in
информяция
УДК 621.891
ВЛИЯНИЕ МАСЛОУДЕРЖИВАЮЩЕГО РЕЛЬЕФА, СФОРМИРОВАННОГО КАПЕЛЬНО-АДГЕЗИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ НАТРИБОТЕХНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ
Машков Ю.К., Ковалевский В.Ф.
Омский государственный технический университет
Показано влияние маслоудерживающего рельефа, сформированного капельно-адгезионной технологией на силу и коэффициент трения, температуру в зоне трения, а также параметры полученного после испытаний микрорельефа образовавшегося на поверхностях трения.
Капельно-адгезионная технология позволяет формировать маслоудерживающий рельеф на поверхностях трения сложной формы, труднодоступных, малых размеров, обработка которых известными методами затруднена или невозможна.
Для оценки эффективности влияния маслоудерживающего рельефа, сформированного КА-технологией, на триботехнические параметры по верхностей трения образцов и реальных объектов были проведены испытания. В частности установлено, что маслоудерживающий рельеф
оказывает влияние на силу трения покоя. Испытания проводились по схеме "диск-колодка". Давление на поверхности трения 980 КПа.
Скорость скольжения 2 м/с. Наименьшую силу трения покоя обеспечивает вид рисунка с системой дискретных канавок при глубине канавки 0,5 мкм и относительной площади системы канавок 25-30 %.
При этом сила трения покоя меньше, чем у поверхностей без маслоудерживающего рельефа в среднем на 18% Сила трения покоя у образцов с дискретной системой канавок меньше, чем у образцов с сообщающейся в среднем на 19 %. Наименьшие коэффициент трения и температура получены при испытании образцов с маслоудерживающим рельефом вида 1 (дискретная система) с величиной относительной площади 25-30 % и глубиной 0,5-10 мкм. Коэффициент трения при этом по сравнению с поверхностями не содержащими маслоудерживающего рельефа уменьшился на 18%, температура в зоне трения на 42 С. Путь приработки сократился примерно на 20 %.
Полученные при исследовании образцов положительные результаты были подтверждены испытаниями реальных объектов- шатунов поршневых компрессоров, проведенные Омским агрегатным заводом им. В.В.Куйбышева Наименьшую величину износа поверхностей трения шатунов обеспечил рельеф с дискретной системой канавок при относительной площади 25-35 % и глубине 0,8-1,0 мкм. Величина износа поверхностей трения при этом в 2,5 раза меньше, чем у серийных шатунов, без маслоудерживающего рельефа.
Профилограммы шатунов, изготовленных по заводской технологии, содержат задиры и вырывы, в то время как профилограммы опытных указанных повреждений не имеют.
Ресурс шестерен масляных насосов с маслоудерживающим рельефом увеличился минимум в два раза. При этом характер равновесной шероховатости опытных деталей более плавный, с меньшей высокой микронеровностей по сравнению с деталями, изготовленными по заводской технологии.
It is shown the influence of the lubrication according to the new tehnology for rating of friction, for a temperature in a zone of friction, and the dimensions of the received texture on the surface friction.