УДК 740 ББК 88 (109)
ВЛИЯНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ НА ВЫБОР КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ
ТА ТЬЯНА ЮРЬЕВНА ПОЛОЗОВА,
кандидат психологических наук Научная специальность 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика
E-mail: [email protected]; ИГОРЬ БОРИСОВИЧ ЛЕБЕДЕВ, доктор психологических наук, профессор Научная специальность 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика
ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА БАШКИНА, курсант факультета ИФПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены закономерности влияния логической памяти на выбор копинг-поведения курсантов психологического факультета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. В процессе исследования нами была выявлена связь между логической памятью и выбором копинг-стратегии: поиск социального контакта, поиск социальной поддержки, манипулятивные действия.
Ключевые слова: логическая память, копинг-поведение, стресс, социальный контакт, социальная поддержка, манипулятивные действия.
Annotation. In the article the authors consider the regularities of the influence of logical memory on the choice of coping behavior of cadets of the psychological faculty of the Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot. In the research process, we identified a relationship between logical memory and choice of coping strategies: seeking social contact search of social support, a manipulative actions.
Keywords: logical memory, coping behavior, stress, social contact, social support, a manipulative actions.
Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел предъявляет достаточно высокие требования к личностным качествам постоянного состава всех подразделений полиции.
При выполнении служебных задач полицейскому, как правило, ежедневно необходимо находить правильные решения и выходы из внезапно возникших ситуаций. Наличие знаний и умений в области индивидуально-характерологических особенностей личности в преодолении стрессовых ситуаций выступает условием повышения эффективности деятельности сотрудников [1, с. 105].
Учет выявленных закономерностей личностной памяти, как правило, помогает организовать эффективную служебную деятельность: при выполнении оперативно-служебных задач, разрешении экстремальных ситуаций.
Данную тему в своих работах рассматривали: Л.С. Выготский, Л.В. Занкова, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, С.Л. Рубинштейн и др., где была раскрыта важная роль мышления в мнеми-ческой деятельности человека. Влияние активной
мыслительной переработки информации на воспроизведение было отмечено в исследованиях М.М. Ну-дельмана, А.Г. Комма, А.А. Смирнова.
Память — один из важнейших психических познавательных процессов, который тесно связан с восприятием и мышлением.
Существует несколько оснований для классификации человеческой памяти. Традиционно различают следующие формы памяти: образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, произвольная и непроизвольная, механическая и логическая, непосредственная и опосредствованная.
Классификация видов памяти производится и по ведущему типу мышления. Согласно ей выделяют ассоциативную, логическую, опосредованную память.
Логическая память построена на смысловой взаимосвязи различных элементов, которые необходимо запомнить. Поняв причинно-следственные зависимости, человек легко усвоит необходимую ему информацию.
Логическая память предполагает предварительную работу мышления: материал, который подлежит логическому запоминанию, подвергается анализу,
№ 4 / 2017
Вестник Московского университета МВД России
245
расчленяется на составляющие его части, среди которых выделяются наиболее важные и существенные; выясняется, в какой связи эти части находятся друг с другом, и таким образом познается сама суть подлежащего запоминанию материала.
Лучше запоминается то, что более всего отвечает потребностям человека.
П. Жане в своей работе «Эволюция памяти и понятия времени» (1928) рассматривает психологические механизмы памяти и выделяет ряд генетических форм, проявление которых было социально обусловлено ситуацией сотрудничества.
Дальнейшее развитие идея социальной природы памяти плучила в трудах Л.С. Выготского и А.Р. Лурия.
Одни и те же ситуации для разных людей могут иметь различную стрессовую нагрузку в зависимости от субъективной оценки. Для того, чтобы адаптироваться к этой ситуации, человеку на помощь приходят копинг-стратегии и механизмы защиты.
Копинг — это, прежде всего, способы, которым индивидуум поддерживает психосоциальную адаптацию в период стресса. Он включает когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие для уменьшения или разрешения условий, порождающих стресс.
Копинг и стресс — два нераздельных для человека процесса. В настоящее время копинг-поведение подразделяется на активное и пассивное, адаптивное и дезадаптивное.
Впервые термин копинг начал использоваться Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1962 г., они убеждали, что стресс является дискомфортом, который человек испытывает, когда отсутствует равновесие меж личным восприятием запросов среды и ресурсов, возможных для взаимодействия с данными запросами. Тогда же Р. Лазарус и С. Фолкман предложили бинарную классификацию копинг-стратегий, разделив их по направленности:
а) на проблемы стратегии;
б) на эмоции стратегии.
Многие из классификаций копинг-стратегий, возникавшие вслед за классификацией Р. Лазаруса и С. Фолкман, составлялись в той же традиции, предлагая бинарное разделение копинг-стратегий по принципу «работа с проблемой» / «работа с отношением к проблеме». Таким образом, многие классификации копинг-поведения часто сводятся к различию между активным поведением, направленным на
проблему, и пассивным поведением, направленным на ее избегание.
К активным стратегиям относят стратегию «разрешение проблем», как базисную копинг-стратегию, включающую все варианты поведения человека. К пассивному копинг-поведению относятся варианты поведения, включающего в базисную копинг-страте-гию «избегание», хотя некоторые формы избегания могут носить и активный характер [4, с. 133].
Одним из самых важных ресурсов среды является социальная поддержка. Применительно к деятельности сотрудников органов внутренних дел социальная поддержка должна быть оказана со стороны психолога, руководителя, коллектива сотрудников, а также семьи.
К личностным ресурсам относятся: адекватная «Я-концепция», высокий уровень интеллекта, низкий нейротизм, интернальный локус контроля, оптимистическое мировоззрение, эмпатический потенциал, аффилиативная тенденция.
Экспериментальной базой для изучения взаимосвязи логической памяти сотрудника органов внутренних дел и выбора копинг-стратегии нами были выбраны курсанты психологического факультета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Перечень психологических методик, которые использовались в научной работе, установлены ДГСК МВД России и обладают высокой валидностью, надежностью и достоверностью, что послужило основным критерием выбора данных методик.
Для решения поставленных задач и подтверждения предполагаемой гипотезы мы использовали следующие методики:
♦ Методика оценки индивидуальной стратегии преодолевающего поведения С. Хобфол предназначена для изучения стратегий и моделей копинг-по-ведения (стресс-преодолевающего поведения), как типов реакций личности человека по преодолению стрессовых ситуаций. Опросник предложил С. Хоб-фолл (1994) на основе многоосевой модели «поведения преодоления» стресса и адаптирован Чикер. Опросник включает 54 утверждения, каждое из них обследуемый должен оценить по 5-ти балльной шкале.
♦ Методика изучения смысловой памяти (ИСП) основана на изучении смысловой памяти, фиксирующий информацию при раскрытии логических смысловых связей в запоминаемом материале [8, с. 346].
50%
40%
10%
Проблемно-ориентированное Эмоционально-ориентированное Агрессивно-ориентированное
копинг-поведение копинг-поведение копинг-поведение
Рис. 1. Результаты выполнен
Полученные результаты исследования («сырые» данные) обрабатывались при помощи компьютерных статистических программ Excel Microsoft Office и StatSoft Statistica 6.0.
В результате исследования было выявлено, что 40% респондентов выбирают проблемно-ориентированное копинг-поведение (ассертивные действия, поиск социального контакта, поиск социальной поддержки), значит можно говорить о том, что данные респонденты склонны проявлять когнитивную активность на преобразование возникшей ситуации. В свою очередь, 50% респондентов выбирают эмоционально-ориентированное копинг-поведение (осторожные действия, избегание, манипулятивные действия), т.е. в процессе совладания склонны эмоционально реагировать на сложившуюся ситуацию. Проявляется это в неадекватных оценках ситуации, чрезмерной боязливости, активном избегании сопровождающимся раздражением, плачем. Копинг-поведение, ориентированное на агрессию, выбрали 10% респондентов (асоциальные действия, импульсивные действия, агрессивные действия). В трудных ситуациях данные респонденты ведут себя агрессивно, проявляют свой эгоцентризм, не считаются с мнением окружающих (рис. 1).
Исходя из результатов, полученных, при изучении логической памяти данные распределились сле-
; методики С. Хобфолла, в %
дующим образом: высокий уровень логической памяти 11%, средний уровень логической памяти 40%, низкий уровень логической памяти 48%
Респонденты, имеющие высокий уровень логической памяти характеризуются тем, что умеют с легкостью составлять смысловые связи в запоминаемых объектах. Продуктивное мышление помогает находить связи между предметами и явлениями. Это способность включать голову, чтобы искать решение тех или иных задач, делать выводы. Это внимательный взгляд на ситуацию, который решает ту или иную задачу. Синоним — думать. Продуктивно мыслить — это значит думать о чем надо, когда надо и как надо.
Испытуемые, которые имеют низкий уровень логической памяти не могут быстро и точно составить смысловые связи, для них характерно механическое запоминание путем неоднократного повторения материала. Те, кто получили средние баллы также могут проводить связи между объектами, но у них не всегда получается сделать это эффективно (рис. 2).
Корреляционные связи между изучаемыми характеристиками определялись при помощи коэффициента Спирмена (ге) и представлены в таблице 1.
В первом столбце таблицы расположены значимые коэффициенты р-^е1. Во втором столбце таблицы корреляционные связи. Можно сделать выводы,
Рис. 2. Результаты выполнение методики ИСП опрошенных курсантов, в % № 4 / 2017 -Вестник Московского университета МВД России- 247
Табл. 1. Взаимосвязь логической памяти и копинг-стратегий
Коэффециент значимости: p-level Переменные
0,042 Социальный контакт и логическая память
0,042 Социальная поддержка и логическая память
0,0075 Манипулятивные действия и логическая память
что существует связь между логической памятью и ко -пинг-стратегиями: поиск социального контакта, поиск социальной поддержки, манипулятивные действия. При развитой логической памяти следует преобладающе проблемно-ориентированное копинг-поведе-ние, а значит в стрессовой ситуации человек предпочитает копинг-стратегии «социальная поддержка» и «социальный контакт». Стратегия «социальная поддержка» является самой мощной. Социальная поддержка смягчает влияние стрессора на организм и, тем самым, сохраняет здоровье и благополучие человека. В дезадаптирующей ситуации человек старается совместными усилиями решить критическую ситуацию, умеет сопереживать, обсудить, попросить помощи. Тем не менее, эти стратегии не всегда являются продуктивными. Бывает, что человек, направленный на поиск поддержки, оказывается в ситуации, где ему нужна эмоциональная разрядка, выброс эмоций, а не сочувствие других.
Так же нами было выявлено, что от уровня развитости логической памяти зависит эмоционльно-ори-ентированное копинг-поведение, которое направленно на избавление от негативных эмоций при помощи внешнего мира. Стратегия «манипулятивные действия» является непрямой; человек при помощи других людей и иных объектов старается как можно лучше, с меньшей затратой для себя решить проблему.
Литература
1. Аникеева Н.В. Роль волевой регуляции в профессиональной деятельности сотрудника ОВД // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 3.
2. Василенко И.В. Формирование профессионально-психологической устойчивости будущих сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2008.
3. Газиева Н.М., Лукьянченко Н.В. Исследование копинг-стратегий студентов в контексте проблемы формирования психологической службы вуза // Психология в вузе. 2011. № 6.
4. Лебедев И.Б., Печенкова Е.А. Формирование адаптивного копинг-поведения у спортсменов как
форма подготовки к экстримальным ситуациям // Человеческий капитал. 2015. № 3 (75).
5. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для студентов вузов. М., 2012.
6. Максиминко С.Д. Общая психология. М.: Рефл-бук, 2004.
7. Немов Р.С. Психология: Учебник для бакалавров, студентов вузов, обуч. по непсихологическим спициальностям. М.: Юрайт, 2014.
8. Полякова О.Б. Общий психологический практикум: Сб. диагностич. Процедур. В 2 т. В 4 ч. Ч. 4. Индивидуально-психологические особенности личности / Ред. С.К. Бондырева, О.С. Анисимов и др. М.: МПСУ, 2014.
References
1. Anikeeva N. V. Rol volevoi reguliatsii v profes-sionalnoi deiatelnosti sotrudnika OVD // Vestnik Mos-kovskogo universiteta MVD Rossii. 2012. № 3.
2. Vasilenko I.V. Formirovanie professionalno-psikhologicheskoi ustoichivosti budushchikh sotrudni-kov OVD k ekstremalnym situatsiiam: Avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk. Stavropol, 2008.
3. Gazieva N.M., Lukianchenko N.V. Issledovanie koping-strategii studentov v kontekste problemy formi-rovaniia psikhologicheskoi sluzhby vuza // Psikhologiia v vuze. 2011. № 6.
4. LebedevI.B., Pechenkova E.A. Formirovanie adap-tivnogo koping-povedeniia u sportsmenov kak forma pod-gotovki k ekstrimalnym situatsiiam // Chelovecheskii kapital. 2015. № 3 (75).
5. MaklakovA.G. Obshchaia psikhologiia: Ucheb-nik dlia studentov vuzov. M., 2012.
6. Maksiminko S.D. Obshchaia psikhologiia. M.: Refl-buk, 2004.
7. NemovR.S. Psikhologiia: Uchebnik dlia bakalav-rov, studentov vuzov, obuch. po nepsikhologicheskim spitsialnostiam. M.: Iurait, 2014.
8. Poliakova O.B. Obshchii psikhologicheskii praktikum: Sb. diagnostich. Protsedur. V 2 t. V 4 ch. Ch. 4. Indi-vidualno-psikhologicheskie osobennosti lichnosti / Red. S.K. Bondyreva, O.S. Anisimov i dr. M., 2014.