«C@yL@qyiym-J©yrMaL»#19î43),2©19 / MEDICAL SCIENCES
УДК: 613.1-057.875
Горова Анастасия Юрьевна
студент Медицинской академии им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», РФ, г. Симферополь
Береговенко Дарья Андреевна студент Медицинской академии им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», РФ, г. Симферополь
Стеблинова Алие Рустамовна студент Медицинской академии им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», РФ, г. Симферополь
Сарчук Елена Владимировна доцент Медицинской академии им. С.И. Георгиевского, ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», РФ, г. Симферополь
DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10674
ВЛИЯНИЕ МЕТЕОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И ДРУГИХ ФАКТОРОВ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ ИМЕНИ С. И.
ГЕОРГИЕВСКОГО
Gorova Anastasia Yuryevna
Student Medical Academy. S.I. Georgievsky FSAEI of HE "KFU them. IN AND. Vernadsky ", Russia, Simferopol
Berevovenko Daria Andreevna Student Medical Academy. S.I. Georgievsky FSAEI of HE "KFU them. IN AND. Vernadsky ", Russia, Simferopol
Steblinova Alie Rustamovna Student Medical Academy. S.I. Georgievsky FSAEI of HE "KFU them. IN AND. Vernadsky ", Russia, Simferopol
Sarchuk Elena Vladimirovna Associate Professor Medical Academy. S.I. Georgievsky, FSAEI of HE "KFU them. IN AND. Vernadsky ", Russia, Simferopol
INFLUENCE OF METEECHENSITIVITY AND OTHER FACTORS ON THE MENTAL PERFORMANCE OF STUDENTS OF THE MEDICAL ACADEMY NAMED AFTER S. I.
GEORGIEVSKI
Аннотация.
В данной статье представлены результаты изучения работоспособности и факторов, влияющих на нее, у студентов медицинского ВУЗа. Было исследовано 113 студентов 2 и 3 курсов Медицинской академии имени С.И. Георгиевского. Для оценки работоспособности была использована методика изучения устойчивости внимания и продуктивности по Б. Бурдону «Корректурная проба», методика по В. А. Дос-кину для оценки психоэмоционального состояния. Для выявления напряжения механизмов адаптации сердечно-сосудистой системы к нагрузкам рассчитывали адаптационный потенциал по методу Р.М. Баев-ского. Анализ полученных данных показал, что работоспособность студентов напрямую зависит от метеочувствительности, продолжительности сна и настроения. Количественная и качественная составляющая корректурной пробы в группе метеолабильных студентов была ниже, чем в группе студентов, мало подверженных влиянию метеоусловиям. Полученные данные анализа динамики работоспособности студентов необходимо учитывать для разработки рекомендаций по профилактике утомления, способствующих повышению уровня умственной работоспособности.
Abstract.
This article presents the results ofstudying the health and the factors affecting it among students of a medical university. 113 students of 2 and 3 courses of the Medical Academy named after S.I. Georgievsky. To assess the performance, we used the method of studying the stability of attention and productivity according to B. Bourdon "Correction test", the method according to V. A. Doskin for assessing the psycho-emotional state. To identify the stress of the adaptation mechanisms of the cardiovascular system to the loads, the adaptation potential was calculated by the method of R.M. Baevsky. The dependence of health on the duration of sleep, meteorological dependence. Analysis of the data showed that the performance of students depends on meteosensitivity, duration of sleep and mood. The quantitative and qualitative component of the correction test in the group of meteolabile students was lower than in the group of students who were little affected by meteorological conditions. The obtained data of the analysis of the dynamics of students' working capacity must be taken into account in order to develop recommendations for the prevention offatigue, contributing to an increase in the level of mental performance among students.
Ключевые слова: артериальное давление, адаптационный потенциал, продолжительность сна, тест Бурдона
_MEDICAL SCIENCES / <<€©LL©(MUM"jaurM&L>>ffiMg3)),20]9
Keywords: blood pressure, adaptive potential, sleep duration, Bourdon test
Введение. По мнению экспертов ВОЗ, глобальной проблемой человечества в третьем тысячелетии будет проблема сохранения здоровья человека в условиях прогрессирующего ухудшения среды обитания. Нервно-психическое напряжение, стрессовые ситуации, снижающие адаптивные возможности организма и работоспособность, часто сопровождают жизнь учащейся молодежи. Студенты относятся так называемой «группе роста» (12-25 лет), более подверженной возникновению утомления и заболеваемости, связанных с повышенной учебной нагрузкой.
Студенческий возраст - это один из критических периодов в биологическом, психическом и социальном развитии человека, и характеризуется интенсивной работой над формированием личности, выработкой стиля поведения. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда, общественной деятельности. Особенно остро интенсивная умственная работа отражается на состоянии центральной нервной системы и на протекании психических процессов, что может привести к снижению уровня работоспособности. Изучению умственной работоспособности (УР) посвящено много работ, в которых указывается, что влияние различных факторов на умственную работоспособность носит закономерный характер. Одновременно в литературе встречается недостаточно работ посвященных изучению комплексного влияния этиологических факторов на умственную работоспособность.
Цель. Изучить влияние различных факторов на умственную работоспособность студентов ВУЗа медицинского профиля.
Задачи: Исходя из цели нашего исследования, нами были поставлены следующие задачи: 1. Оценить умственную работоспособность студентов Медицинской академии. 2. Изучить метеочувствительность, продолжительность сна, эмоциональное состояние и уровень адаптационного потенциала у студентов. 3. Оценить зависимость влияния метеочувствительности, продолжительности сна, эмоционального состояния, адаптационного потенциала на умственную работоспособность.
Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 113 студентов 2 и 3 курсов Медицинской академии имени С.И. Георгиевского. Среди опрошенных - 66 (58,4%) девушек и 47 (41,6%) юношей. Средний возраст всех исследованных составил 20,1±0,2 года. Все респонденты были проинформированы о целях и задачах тестирования и дали согласие на обработку и публикацию результатов данных исследования.
Основными методами нашего исследования явились: анкетно-опросный метод; корректурная проба (тест Бурдона); для оперативной оценки психоэмоционального состояния использовали опросник САН (самочувствие, активность, настроение) по В. А. Доскину. Адаптационный потенциал (АП) - показатель уровня приспособляемости организма человека к различным и меняющимся факторам
внешней среды - рассчитывали по методу Баев-ского (оценка в баллах) по формуле, учитывающей возраст, антропометрические показатели (вес и рост) и показатели системы кровообращения (АД и ЧСС):
АП=0,011 (ЧСС)+0,014(САД)+0,008(ДАД)+0,0 14(возраст, годы)
+0,009(масса тела, кг)-0,009(длина тела, см) -0,27.
Для анализа полученных данных применяли статистические методы обработки данных.
Анализ и обсуждение. Оценка влияния факторов внешней среды на умственную работоспособность студентов была проведена в период разгара учебной деятельности и в период разных метеорологических условий. Учитывались следующие факторы: устойчивость внимания - под этим термином понимается общая направленность внимания в процессе деятельности; психоэмоциональное состояние; средняя продолжительность сна; артериальное давление; ЧСС; метеочувствительность. При изучении устойчивости внимания, было выявлено, что высокая устойчивость внимания определялась у 7 (6,2%) студентов; уровень выше среднего - у 46 (40,7%) испытуемых; у 45 (39,8%) исследованных студентов - средний; уровень устойчивости внимания ниже среднего регистрировался у 15 (13,3%) человек.
При проведении оперативной оценки «Самочувствия» нами были получены следующие данные: высокая оценка самочувствия выявлена у 43 (41,7%) опрошенных, средняя - у 52 (50,5%) человек, низкая оценка самочувствия - у 8 (7,8%) студентов. В ходе изучения «Активности» были выявлены: высокая оценка активности - у 29 (28,1%) респондентов, средняя - у 62 (60,3%) и низкая оценка активности - у 12 (11,6%) проанкетированных. Анализ зарегистрированных данных при оперативной оценке «Настроения» позволил установить, что: высокая оценка настроения - у 67 (65%) человек, средняя - у 32 (31,1%) студентов и низкая оценка настроения - у 4 (3,9%) опрошенных. Таким образом, комплексная оперативная оценка САН выявила, что психоэмоциональное состояние у студентов в период учебной деятельности является удовлетворительной. Однако выявлены низкие уровни «Самочувствия», «Активности», «Настроения» у 8 (7,8%), у 12 (11,6%) и у 4 (3,9%) исследованных, соответственно.
В ходе исследования отмечалось, что большое количество студентов (67,2%) до позднего времени суток общаются on-line со своими сокурсниками в социальных сетях, читают, смотрят фильмы. Это ведет к сокращению продолжительности ночного сна, ухудшению процесса засыпания и усилению дневной сонливости. Сонливость в дневное время суток отмечалась у 33,6% респондентов, у остальных 66,4 % опрошенных дневной сонливости не выявлено. Изучение средней продолжительности сна студентов позволило установить, что у 42
<<ШУШМУМ~^©УГМа1>#Ш43)),2©]]9 / MEDICAL sciences
(37,2%) студентов продолжительность сна составляла 7 и более часов; у 58 (51,3%) человек - средняя продолжительность сна составила 5-6 часов и у 13 (11,5%) исследованных студентов - 4 и менее часов.
Состояние сердечнососудистой системы является одним из важных физиологических показателей жизнедеятельности, формирования уровня, которого осуществляется всем комплексом изменений физиологических систем организма под влиянием стресс-факторов. При изучении и оценке артериального давления, за среднее значение нормального давления нами были взяты цифры АД 120/80 мм.рт.ст. Выявлено, что у 24 (21,2%) человек показатели были выше, чем 120/80 мм.рт.ст., у 61 (54,1%) человека - в пределах 120/80 мм.рт.ст и у 28 (24,7%) отмечаются значения ниже средних. В ходе исследования были зарегистрированы max САД - 170 мм.рт.ст. min - 90 мм.рт.ст., max ДАД -100 мм.рт.ст. и min - 50 мм.рт.ст. При расчёте ЧСС за среднее значение нормы нами были взяты цифры 60-90 уд/мин. У 3,2% студентов отмечалась тахикардия (ЧСС выше 90 уд/мин), у 3,1% исследованных зарегистрирована брадикардия (ниже 60 уд/мин), у остальных 93,7% обучающихся, показатели варьировались в пределах нормы. У студентов с тахикардией наблюдалось повышение артериального давления, вследствие чего уменьшался приток крови к органам и тканям, что приводило к гипоксии и снижению умственной работоспособности.
При расчёте АП по методу Баевского, почти у всех респондентов (83,1%) были зарегистрированы показатели, соответствующие удовлетворительному адаптационному потенциалу, напряжение ме-
ханизмов адаптации выявлено - у (15,1%) опрошенных, неудовлетворительная адаптация - у 1,8% исследуемых.
При изучении и оценке показателей метеочувствительности студентов, нами было выявлено, что среди них метеостабильных - 83 (73,4%), а метеолабильных - 30 (26,6%) опрошенных. Среди возможных проявлений метеореакций у метеолабильных студентов отмечались: головные боли - у (54,9%), слабость - у (41,6%), боли в суставах - у (19,5%), раздражительность - у (19,4%), боли в сердце - у (3,5%) человек этой группы. В ходе исследования установлено, что метеотропные реакции чаще возникали при перепадах атмосферного давления - у 32 (28,4%) респондентов; наступлении дождливой и пасмурной погоды - у 35 (30,9%) и у 27 (23,9%) опрошенных, соответственно; а так же при резком похолодании - у 19 (16,8%) испытуемых.
В ходе третьего этапа нашей работы, было, изучено влияние метеочувствительности, продолжительности сна, эмоционального состояния, адаптационного потенциала на умственную работоспособность. При анализе данных, полученных в ходе исследования УР студентов, выявлена его зависимость от метеочувствительности (рис.1). Согласно полученным данным в группе студентов, подверженных метеотропным реакциям количественная и качественная составляющая теста Бурдона была ниже, чем в группе студентов мало подверженных влиянию метеоусловий.
Так, в группе метеолабильных респондентов низкий уровень работоспособности был зарегистрирован у 36,8% студентов, высокий - у 17,3% исследованных; в группе метеостабильных - у 21,3% и 24,6%, соответственно.
Высокий Средний Низкий Уровень работоспособности
Рис. 1. Распределение метеостабильных и метеолабильных студентов в зависимости от уровня работоспособности, %
MEDICAL SCIENCES / «Ш^Ш(Ш1УМ~ЛШ®Ма1>#М43)),2(0]9
При изучении влияния продолжительности сна на работоспособность студентов, нами были выявлены прямые корреляционные связи между устойчивостью внимания и продолжительности сна, Таи>0 (Таи=0,34), на уровне значимости р<0,01.
Данные полученные в ходе анализа зависимость работоспособности от эмоционального состояния позволили установить зависимость между устойчивостью внимания и настроением: Таи>0, (Таи=0,36), на уровне значимости р=0,03. В группе метеолабильных студентов отмечалась низкая работоспособность в сравнении с группой метеостабильных (р=0,04).
Большинство респондентов в группе метеостабильных студентов - имеют удовлетворительный адаптационный потенциал (78,2%), в группе метеолабильных - студентов напряжение механизмов адаптации, т.е. неудовлетворительный АП (21,8%).
Выводы. Результаты проведенного исследования работоспособности студентов 2 и 3 курсов Медицинской академии имени С.И. Георгиевского позволили установить, что наиболее распространен (у 40,7% респондентов) уровень устойчивости внимания соответствующий «выше среднего». Комплексная оперативная оценка психоэмоционального состояния у студентов в период учебной деятельности выявила наиболее частое соответствие «удовлетворительной». По результатам изучения продолжительности сна обучающихся установлено, что - у 11,5% исследованных студентов сон составлял 4 часа и менее, что являлось отклонением от нормы. При оценке состояние сердечнососудистой системы были зарегистрированы показатели, которые варьировались в пределах нормы: по артериальному давлению у 54,1% человек; по частоте сердечных сокращений у 93,7% опрошенных. По итогам анализа АП по методу Баевского, почти у всех респондентов (83,1%) были зарегистрированы показатели, соответствующие удовлетворительному адаптационному потенциалу. При изучении и оценке показателей метеочувствительности студентов, нами было выявлено, что среди них метеостабильных 73,4% и метеолабильных 26,6% опрошенных, соответственно. При анализе данных, полученных в ходе исследования УР студентов, выявлена его зависимость от метеочувствительности. Согласно полученным данным в группе студентов, подверженных метеотропным реакциям количественная и качественная составляющая теста Бурдона была ниже, чем в группе студентов мало подверженных влиянию метеоусловий.
Полученные данные анализа динамики работоспособности студентов необходимо учитывать для разработки рекомендаций по профилактике утомления, способствующих повышению уровня умственной работоспособности у студентов.
Список литературы.
1. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование. Книга III. Адаптация и здоровье студентов: учебно-методическое пособие / отв. ред. Э. М. Ка-зин. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. 627 с.
2. Водолажская М. Г., Водолажкий Г. И. Половые различия метеочувствительности здоровых взрослых людей, регистрируемые на реоэнцефало-грамме и энцефалограмме // Авиакосмическая и экологическая медицина. 2014. Т. 48. № 5. С. 27 -32.
3. Павлов К. И., Мухин В. Н., Клименко В. М. Зависимость уровня активации коры головного мозга женщин от различных экологических факторов // Геофизические процессы и биосфера. 2015. Т. 14. № 4. С. 22 - 36.
4. Ратинская О. Н. Умственная работоспособность у учащихся старшего школьного возраста при разных типах погоды: автореф. дис. ... канд. биол. наук. Киев, 2005.
5. Талтыгина А. Ф. Динамика физиологических и психологических показателей умственной работоспособности студенток-первокурсниц педагогического вуза в климатических условиях Тюменского Севера: автореф. дис. ... канд. биол. наук. Челябинск, 2003.
6. Филатов М. А., Прасолова А. А., Полухин В. В., Попов Ю. М. Системный анализ психофизиологических функций учащихся в условиях действия метеофакторов Югры // Вестник новых медицинских технологий. Электронный журнал. 2015. № 9.
7. Яценко М. В. Влияние факторов внешней среды и индивидуально-типологических особенностей на умственную работоспособность и состояние биоэлектрической активности головного мозга: автореф. дис. ... канд. биол. наук. Барнаул, 2002. 22 с.
8. Варенцова И. А., Чеснокова В. Н., Соколова Л. В. Сезонное изменение психофункционального состояния студентов с разным типом вегетативной регуляции сердечного ритма // Экология человека. 2011. № 2.
9. Long M., Lang W., Diekmann V., Kornhuber H. H. The Frontal Theta Rhythm Indicating Motor and Cognitive Learning // Current Trends Event-Related Potentials Rescarch. R. Jonsonetal. (eds). Amster-damm: Elsevier, 1987. P. 322 - 327.