БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
DOI10.54220tfims.1991-0525.2022.75.2.002
Титова Н.Ю.,
к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление» Института международного бизнеса, экономики и управления, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса г. Владивосток, Россия E-mail: [email protected] Коркишко Е.А.,
координатор по работе с юридическими лицами, ПАО «Банк «Финансовая Корпорация Открытие» г. Владивосток, Россия E-mail: bonykate0J03@gmailcom Рыбина Е.Е.,
бакалавр Института международного бизнеса, экономики и управления г. Владивосток, Россия E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УСТОЙЧИВОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ
JEL classification: F38, F42
Аннотация
Актуальность темы обусловлена тем, что современное функционирование банковского сектора РФ затруднено действием международных санкций, которые начали свое влияние с 2014 г. и с обострением геополитической ситуацией усилились в 2022 г.
Статья посвящена анализу влияния международных санкций на банковскую систему РФ и определению тенденций ее развития в ближайшей перспективе, что и является целью настоящего исследования Для достижения данной цели в работе применены статистические методы: сводки и группировки, анализ финансовых коэффициентов, характеризующие деятельность кредитных организаций -нормативы достаточности собственного капитала, ликвидность, источники
средств банковского сектора, для анализа которых использованы графический метод и построение динамических рядов с расчетом относительных показателей структуры.
На этой основе проведен сравнительный анализ условий санкционных списков Запада, в которые внесены банки РФ. Проанализированы изменения структурного дефицита ликвидности банковского сектора, объема наличных денег в обращении. Определено влияние повышения ключевой ставки Центрального банка РФ на кредитные организации. Рассмотрены основные компоненты источников средств банковского сектора. Проведен сравнительный анализ значений нормативов достаточности капитала основных системно значимых банков РФ, находящихся под санкциями в 2014, 2020гг.
В результате авторами сделаны выводы о влиянии международных санкций на устойчивость банковской системы РФ, сформулированы прогнозы для тенденций, складывающихся в результате их действия
Ключевые слова: международные санкции, банковский сектор, кредитные организации, ликвидность, норматив достаточности капитала.
N.Y. Titova, E.A.Korkishko, E.E Rybina
THE IMPACT OF INTERNATIONAL SANCTIONS ON THE SUSTAINABILITY OF THE RUSSIAN BANKING SYSTEM
Annotation
The relevance of the topic is due to the fact that the current functioning of the banking sector of the Russian Federation is hampered by international sanctions, which began to have their effect in 2014 and intensifed in 2022 as the geopolitical situation worsened
The article analyzes the impact of international sanctions on the Russian banking system and identifes trends in its development in the short term, which is the purpose of this study. To achieve this goal, the paper uses statistical methods - summaries and groupings, analysis of fnancial ratios that
characterize the activities of credit institutions - capital adequacy ratios, liquidity, sources of funds ofthe banking sector, for the analysis of which the graphical method and the construction of dynamic series with the calculation of relative structure indicators are used
On this basis, a comparative analysis of the conditions of Western sanctions lists, in which Russian banks were included Changes in the structural defcit of liquidity in the banking sector and the volume of cash in circulation were analyzed The impact of the increase in the key rate of the Central Bank of the Russian Federation on credit institutions was determined The main components of the sources of funds of the banking sector have been considered A comparative analysis of the values of capital adequacy ratios of the main systemically important banks of the Russian Federation under sanctions in 20J4, 2020 was carried out.
As a result, the authors made conclusions about the impact of international sanctions on the stability of the Russian banking system, and formulated forecasts for trends resulting from their action.
Keywords: international sanctions, banking sector, credit institutions, liquidity, capital adequacy ratio.
Введение
Одной из важнейших задач, стоящих перед Центральным банком Российской Федерации, является обеспечение устойчивости финансовой системы РФ, которая является фундаментом российской экономики.
С 2014 г. банковская система РФ находится под давлением беспрецедентных по своему масштабу экономических санкций. Новые санкции, первый пакет которых ввели в конце февраля 2022 г., являются самыми жесткими по характеру влияния и в значительной мере затрагивают крупнейшие российские банки и банковский сектор в целом. Ужесточение и расширение влияния санкций на банковскую систему России ведется с конца фев-
раля и по настоящее время. Речь идет об ограничениях и блокировках в области валютных операций, выпуске собственных долевых и долговых проектов, непосредственного участия в международных проектах и так далее. Объявление санкций состоялось неожиданно и в короткие сроки, что вызвало определенную обеспокоенность клиентов банков и их владельцев. Введенные санкции запустили процессы, ознаменовавшие собой перераспределение позиций на банковском рынке, что подразумевает ротацию платежных систем и проблемы финансового обслуживания внешнеэкономической деятельности.
В настоящий момент трудно оценить весь периметр негативного влияния, оказываемого новыми санкциями банкам. Некоторые из введенных мер окажут наибольший эффект с временным лагом в месяцы, а то и годы. Несмотря на это, негативное влияние международных санкций на банковскую систему РФ не отрицается ни государственными институтами, ни экономистами и политиками, а наоборот, признается Президентом РФ и Центральным банком России.
Обзор литературы
Понятие санкций является международно-правовой категорией. Впервые дефиниция «санкции» трактовалась как экономические меры воздействия. С появлением Лиги Наций ООН понятие «санкции» расширилось, а также закрепилась возможность применения их на международном уровне. Целью таких мер является пресечение международных правонарушений, что подразумевает создание условий для неблагоприятных последствий для правонарушителя международного права. Сегодня, во времена глобализации, неблагоприятные условия, как правило, формируются за счет мер экономического воздействия.
Далее в таблице 1 приведем перечень основных определений термина «санкции» различными учеными международниками и экономистами.
Таблица 1 - Систематизация понятий термина «санкции»
Источник Трактовка
Словарь международного права Меры принуждения, применяемые государствами и международными организациями против государства, уклоняющегося от ответственности за совершенное им международное правонарушение. Считается общепризнанным, что характером международных санкций обладают коллективные меры, предусматриваемые гл. VII Устава ООН в случае существования угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии [1]
В. Витцтум и Р. Дольцер Меры, принимаемые в ответ на нарушение международного права и направленные на то, чтобы побудить ответственное государство к прекращению его международно-противоправного поведения путем причинения неблагоприятных для него юридических последствий, например, путем лишения либо ограничения каких-либо прав или привилегий [2]
Т.Н. Нешатаева Все меры охраны международного правопорядка, закрепленные в нормах международного права, носящие принудительный характер и применимые в случае правонарушений к государству-делинквенту с помощью институционного механизма международных организаций [3]
В.А. Василенко Не являются формами ответственности за международные правонарушения, так же как и формы международно-правовой ответственности не выступают в качестве санкций [4]
В продолжении данных определений необходимо привести следующие отличия санкций в международном праве от международно-правовой ответственности, сформулированные И.В. Гетьман-Павловой:
- ответственность - это действия нарушителя, а санкции - это действия потерпевшего государства либо международной организации;
- ответственность представляет собой обязанность нарушителя, санкции - право потерпевшего, который может их и не применять;
- ответственность - это волевое действие нарушителя, санкции применяются к нарушителю вопреки его воле [5].
Согласно классификации, приведенной в исследовании [6], «санкции можно разделить в том числе по субъектам, от которых исходит инициатива их применения. По данному признаку выделяют две группы:
1) коллективные - которые вводятся группой государств или с помощью международных организаций;
2) индивидуальные - которые вводятся отдельным государством в порядке самопомощи.
При этом каждая из указанных групп имеет свои подгруппы: репрессалии, реторсии, разрыв или приостановление дипломатических или консульских отношений, самооборона» [5].
Финансовые или экономические ограничительные меры относятся именно к виду репрессалий, то есть тех мер, которые призваны изолировать то или иное государство от мировой экономики и международной торговли. Согласно определению [7], «под репрессалиями следует понимать правомерные принудительные меры политического или экономического характера, применяемые пострадавшим государством в ответ на неправомерные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права».
Коллективные репрессалии - виды санкций, имевших широкое распространение на международном уровне. Ввиду активной глобализации международной экономики чаще репрессалии носили именно экономический характер с целью нанесения большего неблагоприятного эффекта недружественной стране. В частности, ограничения касались именно финансовой банковской системы.
Таким образом, исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что санкции вводятся на международном уровне в порядке принуждения, цель которых заключается в попытке снизить уровень влияния объекта, против которого они вводятся.
Методология и методы исследования
В новейшей истории Россия дважды попадала под введение финансовых репрессалий в отношении финансовой системы РФ - в 2014 г. и в настоящее время, в
2022 г. На сегодняшний день банковский сектор Российской Федерации оказался под давлением мощнейших финансовых санкций со стороны США и Европейского союза. Считается, что это самый масштабный и беспрецедентный пакет санкции, который был выдвинут когда-либо Советом безопасности ООН за все время его существования. К выдвинутым ограничениям от США присоединилось большинство развитых стран мира и почти весь Евросоюз, включая страны, которые на протяжении последних двух тысячелетий придерживались политического нейтралитета, например Швейцария. Под воздействие санкций попали основные системно значимые российские банки, которые так или иначе находятся под государственным контролем.
Центральный банк как государственный институт, отвечающий за денежно-кредитную политику, тоже попал в западный санкционный список. По данным Минфина, совокупные активы попавших под санкции «Открытия», «Совкомбанка» и «Новикомбанка» составляют $80 млрд [8].
Западные санкции против банковской системы РФ не являются унифицированными. По своей сути следует различать три списка финансовых санкций - список CAPTA (Correspondent Account or Payable-Through Account Sanctions), список SDN (Specially Designated Nationals List) и список SSI (Sectoral Sanctions Identifications). В таблице 2 представлены основные положения данных санкционных списков и связанных с ними ограничений.
Таблица 2 - Сравнительная таблица условий санкционных списков Запада,
в которые были внесены банки РФ [9"
Критерий SSI САРТА SDN
1. Полное наименование Sectoral Sanctions Identifications Correspondent Account or Payable-Through Account Sanctions Specially Designated Nationals List
2. Перевод Список идентификаторов секторальных санкций Санкции в отношении корреспондентского счета или платежей через платежный аккаунт Список лиц особой категории
3. Тип Ограничительный Ограничительный Блокирующий
4. Относительная строгость Низкая Средняя Высокая
5. Критерии внесения в список 1. Организация, относящаяся к финансовому сектору РФ. 2. Правило пятидесяти процентов: если лицо из списка(одно и более) владеет 50 и более процентами юридического лица, то это юридическое лицо так же подлежит ограничениям в соответствии с SSI 1. Сознательное участие финансовой организации в крупных сделках, связанных с определенной деятельностью в обороне, энергетике, инженерии. 2. Сознательное содействие финансовой организацией крупным финансовым операциям от имени любого российского лица, внесенного в список SDN 1. Финансовая организация, находящаяся в собственности или под контролем, а также действующая или намеревающаяся действовать в интересах или от имени Правительства РФ или высокопоставленного лица РФ. 2. Финансовые организации, прямо или косвенно связанные с военным сектором или материальными средствами вооруженных сил РФ. 3. Финансовые организации, осуществляющие деятельность в Крымской области. 4. Финансовые организации, связанные с железнодорожной, металлургической и горнодобывающей отраслями промышленности РФ. 5. Правило пятидесяти процентов: если заблокированное лицо (одно и более) вла-
деет 50 и более процентами юридического лица, это юридическое лицо так же считается заблокированным и подлежит санкциям, несмотря на то что оно может быть не занесено в официальный SDN список
6. Основные положения
1. Запрет на покупку, продажу и инвестиционные услуги со сроком обращения более 30 дней для ЕС и со сроком более 14 дней для США.
2. Запрет на предоставление новых займов и кредитов со сроком погашения более 30 дней для ЕС и более 60 дней для США.
3. Запрет на кредитование или участие в выпуске долговых инструментов РФ, номинированных в валюте, отличной от российского рубля
1. Запрет на открытие и ведение корреспондентского счета или счета со сквозной оплатой или наложение строгих условия на ведение данного счета. Условия ведения:
- запрет на операции, предоставление финансирования или иные операции с новыми долговыми обязательствами от имени или в интересах лица, осуществляющего деятельность в энергетическом, оборонном и инженерном секторе России;
- запрет на проведение любых сделок финансовой организации на финансовом рынке с участием другого санкционного финансового учреждения списка SDN
1. Полный запрет на осуществление любых сделок с участием финансовой организации из списка, если они связаны с передачей, оплатой, экспортом, изъятием или иным обращением с имуществом или интересами в имуществе финансовой организации.
2. Отказ на заключение партнерских отношений с любой коммерческой и некоммерческой организацией на территории США и ЕС.
3. Блокировка имеющегося имущества и активов, находящихся на территории и в организациях США и ЕС
Санкции SSI и CAPTA являются наименее агрессивными и относятся к категории ограничительных, которые накладываются в отношении конкретных кредитных учреждений занятых или связанных с конкретными секторами экономики.
Под воздействием ограничительных мер SSI банковский сектор РФ находится еще с 2014 года. Данные меры подразумевают отказ российских банков от долгосрочных заимствований или кредитов, предоставляемых на длительный срок от развитых стран в развивающиеся страны и экономики этих стран.
CAPTA накладывает ограничительные меры только на корреспондентские счета. Корреспондентский счет (от. корреспондент - находящийся в переписке) - это такой счет банка, который открывается в другом банке, в данном случае в иностранном банке на территории США и ЕС. С помощью корреспондентских счетов осуществляется и облегчается процеду-
ра проведения расчетов и межбанковских переводов. В соответствии с CAPTA корреспондентские счета подлежат закрытию в течение определенного срока (30 дней), по окончании которого накладывается запрет на совершение любых операций с использованием данных счетов, транзакции осуществляться не будут. В то же время данный вид санкций подразумевает, что при этом активы банков, имеющих данные корреспондентские счета, не подлежат блокировке. Это означает, что для банков, попадающих под воздействие данных санкций, не существует ограничений по деловому сотрудничеству с европейскими и американскими бизнес-партнерами. Так, у банков сохраняется возможность приобретения иностранной валюты и активов в США и Европе.
Что касается SDN, то здесь речь идет уже о блокирующих ограничительных мерах, направленных на полную блокировку всех активов и отказ от любого сотрудничества и взаимодействия с кредитной ор-
ганизацией. Таким образом, банкам из списка SDN блокируются все активы в банках на территории США и ЕС, накладывается запрет на долларовые транзакции и проведение любых операций с американскими и европейскими контрагентами.
Немаловажным моментом является решение Общества всемирных межбанковских финансовых каналов связи SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications) присоединиться к санкциям и выступить одним из инструментов санкционных мер против РФ.
Система SWIFT самая массовая и позволяет большому количеству финансовых организаций из разных стран быстро и безопасно обмениваться финансовой информацией. На данный момент система включает более 200 стран мира и обрабатывает 9 млрд сообщений, а количество сообщений, отправленных российскими пользователями, составило 143 млн.
Далее на рисунке 1 представлена структура трафика РФ, использующегося в системе SWIFT на конец 2021 г.
1 Внутренние межбанковские платежи ■ Операции с ценными бумагами 1 Операции на финансовом рынке ■ Прочие межбанковские платежи
X1 о4
И ©
СМ и Н
й ft Н
79,1
3,3
8,7
0 20 40 60 80 100 120
Рисунок 1 - Структура российского трафика, проходящего через систему SWIFT в 2021 г.
На основе данных, представленных на рисунке 1, следует отметить, что наибольшая доля в структуре российского трафика принадлежит банковским операциям. Так, 79,1% объема всех операций системы SWIFT приходится на внутренние межбанковские платежи, второе место по структуре занимают операции с ценными бумагами - 8,9% (рост 15,5%). Доля операций на финансовых рынках (включая подтверждения сделок форекс, сделок на денежном рынке и операций с драгметаллами) составляет 3,3% (рост на 9,1%).
В настоящее время от системы в одностороннем порядке отключены основные российские системно значимые банки. Это значит, что эти банки более не смогут осуществлять безналичные банковские платежи и трансграничные платежи через данную систему как внутри страны, так и за ее пределами. Для кредитных организаций, попадающих под запрет использования SWIFT, это означает следующее:
1. Невозможность работать с долларами. Данная валюта теперь окончательно недоступна для банков под санкциями.
2. Расчеты в долларах с контрагентами из США для клиентов банков будут невозможны.
3. Американским лицам запрещено открывать счета в данных банках.
4. Банки не смогут осуществлять функции брокеров для иностранных ценных бумаг, они должны будут перевести их к другим брокерам.
5. Полная заморозка активов данных банков на территории США.
При этом клиенты данных банков не имеют возможности оплачивать покупки с помощью телефона через сервисы Apple Pay и Google Pay, рассчитываться банковскими картами за границей, а также оплачивать товары или услуги в интернет-магазинах и маркетплейсах, которые находятся в странах, поддержавших санкции.
Таким образом, можно сделать вывод, что российская SWIFT-система ори-
ентирована в большей степени на банковский сектор и отключение от нее окажет существенное влияние на деятельность кредитных организаций.
Тем не менее российские санкцион-ные банки и Банк России заявляют, что отключение основных системно значимых банков никак не отразится на операциях клиентов внутри страны. SWIFT на сегодняшний день не единственный финансовый мессенджер. В 2014 г. в России создали свою Систему передачи финансовых сообщений (СПФС). Сегодня к данной системе Банка России подключены 340 пользователей, в том числе некоторые иностранные участники из десяти разных государств, в основном это страны СНГ. Все операции клиентов отключенных банков внутри России теперь обрабатываются посредством данной платежной системы, поэтому клиенты продолжат совершать
привычные операции по переводу денежных средств в любой валюте и по картам в любых торговых точках на территории РФ.
Однако международные денежные переводы для их клиентов заблокированы. Через данные банки невозможно перевести деньги в иностранный банк, не подключенный к российскому аналогу передачи данных СПФС. Для клиентов юридических лиц отключение от SWIFT затруднит проведение экспортных операций и международных расчетов, в результате чего это приведет к некоторому перетоку клиентов. Из-за оттока корпоративных клиентов, занятых внешнеэкономической деятельностью, банки полностью теряют свои комиссионные доходы от внешнеторговых операций.
В таблице 3 систематизированы основные кредитные организации, попавшие под действие санкций с февраля 2022 г.
Таблица 3 - Перечень крупнейших банков Рс >, попавших под влияние санкций
Кредитные организации США и Канада Евросоюз и Великобритания Япония
ПАО «Банк «Финансовая Корпорация Открытие» Заморозка активов кредитной организации и 12 дочерних компаний на своей территории Запрет своим гражданам и организациям оказывать инвестиционные услуги банку, в том числе при выпуске ценных бумаг
ПАО «Совкомбанк» Заморозка активов в Америке, запрет на работу с американскими компаниями и гражданами Отключение от SWIFT. Запрет передавать купюры евро всем банкам РФ Заморозка активов
ПАО «Банк ВТБ» Внесение в американский санк-ционный список SDN, под санкции попадают дочерние структуры ВТБ, в которых у госбанка есть доля свыше 50% Запрет всех трансакций в ЕС и заморозка активов
АО «АКБ «НОВИ-КОМБАНК» Внесение в список SDN Запрет всех трансакций в ЕС и заморозка активов.
ПАО «Сбербанк России» Попал в список САРТА США, с 26 марта 2022 г. банк не сможет совершать операции в долларах через американские финансовые структуры
ПАО «Промсвязьбанк» Запрет иметь отношения с американскими контрагентами без заморозки активов Запрет на сделки с ценными бумагами, выпущенными после 22 апреля 2022 г. Отключение от SWIFT Заморозка активов
АО «Альфа Банк» Под санкции попали 6 дочерних организаций «Альфа Банка» Блокирующие санкции (аналогичные американским санкциям SDN). Запрет на покупку долговых бумаг
Источник: составлена авторами по данным [10].
Первое, на что повлияли введенные санкции, - запас ликвидности в российской банковской системе. Основной задачей введения западных санкций было оказание влияния на ликвидность банковского сектора. В связи с этим средняя динамика изме-
нения ликвидности, которая продемонстрирована на рисунке 2, представляет существенный интерес. Данные собраны из ежемесячного отчета ЦБ «Ликвидность банковского сектора и финансовые рынки» [12].
6 000
5 000
4 000
ю 3 000
>
о. 2 000
^
о. 1 000
0
-1 000
-2 000
-3 000
01.01.20
01.01.2022
01.02.2022
01.03.2022
2022
01.04.2022
Ликвидность -1 691 109 5389 -280
Прогноз (+)/(-) -1700 -100 -300 -1500
< Ликвидность < Прогноз (+)/(-)
Рисунок 2 - Изменения структурного дефицита (+) / профицита (-) ликвидности в 2022 г. [13-15]
На графике приведена разница между предоставленными и абсорбированными Банком России средствами. Положительная величина указывает на структурный дефицит ликвидности, отрицательная величина указывает на структурный профицит ликвидности.
На основе прогноза ликвидности ЦБ РФ определяет направление основных операций по регулированию ликвидности - депозитарные аукционы или аукционы репо.
На графике видно, что в начале марта, после введенных санкций в конце февраля, сформировался структурный дефицит ликвидности, который увеличился более чем в 49 раз по сравнению с предыдущим месяцем. При этом значение дефицита в значительной степени отличается от прогнозного значения. Это означает, что в марте кредитные организации существенно нуждались в операциях Банка России
по предоставлению ликвидности из-за оттока средств в наличные деньги в конце февраля - начале марта, который представлен на графике 3, а также крупных налоговых платежей в конце месяца по графику уплаты в соответствии с законодательством РФ и, вероятнее всего, снижения объемов размещения средств в банках Федеральным казначейством. При этом операции Банка России по предоставлению аукционов не смогли обеспечить весь спрос на ликвидность, так как их количество было ориентировано на прогнозное значение в 300 млрд руб.
Падение уровня ликвидности и увеличение уровня неопределенности в организации денежных потоков повлияли на то, что стоимость заимствований на денежном рынке (рис. 4) увеличилась, а также к сокращению объемов сделок в необеспеченном сегменте.
400 200 0
-200>'
5,6
0
Ж V Ж ^ >>
^ ^>400 ^ ^ ^ ^ ^
Ч -600 -
-800 -1000 -1200 -1400 -1600
►8—5,2—26,2 # # #
Ф Ф ^ о,?»
V1 V <\Р а* V
■ Наличные деньги в обращении
Рисунок 3 - Изменение объема наличных денег в обращении в 2022 г.
Рисунок 4 - Изменение ставок по рыночным кредитам и депозитам за январь-апрель 2022 г.
В качестве ключевого мероприятия по борьбе с введением санкций против российских банков следует отметить повышение ключевой ставки Центральным банком Российской Федерации. Это привело к существенному ограничению доступа к краткосрочному кредитованию. Значительный рост ставок по кредитам объясняется прогнозным ростом просроченной задолженности и связанной с этим необходимостью ужесточать подход к управлению рисками. Такое же решение ЦБ РФ предпринял в 2014 г. Таким образом, можно сделать вывод, что введение
международных санкций и обострение геополитической ситуации как внешние факторы, провоцирующие высокую вола-тильность банковской системы, успешно компенсированы действующей системой инструментов денежно-кредитной политики Банка России. Несмотря на то что данные факторы оказали отрицательное влияние на ликвидность активов кредитных организаций, мероприятия Центрального банка Российской Федерации обеспечили непрерывность работы денежного рынка, что оказывает положительное влияние на российскую экономику.
Однако стоит обратить внимание на тот факт, что по данным на март 2022 г. кредитные организации все еще сильно
зависимы от Банка России. В структуре капитала банков большую долю занимают кредиты от ЦБ (рис. 5).
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
01.01.2022 01.02.2022 01.03.2022 01.04.2022
Прочие фин. инструменты 989,5 1240,1 3577,5 1554,6
■ Ценные бумаги 3116,9 3155,4 3076 3088,1
Средства клиентов 85944,6 87081,2 86290,8 89083,6
Средства банков 12827,7 12464,8 12633,4 11329,9
■ Кредиты от Банка России 3086,4 3288 12015,1 5409,7
■ Кредиты от Банка России Средства банков Средства клиентов Ценные бумаги Прочие фин. инструменты
Рисунок 5 - Основные компоненты источников средств банковского сектора РФ в млрд руб.
Анализ показывает увеличение зависимости кредитных организаций от Центрального банка Российской Федерации в связи с недостаточностью ликвидности и собственного капитала у банков.
В то же время за последние годы российские банки накопили существенный запас прочности и сейчас выглядят гораздо сильнее, чем в ходе кризиса 2014 года. Данные о нормативах достаточности капитала основных системно значимых банков представлены на рисунке 6. Нормативы достаточности капитала рассчитываются ежемесячно как отношение величины капитала к рискам с учетом корректирующего коэффициента и должны поддерживаться постоянно.
Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка Н1.0 - основной норматив, который обязаны соблюдать все кредитные организации. Это один из наиболее важных показателей надежности банка, характеризующий способность банка нивелировать возможные
финансовые потери за свой счет, не в ущерб своим клиентам. Норматив отражает отношение собственных средств к активам банка. Среднее значение Н1.0 по группе банков за 2014 г. составило 12,5% при минимально требуемом значении ЦБ в этот период в размере не менее 10%. Несмотря на то что требование регулятора снизилось и уже в 2022 г. минимум по данному нормативу составил 8%, среднее значение по банкам увеличилось до 13,2%.
Норматив достаточности базового капитала Н1.1 показывает отношение, или, иначе говоря, процент покрытия базовым капиталом, в который входит уставной капитал, эмиссионный доход, резервный фонд, а также прибыль текущего года и предшествующих лет, суммарных кредитных и рыночных рисков. Среднее значение в 2014 г. при требуемом минимуме в 5,5% составило 8,4%. В 2022 г. минимум был снижен до 4,5%, а среднее значение по банкам увеличилось до 10%.
2014
Н1.0
Н1.2
Н1.1
13,9
11,2 12,9
I Совкомбанк I Газпромбанк I Альфа Банк I Россельхозбанк ВТБ
I Открытие (бывш. Номос Банк) I Промсвязьбанк Сбербанк Норматив
10
В процентах
15
20
Н1.0
Н1.2
Н1.1
2022
Совкомбанк Газпромбанк Альфа Банк Россельхозбанк ВТБ
Открытие Промсвязьбанк Сбербанк Норматив
0 2 4 6 8 10 12
В процентах
14
16
18
Рисунок 6 - Значения нормативов достаточности капитала основных системно значимых банков РФ, находящихся под санкциями в 2014, 2022 гг. [16]
Такая же динамика наблюдается и в отношении норматива Н1.2, который показывает отношение основного капитала (базовый капитал, увеличенный за счет неау-дированной прибыли, субординированного
займа, прироста стоимости имущества за счет переоценки, а также привилегированных акций) к кредитным и рыночным рискам банка. Среднее значение в 2014 г. с 8,6% увеличилось до 11,4% в 2022 г. Так,
0
5
можно сказать, что неизменно сохраняемый и увеличивающийся избыток капитала позволил банкам с наименьшими потерями выдержать кризисные последствия введенных санкций.
Обсуждение и выводы
Таким образом, с точки зрения последствий введенных санкций для состояния банковского сектора очевидны следующие изменения. В первую очередь необходимо отметить значительное замедление темпов роста как корпоративного, так и розничного кредитного портфеля. Это обусловлено, с одной стороны, низким спросом на дорогие кредиты, с другой - ухудшением финансового состояния клиентов.
Кредитные организации сталкиваются со снижением качества сформированного кредитного портфеля за счет падения выручки предприятий и располагаемых доходов граждан и, как следствие, ужесточения кредитной политики. Банки будут вынуждены формировать экстраординарные резервы и испытывать дополнительную потребность в капитале.
Также следует отметить высокую потребность в ликвидности, обусловленную ажиотажным спросом населения на наличные деньги и переоценкой ресурсной базы банков по срокам и стоимости пассивов. В целом можно сделать вывод об увеличившейся финансовой зависимости банков от регулятора банковского сектора. Также наблюдается рост отчислений в резервы, снижение объемов новых продаж банковских продуктов и переоценка рублевых активов, что, в свою очередь, дает основание прогнозировать снижение прибыльности банков к концу текущего года. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Авдеева Т.Г. Словарь международного права. - М.: Статут, 2014. - 495 с.
2. Витцтум В., Дольцер Р., Боте М. [и др.]. Международное право / Пер. с нем. Т. Бекназар, А. Насырова, Н. Спиц. - М.: Инфотропик Медиа, 2015. - 1071 с.
3. Нешатаева Т.Н. Международно-правовые санкции специализированных учреждений ООН : автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.10. - М., 1985. - 17 с.
4. Василенко В.А. Международно-правовые санкции. - М.: Вища школа, 1982.-230 с.
5. Гетьман-Павлова И.В. Международное право : учебник для академического бакалавриата / И.В. Гетьман-Павлова. -Москва: Юрайт, 2018. - 560 с.
6. Новикова А.П. Санкции в доктрине и практике международного права : дис. ...канд. юрид. наук: 40.06.01. - Белгород, 2018.-71 с.
7. Бекяшев К.А. Международное публичное право : учебник. - М.: Проспект, 2013.-264 с.
8. Выродова Ю. США ввели санкции против «Открытия» и Совкомбанка [Электронный ресурс] // Ежедневная деловая газета РБК. - 2022. - 24 февраля. - Режим доступа : https://www.rbc.ru/economics/24/ 02/2022/6217da479a7947503ef42fef (дата обращения: 15.03.2022).
9. Blocking Property With Respect To Specified Harmful Foreign Activities of the Government of the Russian Federation: Executive order 14024 of April 15, 2021 // GPO. - 2021. - № 73.-7 с.
10. О противодействии противникам Америки посредством санкций от 21 января 2018 № 115-44 // Аутентифицированная правительственная информация США. -2018. -№ 115-44.-71 с.
11. Алдошина И. Российские банки попали под санкции - разбираемся в ограничениях [Электронный ресурс] // Аналитическое агентство Frank Media. - 2022. -25 февраля. - Режим доступа: https://frankrg.com/61074 (дата обращения: 15.04.2022).
12. Какие банки попали под санкции в 2022 году: полный список [Электронный ресурс] // Новости на финансовом портале Банки.ру. - 2022. - 5 мая. - Режим доступа: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=109 65728 (дата обращения: 15.04.2022).
13. Ликвидность банковского сектора и финансовые рынки № 1 (71) январь 2022 года [Электронный ресурс] // Банк России: Центральный банк Российской федерации: [сайт]. - Москва, 2022. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/Collection/
Collection/File/39805/LB_2022-71.pdf (дата обращения: 16.05.2022).
14. Ликвидность банковского сектора и финансовые рынки. № 2-3 (72-73), февраль - март 2022 года [Электронный ресурс] // Банк России: Центральный банк Российской федерации: [сайт]. - М., 2022. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/ Collection/Collection/File/40928/LB_2022-72-73.pdf (дата обращения: 16.05.2022).
15. Ликвидность банковского сектора и финансовые рынки. № 4 (74), апрель 2022 года [Электронный ресурс] // Банк России: Центральный банк Российской федерации: [сайт]. - М., 2022. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/Collection/ Collection/File/40997/LB_2022-74.pdf (дата обращения: 02.06.2022).
16. Банк России: Центральный банк Российской Федерации: [сайт]. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/ (дата обращения: 02.06.2022).
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Avdeeva T.G. Dictionary of International Law. -M.: Statut, 2014. - 495 c.
2. Witztum W., Dolzer R., Bothe M., et al. International law / transl. from German. T. Beknazar, A. Nasyrova, N. Spitz. - M.: Infotropic Media, 2015. - 1071 с.
3. Neshataeva T.N. International legal sanctions of specialized agencies of the UN: Ph. D. in Law: 12.00.10. - M., 1985.- 17 с.
4. Vasilenko, V.A. International legal sanctions. - M.: Vyshcha Shkola, 1982. - 230 с.
5. Getman-Pavlova I.V. International law: textbook for academic baccalaureate. -M.: Yurite, 2018.-560 с.
6. Novikova A.P. Sanctions in the doctrine and practice of international law: diss. ... Cand. juris. sciences: 40.06.01. - Belgorod, 2018.-71 с.
7. Bekyashev K.A. International public law: textbook. - M.: Prospect, 2013.-264 с.
8. Vyrodova Y. The United States imposed sanctions against Otkritie and Sovcom-bank. - Text: electronic // Daily Business Newspaper RBC. - 2022. - February 24. -URL: https://www.rbc.ru/economics/24/02/ 2022/6217da479a7947503ef42fef (accessed 15.03.2022).
9. Blocking Property With Respect To Specified Harmful Foreign Activities of the Government of the Russian Federation: Executive order 14024 of April 15, 2021 // GPO. - 2021. - № 73.-7 c.
10. On Countering America's Adversaries Through Sanctions, January 21, 2018. № 115-44 // Authenticated U.S. Government Information. -2018. -№ 115-44.-71 c.
11. Aldoshina I. Russian banks hit by sanctions - we understand the restrictions. -Text: electronic // Analytical Agency Frank Media. - 2022. - February 25. - URL: https://frankrg.com/61074 (accessed 15.04.2022).
12. Which banks have fallen under sanctions in 2022: a complete list. - Text: electronic // News on the financial portal Banki.ru. - 2022. - May 5. - URL: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=109 65728 (accessed 15.04.2022).
13. Liquidity of the banking sector and financial markets. № 1 (71). January 2022. -Text: electronic // Bank of Russia: Central Bank of the Russian Federation: [website]. -M., 2022. - URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/ 39805/LB_2022-71.pdf (accessed 16.05.2022).
14. Liquidity of the banking sector and financial markets. № 2-3 (72-73). February -March 2022. - Text: electronic // Bank of Russia: Central Bank of the Russian Federation: [website]. - M., 2022. - URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/ 40928ZLB_2022-72-73.pdf (accessed 16.05.2022).
15. Liquidity of the banking sector and financial markets. № 4 (74). April 2022. -Text: electronic // Bank of Russia: Central Bank of the Russian Federation: [website]. -M., 2022. - URL: https://www.cbr.ru/ Collection/Collection/File/40997/LB_2022-74.pdf (date of reference 02.06.2022).
16. Bank of Russia: the Central Bank of the Russian Federation: [website]. - URL: https://www.cbr.ru/ (access date 02.06.2022).