Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МАНИПУЛЯТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ВЛИЯНИЕ МАНИПУЛЯТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
120
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
историческая память / историческое сознание / молодежь / технологии манипулирования / фальсификация истории / Великая отечественная война / historical memory / historical consciousness / youth / manipulation technologies / falsification of history / the Great Patriotic War

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Морозова Н. М., Леушкин Д. А.

Статья посвящена проблеме фальсификации истории, крайне обострившейся в XXI веке. Неотъемлемой частью фальсификации представляется процесс манипулирования историческим сознанием. Авторы рассматривают некоторые часто используемые механизмы и технологий манипулирования, анализируя их применение в контексте искажения фактов и событий Великой отечественной войны. В статье анализиоуются последствия информационного воздействия на историческое и ценностное сознание молодежи. Выводы авторов основываются на результатах социологических исследований, проведенных в Нижегородской области. Исследования направлены на анализ изменений ценностного сознания современной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF MANIPULATIVE TECHNOLOGIES ON THE HISTORICAL CONSCIOUSNESS OF YOUTH (ON THE EXAMPLE OF THE NIZHNY NOVGOROD REGION)

The article is devoted to the problem of falsification of history, which has become extremely aggravated in the 21st century. The process of manipulating historical consciousness seems to be an integral part of falsification. The authors consider some frequently used manipulation mechanisms and technologies, analyzing their application in the context of distorting the facts and events of the Great Patriotic War. The article analyzes the consequences of information impact on the historical and value consciousness of young people. The authors' conclusions are based on the results of sociological studies conducted in the Nizhny Novgorod region. Research is aimed at analyzing changes in the value consciousness of modern youth.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МАНИПУЛЯТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)»

ВЛИЯНИЕ МАНИПУЛЯТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

INFLUENCE OF MANIPULATIVE TECHNOLOGIES ON THE HISTORICAL

CONSCIOUSNESS OF YOUTH (ON THE EXAMPLE OF THE NIZHNY NOVGOROD REGION)

УДК 316.346.32-053.6 DOI: 10.24411/2713-1424-2020-00010

Морозова H.M., доцент, к.полит.наук, Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А.Добролюбова, доцент, м.н.с. международной междисциплинарной научно-исследовательской лаборатории «Изучение мировых и региональных социально-политических процессов»; замдиректора ПРИФ ФНИСЦ РАН, г. Нижний Новгород. E-mail: 4379037(фдтаИсот

Леушкин Д.А., студент, Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А.Добролюбова, г. Нижний Новгород. E-mail: [email protected]

Natalia М. Morozova, Ph.D (Political science) Associate Professor, junior researcher of the International Cross-Disciplinary Laboratory «The Study of Global and Regional Sociopolitical Processes» of Linguistic University of Nizhny Novgorod, Deputy Director of the Volga branch of the Federal Research Sociological Centre of the Russian Academy of Science, Nizhny Novgorod. Email: 4379037(a)gmaiLcom

DmitrivA. Leushkin. student of Linguistic University of Nizhny Novgorod. Email: [email protected]

Аннотация

Статья посвящена проблеме фальсификации истории, крайне обострившейся в XXI веке. Неотъемлемой частью фальсификации представляется процесс манипулирования историческим сознанием. Авторы рассматривают некоторые часто используемые механизмы и технологий манипулирования, анализируя их применение в контексте искажения фактов и событий Великой отечественной войны. В статье анализиоуются последствия информационного воздействия на историческое и ценностное сознание молодежи. Выводы авторов основываются на результатах социологических исследований, проведенных в Нижегородской области. Исследования направлены на анализ изменений ценностного сознания современной молодежи.

Annotation

The article is devoted to the problem of falsification of history, which has become extremely aggravated in the 21st century. The process of manipulating historical consciousness seems to be an integral part of falsification. The authors consider some frequently used manipulation mechanisms and technologies, analyzing their application in the context of distorting the facts and events of the Great Patriotic War. The article analyzes the consequences of information impact on the historical and value consciousness of young people. The authors' conclusions are based on the results of sociological studies conducted in the Nizhny Novgorod region. Research is aimed at analyzing changes in the value consciousness of modern youth.

Ключевые слова: историческая память, историческое сознание, молодежь, технологии манипулирования, фальсификация истории, Великая отечественная война.

Keywords: historical memory, historical consciousness, youth, manipulation technologies, falsification of history, the Great Patriotic War.

Историческое сознание традиционно является объектом воздействия различных политических сил, в частности разных групп элит, что весьма ярко продемонстрировал XX в. и свидетелями чему мы сегодня являемся. Смена политического руководства, как следствие смена политического курса, сопровождалась трансформацией исторической памяти. Происходило «очернение» прошлого, предание символических для целого ряда поколений событий забвению. Но, не смотря на попытки нивелироваться значение событий времен Великой Отечественной войны, она остались в памяти практически каждой семьи, жившей на территории России и постсоветского пространства. События Великой Отечественной войны сегодня носят сакральный, символический характер, выполняют функцию сохранения преемственности поколений. Это в свою очередь обеспечивает стабильность государства. Что же мы видим сегодня?

Социологические исследования, проводимые в последние 5 лет, направленные на исследование динамики ценностных ориентаций молодежи и ее отношения к событиям 1941-1945 гг., свидетельствуют, что пока в сознании большинства молодых людей сохраняется память о героических поступках военного времени, уважение и почтение к воинам и работникам тыла, жертвовавших собою во имя победы. Но необходимо признать, что доля таки молодых людей сокращается.

В условиях трансформации глобальной политической системы и усиления информационного противоборства, ведется борьба за ценностные ориентации и историческую память современной молодежи. В связи с этим крайне актуализировалась проблема фальсификации истории.

Необходимо отметить, что идея фальсификации сама по себе не нова. В советские времена история войны была предметом множества искажений.

Первая и самая важная фальсификация касалась количества жертв в Советском Союзе и Германии. Сталин в 1946 году ввел в обращение цифру в 7 миллионов человек как размер советских военных потерь, и стало понятно, что в него входят жертвы как Красной Армии, так и гражданского населения. Откуда пришло это число, неизвестно. Во времена Хрущева «сверху» была представлена новая цифра советских потерь во время войны 1941-1945 годов: 20 миллионов человек. Новая цифра в 27 миллионов погибших на войне появилась в эпоху перестройки [4. С.74]. Уже на этом этапе искажение событий, фальсификация истории становится технологией манипуляции коллективной памятью

Негативно-искажённая трактовка Великой Отечественной войны ставит под сомнение её историко-нравственную значимость. Сегодня фактически можно говорить о существовании как «традиционного» подхода, так и новых, «интерпретативных», подходов при освещении событий Великой Отечественной войны. Конечно, традиционный подход также является интерпретацией, но интерпретацией, основанной на источниках, рассказах непосредственных участников военных событий. Согласно опросам ВЦИОМ, именно «традиционный подход» к восприятию событий ВОВ сохраняется у большинства современных российских и 92% россиян считают важным знать историю нашей страны, 83% полагают необходимым бороться с ее фальсификациями [6].

Целью фальсификации истории России, искажения событий и итогов ВОВ, является последующая деморализации общества, трансформация ценностей населения, разрушение «духовной» составляющей, изменение ментальное™ русского человека, превращение его в «управляемый механизм» [3. С.61]. В случае успешной реализации этих технологий общество окажется атомизировано, расколото, ослаблено, обескровлено. Будут ослаблены социальные связи. Такое общество не представляет труда расколоть, появляется возможность манипулирования отдельными группами.

Методов, механизмов и технологий манипулирования сознанием, используемых по всему миру, довольно много. Наиболее распространенные и очевидные:

1. Использование словесного предложения. Выдвигая нужную идею, инициатор манипуляций организует масштабное «обсуждение» этой проблемы в СМИ, выступления «аналитиков», высказывания «авторитетных мнений» и т. д. Другими словами, зритель буквально «убежден» принять ту или иную точку зрения.

2. Умышленное искажение отражения реальности в средствах массовой информации, предоставление намеренно противоречивой, неточной и заведомо предвзятой информации.

3. Перенос конкретного факта в сферу общего, возведение одного случая в ранг системы. Обратный метод - искусственная фрагментация одной цепочки событий на отдельные факты.

4. Использование слухов, догадок, предвзятых толкований вместо достоверных фактов и мнений, основанных на анализе доступной информации.

5. Манипулятивные технологии сложного типа, то есть основанные на методах подмены понятий, нарушающие принцип силлогизма в аргументации, построение дедуктивных и индуктивных цепочек на заведомо неверных предположениях.

6. Метод фрагментации - подача информации по частям, стремление не дать человеку увидеть общую картину

7. Методы, используемые в классической пропаганде - многократные повторения, метод «абсолютной лжи» или «Метод Геббельса» («Чем чудовищнее ложь, тем легче будет в нее поверить)

8. Создание ложных авторитетов и экспертов. Лица, высказывающие точку зрения, благоприятную для манипуляторов, незаслуженно превозносятся, их имидж активно продвигается в качестве экспертов.

Необходимо отметить, что ключевым объектом информационного воздействия сегодня является молодежь, их ценностные основания и ориентиры школьников и студентов являются еще весьма пластичными. К отличительным характеристикам современной молодежи можно отнести и снижение уровня критического мышления. Это означает, что молодое поколение легко доверяет информации, в том числе, взятой из интернет -источников (разного рода сайтов, блогов, социальных сетей и т.д), воспринимая их как объективные и не ангажированные.

С 2006 по 2018 гг. исследователями НГЛУ H.A. Добролюбова проводилось исследование «Динамика ценностных ориентаций молодежи», отразившее в том числе увеличение доли тех молодых людей Нижегородской области, кто рассматривает интерне в качестве основного источника информации. В 2006 г. доля юных респондентов, выбравших интернет в качестве источника составляла 48% [2. С.68-69; ], а в 2018 г. - 84,9%/

Рис.1 Доля молодежи, выбирающая телевидение и интернет в качестве

основного информационного источника

Телевидение и интернет как источник информации нижегородской молодежи

84,9

I I I I I

Й и я J J J

2006 2011 2014 2015 2016 2018

■ Телевидение ■ Интернет

На Рис. 1. приведены основные виды источников информации -интернет и телевидение. Отметим, что речь идет о том, что молодежь

1 Шестой этап исследования «Динамика ценностных ориентаций молодежи», 2018-2019 гг. Респонденты -учащиеся нижегородских ВУЗов и старших классов школ Нижегородской области.

СТОЛЫПИНСКИЙ ВЕСТНИК №3.2020

100 80 60 40 20 0

российских регионов (на примере Нижегородской области) доверяет интернет-источникам. А это позволяет заинтересованным силам активно использовать самый широкий спектр манипулятивных технологий. Технологии, манипуляции и факты искажения истории Великой Отечественной войны зашли так далеко, что их сейчас используют политические деятели различных стран мира для реализации своих политических идей и задач [1].

Основу для подобного рода манипуляций составляет низкий уровень знаний, точнее незнание фактов, событий, героев, побед и т.д. В 2013 г. Российская газета обнародовала результаты исследования «Отношение современной российской молодежи к подвигу советского народа в ВОВ», проведенного Московским гуманитарным университетом в целом ряде российских городов. Данные не утешительны: четверть опрошенных не слышали о Сталинградской битве, каждый второй затрудняется назвать героев Великой Отечественной войны [5].

Результаты Всероссийского исследования «Что мы знаем о войне»2 показывают, что меньше четверти (21%) нижегородских студентов оценивают свои знания, как весьма полные и достаточные. Основная часть опрошенных (43,4%) склоняется варианту, что им не хватает знаний и хотелось бы больше. Но больше всего настораживает те, кто оценивают свои знания как «недостаточное», причем 28,7% считают, что они знают мало, но им достаточно (Рис. 2). Именно последние свидетельствуют об эффективности технологий манипулирования сознанием и успехе в области фальсификации истории.

2 Исследование «Что мы знаем о войне», поводилось РОС в декабре 2019 -марте 2020 г. преимущественно в он-лайн формате. В целевую группу вошли 10 065 студентов разных профилей и направлений обучения из 143-х российских ВУЗов, расположенных в 30 городах.

Рисунок 2. Оценка нижегородскими студентами уровня своих знаний о

ВОВ

Оценка нижегородской молодежью своего уровня знаний о ВОВ

45 40

35 30 25 20 15 10

1 1 1 1 1 ш

да не совсем, надо не совсем, но

бы больше, мне хватает

Об успехе политике по разрушению исторической памяти и фальсификации истории свидетельствует и отношение современной молодежи к вопросу героизма, примерами которого наполнена история развития Великой отечественной войны. 25,5% считают, что память о войне, подвигах и героях уходит в прошлое и замещается актуальными событиями нашего времени.

Сохранение исторической памяти является архиважной задачей современной власти. Но в этот процесс должны включаться все активные социальные групп. Как показывает практика, борьба за историческую правду требует больших усилий, времени. Она требует серьезной, кропотливой системной работы отечественных ученых-историков, общественников, политиков, государственных деятелей, журналистов, преподавателей в школах и ВУЗах и всего общества в целом.

Литература

1. Аксененко С. «Великая ложь о Великой войне. Разоблачение фальсификации истории Великой Отечественной». [Электронный ресурс]. URL: http://www.hrono.ru/statii/2010/aks vov.php (Дата обращения 10.04.2020)

2. Динамика ценностных ориентаций молодежи (2006-2014 гг.): монография. - Н.Новгород, 2014. - 232

3. Ибрагимова Г.Ш. Проблема фальсификации событий Великой Отечественной Войны. К., 2016. 134с.

4. Микрюков В.Ю. О фальсификации истории Великой Отечественной войны // Вопросы истории. 2010. № 12. С.74-81

5. Российские студенты не помнят героев ВОВ. [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: https://rg.ru/2013/06/19/pamyat-site.html (Дата обращения:28.02.2020 (Дата обращения: 15.08.2020)

6. Фальсификаторы истории и нужно ли с ними бороться?» [Электронный ресурс]// ВЦИОМ URL: https://wciom.ru/index.php? id=236&uid=115249(flaTa обращения: 15.04.2020)

Literature

1. Aksenenko S. "The great lie about the Great War. Exposing the falsification of the history of the Great Patriotic War. [Electronic resource]. URL: http://www.hrono.ru/statii/2010/aks_vov.php (accessed: 04.10.2020)

2. Dynamics of value orientations of youth (2006-2014): monograph. -N. Novgorod, 2014 PP.232.

3. Ibragimova G.Sh. The problem of falsification of the events of the Great Patriotic War. K., 2016. PP.134.

4. Mikryukov V.Yu. On falsification of the history of the Great Patriotic War // Questions of history. 2010. N.12. P.74-81

5. Russian students do not remember the heroes of the Second World War. [Electronic resource] // Russian newspaper. URL: https://rg.ru/2013/06/19/pamyat-site.html (accessed: 15.08.2020)

6. Falsifiers of history and should we fight them? [Electronic resource] // VCIOM. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=l 15249 (accessed:: 15.04.2020)

Рекомендательное письмо на статью «ВЛИЯНИЕ МАНИПУЛЯТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)», подготовленную коллективом авторов в составе: Морозовой Н.М., Леушкиным Д.А.

1.Статья соответствует тематике (направлению) журнала Полностью

2.Статья содержит: Новые факты

3.Название статьи соответствует содержанию Да

4.Аннотация (15-20 строк) Четко отражает основное содержание статьи

5.Методы исследования Адекватны целям статьи

6.Эксперименты и данные Статистически обработаны

/.Обсуждение и интерпретация данных Соответствует материалу

Я.Рисунки и подписи к рисункам Ясны и понятны

9.Таблицы и заголовки к таблицам Хорошо соответствуют данным

10. Список литературы содержит ссылки на публикации за последние 5 лет. Ссылки на иностранные источники использованы.

Достаточный

11. Стиль статьи Статья написана хорошим языком

12. Оригинальность текста (анализ текста и поиск копий в Интернете, еЫЬгагу и др.): Наличие заимствований не найдено

13. Заключение: Следует рекомендовать для публикации

Для пояснения используйте дополнительные страницы.

Декан Высшей школы международных отношений и мировой политики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.