Научная статья на тему 'Влияние мелководья на гидродинамические характеристики корпуса судна'

Влияние мелководья на гидродинамические характеристики корпуса судна Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
163
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЛКОВОДЬЯ / ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Абдуллаева З.М.

Одним из основных факторов, определяющих управляемость судна, являются гидродинамические силы и моменты, действующие на корпус в плоскости его ватерлинии при движении судна по криволинейной траектории. Важнейшим частным случаем криволинейного движения судна является движение на установившейся циркуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the main factors that determine the controllability of the ship, are the hydrodynamic forces and moments acting on the hull in the plane of its waterline when the vessel is along a curved path. The most important special case of curvilinear motion of ship is moving on the steady circulation.

Текст научной работы на тему «Влияние мелководья на гидродинамические характеристики корпуса судна»

II Международной научно-практической конференции. - Невинномысск: НИЭУП, 2009.

5. Исмаилов Ш.-М.А., Магомедов Ш.Г. Разрядно параллельный алгоритм и структура устройства умножения двоичных чисел. - Информационные и телекоммуникационные системы: информационные технологии в научных и образовательных процессах: материалы V Региональной научно-технической конференции, 18-20 сент. 2009 г. - Махачкала: ДНЦ РАН, 2009.

6. Артамонов Е.И., Исмаилов Ш.-М.А., Кокаев О.Г., Хачумов В.М. Специализированные алгоритмы и устройства обработки массивов данных. -Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1993. - 304 с.

7. Исмаилов Ш.-М.А. Структура параллельно-разрядного процессорного элемента обработки потоков числовых данных в комплексе систем счисления. -Тезисы докладов Всесоюзного научно-техн. семинара «Многопроцессорные вычислительные системы». - Таганрог, 1991, с. 74-76.

8. Исмаилов Ш.-М.А., Оцоков Ш.А. Структура разрядно-параллельного устройства реализации алгоритма RSA. - Информационные и телекоммуникационные системы: интегрированные корпоративные сети. - Тезисы докладов республиканской научн.-практ. конференции. - Махачкала: ДНЦ РАН, 2001, с.57-61.

9. Khachumov V. Bit-parallel algorithms and devices. - Proc. of the 11th international conference on computer graphics & vision GRAPHICON'2001. - Nizhny Novgorod, 2001, p.224-226.

10. Пухов Г.Е., Евдокимов В.Ф., Синьков М.В. Разрядно-аналоговые вычислительные системы. - М.: Сов. Радио, 1978. - 256 с.

11. Байков В.Д., Смолов В.Б. Специализированные процессоры. Итерационные алгоритмы и структуры. - М.: Радио и связь, 1985. - 288 с.

ВЛИЯНИЕ МЕЛКОВОДЬЯ НА ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОРПУСА СУДНА Абдуллаева З.М., старший преподаватель кафедры УиИТС

ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет»

Аннотация: Одним из основных факторов, определяющих управляемость судна, являются гидродинамические силы и моменты, действующие на корпус в плоскости его ватерлинии при движении судна по криволинейной траектории.

Ключевые слова: мелководье, судно, характеристика.

INFLUENCE SHALLOWS ON HYDRODYNAMIC CHARACTERISTICS OF THE

SHIP'S HULL

Abstract: One of the main factors determining the maneuverability of the vessel are the hydrodynamic forces and moments acting on the body in the plane of the water line in the vessel motion along a curved path.

Keywords: shallow water, the vessel characteristics.

Одним из основных факторов, определяющих управляемость судна, являются гидродинамические силы и моменты, действующие на корпус в плоскости его ватерлинии при движении судна по криволинейной траектории.

Важнейшим частным случаем криволинейного движения судна является движение на установившейся циркуляции.

Форма корпуса судна характеризуется соотношениями его главных размерений Ь/В и В/Т(где Ь- длина судна между перпендикулярами, В- ширина судна по действующую ватерлинию, Т - осадка судна на миделе), коэффициентами полноты, формой диаметральной плоскости и типом носовых и кормовых шпангоутов.

Учесть влияние всех этих факторов на гидродинамические характеристики корпуса практически невозможно. Поэтому важнейшей задачей моделирования является выбор тех параметров формы корпуса, которые оказывают наибольшее влияние на гидродинамические силы и моменты действующие на судно при его криволинейном движении.

Согласно [1] наиболее существенными факторами, определяющими распределение гидродинамической нагрузки в кормовой оконечности судна при его вращении оказываются: тип кормовых обводов (ложкообразные или санеобразные) и относительная величина кормового подзора 1к = 2£к /ЬТ, где 8к - площадь, дополняющая диаметральную плоскость в корме судна до прямоугольника.

В качестве основных параметров формы корпуса, определяющих его гидродинамические характеристики, приняты: относительное удлинение Я = 2Т /Ь или величина Т/Ь, относительная ширина шпангоутного сечения В/Т и относительная величина кормового подзора = 2£к / ЬТ при данной форме кормовых обводов[2].

Согласно [1] структурные выражение для коэффициента поперечной силы и момента, общее для глубокой воды и мелководья, имеет вид:

п=а]в+а2в\в\+азт+а4в\т\

ш=Ъф-Ъ2Ю (при Р<20°; ю<0,65).

Коэффициенты а^ ..., а4; Ь1з Ь2, входящие в выражения являются функциями основных параметров корпуса судна.

Численные значения этих коэффициентов можно получить с помощью интерполяционных кривых, часть которых аппроксимированы соответствующими формулами , а часть представлены непосредственно в виде графиков.

Ставится задача аппроксимировать те интерполяционные кривые представленные в виде графиков влияния мелководья на соответствующие коэффициенты.

- _ т

аш = а1а1; где а1

Коэффициент влияния мелководья а1 определяется по графику рис.1 в функции

Т Т — и —.

Ь н

Рис.1. График изменения коэффициента а1

а2

В

где а2 = 1,055 + 0,251 — + 0,021

ГВЛ 2

Т

а = 3.341 Т ] -0.234| — \ +1

V Т у

Т

Ь

+12,49— + 0,0244— - а

Ь

Т

н)2

Н )

ак = 1,096 - для судов с ложкообразными обводами, ак = 0,949 - для судов с санеобразными обводами.

а = 1,0 - 0,234 — + 3,34 2 Н

Т

V Н у

а3 для глубокой и мелкой воды определяется по графику рис.2. в функции ^ = 2Я / ЬТ и Т/Н

Рис.2. График изменения коэффициента а3 а4 для глубокой и мелкой воды определяется по графику рис.3. в функции ^ = 2£„ / ЬТ и Т/Н

Рис.3. График изменения коэффициента а4

Ь1 н = Ь1Ь1;

Т

ь = 3,361 — + 0,0136 \ х (^ + а* )

ак — 0,58 - для судов с ложкообразными обводами,

ак — 0,48 - для судов с санеобразными обводами.

Коэффициент влияния мелководья Ъ определяется по графику рис.4. в функции ^ — 2Я /ЬТ и Т/И.

Рис.4. График изменения коэффициента Ъ

Ь2Н — Ъ2Ъ2

В

Ъ — 0,1595 - 0,0469— + 0,00375

Т

\1 У

Коэффициент влияния мелководья Ъ2 определяется по графику рис.5. в функции В/Т и Т/И.

Рис.5. График изменения коэффициента Ъ

Для математической обработки кривых использован пакет программ (1111) Ма1ЬаЬ.

На рис. 6-7 приведены для примера приведены экранные формы результатов обработки информации при вычислении коэффициента а1, аз, •

Рис.6. Экранная форма результатов обработки информации при вычислении коэффициента О?!

Ниже приводятся аналитические зависимости влияния мелководья на гидродинамические коэффициенты Оц, a4, Ъх, b2 определяемые в функции Т/Н:

a — AI 1 + AI — I + AI — + A

11H

a3 — A5

2

+ A

+ A

4 5

7|HI + Л;

Рис. 7. Экранная форма результатов обработки информации при вычислении

коэффициента О3

3

2

а4 = Л { Н \ + А'{Н) + А»{Н) +

= '■{Т )3 + VТ) 2 + VТ \ + В4-^ = '5 {ТI + '6 {ТI + ( Т \+ *

Значения коэффициентов АЬ„А12. и Б1...сведены в таблицу1.

Таблица 1.

Al A2 Aз A4 A5 A6 A7 A8 A9 Alo

3.01 -0.885 0.22 0.998 -0.0208 0.0693 0.033 0.11 6.39 -1.07

Al2 Bl B2 Bз B4 B5 B6 B7 B8

0.103 0.287 6.39 -0.524 0.917 1.01 2.22 0.56 1.89 1

С учетом аппроксимированных гидродинамических коэффициентов a1, ..., a4; Ь1з Ь2, структурные выражения для коэффициента поперечной силы и момента для мелководья можно записать следующим образом:

п=а1Нр+а2Нр\р\+а3т+а4р\т\ т=Ъ1Нр-Ъ2Нт (при в<20^ ю<0,65).

Т

п = Вж— Ь

(

Т

Т

Т Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АI — I + АI — I + АI — 1 + А

1V н

н

31 н) 4

+

((

+ВВ

г

о

Ь

1,055 + 0,251— + 0,021| — I +12,49- + 0,0244- - а

о

О ^

Ь

ю

3< Т)2 - 0234{ Т)+^

А {Т)3 + А (—)2 + А {Т)Л + А.'

н

н

н

+

)

+ \\ю

о

3

2

2

X

X

m = р 3,3бГJ + 0,0136lx(st + ак)

(

B1 ^ + B ^ + B ^ B

Л

)

Л

0,1595 - 0,0469 4 + 0,00375| 4

v j IJ )

^ l i) 3 + B (i) 2 + B7 V i)+ ^

х

х

Список литературы:

1. Гофман А. Д. Теория и расчет поворотливости судов внутреннего плавания. Л.: Судостроение, 1971.

2. Асланов Г. К., Абдуллаева З. М. Моделирование влияния мелководья на гидродинамические коэффициенты при уравнениях гидродинамики судна. Вестник Дагестанского технического университета №22, г. Махачкала, 2011г.

АНАЛИЗ МЕТОДОВ ИЗМЕРЕНИЯ ТОКА ЗАМЫКАНИЯ НА ЗЕМЛЮ НА РАЗЛИЧНЫХ УЧАСТКАХ ЛИНИЙ 10 кВ

АгаларовД.Э., ГаджибабаевГ.Р.*, к.тн., доцент;

«Дагагропромпроект» *Институт (филиал) ФГБОУВПО «МГОУ имени В.С. Черномырдина» в г.

Махачкале

Аннотация: В настоящий момент стационарными устройствами, устанавливаемыми на высоковольтных опорах линий 6-35 кВ для измерения тока замыкания на землю являются известное устройство «Индикатор короткого замыкания» (ИКЗ) и предлагаемый «Фиксирующий индикатор направления замыкания на землю» (ФИНЗЗ) (Патент «Фиксатор направления замыкания на землю» № 2468377.

Ключевые слова: анализ, ток, замыкание, земля.

ANALYSIS METHOD OF MEASURING THE EARTH FAULT CURRENT AT DIFFERENT SITES ALONG 10 KV

Abstract: At present, stationary devices to be installed in high-voltage pylons 6-35 to measure the earth fault current is a known device "LED short circuit" (IKZ) and the proposed "fixing the direction indicator of the earth fault" (FINZZ) (Patent "Locking direction earth fault »№ 2468377.

Keywords: analysis, current, circuit, earth.

В настоящий момент стационарными устройствами, устанавливаемыми на высоковольтных опорах линий 6-35 кВ для измерения тока замыкания на землю являются известное устройство «Индикатор короткого замыкания» (ИКЗ) и предлагаемый «Фиксирующий индикатор направления замыкания на землю» (ФИНЗЗ) (Патент «Фиксатор направления замыкания на землю» № 2468377. Опубликовано 27.11.2012, бюл. № 33. Гаджибабаев Г.Р., Гаджибабаев Э.Г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.