Научная статья на тему 'Влияние международных санкций на участие России в нбр БРИКС'

Влияние международных санкций на участие России в нбр БРИКС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
323
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИКС / ФИНАНСОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / БАНКИ РАЗВИТИЯ / САНКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлитина Мария Павловна

Международная финансовая организация является финансовой организацией, которая учреждается более чем одной страной, что в итоге является субъектом международного права. Новый банк развития (NDB) сконцентрированный на мобилизацию ресурсов для проектов развития в БРИКС, странах с развивающейся экономикой и развивающихся странах. В статье рассматривается влияние санкций на НБР БРИКС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние международных санкций на участие России в нбр БРИКС»

регулирования, в том числе и установление государством в ряде случаев верхних пределов цены (тарифа), применяя также прямое установление государством важнейших цен и тарифов, играющих ключевое значение для социально-экономического развития страны. С одной стороны, для системы государственного стратегического планирования, программирования, регулирования, как на стадии разработки соответствия плановых ориентиров, программ, мер направляющего и регулирующего воздействия, так на всех последующих стадиях их осуществления (и контроля) исключительно важно всецело опираться на научно-обоснованные цены, формируемые по единой для всего народного хозяйства методике. С другой стороны - самоосуществление процесса государственного регулирования ценообразования должно опираться на систему государственного стратегического планирования, программирования и комплексного регулирования, с включением всего комплекса мер ценового регулирования, в качестве важнейшей составной части (одного из ценообразующих блоков) в состав системы государственного стратегического планирования, программирования и комплексного регулирования.

Таким образом, необходимо создание нового механизма регулирования цен как на рынке, так и в процессах, осуществляемых государственными корпорациями. Для решения данного вопроса нужно разработать концепцию с учетом представителей научного сообщества и специалистов из частных компаний.

Список литературы

1. Ларионов И.К. Стоимостные рычаги в кругообороте фондов предприятия. М. Мысль, 1976.

2. «Стратегическое управление, под ред. И.К. Ларионова, М., ИТК «Дашков и К°», 2014.

3. Институциональная экономика, под ред. И.К. Ларионова, М., ИТК «Дашков и К°», 2016.

ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ НА УЧАСТИЕ РОССИИ В НБР БРИКС Козлитина М.П.

Козлитина Мария Павловна - студент, департамент мировой экономики и мировых финансов, факультет международных экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

Аннотация: международная финансовая организация является финансовой организацией, которая учреждается более чем одной страной, что в итоге является субъектом международного права. Новый банк развития (NDB) сконцентрированный на мобилизацию ресурсов для проектов развития в БРИКС, странах с развивающейся экономикой и развивающихся странах. В статье рассматривается влияние санкций на НБР БРИКС.

Ключевые слова: БРИКС, финансовая организация, банки развития, санкции.

УДК 330

В современное время в мировой экономике все сильнее проявляется политизация мирового хозяйства, в связи с этим возросло воздействие политических факторов на мировые рынки, уменьшая роль рыночной конкуренции. В последнее время увеличивается геополитическое давление на Российскую Федерацию, путем применения санкций. Так, к примеру, влияние финансовых санкций за 2014-2017 гг. и

79

падение цен на нефть привели к потерям России в сфере экономики порядка 0,6 трлн. дол. США [1, с.27]. Таким образом, санкции оказывают влияние и на развитие НБР БРИКС, который был основан странами-участниками БРИКС (Российская Федерация, Китай, Бразилия, ЮАР и Индия).

НБР был создан как международная финансовая организация для финансирования проектов в области инфраструктуры и планомерного развития в странах-членах БРИКС и развивающихся странах. НБР был наделен следующими функциями:

• оказывать поддержку проектам, где принимает участие более чем одно государство;

• содействовать сотрудничеству с национальными и международными организациями;

• предоставлять гарантии, займы и другие финансовые инструменты для поддержания ресурсов частных или государственных проектов в рамках целей НБР БРИКС;

• управлять и организовывать работу специальных фондов НБР;

• содействовать развитию проектов в сфере устойчивого развития и инфраструктуры.

НБР ведет весьма активную политику для развития сотрудничества с международными финансовыми институтами (Табл.1.).

Таблица 1. Взаимодействие НБР с другими финансовыми институтами [2, с. 139]

НБР

Всемирный банк Подписан Меморандум о взаимопонимании.

АзБР Подписан Меморандум о взаимопонимании.

ЕАБР Принимает участие в предоставлении рублевого финансирования для проекта НБР в Карелии. Декларативные документы о сотрудничестве отсутствуют.

Л атиио американский 6 анк р азвнтня (CAE) Подписан Меморандум о взаимопонимании.

ГС 1С Г {Industrial Credit and Investment Сoiporation of India) Возможно сотрудничество в рамках рупнеых облигаций. Подписан Меморандум о взаимопонимании.

Международный инвестиционный банк Принимает участие в предоставлении рублевого финансирования для проекта НБР в Карелии. Декларативные документы о сотрудничестве отсутствуют.

Китайский строительный банк Сотрудничество в синдикате андеррайтеров при эмиссии облигаций НБР. Подписан Меморандум о взаимопонимании.

Standard Bank of South Africa limited Возможно сотрудничество в рамках выпуска номинированных в рандах облигаций. Подписан Меморандум о взаимопонимании.

Развитие НБР в системе мирового хозяйства способствует расширению многополярного финансового устройства, хотя мировая валютная система в текущий момент остается однополярной. В связи с санкциями от западного кредитного рынка задачи НБР усложнились, особенно это сказывается на России. Так будучи отрезанной от западного кредитного рынка, Россия нуждается в дешевых и длинных инвестициях в инфраструктурных проектах НБР БРИКС. Но по причине геополитической

нестабильности финансовый сектор России находится в неустойчивом состоянии, в том числе из-за высокой зависимости от сырьевых ресурсов, дефицита научно-технической базы и ее усовершенствования, низкого уровня производительности труда и нормативно-правовой базы, институциональной неразвитости.

Рис. 1. Динамика ликвидности банковского сектора России и ее факторы формирования, трлн.

руб 1

Ликвидность банковского сектора определяет условия функционирования банков. По данным Банка России, можно отметить возрастающий дефицит ликвидности, но к середине 2016 года ситуация начала улучшаться в сторону профицита, что сказывалось на превышении пассивных операций над активными операциями.

Так антироссийские санкции нарушают внешнеэкономические связи финансового сектора России, так как вызывают дефицит заемных средств. В результате, происходит удорожание заемных средств и в итоге процентных ставок, в том числе на кредитные операции и привлечение средств внутри страны взамен иностранным кредитам.

Некоторые зарубежные банки снижают свое присутствие на рынке капитала России, являясь источником финансирования российской экономики. Также в результате санкций в экономике России начало происходить снижение объемов инвестиций, что негативно сказывается на инвестиционной привлекательности страны и оказывает влияние на развитие НБР. Результатом становится замедление роста ВВП (Рис.2.).

1 Источник: Банк России.

5 4 3 г 1 о ■1 -г ■з

-4

Рис. 2. Динамика ВВП России, % 1

Динамика стран-членов весьма благоприятна, особенно отличается ЮАР и США, что можно увидеть в таблице 2. Следовательно, в текущее время страны-члены БРИКС, показывают положительную динамику, но невозможно заранее определить исход функционирования НБР БРИКС, так как необходимо время на развитие.

Таблица 2. Динамика темпов ВВП в странах БРИКС и США, % [4]

Год Страны

Ьрц пиши Китай Индия Россия ЮАР США

2014 4,2 ».5 6,4 3,9 3,7 2,9

20)5 4 2 8.5 6,7 3.9 4,1 3.4

2016 4,1 8.5 6,9 3.8 4,1 3,4

2017 4,1 8.5 6,9 3.8 4,1 3,3

III.. .

1010 2011 2012 2013 2014 2015 2017

Также необходимо отметить уровень инфляция стран-членов БРИКС. По данным Всемирного Банка общее повышение уровня цен на товары в результате обесценивания и снижения покупательной способности национальных денег у стран БРИКС варьируется приблизительно в одном направлении с 2013 по 2017 гг. (Рис.3). Особенно высокий уровень инфляции у России, особенно в 2015 году. Данная ситуация произошла из-за непропорциональности выпуска денежных знаков и реальных объёмов производства, также свою роль в этом сыграли и антироссийские санкции.

Рис. 3. Темпы инфляции стран-членов БРИКС и стран с развитой экономикой (в % к соответствующему периоду предыдущего года) [5]

1 Источник: Банк России.

НБР БРИКС планировался и идет в направлении как крупнейший финансовый институт развития в международном сообществе, говоря о конкуриренции с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). В перспективе ресурсами НБР БРИКС смогут пользоваться не только участники БРИКС, но и другие государства.

Россия в НБР БРИКС выступает политическим лидером, а Китай в свою очередь — финансовым. Но при этом в НБР БРИКС помимо антироссийских санкций есть множество других проблем. К примеру, Китай собирался вложить в НБР БРИКС $41 млрд, но встретил сопротивление других стран -членов БРИКС, в частности, Бразилии.

В нынешней конкурентной среде интенсивное экономическое развитие стран-членов БРИКС является одним из их узловых приоритетов, так как оно будет сильно поддерживаться реализацией проектов НБР БРИКС в таких сферах, имеющих стратегическое значение. Для них основным инструментом финансирования предусмотрен НБР, который будет основным двигателем для осуществления научно -технического развития стран-членов БРИК и стран-партнеров.

Политика НБР развития должна быть направлена непосредственно на В экономическом развитии стран БРИКС существует множество проблем, решение которых не терпит отлагательства, для их решения государства-члены организации должны объединить свои усилия посредством сотрудничества во всех сферах экономики и развития инноваций и технологий.

В качестве основного инструмента для финансирования НБР будет играть главную роль в осуществлении сотрудничества между пятью объединенными государствами, даст импульс для самых важных проектов для будущего экономического развития стран-членов организации. Будущее группы БРИКС связано с осуществлением и улучшением существующего экономического сотрудничества, создание Банка развития - основной шаг, который позволит приблизить его реализацию.

Перед странами БРИКС стоит много общих экономических и других проблем различного характера, разрешить которые будет значительно легче благодаря совместным усилиям в этих областях. Банк развития - это серьёзный шаг, который группа сделала, чтобы ускоренно стимулировать свое экономическое развитие. Банк будет играть важную роль в модернизации и реорганизации экономики не только в рамках альянса, но и в других странах-партнерах.

На основе изложенного можно сделать вывод, что вводить экономические санкции против России западным странам в невыгодно. Но в то же самое время не стоит забывать, что, несмотря на подобную невыгодность санкций, Россия остается к ним уязвима. Однако именно сейчас у нашей страны появилась возможность начать полномасштабную кампанию по импортозамещению всего американского и европейского.

Путь к этому уже начат: поток иностранных инвестиций в Россию замедлился, Россия начала выводить сбережения из европейских и американских банков, что позволит национализировать ЦБ и расстаться с долларом; начата работа по созданию единой платежной системы в рамках набирающего силу интеграционного объединения ЕАЭС, ограничен поток импорта западных стран. И уже в ближайшем будущем совокупность всех этих действий даст России возможность снова выйти на лидирующие позиции в экономике.

Список литературы

1. Линецкий А.Ф., Кузнецова Д.Е. Внешнеторговые связи России и ее регионов с

США в условиях санкций // Управленец. 2017. № 5 (69).

2. Шелепов Андрей Владимирович. Новые и «Традиционные» многосторонние банки развития: результаты и перспективы сотрудничества // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2017. №1.

3. Банк России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/ (дата обращенрия: 04.06.2018).

4. Мировая экономика // ereport.ru; БРИКС. Страны БРИКС - Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ereport.ru// (дата обращенрия: 04.06.2018).

5. Всемирный банк. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.worldbank.org// (дата обращенрия: 04.06.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.