Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 1 (1), с. 338-343
УДК 330.3
ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА УРОВЕНЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
© 2014 г. О.В. Трофимов, Д.С. Филипенко
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
о^_гойтоу@таП .т
Поступила в редакцию 07.02.2013
Рассматривается уровень развития отечественной промышленности на момент вступления в ВТО, анализируются последствия принятия данного решения. Выделены отрасли промышленности, обладающие наибольшими конкурентными преимуществами и способные стать локомотивами дальнейшего развития промышленности. Приводятся мнения экспертов относительно путей адаптации отечественной промышленности к условиям международной интеграции.
Ключевые слова: ВТО, промышленность, Всемирная торговая организация, конкурентоспособность, международная интеграция.
22 августа 2012 года Россия официально стала 156-м членом Всемирной торговой организации, таким образом, была поставлена точка в более чем 18-летнем процессе переговоров по вступлению в данную организацию.
В настоящее время нормами ВТО регулируется более 90% всего мирового оборота товаров и услуг. Участие страны в данной организации является фактом, свидетельствующим об уровне её развития. Членами ВТО являются два главных игрока в мировой экономической системе - США и Китай.
Деятельность организации основывается на трех основных принципах.
1. Принцип наибольшего благоприятствования. Заключается в недискриминации товаров и услуг из различных стран. Всем участникам торговых взаимоотношений предоставляются равные условия доступа на национальный рынок.
2. Принцип национального режима. Для участников торговых взаимоотношений из иностранных государств следует применять такие же условия работы, как и для национальных игроков.
3. Принцип транспарентности. Все участники торговых взаимоотношений должны обладать полной информацией об условиях работы в государстве - члене ВТО. Страны обязаны публиковать документы, содержащие правовые нормы, регулирующие торговые правоотношения, а также должны создать информационный центр, где государства смогут получить информацию о таких документах.
По правилам ВТО при решении вопроса о членстве государства в организации любая из стран-участниц имеет право потребовать двусторонних переговоров с кандидатом по интересующим её вопросам. Исходя из этого, на-
прашивается вывод: чем крупнее государство, претендующее на членство в ВТО и чем больше объем его рынков, тем сложнее и дольше проходит процесс необходимых согласований.
С Россией такие переговоры вели более 60 стран мира [1]. Самыми сложными были переговоры с Китаем, Евросоюзом, США и Грузией. В 2002 г. свое согласие на вступление дал Китай, в 2004 - Евросоюз, в 2006 - США, дальнейшее затягивание было во многом связано с позицией Грузии.
Оценка текущего состояния российской промышленности
В целом российская экономика характеризуется серьезной сырьевой зависимостью при снижении уровня конкурентоспособности обрабатывающих отраслей промышленности. Общее состояние обрабатывающей промышленности вызывает опасения. Уже в 2006 году темпы роста промышленного производства показывали снижение [2]. В дальнейшем, в связи с кризисным периодом, наблюдалось уже снижение не просто темпов роста, но и самого промышленного производства в целом. В 2009 году, по данным Росстата, индекс промышленного производства составлял всего 90.7%. В период выхода из кризиса наметился существенный рост. Индекс промышленного производства за 2010 год составлял уже 108.2%. Данный факт наглядно иллюстрирует степень зависимости российской экономики от динамики цен на энергоносители. В последние 2 года индекс вновь заметно снижается, в декабре 2011 года он составлял 104.7%, в июле 2012-го - 103.2%.
В начале 2012 года, когда темпы роста мировой экономики замедлились, а европейская во-
Рис. Рост в торгуемых секторах (в % к соответствующему периоду прошлого года)
шла в рецессию, российская экономика демонстрировала стабильные показатели. Однако с началом последнего квартала 2012 г. эти показатели несколько ухудшились. В тот момент, когда объем ВВП превысил докризисный максимум, российская экономика вышла на траекторию замедления экономического роста несмотря на то, что цены на нефть оставались высокими.
В обрабатывающих и добывающих отраслях темпы роста снизились, в то время как в большинстве неторгуемых отраслей произошло ускорение экономического роста. Темпы роста сельскохозяйственного производства увеличились до 2.2% в первой половине 2012 г. с -3.9% в первой половине 2011 г. (рисунок). В течение того же периода произошло падение темпов роста в обрабатывающих отраслях (с 8.2% до 3.2%) и добывающей промышленности (с 1.6% до 1.2%).
На замедлении экономического роста сказываются пять факторов.
Во-первых, экономическая активность снизилась уже в первой половине 2012 г. Квартальные темпы роста с корректировкой на сезонность резко снизились с 1.6% в последнем квартале 2011 г. до 0.6% в первом квартале 2012 г. и
0.1% во втором квартале 2012 г.
Во-вторых, замедление темпов роста во второй половине 2012 г. также связано с эффектом базы, поскольку во второй половине 2011 г. темпы роста заметно ускорились по сравнению с первым полугодием 2011 г.
В-третьих, слабый внешний спрос оказывает негативное влияние на торгуемый сектор экономики.
В-четвертых, рост инфляции снижает покупательную способность потребителей и тем самым отрицательно влияет на экономический рост реального сектора.
И последнее, уровень загрузки производственных мощностей приблизился к докризисному уровню, поэтому дальнейший экономический рост потребует большего объема инвести-
ций. В августе 2012 г. индекс деловой активности (РМ1) упал до самого низкого значения за последний год, а темпы роста основных производственных показателей сократились до самого низкого уровня с начала глобального финансового кризиса.
На российском рынке труда сложилась напряженная ситуация, когда спрос превышает предложение. В то время как замедление экономического роста может несколько снизить напряженность на рынке труда в ближайший год, последние данные свидетельствуют о возможном перегреве на рынке труда.
Во-первых, в июле 2012 г. общий уровень занятости составил 72.3 млн человек, что превосходит предшествующий пик занятости, достигнутый в августе 2008 г. (72.1 млн человек). Занятость с поправкой на сезонность тоже превысила докризисный максимум.
Во-вторых, во втором квартале 2012 г. доля занятого и доля экономически активного населения достигли уровней, превышающих или практически совпадающих с историческими максимумами.
В-третьих, в августе 2012 г. уровень безработицы упал до рекордно низкой отметки за последние двадцать лет. Он сократился до 5.2%, что меньше предыдущего минимума, зарегистрированного в мае 2008 г. (5.4%). В течение последних месяцев уровень безработицы с поправкой на сезонность колебался от 5.4% до 5.9%, практически совпадая с предыдущим историческим минимумом, отмечавшимся в мае 2008 г. (5.7%).
ВТО: плюсы и минусы
В настоящее время Российская Федерация прибегает к поддержке национальных производителей путем квотирования импорта и предоставления преференций отечественным производителям при формировании госзаказа.
Правила ВТО, предусмотренные Соглашением по связанным с торговлей инвестиционным мерам, значительно ограничивают такие возможности, в частности требуют отмены мер:
- требующих проведения закупок или использования предприятием товаров отечественного происхождения или из любого отечественного источника;
- требующих ограничения предприятиями импорта товаров количеством, связанным с объемом или стоимостью экспортируемых ими товаров;
- требующих ограничения предприятиями импорта товаров, используемых в его местном производстве путем ограничения доступа предприятия к иностранной валюте [3].
При этом необходимо учитывать, что почти 20-летний путь переговоров по вступлению в ВТО не прошел безрезультатно, и Россия становится членом организации на достаточно выгодных для себя условиях.
С момента вступления России в организацию практически ни одна пошлина не уменьшается. Предусмотрен переходный период до 2018 года.
В ключевых отраслях Россия сохраняет возможность применения ряда механизмов поддержки отечественных товаропроизводителей и борьбы с недобросовестной конкуренцией, включая специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.
После присоединения к ВТО за 3-4 года произойдет снижение ставок пошлин до 5-6% и частичное открытие рынка химических товаров, бумаги и изделий из нее, будут переведены на платежеспособный уровень ставки пошлин на обувь, бытовую электронику и электротехнику. Это позволит исключить применение противозаконных методов ведения коммерческой деятельности в указанных отраслях.
На технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование пошлины будут либо значительно снижены, либо отменены вовсе. В течение 3 лет после присоединения будут отменены пошлины на компьютеры, средства их производства и элементарную базу. Учитывая, что в настоящее время по производству высокотехнологического оборудования Россия не имеет каких-либо значимых результатов, введение данной меры позволит насытить внутренний рынок высококачественным продуктом по сниженным ценам.
Наибольшую обеспокоенность эксперты высказывали относительно судьбы российского автопрома. Однако согласно достигнутым договоренностям ослабление (с 25 до 15%) таможенных барьеров для иностранных производителей будет происходить не одномоментно, а в
течение 6 лет. При грамотном менеджменте этот промежуток времени может и должен быть использован для создания и укрепления конкурентных преимуществ.
Из-под российских обязательств в ВТО почти полностью выведены основные сектора услуг, связанные с добычей, переработкой, транспортировкой сырья, медицинскими услугами, ж/д и водным транспортом (всего 39 позиций) [3]. Отсутствие таких обязательств означает, что после вступления в ВТО в этих секторах могут применяться любые ограничения для иностранных услуг и поставщиков услуг, в т.ч. до полного закрытия рынка.
Применение современных приемов менеджмента в условиях вступления в ВТО способно усилить конкурентные преимущества отечественных предприятий. Прежде всего это связано с применением технических регламентов, стандартов безопасности, стандартов Международной организации по стандартизации (КО), включая стандарты системы менеджмента КО 9001:2000 [4].
Что касается негативных прогнозов, то они в первую очередь основаны на позиции уникальности российской экономики. В частности, отмечается высокий уровень транспортных затрат в себестоимости российской продукции (от 15 до 35%) в то время как в европейских странах этот показатель составляет порядка 7%. Кроме того, энергоемкость ВВП Российской Федерации в 2.5 раза выше среднемирового уровня.
Однако следует отметить, что в данном случае российские показатели сравниваются со «средней температурой по больнице» и не учитывают характерных особенностей национальных экономик других стран. К примеру, США также характеризуются большой протяженностью дорог и серьезными расстояниями, но это не мешает им быть одним из лидеров мировой экономики.
Однако необходимо учитывать также, что и США и Евросоюз прошли долгий исторический путь выстраивания рыночных отношений и имеют устоявшиеся традиции в этой сфере. Россия же, как и большинство стран СНГ, долгие годы проводила эксперимент по строительству социализма, а затем болезненно переживала кризис переходного периода. В результате этого рыночные отношения в нашей стране до сих пор находятся в зачаточном состоянии, а дальнейшему развитию экономики активно препятствуют коррупционный фактор и отсталость средств производства. Практика показывает, что тотальное применение принципа свободной торговли и повсеместная либерализация
приводят к укреплению более развитых экономик и ослабляют развивающиеся страны.
Примером может служить Япония, которая прежде чем стать одним из мировых лидеров по производству автомобилей была вынуждена прибегнуть к закрытию своего рынка и активно заняться копированием наиболее прогрессивных иностранных разработок. В настоящее время по пути создания копий (которые, в последние годы, уже часто не уступают, а иногда и превосходят по качеству оригинал) уверенно идет КНР.
Исходя из этого, напрашивается вывод, что Российская Федерация вступила в ВТО недостаточно подготовленной. Однако имеющийся запас времени, связанный с переходным периодом до 2018 года, еще позволяет применить ряд мер по поддержке экономики и повышению конкурентоспособности российских предприятий.
По мнению экспертов, наиболее конкурентными отраслями российской экономики будут являться: тяжелое машиностроение, металлургия, производство удобрений, оборонная промышленность и связанные с ней интеллектуальные технологии и инновации [1].
Наиболее же уязвимыми считаются аграрный сектор, обрабатывающая промышленность, автомобиле- и авиастроение, судостроение, электронная, легкая промышленность, транспорт, фармацевтическая и пищевая промышленность, общественное питание.
Таким образом, список отраслей, где вступление в ВТО может сказаться негативно, гораздо шире, чем число конкурентных отраслей.
Факторы конкурентоспособности национальной экономики
На уровне национальной экономики конкурентоспособность следует определять как способность успешно конкурировать на внутреннем и внешнем рынках посредством того, что большинство участников на микроуровне способны успешно конкурировать на внутреннем и/или внешнем рынке.
Факторами национальной конкурентоспособности в условиях глобальной торговли можно назвать динамику относительных цен и затрат производителей во взаимосвязи с динамикой относительных удельных трудовых издержек. Это ценовой фактор. Однако нельзя сказать, что конкурентоспособность экономики однозначно зависит от ценовых и затратных показателей. Немаловажную роль также играют и качественные факторы конкурентоспособности, объединяющие показатели инновационности экономики, её открытости для ведения бизнеса, уровня коррупции в стране и т.д.
В условиях международной интеграции и вступления России в ВТО необходима полномасштабная работа по укреплению национальной конкурентоспособности путем воздействия как на ценовые, так и на неценовые факторы.
В отраслях, для которых вступление в ВТО скорее всего отзовется усилением их конкурентных позиций, главными факторами, сдерживающими экономический рост, являются ценовые и неценовые барьеры. В частности, наблюдается кадровый дефицит квалифицированных сотрудников низовых уровней. Как правило, преуспевающие компании проводят обучение перспективных студентов и стараются закрепить их у себя, однако данная система не всегда работает и в настоящее время спрос на рынке труда продолжает превышать предложение.
Другой серьезный фактор - проблемы инвестиционного климата. К сожалению, в настоящее время процедуры регламентации нового строительства, расширения бизнеса и т.д. сильно бюрократизированы и часто связаны с проявлениями коррупции, что существенно сдерживает развитие экономики.
Ценовые и затратные барьеры в этом сегменте, как правило, связаны с таможенными пошлинами, преграждающими отечественным производителям путь на зарубежный рынок. И в борьбе с этими барьерами вступление в ВТО -однозначная победа России.
Таким образом, в условиях международной интеграции государству с экономикой переходного типа, как правило, для роста конкурентных преимуществ на первом этапе необходимо укрепление неценовых факторов конкурентоспособности, снижение барьеров, связанных с излишним государственным вмешательством в экономику там, где это препятствует развитию отраслей. На втором же этапе уже укрепляются конкурентные позиции по ценовым факторам, что способствует усилению позиций отечественных производителей на мировых рынках.
Пути адаптации национальной экономики к условиям ВТО
Необходимо отметить, что вступление в ВТО не означает ограничения всех возможных торговых барьеров с момента окончания переходного периода. Во-первых, в ряде ключевых секторов экономики сохранена возможность применения всех инструментов торгового регулирования и поддержки отечественного производителя. Во-вторых, практика показывает, что развитые западные страны применяют замаскированные торговые барьеры: санитарные нормы, требующие сертификации продукции,
специфические технические стандарты и условия и т.д. [1]
Что касается воздействия на ценовые факторы конкурентоспособности, то важнейшим регулятором здесь выступает курс национальной валюты и механизм его формирования. Именно курсом определяется структура экспорта и импорта, а значит, путем воздействия на него можно снизить любые негативные процессы. По подсчетам экспертов, снижение даже самых высоких защитных пошлин на ввоз импортного товара полностью нивелируется снижением курса рубля на 5-7% [1]. Следовательно, правительству и Центральному банку следует вести целенаправленную политику на постепенное снижение курса национальной валюты. При этом проведение данных мероприятий должно производиться максимально осторожно с целью недопущения резкого роста уровня инфляции.
В любом случае, оставлять собственников предприятий один на один с изменившимися и ужесточившимися условиями рынка недопустимо. Ряд предприятий действительно будет испытывать трудности при вступлении в ВТО [5, 6, 7]. При этом в масштабе региона рядом с этими предприятиями работают другие, чьи конкурентные преимущества позволят чувствовать себя уверенно в изменяющихся условиях внешней среды. Поэтому задачей региональных властей является создание системы по поддержке региональной промышленности [8, 9]. Необходимо разработать специальные программы поддержки предприятий в условиях ВТО сроком на 5-10 лет, в соответствии с которыми минимизируются риски при вступлении России в эту организацию [10]. Регионам необходимо провести ревизию ситуации на каждом конкретном предприятии и вместе с их собственниками и менеджментом эту ситуацию проработать профилактически.
Необходимо пользоваться международным опытом, проанализировать ошибки, совершаемые другими участниками организации со сходными экономическими условиями (Украина, Грузия, Эстония, Латвия, Литва).
Важным фактором является профессиональная подготовка и переподготовка кадров. Высокий уровень образовательного потенциала государства является мощнейшим фактором, закладывающим фундамент в экономическое развитие страны.
Важной мерой по спасению отечественного производителя является снижение ставки нало-
га на прибыль для финансовых компаний, вкладывающих дивиденды в капитал, до 15%.
Фактически весь комплекс мер по развитию отечественной промышленности должен быть направлен на развитие и модернизацию производств, что позволит существенно увеличить производительность труда и укрепить конкурентоспособность отечественной экономики [11, 12]. Осуществление этих мероприятий необходимо проводить в комплексе со снижением коррупционно-бюрократических барьеров и преград для бизнеса.
Список литературы
1. Тяпухин С.В. ВТО - глобальный коммерческий проект //Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. № 8, 9, август, сентябрь 2012.
2. Российская промышленность на этапе роста: факторы конкурентоспособности фирм / Под ред. К.Р. Гончара, Б.В. Кузнецова. М.: Вершина, 2008. 480 с.
3. Веселкова Е.Е. Перспективы изменения инвестиционного климата России в результате присоединения к ВТО // Право и экономика. № 9. Сентябрь 2012.
4. Крехнов М. ВТОрая жизнь бизнеса: надежды и предположения // Консультант. № 1. Январь 2012.
5. Трофимов О.В., Трофимова Т.В. Определение факторов, влияющих на развитие промышленных предприятий / Российский экономический интернет-журнал. 2009. № 4. С. 888-896.
6. Ефимычев Ю.И., Трофимов О.В., Ефимычев
А.Ю., Трофимова Т.В. Проблемы формирования и реализации стратегии инновационного развития промышленных предприятий // Вектор Тольяттинского государственного университета. 2011. № 2. С. 270-273.
7. Богатырев А.В. Проблемы антикризисного управления в современных условиях // Российское предпринимательство. 2010. № 4-1. С. 58-62.
8. Трифонов Ю.В., Косовских Е.А. Функциональная модель организационно-экономического механизма управления региональной инвестиционной деятельностью // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. № 3. С. 183-185.
9. Трифонов Ю.В., Косовских Е.А. О механизме снятия внешних рисков регионального инвестиционного процесса // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009. № 3. С. 190-193.
10. Что даст России ВТО: мнения экспертов // Бюджет. № 2. Февраль 2011.
11. Ефимычев Ю.И., Трофимов О.В., Трофимова Т.В. Стержень и ярусы. Новая концепция управления предприятиями в современных условиях // Креативная экономика. 2010. № 3. С. 31-37.
12. Трифонов Ю.В., Летягина Е.Н. Инновационная направленность развития российской энергетики // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 3-1. С. 245-248.
THE IMPACT OF INTERNATIONAL INTEGRATION ON THE LEVEL OF COMPETITIVENESS
OF RUSSIAN INDUSTRY
O. V. Trofimov, D.S. Filipenko
The article examines the level of development of the domestic industry at the time of entry into the WTO and analyzes the consequences of this decision. Some industries with the greatest competitive advantages and the potential to become engines of further development of the industry are identified. The article presents the views of experts on how to adapt the domestic industry to the conditions of international integration.
Keywords: WTO, industry, competitiveness, international integration.
References
1. Tjapuhin S.V. VTO - global'nyj kommerche-skij proekt //Torgovlja: buhgalterskij uchet i nalogooblozhe-nie. № 8, 9, avgust, sentjabr' 2012.
2. Rossijskaja promyshlennost' na jetape rosta: fakto-ry konkurentosposobnosti firm / Pod red. K.R. Gonchara,
B.V. Kuznecova. M.: Vershina, 2008. 480 s.
3. Veselkova E.E. Perspektivy izmenenija investi-cionnogo klimata Rossii v rezul'tate prisoedinenija k VTO // Pravo i jekonomika. № 9. Sentjabr' 2012.
4. Krehnov M. VTOraja zhizn' biznesa: nadezhdy i predpolozhenija // Konsul'tant. № 1. Janvar' 2012.
5. Trofimov O.V., Trofimova T.V. Opredelenie fak-torov, vlijajushhih na razvitie promyshlennyh predprijatij / Rossijskij jekonomicheskij internet- zhurnal. 2009. №
4. S. 888-896.
6. Efimychev Ju.I., Trofimov O.V., Efimychev A.Ju., Trofimova T.V. Problemy formirovanija i realizacii stra-tegii innovacionnogo razvitija promyshlennyh predprijatij // Vektor Tol'jattinskogo gosudarstvennogo universi-teta. 2011. № 2. S. 270-273.
7. Bogatyrev A.V. Problemy antikrizisnogo upravle-nija v sovremennyh uslovijah // Rossijskoe predprinima-tel'stvo. 2010. № 4-1. S. 58-62.
8. Trifonov Ju.V., Kosovskih E.A. Funkcional'naja model' organizacionno-jekonomicheskogo mehanizma upravlenija regional'noj investicionnoj dejatel'nost'ju // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Loba-chevskogo. 2008. № 3. S. 183-185.
9. Trifonov Ju.V., Kosovskih E.A. O mehanizme snjatija vneshnih riskov regional'nogo investicionnogo processa // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2009. № 3. S. 190-193.
10. Chto dast Rossii VTO: mnenija jekspertov // Bjudzhet. № 2. Fevral' 2011.
11. Efimychev Ju.I., Trofimov O.V., Trofimova T.V. Sterzhen' i jarusy. Novaja koncepcija upravlenija pred-prijatijami v sovremennyh uslovijah // Kreativnaja jekonomika. 2010. № 3. S. 31-37.
12. Trifonov Ju.V., Letjagina E.N. Innovacionnaja napravlennost' razvitija rossijskoj jenergetiki // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lo-bachevskogo. 2010. № 3-1. S. 245-248.