Журавская Е.А.
Ассистент кафедры естественнонаучных дисциплин, информационных технологий и управления, Каменский технологический институт (филиал) ЮРГПУ(НПИ) имени М.И. Платова.
Влияние литературы на формирование моральных ценностей*
Аннотация. Данная статья рассматривает волшебную литературную сказку, как основополагающий культурный феномен, который является отражением и способствует формированию ценностей общества. Значение сказки исследуется в контексте современных социальных преобразований и указывает на необходимость переоценки духовных ценностей, мировоззрения и мировосприятия в современном обществе. особая роль уделяется волшебной литературной сказке и ее значению в формировании индивидуальности и единства ценностей в обществе. Также должное внимание уделяется магической реальности, которая создается в сказочном мире через метафору, позволяющую разрушать привычные смысловые образы, что позволяет открыть доступ к новым смыслам и ценностям. Данный литературный жанр позволяет человеку переживать и преодолевать смерть, страдания и горе, что становится стимулом для единения и солидарности. Волшебная литературная сказка делает акцент на каждого человека, рассматривая его как творческую личность, обогащая его свободу, любовь, красоту и творчество.
Ключевые слова: творчество, литературная сказка, культурные ценности, общество.
Zhuravskaya E.A.
Assistant at the Department of Natural Sciences, Information Technology and Management, Kamensk technological institute (Branch) of Platov SRSPU (NPI).
The influence of literature on the formation of moral values
Abstract. This article considers the magical literary fairy tale as a fundamental cultural phenomenon, which is a reflection of and contributes to the formation of society's values. The significance of the fairy tale is investigated in the context of modern social transformations and indicates the need to reevaluate spiritual values, worldview and worldview in modern society. A special role is given to the magical literary fairy tale and its significance in the formation of individuality and unity of values in society. Also due attention is paid to the magical reality that is created in the fairy tale world through metaphor, which allows to destroy the usual semantic images, which allows to open access to new meanings and values. This literary genre allows a person to experience and overcome death, suffering and grief, which becomes an incentive for unity and solidarity. The magical literary fairy tale emphasizes each person, considering him as a creative person, enriching his freedom, love, beauty and creativity.
Key words: creativity, literary fairy tale, cultural values, society.
* © Журавская Е.А., 2024.
Влияние литературы на формирование моральных ценностей
Данная тема привлекает своей актуальностью, ведь в последнее время происходит довольно много социальных преобразований, которые очень сильно влияют на нашу жизнь и затрагивают все аспекты деятельности общества. и каждый человек, я думаю, не раз задавался вопросами: «Почему все происходит именно так?», «Каковы причины и основания, такого развития событий?». Та духовная ситуация, которая пришлась на нашу эпоху, предусматривает более тщательный и ответственный выбор духовных ценностей, мировоззрения и мировосприятия. Для того чтобы сделать правильный выбор необходимо, конечно же, опираться на опыт наших предков.
и здесь нельзя не брать во внимание причины, по которым европейская культура пришла к упадку. основной причиной принято считать мировоззренческую ориентацию, которая полностью была направлена на сциентизм и прагматизм. В результате чего в обществе стали господствовать разобщенность, эгоизм и индивидуализм. Возвышение науки и научного мировоззрения привело к глобальному преобразованию общественных связей, а точнее к полному их разрыву, тем самым запустив процесс отчуждения, именно с этого момента мы начинаем потребительски относиться к природе и окружающей среде, да и ко всем кто нас окружает. отчуждение заставляет человека чувствовать бессилие, одиночество, отчаяние и, в конечном итоге, потерю смысла жизни. именно поэтому сейчас общество при определении ценностных ориентиров опирается на антисциентисткие мировоззренческие традиции. одной из идей данного направления является изучение сказок, в качестве ориентира для формирования таких ценностей, как сотрудничество,
сплоченность, мораль, справедливость и равенство.
Атмосфера литературных сказок олицетворяет такую модель бытия, в которой индивид является не совокупностью научных познаний, а полноценной личностью со своими особенностями и характером, отождествленным в лице сказочного персонажа. сюжет каждой сказки построен таким образом, что каждый литературный герой воплощает себя, как сформировавшуюся личность. Это один из важнейших аспектов, который показывает необходимость руководствоваться сказками в процессе воспитания человека не только в ранние годы, но и на разных этапах взросления человека.
В данном направлении работали и проводили свои исследования многие знаменитые ученые. К таким великим личностям можно отнести: Алексея федоровича Лосева, Ладу сергеевну Коршунову, олега Владимировича Лар-мина, Михаила Михайловича Бахтина, а также Елеазара Моисеевича Мелетин-ского. Причем сфера их трудов была довольно разнообразной: исследование мифов, изучение особенностей художественного творчества, роль механизма фантазии и воображения и, конечно же, роль литературной сказки в развитии общества.
Любая литературная сказка отражает ценности, нормы морали и нравственности того столетия, когда она была создана. Как пример, можно рассмотреть литературные сказки стран Европы 18-19 веков, которые в основном базируются на христианстве. Ценности, заложенные в сказках, выступают в качестве отличного средства, позволяя личности пройти процесс социализации в максимально короткие сроки. сказки отражают стремления, желания и ожидания как отдельно взятого чело-
века, так и социальных общин в целом, формируя тем самым представления о желаемом или даже «правильном» будущем. сказочный мир обладает волшебным свойством ориентировать и направлять читателя таким образом, что модель поведения сказочных героев отражается на поведении человека в реальном мире.
Вместе со сменой столетия меняется и сознания людей, что накладывает свой отпечаток и на сказки 19 - начало 20 века. Разум уже не рассматривается в качестве одного из основных ценностей, и как результат, истина и доказательство уже перестают быть вечным абсолютом, превратившись в феномен конкретного исторического времени. сказочная реальность, являющаяся частью волшебной литературной сказки, теперь обособленна и имеет свои собственные законы, основанные на коллективном творчестве и эстетическом восприятии окружающей действительности и произведений искусства.
Если же говорить о сказках нашего времени, то человек в них рассматривается уже как самостоятельный, независимый и творческий индивид. В процессе чтения, читатель полностью погружается в сказочную реальность, становясь, по сути, соавтором. Данное свойство дает возможность избавиться от разобщенности, чрезмерного индивидуализма, одиночества и полного отчуждения, которые являются реальной угрозой для современного общества.
Такой феномен позволяет рассматривать литературную сказку, как целостную структуру, которая играет определенную культурную роль на каждой «ступени» развития человечестве и общества. иначе говоря, сказка берет на себя роль хранителя и, самое главное, носителя культурных традиций, отражает и обозначает качества,
которыми должен обладать каждый человек, а также создает пространство для формирования человека, как счастливой, свободной и творческой личности.
Художественная или, иначе говоря, магическая реальность каждой литературной сказки базируется на таком литературном приеме, как метафора. Она дает возможность человеку освоить, познать и осмыслить внешний мир и все, что его окружает. Именно благодаря метафоре, в сказках слова превозносятся до имени, имена до вещей, а вещи становятся равнозначными живым существам. Данный литературный прием позволяет понять самые нетривиальные значения и правильно понять посыл скрытых смыслов. Возможность взглянуть на реальность под другим углом - это то, что ценит в метафоре автор больше всего, и что ученный будет отвергать яростнее всего на протяжении всей своей жизни. Можно даже сказать, что вся магическая реальность состоит из «кирпичиков» называемых законами метафоры, при этом каждый такой «кирпичик» заключает в себе сказочные существа или предметы. из-за отсутствия каких-либо рамок, все невозможные в действительности ситуации и действия, в сказке становятся не более чем повседневной нормой. При этом сказка содержит в себе целый набор жизненных ситуаций, которые в процессе прочтения, человек для себя будет интерпретировать и проживать с применением нестандартных и оригинальных решений, что позволит ему преодолевать даже самые тяжелые и сложные жизненные ситуации.
очень важно не путать такие понятия, как волшебная литературная сказка и утопия. В утопиях и сказках в жанре «комедии нравов» человек, как правило, выступает в роли существа,
которое реализует свою сущность и природу с рациональной точки зрения. Тем самым рационализация всех событий становится добродетелью и гарантией счастливой, беззаботной жизни. Индивиды в этом случае взаимодействуют между собой с целью преобразующей деятельности, и, как следствие, высшей ценностью они считают - коллективизм. Главным недостатком данной формы взаимодействия является тот факт, что она не искореняет эгоизм, а скорее просто преобразует его, делая его не таким выраженным. Утопия никогда не воспитает личность, которая будет стремится к самовыражению и личностному развитию, ведь счастливому и беззаботному человеку нет смысла к чему-то стремится и преодолевать новые вершины. именно поэтому в утопиях никогда нет действующих и главных героев, а повествование всегда ведется от лица автора. Если сравнить между собой утопию и литературную сказку, то с одной стороны у нас будет - критика несовершенного мира, который противоречит и не соответствует идеализированным представлениям о мире, а с другой стороны - безграничное пространство для фантазии, где успех всегда достигается посредством преодоления различных трудностей. Поэтому, несмотря на довольно сильное внешнее сходство между сказками и утопиями, в основе своей они содержат совершенно разные социальные и культурные функции.
Сказку всегда необходимо пережить, прочувствовать, а для этого от читателя требуется личностные качества и принятие решений. Она дает возможность проявить свои самые прекрасные черты такие, как: индивидуальность, четкость действий, раскрытие своего внутреннего потенциала, посредствам избавления от всех
своих внутренних границ и ограничений. Каждый, читая сказку, обращал внимание, что ни одна история не обошлась без диалога и общения между персонажами. Общение в волшебных сказках - это именно та особенность, которая дает возможность индивидам оставаться целостной личностью, но при этом избегая какого-либо эгоистичного подтекста. Любой герой сказки стремиться превзойти не других персонажей, а каждый раз эволюционировать в сравнении с самим собой. Разве не в этом заключается роль самосовершенствования? Ни одни человек никогда не достигнет счастье и умиротворения пока будет стремиться превзойти кого-то другого, а вот индивидуум, который будет каждый день становится лучшее на фоне своего вчерашнего «Я», имеет все шансы на то, чтобы быть счастливым человеком.
В мире сказочных событий человек может снова почувствовать себя ребенком. Вспомните себя в возрасте 5 лет, были ли у вас какие-нибудь сложности, преграды, трудности или недостигаемые цели? нет. Лишь с возрастом человек начинает строить в своей голове какие-то рамки и ограничения, которые не столько помогают, сколько закрывают перед ним «двери» к новым неизведанным далям. В сказке мы приобретаем возможность быть не просто актером какой-то роли, а быть творцом, создателем и вершителем своей судьбы. Можно прочувствовать и пережить даже те чувства, которые, казалось бы, уже навсегда позабыло наше сердце в реалиях современной жизни: Любовь, Чувство прекрасного, Истинный восторг и Счастье.
Как уже было сказано ранее, в процессе чтения активируется процесс смыслотворчества. Данный процесс позволяет разрушить запрограммиро-
ванную и навязанную обществом модель поведения человека, а, как известно, не переступив «границы» сознания - нельзя изведать новые «земли» своей личности.
Рассуждения рассмотренные в данной статье являются лишь небольшой частью исследований, которые можно применить для разработки с философской точки зрения таких аспектов, как: личностные проблемы, проблемы свободы и творческой деятельности. Таким образом, можно подвести итоги, что волшебная литературная сказка позволяет формировать установку на более масштабное и глубокое видение мира, позволяет удовлетворить его потребность в творчестве, что делает каждого из нас уникальным и значимым представителем общества. Неповторимость сюжетного ряда, открывает перед читателем новые горизонты, активирую процесс смыслообразования, делая его по сути творцом со своим собственным видением проблемы и ее решения. Магическая реальность дает возможность человеку ощутить на себе различные роли, помогает ему избавиться от обособленности и сломить свой эгоизм для развития и раскрытия себя, как полноценной личности. Волшебная литературная сказка является одним из наиболее красочных и доступных примеров необычного и не затрагивающего науку способа познания мира и вселенной, благодаря своей возможности направлять мировоззрение каждого человека на моральные ценности и ценности бытия.
References
[1] Bakhtin M.M. Questions of literature and aesthetics. -
M.: Artist. lit., 1975. 502 p.
[2] Berdyaev N.A. Philosophy of creativity, culture and art in
2 vols. Vol. 1. - M.: Art, 1994. 470 p.
[3] Kirilenko G.G. Mythological consciousness: history and
modernity // RJ "Philosophy". Ser. 3. - M.: 1993. № 1.
Список литературы
[1] Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.:
Худож. лит., 1975. 502с.
[2] Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и
искусства в 2-х тт. Т. 1. - М.: Искусство, 1994. 470 с.
[3] Кириленко Г.Г. Мифологическое сознание: история
и современность // РЖ «Философия». Сер. 3. - М.: 1993. № 1.