Научная статья на тему 'Влияние местных культур на раннем этапе становления якутского этноса'

Влияние местных культур на раннем этапе становления якутского этноса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
151
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / КУЛУН-АТАХСКАЯ КУЛЬТУРА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / АВТОХТОННЫЙ КОМПОНЕНТ / ЭТНОГЕНЕЗ / ARCHEOLOGICAL MATERIAL / MEDIEVAL / KULUN-ATAKHSKAYA CULTURE / WORLD OUTLOOK / NOMADIC COMPONENT / ETHNIC GENESIS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алексеева А. Н.

В ранний период становления якутского этноса на территории Средней Лены пришлый южный компонент, несомненно, заимствовал особенности быта местного населения. Некоторые моменты этих заимствований представлены на примере археологических материалов из средневековых поселений Сэндиэлэ. Рассмотрены хозяйство и быт переселенцев в экстремальных условиях Севера, где невозможно обойтись без традиционных видов хозяйства местного населения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Local cultures and their role at the early stage of the Yakut ethnicity formation

In early period of the Yakut ethnicity development on the Middle Lena territory the newly arrived southern people borrowed life peculiarities of the local population. Some parts of such kind of borrowings were presented by archeological materials of the Sendiele medieval settlements. The author studied economy and life of newly arrived people under condition of the North where one cannot survive without traditional economy of local people.

Текст научной работы на тему «Влияние местных культур на раннем этапе становления якутского этноса»

УДК 902 (4/9) (571.56) А.Н. Алексеева

ВЛИЯНИЕ МЕСТНЫХ КУЛЬТУР НА РАННЕМ ЭТАПЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЯКУТСКОГО ЭТНОСА

В ранний период становления якутского этноса на территории Средней Лены пришлый южный компонент, несомненно, заимствовал особенности быта местного населения. Некоторые моменты этих заимствований представлены на примере археологических материалов из средневековых поселений Сэндиэлэ. Рассмотрены хозяйство и быт переселенцев в экстремальных условиях Севера, где невозможно обойтись без традиционных видов хозяйства местного населения.

Ключевые слова: археологический материал, средневековье, кулун-атахская культура, мировоззрение, автохтонный компонент, этногенез.

На территории Средней Лены в ранний период становления якутского этноса пришлый южный компонент, бесспорно, перенимал некоторые особенности быта местного населения. Определенные стороны этих заимствований мы рассмотрим в материалах средневековых поселений Сэндиэлэ.

Поселение Сэндиэлэ было открыто в 1993 г. Н.П. Прокопьевым и Н.Н. Черосовым в ходе проведения охранноспасательных изысканий в зоне строительства водоканала Нижний-Бестях-Усун-Кюёль. Местность Сэндиэлэ расположена в 2 км к северу от с. Бютейдях Мегино-Кангалас-ского улуса, представляет собой открытое, осушенное в ходе ирригационных работ низменное урочище аласно-озерной системы, находящейся на северном склоне 8-метрового водораздела речек Суола и Куоллара, в 2,5 км к востоку от точки их слияния.

Эти поселения представляют собой три группы жилищ в открытом урочище осушенной аласно-озерной системы. Типы жилищ, по существу, не отличаются от типов, присущих культуре «малых домов», «кыргыс етехов» и кулун-атахской культуре [1, 2]. Они имеют подквадратную, круглую и прямоугольную формы. Круглые по очертаниям основания жилищ схожи по формам с постройками типа берестяных урас, но остатки многочисленных столбов несущего каркаса, четко прослеживаемые земляные валы по внешнему периметру оснований, окруженных ямами, указывают на то, что жилища обсыпались землей и отличались капитальностью зимнего жилья.

При определении расположения жилищ и ориентировки входа по сторонам света нами подмечено некоторое расхождение с позднее принятой традицией ориентировки входа на восток [2]. Так, ряд жилищ направлен с юго-запада на северо-восток, с запада на восток, входы в жилища ориентированы на юго-восток, юг и запад.

Такой разброс в ориентации направления входов в жилища противоречит принятой концепции выработки традиционных схем пространства общества в период его становления. Но данный случай можно рассматривать и как

АЛЕКСЕЕВА Александра Николаевна - аспирант ИФ ЯГУ

неординарный, примененный ввиду независящих от обитателей поселения обстоятельств. Наряду с этим нам представляется возможным и другое объяснение: культ зарождающегося солнца (восхода и связанного с ним ориентировки входа жилища на восток) укоренился в мировоззрении автохтонных предков якутов с волной тюркоязычных пришельцев [2]. В таком случае обитатели поселений Сэндиэлэ еще не испытывали воздействия тюркоязычных скотоводов, а наличие костных остатков лошадей и крупного рогатого скота можно объяснить более ранним проникновением неизвестных номадов на территорию Центральной Якутии. Косвенным подтверждением данной гипотезы могут служить фольклорные данные о племенах «хоро» и «кыргыс» [3].

Если учесть малочисленность этих переселенцев на начальном этапе экспансии, то вполне можно объяснить относительную сбалансированность между пришлой и местной материальной и духовной культурами в изучаемое время, включая и разброс в ориентации входов по сторонам света.

Основу керамического инвентаря поселения составляют многочисленные фрагменты сосудов, среди которых зафиксированы венчики, принадлежавшие, по крайней мере, 37 различным сосудам. В результате сопоставления и классификации керамического комплекса выделены особенности, присущие видам исследованных поселений позднего средневековья:

1) налеп (утолщение) на внутренней стороне венчика под бортиком, создающий своеобразный нависающий карниз;

2) ранее не встречавшиеся виды декорирования (рис. 1)

Касаясь некоторых особенностей построек технического характера, интересно отметить наличие сплошного засыпного фундамента толщиной до 27 см, имеющего к тому же наиболее мощный стеновой вал, достигающий ширины до 1,5 ми высоты 32 см от нулевой отметки репе -ра.

Привнесенные из областей с более умеренным климатом постройки столбовой конструкции с усеченно-пирамидальной формой, составленные из бревен-тонкомеров, несомненно, должны были претерпеть значительные из-

и 109

Рис. 1. Керамика из поселений Сэндиэлэ

менения и усовершенствования, согласно условиям, которые диктовал местный ландшафт. Таким образом, мы рассматриваем факт присутствия засыпного фундамента как одну из попыток приспособления пришлых этнических групп к местным климатическим условиям.

Вокруг жилищ отмечено наличие хозяйственных ям. В одной из этих ям зафиксирован берестяной сосуд, в котором находился полный костяк собаки, отнесенный нами к виду ритуального захоронения. Исходя из археологических материалов мы можем говорить о том, что в кулун-атахский период собака не исполняла той отрицательной роли, которую привнесли позднее племена, религиознокультовые представления которых восходят к древнеиранским, зороастрийским корням. Более того, в одном из образцов устного народного творчества, собака фигурирует при акте сотворения человека. Возможно, что образ собаки как культового животного в изучаемое время был связан с тотемическими представлениями местных племен, но, как было отмечено выше, с новыми волнами переселенцев южного (степного) происхождения культ собаки постепенно видоизменился.

На раскопках поселений Сэндиэлэ частыми являются скопления костей и чешуи местной ихтиофауны - карасей и гольяна, причем зафиксировано наличие на дне одной из ям сплошного слоя площадью 0,5х2 м и мощностью до 6 см, состоящего из смеси рыбьих костей и чешуи, лежащей на берестяной подстилке. Данной находке имеются аналогии в материалах поселения XVIII в., где были зафиксированы остатки одного из традиционных видов заготовляемой впрок пищи «сыма» в виде спрессованного пласта рыбьих костей и чешуи, а также в материалах поселения Х1У-Х^ вв. Учитывая тот факт, что в степных культурах подобная консерва-ция не фиксируется, тогда как у северных народов она является одним из традиционных видов пищи, можно предположить, что истоки происхождения данного вида сохранения продуктов зависят от мерзлотного состояния грунта, что в данном случае говорит об автохтонности традиции.

Также в двух поселениях найдены две костяные ложки, схожие по форме и орнаментике (рис. 2). Прочерченный орнамент ручки одной из ложек схож с орнаментацией костяного игольника из инвентаря Иччиляхского погребения, датируемого второй половиной II тыс. до н.э.

Рис. 2. Костяная ложка

110^.

Несмотря на изученность раннего этапа этногенеза якутов, основанного на археологических и иных материалах, относительность меры изученности остается актуальной. Не отрицая участия в этногенезе якутов автохтонных культур, все-таки основное внимание уделялось южным и юго-западным истокам (Прибайкалье, Южная Сибирь). Между тем степень влияния автохтонных этнических образований на процесс формирования раннеякутской культуры, равно как и время и пути их взаимовлияний, остаются невыясненными.

В нашем случае пришлую и автохтонную массу изучаемого исторического периода можно представить не как цельную, дифференцированную единую, а, скорее, как множественность, поддерживающую более или менее устойчивые межэтнические отношения, обусловленные главным образом единой средой обитания. Вне сомнения, подобные контакты не могли не привести к постепенному слиянию мировоззренческих и религиозных представлений, которые путем достаточно сложных и длительных вза-

имовлияемых переложений и трансформаций сложились в наиболее приемлемые для условий Лено-Амгинского ландшафта общие формы.

Таким образом, Сэндиэлинский раннеякутский комплекс, являясь по своим основным культурообразующим признакам наиболее ранней частью кулун-атахской культуры, в своих материалах содержит наиболее выраженный автохтонный компонент, касающийся не только бытовой, но и духовной жизни зарождающегося этноса.

Литература

1. ГоголевА.И. Археологические памятники Якутии позднего средневековья (XIV-XVIII вв.). Иркутск: Изд-во Иркут. унта, 1990. 192 с.

2. Гоголев А.И. Якуты. Проблема этногенеза и формирования культуры. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993. 200 с.

3. Боло С.И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену: (По преданиям якутов бывшего Якутского окурга). Якутск: Бичик, 1994. 352 с.

A.N. Alekseeva

Local cultures and their role at the early stage of the Yakut ethnicity formation

In early period of the Yakut ethnicity development on the Middle Lena territory the newly arrived southern people borrowed life peculiarities of the local population. Some parts of such kind of borrowings were presented by archeological materials of the Sendiele medieval settlements. The author studied economy and life of newly arrived people under condition of the North where one cannot survive without traditional economy of local people.

Key-words: archeological material, Medieval, kulun-atakhskaya culture, world outlook, nomadic component, ethnic genesis.

■ФФФ-

УДК 579.26

Л.К. Стручкова

МИКРОФЛОРА МЕРЗЛОТНЫХ ЛУГОВЫХ ПОЧВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЯКУТИИ

Мерзлотные черноземовидные и дерново-глееватые почвы характеризуются высокой биогенностью; численность бактерий разных трофических групп достигает в них несколько десятков миллионов клеток/г почвы. Среди них наиболее многочисленны гетеротрофы; олигонитрофилы и бактерии, использующие минеральный азот, характеризуются средними величинами; содержание грибов низкое. Среди азотфиксаторов преобладают аэробы рода Azotobacter. Численность микроорганизмов тесно связана с содержанием органического вещества и влажностью почв и возрастает в направлении от черноземов к лугово-черноземным и дерново-глееватым почвам.

Ключевые слова: мерзлотные почвы, чернозем, микрофлора, плодородие, гетеротрофы, олигонитрофилы, анаэробные азотфиксаторы, аэробные азотфиксаторы, актиномицеты.

Центральная Якутия обладает большим резервом плодородных земель. Издавна широко используются под сельскохозяйственные угодья мерзлотные луговые почвы. Генезис, агрохимические и агрофизические свойства этих почв достаточно хорошо изучены [1]. Однако до настоящего вре-

СТРУЧКОВА Луиза Константиновна - аспирант БГФ ЯГУ

мени не исследована их микробиологическая активность [2,

3]. Вместе с тем почвенные микроорганизмы являются важным фактором, участвующим в трансформации органических и минеральных веществ, определяют плодородие почв и могут быть использованы для его диагностики.

Целью нашей работы является изучение микрофлоры мерзлотных черноземов, лугово-черноземных и дерново-гле-

U in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.