Влияние механизма трансграничного углеродного регулирования (CBAM) на мировую торговлю
Прокофьев Кирилл Игоревич
аспирант, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, prokofi-evoil@yandex.ru
С точки зрения развития, механизм трансграничного углеродного регулирования (CBAM) способствует сокращению выбросов парниковых газов. Для эффективного сокращения этих выбросов потребуются более эффективные производственные и транспортные процессы. Европейский союз мог бы рассмотреть возможность развертывания фланговой политики CBAM, способной сократить и в конечном итоге устранить разрыв между развитыми и развивающимися странами, предусмотренный моделью. Потенциальная цель Европейского союза может включать использование части доходов, полученных от CBAM, для ускорения распространения и внедрения технологий более чистого производства в развивающихся странах в целевых секторах CBAM.
В статье рассматриваются необходимость и перспективы введения механизма корректировки углеродных границ выбросов парниковых газов (CBAM) в Европейском союзе, влияние этого механизма на политическую и экономическую ситуацию. Особое внимание уделено принципам работы механизма, его актуальности на сегодняшний день, а также политическому отклику крупнейших рыночных игроков.
Ключевые слова: CBAM, декарбонизация, углеродный след, Европейский союз, мировая экономика.
Необходимость решительных действий по декарбонизации
Пока страны продолжают бороться с пандемией COVID-19 и пытаются оправиться от тяжелого экономического кризиса, который она вызвала, несмотря на текущую геополитическую обстановку, мир продолжает свои усилия по борьбе с еще одной надвигающейся угрозой для наших возможностей развития и человечества, в целом: изменением климата.
Климатическая и экологическая повестка с каждым днем набирает все большую актуальность на международных конференциях и в данный момент находится на передовой среди других политических проблем. Вопросы климата и экологии стали вездесущими в государственных политиках, и международная торговля не является исключением.
В 2015 году стороны Рамочной Конвенции об Изменении Климата ООН (РКИК ООН) договорились бороться с изменением климата, а также ускорить и активизировать действия, необходимые для устойчивого низкоуглеродного будущего. Одним из таких действий является сокращение выбросов двуокиси углерода (^2), одного из основных парниковых газов (ПГ), вызывающих глобальное потепление. Выбросы ^2 на протяжении десятилетий неизменно следовали тенденции к росту, которая была лишь ненадолго прервана в 2020 году из-за остановки экономики, связанной с пандемией (см. Рисунок 1).
Рисунок 1 - Мировой углеродный след в разрезе стран Источник: Составлено автором на базе глобального углеродного атласа Global Carbon Project [1] http://www.globalcarbonatlas.org/
X X О го А С.
X
го m
о
Выбросы углерода достигли еще одного рекордного уровня в начале 2021 года. Ежегодные выбросы ^2 увеличились более чем в четыре раза с момента заключения Генерального соглашения по тарифам и торговле
2 О
м м
сч сч о сч
оэ
о ш Ш X
3
<
m о х
X
(ГАТТ) в 1947 году. С момента создания Всемирной торговой организации в 1995 году эти выбросы увеличились на 50 процентов. Когда были созданы институты, лежащие в основе многосторонней торговой системы, климатические и экологические проблемы не были такими чрезвычайными, как сегодня. Хотя неудивительно, что правила ГАТТ не были разработаны с точки зрения климатических соображений, в настоящее время крайне необходимо обновить и адаптировать инструментарий торговой политики для решения этих проблем. Изменение климата — это глобальная проблема, для решения которой действительно потребуются международные усилия. Тем не менее, несмотря на сильную общую заинтересованность в борьбе с изменением климата, многие страны нехотя предпринимают какие-либо шаги по вопросам компенсации углеродного следа страны, безвозмездно пользуясь усилиями других государств. Кроме того, усилия, необходимые для борьбы с изменением климата, должны отвечать критериям «климатической справедливости». Например, какие-то страны по-разному вносят свой вклад в накопление выбросов ^2, а другие, в свою очередь, могут сильнее пострадать от изменения климата из-за недобросовестности другой страны. Таким образом, «безбилетники» и справедливость по отношению к климату — вот две основные проблемы, стоящие за трудностями в достижении значимых международных соглашений по сокращению выбросов. Торговля является одной из областей политики, которая все чаще рассматривается как средство ограничения проблемы «безбилетников».
Декарбонизация за счет СВАМ
В рамках плана по декарбонизации своей экономики к 2050 году Европейский Союз рассматривает возможность введения механизма трансграничного углеродного регулирования (CBAM), чтобы снизить риск ухудшения углеродной повестки и выровнять поле деятельности для европейских предприятий и отраслей, работающих над декарбонизацией процессов своего производства.
В статье рассматривается потенциальное воздействие CBAM на международную торговлю, выбросы двуокиси углерода (^2) и доходы, уделяя особое внимание развивающимся и уязвимым странам.
В 2019 году Европейский союз запустил «Зеленую сделку» — план обезуглероживания своей экономики к 2050 году. В рамках этого плана Европейский союз вводит CBAM, чтобы снизить риск утечки углерода и выровнять поле для европейских отраслей, которые работают над декарбонизацией экономики. Заявленная цель CBAM состоит в том, чтобы не допустить ослабления усилий Европейского Союза по сокращению выбросов парниковых газов из-за отсутствия климатических действий стран, не входящих в Европейский Союз, с менее амбициозной политикой и правилами в этой области. Действительно, выбросы, связанные с товарами и услугами, импортируемыми в Европейский союз, растут и в настоящее время составляют 20 процентов внутренних выбросов ^2 в Европейском союзе. Ряд торговых партнеров Европейского Союза, особенно развивающиеся страны, уже выразили озабоченность по поводу потенциального воздействия CBAM на их экспорт и конкурентоспособность. CBAM вызывает дискуссии как два вопроса, которые неизбежно будут переплетены: решение проблемы выбросов углерода и влияние на конкуренто-
способность компаний внутри и за пределами Европейского Союза. Некоторым развивающимся странам, особенно наименее развитым странам, потребуется поддержка для внедрения «зеленых» технологий в свои производственные процессы и сокращения соответствующих выбросов CO2.
Кроме того, прозвучали призывы поддержать плавный переход, чтобы помочь странам адаптироваться к последствиям политики Европейского союза по смягчению последствий изменения климата. В этом отчете рассматривается потенциальное воздействие CBAM на выбросы CO2, торговлю, доходы и занятость в Европейский союз и его основные торговые партнеры, особенно развивающиеся страны.
10 марта 2021 года Европейский парламент принял резолюцию под названием «Механизм корректировки углеродных границ ЕС, совместимый с ВТО». Эта резолюция поддерживает введение CBAM, совместимого с правилами вТо и соглашениями о свободной замаскированное ограничение международной торговли. Резолюция конкретно связывает CBAM с Системой торговли выбросами Европейского союза (European Trading System - ETS). В нем подчеркивается, что стремление Европейского союза в отношении изменения климата не должно приводить к выбросам углерода, поскольку не будет получена глобальная выгода от сокращения выбросов углерода, если производство в Европейском союзе просто переместится в страны за пределами Европейского союза, которые имеют менее амбициозные цели по выбросам. В настоящее время, учитывая территориальные выбросы CO2 от ископаемого топлива, Европейский союз является третьим по величине источником выбросов CO2 после Китая и США (см. рис. 1).
Секторы товаров, уже рассмотренные к внедрению уже в 2023 году будут включать: энергетический сектор и энергоемкие отрасли промышленности, такие как производство цемента, стали, алюминия, нефтеперерабатывающей, бумажной, стекольной, химической промышленности и производства удобрений. На эти сектора приходится 94 процента промышленных выбросов CO2 в Европейском союзе, и они продолжают получать значительные бесплатные ассигнования в ETS. Что касается странового охвата, вполне вероятно, что страны, не являющиеся членами Европейского союза, которые участвуют в ETS (Исландия, Лихтенштейн и Норвегия) или имеют аналогичные системы ограничений и торговли, связанные с ETS (Швейцария), будут освобождены от CBAM. В резолюции, принятой Европейским парламентом, также подчеркивается, что неразвитые страны должны пользоваться особым режимом с учетом их специфики и потенциальных негативных последствий CBAM для их развития. Поэтому ожидается, что эти страны будут исключены из механизма, особенно с учетом их низкого вклада в текущие и исторические выбросы CO2. Это позволит гарантировать, что CBAM не накажет экспорт неразвитых стран. Резолюция требует, чтобы доходы, полученные от реализации CBAm, использовались для усиления поддержки Европейским Союзом целей «Зеленого курса». Кроме того, в нем подчеркивается, что этот механизм не следует использовать для усиления торгового протекционизма (Европейский парламент, 2021b). Однако несколько стран уже выразили обеспокоенность на различных торговых форумах, таких как ЮНКТАД и ВТО, по поводу реализации CBAM, особенно в отношении потенциального создания торговых перекосов и необходимости введения особого
режима для неразвитых стран. Более того, учитывая совокупный вклад ЕС и США к выбросам С02, такие страны, как Китай, Бразилия, Индия и Южная Африка, продолжают утверждать, что основное обязательство по сокращению выбросов ложится на развитые страны. Для некоторых стран CBAM можно рассматривать как нарушение принципа общей, но дифференцированной ответственности. CBAM повлияет на экспортеров в Европейский Союз в секторах с высоким риском утечки углерода в зависимости от содержания С02 в их продуктах. В резолюции Европейского парламента подчеркивается, что CBAM должен учитывать, что установление цен на выбросы углерода при импорте должно охватывать как прямые, так и косвенные выбросы. Это означает, что он также должен учитывать углеродоемкость энергосистемы в конкретной стране. Хотя детали CBAM неизвестны, Европейский парламент придерживается мнения, что CBAM должен позволять импортерам покупать квоты в системе, «похожей на ETS ЕС», и что развивающийся налог, который автоматически отражает цену ETs, теоретически был бы подобен ETS. Парламент также подчеркнул, что CBAM должен обеспечить, чтобы с импортеров из третьих стран не взималась двойная плата за содержание углерода в их продуктах, чтобы обеспечить равное обращение с ними и избежать дискриминации. На Рисунке 2 показан список стран с самым высоким уровнем экспорта в Европейский Союз в отдельных секторах, которые, вероятно, будут включены в CBAM. С этой точки зрения, Россия, Китай и Турция являются странами, наиболее подверженными воздействию этого механизма. Эффективное влияние CBAM на экспорт этих секторов в Европейский союз будет зависеть от уровня выбросов углерода, связанных с экспортом, и цен на углерод, уже уплаченных в странах происхождения, если таковые имеются. Учитывая уровень экспорта в Европейский союз в этих секторах, развивающимися странами, наиболее уязвимыми для CBAM, будут Индия, Бразилия и Южная Африка, а Мозамбик будет наиболее уязвимым.
Алюминий ■ Цемент Электричество ■ Удобрения ■ Железо и сталь
Россия ■ Китай ■ Турция Э Великобритания $ Украина ™ Ю.Корея
Индия ^ Бразилия 2 США Е Южная Африка >3 ОАЭ С Мозамбик Щ Сербия и Черногория Р Египет Ц Беларусь Я Канада М Босния и Герцеговина
Малайзия в Алжир I Япония •
о
1 2 3 4 5 6 7
Рисунок 2- Структура импорта ЕС в 2019 г. по секторам, которые предварительно включены в систему CBAM. ТОП-20 стран, млрд. долл. США
Источник: Конференция ООН по торговле и развитию — орган Генеральной Ассамблеи ООН
Политические и экономические риски СВАМ Китай.
Китай неоднократно выступал против CBAM. Во время телефонного разговора с главами государств
Франции и Германии в апреле 2021 года председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что «борьба с изменением климата — это общая ответственность... и она не должна быть разменной монетой для геополитики, мишенью для нападок на другие страны или предлогом для торговых барьеров». Месяц спустя премьер-министр Ли Кэцян повторил то же сообщение, заявив, что международное сообщество должно быть «начеку против нового барьера для «зеленой» торговли». Некоторые китайские обозреватели считают, что CBAM станет важной политической корректировкой двусторонних отношений ЕС с его торговыми партнерами. В условиях растущей тенденции к национализму и протекционизму от введения CBAM можно больше потерять, чем выиграть. Эта мера создаст неопределенность в торговой среде, неизбежно приведет к ответным мерам со стороны Китая и исказит торговые отношения между ЕС и Китаем. Некоторые также указывали на возможность того, что введение CBAM помешает переговорам по Парижскому соглашению ^ОР26), особенно в отношении статьи 6.
Заинтересованные стороны различных индустрий в Китае могут не понимать намерения ЕС по CBAм - несмотря на то, что региональные схемы ценообразования на выбросы углерода действуют уже почти десять лет выбросы углерода не являются серьезной проблемой для политиков и отраслевых специалистов Китая. В Китае также раздаются голоса, которые рассматривают CBAM в более позитивном свете. Некоторые наблюдатели утверждали, что заявление ЕС о CBAM спровоцировало дискуссии о необходимости более масштабной системы торговли квотами на выбросы в Китае. Другие придерживаются более сбалансированного тона в ответ на CBAM. Чжоу Сяочуань, бывший управляющий Народного банка Китая, предположил, что, если ЕС примет меры по ограничению выбросов углерода, Китай и ЕС могли бы работать вместе и направлять доходы в трастовый фонд для поддержки усилий по смягчению последствий изменения климата в развивающихся странах.
США.
США напрямую не возражали мерам ЕС, но выразили озабоченность. В марте 2021 года посланник США по климату Джон Керри предостерег от CBAM, сославшись на торговые опасения и призвав ЕС подождать до окончания ^Р26 в Глазго. Он опасался, что экономические издержки для развивающихся стран подорвут идеи солидарности и могут усложнить политику переговоров ^Р26. Но в США продолжаются дискуссии о введении мер по ограничению выбросов углерода. В марте торговый представитель США Кэтрин Тай включила корректировку углеродных границ в Повестку дня торговой политики страны, заявив, что эта мера поддержит внутренние подходы к сокращению выбросов парниковых газов. В мае 2021 года посланник по климату Керри отметил, что CBAM является полезным инструментом для выравнивания игрового поля с Китаем. Однако это не является движущей силой предложения ЕС CBAM. Скорее, ЕС рассматривает CBAM как инструмент для борьбы с выбросами углерода и необходимый для достижения своих целей по нулевому углеродному следу. Профсоюзы, группы зеленых и, возможно, пострадавшие штаты США пока что воздержались от комментариев по CBAM. Большинство лиц, принимающих решения, - законодатели и руководители - похоже, имеют
X X
о
го А с.
X
го т
о
2 О
м м
сч сч о сч
<е
о ш m
X
3
<
m о х
X
ограниченную информацию о том, как CBAM ЕС повлияет на США.
Прочие партнеры.
За пределами ЕС реакция на предложение CBAM часто была неоднозначной и менее восторженной. Некоторые страны, в которых уже действует схема ценообразования на выбросы углерода, выразили заинтересованность в координации с ЕС в реализации CBAM. Правительство Канады предложило ввести схему корректировки углеродных границ, применимую как к импорту, так и к экспорту. Сообщается, что Великобритания рассматривает собственное предложение по налогу на выбросы углекислого газа.
Некоторые торговые партнеры ЕС в развивающихся странах выразили обеспокоенность предстоящим предложением CBAM. Бразилия, Южная Африка, Индия и Китай выступили с совместным заявлением, в котором выразили «серьезную озабоченность по поводу предложения о введении торговых барьеров, таких как односторонняя корректировка углеродных границ, которые являются дискриминационными и противоречат принципам справедливости. Аналогичные опасения по поводу протекционистского характера CBAM выразил министр торговли Австралии Дэн Техан, а представитель министерства энергетики Австралии заявил, что этот механизм «рискует подорвать международное сотрудничество в области изменения климата». Представитель России в Департаменте европейского сотрудничества публично заявил, что CBAM больше касается экономики, чем окружающей среды, выразив надежду, что эта мера не потребует ответных мер.
Многие комментаторы отмечают недостаток внешней коммуникации ЕС по CBAM, призывая к более активным консультациям с международными торговыми партнерами. Расширенное взаимодействие с другими правительствами и международными организациями, такими как ВТО, считается приоритетом для облегчения работы CBAM, и для выявления проблем до того, как они будут переданы в международные суды. Такой охват может увеличиться после того, как Европейская комиссия внесет свое предложение, но на данный момент международным лидерам еще предстоит избавиться от своих опасений по поводу CBAM.
Эффекты CBAM будут зависеть от моделей торговли, углеродоемкости производственных процессов стран и углеродной политики торговых партнеров Европейского Союза. Тарифы на выбросы углерода могут создавать неблагоприятные эффекты распределения для стран, на которые распространяется этот механизм, и усугублять региональное неравенство. На экспортеров ископаемого топлива эти меры влияют негативно, поскольку оказывается существенное давление на цены по мере падения мирового потребления топлива. Применение CBAM может повлиять на развитие более бедных стран и уменьшить их возможности для экспортного развития, особенно если страны с налогами на выбросы углерода и более экологичными производственными процессами будут освобождены от CBAM. В некоторых исследованиях была предпринята попытка определить, на какие развивающиеся страны негативно повлияет CBAM в масштабах всего ЕС. CBAM может повлиять на торговую конкурентоспособность стран в зависимости от уровня выбросов их производственных процессов и интенсивности торговли. Например, в случае со сталью Китай и Российская Федерация пострадают в большей
степени из-за высокой углеродоемкости производства. В то же время Турция и Индия станут более привлекательными из-за низкоуглеродных производственных процессов в этом секторе. Несмотря на то, что CBAM, скорее всего, будет более лояльным к неразвитым странам, важно учитывать влияние, которое эта мера окажет на страны с низким уровнем дохода, экспортирующие в Европейский союз. Внедрение CBAM приведет к значительным затратам для развивающихся стран, особенно африканских торговых партнеров и арабских государств Персидского залива, потому что эти страны столкнутся чувствительными тарифами, учитывая выбросы углерода, связанные с их продукцией. Это такие страны как Камерун, Египет, Нигерия, Конго, Гана, Марокко, Зимбабве и др.
С точки зрения развития, CBAM способствует сокращению выбросов парниковых газов, но не фокусируется на том, как именно добиться этого. Для эффективного сокращения этих выбросов потребуются более эффективные производственные и транспортные процессы. Европейский союз мог бы рассмотреть возможность развертывания фланговой политики CBAM, способной сократить и в конечном итоге устранить разрыв между развитыми и развивающимися странами, предусмотренный моделью. Потенциальная цель Европейского союза может включать использование части доходов, полученных от CBAM, для ускорения распространения и внедрения технологий более чистого производства в развивающихся странах в целевых секторах CBAM.
В будущем, CBAM ЕС может иметь системные последствия, несмотря на относительно небольшое влияние на уровни выбросов и на большинство торговых потоков. Страны с сопоставимой стратегией как у ЕС, такие как Соединенные Штаты Америки, могли бы приветствовать этот прецедент и опыт правовых и политических последствий. Другие могут последовать их примеру, чтобы самостоятельно и осознанно нести затраты на сокращение выбросов углерода, а не зависеть от цен на выбросы углерода в других юрисдикциях.
Литература
1. Роль пограничной корректировки выбросов углерода в односторонней климатической политике: результаты EMF 29.
2. Брангер Ф. и Квирион П. (2014). Предотвратят ли пограничные корректировки выбросов углерода утечку углерода и снижение конкурентоспособности тяжелой промышленности? Выводы из метаанализа недавних экономических исследований. Экологическая экономика. 99 (C): стр. 29-39, Elsevier.
3. Агиар А., Чепелиев М., Коронг Э.Л., Макдугал Р. и Менсбруг Д ван дер (2019). База данных GTAP: Версия 10. Журнал глобального экономического анализа. 4(1):1-27.
4. BCG (2020). Как налог на выбросы углерода в ЕС может встряхнуть мировую торговлю. Бостонская консалтинговая группа.
5. Берингер К., Балистрери Э.Дж. и Резерфорд Т.Ф. (2012). Роль пограничной корректировки выбросов углерода в односторонней климатической политике: обзор исследования Форума по энергетическому моделированию (EMF 29). Экономика энергетики.
6. Мелинг М.А., Асселт Х. ван, Дас К., Дроге С. и Вер-куйл С. (2019). Разработка пограничных углеродных поправок для более эффективных действий по борьбе с
изменением климата. Американский журнал международного права. 113(3):стр. 433-481, издательство Кембриджского университета.
7. Чепелиев М. и соавт. (2021). Возможные последствия европейского механизма корректировки углеродных границ для Украины и других торговых партнеров ЕС // Энергетические исследования письма. 2(1): с. 1-6, Азиатско-Тихоокеанская ассоциация прикладной экономики.
8. Коронг Э.Л., Голуб А., Макдугалл Р. и ван дер Менсбрюгге Д. (2020). Модель GTAP-E, версия 7: энергоэкологическая версия GTAP (рукопись). Центр анализа мировой торговли Университета Пердью.
9. Коронг Э.Л., Хертель Т.В., Макдугалл Р., Цигас М.Е. и Менсбруг Д ван дер (2017). Стандартная модель GTAP, версия 7. Журнал глобального экономического анализа. 2(1):1-119.
10. Европейская аудиторская палата (2020 г.). Специальный отчет 18/2020: Система торговли квотами на выбросы в ЕС: бесплатное распределение квот требует большей адресности. Европейская аудиторская палата.
11. Европейский парламент (2021). Резолюция Европейского парламента от 10 марта 2021 года о совместимом с ВТО механизме корректировки углеродных границ ЕС (2020/2043 (INI)). Доступно по адресу https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/TA-9-2021-0071_EN.pdf (по состоянию на 15 июня 2021 г.).
13. Европейский союз (2020 г.). Специальный отчет 18/2020: Система торговли квотами на выбросы в ЕС: бесплатное распределение квот требует большей адресности. 53.
14. Хертель Т. и Цигас М. (1997). Структура ГТАП. Центр анализа мировой торговли: моделирование и приложения. Центр анализа мировой торговли Издательство Кембриджского университета. Нью-Йорк: глава 2, страницы 38-46.
15. МИУР (2021). Комитет ВТО по торговле и окружающей среде обсуждает усилия по решению проблемы изменения климата и повышению устойчивости | Новости | Центр знаний ЦУР | МИСД. (по состоянию на 16 июня 2021 г.).
16. Лоу С. (2021). Механизм корректировки углеродных границ ЕС: как заставить его работать для развивающихся стран. Центр европейских реформ. (по состоянию на 22 июня 2021 г.).
Impact of carbon border adjustment mechanism (cbam) on world trade
Prokofyev K.I.
Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University)
JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49_
From a development perspective, the Cross-border Carbon Management Mechanism (CBAM) contributes to the reduction of greenhouse gas emissions. Effectively reducing these emissions will require more efficient manufacturing and transport processes. The European Union could consider deploying a flanking CBAM policy capable of narrowing and eventually closing the gap between developed and developing countries envisaged by the model. A potential goal for the European Union could include using a portion of the proceeds from CBAM to accelerate the diffusion and deployment of cleaner production technologies in developing countries in targeted CBAM sectors.
The article discusses the need and prospects for introducing a mechanism for adjusting the carbon limits of greenhouse gas emissions (CBAM) in the European Union, the impact of this mechanism on the political and economic situation. Particular attention is paid to the principles of the mechanism, its relevance today, as well as the political response of the largest market players.
Keywords: CBAM, decarbonization, carbon foot print, European Union, World Economics.
References
1. The Role of Border Carbon Adjustment in Unilateral Climate Policy: Results from EMF 29.
2. Branger F and Quirion P (2014). Would border carbon adjustments prevent carbon leakage and heavy industry competitiveness losses? Insights from a meta-analysis of recent economic studies. Ecological Economics. 99(C): p.29-39, Elsevier.
3. Aguiar A, Chepeliev M, Corong EL, McDougall R and Mensbrugghe D van der (2019). The GTAP Data Base: Version 10. Journal of Global Economic Analysis. 4(1):1-27.
4. BCG (2020). How an EU Carbon Border Tax Could Jolt World Trade. Boston Consulting Group.
5. Böhringer C, Balistreri EJ and Rutherford TF (2012). The role of border carbon adjustment in unilateral climate policy: Overview of an Energy Modeling Forum study (EMF 29). Energy Economics.
6. Mehling MA, Asselt H van, Das K, Droege S and Verkuijl C (2019). Designing Border Carbon Adjustments for Enhanced Climate Action. American Journal of International Law. 113(3):p. 433-481, Cambridge University Press.
7. Chepeliev M et al. (2021). Possible Implications of the European Carbon Border Adjustment Mechanism for Ukraine and Other EU Trading Partners. Energy RESEARCH LETTERS. 2(1): p. 1-6, Asia-Pacific Applied Economics Association.
8. Corong EL, Golub A, McDougall R and van der Mensbrugghe D (2020). GTAP-E model, version 7: an energy-environmental version of GTAP (manuscript). Center for Global Trade Analysis, Purdue University.
9. Corong EL, Hertel TW, McDougall R, Tsigas ME and Mensbrugghe D van der (2017). The Standard GTAP Model, Version 7. Journal of Global Economic Analysis. 2(1):1-119.
10. European Court of Auditors (2020). Special report 18/2020: The EU's Emissions Trading System: free allocation of allowances needed better targeting. European Court of Auditors.
11. European Parliament (2021a). European Parliament resolution of 10 March 2021 towards a WTOcompatible EU carbon border adjustment mechanism (2020/2043(INI)). Available at https://www.europarl.eu-ropa.eu/doceo/document/TA-9-2021-0071_EN.pdf (accessed 15 June 2021).
12. European Union (2020). Special report 18/2020: The EU's Emissions Trading System: free allocation of allowances needed better targeting. 53.
13. Hertel T and Tsigas M (1997). Structure of GTAP. Center for Global Trade Analysis: Modeling and Applications. Center for Global Trade AnalysisCambridge University Press. New York: chapter 2, pages 38-46.
14. IISD (2021). WTO Committee on Trade and Environment Discusses Efforts to Address Climate Change, Improve Sustainability | News | SDG Knowledge Hub | IISD. (accessed 16 June 2021).
15. Lowe S (2021). The EU's carbon border adjustment mechanism: How to make it work for developing countries. Centre for European Reform. (accessed 22 June 2021).
X X
о го А с.
X
го m
о
2 О
м м