УДК 339.543
ВЛИЯНИЕ МЕР ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
К. А. Федотова Научный руководитель - Н. В. Полежаева
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: Fedotova.Kseniya2016@yandex.ru
Рассматривается проблема недостаточной разработанности вопросов, охватывающих особенности применения таможенно-тарифного регулирования, его влияния на внешнеторговую деятельность и инновационное развитие страны.
Ключевые слова: таможенно-тарифное регулирование, инновации, производство, торговля, рынок.
EFFECT OF CUSTOMS-TARIFF REGULATION ON INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION
K. A. Fedotova Scientific Supervisor - N. V. Polezhaeva
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: Fedotova.Kseniya2016@yandex.ru
The article deals with the problem of insufficient elaboration of questions covering features of the application of customs-tariff regulation its impact on foreign trade and innovative development of the country.
Keywords: customs-tariff regulation, innovation, manufacturing, trade, market.
В последние годы особую значимость приобрела организация таможенного дела, формирование и проведение таможенной политики. Большое внимание уделяется таможенно-тарифному регулированию, так как эта область государственного регулирования является показателем уровня экономической состоятельности страны.
Таможенный тариф считается классическим инструментом регулирования внешней торговли, он выступает одним из важнейших инструментов торговой политики и позволят осуществлять как защиту национальных интересов производителей от иностранной конкуренции, так и стимулировать развитие отдельных секторов национальной экономики.
В связи с образованием ЕАЭС российская экономика ставит пред собой вопросы более эффективного внедрения инноваций в производственный комплекс. Появляется необходимость интегрировать таможенно-тарифную политику в процессы инвестирования средств в наукоемкие производства, также большое внимание уделяется структурной перестройке экономики.
Меры, принятые в области реализации государственной инновационной политики не улучшили ситуацию в инновационной сфере Российской Федерации. Наша страна отстает в производстве наукоемкой продукции от западноевропейских государств на 15-20 лет. Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции за последние десять лет снизилась до 4,5% против 30-40% в конце 1980-х гг., а доля инновационно-активных предприятий не превышает 10% против 60-70% в конце 1980-х гг. Общее число используемых передовых произ-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3
водственных технологий снизилось в 2011 г. до 191,6 тыс. с 203,3 тыс. в 2010 г. (на 6%). По оценкам экспертов, до 90% российских инноваций не реализуемы внутри страны из-за отсутствия технологий и производственной базы [1].
Экономика Российской Федерации переходит в посткризисный период, в связи с этим наблюдается рост инвестиционной активности. В данных условиях государству необходимо усилить стимулирующую роль таможенно-тарифного регулирования и создать такие условия, при которых будет возможно без особых затрат перенести высокотехнологичные производства на территорию России. Также государству необходимо оказать содействие развитию производственно-технологической кооперации, расширению доступа к новым технологиям и машинам [2].
Учитывая задачи, ускоряющие переход к современной экономике, то есть шансы повысить роль таможенно-тарифного регулирования в применении выборочной промышленной и структурной политики. А именно, при достаточной степени защитных тарифных мер в отношении конкретных рынков на начальных стадиях производства новой продукции, разделить на сегменты и увеличить конкурентоспособность отечественных производственных предприятий с целью сохранения конкурентной среды. Основное значение будет придаваться наличию проинвестиро-ванных программ отраслевого развития, в рамках которых меры по корректировке ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин, при необходимости, станут одним из компонентов отраслевых стратегий. Вместе с этим, стимулирование производства и продвижения на рынки инновационного, высокотехнологично продукта при помощи таможенно-тарифного и нетарифного регулирования требует совершенствования институтов содействия экспорту. Также следует уделить внимание вопросу развития нормативно-правовой базы в сфере таможенного дела путем упрощения и уменьшения числа административных процедур и использования всех допустимых мер для защиты рынка, согласно положениям и нормам ВТО. Это позволит снизить издержки для привлечения иностранных инвестиций и даст возможность упрощенно получить международные инвестиционные кредиты или прямые капитальные вложения.
Важной стратегической задачей России на среднесрочную и долгосрочную перспективу выступает создание механизма стимулирования развития конкурентоспособной национальной экономики, адаптированной к условиям глобализации, которое может быть обеспечено посредством сбалансированного развития всех отраслей экономики и установления рационального соотношения между импортом и экспортом товаров. Создается необходимость расширения спектра мер, способствующих поддержанию конкурентоспособности российских производителей на внутреннем и внешних рынках.
К таким мерам можно отнести обеспечение эффективной работы Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, защиту от дискриминации со стороны запада отечественных экспортеров и содействие инвестиционных проектов с иностранными партнерами [3].
Следует обратить внимание на специфику применения мер таможенно-тарифного регулирования к различным категориям поставляемой инновационной продукции. В большинстве случаев реализация задач поддержки развития России, ориентирована на инновации и требует индивидуального подхода. К примеру, импорт большинства видов нанотехнологичной продукции сопряжен с закупкой специализированного оборудования. Для регулирования такого импорта необходимы комплексные решения в отношении отечественного производства оборудования. В России имеется возможность для развития производства, которое позволило бы избежать дополнительных затрат на импорт [4].
В настоящее время перечень инновационной продукции не в полной мере отражает задачи России по формированию инновационной экономики. Для целей адресного осуществления стимулирующей таможенно-тарифной политики создается необходимость в переработке перечня с учетом мнений экспортных организаций для отражения возможностей и перспектив интеграции России в мировое инновационное пространство.
Подводя итог, следует сказать о том, что реализация вышеперечисленных мер и создание гибкой системы внешнеэкономического регулирования приведет к достаточному стимулированию развития высокотехнологичных производств. Данные меры помогут сократить время интеграции Российской Федерации в мировое инновационное пространство.
Библиографические ссылки
1. Клочкова Н. В.. Экономическое развитие России: институты, инфраструктура, инновации, инвестиции : сборник материалов Всероссийской научной конференции. Иваново, 8 октября 2010 г. / под науч. ред. проф. Н. В. Клочковой. Иваново: «Научная мысль», 2010. 360 с.
2. Основные направления таможенно-тарифной политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.gov.ru (дата обращения: 10.03.2017).
3. Отраслевые аспекты таможенно-тарифной политики [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 09.03.2017).
4. Статистика инноваций в России политики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 10.03.2017).
© Федотова К. А., 2017