Научная статья на тему 'Влияние маслоудерживающего рельефа, сформированного капельно-адгезионной технологией натриботехнические свойства поверхностей трения'

Влияние маслоудерживающего рельефа, сформированного капельно-адгезионной технологией натриботехнические свойства поверхностей трения Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
91
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Машков Ю. К., Ковалевский В. Ф.

Показано влияние маслоудерживающего рельефа, сформированного капельно-адгезионной технологией на силу и коэффициент трения, температуру в зоне трения, а также параметры полученного после испытаний микрорельефа образовавшегося на поверхностях трения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Машков Ю. К., Ковалевский В. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

It is shown the influence of the lubrication according to the new tehnology for rating of friction, for a temperature in a zone of friction, and the dimensions of the received texture on the surface friction.

Текст научной работы на тему «Влияние маслоудерживающего рельефа, сформированного капельно-адгезионной технологией натриботехнические свойства поверхностей трения»

in

информяция

УДК 621.891

ВЛИЯНИЕ МАСЛОУДЕРЖИВАЮЩЕГО РЕЛЬЕФА, СФОРМИРОВАННОГО КАПЕЛЬНО-АДГЕЗИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ НАТРИБОТЕХНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ

Машков Ю.К., Ковалевский В.Ф.

Омский государственный технический университет

Показано влияние маслоудерживающего рельефа, сформированного капельно-адгезионной технологией на силу и коэффициент трения, температуру в зоне трения, а также параметры полученного после испытаний микрорельефа образовавшегося на поверхностях трения.

Капельно-адгезионная технология позволяет формировать маслоудерживающий рельеф на поверхностях трения сложной формы, труднодоступных, малых размеров, обработка которых известными методами затруднена или невозможна.

Для оценки эффективности влияния маслоудерживающего рельефа, сформированного КА-технологией, на триботехнические параметры по верхностей трения образцов и реальных объектов были проведены испытания. В частности установлено, что маслоудерживающий рельеф

оказывает влияние на силу трения покоя. Испытания проводились по схеме "диск-колодка". Давление на поверхности трения 980 КПа.

Скорость скольжения 2 м/с. Наименьшую силу трения покоя обеспечивает вид рисунка с системой дискретных канавок при глубине канавки 0,5 мкм и относительной площади системы канавок 25-30 %.

При этом сила трения покоя меньше, чем у поверхностей без маслоудерживающего рельефа в среднем на 18% Сила трения покоя у образцов с дискретной системой канавок меньше, чем у образцов с сообщающейся в среднем на 19 %. Наименьшие коэффициент трения и температура получены при испытании образцов с маслоудерживающим рельефом вида 1 (дискретная система) с величиной относительной площади 25-30 % и глубиной 0,5-10 мкм. Коэффициент трения при этом по сравнению с поверхностями не содержащими маслоудерживающего рельефа уменьшился на 18%, температура в зоне трения на 42 С. Путь приработки сократился примерно на 20 %.

Полученные при исследовании образцов положительные результаты были подтверждены испытаниями реальных объектов- шатунов поршневых компрессоров, проведенные Омским агрегатным заводом им. В.В.Куйбышева Наименьшую величину износа поверхностей трения шатунов обеспечил рельеф с дискретной системой канавок при относительной площади 25-35 % и глубине 0,8-1,0 мкм. Величина износа поверхностей трения при этом в 2,5 раза меньше, чем у серийных шатунов, без маслоудерживающего рельефа.

Профилограммы шатунов, изготовленных по заводской технологии, содержат задиры и вырывы, в то время как профилограммы опытных указанных повреждений не имеют.

Ресурс шестерен масляных насосов с маслоудерживающим рельефом увеличился минимум в два раза. При этом характер равновесной шероховатости опытных деталей более плавный, с меньшей высокой микронеровностей по сравнению с деталями, изготовленными по заводской технологии.

It is shown the influence of the lubrication according to the new tehnology for rating of friction, for a temperature in a zone of friction, and the dimensions of the received texture on the surface friction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.