Научная статья на тему 'Влияние международных стандартов обращения с осужденными на реформирование режима исполнения лишения свободы'

Влияние международных стандартов обращения с осужденными на реформирование режима исполнения лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
375
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние международных стандартов обращения с осужденными на реформирование режима исполнения лишения свободы»

организация служебной деятельности

Полковник внутренней службы

а. а. павленко ,

старший преподаватель томского филиала кузбасского института ФСИН России

влияние международных стандартов обращения с осужденными на реформирование режима исполнения лишения свободы

В последнее десятилетие наблюдается все более глубокая интеграция России в международное сообщество. Этот процесс актуализирует задачу приближения российского законодательства к общепризнанным и иным международным стандартам в области прав человека, в том числе касающимся обращения с заключенными. В этой связи закономерным выглядит выделение в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [1] (в виде отдельного направления совершенствования работы УИС) обеспечение международных стандартов обращения с осужденными в местах лишения свободы и лицами, содержащимися под стражей (раздел Ш.4.).

Значительное место в международных стандартах обращения с заключенными уделено вопросам обеспечения режима в пенитенциарных учреждениях. В рассматриваемых документах понятие «режим» охватывает все сферы организации деятельности в местах лишения свободы, в том числе условия тюремного заключения.

Вместе с тем по «духу» ч. 1 ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях (далее - ИУ) - это прежде всего правопорядок. Таким образом, представляется, что в пенитенциарных учреждениях непосредственно режимными являются мероприятия по поддержанию порядка, обеспечению требований безопасности и дисциплины, связанные с обысками и изоляцией заключенных, применению к ним средств физического усмирения (сдерживания), силы и оружия. Именно этим вопросам и будет посвящена данная работа.

Нормы, так или иначе затрагивающие режим, содержатся практически во всех специальных международных стандартах обращения с заключенными, но некоторые из них представляются наиболее значимыми для пенитенциарной практики. Влияние этих стандартов на реформирование режима исполнения лишения свободы проявляется в нескольких аспектах: информационном, стимулирующем, интерпретирующем и гарантирующем.

Информационное влияние международных стандартов состоит в доведении до сведения (информировании) соответствующих субъектов принятых на международном уровне норм,

принципов и рекомендаций в области исполнения уголовных наказаний и деятельности уголовно-исполнительных учреждений и органов. Этот аспект должен быть первоначальным этапом реализации стандартов в реформировании режима исполнения лишения свободы. В связи со значительным количеством международно-правовых актов, относящихся в той или иной мере к обращению с заключенными, необходимым элементом изучения их содержания является систематизация (классификация) этих документов.

Основываясь на критерии [2] основного содержания источников международных стандартов обращения с осужденными, предлагаем выделить среди них три группы:

1) по защите заключенных от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, которые являются основополагающими для всей системы обращения с заключенными. Подтверждением этого является формулировка ч. 1 ст. 3 УИК РФ «Уголовно-исполнительное законодательство России и практика его применения основываются ..., в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными»;

2) регламентирующие профессиональные требования к персоналу, осуществляющему режим и безопасность, в том числе использование силы и огнестрельного оружия;

3) содержащие основные требования к обеспечению режима и безопасности в пенитенциарных учреждениях [3].

К первой группе - документы по защите от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, относятся:

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижа-

ющих достоинство видов обращения и наказания [4].

Универсальный общемировой документ, обязательный для выполнения [5]. Конвенция предусматривает, что государства-участники должны рассматривать пытки в соответствии с национальным законодательством как преступления. Она недвусмысленно запрещает любые ссылки в оправдание пыток на «приказ вышестоящего начальника или государственной власти» или «исключительные обстоятельства, какими бы они ни были, включая состояние войны, или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение». Определение «пытки», приведенное в ст. 1 Конвенции, крайне расплывчато и неконкретно, однако, в него «не включаются боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно».

Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания [6].

Универсальный региональный документ, обязательный для выполнения. Европейская конвенция исходит из принципов, изложенных в упомянутой выше Конвенции ООН, но имеет особенности. Они связаны с созданием специального внесудебного механизма контроля в области предупреждения пыток в местах заключения - Европейского Комитета по предупреждению пыток (далее - ЕКПП) [7].

Среди стандартов второй группы, регламентирующих профессиональные требования к персоналу, осуществляющему режим и безопасность, необходимо выделить Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка [8] и Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию право-

порядка [9]. Согласно этому документу важнейшими принципами для использования силы и огнестрельного оружия являются законность, необходимость и целесообразность.

К наиболее значимым международным стандартам, содержащим основные требования к обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях, относятся Минимальные стандартные правила обращения с заключенными [10] (далее - МСП) и Европейские пенитенциарные правила [11] (далее - ЕПП).

Необходимо отметить, что по сравнению с европейскими государствами в России состав (характеристика) лиц, находящихся в местах лишения свободы, имеет свои особенности, которые обусловлены большим удельным весом осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления и, соответственно, более длительными сроками их наказания. В связи с этим считаем важным назвать еще два источника международных стандартов, содержащих основные требования к обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях и являющихся специальными региональными документами рекомендательного характера, а именно: Рекомендация относительно системы заключения и обращения с опасными преступниками (далее - Рекомендация Иес (1982)17) [12] и Рекомендация, касающаяся обращения с лицами, приговоренными к пожизненному заключению или другим длительным срокам лишения свободы [13] (далее - Рекомендация Иес (2003)23).

Проводя анализ положений международных стандартов третьей группы, можно выделить несколько существенных элементов обеспечения режима в тюрьмах, которые наиболее значимы для решения задач, определенных Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года:

1. Выделение нескольких составляющих режимной безопасности:

1.1. Физической, то есть мер, определяемых при строительстве и оборудовании тюрьмы - архитектура зданий, определенные требования к стенам и ограждениям, решетки на окнах, замки, камеры наблюдения, системы тревожной сигнализации и др. (п. 51.2 ЕПП, ст. 18.Ь Рекомендации Иес (03)23).

1.2. Процедурной, то есть наличие ясных и подробных процедур действий персонала в конкретных условиях - применения силы, средств сдерживания и оружия; применения мер воздействия за дисциплинарные проступки; обысков заключенных, посетителей и персонала; переклички в определенное время дня; процедура освобождения из тюрьмы, которая гарантирует освобождение именно данного заключенного; выборочная проверка почты и телефонных звонков и др. (п. п. 52.2, 53.2, 54, 57, 65, 68.4 ЕПП).

1.3. Динамической, то есть бдительности персонала, который взаимодействует с заключенными, знает о происходящем в тюрьме и распознает угрозу безопасности на ранней стадии (п. 51.2 ЕПП). В ст. 18 Рекомендации Иес (03)23 подчеркивается, что осуществление тюремного надзора должно основываться на применении динамической безопасности, технические средства всегда должны носить вспомогательный характер.

2. Определение степени режимных ограничений и организация работы с заключенным на основании оценки степени его общественной опасности.

Рекомендация Иес (82)17 предписывает при выборе мер безопасности принимать во внимание различные степени опасности (п. 4). Положения ст. 12 Рекомендации Иес (03)23 в градацию оцениваемого риска предлагают включить причинение вреда себе, другим заключенным, персоналу тюрем, посетителям, обществу, а также воз-

можность совершения побега или других серьезных правонарушений во время предоставления отпуска из исправительного учреждения или после освобождения. В этой Рекомендации подчеркивается роль соответствующе подготовленного персонала, проводящего первоначальную оценку степени риска и потребностей заключенного, предлагается создавать специальные «центры оценивания» (ст.ст. 13-14), а также применять несколько видов определения степени риска для исключения погрешностей (ст. 15Ь). Схожие нормы содержатся и п.п. 51.3 и 52.1 ЕПП.

3. Регулярный пересмотр уровня режимных ограничений и стремление к минимально необходимому, для обеспечения безопасности, их уровню для конкретного заключенного.

Регулярный пересмотр уровня режимных ограничений отражен в п. 51.5 ЕПП и ст. 16 и 20а Рекомендации Иес (03)23. Пункт 8 Рекомендации Иес (82)17 предписывает странам «иметь систему постоянного анализа для того, чтобы срок, проведенный в местах лишения свободы строгого режима, и уровень применяемых мер безопасности не превышали необходимых».

4. Применение средств сдерживания, силы и оружия в исключительных, четко нормативно определенных случаях.

К специфике применения силы и оружия в пенитенциарных учреждениях следует отнести ограничение на открытое ношение оружия, включая дубинки, персоналом, работающим в непосредственном контакте с заключенными, за исключением случаев, когда они необходимы для обеспечения режима и безопасности во время конкретного происшествия (п. 69 ЕПП и ст. 18с Рекомендации Иес (03)23). Перечисленные нормы нашли свое отражение в ст.ст. 28-31 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные нака-

зания в виде лишения свободы» и ст. 86 УИК РФ.

Средства сдерживания (ЕПП) или средства усмирения (МСП) - средства, применяемые для ограничения движения (подвижности) заключенных. К ним относятся наручники, смирительные рубашки и т. п. Эти средства не включают в себя оружие и резиновые палки [14]. Пункт 60.6 ЕПП запрещает применение средств ограничения свободы движения в качестве наказания. Также в ЕПП определено, что характер применения средств сдерживания конкретно оговаривается национальным законодательством (п. 68.4) и они не должны применяться дольше, чем это абсолютно необходимо (п. 68.3).

5. Возможность применения к заключенным специальных мер строгого режима или безопасности (помещение в блоки с повышенной безопасностью и одиночное заключение).

В ЕПП (п.п. 53 и 60.5) указано, что специальные меры строгого режима или безопасности применяются только в исключительных обстоятельствах; применение этих мер в каждом случае должно утверждаться компетентным органом на конкретно оговоренный срок; они применяются в отношении отдельных лиц, а не групп заключенных.

6. Детальная регламентация применения мер воздействия на заключенных за дисциплинарныепроступки (п.п. 56 ЕПП).

В этой сфере проявляется отличие подхода к данной проблеме международных стандартов обращения с заключенными и уголовно-исполнительного законодательства России, в котором меры взыскания и порядок их применения к осужденным (ст.ст. 115-117 УИК РФ) относятся к мерам воспитательного воздействия, а не к режимным мероприятиям.

В целом же, дисциплинарная процедура, закрепленная в УИК РФ, полностью соответствует международным стандартам.

Стимулирующее влияние международных стандартов обращения с осужденными состоит в определении направлений и перспектив совершенствования национального уголовно-исполнительного законодательства и практики его применения. Этот аспект нашел свое отражение в ряде положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Так, например, раздел 111.2. Концепции «Реформирование системы учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и совершенствование их организационно-структурного построения» предполагает разработку основанных на стандартах ЕПП моделей тюрьмы и колонии-поселения с учетом требований безопасности общества и персонала уголовно-исполнительной системы, что является проявлением обеспечения физической безопасности.

Одним из важнейших постулатов Концепции является принцип раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного. Данный тезис отражен в изложенных выше существенных элементах обеспечения безопасности в тюрьмах. Так, степень режимных ограничений основана на оценке степени общественной опасности осужденного, которая в отдельных случаях может послужить и основанием для применения специальных мер строгого режима или безопасности.

Международные стандарты обращения с осужденными могут использоваться для интерпретации международных пактов и конвенций по правам человека. Среди них немного стандартов, обязательных для выполнения в национальных системах исполнения наказания, и все они носят универсальный характер. В связи с этим нормы специальных международных

стандартов служат своего рода «комментариями» к пактам и конвенциям. Особое значение интерпретирующая роль таких документов приобретает в деятельности Европейского комитета по предупреждению пыток, эксперты которого в ряде случаев используют ЕПП для интерпретации положений национального пенитенциарного законодательства. Вместе с тем важно отметить отличие (неравнозначность по юридической силе) решений Европейского суда по правам человека [15] и докладов ЕКПП. Если постановления Европейского суда носят обязательный (юрисдикцион-ный) характер (ст. 47 Конвенции о защите прав человека и основных свобод), то ЕКПП не является юрисдикционной организацией и, следовательно, ее доклады носят рекомендательный характер (рекомендуют установить) [16].

Признание государством международных стандартов и закрепление их положений в правовом статусе лиц, лишенных свободы, становится дополнительной гарантией соблюдения прав и законных интересов осужденных, что является одной из целей Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.

Таким образом, международные стандарты обращения с осужденными оказывают существенное влияние на реформирование режима исполнения лишения свободы в России. Вместе с тем полная унификация российского законодательства и указанных стандартов как цель ближайшего времени вряд ли возможна. К тому же мы поддерживаем ту точку зрения, что проведение такой унификации представляется спорным [17]. ■

1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 №1772-р) // Собрание законодательства РФ, 2010. № 43. Ст. 5544.

2. Необходимо отметить, что существуют и другие классификации данных правовых актов. Так, М. А. Громов, используя критерий влияния правил международных стандартов на безопасность личности в местах лишения свободы, выделял среди них следующие группы: по содержанию лиц, лишенных свободы; по поддержанию порядка среди осужденных; требования к персоналу, исполняющему наказание в виде лишения свободы. См.: Обеспечение безопасности личности при исполнении и отбывании лишения свободы / Громов М. А. // Международные стандарты исполнения наказаний и российская пенитенциарная практика: Материалы международной конференции. - М.: НИИ ФСИН России. 2006.

3. В стандартах третьей группы содержатся также и положения первых двух групп, но применительно ко всему персоналу пенитенциарных учреждений.

4. Защита прав человека в местах лишения свободы : Сб. нормативных актов и официальных документов. - М.: Юриспруденция, 2003. -С. 29-37.

5. Для всех документов будет определяться место в системе международных стандартов обращения с осужденными согласно классификации, предложенной В. А. Уткиным. См.: Уткин В. А. Международные стандарты обращения с заключенными и проблемы их реализации. - Томск: Изд-во НТЛ, 1998. - С. 6.

6. Защита прав человека в местах лишения свободы : Сб. нормативных актов и официальных документов. - М.: Юриспруденция, 2003. -С. 74-90.

7. В рамках Конвенции ООН 1984 г. также создан Комитет против пыток (ч. 1 ст. 17), однако механизм его работы иной (ч. 1 ст. 19): «Государства - участники представляют Комитету через Генерального секретаря ООН доклады о принятых ими мерах по осуществлению их обязательств согласно настоящей Конвенции в течение одного года после вступления настоящей Конвенции в силу для соответствующего государства - участника. В дальнейшем государства - участники представляют раз в четыре года дополнительные доклады о любых новых при-

нятых мерах, а также другие доклады, которые может запросить Комитет».

8. Защита прав человека в местах лишения свободы: Сб. нормативных актов и официальных документов. - М.: Юриспруденция, 2003. -С. 55-60.

9. Уголовно-исполнительное право : Сб. нормативных актов / под ред. П. Г. Пономарева. - М.: Новый Юрист, 1997. - С 195-204.

10. Защита прав человека в местах лишения свободы: Сб. нормативных актов и официальных документов. - М.: Юриспруденция, 2003. -С. 38-55.

11. Сборник конвенций, рекомендаций и резолюций, касающихся пенитенциарных вопросов / Под общ. ред. Ю. И. Калинина. Рязань: АПУ ФСИН России, 2008. - С. 58-95.

12. Там же. - С. 221-222.

13. Там же. - С. 96-108.

14. См. п. 69 ЕПП.

15. Защита прав человека в местах лишения свободы: Сб. нормативных актов и официальных документов. - М.: Юриспруденция, 2003. С. 60-74.

16. См: Стандарты Европейского Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания [Электронный ресурс] : Русская версия // Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП) = CPT: European Committee for the Prevention of Torture and Inhuman or Degrading Treatment or Punishment. - Электрон. дан. - Страсбург, 2010. - URL: http://www.cpt.coe.int (дата обращения: 12.06.2011).

17. Подробнее об этом см.: Возможность и необходимость полной унификации правовых основ исполнения наказаний с Европейскими стандартами обращения с осужденными / Зубков А. И. // Международные стандарты исполнения наказаний и российская пенитенциарная практика: Материалы международной конференции.- М.: НИИ ФСИН России, 2006. -С. 27-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.