Научная статья на тему 'Влияние макросреды на рынок фотоуслуг в России'

Влияние макросреды на рынок фотоуслуг в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1513
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ФОТОУСЛУГ / ФОТОГРАФИЯ / МАКРОСРЕДА РЫНКА ФОТОУСЛУГ / ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА ФОТОУСЛУГ / PHOTO SERVICES MARKET / PHOTOGRAPHY / MACRO-ENVIRONMENT OF PHOTO SERVICES MARKET / PHOTO SERVICES MARKET TRENDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Милева Маргарита Яковлевна,

Данная статья предназначена для рассмотрения актуального состояния рынка фотоуслуг в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of the macro environment on the market of photo services in Russia

This article is intended to review the current state of the photo services market in Russia.

Текст научной работы на тему «Влияние макросреды на рынок фотоуслуг в России»

Влияние макросреды на рынок фотоуслуг в России The impact of the macro environment on the market of photo services in Russia

Милева Маргарита Яковлевна

Студент 1 курса

Факультет Факультет технологического менеджмента и инноваций Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий,

механики и оптики

Кронверкский проспект, 49, Санкт-Петербург, 197101, Российская Федерация

e-mail: margomileva@gmail.com

Mileva Margarita Yakovlevna

Student 1 term

Faculty of Faculty of Technology Management and Innovations Saint-Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics Kronverkskiy prospect, 49, Saint-Petersburg, 197101, Russian Federation

e-mail: margomileva@gmail.com

Научный руководитель Будрин Александр Германович

Доктор экономических наук

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий,

механики и оптики

Кронверкский проспект, 49, Санкт-Петербург, 197101, Российская Федерация

e-mail: ag_budrin@mail.ru

Scientific adviser Budrin Aleksandr Germanovich

Doctor of Economic Sciences

Saint-Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics Kronverkskiy prospect, 49, Saint-Petersburg, 197101, Russian Federation

e-mail: ag_budrin@mail.ru

Аннотация.

Данная статья предназначена для рассмотрения актуального состояния рынка фотоуслуг в России. Annotation.

This article is intended to review the current state of the photo services market in Russia.

Ключевые слова: Рынок фотоуслуг, фотография, макросреда рынка фотоуслуг, тенденции рынка фотоуслуг.

Key words: Photo services market, photography, macro-environment of photo services market, photo services market trends.

Рынок фотоуслуг в Санкт-Петербурге характеризуется большим количеством участников, развитой конкурентной средой и низкими барьерами входа на рынок. В целом рынок фотоуслуг - это рынок совершенной конкуренции, где существует большое количество производителей (фотографов, студий, типографий), создающих примерно одинаковые объемы совершенно заменяемой идентичной продукции (фотосъемки, печать фото, аренда фотостудий). Для того, чтобы оценить влияние факторов макросреды на рынок фотоуслуг в Санкт-Петербурге был проведен PEST-анализ.

Было выяснено, что главным политико-правовым фактором, влияющими на рынок фотоуслуг, является внедрение законопроекта о самозанятых гражданах. 27 ноября 2018 года президентом был подписан закон № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»». [1] Согласно закону, к «самозанятым» на сегодняшний день относят лиц, у которых нет работодателя и у которых нет наемных работников, то есть это граждане, получающие доход от своей личной

трудовой деятельности. Фотографы попадают под эту категорию и могут оформлять бизнес как самозанятый. Для бизнеса в сфере фотоуслуг данный фактор может сыграть позитивную роль, так как самозанятый фотограф обретает легальность статуса с учетом трудового стажа и выплатой пенсионных и страховых взносов; получает возможность составлять договоры и получать кредиты на льготных условиях. Для тех самозанятых, кто оказывает услуги или продает товары физическим лицам, налоговая ставка составит 4%, а для тех, кто оказывает услуги юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, — 6%. Еще одним преимуществом статуса является тот факт, что самозанятые граждане не обязаны предоставлять отчетность о доходах в налоговые органы, покупать кассовые аппараты и т.д. Также важным аспектом является обретение ответственности, что позволит конкуренции на рынке избавиться от низкокачественных предложений. Отрицательным аспектом статуса самозанятых граждан для рынка фотоуслуг является запрет на найм персонала (в отличии от статуса индивидуального предпринимателя, где найм персонала разрешен).

Среди экономических факторов были выделены уровень покупательской способности и безработицы. Уровень покупательской способности влияет на спрос в целом, а уровень безработицы - важный фактор макросреды. Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций в марте 2019 г., по оценке, составила 45000 рублей и по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года выросла на 5,2%, в I квартале 2019 г. - на 5,6%. И, несмотря на то, что реальные денежные доходы, по оценке, в I квартале 2019 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года снизились на 2,0%, незначительное уменьшение потребительской способности на приобретение товаров и услуг не окажет влияния на спрос на основные услуги, а также на услуги, связанные с эстетической компонентой (такие как фотоуслуги). [2] Уровень безработицы в марте 2019 г. составил 4,7% по данным РОССТАТа. Однако, реальный уровень выше, поскольку существенная часть неработающих граждан не регистрируется на бирже труда, либо работают нелегально. [3] Профессия фотографа является одной из наиболее привлекательных для безработных граждан, так как, в обыденном понимании граждан, не требует профессионального обучения (иными словами, главный критерий - это наличие фотоаппарата). Как следствие, рынок фотоуслуг переполнен неквалифицированными кадрами и некачественными предложениями, что неминуемо влечет за собой падение доверия целевой аудитории к данной сфере услуг.

Социальные факторы влияния связаны с изменением образа и стиля жизни граждан России, а также с упрочнением роли социальных сетей в их жизни. По данным РАЭК, ежемесячная аудитория Интернета в апреле - сентябре 2018 года достигла 90 млн человек и составила 74% населения страны старше 12 лет. При этом, каждый день в Сеть заходят 86% российских интернет-пользователей. [4] Данный факт влияет на спрос на фотоуслуги в целом, так как, во многом, он поддерживается благодаря социальным сетям. С другой стороны, многие блогеры составляют конкуренцию профессиональным фотографам. Охват их аудитории зачастую больше, чем у фотографа, а, следовательно, и шансы быть замеченным также растут. Изменение стиля жизни -важный стимулирующий фактор для развития фоторынка, так как качественные фотоотчеты о поездках, увлечениях являются обязательным условием для реализации идеи. Это увеличивает конкуренцию, повышает общий уровень культуры фотографии. Однако, с другой стороны, данная тенденция грозит появлением большого количества неквалифицированных фотографов, предоставляющих некачественные фотоуслуги и не располагающие достаточным количеством знаний, что также снижает доверия со стороны целевого потребителя.

К одному из основных технологических факторов, влияющих на рынок фотоуслуг можно отнести развитие коммуникационных технологий в интернете. В данный момент наблюдается стремительное увеличение роли социальных сетей, блогов, и сайтов. Для того что бы успешно конкурировать, фирмам необходимо описать товар или услугу как можно более подробно. Для того, чтобы качественно визуализировать товар необходимы

услуги фотографа. Спрос на фотоуслуги рождает предложение, увеличивается количество субъектов рынка. В следствие повышения конкуренции на рынке фотографии повышается и среднее качество продукта, как с технической, так и с художественной точки зрения. Однако, за счет высокой скорости распространения информации быстрее начинают сменяться тренды в фотографии. И фотографам уже недостаточно придерживаться одного стиля, одного жанра или одного подхода к получению снимков для того, чтобы привлечь внимание целевой аудитории. Таким образом растет конкуренция на рынке фотоуслуг.

Рынок фотоуслуг не развивается обособленно, его смежным рынком является рынок фототехники, поэтому развитие рынка фототехники способствует развитию рынка фотографии.

Важнейшим технологическим фактором также является развитие нейронных сетей. Нейронные сети могут помочь фотографу улучшить качество фотографий, облегчить ретушь, и обработку: убрать лишние объекты на фото, дополнить недостающие участки фото, слишком темные или светлые участки, уменьшить шум и увеличить резкость и разрешение фотографии без потери качества. Более того, нейронные сети позволяют определить ключевые особенности стиля фотографии и повторить его самостоятельно, обработав изображение так, чтобы оно было в том же стиле, что и референтное. Уже существуют прототипы сетей, которые решают задачу построения 3d-модели по обычной фотографии, и даже построения 3d-сцены, что дает практически неограниченные возможности для получения качественного результата. [5,6]

Заключительным технологическим фактором является развитие мобильной фотографии. Благодаря современным технологиям, фотография, сделанная на мобильный телефон может составить достойную конкуренцию фотографии, сделанной на профессиональную камеру, что может негативно сказаться на рынке фотоуслуг. Рынок фототехники вступает в борьбу за клиента, так как аудитория все чаще отдает предпочтение многофункциональному портативному устройству, так как качество снимков с новых мобильных телефонов достаточно хорошее, чтобы делать фотографии самостоятельно, а не прибегать к услугам фотографа.

По результатам проведенного исследования составлена таблица и дана оценка (степень влияния) по каждому из рассматриваемых факторов (по отношению к субъектам рынка фотоуслуг). Краткие результаты РБ8Т-анализа рынка фотоуслуг приведены в таблице 1.

Таблица 1. РБ8Т-анализ рынка фотоуслуг в России

Факторы Оценка влияния [-3,+3] Итоговая оценка

Позитивное влияние на рынок, отрасль и компанию Негативное влияние на рынок, отрасль и компанию

Политические факторы

Создание и развитие законопроекта о самозанятых гражданах [+3] [-1] [+2]

Экономические факторы

Уровень покупательской способности [+2] [-1] [+1]

Уровень безработицы [0] [-2] [-2]

Социальные факторы

Рост присутствия в социальных сетях [+3] [-1] [+2]

Факторы Оценка влияния [-3,+3] Итоговая оценка

Позитивное влияние на рынок, отрасль и компанию Негативное влияние на рынок, отрасль и компанию

Изменение образа и стиля жизни [+2] [-1] [+1]

Технологические факторы

Развитие коммуникационных технологий в интернете [+3] [-1] [+2]

Развитие фототехники [+3] [0] [+3]

Развитие нейронных сетей [+3] [0] [+3]

Распространение мобильной фотографии [0] [-2] [-2]

Список используемой литературы:

1.Федеральный закон от 27.11.2018 № 425-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]:

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201811270054?index=0&rangeSize=1

2.Занятость и безработица // РОССТАТ [Электронный ресурс]:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/

З.Уровень жизни населения России 2018 // РОССТАТ [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/

4.86% российских интернет-пользователей заходят в сеть ежедневно // РАЭК [Электронный ресурс]: https://raec.ru/live/branch/10733/

5.Нейронные сети: практическое применение // Хабрхабр [Электронный ресурс]: https://habrahabr.ru/post/322392/

6.Нейросеть научили делать «профессиональные фотографии» из пейзажей Google Street View // N+1 [Электронный ресурс]: https://nplus 1. ru/news/2017/07/17/machine -learning-photography

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.