Научная статья на тему 'Влияние международного налогообложения на корпоративные финансовые решения'

Влияние международного налогообложения на корпоративные финансовые решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
451
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / INTERNATIONAL TAXATION / TAX PLANNING / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гулькова Елена Леонидовна, Ингбиан Джой Иембер

В статье проанализировано влияние международной налоговой политики на стимулирование инвестиционной активности российских и иностранных компаний. Обоснована необходимость развития законодательства в данной области. Рассмотрены возможности принятия корпоративных финансовых решений в условиях активизации осуществления международных финансовых отношений. Обсуждаются условия оптимизации налоговых обязательств в условиях риска международной инвестиционной деятельности организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the impact of international tax policy on stimulation of investment activity of Russian and foreign companies. The necessity of development of legislation in this area. The possibilities of making corporate financial decisions in the context of enhancing the implementation of international financial relations. The conditions of optimization of tax liabilities in terms of risk the international investment activities of organizations.

Текст научной работы на тему «Влияние международного налогообложения на корпоративные финансовые решения»

ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ РЕШЕНИЯ

Аннотация. В статье проанализировано влияние международной налоговой политики на стимулирование инвестиционной активности российских и иностранных компаний. Обоснована необходимость развития законодательства в данной области. Рассмотрены возможности принятия корпоративных финансовых решений в условиях активизации осуществления международных финансовых отношений. Обсуждаются условия оптимизации налоговых обязательств в условиях риска международной инвестиционной деятельности организаций.

Ключевые слова: международное налогообложение, налоговое планирование, инвестиции.

THE IMPACT OF INTERNATIONAL TAXATION AT CORPORATE FINANCIAL SOLUTIONS

Annotation. The article analyzes the impact of international tax policy on stimulation of investment activity of Russian and foreign companies. The necessity of development of legislation in this area. The possibilities of making corporate financial decisions in the context of enhancing the implementation of international financial relations. The conditions of optimization of tax liabilities in terms of risk the international investment activities of organizations. Keywords: international taxation, tax planning, investments.

Максимизация стоимости компании тесно связана с оптимизацией налоговых обязательств, особенно это касается организаций, функционирующих на международном рынке. Несмотря на то, что максимизация стоимости является одним из основных принципов финансового менеджмента, применение стратегии налогового планирования может оказывать негативное влияние на финансирование и инвестиционную деятельность предприятия. Влияние местонахождения, организационно -правовой формы, видов и сроков операций повышает риск принятия финансовых решений, которые преследуют только налоговые, а не управленческие цели. Это особенно актуально для транснациональных компаний. В этой связи могут быть выявлены несколько типов изменений, влияющих на корпоративные финансовые решения, среди которых особую значимость представляет неоднородность национальных налоговых систем и неравное налогообложение заемных, привлеченных и собственных средств.

Расхождения между налоговыми кодексами разных стран добавляют высокую степень сложности для финансового управления международной компанией и приводят к значительному налоговому бремени. Так как организация должна соблюдать налоговые правила каждой страны, в которой действует, независимо от вида и суммы дохода, существует необходимость соблюдать различные правила и налоговые процедуры, которые оказывают значительную административную нагрузку на предприятие, занимающееся внешнеэкономической деятельностью, тем более что налоговые изменения являются частыми [1]. В дополнение к этому затраты на соблюдение требований, разнообразие правил налогообложения, могут привести к двойному налогообложению, несмотря на имеющиеся ключевые направления, которые закреплены рядом договоров об его избежании, особенно в отношении расчета трансфертного ценообразования и реорганизации международных групп компаний.

Товары, которые продаются одним предприятием другому в пределах одной корпорации, должны быть оценены по принципу «вытянутой руки». Этот принцип требует от организаций, кото-

© Гулькова Е.Л., Ингибиан Дж.И., 2017

УДК 336.027 Е.Л. Гулькова Дж. И. Ингибиан

Elena Gulkova Iyember Joy Ingibian

рые связаны между собой, действовать так, как если бы они были независимыми сторонами и использовать рыночные цены на внутрифирменные трансферы, так как трансфертное ценообразование определяет распределение налоговой базы многонациональных предприятий между соответствующими странами, оно подвержено значительному контролю со стороны национальных налоговых органов различных стран. Однако корректировки цен после таких операций не могут быть соответственно компенсированы в других налоговых юрисдикциях, вследствие этого результатом отдельных операций внутри группы является двойное налогообложение.

Мероприятия, связанные с внешнеэкономической реорганизацией и, в частности, передачей имущества, которая относится к потенциальному увеличению капитала, так же является риск -спусковым механизмом двойного налогообложения, поскольку возможности оптимизации неоднородны. Кроме того, отсутствие компенсации за финансовые потери, относящиеся к чрезмерному налогообложению одного предприятия корпорации, порождают убытки, так как они чаще всего не могут учитываться в составе финансовых потоков иностранных предприятий группы. Следовательно, предприятия внутри международных корпораций облагаются налогами как юридически независимые субъекты налогообложения, а не как общая экономическая единица.

Несовершенство и разнообразие налоговых норм, многочисленные несоответствия между национальными налоговыми кодексами в разных странах становятся основой многих стратегий нал о-гового планирования и поведения многонациональных предприятий, позволяют транснациональным компаниям участвовать в процедурах международного налогового арбитража и организовывать свою хозяйственную деятельность для того, чтобы воспользоваться наиболее выгодными налоговыми правилами. Поэтому кроме местоположения и организационных решений, расхождения между налоговыми кодексами влияют на финансовые решения компаний и для целей налогового планирования, появляется тенденция к смещению прибыли из стран с высокими налогами в страны с низкими нал о-говыми ставками.

Содержание налоговых деформаций, как следствие проведения финансовой политики корпораций, направленных на снижение налоговой нагрузки требует пристального внимания и является важной задачей для правительств разных стран и их налоговой политики. Попытки реагировать на постоянно меняющиеся рыночные несовершенства систематически предпринимаются различными экономистами на международном уровне. В частности, как способ уменьшения налогообложения на почве перемещения прибылей, Саммерс (1988) [5], Бакс (1993) [3], Минц (2004) [6] и др. предлагали ввести международную систему консолидации налогов, которая, в отличие от финансовой консолидации, нацелена на налогообложение экономической реальности, а не юридических лиц. Главная идея состоит в том, что организациям необходимо исчислять свою налоговую базу без учета платежей внутригрупповых дивидендов, процентов, роялти и других потоков доходов внутри группы [4]. В этом случае налогооблагаемые доходы всей группы консолидируются независимо от того, являются эти компании резидентами или нерезидентами страны материнской компании, после чего доход распределяется среди стран, в которых предприятия-участники международной корпорации развивают свою деятельность, соответственно своей части налоговой базы, выделенной для них.

Данная система - консолидация и банк распределения, используется в США для целей налогообложения, где каждый национальный субъект облагается налогом отдельно в соответствии с принципами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и модели налоговых конвенций. Европейская комиссия, принимая во внимание большое число транснациональных компаний и направленность на достижение единого рынка, опубликовала предложение по директиве перейти на систему консолидации и банк распределения и введения общей консолидированной корпоративной налоговой базы (СССТВ). Предполагалось, что для целей обложения налогом на доходы компаний, действующих в различных государствах-членах, консолидированная налоговая база будет

рассчитываться и распределяться между государствами-членами в соответствии с формулой, которая включает такие факторы, как занятость, активы, продажи и др. Решение относительно ставки налога на прибыль будет оставаться на уровне государств-членов ЕС. В 2016 г. Специальный комитет TAXE 2 вынес рекомендации по корпоративным налоговым режимам и их применению как в Европе, так и во всем мире. Основная цель документа - борьба с уклонением от уплаты налогов и агрессивным налоговым планированием, в частности, за счет повышения прозрачности и сотрудничества между правительствами и национальными парламентами разных стран: введение общей консолидированной базы корпоративного налога, разработка новых принципов для трансфертного ценообразования, создание Единого кодекса поведения для банков, налоговых консультантов, юридических и бухгалтерских фирм, чтобы обеспечить разрешение потенциальных ситуаций конфликта интересов и др. [1].

В России с 1 января 2015 г. действует соответствующий закон (ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний)») [2], где иностранные компании-нерезиденты России, акционерами и/или выгодоприобретателями которых являются резиденты РФ, признаются контролируемыми. Наличие контроля резидента Российской Федерации определяется, исходя из возможности оказывать влияние на принятие иностранной компанией решений о распределении прибыли после налогообложения при условии, указанном в НК РФ.

Еще одно искажение корпоративного финансирования и инвестиционных решений связано с различными источниками налогообложения заемных, привлеченных и собственных средств, влияющих на структуру капитала компаний. Большинство национальных налоговых систем используют разного рода налоговые режимы, связанные с каждым из этих видов финансирования. С одной стороны, уплаченные проценты, т.е. возвращение кредиторам денежных средств, являются налоговыми расходами, снижая налогооблагаемую базу компании. С другой стороны, нераспределенная прибыль или дивиденды, т.е. доход акционерам, могут не облагаться налогами (в зависимости от различных систем налогообложения разных стран). В результате компании ищут компромисс между источниками финансирования на основе их налоговой дифференциации. Неравномерный режим налогообложения заемных, привлеченных и собственных средств для целей налогообложения корпораций необходимо выделить как одну из проблем ослабления финансового положения компаний, так как предпочтение отдается финансированию инвестиций за счет заемных и привлеченных средств, а не за счет собственного капитала.

В результате анализа финансового кризиса 2008 г., международные налоговые директивные органы выделили возможности защитить текущую экономическую систему и разработать необходимые инструменты для борьбы с такими серьезными спадами. Учеными-экономистами на протяжении многих лет предлагались возможные решения этой проблемы, например, всеобъемлющий налог на доход от предпринимательской деятельности и предоставление налоговых вычетов с учетом рентабельности собственного капитала, а также запрет на налоговые вычеты в размере процентных платежей по долговым обязательствам. Данные меры приводят в относительно равные условия налогообложения для различных источников финансирования. Лишь ограниченное число стран ввели такой механизм: Италия, Бразилия, Австрия и Хорватия реализовала некие виды пособий для корпоративного капитала, в частности возможность вычесть из своего налогооблагаемого дохода, что называется, «рисковый капитал удержания», который представляет собой сумму, исчисленную как предполагаемые процентные расходы скорректированного капитала компании. Таким образом, представилась возможность проанализировать эффективность системы, что способствовало развитию научной дискуссии относительно влияния налогообложения на долговую политику компании, но эмпирические оценки этих реализованных изменений оказались безрезультатными [6]. Вопреки теории о том, что консолидация снижает налоговые искажения, нет доказательства того, что существующая Междуна-

родная система консолидации налогов оказывает существенное влияние на использование мотивированного перемещения налогооблагаемых прибылей дочерних компаний многонациональных предприятий.

Поскольку переход к CCCTB (Common Consolidated Corporate Tax Base) может существенно повлиять на стратегии корпоративного налогового планирования, необходимо выделить влияние налоговых условий на поведение многонационального предприятия и сосредоточится на двух ключевых решениях - распределения инвестиций между странами и использование внутреннего долга. Следовательно, необходимо выделить несколько направлений, которые на должном уровне охарактеризуют изменения и создадут альтернативы для принятия управленческих решений и последующих научных исследований: во-первых, оптимальные инвестиции и уровень долга могут обосновать большой перечень возможностей для передвижения прибыли, которые различные налоговые среды предлагают многонациональным предприятиям, во-вторых, использование такого кредитного метода как налоговые льготы для трансграничных дивидендов приведет к экономически эффективным решениям и ликвидации стимулов для перемещения прибылей, в -третьих, система, сочетающая управление корпоративной справедливостью и всеобъемлющей контроль подоходного налога может предоставить ценную альтернативу введению единой консолидированной налоговой базы, которая хотя и не полностью, но устраняет стимул использовать уклонение от налогообложения. Третий результат особенно важен, поскольку можно ожидать, что некоторые удаленные государства с привлекательными налоговыми режимами могут быть не готовы ввести общую консолидированную налоговую базу, с учетом налоговой конкуренции между ними. Анализ, проведенный на основе финансовых данных дочерних компаний, на которые распространяется международный режим налоговой консолидации, показал, что поведение перемещения прибылей многонациональных предприятий зависит от налоговой реформы с использованием различных стратегий оценки.

Таким образом, поскольку некоторые виды средств финансирования смогут уменьшить налогооблагаемый доход предприятия, то их можно рассматривать как предоставление своеобразного корпоративного налогового щита и основная цель мер-поощрений деятельности, финансируемой из собственного капитала, - стимулирование предприятий для укрепления своей структуры капитала, которая продолжает оказывать большое влияние на финансовое положение за счет повышения уровня собственного капитала. Даже если первая цель этих мер состоит не в увеличении инвестиций, но, тем не менее они направлены на сохранение и увеличение финансовых средств в стране, которая может в дальнейшем быть использована для финансирования новых инвестиционных вложений.

Библиографический список

1. Гулькова, Е. Л. Проблемы развития международного налогового планирования российских организаций / Е. Л. Гулькова // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2015. - № 4. -С. 172-176.

2. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» от 24.11.2014 г. № 376-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 21.01.2017).

3. Bucks, D. The state solution to the federal government's international transfer pricing problem / D. Bucks, M. Mazerov // National Tax Journal. - 1993. - № 3. - Pp. 385-392.

4. Kemme, D. Fiscal Reform, Policy, and Constraints during Transition in Poland / D. Kemme, R. Rapacki // PostSoviet Geography and Economics. - 2000. - Vol. 41(8). - Pp. 581-98.

5. Lawrence H. Summers. Taxation and the Structure of Labor Markets: The Case of Corporatism / Lawrence H. Summers, Jonathan Gruber, Rodrigo Vergara // Quarterly Journal of Economics. - 1993. - № 108(2). -Pp. 385-411.

6. Mintz, J. Income shifting, investment, and tax competition: theory and evidence from provincial taxation in Canada / J. Mintz, M. Smart // Journal of Public Economics. - 2004. - Vol. 88. - Pp. 1149-1168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.