Научная статья на тему 'Влияние логистических систем на конкурентоспособность продукции, фирм, территорий и методы ее регулирования'

Влияние логистических систем на конкурентоспособность продукции, фирм, территорий и методы ее регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
471
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рылов Владимир Петрович

На основе системно-ситуационного подхода проведен анализ влияния логистических систем, в т.ч. энергетической составляющей, на конкурентоспособность продукции, фирм, территории. Использованные статистические данные характеризуют роль внутренних цен энергоносителей в формировании инфляции. Предложены организационные инновации — методы повышения конкурентоспособности продукции и социально-экономических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние логистических систем на конкурентоспособность продукции, фирм, территорий и методы ее регулирования»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 339.18.137:332.1 В. П. РЫЛОВ

Омский государственный технический университет

ВЛИЯНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ, ФИРМ, ТЕРРИТОРИЙ И МЕТОДЫ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ_

На основе системно-ситуационного подхода проведен анализ влияния логистических систем, в т.ч. энергетической составляющей, на конкурентоспособность продукции, фирм, территории. Использованные статистические данные характеризуют роль внутренних цен энергоносителей в формировании инфляции. Предложены организационные инновации — методы повышения конкурентоспособности продукции и социально-экономических систем.

Подлогистической системой понимается совокуп- но-техническое, конструкторско-технологическое,

ность организационно-функциональных и обеспечи- финансовое обеспечение [1] . Затраты по доставке

вающих подсистем, призванная реализовывать до- продукции включаются в состав ее цены и оказыва-

ставку грузов от поставщиков к производителям и ко- ют тем самым влияние на конкурентоспособность

нечным потребителям. Такие системы формируются продукции, фирм, территорий,

в фирмах по отдельным грузам (продукции), в целом В составе логистических затрат существенную

по ряду товаров, а также на территориях (муници- долю занимают энергоносители, которые использу-

пальных образованиях, регионах). В состав органиэа- ются при работе транспорта, подъёмно-транспорт-

ционно-функциональных подсистем входят помимо ных машин, в деятельности производителей и потре-

предприятия-поставщика (или территории - по- бителей продукции. Учет логистической составля-

ставщика) и потребителя продукции также транс- ющей в ценах на продукцию - это одна из особен-

портные, экспедиционные организации, складские ностей финансового планирования в условиях ры-

помещения и др. К обеспечивающим подсистемам ночной экономики и принцип системно-ситуацион-

относятся организационно-правовое, информацион- ного подхода в менеджменте, обусловливающий ана-

лиз конкретной ситуации на рынке энергоносителей. Среди общемировых тенденций, характеризующих современную экономическую ситуацию, можно выделить удорожание энергоносителей, в первую очередь, нефти и нефтепродуктов.

По данным экономистов, расходы на логистические операции составляют от 10 до 30 % общих затрат фирмы, при этом распределение расходов происходит по следующим направлениям: перевозки на магистральном транспорте — от 28 до 40 %; складские и перегрузочные операции, хранение грузов — от 25 до 46 %; упаковка, тара - от 15 до 25 %; затраты нало-гистический менеджмент — от 5 до 15%; прочие — от 5 до 17 %. При этом в связи с ростом цен на энергоносители затраты налогистические операции возрастают, что, в свою очередь, вызывает повышение цен практически на все товары или очередную волну инфляции. Особенностью неологистики, отмеченной в западных странах с середины 90-х годов XX века, является выход логистических систем за пределы экономической среды и учет социальных, экологических и политических аспектов с выбором в качестве критерия создаваемых логистических систем максимального соотношения выгод и затрат для всех участников логистического процесса. Этот подход получил название" Концепции общей ответственности" [1] и может быть проиллюстрирован на примере крупных инвестиционных проектов логистических систем. Первый проект, оформленный в виде двухстороннего договора на прокладку газопровода по дну Балтийского моря между Россией и Германией, на основе проведенных экономических расчетов затрат и результатов должен принести выгоды обеим сторонам и окупаемость инвестиций на сооружение этого магистрального трубопровода, который можно отнести к макрологистической системе. Второй проект, вступивший в стадию практической реализации, касается пуска в действие в Санкт-Петербурге крупнейших Северо-Западных очистных сооружений. Экологический проект, осуществленный силами России, сулит выгоды всем странам Балтийского региона, повышая качество воды в Балтийском море, что обеспечит увеличение притока туристов и отдыхающих, а следовательно, дополнительный приток финансовых средств, возможность увеличения рабочих мест на развитие инфраструктуры отдыха.

Логистические системы оказывают существенное влияние на уровень инфляции в целом в крупных СЭС (регионах, государствах), т. к. одной из организационно-функциональных подсистем их служат транспортные организации, подъемно-транспортные машины, в тарифах которых заложена энергетическая составляющая. Повышение цен на энергоносители синхронно вызывает пропорциональное увеличение цен на всю изготавливаемую и транспортируемую продукцию, т. е. раскручивает очередную инфляционную спираль, либо вынуждает отдельных товаропроизводителей при превышении уровня предложения над спросом сознательно идти на понижение рентабельности выпускаемой продукции, что в конечном счете снижает конкурентоспособность отдельных предприятий, отраслей народного хозяйства и территорий. Труд на таких направлениях становится непривлекательным для населения. В качестве примера можно назвать складывающуюся ситуацию в сельском хозяйстве регионов Сибири и Дальнего Востока, обусловленную очередным непрогнозируемым повышением цен на нефтепродукты в разгар уборки зерна и посева озимых. При стабильной цене зерна, обусловленной его достаточностью для

мощностей предприятий агропромышленного комплекса, повышение цен на нефтепродукты (в т. ч. солярку) на 15 % может привести к банкротству многих сельхозпроизводителей Сибири и Дальнего Востока. Предпринятые меры со стороны правительства и руководства отдельных регионов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов привели к снижению угрозы потери части урожая и отторжения селян от занятий необходимым для страны, но не поддерживаемым государством трудом: нефтяные компании заявили о стабилизации цен на нефть (а отсюда — и на нефтепродукты) до конца 2005 года, регионы выделили сельхозпроизводителям дотации из бюджетов субъектов федерации. Однако в целом проблема возможного в будущем (2006 год) нефтяного бума цен не разрешена.

Попытаемся провести анализ влияния основных инфляционных факторов на экономическую стабильность фирм, территорий РФ и предложить механизм их нейтрализации. Начнем с логистической составляющей инфляции, как основной цели настоящего экономико-социологического исследования. По рекомендациям ученых, логистика способствует повышению эффективности работы фирмы при соблюдении следующих требований: 1) поддержание связи формируемыхлогистических систем с корпоративной стратегией фирм и территорий; 2) совершенствование организации движения материальных потоков при производстве и распределении продукции, доведении ее до конечного потребителя; 3) организация поступления необходимой информации и обеспечение современной технологии ее обработки;

4) эффективное руководство трудовыми ресурсами;

5) налаживание тесных взаимосвязей с другими фирмами и территориями; 6) учет прибыли от логистических систем в финансовых показателях, балансах фирм и бюджетах территорий; 7) определение оптимальных уровней логистического обслуживания с целью повышения рентабельности фирм, обеспечения профицита бюджетов территорий; 8) тщательная разработка логистических операций с расчетом доли энергетической составляющей в их стоимости [2].

Корпоративной стратегией фирм и территорий (регионов) РФ выбран курс на поддержание призыва Президента РФ в послании Федеральному собранию в 2003 году, а следовательно, к народу РФ удвоить валовый внутренний продукт страны за десятилетие, повысить конкурентоспособность продукции и социально-экономических систем на внугреннем и внешнем рынке. Менеджмент многих предприятий и регионов страны в своей деятельности наделе стремится к выполнению этой стратегической задачи, поставленной Президентом, в масштабе руководимых объектов. Например, в Бюджетном послании председателя правительства Омской области содержатся обнадеживающие показатели роста валового регионального продукта, темпов роста экономики региона за 2005 год. Группой независимых экспертов-экономистов определены рейтинги регионов РФ по нескольким критериям и обобщенно Омская область занимает 18-е место среди регионов России [9]. Но таким образом обстоят дела далеко не везде, что ставит, по оценке Минэкономразвития под угрозу выполнение этой важнейшей задачи по стране в целом. В то же время многие ученые отмечают прямую корреляционную зависимость между ростом цен на энергоносители (в первую очередь нефти) и уровнем инфляции. Сентябрьское повышение цен внугри страны на нефть и нефтепродукты, а в целом с начала 2005 года - на 15-25 %, владельцы нефтедобывающих и нефте-

Инфляция в промышленности, %

Таблица 1

2005 г.

Укрупненные производства 2004 г. (в целом) январь — август (оценка) сентябрь (прогноз) октябрь (прогноз) январь -октябрь (прогноз)

1. Добыча полезных ископаемых 64,7 26,5 1,8 1,4 30,6

2. Обрабатывающие производства 21,5 6,2 0,7 0,5 7,5

3. Производство и распределение электроэнергии, газа, воды 12,5 12,6 0,0 -0,1 12,5

Промышленность в целом 28,8 11,1 0,7 0,5 12,4

перерабатывающих предприятий объясняют ростом мировых цен на нефть и увеличением налоговых отчислений в бюджет РФ (налог на добычу полезных ископаемых "НДПИ" берется по единой ставке со всех нефтескважин, умножаемой на объем добычи по мировым ценам на нефть) [3, с. 1, 7], Рост цен на бензин отмечен во многих странах-потребителях нефти (в Европе бензин дошел до отметки 1,53 евро за литр, в США — 53 евро-цента за литр, в РФ бензин марки АИ-95 в некоторых регионах приблизился к отметке 18 руб., что составляет почти 51 евро-цент). Вместе с тем в нефтедобывающих странах цена бензина стабильна и не связана с мировой ценой на нефть (в телепередаче Postskriptum ее ведущий проф. МГИМО А. Пушков привелданные оцене бензинав Кувейте — 4,5 цента за литр). Правительство РФ нашло способы стабилизации, а в последующем и снижения цен на бензин: а) увеличением экспортной пошлины на нефть (с 1.10.05 г. до 179,9 долл. за тонну), чтобы нефтяникам было выгоднее большие объемы нефти направлять на нефтеперерабатывающие заводы страны; б) дифференциацией ставки НДПИ с 2007 года (со скважин, добывающих низкокачественные сорта нефти, брать меньше налогов) [3, с. 7]. По данным Банка России, РосБизнесКонсалтинга на 12 сентября 2005 г. цена за баррель нефти на мировых биржах составляла: за сорт Brent — 63,88долл., за сорт Urals — 57,01 долл. [4, с. 1). Оба предложения правительства вызывают сомнения в их результативности для российской экономики.

Полезную для анализа информацию для оценки вклада в инфляцию отраслей и потребительских цен

представляют сведения Росстата (источник — ИЭ-РАН), табл. 1,2 [4, с. 7].

Как видно из табл. 1, максимальную долю среди промышленных производств в инфляцию внесла добыча полезных ископаемых, и хотя отмечается позитивная тенденция ее снижения почти в 2 раза в 2005 г. по сравнению с 2004 г., это производство по вкладу в инфляцию опережает обрабатывающую промышленность в 4,1 раза, а промышленность в целом — в 2,5раза. Наибольший вклад в инфляцию 2005г., очем свидетельствуют данные табл. 2, вносит рост цен на продовольственные товары (без плодоовощной продукции) — 3,5%; непродовольственные товары, среди которых на первом месте по объемам потребления, вероятно, находятся энергоносители, повышают инфляцию на 2,6 %. Наименьший вклад в инфляцию дает плодоовощная продукция — 0,4 %; известно, что до 90 % картофеля и 50-60 % овощей выращивается в домашних хозяйствах (крестьянских подворьях и дачах горожан). Можно сделать вывод, что ручной низкопроизводительный труд населения с низким уровнем доходов способствует стабилизации положения в экономике страны (средняя зарплата сельских тружеников составляет 4 тыс. руб. при среднероссийском уровне в 9 тыс. руб.; средняя пенсия, анадачах горожан трудятся, в основном, пенсионеры, равна 2,5 — Зтыс. руб.).

По данным мониторинга динамики инфляции по месяцам 2005 г., который проводят работники института экономики РАН, в августе 2005 г. в экономике РФ зафиксирована дефляция в 0,1 %, основной причиной которой стало сезонное уменьшение цен на

Таблица 1

Составляющие инфляции потребительских цен за январь - август 2005 г.

Группы товаров и услуг Доля групп товаров и услуг в инфляции, проценты Вклад в инфляцию, процентные пункты

1. Продовольственные товары без плодоовощной продукции 42,6 3,5

2. Плодоовощная продукция 4,4 0,4

3. Непродовольственные товары 31,6 2,6

4. Платные услуги населению 21,4 1,8

Всего 100 8,3

плодоовощную продукцию на 12,9 %. В результате снизились цены на продовольственные товары на 1 %, а рост цен на продовольствие — основная структурная составляющая инфляции (47 %). Однако за летним снижением цен, как прогнозируют специалисты Института экономики переходного периода (ИЭПП), последует осеннее повышение цен, на которое окажут влияние следующие факторы: сезонный рост мясомолочной продукции; нефтяной фактор; денежная политика повышения пенсий и зарплат бюджетникам [4, с. 1,7]. Поданным ИЭПП, в 2005 г. уменьшилась конкурентоспособность российских производителей [5, с. 7], среди факторов этой негативной тенденции названы: сокращение внутреннего платежеспособного спроса; рост объема импорта; низкие цены и лучшее качество импорта и др.

По результатам анализа статистических данных и материалов исследований отечественных экономистов можно сформулировать выводы автора по создавшейся социально-экономической ситуации.

1. Нефтяной фактор вносит наибольший вклад в инфляцию повышением цен на энергоносители на внутреннем потребительском рынке РФ. Обусловленные этим ростом высокие цены на транспортные тарифы влияют на снижение конкурентоспособности продукции, фирм и территорий.

2. Как следует из данных статистики, определенную стабилизирующую роль в экономику страны вносят домохозяйства производством плодоовощной продукции и реализацией ее излишков на потребительском рынке. Отсюда вытекает вывод, что бедные слои населения кормят более богатых. Сговор частных нефтяных компаний, менеджеры и владельцы которых жалуются на высокие налоги, а получают одни из самых высоких в стране заработных плат, сверхприбыли, часть которых используют на выплаты дивидендов по акциям, не нашел пока действенного механизма противодействия со стороны правительства.

3. На темпы инфляции влияет высокая ставка банковского процента (ставка рефинансирования Центробанка на 09.09.2005 г. составила 13 %). Банковский сектор ориентируется на прогнозную оценку динамики инфляции и, естественно, завышает процент для получения банковской маржи. При этом банковские служащие — одни из самых высокооплачиваемых работников в стране. Высокий банковский процент влияет на конкурентоспособность отечественной продукции, фирм и территорий.

4. По оценке властных структур, Россия с 2000 г. вступила в фазу стабилизации экономики, миновав кризис, а с 2006 г. намечается фаза развития экономики, На наш взгляд, высокая инфляция, низкие темпы развития многих отраслей и регионов свидетельствуют о том, что фаза кризиса еще не пройдена.

5. Сложившаяся на мировых рынках нефтепродуктов и нефти благоприятная для России конъюнктура цен не используется для развития собственной экономики.

Исходя из этих выводов, основываясь также на системно-ситуационном подходе в менеджменте [6], автор предлагает использовать следующие методы повышения конкурентоспособности отечественных производителей и стабилизации экономики.

1. Ввести государственное регулирование цен на энергоносители. Установить предельную рентабельность частных нефтяных компаний, исходя из которой и лимитов на продажу нефти на внутреннем рынке рассчитывать оптовую и розничную цены энергоносителей.

2. Исходя из внутренних цен на энергоносители, рассчитать транспортные тарифы (пассажирские и грузовые). С учетом масштабов территории РФ логистическая составляющая в цене продукции должна также регулироваться государством. Только в этом случае российские производители могут рассчитывать на конкурентоспособность продукции, фирм, территорий по сравнению с производителями других стран.

3. Определить отрасли региональной, федеральной и рыночной специализации, исходя из состояния технологической базы, степени внедрения передовых технологий, международной конкурентоспособности, учитывая приоритетность сохранения национальной, экономической, продовольственной, экологической безопасности страны. Государству и регионам следует проводить протекционистскую политику в развитии таких отраслей.

4. Применять опыт развитых рыночных стран по расширению сфер государственного и регионального регулирования экономического развития страны и территорий, основываясь на теории институциональной экономики, имеющей приверженцев среди ведущих экономистов страны [7,8].

5. Создавать новые рабочие места в стране с подготовкой квалифицированных работников (в первую очередь, рабочих высокой квалификации). Привлекать для этого инвестиции бизнеса, нефтедоллары и средства стабилизационного фонда. Судя по вопросам, задаваемым Президенту РФ В. В. Путину на телеконференции гражданами России, в отдельных регионах страны накопилось много проблем, связанных с высокой безработицей, отсутствием жилья и др.

6. Ужесточить законодательство РФ за тяжкие преступления криминального и экономического характера, что может создать большую привлекательность СЭС (территорий и организаций) для притока населения и инвестиций в РФ и ее регионы, тем самым изменится вектор миграции населения.

Предлагаемые организационные инновации, основанные на анализе социально-экономической и политической среды, системно-ситуационном подходе, структуре логистических систем, могут быть применены в границах отдельных регионов, в частности, в Омской области, а по отдельным аспектам (введению государственного регулирования цен на энергоносители и транспортных тарифов) в масштабе всей страны. Новизна предлагаемого подхода заключается в акценте на важности логистических компонентов (с учетом фактора территориальных масштабов и технологических связей между СЭС) и их влиянии на динамику индекса инфляции и конкурентоспособности продукции и СЭС.

Библиографический список

1. Дьяков Е. П., Рылов В. П. Основы формирования логистических систем в экономике: Монография. - Омск: ГУИПП "ОмскийДом печати", 2001. — С. 160.

2. Логистика/ Подред. Б.А.Аникина. - М.:ИНФРА-М,2000. - С. 352.

3. Афанасьева Т. Экономика внешнего сгорания // Российская бизнес-газета. №32. 13.09.2005. - С. 1,7.

4. Российская бизнес-газета. №32.13.09.2005.

5. Васильчук Е. Спрос уходит в импорт. Надежды на конкурентоспособность отечественных производителей становятся все более призрачными//Российская бизнес-газета. №32. 13.09.2005. -С. 7.

6. Рылов В. П. Системно-ситуационный подходк разработке решений в социально-экономических системах // Динамика

систем, механизмов и машин. Матер. V Международной науч.- губернатора Омской области Л. Полежаева Законодательному соб-

■гехн.конф. Омск: ОмГТУ, 2004. - С.84-88. раниюОмскойобласти//Омскаяправдд.23.09.05.-№72. - С. 1-3.

7. Патрон А. П. Государственное хозяйствование в СШАв начале XXI века // США-Канада: экономика, политика, культура. 2004. № 1. - С. 3-20; № 3. С. 36-54; № 4. С. 30-43.

8. Институциональная экономика: Учеб. пособие/Под ред. ~

д. с. Львова. - М.. ИНФРА-М, 2001. - С. 318. РЫЛОВ Владимир Петрович, кандидат экономичес-

9. Основные направления бюджетной, экономической и соци- ких наук, доцент кафедры "Государственное и муни-альной политики Омской области на 2006 г. Бюджетное послание ципальное управление".

уди 369 5 л. И. ОСТРИНСКАЯ

А. К. СТРАГИС

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

Омский филиал НПФ «Сибирский межрегиональный»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

С развитием современной пенсионной реформы в Российской Федерации негосударственное пенсионное обеспечение получает все более широкое распространение. В статье приведены данные об основах деятельности и законодательстве негосударственных пенсионных фондов, показаны возможности участия НПФ в современной пенсионной системе, отражена динамика состояния негосударственных пенсионных фондов по основным параметрам, выявлены проблемы функционирования, освещены пути участия физических и юридических лиц в негосударственном пенсионном обеспечении.

В последнее время становится всё более очевидным тот факт, что ресурсы системы государственного пенсионного обеспечения весьма ограничены и что размер государственной пенсии работающего человека вряд ли будет существенно отличаться от среднестатистической заработной платы. А это значит, что работников экономически устойчивых предприятий после выхода на пенсию ожидает существенное снижение уровня доходов.

Решить проблемы с предстоящим снижением собственных финансов может своевременное инвестирование денежных средств в негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Система негосударственного пенсионного обеспечения действует в России уже более 10лет. ^сентября 1992 года Президент РФ подписал Указ №1077 «О негосударственных пенсионных фондах», с которого началось развитие негосударственных пенсионных фондов, направленное на совершенствование системы социального обеспечения и дополнительных социальных гарантий людей пенсионного возраста. Являясь незаменимой и важнейшей частью пенсионного обеспечения в большинстве западных стран, российские негосударственные пенсионные фонды совсем недавно, с 2004 года, получили возможность работать не только с добровольными финансами граждан, но и с накопительной частью государственной пенсии.

Негосударственное пенсионное обеспечение строится по накопительному принципу формирования пенсий, предполагающему регулярное перечисление пенсионных взносов в негосударственный пенсионный фонд в течение определённого периода времени и их прирост за счёт инвестиционного дохода, по результатам размещения пенсионных резервов.

Деятельность НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению включает:

■ аккумулирование пенсионных взносов;

• размещение пенсионных резервов в соответствии с действующим законодательством;

• распределение полученного дохода;

• оформление и выплата негосударственных пенсий.

При наступлении пенсионных оснований у участника определяется размер негосударственной пенсии и порядок её получения исходя из накопленной суммы.

Особый некоммерческий статус негосударственных пенсионных фондов подчёркивает особую значимость надёжности и сохранности пенсионных накоплений. Деятельность НПФ жёстко регламентируется соответствующим законодательством — законом № 75-ФЗ от 12.01.1996 года «О негосударственных пенсионных фондах», в котором определён целый ряд требований к их деятельности. И в частности, к:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.