Научная статья на тему 'Влияние межпоколенческих отношений в семье на трудовые практики подростков: опыт эмпирического исследования'

Влияние межпоколенческих отношений в семье на трудовые практики подростков: опыт эмпирического исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
384
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЯ ПОКОЛЕНИЙ В СЕМЬЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА ПОДРОСТКОВ / ТРУДОВЫЕ ПРАКТИКИ ПОДРОСТКОВ / МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ О ТРУДЕ ПОДРОСТКОВ / УХОД ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЬИ / GENERATION RELATIONS IN A FAMILY / SOCIAL GROUP OF TEENAGERS / WORKING PRACTICE OF TEENAGERS / PARENTS' OPINIONS ABOUT TEENAGERS' LABOR / CHILDREN'S LEAVING HOME

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Павлов Борис Сергеевич, Костина Наталия Борисовна

В статье представлен анализ отношений между поколениями в современной семье, испытывающих влияние процессов, происходящих во внутренней и внешней средах современного российского общества. На основе полученных авторами эмпирических данных выявлено отношение родителей подростков и экспертов к занятости последних трудовыми действиями в рамках организационных форм на базе школ. Представлены данные о реальной занятости подростков, проживающих в уральских городах различного типа (Свердловской и Челябинской областей), разными видами домашнего труда. Представлены мнения старших поколенческих групп о причинах внутрисемейных конфликтов «отцов» и «детей», влияние этих групп на формирование жизненных ориентаций подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF INTERGENERATIONAL RELATIONS IN THE FAMILY ON WORKING PRACTICE OF TEENAGERS: EXPERIENCE OF EMPIRIC RESEARCH

The article presents the analysis of generation relationships in a modern family, experiencing the influence of processes taking place in internal and external environment of modern Russian society. On the bases of the empiric results obtained the authors define the attitude of teenagers’ parents and experts towards engaging of teenagers in working activity in the frame of organized forms on the school basis. The authors give data about real engagement of teenagers living in Ural towns of different types (Chelyabinsk and Sverdlovsk regions) in different kinds of household duties. The article presents opinions of elderly people about fathers and sons conflict, their influence on forming teenagers’ life orientation.

Текст научной работы на тему «Влияние межпоколенческих отношений в семье на трудовые практики подростков: опыт эмпирического исследования»

УДК 316.454

ВЛИЯНИЕ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ НА ТРУДОВЫЕ ПРАКТИКИ ПОДРОСТКОВ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Павлов Борис Сергеевич,

Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, ведущий научный сотрудник, доктор философских наук, профессор, г. Екатеринбург, Россия. E-mail: рау1оу_ЬопБМ@таП.ги

Костина Наталия Борисовна,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Уральский институт-филиал, профессор кафедры теории и социологии управления, доктор социологических наук, профессор, г. Екатеринбург, Россия. E-mail: natalya.kostyna@uapa.ru

Аннотация

В статье представлен анализ отношений между поколениями в современной семье, испытывающих влияние процессов, происходящих во внутренней и внешней средах современного российского общества. На основе полученных авторами эмпирических данных выявлено отношение родителей подростков и экспертов к занятости последних трудовыми действиями в рамках организационных форм на базе школ. Представлены данные о реальной занятости подростков, проживающих в уральских городах различного типа (Свердловской и Челябинской областей), разными видами домашнего труда. Представлены мнения старших поколенческих групп о причинах внутрисемейных конфликтов «отцов» и «детей», влияние этих групп на формирование жизненных ориентаций подростков.

Ключевые понятия: отношения поколений в семье, социальная группа подростков, трудовые практики подростков, мнения родителей о труде подростков, уход детей из семьи.

Выполнение семьёй целого ряда общественно значимых и непреходящих функций (воспроизводства потомства, производства и потребления, поддержания и воспроизводства социально-психологического и нравственно-этического потенциала общества, социализации молодого поколения, обеспечения помощи членам семьи и защиты, и др.) обусловливают постоянный интерес со стороны как общества в целом, так и представителей различных отраслей знания к вопросам функционирования семьи и её изменениям, обусловленным глобализационными процессами современного общества [1].

Проблемы и вызовы, с которыми сталкивается современная российская семья, обусловлены процессами, происходящими во внешней и внутренней средах. К первым можно отнести своего рода революцию в представлениях о традиционной сущности семьи, её формах и роли в социуме, закреплённую в ряде стран посредством юридических норм. Но это вызывает активное противодействие со стороны приверженцев традиционных семейных ценностей. Вторые обусловлены спецификой исторического времени современной России, выражающейся в системной трансформации общества плановой экономики и единой идеологии - в демократическое, организованное на принципах рыночных отношений, политического и идеологического плюрализма. Анализ реальных семейных практик позволяет исследователям делать выводы о трансформации традиционных функций современной семьи, в том числе - содержании процесса семейной социализации, взаимодействии в рамках семьи разных поколений, степени влияния старшего поколения на младшее. Высказывание о семье П.А. Сорокина, сделанное в начале ХХ века, звучит более чем актуально: «Вдумчивое изучение ряда явлений показывает, что в настоящее время семья как социально-правовая организация определённого вида переживает острый перелом; старые и отчасти современные её формы мало-помалу исчезают и уступают место иным формам, известным пока лишь в самых общих чертах. Коротко говоря, современная семья изменяется и переходит в наши дни к новой, грядущей семье» [7, с. 65].

В течение двух последних десятилетий взаимодействия между одновременно сосуществующими поколениями подверглись значительной трансформации, что отразилось, безусловно, и на коммуникации

и отношениях поколений внутри семьи. Представители разных поколений, одновременно функционирующих в рамках российского социума, существенно отличаются по ценностям, реализуемым социальным практикам, разделяемым традициям и обычаям. Вследствие этого возрастает степень непонимания между поколениями, обостряются межпоколенные конфликты, и наиболее часто ареной протекание таких конфликтов становится семья. Если же говорить о предмете межпоколенных взаимодействий и конфликтов, то как раз в семье таковым становится отношение к труду, ориентации на его различные виды или неориентированность на труд вообще. Одно из проведённых нами исследований свидетельствует о том, что среди старшеклассников сформировались подгруппы, считающие работой досуг и хобби, ориентированные не на труд в его традиционном понимании, а на новые формы занятости (фрилансерство, дауншифтинг), и неориентированные на трудовую деятельность вообще. Подгруппы старшеклассников и выпускников школ, ориентированных на труд как важный и необходимый вид деятельности, при этом по-разному оценивают его содержание: если одна подгруппа ориентирована на изменчивое содержание труда, его инновационность, информационную «насыщенность», гибкость организационных форм, то другую привлекают традиционные профессии, устойчивость содержания и организации труда, чёткое разделение времени на рабочее и свободное [2]. Иными словами, трудовая деятельность в представлениях целого ряда значительных по количественному составу подгрупп молодёжи, прежде всего подростков и старшеклассников, теряет характер обязательности и доминирования среди других видов деятельности. Но, коль скоро отношение к труду вообще и представления о нём в частности формируются, прежде всего, в процессе социализации в рамках семьи, важно выявить, что думают по этому поводу родители современных подростков, и какие виды трудовых действий осуществляют подростки. Каким образом представляются отношения «отцов и детей» (конкретнее - «отцов и детей-подростков») этим поколениям современной семьи, каковы проблемы их взаимоотношений, формирует ли семья у современных подростков ориентацию на труд как необходимый вид деятельности? Остановимся в представленной статье на некоторых из этих аспектов.

В статье использованы материалы региональных эмпирических исследований по проблемам межпоколенческих взаимоотношений в уральских семьях, проведённых авторами в 2011-2013 гг. методом анкетного опроса. В 2011 г. в анкетировании, проведённом на основе квотной выборки в шести городах Свердловской и Челябинской областей, приняли участие 665 учащихся старших классов, 490 их родителей и 230 экспертов - специалистов учреждений, занимающихся организационно-воспитательной работой с подростками. В числе опрошенных подростков 327 составляют, по оценкам учителей, группу «благополучных» (обозначены в тексте «Б») и 338 - группу «трудных» (обозначены в тексте «Тр»). В 2013 г. на основе квотной выборки были опрошены 300 подростков ряда школ г. Лесной Свердловской области (ЗАТО) и 510 подростков г. Екатеринбурга. Целью эмпирического исследования являлся анализ процессов формирования ценностей и ориентаций школьной молодёжи, влияния на них межпоколенческих отношений в семье. Поскольку рамки одной статьи весьма ограничены, остановимся лишь на некоторых результатах исследования.

Подростковый период жизни школьной молодёжи, как известно, характеризуется, во-первых, интенсивным физическим и физиологическим развитием тела, во-вторых, особым состоянием нервной системы подростков. Психологические трансформации, характерные для подросткового периода, происходят на фоне онтогенетических изменений в организме. К проявлениям подростковой психологии относятся: недовольство своей личностью, враждебность к окружающему миру, склонность к суицидальным настроениям, мыслям и поступкам. К этому присоединяется и ряд новых внутренних влечений - к тайному, запрещённому, необычному, выходящему за пределы привычной и упорядоченной повседневной жизни. Безусловно, названные социализационные риски проявляются, прежде всего, в семье, на представителей старших поколений которой (мамы - папы, бабушки - дедушки, тёти - дяди) ложится большая ответственность за адаптацию к ним современных подростков, за формирование у этой молодёжной подгруппы ориентаций и ценностей, способствующих их адекватному «вхождению» в последующую взрослую жизнь.

Наряду с психофизиологическими особенностями подросткового возраста важным фактором, влияющим на социализа-

цию сегодняшних городских подростков, на включённость их в ряд форм девиантного поведения, выступают деформации социальных практик, морали и нравственности. Все поколения современного российского общества переживают кризис ценностей, но у подростков как представителей молодого поколения это происходит особенно остро в силу того, что ценности ещё только осваиваются. Информационно-культурное пространство, окружающее подростков, перенасыщено пропагандой ценностей потребительского общества, агрессия и насилие зачастую представляются как вполне легитимные средства достижения утилитарных целей. Статус «героя нашего времени» в глазах молодёжи приобретает, можно сказать, негативный лидер - эгоистичный, циничный, но преуспевающий и добивающийся успеха, невзирая на средства его достижения.

Старые ценности, во многом утратившие практическую значимость, не исчезли из сознания старших поколений, значит, транслируются и молодым, и прежде всего - в пространстве семейных отношений. Новые ценности: «свобода», «демократия», «рыночная экономика», «равные возможности», «частная собственность», «правовое государство» и т.д. - ещё не достигли должного осознания, не приняты многими членами общества, поскольку в своём практическом значении связываются, главным образом, с негативными социальными процессами и феноменами, отрицательными ощущениями. Социальное самочувствие значительной части россиян, в том числе и молодых, в последние десятилетия описывается и социологами, и СМИ с использованием терминов «разочарование», «пессимизм», «неуверенность», «безнадёжность», «апатия», «растерянность», «злость», «агрессивность», «экстремизм», «терроризм». Рассогласованность в обществе должного с допустимым и возможным ставит многих несовершеннолетних в своеобразный нравственно-поведенческий тупик.

На подростков влияет и определённая расплывчатость жизненной программы, свойственная не только им самим, но и их родителям. Неуверенность в завтрашнем дне приводит к тому, что многие подростки, ориентируясь на пример и позиции взрослых, стремятся жить только сегодняшним днём, пытаясь брать от жизни максимум того, что можно взять, как в популярной песенке:

«Нет, нет, нет, нет, мы хотим сегодня!

Нет, нет, нет, нет, мы хотим сейчас!..»

Взрослая жизнь - это не только период в жизни, определяемый возрастом, а смена видов деятельности, расширение их спектра - продолжение учёбы, выбор рода будущих занятий и профессии, формирование ориентаций на труд и выполнение семейных обязанностей. Очевидно, что без надлежащей подготовки к взрослой жизни, в том числе - трудовой и семейной, без освоения и признания моделей трудового и семейного поведения подростки не могут быть успешно адаптированы к изменяющимся социальным условиям, а период юности может стать временем утраченных возможностей и повышенного риска.

Данные, полученные в результате проведённого в 2013 года исследования, свидетельствуют о том, что городские подростки Свердловской области не являются активными помощниками в ведении домашнего хозяйства, что называется, особо «не перерабатывают». На вопрос анкеты «Какую работу по дому и саду ты выполняешь регулярно (более или менее постоянно)?» ответы учащихся школ двух уральских городов (Екатеринбурга и Лесного) распределились следующим образом (в % от общего числа опрошенных по каждому городу; в числителе - ответы респондентов из г. Екатеринбурга, в знаменателе - из ЗАТО «г. Лесной»):

а) выполнение работ в квартире

убираю пыль пылесосом ■ мою, чищу посуду

-67 / 64 -65 / 66

-49 / 51 продуктами

■ делаю влажную уборку, мою ^6 , 46 олы

регулярно хожу в магазин за

полы

- готовлю еду (суп, второе блюдо)

- глажу бельё

32 / 32 -27 / 28

б) выполнение работ в саду, в огороде:

- поливаю овощи, цветы, ягоды -51 / 39

- собираю «трудоёмкие» ягоды ^7 , 33 (облепиху, смородину и др.) '

- пропалываю грядки -33 / 26

- копаю землю, грядки -27 / 23

- топлю печь (в доме, в бане) -21 / 17

- отвечаю за приготовление еды -13 / 13

в) работы, которые выполняют или дома, или в саду:

- 59 /

- ухаживаю за домашней жив- 55' ностью (собакой, кошкой и др.)

- помогаю в ремонтных работах - 35 / 36 по дому, саду

- ухаживаю за младшими - 32 / 33 братьями, сестрами

- ухаживаю за пожилыми - 22 / 19 родственниками (бабушкой)

- высаживаю (ухаживаю) за - 17 / 15 рассадой, цветами

- ухаживаю за автомобилем, - 12 / 10 мотоциклом

«Интеллектуализм» современных подростков, усвоение большого объёма информации, знаний нередко достигается ценою полного освобождения подростков от вы-

полнения трудовых видов деятельности в семье и в процессе учёбы в школе. Проблемы, возникающие в процессе трудового воспитания, связаны с формированием социальной зрелости подростка, протекающей далеко не синхронно с темпами их физического развития и насыщения информацией. Трудовое воспитание в семье способствует формированию уважительного отношения к материальным ценностям, к труду как деятельности, обеспечивающей достойный уровень и современное качество жизни, воспитанию чувства долга и ответственности перед собой и окружающими людьми.

При проведении исследования в Свердловской и Челябинской областях родителям подростков было предложено ответить на вопрос: «Если бы в школе, где учится Ваш сын (дочь), был создан из учащихся производственный кооператив либо малое предприятие, в котором они могли бы зарабатывать для себя деньги, одобрили бы Вы такое начинание?». Ответы наших респондентов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Родители подростков о возможности создания при школах производственных кооперативов (% от общего числа опрошенных

по каждой группе)

Оценка необходимости «детских» предприятий Группы родителей

В целом В том числе

по полу в городах

мужчины женщины Екатеринбург Челябинск

Да, одобрили бы 48 48 50 45 55

Скорее всего, согласились бы 33 34 33 31 34

Пока в планы семьи и сына (дочери) это не входит 17 18 17 19 11

Приведенные в таблице данные позволяют сделать вывод, что подавляющее большинство родителей уральских подростков поддерживают организацию при школах доступных трудовых видов деятельности. Эта позиция имеет свои традиции, «корни»; в наших исследованиях она выявлялась и почти четверть века назад [3]. В продолжение анализа целесообразности, с точки зрения родителей, трудовых занятий школьников, мы включили в анкету следующий вопрос: «Как Вы считаете, с какого класса могли бы зарабатывать на созданном специально для школьников предприятии учащиеся вашей школы?». При этом и родителям, и опрошенным

нами экспертам было предложено отметить наиболее ранний возраст, с которого учащиеся могли бы работать на школьном предприятии, выбрав только один вариант ответа. Позиции родителей представлены в таблице 2.

Полученные нами данные свидетельствуют о том, что значительная часть родителей «голосует» за вовлечение своих детей в производительный оплачиваемый труд в 7-10-х классах. Нельзя не отметить, что довольно представительная группа родителей (28 %) и пятая часть экспертов (19 %) считают, что «в школе (в училище) дети (подростки) должны хорошо учиться, а работать и зарабатывать деньги они «успеют» после окончания учёбы». В этой свя-

Таблица 2

Мнение родителей и экспертов о приобщении детей к «взрослому (оплачиваемому) труду (% от общего числа опрошенных по каждой группе)

Варианты ответов Группы

Родители Эксперты

в 3-5-м классе 2 -

Работать и в 6-7-м классе 13 16

зарабатывать собственные деньги школьники могли бы начинать в 8-9-м классе 33 40

обучаясь: в 10-м классе 17 18

в 11-м классе 7 7

В школе (в училище) дети (подростки) должны хорошо учиться, а работать и зарабатывать деньги они успеют после окончания учёбы 28 19

зи вспоминается высказывание К.Д. Ушин-ского, который писал: «Потребность труда врождена человеку, но она удивительно как способна разгораться или тухнуть, смотря по обстоятельствам, и в особенности сообразно тем влияниям, которые окружают человека в детстве и в юности... Но воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно ещё дать ему и привычку к труду, потому что дельный, серьёзный труд всегда тяжёл...» [8, с. 156-157].

Важным показателем наличия серьёзных проблем в отношениях между поколениями в семье, отсутствия взаимопонимания является стремление подростков уйти из дома, от родителей. Сегодня нередки случаи, когда, казалось бы, послушные и благополучные дети «ни с того, ни с сего» убегают от родителей, не ночуют дома и т.л. В процессе наших исследований мы стремились выяснить мнение трёх групп респондентов о причинах широкого распространения беспризорности детей в России, о первоочередных мерах по профилактике этого явления. Один из вопросов анкеты формулировался так: «Как Вы думаете, почему многие дети уходят из семьи, теряют связь с родителями, становятся беспризорными? (Укажите по 3-4 пункта в каждой группе причин.) Ответы респондентов представлены в таблице 3. Напоминаем, что группа благополучных подростков обозначена как «Б», а группа трудных подростков - «Т».

Полученные данные свидетельствуют о том, что мнения родителей и экспертов, с одной стороны, и самих подростков, с другой, о причинах ухода детей из семьи во многом совпадают. Интересен и тот факт, что мнения благополучных и трудных подростков также мало чем различаются. Это

может говорить о том, что среди благополучных детей (из благополучных семей) есть латентная группа тех, которые под ситуативным влиянием как внутрисемейных факторов, так и факторов внешней среды могут оказаться вне семьи, дома. Самоуспокоенность многих родителей, их уверенность в «благополучности» своих отношений со взрослеющими детьми, по нашему мнению, также является важным фактором формирования девиантности в поведении подростков, их стремления убежать из семьи, от родителей. Если обратиться к историческому опыту традиционной семейной педагогики патриархального типа в России, опиравшейся на беспрекословное подчинение детей взрослым членам семьи (в первую очередь отцу и матери), то она уже во многом стала историей российской семьи. Процесс эмансипации детей «из-под власти родителей» был характерен для прошедшего столетия [4].

П. Сорокин считал падение родительской власти над детьми основной чертой, которой характеризуется история взаимоотношений родителей и детей. В итоге опека родителей постепенно падала, власть их всё более и более ограничивалась, государство мало-помалу вторгалось в права родительской власти. С падением родительской власти, по выражению российского социолога, исчез и «клей» принуждения. Связь отцов с детьми стала зависеть от воли не только первых, но и вторых. То, что раньше дети должны были терпеть, теперь они терпеть не обязаны. Если раньше они, при всей тягостности их доли, должны были эту связь поддерживать, то теперь они свободно разрывают ее, не жертвуя ни совестью, ни честью, ни благосостоянием.

Таблица 3

Родители и эксперты о причинах побегов детей из родительских семей (% от общего числа опрошенных по каждой группе подростков)

Причины ухода детей из родительской семьи Группы

Эксперты в целом Родители в целом Подростки

«Б» «Т»

Группа I. «Виноваты» родители, семья:

Жёстокое обращение родителей 12 11 12 11

Сложная обстановка в семье 12 12 12 12

Их не понимают родители 8 7 8 8

Потеря родителей (смерть или заключение) 6 7 8 8

Появление в семье мачехи, отчима 5 5 7 6

«Заставляет» нехватка денег в семье 4 6 3 4

Группа II. «Виноваты» улица, школа, сами подростки:

Влияние уличных приятелей 11 9 8 9

Приобщение к наркотикам, алкоголю 10 10 11 10

Проблемы с учёбой, с учителями 7 7 4 5

Безволие подростков 5 6 6 5

Влияние преступных группировок 5 5 6 7

Желание подражать «крутым» ребятам 4 5 5 5

Желание пожить «на свободе» 6 6 7 6

Другие причины 6 5 3 3

«Раньше дети были рабы, теперь - они свободные и равноправные с отцами личности. Раб терпит всё, личность требует уважения к себе и протестует против посягательств на её права. Отсюда вывод - теперь принудительная связь родителей и детей стала слабее, пала и легче может быть разорвана. А это значит, что «китайская стена», охранявшая эту связь на почве родительской власти, рухнула [7, с. 71-72].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Недостаточное внимание старших поколений современных семей к формированию у детей культурных и нравственных ценностей, преобладание у немалой доли родителей потребностей в материальных и финансовых ценностях при достаточно хорошем уровне материальной обеспеченности обостряют проблемы современного семейного воспитания, нередко приводя к культивированию мещанства, накопительства, к игнорированию трудового воспитания подростков. В семьях, в которых источник материального благосостояния несовместим с воспитанием правильного отношения к труду (жизнь не

по средствам, поощрение получения дохода нечестными способами и т.п.), у подростков, как правило, не формируется ориентации на труд, причём не только в его традиционном понимании, но и на современные, инновационные виды труда. Подчас родители, не имея большого достатка, отказывая себе в необходимом, стремятся подольше продлить «безмятежное детство» подростку, безотказно приобретая ему дорогие вещи, воспитывая тем самым потенциального иждивенца [5].

В этой связи интерес представляет выявление того, на кого хотят быть похожими современные тинейджеры. Проведённое нами исследование позволяет определить влияние представителей старших поколений на жизненное самоопределение подростков, выявить их отношение к преемственности поколений. Распределение ответов на вопрос «На кого Вам хочется походить? Кто для Вас является примером в жизни?» представлены в таблице 4 (сокращённо - «Ю» - юноши, «Д» - девушки, «Б» - подростки «благополучные», «Т» - «трудные» подростки).

Таблица 4

Оценка подростками представителей старших поколений как примера для подражания (% от общего числа опрошенных в каждой группе подростков)

Являются для подростков примером в жизни Группы подростков

по полу по поведению

«Ю» «Д» «Б» «Т»

Отец 26 12 20 15

Мать 22 36 33 27

Старшие брат, сестра 10 10 9 11

Дедушка, бабушка 7 4 5 6

Кто-либо из других родственников 5 6 8 3,3

Герой фильма 2,9 7 7 4,1

Кто-либо из друзей родителей 2,2 1,8 2,1 1,8

Учитель, преподаватель 1,8 2,8 2,8 2,1

Один из собственных друзей, товарищей 2,6 5 4,3 3,8

Кто-либо из политиков, руководителей 1,1 1,3 1,2 1,2

Литературный герой (назовите) - 0,5 0,6 -

Кто-то из соседей по дому, двору - - - -

Такого человека, образца для подражания, пока нет 36 36 32 40

Данные, полученные нами в результате исследования, позволяют сделать вывод о том, что, вопреки бытующему мнению о доминантном влиянии «улицы», компаний школьных и дворовых друзей на формирование жизненных ориентаций и жизненных планов современных подростков, по оценке самих подростков, это влияние не столь велико по сравнению с влиянием отца, матери, семьи в целом. В то же время не может не вызывать тревоги тот факт, что каждый третий подросток, по его признанию, не имеет «живого образчика» для подражания в своём поведении, в жизненных ориентациях. В группе «трудных» подростков их число составляет 40% [6].

Результаты проведённых эмпирических исследований позволят сделать один из основополагающих для современной ситуации выводов: семья как важный фактор социализации молодого поколения россиян (в нашем случае - уральцев) держит несомненный приоритет среди других факторов и институтов, обеспечивающих стабильность общества. Важно то обстоятельство, что в настоящее время мы имеем дело с поколением 14-17-летних молодых людей в России

(в частности, на Урале), которое не столь пессимистично (в отличие от так называемых «потерянных поколений» Европы). Они верят и надеются, что в случае деформации их жизненных планов и возникновения острых жизненных проблем, они не останутся в одиночестве. Несмотря на распространённое мнение о непонимании в современных семьях детьми - «отцов» и «отцами» - детей, об усиливающихся межпоколенческих конфликтах, данные наших исследований свидетельствуют о том, что для современных подростков именно представители старших поколений в семье являются примером для подражания. Мнения, позиции родителей оказывают значительное влияние на поведенческие практики подростков; оценки этой ситуации как самими подростками (и трудными, и благополучными), так и родителями и экспертами (педагогами) практически совпадают. При этом в современных семьях недостаточное внимание уделяется формированию у подростков готовности к осуществлению трудовых практик, что в последующем чревато перекосом в сторону выбора практик потребительского поведения.

1. Берсенев, В.Л. Особые грани современной российской экономики и не только [Текст] /

B.Л. Берсенев, С.Г. Важенин, Б.С. Павлов // Экономика региона. 2011. № 1. С. 264-267.

2. Костина, Н.Б. Молодое поколение об устойчивости и изменчивости трудовой деятельности: опыт эмпирического исследования [Текст] / Н.Б. Костина, О.И. Власова // Социум и власть. 2013. № 6 (44). С. 22-27.

3. Павлов, Б.С. Из школьного в рабочий класс [Текст] / Б.С. Павлов. М.: Советская Россия, 1989. 240 с.

4. Павлов, Б.С. Беспризорность детей как следствие неблагополучия родительской семьи [Текст] / Б.С. Павлов, Е.Г. Королёв // Вестник Челябинского государственного университета. 2005. Т. 8. № 1. С. 64-69.

5. Павлов, Б.С. Проблемы социальной реабилитации городских подростков в условиях девиантной субкультуры молодёжи [Текст] / Б.С. Павлов, Г.Л. Зверева // Вестник Челябинского государственного университета. Серия 8. Экономика. Социология. Социальная работа. 2007. № 1.

C. 64-69.

6. Павлов, Б.С. Над опасным «социальным Придоньем» (о девиантной субкультуре подростков) [Текст] / Б.С. Павлов // Социологические исследования. 2013. № 2. С. 69-80.

7. Сорокин, П.А. Кризис современной семьи [Текст] / П.А. Сорокин // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 1997. № 3. С. 41-60.

8. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения [Текст] / К.Д. Ушинский. М.: Мысль, 1968. 556 с.

References

1. Bersenev V.L., Vazhenin S.G., Pavlov B.S. Jeko-nomika regiona, 2011, no. 1, pp. 264-267 (in Russian).

2. Kostina N.B., Vlasova O.I. Socium i vlast', 2013, no. 6 (44), pp. 22-27 (in Russian).

3. Pavlov B.S. Iz shkol'nogo v rabochij klass [From a school class to the working class]. Moscow, Sovets-kaja Rossija, 1989, 240 p. (in Russian).

4. Pavlov B.S., Korolev E.G. Vestnik Cheljabinsk-ogo gosudarstvennogo universiteta, 2005, T. 8, no. 1, pp. 64-69 (in Russian).

5. Pavlov B.S., Zvereva G.L. Vestnik Cheljabinsk-ogo gosudar-stvennogo universiteta, Serija 8, Jeko-nomika. Sociologija. Social'naja rabota, 2007, no. 1, pp. 64-69 (in Russian).

6. Pavlov B.S. Sociologicheskie issledovanija, 2013, no. 2, pp. 69-80 (in Russian).

7. Sorokin P.A. Vestnik Moskovskogo universiteta, Ser. 18, Sociologija i politologija, 1997, no. 3, pp. 41-60 (in Russian).

8. Ushinskij K.D. Izbrannye pedagogicheskie proizvedenija [Selected pedagogical works]. Moscow, Mysl', 1968, 556 p. (in Russian).

UDC 316.454

INFLUENCE OF INTERGENERATIONAL RELATIONS IN THE FAMILY ON WORKING PRACTICE OF TEENAGERS: EXPERIENCE OF EMPIRIC RESEARCH

Pavlov Boris Sergeevich,

Institute of Economics of Ural Branch of

Russian Academy of Sciences,

Leading Researcher,

Doctor of Philosophical Sciences,

Professor,

Yekaterinburg, Russia. E-mail: pavlov_borisW@mail.ru

Kostina Natalia Borisovna,

Russian Presidential Academy of National

Economy and Public Administration,

Ural Institute - Branch,

Professor of the Chair of Theory and

Sociology of Management,

Doctor of Sociological Sciences, Professor,

Yekaterinburg, Russia.

E-mail: natalya.kostyna@uapa.ru

Annotation

The article presents the analysis of generation relationships in a modern family, experiencing the influence of processes taking place in internal and external environment of modern Russian society. On the bases of the empiric results obtained the authors define the attitude of teenagers' parents and experts towards engaging of teenagers in working activity in the frame of organized forms on the school basis. The authors give data about real engagement of teenagers living in Ural towns of different types (Chelyabinsk and Sverdlovsk regions) in different kinds of household duties. The article presents opinions of elderly people about fathers and sons conflict, their influence on forming teenagers' life orientation.

Key concepts:

Generation relations in a family, Social group of teenagers, Working practice of teenagers, Parents' opinions about teenagers' labor, Children's leaving home.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.