводит к большему кризису политических систем европейских государств. Серьезным основанием и последствием такого возрастающего глоба-лизационного кризиса является конфликтная ситуация с мигрантами из арабских стран Ближнего Востока и государств Северной Африки и та социальная напряженность, радикализация в странах Евросоюза, которую мы сегодня наблюдаем. Данные процессы весьма серьезно влияют и на страны других континетов. «Мы видим, отметил недавно на заседании Совета безопасности России 31 марта 2016 г президент В. Путин, к каким серьезным последствиям привели практически неконтролируемые потоки беженцев в Европу из стран Ближнего Востока, Северной Африки, из Афганистана и других регионов. Здесь и всплеск преступности, и конфликты на национальной и религиозной почве, и социальное напряжение» [1]. Значительно осложняет и влияет на эту напряженность деятельность ИГИЛ (запрещенного в РФ), которая, со своей стороны, помимо нарастающего миграционного потока в страны Евросоюза, направлена на экспансию и расширение своих границ в сторону стран Центральной Азии (граничащих с Россией), Ирак, Турцию и возможно в Западную Европу. Предпринимаемые противодействия со стороны западной коалиции Евросоюза и США в целях борьбы против незаконных действий исламского государства существенных результатов не принесли до тех пор, пока в этот процесс не вмешалась Россия.

Необходимо отметить, что сегодня нарастает концентрация рисков и угроз региональной стабильности в странах Восточной Европы и в том числе и на Юге России. Именно здесь существует этнополитическое напряжение, доходящее иногда до террористических акций на территориях Дагестана, Кабардино-Балкарии, Ингушетии и других республик, что соответственно угрожает национальной безопасности и целостности государства. Надо отметить, что именно Северный Кавказ, входящий в Прикаспийский регион, является наиболее дестабилизирующим [2]. Конечно , это связано с влиянием, прежде всего радикальных религиозных течений идущих извне (ИГИЛ, Аль-Каида, ваххабизм и др.). Сегодня произошло заметное обновление этих угроз и рисков этнополитической и религиозной напряженности. В связи с многонациональным, поликультурным характером российского общества сегодня важным для нас представляется региональный уровень анализа, особенно для Прикаспийского региона и южной части России: субъектов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, где угрозы, выраженные в конфликтах, сопровождающиеся терроризмом и экстремизмом, создают серьезное напряжение. Регион Северного

Кавказа еще ранее вызывал обеспокоенность и по причинам того, что здесь недостаточно развиты или вовсе отсутствуют современные цивилизационные и демократические механизмы - это и проблемы конкуренции, рынка труда, безработицы, коррупции, клановости и т.д. Сегодня практически ощущается недостаток свободных СМИ, существуют серьезные проблемы с объективностью судов, постоянно возникают проблемы с соблюдением прав человека. Все это является благоприятной почвой и основой для дестабилизации общества, обоснования и пропаганды радикального Ислама и введения законов Шариата сторонниками исламского государства.

Существенным и конструктивным решением данной проблемы в настоящий период является социально-экономическая стабилизация общества и возрождение принципов толерантности времен, например, советского периода с учетом региональных особенностей народов, проживающих на этих территориях. Этноспецифические черты и атрибуты, социально-экономические обстоятельства являются необходимым, но не вполне достаточным условием для сплочения полиэтнического сообщества, важно учитывать и внешние условия, которые являются питательной средой для возникновения дестабилизации. Привлекательной и питательной средой это может быть в том случае и тогда, когда присутствуют вышеперечисленные негативные факторы в части развития гражданского общества. Поэтому для нас необходимо выявление факторов и путей консолидации общества, анализ взаимосвязи федеральной и региональной напряженности, поиск внешних и внутренних вызовов и угроз, что предполагает широкое обсуждение учеными и специалистами этих проблем.

Следует отметить, что именно эту мысль высказала на одном из последних научных семинаров Российского общества политологов в Нижнем Новгороде в октябре 2015 г. профессор МГИМО Лебедева М. М., анализируя современные вызовы национальной безопасности. Она подчеркнула, что сегодня в период этнополитических и религиозных конфликтов не всегда эффективны официальные государственные органы и учреждения в переговорных процессах в целях противодействия экстремизму. Именно неинституциональные акторы и экспертные сообщества сегодня бывают более результативным инструментом в поисках компромиссов и согласия в конфликтных ситуациях.

Следует отметить, что именно эти проблемы рассматривались на одном из выездных заседаний Академии политических наук в Кабардино-Балкарии в апреле 2013 под председательством О.Ф Шабро-ва. Примечательно то, что еще тогда в основном докладе профессора А.А. Вартумяна (Пятигорск) были обозначены основные направления и вектор предполагаемых угроз и рисков этнополитических процессов, которые мы сегодня наблюдаем как в мире, так и на Юге России.

Подтверждается это еще и теми выводами, которые недавно сделала академик Л.М. Дробижева. В частности она сказала, что «я не исключаю, что в ходе предвыборных акций, которые разворачиваются в нашей стране, найдутся политики, которые станут играть на национальных чувствах и интересах, отыскивая противоречия, которые всегда могут иметь место в отношениях между людьми.

Парадокс нашего времени состоит в том, что сами этнические различия стираются, особенно в городской среде, но в политической борьбе широко используется ее этнический фактор. А в нашей стране использование именно этого фактора связано со значительным внутриполитическим риском. Связано это, прежде всего с тем, что сейчас в нашей стране взаимодействуют не только люди разных национальностей, которые давно живут на территории России, но и мигрантские сообщества» [3].

По поводу того, что касается России, только на начало 2013 г, по разным оценкам специалистов, находилось до 10 млн мигрантов, в основном из республик Средней Азии и Закавказья (и только около 2 млн из них законных). За последние годы до начала общего кризиса и санкцион-ной политики, рост числа мигрантов составлял 64% в год. «Это, с одной стороны дешевые рабочие руки, что удешевляет производство (особенно, в сфере строительства, сфере услуг) и является привлекательным. Но с другой - межнациональный климат в России ухудшается и очевидным образом ухудшает инвестиционную привлекательность страны» [4]. Все это в немалой степени влияет на устойчивость политической системы, осложняет или подрывает и до того уже часто попадаемый в последнее время под критику электоральный процесс.

В настоящее время, несмотря на социально-экономический кризис, как в мире, так и в России миграционный поток в нашу страну пока еще продолжается. Например, на фоне общего числа официально прибывших в Россию в 2015 году 4,7 млн чел. Неофициально эта цифра конечно же больше почти в 2 раза. Так, по данным секретаря Совета безопасности Н.Патрушева, в течение года в России в среднем находится 16-18 млн иностранных граждан. Фиксируется рост правонарушений в иммигрантской среде на 5-6% в год, в прошлом году таких нарушений было почти 60 тыс. 2 млн иностранных граждан находятся в России сверх установленного срока [1], на долю самого привлекательного в этом плане ЮФО, эта цифра составляет почти 430 тыс. чел. с приростом по сравнению с 2014 годом около 50 тыс. чел. Соотношение прибывших и выбывших мигрантов в ЮФО составляет соответственно 30,6:27,2; в Крымском ФО 29,3:14,5; (эти процессы схожи с Центральным и Северо-Западным ФО) в Северо-Кавказском ФО по вполне понятным причинам идет, как и прежде, обратный процесс 20,5:23,0. При этом значительный приток из стран ближнего и дальнего зарубежья в ЮФО

в прошлом году был в таких его субъектах как Краснодарский край, Ростовская и Астраханская область [5]. Поэтому, если рассматривать непосредственные территории современной России, то ближе всего к точкам наибольшей геополитической напряженности, где требуется высокая степень толерантности, относится именно Юг нашего государства. Он в свою очередь может быть подразделен на три зоны:

(1) Российский черноморский регион (Ростов, Краснодар и Крым);

(2) Северный кавказский регион (Ставрополье, Чечня и др.) и (3) Российский Каспийский регион (Астрахань, Калмыкия, Дагестан). Чаще всего проблема конфликтогенной ситуации всех трех регионов как раз и возникает вследствие смешения в политическом элитарном сознании этих трех зон в нечто единое, целое. Речь не идет о том, что следует разделить Юг России на эти административно-территориальные зоны. (Хотя это уже сделано посредством федеральных округов). Речь идет о том, что политикам и экспертам необходимо учитывать интересы всех этих трех южных зон России, при выработки ими единой стратегической экономической и социокультурной концепции [6].

С другой стороны, говоря об определенной степени толерантности, необходимо учитывать, что она в целом среди всего российского населения относительно невысока. Главное препятствие - совершенно разное понимание своих интересов, как представителями местного населения, так и мигрантами. И в данном случае важно учесть высказывание Умберто Эко, что, «хотя время упущено, надо с дикарской нетерпимостью бороться у самых ее основ, неуклонными усилиями воспитания терпимости, начиная с самого нежного детства, прежде чем она отольется в некую книгу и прежде чем она превратится в поведенческую корку, непробиваемо толстую и твердую» [7]. Другая причина - нестабильность в некоторых территориях региона, прежде всего экономическая (борьба за передел собственности на фоне безработицы и общей неустроенности коренного населения), а также социальная-политическая нестабильность общества. Поэтому рост территориальной дифференциации имеет своим следствием не только повышенную эксплуатацию ресурсов отдельных регионов, но и может привести к распаду общего экономического пространства государства. При этом, конечно, надо подчеркнуть, что здесь необходимо предусматривать рекомендации и предложения ученых экономистов и обществоведов, т.е. использовать их имеющийся интеллектуальный научный потенциал с определенной долей соблюдения принципов толерантности.

Перспектива будущего российской политики должна обеспечиваться прежде всего гармонией в межнациональных и конфессиональных отношениях и сотрудничестве всех населяющих страну народов [8]. Иначе мы можем в недалеком будущем разделить судьбу сегодняшней

Западной Европы. Именно поэтому, как сказал С. Лавров: «надежное решение проблем современного мира может быть обеспечено только через серьезное, честное сотрудничество ведущих государств и их объединений в интересах решения общих задач. Такое взаимодействие должно учитывать многоцветие современного мира, его культурно-цивилизационное многообразие, отражать интересы основных компонентов международного сообщества. Практика показывает, что когда эти принципы применяются на деле, удается добиться конкретных, весомых результатов» [9]. Поэтому, чтобы минимизировать вероятность негативного сценария электорального процесса в России, мы должны, с одной стороны, укреплять меры безопасности и проводить более жесткую миграционную политику, а с другой — шире опираться на так называемое гражданское общество, которое ставит вопросы и мобилизует власть и население на решение сложных проблем в нашей жизни.

Глубокий политологический анализ и выявление негативных особенностей этнополитических процессов, которые сегодня делает наше экспертное сообщество, должно существенно повлиять на весь электоральный процесс в России. В таком случае предстоящий очередной избирательной цикл - сентябрьские 2016 года выборы в Государственную Думу РФ могут дать положительные результаты и существенные перспективы укрепления политической системы общества при условии принятых рекомендаций и учета сделанных прогнозов специалистами, особенно на ее южных территориях.

Список литературы:

1.Путин потребовал не допустить миграционного кризиса. Известия 31 марта 2016 г.// http://izvestia.rU/news/608306#ixzz44UzXfgg1/ (электронный ресурс). Дата обращения 7 июня 2016 г.

2. Усманов Р.Х. Новые факторы конфликтогенного потенциала современных этнополитических процессов на Юге России// Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. 2015. № 6 (36). С. 71-75.

3. Дробижева Л.М. Теория конфликта цивилизаций не выдерживает критики. Известия 26 марта 2016 г.// http://izvestia.rU/news/607577#ixzz452SNU5l4 (электронный ресурс). Дата обращения 7 июня 2016 г

4. К 2020 году Россия потеряет 5,5 млн рабочих рук. 29 ноября 2012 - Электрон. текстовые дан.: http://news.mail.ru/economics/11124728/7frommaiM. (электронный ресурс). Дата обращения 7 июня 2016 г

5. Социально-экономическое положение Южного федерального округа в 2015 году // Социально-экономическое положение федеральных округов. Раздел IV. Москва 2016. С. 50-51. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/publications/catalog/doc_1140086420641/ (электронный ресурс). Дата обращения 07.08 2016 г.

6. ДмитриевА.В., КарабущенкоП.Л., КлочковГ.В.УсмановР.Х. Юг России в миграционном и этноконфликтном измерениях. Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2010. 233с.

КОММУНИКОЛОГИЯ - COMMUNICOLOGY

7. Эко У. Миграция, терпимость и нестерпимое. Подготовлено по материалам эссе «Миграция, терпимость и нестерпимое » из книги «Пять эссе на темы этики». http://existenzia.ru/umberto_eko_migratsiya_terpimostJ_nesterpimoe/.(электронньlй ресурс). Дата обращения 7 июня 2016 г

8. Абдулатипов Р. Концепция национальной политики Российской Федерации. М., 1994. С. 27.

9. Лавров С.В. Историческая перспектива внешней политики России. Размышления на новом этапе международного развития// http://russiancouncil.ru/ inner/?id_4=7343#top-content. 3 марта 2016 (электронный ресурс). Дата обращения 7 июня 2016 г

■ ■ ■ INFLUENCE OF MIGRATION AND ETHNOCONFESSIONAL INTERESTS ON THE ELECTORAL PROCESS IN RUSSIA

Author: USMANOV R.H.

USMANOV Rafik Hammatovich - Doctor of Political Sciences, Professor, Head of Department of Political Science and International Relations of the Astrakhan State University

Address: Tatishchev street 20 a, 414056, Astrakhan, Russia. E-mail: usmanr@mail.ru

Abstract: The article is based on recent studies devoted to the modern electoral process in Russia in view of the impact of migration processes and interests of ethnic and religious communities in the southern territory. Showing new threats and challenges uncontrolled migration flows from the Middle East and North Africa. Such processes have created a serious threat not only to EU countries but also in other continents. The authors present analysis and forecast of the growing conflict potential in the Caspian region, which concerns in particular the South of Russia. On the basis of a comparative analysis of the old and the modern conflicts a conclusion is made of the succession of negative processes due to lack of development of democratic processes and the low level of tolerance in the regions of the North Caucasus. All this can be a fertile ground for the development of Islamic radicalism, undermining the stability of the political system, which consequently complicate the process of the upcoming elections in 2016.

Keywords: elections, electoral process, conflicts, geopolitics, the Caspian region, migration, ethno-political process, radicalism, globalization, crisis, terrorism.

References

I.Putin potreboval ne dopustit' migracionnogo krizisa. Izvestiya 31 marta 2016 g.// http://izvestia.ru/news/608306#ixzz44UzXfgg1/ (ehlektronnyj resurs). Data obrashcheniya 7 iyunya 2016 g. [Putin has demanded to prevent the migration crisis. News March 31,

2016 Mr. .// http://izvestia.rU/news/608306#ixzz44UzXfgg1/ (electronic resource). Access date 7 June 2016].

2. Usmanov R.H. Novye faktory konfliktogennogo potenciala sovremennyh ehtnopoliticheskih processov na YUge Rossii// Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2015. № 6 (36). S. 71-75. [Usmanov A.D. New factors of conflict potential of modern ethno-political processes in the South of Russia // Bulletin of Volgograd State University. 4. Series history. Regional Studies. International relationships. 2015. № 6. (36). p. 71-75].

3. Drobizheva L.M. Teoriya konflikta civilizacij ne vyderzhivaet kritiki. Izvestiya 26 marta 2016 g.// http://izvestia.ru/news/607577#ixzz452SNU5l4 (ehlektronnyj resurs). Data obrashcheniya 7 iyunya 2016 g.[Drobizheva L.M. The theory of the clash of civilizations is not tenable. News. March 26, 2016 // http://izvestia.ru/news/607577#ixzz452SNU5l4 (electronic resource). Access date 7 June 2016].

4.K 2020 godu Rossiya poteryaet 5,5 mln rabochih ruk. 29 noyabrya 2012 - EHlektron. tekstovye dan.: http://news.mail.ru/economics/11124728/7frommaiM. (ehlektronnyj resurs). Data obrashcheniya 7 iyunya 2016 g. [By 2020, Russia will lose 5.5 million workers. November 29, 2012 URL: http://news.mail.ru/economics/11124728/7frommaiM. Access date 7 June 2016].

5. Social'no-ehkonomicheskoe polozhenie YUzhnogo federal'nogo okruga v 2015 godu // Social'no-ehkonomicheskoe polozhenie federal'nyh okrugov. Razdel IV. Moskva 2016. S. 50-51. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_1140086420641/ (ehlektronnyj resurs). Data obrashcheniya 7 iyunya 2016 g. Sotsialno-economic situation of the Southern Federal District in 2015 // [Socio-economic position of the federal districts. Section 4. Moscow. 2016. S.50-51. http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1140086420641/ (electronic resource). Access date 7 June 2016].

6. DmitrievA.V., Karabushchenko P.L., Klochkov G.V., Usmanov R.H. Yug Rossii v migracionnom i ehtnokonfliktnom izmereniyah. Astrahan': Astrahanskij gosudarstvennyj universitet, Izdatel'skij dom «Astrahanskij universitet», 2010. 233 s. [Dmitriev A.V., Karabushchenko P.L., Klotchkov G.V., Usmanov R.H. South of Russia in the migration and ethno conflict dimensions. Astrakhan: Astrakhan State University. The publishing house "Astrakhan University", 2010. 233 p].

7. Ehko U. Migraciya, terpimost' i nesterpimoe. Podgotovleno po materialam ehsse «Migraciya, terpimost' i nesterpimoe » iz knigi «Pyat' ehsse na temy ehtiki». http:// existenzia.ru/umberto_eko_migratsiya_terpimost_i_nesterpimoe/.(ehlektronnyj resurs). Data obrashcheniya 7 iyunya 2016 g. [Ehko U. Migration, tolerance and intolerable. Prepared according to the essay "Migration, Tolerance and intolerable" from the book "Five essays on the themes of ethics." http://existenzia.ru/umberto_eko_migratsiya_ terpimost_i_nesterpimoe/^eKTpoHHbM resource). Access date 7 June 2016].

8. AbdulatipovR. Koncepciya nacional'noj politiki Rossijskoj Federacii. M., 1994. S. 27. [Abdulatipov R. Concept of National Policy of the Russian Federation. Moscow. 1994. P. 27].

9. LavrovS.V. Istoricheskaya perspektiva vneshnej politiki Rossii. Razmyshleniya na novom ehtape mezhdunarodnogo razvitiya// http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=7343#top-content. 3 marta 2016 (ehlektronnyj resurs). Data obrashcheniya 7 iyunya 2016 g. [Lavrov S.V. A historical perspective of Russia's foreign policy. Reflections on a new stage of international development // Url: //russiancouncil.ru/inner/?id_4=7343#top-content. March 3, 2016. Access date 7 June 2016].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.