Научная статья на тему 'Влияние логистики на выстраивание коммуникаций с потребителями'

Влияние логистики на выстраивание коммуникаций с потребителями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
логистика / коммуникации / цепи поставок / санкции / структурная трансформация / потребители / logistics / communications / supply chains / sanctions / structural transformation / consumers

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шишкин Егор Сергеевич, Вадим Сергеевич Кудряшов

Целью проведения исследования является анализ влияния логистики на выстраивание коммуникаций с потребителями. На фоне трансформации системы архитектуры мирового порядка в условиях беспрецедентного санкционного воздействия со стороны стран ЕС, G7, США и их союзников на экономику Российской Федерации, интегрированные мирохозяйственные логистические связи страны претерпевают масштабные структурные изменения. Разрушение отлаженных коммуникаций с потребителями в рамках сформировавшейся международной производственнокооперационной и внешнеторговой деятельности вызвали глобальные изменения во всей логистической цепи поставок российских экспортно-ориентированных предприятий. Создание новой логистической инфраструктуры способствует развитию отечественной экономики и обеспечивает российским предприятиям коммуникации в цепи поставок с потребителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Impact of logistics on building communications with consumers

The purpose of the study is to analyze the impact of logistics on building communications with consumers. Against the backdrop of the transformation of the system of architecture of the world order in the context of the unprecedented sanctions impact on the economy of the Russian Federation by the EU, the G7, the United States and their allies, the country's integrated world economic logistical ties are undergoing large-scale structural changes. The destruction of well-established communications with consumers within the framework of the established international production, cooperation and foreign trade activities caused global changes in the entire logistics supply chain of Russian export-oriented enterprises. The creation of a new logistics infrastructure contributes to the development of the domestic economy and provides Russian enterprises with communications in the supply chain with consumers.

Текст научной работы на тему «Влияние логистики на выстраивание коммуникаций с потребителями»

ББК 65.01 УДК 338.24

JEL P28, Q34, Q28, Q35

Влияние логистики на выстраивание коммуникаций с потребителями

Шишкин Егор Сергеевич, магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Адрес: 199178, Россия, Санкт-Петербург, Средний пр. В.О. д. 57/43 E-mail: shishkinegor2013@yandex.ru

Научный руководитель: Вадим Сергеевич Кудряшов, к.э.н., доцент кафедры менеджмента, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Адрес: 199178, Россия, Санкт-Петербург, Средний пр. В.О. д. 57/43 ORCID: 0000-0002-5075-5247

Аннотация: Целью проведения исследования является анализ влияния логистики на выстраивание коммуникаций с потребителями. На фоне трансформации системы архитектуры мирового порядка в условиях беспрецедентного санкционного воздействия со стороны стран ЕС, G7, США и их союзников на экономику Российской Федерации, интегрированные мирохозяйственные логистические связи страны претерпевают масштабные структурные изменения. Разрушение отлаженных коммуникаций с потребителями в рамках сформировавшейся международной производственно-кооперационной и внешнеторговой деятельности вызвали глобальные изменения во всей логистической цепи поставок российских экспортно-ориентированных предприятий. Создание новой логистической инфраструктуры способствует развитию отечественной экономики и обеспечивает российским предприятиям коммуникации в цепи поставок с потребителями.

Ключевые слова: логистика; коммуникации; цепи поставок; санкции; структурная трансформация; потребители.

Impact of logistics on building communications with consumers

Egor S. Shishkin, master student, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation Address: 199178, Russia, St. Petersburg, Sredny Ave. V.O. d. 57/43 E-mail: shishkinegor2013@yandex.ru

Supervisor: Vadim Sergeevich Kudryashov, Ph.D. in Economics, Associate Professor of the

Department of Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration

under the President of the Russian Federation

Address: 199178, Russia, St. Petersburg, Sredny Ave. V.O. d. 57/43

ORCID: 0000-0002-5075-5247

Abstract: The purpose of the study is to analyze the impact of logistics on building communications with consumers. Against the backdrop of the transformation of the system of architecture of the world order in the context of the unprecedented sanctions impact on the economy of the Russian Federation by the EU, the G7, the United States and their allies, the country's integrated world economic logistical ties are undergoing large-scale structural changes. The destruction of well-established communications with consumers within the framework of the established international production, cooperation and foreign trade activities caused global changes in the entire logistics supply chain of Russian export-oriented enterprises. The creation of a new

logistics infrastructure contribues to the development of the domestic economy and provides Russian enterprises with communications in the supply chain with consumers.

Key words: logistics; communications; supply chains; sanctions; structural transformation; consumers.

Введение

Трактовку содержания понятия «коммуникации» в научной литературе применительно к экономике и логистике, связывают с процессами выстраивания долгосрочного производственно-торгового взаимодействия производителей продукции, услуг, финансов, технологии, ресурсов, информации со своими клиентами (и бизнес-партнерами), на основе созданной логистической инфраструктуры [2]. В широком понимании термина «коммуникации» в научной литературе отмечают наличие определяющих социально-экономических, политических или иных связей между производственно-хозяйствующими субъектами и их клиентами, способствующих достижению ключевых целей организаций при ведении деятельности [5]. При этом отлаженные логистические связи значительно облегчают производственно-хозяйствующим субъектам ведение оперативного планирования и реализацию координирующего взаимодействия как между организациями и их клиентами в рамках уже существующих коммуникаций, так и в рамках только вновь выстроенных коммуникаций [4].

Обсуждение

В узком понимании термина «коммуникации» применительно к организационному плану производственно-хозяйствующего субъекта с позиции обеспечения контактов с потребителями продукции, услуг, финансов, технологии, ресурсов, информации в научной литературе содержание данного понятия рассматривают в качестве динамического процесса, связанного непосредственно с реализацией взаимодействия между организациями и потребителями на базе совокупности технических средств логистической инфраструктуры [1].

В современных условиях логистика предполагает управление информационными, материальными, финансовыми, людскими потоками с позиции формирования экономических отношений, а, следовательно, содействует развитию коммуникаций бизнеса, его партнеров и его клиентов [2].

Следует отметить, что развитие логистической инфраструктуры в целом выступает в качестве базового фактора развития российской экономики, так как оно нацелено прежде всего на выстраивание коммуникаций с потребителями продукции и ресурсов [3]. Здесь в качестве примера влияния логистики на выстраивание коммуникаций с потребителями, следует указать на утрату Российской Федерацией логистического способа транспортировки природного газа в страны ЕС по результатам диверсий на газопроводах «Северный поток 1» и «Северный поток 2» и частичного отключения участка нефтепровода «Дружба» на фоне развития конфликта на Украине (рис. 1.).

250 ЭКСПОРТ СЫРОЙ НЕФТИ,НЕФТЕПРОДУКТОВ И ПРИРОДНОГО ГАЗА ИЗ РОССИИ В СТРАНЫ ЕС

200 200 196,8 ^^"Экспорт нефтепродуктов в ЕС млн тонн

174,9

150 138,1 142,6 1 7 __155 Экспорт сырой нефти в ЕС млн тонн

126, / 122,4*4^

100 100,9 15 1 . \___ .41-111 1 V ' 1111

50 0 91,2 86,4 80 87,6 77,2 60,4 А Экспорт трубопроводного газа в ЕС млрд куб. м.

2018 2019 2020 2021 2022

Рис. 1. /Fig. 1. Динамика экспорта сырой нефти, нефтепродуктов, природного газа из

России в страны ЕС (млн тонн; млрд куб. м.) / Dynamics of exports of crude oil, oil products, natural gas from Russia to the EU countries (million tons; billion cubic meters)

Источник: составлено автором на основе данных [7]

Из таблицы 1 следует отметить, что утрата логистической трубопроводной инфраструктуры, призванной для поставок природного газа и частичное отключение нефтепровода «Дружба», призванного для поставок нефти, а также разрыв автомобильного и железнодорожного сообщения между Россией и странами ЕС, призванного для поставок нефтепродуктов разрушили коммуникации между российскими экспортно-ориентированными предприятиями и их потребителями из стран Евросоюза.

Произошло масштабное снижение поставок природного газа по итогам 2022/2021 годов на 35,85% (-55,9 млрд куб. м.), масштабное снижение поставок нефти на 36,92% (-45,2 млн тонн) и масштабное снижение поставок нефтепродуктов на 31,05% (-27,2 млн тонн). Таким образом, потеря логистического способа транспортировки углеводородов и природного газа привела к разрыву коммуникаций с потребителями и крайне негативно отразилась на развитии экономики России в целом.

Вместе с тем, представим позитивный пример развития логистической инфраструктуры, которое выступило в качестве базового фактора укрепления российской экономики на базе сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона в рамках выстраивания коммуникаций с потребителями продукции и ресурсов из Индии, Китая, Вьетнама и прочих стран (рис. 2).

140 ЭКСПОРТ СЫРОЙ НЕФТИ,НЕФТЕПРОДУКТОВ И ПРИРОДНОГО ГАЗА ИЗ РОССИИ В СТРАНЫ АТР

120 100 114,4 ^^"Экспорт трубопроводного газа в АТР млрд куб. м.

80 78,18 80,79 71 76 ^^НЭкспорт нефтепродуктов в АТР млн тонн

69,3

60

40 22,8 21,6 20,6 21,9 25,2 А Экспорт сырой нефти в АТР млн тонн

20 15,5

0 2(018 20019 4 1 2020 10,39 2021 2022

Рис. 2. /Fig. 2. Динамика экспорта сырой нефти, нефтепродуктов, природного газа из России в страны АТР (млн тонн; млрд куб. м.) / Dynamics of exports of crude oil, oil products, natural gas from Russia to Asia-Pacific countries (million tons; billion cubic meters)

Источник: составлено автором на основе данных [7]

Из таблицы 2 следует отметить, что создание логистической трубопроводной инфраструктуры газопровода «Сила Сибири-1» и в будущем введение в эксплуатацию газопровода «Сила Сибири-2» приведет к увеличению поставок газа в страны АТР до 50 млрд. куб. м., но в настоящее время по итогам 2022/2021 года произошло масштабное увеличение поставок природного газа в страны АТР на 49,13% (5,11 млрд куб. м.). Так благодаря логистике были выстроены новые коммуникации российских экспортно-ориентированных газодобывающих предприятий с потребителями.

Выводы

Подводя итоги анализа также следует отметить, что укрепление морской портовой инфраструктуры и увеличение количества технических средств морского логистического назначения (судов), призванных для поставок нефти и нефтепродуктов выстроило новые коммуникации между российскими экспортно-ориентированными нефтедобывающими и перерабатывающими предприятиями и их потребителями из стран АТР. По итогам 2022/2021 года произошло масштабное увеличение поставок нефти на 65,07% (45,1 млн тонн) и увеличение поставок нефтепродуктов на 15,06% (3,3 млн тонн). Таким образом, новые логистические способы транспортировки углеводородов и природного газа привели к образованию коммуникаций с потребителями и позитивным образом сказались на развитии экономики России в целом.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе присутствует высокий спрос на внешние экспортные поставки ресурсов: нефти, газа и нефтепродуктов, следовательно, Российская Федерация, выступающая в роли крупнейшего экспортера путем развития логистической инфраструктуры: транспортных магистралей российских железных и автомобильных дорог Северного широтного хода, воздушных коридоров, морских коридоров Северного морского пути, портовой инфраструктуры и складских терминалов таможенно-пропускных пунктов создаст и укрепит новые коммуникации с потребителями продукции, услуг, финансов, технологии, ресурсов, информации [6].

Заключение

Таким образом, анализ масштабных структурных изменений, произошедших среди сформировавшихся традиционных логистических каналов в глобальных цепочках поставок продукции и ресурсов от источника до потребителя на фоне развития кризиса на Украине в условиях санкционного воздействия на экономику Российской Федерации, подчеркивает ключевое влияние логистики на выстраивание коммуникаций с потребителями в условиях уязвимости обеспечения устойчивого функционирования сложившихся взаимосвязей сформировавшейся российской логистической системы и ее международных экономических звеньев.

Список источников

1. Бочкарев, А. А. Логистика городских транспортных систем : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Бочкарев, П. А. Бочкарев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 150 с.

2. Григорьев, М. Н. Коммерческая логистика: теория и практика : учебник для вузов / М. Н. Григорьев, В. В. Ткач, С. А. Уваров. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 507 с.

3. Дыбская, В. В. Логистика складирования : учебник / В. В. Дыбская. - Москва : ИНФРА-М, 2021. - 559 с.

4. Кириенко Н.В. Новая конфигурация глобальных производственно-сбытовых цепочек на агропродовольственном рынке // Белорусский экономический журнал. - 2022. -№ 1. - С. 62-78. - DOI 10.46782/1818-4510-2022-1-62-78. - ISSN 1818-4510. - EDN LTHVIR.

5. Клименко А.В., Королев В.А., Двинских Д.Ю., Рычкова Н.А., Сластихина И.Ю. Актуальный опыт зарубежных стран по развитию государственных систем стратегического планирования. Ч. 2 // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». М.: Высш. шк. экон., 2019. с 40.

6. Кудряшов В. С. Анализ теоретических положений по формированию логистического кластера в целях развития транспортного комплекса России // Дизайн. Материалы. Технология. - 2014. - № 1(31). - С. 83-86. - ISSN: 1990-8997. - EDN QDODUZ.

7. Мировой рынок нефти и газа - 2023 : [официальный сайт]. - URL: https://www.tadviser.ru/index.php TADVISER (дата обращения: 14.06.2023).

References

1. Bochkarev A.A., Bochkarev P.A. Logistics of urban transport systems: a textbook for secondary vocational education. 2nd ed., revised. and additional. Moscow: Yurayt Publishing House, 2022. 150 p.

2. Grigoriev M.N., Tkach V.V., Uvarov S.A. Commercial logistics: theory and practice: a textbook for universities. 3rd ed., Rev. and additional. Moscow: Yurayt Publishing House, 2022. 507 p.

3. Dybskaya, V.V. Logistics of warehousing: textbook. Moscow: INFRA-M, 2021. 559 p.

4. Kirienko N.V. A New Configuration of Global Value Chains in the Agri-Food Market. Belarusian Economic Journal. 2022;1:62-78. DOI 10.46782/1818-4510-2022-1-62-78. ISSN 18184510.

5. Klimenko A.V., Korolev V.A., Dvinskikh D.Yu., Rychkova N.A., Slastikhina I.Yu. Actual experience of foreign countries in the development of state systems of strategic planning. Part 2. National Research University Higher School of Economics. M.: Higher. school economics, 2019. p. 40.

6. Kudryashov V.S. Analysis of theoretical provisions on the formation of a logistics cluster for the development of the transport complex of Russia. Design. Materials. Technology. 2014;1(31):83-86. ISSN: 1990-8997.

7. World oil and gas market - 2023: [official website]. - URL: https://www.tadviser.ru/index.php TADVISER (date of access: 06/14/2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.