Научная статья на тему 'Влияние линейной сварки трением на структурно-фазовые превращения в ультрамелкозернистом сплаве ВТ6'

Влияние линейной сварки трением на структурно-фазовые превращения в ультрамелкозернистом сплаве ВТ6 Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
264
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИТАНОВЫЕ СПЛАВЫ / УЛЬТРАМЕЛКОЗЕРНИСТАЯ СТРУКТУРА / ЛИНЕЙНАЯ СВАРКА ТРЕНИЕМ / TITANIUM ALLOYS / ULTRAFINE GRAINED STRUCTURE / LINEAR FRICTION WELDING

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Полякова Вероника Васильевна, Измайлова Наиля Федоровна, Семенова Ирина Петровна, Хазиева Лия Анваровна

В данной работе представлены результаты исследования микроструктуры сварных соединений, полученных в образцах их сплава ВТ6 с крупнозернистой и ультрамелкозернистой структурой методом линейной сварки трением. Показаны особенности фазовых и структурных превращений в зонах контакта и термомеханического влияния сварки, а также распределение микротвердости по ширине сварного соединения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Полякова Вероника Васильевна, Измайлова Наиля Федоровна, Семенова Ирина Петровна, Хазиева Лия Анваровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effect of linear friction welding on structure and phase transformation in ultrafine grained VT6 alloy

This paper presents the microstructure investigation results of linear friction welded joints of Ti-6Al-4V samples with coarse-grained (CG) and ultrafine grained (UFG) structure. The features of phase and structural transformations in the weld and the thermo-mechanically affected areas, as well as the microhardness distribution across the width of the welded joint were demonstrated.

Текст научной работы на тему «Влияние линейной сварки трением на структурно-фазовые превращения в ультрамелкозернистом сплаве ВТ6»

МАШИНОСТРОЕНИЕ

УДК 669.295:621.791.14 В. В. Полякова, Н. Ф. Измайлова, И. П. Семенова, Л. А. Хазиева

ВЛИЯНИЕ ЛИНЕЙНОЙ СВАРКИ ТРЕНИЕМ НА СТРУКТУРНО-ФАЗОВЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ В УЛЬТРАМЕЛКОЗЕРНИСТОМ СПЛАВЕ ВТ6

В данной работе представлены результаты исследования микроструктуры сварных соединений, полученных в образцах их сплава ВТ6 с крупнозернистой и ультрамелкозернистой структурой методом линейной сварки трением. Показаны особенности фазовых и структурных превращений в зонах контакта и термомеханического влияния сварки, а также распределение микротвердости по ширине сварного соединения. Титановые сплавы, ультрамелкозернистая структура; линейная сварка трением

Титановые сплавы широко применяются в качестве конструкционных материалов в авиастроении благодаря их высокой удельной прочности, малого удельного веса и коррозионной стойкости [1, 2]. Вращающиеся детали роторов авиадвигателей, изготовленные из титановых сплавов испытывают в полете колоссальную нагрузку. Им приходится работать в условиях высоких температур и динамических воздействий. От их надежности зависят безопасность самолета и жизни людей, поэтому материал, используемый в этих ответственных узлах, должен быть не просто прочным, а суперпроч-ным [2].

За последние десятилетия было продемонстрировано, что достижение высоких значений прочности в титановых сплавах возможно за счет формирования в них ультрамелкозернистой (УМЗ) структуры методами интенсивной пластической деформации (ИПД) [3]. Например, в сплаве Т1-6Л1-4У, полученном комбинированной ИПД-обработкой, был достигнут предел прочности 1500 МПа и предел выносливости 740 МПа [4]. А за последние годы эти методы получили широкое развитие с ближайшей перспективой их применения в масштабном производстве полуфабрикатов из титановых сплавов

[3, 5].

Контактная информация: 8-927-3347224 Работа выполнена в рамках проекта «Создание технологий и промышленного производства узлов и лопаток ГТД с облегченными высокопрочными конструкциями для авиационных двигателей новых поколений» (шифр 2010-218-01-133) в рамках реализации Постановления № 218 Правительства РФ от 9.04.2010 г. «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства»

В авиастроении при производстве газотурбинных двигателей для «наращивания» деталей вместо их обработки из заготовки, а также в ремонтном производстве успешно применяется технология линейной сварки трением (ЛСТ). В последнее время она становится ключевой технологией формирования сварных соединений из трудносвариваемых материалов, к которым относятся титановые сплавы, и признается быстрым процессом изготовления с низкой стоимостью для производителей на многих промышленных рынках, особенно при создании элементов ротора компрессора авиационных двигателей нового поколения [6]. Однако применение ЛСТ для соединения деталей из УМЗ материалов является весьма интересной, перспективной, но малоизученной задачей. В связи с этим целью данной работы является микро-структурные исследования сварных соединений образцов из сплава ВТ6 с крупнозернистой (КЗ) и УМЗ структурой.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве объекта исследования был выбран широко используемый в авиакосмическом машиностроении двухфазный титановый сплав ВТ6 (Т1-6Л1-4У) (производства ВСМПО-АВИСМА, г. Верхняя Салда) стандартного химического состава, соответствующего ГОСТ 19807-91. Образцы с крупнозернистой структурой были получены по серийной технологии, включающей в себя продольную прокатку при температуре 890 °С и отжиг при 540 °С в течение 2 ч. УМЗ структура в образцах из сплава ВТ6 была сформирована методом всесторонней изотермической ковки в (а+Р)-области [7] со ступенчатым понижением температуры до 600 °С. Механические испытания на растяжение проводили при комнатной температуре на машине Т^гоп в со-

ответствии с ГОСТ 1497-84 со скоростью деформации 10-3 с-1. Стандартные образцы 0 5 мм были вырезаны из центральной части в продольном сечении прутка. Для каждого состояния было испытано не менее 3 образцов. Металлографические исследования проводили на оптическом микроскопе фирмы «01ушрш» и растровом электронном микроскопе «18М 6390». Тонкая структура исследовалась на фольгах с помощью электронного просвечивающего микроскопа «ШМ 2100». ЛСТ осуществляли путем возвратно-поступательного движения свариваемых частей с частотой порядка 60 Гц и амплитудой до 3 мм, сжимаемых для образования плотного контакта. Сваренная деталь с выделившимся гратом представлена на рис. 1.

Рис. 1. Внешней вид детали, полученной линейной сваркой трением

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Микроструктура и механические свойства КЗ и УМЗ сплава ВТ6

В исходном состоянии образцы из сплава ВТ6 характеризовались анизотропной смешанной структурой, состоящей из 45 % глобулярных зерен первичной a-фазы со средним размером 15 ± 0,8 мкм и P-превращенной структуры с линейным размером а колоний около 15 мкм (рис. 2, a).

По равномерному оптическому контрасту травленых образцов можно сказать, что интенсивная пластическая деформация методом всесторонней ковки привела к образованию однородной микроструктуры (рис. 2, б). Количественный анализ изображений, полученных ПЭМ, показал, что в образцах формируется сильно-фрагментированная УМЗ структура, характеризующаяся высокой плотностью дислокаций и средним размером зерна 680 ± 70 нм. Азимутальное размытие рефлексов на картине микродифракции также свидетельствует о высоком уровне внутренних микронапряжений (рис. 2, в). Создание такой структуры привело к закономерному повышению прочностных свойств сплава ВТ6 (UTS = 1155 MPa) при незначительной потере пластичности (5 =12 %) (см. таблицу), что типично для материалов, полученных ИПД [3].

Механические свойства сплава ВТ6

Состояние Ов, (МПа) S0 2 (МПа) 5 (%)

Исходное 970 ± 7 940 ± 5 16,0 ± 0,5

УМЗ 1155± 10 1100±15 12,0 ± 0,8

Рис. 2. Микроструктура сплава ВТ6: а - крупнозернистое состояние; б, в - УМЗ структура, а, б - оптическая микроскопия (ОМ), в - просвечивающая электронная микроскопия(ПЭМ).

Продольное сечение заготовки

Рис. 3. Микроструктура сварного соединения образцов из сплаве ВТ6. ОМ: а, в, д - КЗ; б, г, е - УМЗ; а, б - вид сечения сварного соединения; в, г - область термомеханического влияния сварки (2); д, е -

область стыка (1) ОМ

Микроструктурные исследования сварных соединений образцов из сплава ВТ6

На рис. 3 представлено оптическое изображение структуры сварных соединений образцов из сплава ВТ6 в КЗ и УМЗ состоянии.

На металлографических изображениях сечения сварного соединения (рис 3, а, б) можно

выделить три характерные зоны. Зоне 3 соответствует исходная структура основного материала, которая не претерпевает изменений в процессе сварки трением. Особое внимание было уделено зонам течения материала (термомеханического влияния трения и температуры, зона 2, рис. 3, в, г) и зоне непосредственного контакта (зона 1, рис. 3, д, е). Следует отметить

границу между зонами 1 и 2 в КЗ образце, которая характеризуется четким контрастом после травления, что свидетельствует о структурной неоднородности после ЛСТ (рис. 3, а). Их суммарная ширина составляет 500 мкм, что в 2,3 раза меньше, чем в образце с УМЗ структурой, в котором, судя по контрасту, граница имеет «размытый характер» (рис. 3, б). В зоне 2 обоих образцов наблюдается выраженная металлографическая текстура, ориентированная по направлению деформационного течения материала, что, очевидно, связано с термомеханическим влиянием сварки трением.

Оптические изображения структуры КЗ образца в области контакта (зона 1) характеризуется рекристаллизованными зернами Р-фазы с размерами в диапазоне от 2 до 20 мкм, что связано с локальным разогревом до температур выше температуры полиморфного превращения сплава ВТ6. На оптических изображениях свар-

ного стыка УМЗ образцов после травления не были выявлены структурные параметры. Для их анализа проводили исследования тонкой структуры методом просвечивающей электронной микроскопии (рис. 4).

Во всем объеме сварного стыка образцов с КЗ структурой (зона 1) в рекристаллизованных зернах Р фазы наблюдаются дисперсные пластины а' мартенсита шириной до 150 нм с характерными для него двойниками превращения и высокой плотностью дислокаций (рис. 4, а, б). Образование такой структуры в титановых сплавах характерно при закалке с температур, соответствующих однофазной Р-обрасти. Вероятно, при завершении процесса линейной сварки трением ускоренное охлаждение было реализовано за счет быстрого теплообмена между узкой, нагретой в процессе трения зоной и прилегающими областями металла с комнатной температурой.

в

г

Рис. 4. Тонкая структура сплава ВТ6 в зоне сварного соединения образцов с крупнозернистой (а, б) и с УМЗ структурой (в, г); а, в - светлопольное, б, г - темнопольное изображение. ПЭМ

Сварной стык (зона 1) образцов с УМЗ структурой также характеризуется преимущественно пластинчатой структурой (рис. 4, в, г). Она представляет собой смесь пакетов а' мартенсита и пластин а фазы шириной до 500 нм. Возможной причиной отличий фазового состава и размера структурных элементов является меньшая скорость охлаждения после сварки в УМЗ образце по сравнению с образцами в КЗ состоянии. Известно, что формирование УМЗ структуры методами ИПД приводит к образованию в ней высокой плотности дефектов всех видов размерности, от вакансий до границ зерен, что приводит к неизбежным искажениям кристаллической решетки и изменению ее параметров. При этом в [3] было показано, что это может привести к изменению фундаментальных физических характеристик материала. Теплообмен в кристаллических материалах осуществляется за счет переноса внутренней энергии, осуществляемый хаотически движущимися частицами тела, такими как фононы, электроны и т. д. При теплообмене в УМЗ материалах происходит частичное рассеивание внутренней энергии на дефектах структуры, что может объяснить их меньшую теплопроводность по сравнению с КЗ материалами [8]. По-видимому, в нашем случае после ЛСТ в УМЗ сплаве охлаждение происходило с меньшей скоростью по причине его более низкой теплопроводности. Возможно, следствием пониженной скорости охлаждения в УМЗ образце является формирование достаточной широкой зоны с «размытой» структурой в сварном соединении (рис. 3, б).

На рис. 5 представлено распределение микротвердости по сечению сварного шва образцов с КЗ и УМЗ структурой. В целом результаты хорошо согласуются с ранее выявленными мик-роструктурными зонами. В области термомеханического влияния трения (область 2) кривая микротвердости КЗ образца монотонно возрастает и достигает ярко выраженного пика (4500 МПа) в зоне контакта (область 1), величина которого на 100 МПа превышает уровень твердости в основном материале (область 3). Повышение твердости в области 2 связано с дислокационными механизмами упрочнения при деформации трением во время сварки, так как чем ближе к очагу, тем больше степень деформации. Максимум твердости в области 1 обеспечивается также за счет формирования в ней тонкодисперсной мартенситной а' структуры, двойниками превращения и высокой плотностью кристаллических дефектов.

Distance (цт)

Рис. 5. Распределение микротвердости по сечению сварного шва в УМЗ и КЗ сплаве ВТ6

На кривой микротвердости сварного соединения образцов с УМЗ структурой также можно выделить аналогичные области. Видно, что за счет формирования УМЗ структуры уровень твердости основного материала составляет 4700 МПа, что на 120 МПа выше по сравнению с КЗ образцом (см. область 3). В области 2 и 1 можно наблюдать некоторое повышение твердости за счет увеличения плотности дислокаций и частичного мартенситного превращения при ЛСТ. Однако следует отметить, что в области сварного соединения размер структурных элементов (ширина пластин a-фазы) близок к размеру зерен a-фазы в основном материале, что, вероятно, способствовало более однородному распределению микротвердости по ширине сварного соединения. Как известно, равнопроч-ность сварного соединения является одним из важных критериев его качества [6]. Однако оценка перспективы применения технологии линейной сварки трением для соединения деталей из объемных ультрамелкозернистых материалов требует дальнейших исследований. В частности, необходима оптимизация параметров процесса ЛСТ применительно к таким сплавам с целью уменьшения размера первичной b-фазы в зоне контакта за счет снижения температуры локального разогрева поверхности.

ВЫВОДЫ

Выявлены основные характерные зоны по сечению сварного соединения полученных образцов из сплава ВТ6. В УМЗ сплаве в отличие от КЗ, четкая граница между зоной контакта и зоной термомеханического влияния сварки практически отсутствует.

Показано, что ЛСТ в обоих состояниях сплава сопровождается мартенситным превращением, однако в УМЗ сплаве микроструктура зоны соединения состоит преимущественно из пластин a-фазы, что может быть следствием более низкой скорости охлаждения после сварки.

Микротвердость основного материала сварного соединения из УМЗ образцов заметно выше, чем из образцов с КЗ структурой. При этом распределение значений микротвердости по ширине сварного соединения в УМЗ сплаве более равномерно по сравнению с КЗ сплавом, что характеризует баланс по прочностным характеристикам в соединении образцов с УМЗ структурой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Колачев Б. А., Полькин И. С., Талалаев В. Д. Титановые сплавы разных стран: Справочник. М.:ВИЛС, 2000. 316 с.

2. Гецов Л. Б. Материалы и прочность деталей газовых турбин. Л.: Машиностроение. Ленингр.отд-ние, 1973. 296 с.

3. Валиев Р. З., Александров И. В. Объемные наноструктурные металлические материалы: получение, структура и свойства. М.: ИКЦ «Академкнига», 2007. 398 с.

4. Nanostructuring of Ti-alloys by SPD processing to achieve superior fatigue properties / I. P. Semenova [et al.] // International Joint Materials Research (formerly Z. Metallk.). 2009. Vol. 100, 12. P. 1691-1696.

5. Объемные наноструктурные металлы и сплавы с уникальными механическими свойствами для перспективных применений / Р. З. Валиев [и др.] // Вестник УГАТУ. 2006. Т. 7, № 3(16). С. 2335.

6. Solid State joining of metals by linear friction welding: a literature review / I. Bhamji [et al.] // Materials Science & Technology. 2011.Vol. 27, No 1.

7. Формирование субмикрокристаллической структуры в титановых сплавах интенсивной пластической деформацией / С. В. Жеребцов [и др.] // Кузнечно-штамповочное производство. 1999. № 7. C. 17-22.

8. Thermal Conductivity: Theory, Properties, and Applications (Physics of Solids and Liquids). Terry M. Tritt. Springer. 2005. P. 290.

ОБ АВТОРАХ

Полякова Вероника Васильевна, мл. науч. сотр. Ин-та физики перспективных материалов. Дипл. инженер-физик (УГАТУ, 2008). Иссл. в обл. наност-руктурн. титановых сплавов, полученных интенсивной пластической деформацией.

Семенова Ирина Петровна, ст. науч. сотр. того же ин-та. Дипл. инженер-металлург (УПИ, г. Екатеринбург, 1981). Д-р техн. наук (Ю-УрГУ, г. Челябинск, 2011). Иссл. в обл. наноструктурн. титановых сплавов, полученных интенсивной пластической деформацией.

Измайлова Наиля Федоровна, нач. бюро отдела гл. металлурга ОАО УМПО. Дипл. инженер-механик. Иссл. в обл. ионно-имплантационных и вакуумноплазменных технологий.

Хазиева Лия Анваровна, нач. бюро КОИН ОАО УМПО. Дипл. инженер по авиац. двиг. (УГАТУ, 1999). Иссл. в обл. надежности деталей авиадвигателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.