Влияние Логистики 4.0 на формирование логистической стратегии компаний сферы общественного питания
sovman.ru/article/10508/
Авторы
Фоломеев Евгений Евгеньевич магистрант Института магистратуры
Российская Федерация, Санкт-Петербургский государственный экономический
университет
Аннотация
Стратегический менеджмент определяет направление деятельности компании на несколько лет вперед. Менеджеры и владельцы бизнеса, создающие стратегии, должны предвидеть и уметь видеть системно. Логистика является одним из ключевых бизнес-процессов, и, несмотря на ее важность, компании постоянно сталкиваются с проблемами в этой области. Цель заключается в усилении эффективности логистических процессов на основе выбора вариантов новой стратегии для повышения удовлетворенности клиентов, достижения оптимальных общих затрат на логистику и роста производительности логистической системы. Обязательным условием правильного функционирования логистики для компаний, работающих в сфере общественного питания, является применение эффективной логистической стратегии в условиях Индустрии 4.0 и Логистики 4.0. Благодаря тщательному планированию, стратегическим инвестициям и сосредоточению внимания на повышении квалификации предприятия могут использовать Логистику 4.0 для стимулирования роста, повышения удовлетворенности клиентов и получения конкурентного преимущества в сегодняшней быстро развивающейся
логистической среде. Статья будет интересна для специалистов в области логистики, цифровой трансформации, бизнесменов и всех, кто изучает и исследует современные процессы интеграции новых технологий в бизнес.
Ключевые слова
логистическая стратегия, компания, Индустрия 4.0, Логистика 4.0, цифровые технологии, эффективность бизнес-процессов.
Рекомендуемая ссылка
Фоломеев Евгений Евгеньевич. Влияние Логистики 4.0 на формирование логистической стратегии компаний сферы общественного питания // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №1 (105). Номер статьи: 10508. Дата публикации: 30.01.2024. Режим доступа: https://sovman.ru/article/10508/
Authors
Folomeev Evgeniy Evgenievich
master's student of the Institute of Master's Studies
Russian Federation, St. Petersburg State Economic University
Abstract
Strategic management determines the direction of the company for several years ahead. Managers and business owners who create strategies must anticipate and be able to see systematically. Logistics is one of the key business processes, and despite its importance, companies constantly face problems in this area. The goal is to enhance the efficiency of logistics processes based on the selection of new strategy options to increase customer satisfaction, achieve optimal overall logistics costs and increase logistics system productivity. A prerequisite for the proper functioning of logistics for companies operating in the catering industry is the use of an effective logistics strategy in the conditions of Industry 4.0 and Logistics 4.0. Through careful planning, strategic investments and a focus on skill development, businesses can use Logistics 4.0 to drive growth, improve customer satisfaction and gain a competitive advantage in today's fast-paced logistics environment. The article will be of interest to specialists in the field of logistics, digital transformation, businessmen and anyone who studies and researches modern processes of integrating new technologies into business.
Keywords
logistics strategy, company, Industry 4.0, Logistics 4.0, digital technologies, business process efficiency.
Suggested citation
Folomeev Evgeniy Evgenievich. The impact of Logistics 4.0 on the formation of the logistics strategy of catering companies // Modern Management Technology. ISSN 22269339. — №1.(105), Art. # 10508. Date issued: 30.01.2024. Available at: https://sovman.ru/article/10508/
Введение
Актуальность статьи обусловлено тем, что логистическая стратегия является одним из ключевых бизнес-процессов, и, несмотря на ее важность, компании постоянно сталкиваются с проблемами в этой области. Стратегический менеджмент определяет направление деятельности компании на несколько лет вперед. Менеджеры и владельцы бизнеса, создающие стратегии, должны предвидеть и уметь видеть системно. Перманентное развитие и усиление конкурентоспособности играют решающую роль для любого эффективного бизнеса.
Проблема исследования заключается в недостаточном исследовании вопросов разработки стратегической логистики в условиях цифровой трансформации и отсутствии необходимых фундаментального подхода и рекомендаций в данной области для бизнеса общепита.
Цель заключается в усилении эффективности логистических процессов на основе выбора вариантов новой стратегии для повышения удовлетворенности клиентов, достижения оптимальных общих затрат на логистику и роста производительности логистической системы.
Новизна статьи заключается в предпринятой авторской попытке определения зависимости влияния Логистики 4.0 на формирование логистической стратегии компаний сферы общественного питания.
Гипотеза исследования: существенное определяющее влияние Логистики 4.0 на формирование логистической стратегии компаний сферы общественного питания.
Методология исследования. Для исследования систематизированы подходы ученых и бизнес-сообществ. Для достижения цели исследования применен контент-анализ, позволяющий сформировать комплексное преставление о проблеме и поиска путей их решения. В работе были использованы научные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, уточнение и сравнение.
Бизнесы находятся в постоянном поиске эффективной модели собственной идентификации среди конкурентов и поддерживания интереса со стороны клиентов, в т.ч. с помощью логистики. Одной из ведущих логистических задач успешного и конкурентоспособного предприятия является сокращение сроков доставки, снижение логистических затрат и получения конкурентных преимуществ в части качества логистических услуг. Эффективная логистическая стратегия позволяет влиять на указанные факторы. Логистика - это область, в которой
процессы видимы и осязаемы. Именно благодаря таким процессам экономия после оптимизации наиболее заметна. В современных условиях можно наблюдать существенное постоянное повышение интереса бизнеса к созданию логистической стратегии. Новые тенденции, такие как развитие навигации, информационных и коммуникационных технологий трансформируют возможности, цели и формы логистических стратегий. В настоящее время компании уже не в состоянии достигать успеха без применения широкого спектра логистических стратегий.
Как правило, логистические стратегии не в достаточной мере согласованы с другими функциональными стратегиями и со стратегиями более высокого уровня.
Результаты исследований
В настоящее время публикаций, посвященных логистической стратегии, относительно мало и в них описываются только некоторые выбранные инструменты и их использование для конкретных вопросов и задач [1]. Поэтому для бизнеса важной задачей является обеспечение соответствия логистических стратегий наиболее широким стратегическим целям отдельных предприятий и и групп компаний, связанных вместе в цепочке поставок.
Предприятия в условиях жесткой конкуренции и часто меняющейся рыночной ситуации должны сосредоточиться на внутренних проблемах и ориентировать свою стратегию на внешние воздействия. В последние годы технологии стремительно развиваются, и бизнесу становится крайне важно уметь использовать их для разработки логистической стратегии.
При этом, первично до создания эффективной логистической стратегии предприятие должно иметь определенную миссию, цели, направление и видение. На предприятиях сферы общепита существует проблема недостаточного внимания к разработке современной логистической стратегии. Среди предприятий существуют разные взгляды на логистическую стратегию. У некоторых нет определенной стратегии, а у некоторых есть определенная стратегия для некоторых типов бизнес-логистики, например, логистики распределения. У одних компаний существует стратегия, определенная материнской компанией. Другие бизнесы могут разработать ее самостоятельно.
Логистическую стратегию можно определить как набор альтернативных решений по работе и поведению логистической системы предприятия, ведущих к достижению логистических бизнес-целей и описанию того, как система должна реализовать каждый шаг стратегии [2].
В условиях, когда основное внимание компания уделяет повышению эффективности логистики и ускорению потоков в логистических цепочках, то это может обеспечивать оптимизацию запасов и высвобождению капитала вместе с
сокращением логистических затрат. В зрелой рыночной среде активное участие логистики в разработке стратегии компании является предпосылкой конкурентоспособности бизнеса.
Стратегия предприятия определяет миссию и цели бизнеса. К основным целям относятся приоритеты логистической системы предприятия, для достижения которых формируется логистическая стратегия. В итоге это определяет подцели -рост производительности и наращивание экономических бизнес-преимуществ. Для достижения этих целей выбираются различные методы и пути [3]. Контроль реализации постановленных логистических целей обеспечивает логистический контроллинг, позволяющий принимать своевременные корректирующие действия бизнес-процессов.
На логистическую стратегию в современных условиях влияет внешняя среда, преимущественно в виде инновационных разработок и внешних систем. Логистика — это область, где еще есть возможности для снижения затрат и оптимизации процессов, но необходимы первоначальные инвестиции в современные цифровые технологии в условиях развития Индустрии 4.0 или Четвертой промышленной революции
В последние годы цифровая трансформация в рамках Индустрии 4.0 стала необходимостью для предприятий, т.к. позволяет бизнесу становиться гибким, маневренным и оперативно реагирующим на стремительные изменения. Логистика не является исключением, т.к. перманентно претерпевает существенные трансформации в условиях развития передовых технологий Четвертой промышленной революции, радикально изменяющих логистические процессы и операции.
Современные условия развития бизнеса предопределяют существенную корреляцию между стратегической логистикой компании и выбранными технологиями Индустрии 4.0.
Бизнес-среда развивается в настоящее время в условиях интенсивных трансформаций, ускоряющихся изменения и динамичного развития. За прошедшие годы в логистической сфере возникло множество радикальных изменений, и поскольку технологии продолжают трансформировать мир, их влияние на логистику будет постоянно усиливаться. В итоге это может привести к смене парадигмы в том, как компании оперативно и эффективно доставляют товары клиентам [4]. После пандемии коронавируса логистическая составляющая компаний общепита испытывает большее, чем когда-либо, давление, требующее улучшения своих бизнес-процессов. Клиента нужны бесперебойные логистические потоки без сбоев и проблем.
В современных реалиях Индустрия 4.0 существенно влияет на экономику каждой страны, т.к. осуществляет радикальные трансформации не только в логистике, но и целом в самом обществе и экономике мира. Индустрия 4.0 представляет собой
осуществление автоматизации и цифровизации с применением новых инновационных технологий. Четвертная промышленная революция основана на соединении Интернета вещей с современными устройствами, которые общаются друг с другом через киберфизические системы и независимы от человека. Фактическое внедрение и последующее использование Индустрии 4.0 и ее технологий на в бизнесе относится и к логистике, и ко всей цепочке поставок. Индустрия 4.0 приносит трансформационные изменения, обуславливающие и существенные проблемы, и возможности, влияющие на многие аспекты логистики.
Исследования в области цифровой трансформации с помощью Логистики 4.0 в настоящее время имеют ограниченное присутствие в научной сфере. Частичные исследования, проведенные в ряде стран мира, подтвердили важность цифровых технологий в логистической стратегии для обеспечения непрерывности и эффективного управления логистическими процессами и деятельностью с элементами искусственного интеллекта. Именно данный пробел в исследованиях создает предпосылки для будущих детальных логистических анализов.
В настоящее время мир развивается в условиях Индустрии 4.0, характеризуемой внедрением интеллектуальных технологий, которые связывают физический и биологический миры с цифровым миром. Четвертая промышленная революция -это интеграция производства с интеллектуальными информационными и коммуникационными технологиями, позволяющими производить продукцию в соответствии с индивидуальными требованиями клиентов. Индустрия 4.0 отличается от трех предыдущих промышленных революций повышением роли технологий. Отличительным фактором выступает технологическая политики по созданию инновационной экосистемы. Суть Индустрии 4.0 базируется на бурном развитии цифровых технологий, включающих в себя Интернет вещей и киберфизические системы, искусственный интеллект, робототехнику и др. Четвертая промышленная революция приводит к большей гибкости производственных процессов и предоставляет инструменты, позволяющие более эффективно удовлетворять индивидуальные потребности клиентов. Индустрия 4.0 достигла уже значимых успехов, т.к. охватывает робототехнику и искусственный интеллект, в результате чего машины выполняют тяжелую работу, а автоматизированные роботы выполняют постоянно повторяющиеся операции [5]. В процессе развития Четвертой промышленной революции происходит цифровая революция, принципиально меняющая способы работы людей и использования передовых технологий.
Индустрия 4.0 обеспечивает более высокий уровень эффективности производства благодаря новым, прорывным, интеллектуальным технологиям. Эти технологии также направлены на влияние на социальную и экологическую устойчивость предприятий.
К основным столпам Индустрии 4.0 относятся: промышленный Интернет вещей, киберфизические системы, вертикальная и горизонтальная интеграция программного обеспечения, дополненная реальность, методы прогнозирования, автономные роботы, аддитивные технологии, массовая индивидуализация,
инновационные методы сбора и обработки больших данных и многие другие методы анализа данных в реальном времени, использующие потенциал облачных вычислений. По мнению многих экспертов, именно указанные выше столпы существенно влияют на деятельность в сфере общепита.
Для обеспечения гибкости реагирования на динамические изменения в глобализированной внешней среде, важно, чтобы логистические стратегии становились наиболее эффективными, гибкими и безопасными. Предприятия могут добивать таких целей путем внедрения технологии Индустрии 4.0 в логистику. Задачей современной логистики является также управление цепями поставок -автоматизация процессов цепочки поставок. Автоматизация логистических бизнес-процессов остается одной из наиболее насущных потребностей, а управление текущим кризисом также затрагивает логистику [6]. Тенденция к цифровизации сделала Индустрию 4.0 неизбежной и играющей ведущую роль в разработке новых логистических концепций. Продолжающаяся цифровая трансформация логистики, включая всю цепочку поставок, является источником конкурентного преимущества. С помощью автономных и цифровых технологий Индустрии 4.0 логистическая стратегия позволит достигать более быстрых доставок и минимизации логистических затрат.
В рамках концепции Индустрии 4.0 активно развивается и Логистика 4.0. Основная цель Логистики 4.0 состоит в ускорении логистических процессов за счет обмена информацией в онлайн-режиме и минимизации ошибок. Преимущества Логистики 4.0 на предприятиях общепита включают: упрощенный мониторинг логистических систем, повышение информированности о логистике, минимизацию потерь затрат, времени и энергии, создание новых бизнес-моделей, создание гибких логистических бизнес-процессов, гибко реагирующих на изменения потребностей клиентов. Преимущества Логистики 4.0 особенно заметны в планировании ресурсов, системах управления транспортировкой, системах управления складами и надстройке интеллектуальных транспортных систем.
Логистика 4.0 в основном использует следующие технологии Индустрии 4.0: виртуальная и дополненная реальность, большие данные, Интернет вещей, современное моделирование, искусственный интеллект, интеллектуальные датчики и автономные роботы.
Таким образом, Логистика 4.0 — это компонент Индустрии 4.0, обеспечивающий плавную интеграцию цепочек поставок: от закупок и складирования до транспортировки и доставки с применением передовых цифровых технологий и анализа данных для создания интеллектуальной, гибкой и эффективной сети [7]. Такая трансформация способствует созданию взаимосвязанной логистической экосистемы. Организации могут анализировать и использовать данные для улучшения каждой части логистических операций: от эффективности и скорости до устойчивости и обслуживания клиентов.
Первоначальные инвестиции, необходимые для цифровых технологий, могут быть существенными для бизнеса, становясь барьером для компаний с ограниченным капиталом. Лидерам может быть сложно оправдать расходы на передовые устройства Интернета вещей, системы искусственного интеллекта или технологии блокчейна, даже если окупаемость инвестиций не будет быстрой.
Кибербезопасность является еще одной ключевой проблемой. С ростом цифровизации и обмена данными возрастает риск кибератак. Защита конфиденциальных данных бизнеса и клиентов имеет решающее значение, однако многим компаниям сферы общепита не хватает ресурсов для инвестирования в сложные меры кибербезопасности.
Успех внедрения Логистики 4.0 во многом зависит от цифровой грамотности сотрудников. Все сотрудники должны быть заинтересованы и готовы научиться использовать любую новую технологию. Денежные и временные затраты на обучение персонала — еще одна значимая статья расходов для предприятий, работающих с ограниченной прибылью.
Несмотря на эти проблемы, потенциальные преимущества Логистики 4.0 для компаний сферы общепита значительные. Мощные технологии могут повысить операционную эффективность, сократить отходы и улучшить обслуживание клиентов. Отслеживание в режиме реального времени, прогнозная аналитика и автоматизированные процессы могут помочь компаниям оптимизировать свою деятельность и предоставлять услуги, которые отличают их от конкурентов. Прорывные технологии означают, что небольшие компании могут уравнять правила игры с более крупным бизнесом.
Благодаря тщательному планированию, стратегическим инвестициям и сосредоточению внимания на повышении квалификации предприятия могут использовать Логистику 4.0 для стимулирования роста, повышения удовлетворенности клиентов и получения конкурентного преимущества в сегодняшней быстро развивающейся логистической среде.
Компании сферы общепита, которые адаптируются, внедряют инновации и используют возможности Логистики 4.0, не только выживут, но и будут процветать в новых условиях цифровых цепочек поставок. В мире логистики те, кто может доставить нужные товары в нужное место, в нужное время наиболее эффективным и устойчивым образом, всегда будут лидерами.
Основными компонентами Логистики 4.0 являются:
1. Интернет вещей — это физические устройства, например, датчики, транспортные средства и бытовые приборы, подключенные к Интернету, обеспечивающие обмен и анализ данных. Интернет вещей расширяет возможности отслеживания в онлайн-режиме, мониторинга температуры и технического обслуживания по состоянию. Например, отслеживание транспортных средств значительно повышает видимость товаров. Операторы могут просматривать транспортные средства в своем парке, что снижает риск потерь и помогает операторам перенаправлять поставки в случае аварии или дорожного движения.
2. Робототехника и автоматизация становятся все более важными в современных логистических операциях — технологии повышения производительности на складах с круглосуточной работой. Такие агрегаты выполняют повторяющиеся и трудоемкие задачи, освобождая персонал для решение более важных и стратегических задач. Такие технологии производят революцию в отрасли: от автоматизированных систем хранения и поиска на складах до автономных транспортных средств и дронов для доставки.
3. Искусственный интеллект и машинное обучение обеспечивают возможности анализа данных, которые способствуют повышению производительности и эффективности в логистике. Такие технологии позволяют более разумно управлять запасами, прогнозировать спрос и оптимизировать маршруты за счет изучения закономерностей, включения исторических данных и составления прогнозов на основе данных.
4. Технология блокчейна меняет управление цепочками поставок в рамках Логистики 4.0. Будучи децентрализованным и неизменяемым реестром, блокчейн обеспечивает прозрачный и безопасный метод записи транзакций, повышая отслеживаемость и качество проверки товаров на каждом этапе цепочки поставок. В отрасли, где доверие и подотчетность имеют первостепенное значение, блокчейн может снизить уровень мошенничества и упростить создание и исполнение контрактов.
Влияние Логистики 4.0 на сферу общепита выражается через:
1. Повышение прозрачности и отслеживаемости. Например, Интернет вещей и блокчейн, позволяют отслеживать товары на каждом этапе цепочки поставок, от поиска до окончательной доставки, повышая операционную эффективность и укрепляя доверие со стороны клиентов. Автоматизация этих процессов с помощью технологий повышает эффективность и снижает риск ошибок.
2. Повышение эффективности бизнеса. Логистика 4.0 позволяет более точно прогнозировать спрос, оптимизировать маршруты и управлять запасами за счет использования таких технологий, как искусственный интеллект, машинное обучение и расширенная аналитика.
Автоматизированные процессы уменьшают количество человеческих ошибок и повышают производительность, а данные в реальном времени помогают быстро выявлять и устранять недостатки. Результатом является более упорядоченная и
эффективная логистическая операция, которая может быстро адаптироваться к меняющейся динамике рынка.
3. Повышение устойчивости бизнеса. На долю логистики приходится чуть более трети мировых выбросов CO2. Таким образом, экологическая устойчивость стала ключевой проблемой в отрасли. Искусственный интеллект и машинное обучение могут определять оптимальные маршруты транспортировки и доставки, используя данные из таких источников, как транспортные средства, информацию о дорожном движении и исторические данные о маршрутах. Оптимизированные маршруты и грузоподъемность сокращают расход топлива и выбросы, а интеллектуальное складирование сводит к минимуму потребление энергии.
4. Точная доставка. Благодаря отслеживанию в реальном времени и прогнозной аналитике компании могут обеспечить своевременные и точные поставки даже в самых сложных цепочках поставок. Такая точность учитывается по всей цепочке логистических операций от управления запасами до складских операций, гарантируя, что продукты будут в нужном месте в нужное время.
5. Сокращение отходов. Разумное использование данных помогает минимизировать потери в логистике. Прогнозная аналитика снижает затоваривание и недостачу запасов, а отслеживание в онлайн-режиме предотвращает потерю поставок.
Технологии также позволяют предприятиям оптимизировать использование ресурсов, способствуя устойчивости отрасли.
Цифровая трансформация в сторону Индустрии 4.0 стала необходимостью для предприятий, поскольку делает их более гибкими, маневренными и отзывчивыми в нынешней бескомпромиссной конкурентной среде. Логистика не является исключением, поскольку она постоянно претерпевает кардинальные преобразования при поддержке революционных технологий Индустрии 4.0, которые фундаментально меняют логистические процессы и деятельность.
Заключение
Исследования в области цифровизации логистической трансформации, цифровым технологиям, Индустрии 4.0 в логистике и Логистике 4.0 постоянно развиваются и актуальны в свете продолжающейся промышленной революции. Кроме того, исследования и разработки в данной области создают новые возможности и конкурентные преимущества для бизнеса в сфере общепита, т.к. на уровне предприятий все еще существует множество пробелов, которые еще не были устранены в процессе развития Индустрии 4.0 Проведенное автором в представленной статье исследование цифровой трансформации логистики в условиях российских предприятий является одним из них.
Оправить мне на email статью Читайте также
Библиографический список
1. Азарова, С. П. Тенденции развития информационных технологий в сфере услуг общественного питания // Актуальные вопросы экономических наук. №17-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-informatsionnyh-tehnologiy-v-sfere-uslug-obschestvennogo-pitaniya.
2. Бочаров, В. Ю. Занятость молодежи нового рабочего класса организаций общественного питания в период пандемии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2022. Т. 15. Вып. 1. URL: https://doi.org/10.21638/spbu12.2022.102
3. Крылова, Р. В. Современные форматы предприятий индустрии питания // АНИ: экономика и управление. 2017. №4 (21).
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-formaty-predpriyatiy-industrii-pitaniya
4. Попов, Д.А., Парыгина, Г.С. Общественное питание современной России: утраты и приобретения // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2019. №1 (99).
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennoe-pitanie-sovremennoy-rossii-utraty-i-priobreteniya
5. Сальникова, К. В. Способ определения оптимального места размещения объектов общественного питания / К. В. Сальникова // Вестник евразийской науки.- 2023. - Т. 15, № 3. - EDN GNFTEA
6. Теплая, Н.А., Абдулрагимов, И.А., Шигапов, И.И., Михалев, А.П., Горбатко, Е.С. Статистический анализ основных показателей деятельности системы общественного питания в федеральных округах Российской Федерации // Инновации и инвестиции. № 6. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/statisticheskiy-analiz-osnovnyh-pokazateley-deyatelnosti-sistemy-obschestvennogo-pitaniya-v-federalnyh-okrugah-rossiyskoy
7. Бизнес-секреты. 31.05.2023 г URL: https://secrets.tinkoff.ru/lichnyj-opyt/teremok/
References
1. Azarova, S.P. Trends in the development of information technologies in the field of public catering services [Tendentsii razvitiya informatsionnykh tekhnologiy v sfere uslug obshchestvennogo pitaniya]// Current issues of economic sciences. 2010. No. 17-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-informatsionnyh-tehnologiy-v-sfere-uslug-obschestvennogo-pitaniya.
2. Bocharov, V. Yu. Employment of young people of the new working class of public catering organizations during the pandemic [Zanyatost' molodezhi novogo rabochego klassa organizatsiy obshchestvennogo pitaniya v period pandemii]// Bulletin of St. Petersburg University. Sociology. 2022. T. 15. Issue. 1. //URL: https://doi.org/10.21638/spbu12.2022.102
3. Krylova, R.V. Modern formats of food industry enterprises [Sovremennyye formaty predpriyatiy industrii pitaniya]// ANI: economics and management. 2017. No. 4 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-formaty-predpriyatiy-industrii-pitaniya
4. Popov, D.A., Parygina, G.S. Public catering in modern Russia: losses and gains [Obshchestvennoye pitaniye sovremennoy Rossii: utraty i priobreteniya]// Bulletin of the Khabarovsk State University of Economics and Law. 2019. No. 1 (99). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennoe-pitanie-sovremennoy-rossii-utraty-i-priobreteniya
5. Salnikova, K.V. Method for determining the optimal location of public catering facilities [Sposob opredeleniya optimal'nogo mesta razmeshcheniya ob»yektov obshchestvennogo pitaniya]/ K.V. Salnikova // Bulletin of Eurasian Science. - 2023. - T. 15, No. 3. - EDN GNFTEA
6. Teplaya, N.A., Abdulragimov, I.A., Shigapov, I.I., Mikhalev, A.P., Gorbatko, E.S. Statistical analysis of the main performance indicators of the public catering system in the federal districts of the Russian Federation [Statisticheskiy analiz osnovnykh pokazateley deyatel'nosti sistemy obshchestvennogo pitaniya v federal'nykh okrugakh Rossiyskoy Federatsii]// Innovations and investments. 2023. No. 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/statisticheskiy-analiz-osnovnyh-pokazateley-deyatelnosti-sistemy-obschestvennogo-pitaniya-v-federalnyh-okrugah-rossiyskoy
7. Business secrets. 05/31/2023 [Biznes-sekrety. 31.05.2023 g.]//URL: https://secrets.tinkoff.ru/lichnyj-opyt/teremok/