Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МАССМЕДИА НА ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ'

ВЛИЯНИЕ МАССМЕДИА НА ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
618
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология и право
ВАК
Ключевые слова
МАСС-МЕДИА / MASS MEDIA / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / QUALITY OF LIFE / МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ / ПОВЕДЕНИЕ / BEHAVIOR / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / PATTERNS OF BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ефимов Иван Серафимович

Общественное сознание является системой существующих в социуме идей, взглядов, теорий, чувств, настроений, традиций, отображающих общественное бытие и условия жизни людей. Средства массмедиа являются методами, отражающими реальность в рамках формирования общественного сознания, ввиду чего их влияние на становление ценностных ориентиров, моделей и особенностей поведения, образа жизни достаточно велико. При этом молодежь как социальная группа, ценности и образ жизни которой только начинают формироваться, - наиболее восприимчива к влиянию средств массмедиа, ввиду чего исследование уровня воздействия средств массовой информации на молодежь, ее ориентиры, цели, ценности, стандарты поведения, образ жизни достаточно актуально. На современном этапе возникла проблема «сдвигов» стандартов и ценностей молодых людей, в частности наблюдается искажение их жизненных целей, например стремление к некоей мифической «успешности», которая выражается главным образом в финансовом благосостоянии, потребительском отношении к образованию и саморазвитию (изучение лишь тех дисциплин, направлений, специальностей, которые считаются престижными и высокооплачиваемыми). Во многом это обусловлено воздействием тех образов, которые навязаны со стороны СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mass media influence on the formation of the youth behavior patterns

Public consciousness is a system of ideas, views, theories, feelings, moods and traditions existing in society that reflect the social being and the conditions of people’s lives. The mass media means are the methods that reflect reality within the framework of formation of public consciousness, in view of which their influence on the formation of value orientations, models and behaviors, lifestyle is quite large. At the same time, young people - as a social group whose values and lifestyle are just beginning to form, are the most susceptible to the influence of the media, thus researching the level of the impact of media on young people, their landmarks, goals, values, standards of behavior, lifestyle is quite actual. At the present stage, the problem of “shifts” in the standards and values of young people has arisen, in particular, there is a distortion of their life goals, for example, the desire for some mythical “success”, which is expressed mainly in financial well-being, consumer attitude to education and self-development (Studying only those disciplines, directions, specialties that are considered prestigious and highly paid). In many ways, this is due to the impact of those images that are imposed by the media.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МАССМЕДИА НА ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ»

УДК 316.62

И. С. Ефимов

влияние массмедиа на формирование моделей поведения молодежи

I. S. Efimov. Mass media influence on the formation of the youth behavior patterns

Общественное сознание является системой существующих в социуме идей, взглядов, теорий, чувств, настроений, традиций, отображающих общественное бытие и условия жизни людей.

Средства массмедиа являются методами, отражающими реальность в рамках формирования общественного сознания, ввиду чего их влияние на становление ценностных ориентиров, моделей и особенностей поведения, образа жизни достаточно велико. При этом молодежь как социальная группа, ценности и образ жизни которой только начинают формироваться, — наиболее восприимчива к влиянию средств массмедиа, ввиду чего исследование уровня воздействия средств массовой информации на молодежь, ее ориентиры, цели, ценности, стандарты поведения, образ жизни достаточно актуально.

На современном этапе возникла проблема «сдвигов» стандартов и ценностей молодых людей, в частности наблюдается искажение их жизненных целей, например стремление к некоей мифической «успешности», которая выражается главным образом в финансовом благосостоянии, потребительском отношении к образованию и саморазвитию (изучение лишь тех дисциплин, направлений, специальностей, которые считаются престижными и высокооплачиваемыми). Во многом это обусловлено воздействием тех образов, которые навязаны со стороны СМИ.

Ключевые слова: массмедиа; качество жизни; поведение; молодежь; идентичность; модели поведения.

Контактные данные: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21; (812) 602-23-24; vanya-e@mail.ru.

Public consciousness is a system of ideas, views, theories, feelings, moods and traditions existing in society that reflect the social being and the conditions of people's lives.

The mass media means are the methods that reflect reality within the framework of formation of public consciousness, in view of which their influence on the formation of value orientations, models and behaviors, lifestyle is quite large. At the same time, young people — as a social group whose values and lifestyle are just beginning to form, are the most susceptible to the influence of the media, thus researching the level of the impact of media on young people, their landmarks, goals, values, standards of behavior, lifestyle is quite actual.

At the present stage, the problem of "shifts" in the standards and values of young people has arisen, in particular, there is a distortion of their life goals, for example, the desire for some mythical "success", which is expressed mainly in financial well-being, consumer attitude to education and self-development (Studying only those disciplines, directions, specialties that are considered prestigious and highly paid). In many ways, this is due to the impact of those images that are imposed by the media.

Keywords: mass media; the quality of life; behavior; the youth; identity; patterns of behavior.

Contact details: Sadovaya Str. 21, St. Petersburg, Russian Federation, 191023; (812) 602-23-24; vanya-e@mail.ru.

Иван Серафимович Ефимов — аспирант кафедры социологии и психологии Санкт-Петербургского государственного экономического университета. © Ефимов И. С., 2017

Характеризуя влияние средств массмедиа на модели поведения современной молодежи, в первую очередь следует сказать о девиации (отклонении от норм поведения) как осознаваемой (например, вследствие стремления «выделиться из толпы»), так и неосознанной (вследствие нарушения коммуникативных навыков).

Говоря о поведении людей, отклоняющемся от нормы, т. е. о девиации, следует отметить, что нормальное либо отклоняющееся от нормы поведение рассматривается в рамках тех норм, которые приняты в том или ином обществе или социальной группе.

Девиантность или нормальность поведения определяется тем, соответствует ли оцениваемый индивид представлениям о социальной норме той группы, которая производит его оценку. Средства массмедиа зачастую формируют именно те нормы, которые определяют девиантность/нормальность поведения и формируют модели поведения. При этом нормы, декларируемые отдельными средствами массмедиа как нормальные, зачастую идут вразрез с моральными нормами общества и социальными ценностями (например, «нормальным» во многих интернет-сообществах или телефильмах считается частая смена сексуальных партнеров, заключение брака по расчету и т. д., что не согласуется с нормами морали).

Таким образом, можно отметить, что именно модели поведения молодежи во многом создают новые нормы поведения в социуме в будущем, а средства массмедиа намечают эти нормы на будущее, прогнозируют их (например, формирование в СССР «социального слоя» спекулянтов во многом было обусловлено информацией со стороны запрещенных западных СМИ, например «Радио Свобода») [1].

Особого внимания на современном этапе заслуживает такая модель поведения молодежи, которая предполагает активное участие в политических событиях. С одной стороны, неравнодушный гражданин, который интересуется развитием и делами своего государства, — это позитивный образ молодого человека, но с другой — интерес к делам государства порой выражается в полукриминальных формах поведения и поступках молодежи. А кроме того, именно интерес молодежи к своей стране, положению в ней может эксплуатироваться политическими лидерами в целях получения выгоды, и именно СМИ являются «инструментом» этой эксплуатации, поскольку формируют в молодежной среде те или иные политические идеи, убеждения, взгляды.

Особо острую проблему в данном ключе составляют националистические движения молодежи, которые провоцируются и культивируются со стороны СМИ.

В отличие от европейского национализма молодежи (вызванного притоком мигрантов) российский национализм на современном этапе — это в некоторой степени компенсация за скоропостижную смену идеологических систем. Кроме того, это своеобразная форма самоутверждения молодежи и заполнения культурного и народного вакуума. Также можно сказать, что если европейский национализм — это продукт «повышенной толерантности», то русский представляет собой ответ на шовинистические и сепаратистские заявления прежних «братских народов», в частности подогретый волнениями на Украине и ее расколом [2].

Помимо рассмотренных «девиантной» и «националистической» моделей поведения молодежи, значительное распространение получает модель поведения, сопряженная с активной демонстрацией потребительского поведения (включает беспорядочные, «модные» покупки различных товаров и услуг, следование модным тенденциям, стремление потреблять как можно большее количество товаров). Такая модель поведения — демонстративное потребительское поведение — реализуется в молодежной среде достаточно часто,

причем далеко не всегда у тех, кто имеет финансовую возможность приобретения различных товаров. Для молодежи с данным типом модели поведения характерны демонстрации своего социального статуса через приобретенные вещи, а не через личные победы и достижения. «Общество потребления», возникшее благодаря влиянию СМИ и распространению западных ценностей, достаточно негативно повлияло на процесс становления духовно-нравственных ценностей современной молодежи [3].

Таким образом, можно отметить, что становление моделей поведения современной молодежи происходит на основании формирования целей и ценностных ориентиров в процессе социализации, и если до распространения средств масс-медиа ценности, убеждения и цели транслировались в семье, то на современном этапе одним из ключевых факторов социализации выступает информация, распространяемая в массмедиа.

Особую проблему сегодня составляет формирование у молодежи модели поведения прекариата, т. е., по сути, заменимого и потенциально безработного слоя населения. На современном этапе из общего числа экономически активного населения Российской Федерации (лица в возрасте 15-72 лет, считающиеся занятыми либо безработными) молодежь (в данную социальную группу отнесено население в возрасте 20-29 лет) занимает 23% (рис. 1), что достаточно много.

Тенденции изменения доли работающей молодежи в структуре населения для подкатегорий в возрасте 20-24 лет и в возрасте 25-29 лет выглядят различным образом. В частности, для молодежи в возрасте 20-24 лет характерно снижение экономической активности, для молодежи в возрасте 25-29 лет — рост. Однако общая динамика демонстрирует снижение доли работающей молодежи [4].

15-19 20-24 25-29 30-39 40-44 45-49 50-54 55-59 60-64 65-72

Рис. 1. Доля молодежи в структуре экономически активного населения в 2016 г. [6]

По рис. 1 можно отметить, что наибольшую долю в экономику страны привносит население в возрасте 30-60 лет, что не способствует развитию труда молодежи.

При этом следует отметить такой негативный фактор, как сравнительно низкая занятость молодежи в сфере производства (сфере, которая является

20

15

10

- ГС а> ей л а> а о

ш ГС И со о ГС я

ч я >> ч В ы и № П я я Я а) Ч 3 и

о ч и я

а о п ГС я ч си

о н Я Я га N Е< п и р. О. Е< Я

а н У О а о н св ч >> о а

м в и ¡»

о г 1! а а ю О У а Н и о и о

§ 2

м а 2 2 8 и к

О й в со ч

си Я и

о Я

сд о га ей

а ю О

N № О) №

со &

О

о

9

Рн

ч м

О) о

О И

И Ен

и и

£ 13

а> га

° 8

Ш |н

Й |

® и

Ч >>

9 *

Й В

И

Ф н А

И

П П.П.п, :

9 Я о - 3 * к о

II § §

Нет ^ Г1 О Ы Н Е-< м

§ е

П 8

о 2

о №

Я Д

3 ч

м

И Ьн

Я н

©

И ~ о Ь З' К & ЧР.И

И О О (п

Л >-4. Мн ' '

§ § а к

- Э и Й

со а « К о 2

Им

V

Ч со

м г

га о

£ ®

ч в

8 о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н Й

* ё

Я1 ГС

Я

о «

и §

п о ю Я

з а ей Л

Рис. 2. Распределение занятой молодежи по отраслям экономики в 2016 году. [6]

30 25 20 15 10 5

28,2

13,4

6,1

4,6

3,8 4Д 4>2 36 2 7 3 2

О! № <31 № № см

1-Н см 1 1М СО 1 ю Ю 1 СО ь-

ю о Ю о о ю о ю о ю

1-4 N <М со Ч1 Щ ю со со

Рис. 3. Уровень безработицы среди групп населения различных возрастов в 2016 г. [6]

основной в создании материальных благ общества) и высококвалифицированного труда и высокая занятость в сфере неквалифицированного труда и сфере услуг (рис. 2).

По рис. 2 можно выделить три основные сферы занятости молодежи — это сфера торговли (21%), сфера обрабатывающих производств (14,5%) и услуги транспорта и связи (9%).

При этом следует отметить, что, несмотря на низкие доли занятости молодежи в области финансовой деятельности и отельном бизнесе (гостиницы, рестораны) (примерно по 3% в секторе), в указанных отраслях преобладают именно молодые люди, которые, однако, будут уволены по достижении возраста 35-40 лет.

Настораживающим фактором является и то, что по уровню безработицы (отношение численности безработного населения к числу экономически активного) молодежь также имеет крайне высокие показатели.

При этом уровень безработицы у молодежи в возрасте 20-24 лет в два раза превышает таковой у молодых людей в возрасте 25-29 лет (рис. 3).

Данные результаты относят молодежь к группе риска в области занятости. Подобная ситуация в области занятости молодежи сложилась при совмещении нескольких условий. В первую очередь это низкий уровень образования в стране, в особенности в частных вузах, кроме того, возникает несоответствие требований подготовки молодежи к профессиональной деятельности в вузе и требований со стороны потенциального работодателя. Не следует упускать из виду и тот факт, что чрезмерная популяризация в массмедиа таких направлений, как менеджмент, экономика, юриспруденция, породила большое число специалистов в указанных областях при отсутствии для них необходимого количества рабочих мест.

В настоящее время особую актуальность приобретает подготовка молодежи по инженерным, научно-техническим специальностям в области высококвалифицированного труда, так как эти отрасли характеризуются быстрым «старением» работников. Существенный недостаток наблюдается по «рабочим специальностям». Это обусловлено тем, что молодые люди, заканчивающие профессионально-технические училища и колледжи, дающие среднее профессиональное образование, предпочитают в большинстве случаев работать не по специальности, а в торговой и управленческой деятельности в силу низкого престижа «рабочих профессий», который также тиражируется со стороны СМИ.

В то же время следует отметить, что в настоящий момент ведется работа, в том числе по развитию интереса молодежи к рабочим специальностям, путем вовлечения молодежи в федеральные проекты, например в строительство Крымского моста, а также к инженерной и научно-технической работе. Особую роль в этом отношении играют федеральные и региональные проекты по поддержке талантливой молодежи, включая различные конкурсы профессий и специальностей.

Несмотря на развитие высшего образования и рост числа молодых людей, поступающих на современном этапе в высшие учебные заведения, последующее трудоустройство выпускников вузов остается острейшей социальной проблемой. Ежегодно в московские вузы поступают примерно 660 тыс. молодых людей, которые участвуют в научно-исследовательской работе, международных проектах и программах, получают патенты и гранты на изобретения. Но, выйдя из стен учебных заведений, многие из них, в том числе и обладатели красных дипломов, долгое время не могут найти работу по своей специальности. К примеру, в 2014 г. только 10% выпускников 1-го Медицинского института сумели трудоустроиться по специальности.

Трудности в процессе трудоустройства молодежи возникают из-за самой специфики этой социальной группы (ее молодого возраста) на рынке труда. Организации и предприятия зачастую имеют различные направления в политике трудоустройства, но, как правило, неблагоприятные для молодежи. Большинство из организаций и предприятий стремятся не нанимать молодых людей, исключение составляет сфера обслуживания (официанты, менеджеры ресторанов и отелей) и низкоквалифицированный труд [5].

Причиной тому является «неудобство» молодежи как рабочей силы. Предполагается, что молодые люди вследствие возраста недостаточно ответственны, имеют мало опыта, неисполнительны, ненадежны и недисциплинированны.

Данная проблема в настоящее время решается на государственном уровне путем предоставления специализированных квот для привлечения на предпри-

ятия молодых специалистов, однако следует отметить, что эти усилия недостаточны, и активизировать данный механизм в настоящее время необходимо. Необходимость обусловлена тем, что данная проблема и ее последствия значительно глубже, чем просто неустроенность одной из возрастных групп населения страны.

В частности, большинство вузов страны находятся на государственном обеспечении и на их содержании, т. е. на обучение молодежи тратятся значительные бюджетные средства, которые как инвестиции не окупаются в силу того, что молодежь не применяет затем полученные знания на практике. Таким образом, возникает неэффективное расходование бюджетных средств и рост слоев населения с высшим образованием, которое не участвует в развитии экономики страны.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что регулирование качества жизни и поведения молодежи, трансформируемых современными средствами массмедиа, представляется актуальной проблемой, поскольку трансформация поведения российской молодежи и снижение качества жизни негативным образом сказываются на развитии российского общества и государства.

литература

1 Окутин А. Об опыте формирования инновационной среды управления молодежной политикой на муниципальном уровне // Самоуправление. 2013. № 5. С. 20-23.

2. Градов С. Кровавый рейд бритоголовых // Мегаполис-Экспресс. 2001. № 17. С. 25.

3. Руднева Е. Л. Формирование жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студенческой молодежи: дис. ... д-ра пед. наук. Кемерово: КемГУ, 2016. 443 с.

4. Сидоренко М. В. Социальная активность молодежи как показатель эффективности деятельности учреждений молодежной политики // Гуманит., соц.-экон. и обществ. науки. 2013. № 4. С. 82-83.

5. Козырев Г. И. Социальное действие, взаимодействие, поведение и социальный контроль // Социол. исследования. 2005. № 8. С. 124-129.

6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 19.07.2017).

УДК 316.61

Г. В. Краснова

влияние социальных сетей на информационную безопасность личности

G. V. Krasnova. The influence of social networks on the person's information security

В данной статье рассматриваются основные возможности социальных сетей и угрозы информационной безопасности личности, возникающие при использовании комму-

The article considers the problems related to the information security of the individual and the influence of social networks on Internet users. The researches in this area are

Галина Владимировна Краснова — аспирант кафедры международных отношений, медиалогии, политологии и истории Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

© Краснова Г. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.