Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ'

ВЛИЯНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
554
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
логистика / логистические операции / материальный поток / информационный поток / окружающая среда / logistics / logistics operations / material flow / information flow / environment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н.Г. Кондрашова, Б.Г. Лисовский

В современных условиях по-прежнему острыми остаются проблемы загрязнения окружающей среды. В статье рассматривается негативное влияние логистических операций на окружающую среду. Исследованы основные источники загрязнения от грузовых транспортных перевозок, операций хранения и складирования. Проведенное исследование позволило предложить способы снижения негативного влияние логистических операций на окружающую среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL IMPACT OF LOGISTICS

In modern conditions, the problems of environmental pollution are still acute. The article discusses the negative impact of logistics operations on the environment. The main sources of pollution from freight transport, storage and warehousing operations have been investigated. The study made it possible to propose ways to reduce the negative impact of logistics operations on the environment.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ»

ВЛИЯНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Н.Г. Кондрашова, канд. экон. наук, доцент Б.Г. Лисовский, студент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-9-1-124-127

Аннотация. В современных условиях по-прежнему острыми остаются проблемы загрязнения окружающей среды. В статье рассматривается негативное влияние логистических операций на окружающую среду. Исследованы основные источники загрязнения от грузовых транспортных перевозок, операций хранения и складирования. Проведенное исследование позволило предложить способы снижения негативного влияние логистических операций на окружающую среду.

Ключевые слова: логистика, логистические операции, материальный поток, информационный поток, окружающая среда.

В настоящее время человечество подвержено целому ряду глобальных проблем. Одной из таких проблем является: загрязнение окружающей среды. От решения данной проблемы зависит будущее всех людей, что делает её как никогда актуальной на сегодняшний день.

Логистику можно рассматривать как науку, представляющую собой систему знаний о методах и приемах действий с материальными и информационными потоками [3, с. 32]. К приемам действий относится планирование, организация и контроль движения материальных потоков сырья с соответствующими информационными потоками, последующим сбытом готовой продукции конечному потребителю. Материальный поток представляет собой группу товаров и материалов, к которым прилагаются различные логистические операции. Информационный поток в свою очередь - это сообщения, которые передаются между внешней средой и логистической системой для учёта и реализации логистических операций. Главной целью логистики является: доставка необходимого количества готовой продукции в назначенное место и время с минимальными издержками.

Логистическая операция - это действия с материальным и информационным потоками, которые направлены на их преобразование. К логистическим операциям с ма-

териальным потоком относятся: упаковка, складирование, хранение, погрузка, разгрузка, транспортировка продукции и другие. В логистические операции с информационным потоком входят такие действия, как: сбор, обработка, хранение и передача информации. Они делятся на внешние и внутренние. Внешние логистические операции отвечают за снабжение и сбыт продукции, а внутренние отвечают за управление материальным потоком в производстве товаров и услуг [5, с. 17, 24, 3840].

Логистические операции оказывают негативное влияние на окружающую среду, которое с каждым годом увеличивается. Это является серьёзной проблемой и требует принятия определённых мер по уменьшению этого влияния. Поэтому повышается востребованность комплексного системного анализа для определения совокупного воздействия на окружающую среду логистических операций, позволяющий определить негативные последствия этого воздействия [4, с. 26].

В рамках этого анализа рассмотрим негативное воздействие логистических операций на все основные сферы нашей планеты: на литосферу - загрязнение почвенных ресурсов; на гидросферу - загрязнение водных ресурсов; на атмосферу -загрязнение воздуха; на биосферу - ухуд-

шение состояния здоровья людей и животных.

Логистические операции по хранению и складированию на открытых складских площадках (например, в порту) оказывают негативное воздействие на водную поверхность портов из-за большого количества сыпучих грузов под открытым небом. Кроме того, складские помещения хранят десятки-сотни тонн грузов, что вызывает

Исходя из статистических данных таблицы 1, общий объём выбросов углекислого газа в атмосферу от сжигания топлива в 2019 году по сравнению с базисным 2015 годом вырос на 984 метрические тонны или на 3,1%. В пяти из десяти регионах мира за период 2015-2019 гг. произошло увеличение выбросов углекислого газа от сжигания топлива. Благодаря этим регионам было вызвано общее увеличение выбросов углекислого газа в атмосферу. Лидером по увеличению объёма выбросов является Азиатский регион с приростом 1047 метрических тонн углекислого газа, что составляет 7% в 2019 году по сравнению с 2015 годом. В других же пяти регионах прослеживается снижение выбросов в 2019 году по сравнению с 2015, но на незначительную величину. То есть объём выбросов углекислого газа от сжигания топлива в мире растёт с каждым годом.

Из общего объёма транспортных выбросов парниковых газов - 66% приходится на большегрузные автомобили [2]. Из-за выбросов парниковых газов в атмосферу, вызванных логистическими операциями, возникают следующие негативные последствия для окружающей среды: сниже-

большую нагрузку на почву. В результате уплотнения разрушается структура и плодородность почв [6, с. 153].

Во всём мире на транспортировку, складирование, хранение и другие логистические операции, связанные с обработкой груза, приходится 10-11% выбросов углекислого газа. В таблице 1 представлен объём выбросов углекислого газа в атмосферу от сжигания топлива по странам [8].

ние качества воздуха; глобальное потепление.

Загрязнение воздуха приводит к ухудшению состояния здоровья людей, появляются озоновые дыры, кислотные дожди, смог и парниковый эффект. Утончение озонового слоя влечёт за собой усиление потока ультрафиолетовой солнечной радиации, которая проникает в воды океанов, что вызывает увеличение смертности среди морских обитателей: животных и растений. Кислотные дожди негативно влияют на водоёмы, повышая в них уровень кислотности, тем самым уничтожая их обитателей. Также, кислотный дождь уничтожает растительность на суше, вызывая деградацию лесов - превращение участков земли, занятых лесом, в поля и пустоши. Смог приводит к ухудшению состояния здоровья человека, оказывая влияние на лёгкие и сердце. Он вызывает кашель, затруднение дыхания, снижение иммунитета.

Помимо выбросов вредных веществ в атмосферу, грузоперевозки создают высокий уровень шумового и вибрационного загрязнений. Источниками шумового и вибрационного загрязнений в процессе транспортировки сырья и грузов выступа-

Таблица 1. Выбросы С02 ^ от сжигания топлива по странам за 2015-2019 гг.

Регион Объём выбросов С02, мт

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Европа 3В24 3В33 3ВВ4 3В23 3673

Азия 14В37 14ВВ2 15243 15700 15В79

СНГ 2316 2300 2324 2464 24ВВ

Тихий океан 421 430 434 434 440

Северная Америка 5624 5521 5455 5614 5490

Африка 1179 1192 1213 1250 1257

Латинская Америка 16В3 165В 1626 1573 1536

Ближний Восток 1В75 1ВВВ 1920 1947 19В0

Всего 31759 31704 32099 32В05 32743

ют: внешняя поверхность, контактирующая с потоками воздуха, работающие двигатели и качение колёс по дорогам грузовых транспортных средств. Высокий уровень таких загрязнений нарушает процессы жизнедеятельности как людей, так и животных. При шумовом загрязнении возможны такие заболевания, как: расстройство центральной нервной системы, развитие сердечно-сосудистых заболеваний, тугоухость и другие. По данным ВОЗ - шум является одной из ключевых угроз здоровью человека в Европейском регионе. Уровень шумового загрязнения продолжает расти, что пагубно сказывается на здоровье человека. До сих пор вопрос о снижении шумового и вибрационного загрязнений остаётся нерешённым [1].

Для снижения негативного влияния логистических операций необходимо принимать меры. К мерам по уменьшению выбросов парниковых газов в атмосферу можно отнести следующие: поиск и выбор оптимальных маршрутов грузоперевозок; уменьшение грузоперевозок грузовыми автомобилями, отдавая предпочтение железнодорожному и водному транспорту, от которого меньше всего выбросов парниковых газов в атмосферу; использование автомобилей с электрическими двигателями; своевременная замена топливных фильтров на автомобильный транспорт.

Примером организации, которая борет-

сферу, является логистическая компания DPD. DPD закупила электромобили Renault для доставки посылок в Москве и Ростове-на-Дону, которые позволили снизить выброс углекислого газа на 3 тысячи килограмм за 10 месяцев. Около 50 тысяч километров без выбросов углекислого газа, и практически без шумовых и вибрационных загрязнений [7].

Для снижения шумовых и вибрационных загрязнений необходимо применять шумопонижающее дорожное покрытие и экраны при строительстве и ремонте дорог. Чтобы снизить механическую нагрузку на почву необходимо исключить промежуточное складирование и хранение грузов, а также уменьшить количество открытых складских помещений и использовать закрытые, так как от них наносится наименьший вред окружающей среде.

Таким образом, чтобы избежать серьезных проблем, связанных с загрязнением окружающей среды, перед логистическими компаниями появляется задача уменьшения негативного воздействия логистических операций на окружающую среду. Для выполнения этой задачи есть все необходимые условия и возможности, но, к сожалению, не все логистические компании готовы поддерживать экологические инициативы и принимать меры по уменьшению негативного влияния на окружающую среду.

ся с выбросами парниковых газов в атмо-

Библиографический список

1. Всемирная организация здравоохранения. Европейское региональное бюро. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.euro.who.int/ru/media-centre/sections/press-releases (дата обращения: 02.09.2021).

2. Доклад по вопросу об экологически чистой логистике. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://unece.org/fileadmin/DAMtrans/doc/2016/ wp24/ECE-TRANS-WP.24-2016-04r.pdf (дата обращения: 30.08.2021).

3. Кондрашова Н.Г. Институциональный подход к исследованию аудита как науки в России // Аудитор. - 2012. - № 3 (205). - С. 30-35.

4. Кондрашова Н.Г. Теоретические и практические аспекты анализа налоговой нагрузки коммерческой организации // Аудит и финансовый анализ. - 2019. - №4. - С. 24-29.

5. Основы логистики: учебное пособие / под ред. С.А. Черникова. - Пермь: ИПЦ «Про-кростъ», 2018. - 240 с.

6. Панин В.Ф., Сечин А.И., Федосова В.Д. Экология: Общеэкологическая концепция биосферы и экономические рычаги преодоления Глобального экологического кризиса: Учебник для вузов / Под ред. В.Ф. Панина. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. - 327 с.

7. Социальная и экологическая ответственность - глобальный тренд DPDgroup. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ecom.dpd.ru/eco (дата обращения: 03.09.2021).

8. Enerdata Статистический Ежегодник мировой энергетики 2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://yearbook.enerdata.ru/total-energy/worid-consumption-statistics.html (дата обращения: 02.09.2021).

ENVIRONMENTAL IMPACT OF LOGISTICS

N.G Kondrashova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor B.G. Lisovskiy, student

Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovski (Russia, Kaluga)

Abstract. In modern conditions, the problems of environmental pollution are still acute. The article discusses the negative impact of logistics operations on the environment. The main sources of pollution from freight transport, storage and warehousing operations have been investigated. The study made it possible to propose ways to reduce the negative impact of logistics operations on the environment.

Keywords: logistics, logistics operations, material flow, information flow, environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.