Научная статья на тему 'Влияние массовой культуры (шоу-бизнеса) на современные представления об успехе музыканта-исполнителя'

Влияние массовой культуры (шоу-бизнеса) на современные представления об успехе музыканта-исполнителя Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1114
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШОУ-БИЗНЕС / SHOW BUSINESS / МУЗЫКАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / MUSIC MANAGEMENT / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / СОВРЕМЕННОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / CONTEMPORARY PERFORMANCE / АРТИСТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ / ARTISTIC IMAGE / КОММЕРЧЕСКИЙ УСПЕХ / COMMERCIAL SUCCESS / POP ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жарова Зауре Бакытжановна

В настоящей статье рассматривается распространение норм и критериев шоу-бизнеса в сфере академического музыкального исполнительства под влиянием коммерциализации представлений об успехе музыканта-исполнителя в конце ХХ — начале XXI века. Это усиление заботы о зрелищной стороне музыкального выступления (то есть о внешнем облике, имидже и манере поведения артиста на сцене) и повышение функциональности музыкального менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the spread of norms and criteria of show business in the field of academic musical performance under the influence of commercialization of ideas about the success of the musician-performer at the end of XX — beginning of XXI century. This reinforcement of the care of the spectacular musical performance (that is, the appearance, image and demeanor, the actor on the stage) and functionality of music management.

Текст научной работы на тему «Влияние массовой культуры (шоу-бизнеса) на современные представления об успехе музыканта-исполнителя»



^ Искусствознание

ры и балета им. А. Б. Соловьяненко. 2009—2013. — URL: <http://www.donetsk-opera-ballet.org/index. php?module=history> (дата обращения: 19.01.2013).

5. Ковальский, А. Опера о народной доблести / А. Ковальский // Социалистический Донбасс. — 1941.

— 12 апр. (№ 86). — С. 3.

6. Лосева-Демидова, Е. С. Оперное искусство как фактор формирования ценностных ориентаций зрительской аудитории : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 / Е. С. Лосева-Демидова. — Москва, 2010. — 32 с.

7. Мартынов, В. И. Зона opus posth, или Рождение новой реальности / В. И. Мартынов. — Москва : Классика-XXI, 2008. — 288 с.

8. Мысли в день премьеры // Социалистический Донбасс. — 1941. — 12 апр. (№ 86). — С. 3.

9. Панаева, Е. «Фауст» / Е. Панаева // Социалистический Донбасс. — 1941. — 7 мая (№ 105). — С. 3.

10. Полищук, Т. «Мы хотим сломать стереотип.» / Т. Полищук // День. — 2012. — 24—25 февр. (№ 33—34). — С. 15.

11. Пресман, Я. Почётная задача / Я. Пресман // Социалистический Донбасс. — 1941. — 12 апр. (№ 86). — С. 3.

12. Сташшевський, Ю. О. УкраТнський радянський музичний театр (1917—1967). Нариси ^торп / Ю. О. Сташшевський. — Киев : Наук. думка, 1970. — 291 с.

13. Челомбитько, Г. Вадим Писарев / Г. Челомбитько // Советский балет. — 1987. — сент.—окт. (№ 5).

— С. 26—29.

ЛИЯНИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ (ШОУ-БИЗНЕСА) НА СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УСПЕХЕ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ

УДК 78.07

З. Б. Жарова

Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского

В настоящей статье рассматривается распространение норм и критериев шоу-бизнеса в сфере академического музыкального исполнительства под влиянием коммерциализации представлений об успехе музыканта-исполнителя в конце ХХ — начале XXI века. Это усиление заботы о зрелищной стороне музыкального выступления (то есть о внешнем облике, имидже и манере поведения артиста на сцене) и повышение функциональности музыкального менеджмента.

Ключевые слова: шоу-бизнес, музыкальный менеджмент, массовая культура, современное исполнительство, артистический имидж, коммерческий успех.

This article examines the spread of norms and criteria of show business in the field of academic musical performance under the influence of commercialization of ideas about the success of the musician-performer at the end of XX — beginning of XXI century. This reinforcement of the care of the spectacular musical performance (that is, the appearance, image and demeanor, the actor on the stage) and functionality of music management.

Keywords: show business, music management, pop art, contemporary performance, artistic image, commercial success.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (52) март-апрель 2013 251-254 251

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^

В обществе начала XXI века успех ценится чрезвычайно высоко. Критерии успешности действуют во всех сферах жизни, начиная с крупного бизнеса и заканчивая личной жизнью современного человека. Они подчинили себе и современные представления о деятельности артиста-музыканта. Желание покорить вершины чартов, возглавить списки наиболее популярных песен и исполнителей оказалось мощным стимулом творческого саморазвития для звезд эстрады. Мерилом успеха стала популярность, которая почти автоматически связывается с финансовой состоятельностью. Настоящая статья посвящена рассмотрению действия этих тенденций в сфере академической музыкальной культуры.

Массовая культура, с одной стороны, и элитарная — с другой, представляют собой две социальные формы существования культуры, история которой началась еще в Древней Греции. Как отмечает В. Вейдле, термин «культура» появился у римлян, которые таким образом перевели древнегреческое слово «пайдейя», использовавшееся для обозначения воспитания и образования [см.: 1, с. 257].

В качестве примеров массовой культуры, относящихся к первым временам существования христианской цивилизации, культурологи приводят упрощенные варианты священных книг, в частности «Библию для нищих» [4, с. 83]. Первый расцвет массовой культуры можно было наблюдать в США на рубеже XIX—XX веков. По словам американского политолога Збигнева Бжезинского, «если Рим дал миру право, Англия парламентскую деятельность, Франция — культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру» [5, с. 84].

Появление массовой культуры, ориентированной на признание у самой широкой аудитории, в конце ХХ — начале XXI века полностью изменило представления об успехе музыканта-исполнителя. С точки зрения творческого успеха нет большого различия

между выступлением в концертном зале провинциального музыкального училища и концертом в Карнеги-холле, но в тот момент, когда в силу вступают критерии коммерческого успеха, различие становится огромным. Массовая культура — коммерческая, кассовая, развлекательная; ее аудитория

— это аудитория больших залов и миллионов зрителей телевизионных экранов. Для того чтобы покорить такую аудиторию, мало одного таланта, нужно обладать привлекательной или необычной, запоминающейся внешностью и умением налаживать контакт с публикой. Способность «подать» себя оказывается не менее важной, чем отточенная до совершенства техника игры; более того, зачастую публика охотно прощает полюбившемуся ей артисту огрехи исполнения.

Притягательный образ, необычный имидж

— вот одно из необходимых слагаемых успеха, формулу которого современная традиция исполнения академической музыки заимствует у шоу-бизнеса. Выработка собственной, привлекающей внимание манеры одеваться и вести себя на сцене становится частью процесса поиска творческой индивидуальности. В качестве примера приведем образ, созданный немецко-американским скрипачом-виртуозом Дэвидом Гарретом. Он наглядно демонстрирует успешную попытку соединить стиль во внешности и сценическом поведении, рассчитанный на успех у массовой аудитории, и академический репертуар. Пресса не устает изумляться столь нехарактерному для «классического» музыканта стилю: «Каждый из нас при мысли о музыканте-скрипаче, скорее всего, сразу же представляет неподвижную мужскую фигуру со смычком и скрипкой в руках и, конечно же, с бабочкой на шее. Но посмотрите на Дэвида Гаррета! Он нагло ломает сложившиеся стереотипы своей виртуозной игрой на скрипке и, что немаловажно, формой подачи этой игры. <...> У Дэвида свой особый стиль "музыканта без позы", который выгодно выделяет его из толпы коллег-музыкантов» [2].

Особенно заметно повышение требований к внешности артиста сказалось на карьерах

$

2252

^ Искусствознание

оперных певиц. Импресарио и художественные руководители крупнейших театров строго следят за внешней привлекательностью оперных певиц. Еще сравнительно недавно красота ценилась наравне с музыкальными данными лишь в популярных шоу; теперь этот подход практикуют на самых знаменитых оперных сценах и музыкальных фестивалях. Как говорит Юрген Флимм, художественный руководитель Берлинской оперы, оперу теперь «по-новому не только слушают, но и смотрят» [6].

Скандальную известность получила история знаменитой американки Деборы Войт (сопрано). В 2004 году дирекция английского Ковент-Гардена расторгла с ней контракт на том лишь основании, что костюм главной героини оперы Штрауса «Ариадна на Наксосе» не идет пышным формам заокеанской дивы. И едва ли кто-то захочет оспорить тот факт, что зрители любят Анну Нетребко и Любовь Казарновскую не только за прекрасные голоса, но и за внешность, отвечающую самым строгим требованиям современной оперной Ф сцены.

Тенденция ужесточения требований к внешности оперных певиц широко освещается в прессе. Так, The Times цитирует Джона Макмюррея, отвечающего за подбор артистов в лондонской Английской национальной опере: «Вкусы публики в последние годы сильно изменились. В наши дни меломаны уже не сидят с закрытыми от удовольствия глазами. Глаза у них открыты, и то, что они видят, конечно, не может не влиять на их восприятие происходящего на сцене. Естественно, всем хочется большей достоверности. Сейчас публика не хочет видеть в роли молоденьких юных девушек оперных див весом под центнер и более. К этому стремились и раньше — достаточно вспомнить историю с Марией Каллас, которой пришлось в 1955 году сильно похудеть, чтобы спеть в "Ла Скала" в "Травиате", но тогда все же все внимание уделялось исключительно голосу» [цит. по: 6].

Подобные критерии относятся и к другим исполнителям-виртуозам: пианистам, скри-

пачам и т.д. Широко известно, что на Западе, а в последнее время и в России, коммерческий успех музыканта (количество контрактов, размер гонораров) зависит не только от уровня таланта, но и от того, насколько он эффектно выглядит и ведет себя на сцене.

Современные продюсеры, работающие в шоу-бизнесе, владеют мощным аппаратом средств продвижения артиста: это организация концертов и гастрольных турне, «раскрутка» в социальных сетях (например, Twitter и Facebook) и на музыкальных каналах. Для создания успешного проекта необходимы три слагаемых: Image (Образ), Sound (вокал, музыка, аранжировка) и Message (PR, способ и форма продвижения проекта). И если музыкальная составляющая в сфере академического исполнительства всегда была на высоте, то в настоящее время все более активно развиваются два других компонента «формулы успеха» — имидж и социальная активность.

В последние десятилетия все более и более популярной становится такая специальность, как «музыкальный менеджмент». Существуют образовательные программы, которые готовят музыкальных продюсеров — людей, профессионально помогающих артистам-музыкантам строить успешную исполнительскую карьеру. Профессия продюсера появилась в России сравнительно недавно, однако сразу стала настолько востребованной, что в 2002 году был утвержден стандарт по подготовке в вузах специалистов, отвечающих требованиям специальности «Музыкальный менеджмент» (061166). Их цель — научиться управлять шоу-проектом согласно всем нюансам данной сферы предпринимательства. Появляются учебники и методические разработки для образовательных программ по этой специальности [например: 4].

История современного исполнительства насчитывает немало случаев, в которых успех артиста определяется, в первую очередь, деловыми качествами его продюсера. Такова, например, история успеха современного скрипача Джошуа Белла: «Можно

$

253

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^

сказать, что красавчик Джошуа Белл обязан своим успехом композитору, продюсеру и аранжировщику Девиду Фостеру, который разглядел в начинающем исполнителе будущую звезду и, пользуясь своими связями и опытом, начал всячески продвигать Джошуа на музыкальный Олимп» [3].

Таким образом, исполнение академической музыки в конце ХХ — начале XXI века постепенно приближается к нормам, задан-

ным музыкой неакадемической (популярной и рок-музыкой). Они формируют новый взгляд на творческую жизнь артиста — как на коммерчески успешный проект, требующий участия не только самого музыканта, но и музыкальных продюсеров, пиар-специалистов, имиджмейкеров. Стремление достичь успеха у публики любой ценой — то новое, что привнесли в академическое исполнительство поп-культура и шоу-бизнес.

Примечания

1. Вейдле, В. О том, что такое культура / В. Вейдле // Умирание искусства : [сб.]. — Москва : Республика, 2001. — 447 с.

2. Гаррет, Д. Дэвид Бэкхем классической сцены! [Электронный ресурс] / Д. Гаррет. — Режим доступа: <http://adsence.kiev.ua/2010/05/l7/devid-garett-david-garrett/>

3. Концерт. Джошуа Белл и Валерий Гергиев [Электронный ресурс]. — Режим доступа: // <http:// vseconcerty.ru/koncert/dzhoshua_bell.php>

4. Корнеева, С. Музыкальный менеджмент / С. Корнеева. — Москва, 2006. — 303 с.

5. Культурология : учебное пособие / сост. и отв. ред. А.А. Радугин. — Москва : Центр, 2001. — 304 с.

6. Лавинов, С. Диета для сопрано [Электронный ресурс] / С. Лавинов // Новые известия. — 2009. — 19 авг. — Режим доступа: http://www.newizv.ru/culture/2009-08-19/113398-dieta-dlja-soprano.html

■Ф

$

254

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.