Научная статья на тему 'Влияние личности народного художника БАССР А. Э. Тюлькина на формирование культурного наследия города Уфы (на материале рубежа XX-XXI века)'

Влияние личности народного художника БАССР А. Э. Тюлькина на формирование культурного наследия города Уфы (на материале рубежа XX-XXI века) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
166
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖНИК А. Э. ТЮЛЬКИН / УФИМСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ / АРХИЕРЕЙКА / МЕМОРИАЛЬНЫЙ ДОМ-МУЗЕЙ А. Э. ТЮЛЬКИНА / ОСНОВОПОЛОЖНИК БАШКИРСКОЙ ЖИВОПИСИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Набиева Эльмира Олеговна

В статье рассматривается влияние личности художника А. Э. Тюлькина на становление художественной культуры в Уфе, отражение в живописных полотнах художника, быта населения, исторического образа окраины города в первой половины ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние личности народного художника БАССР А. Э. Тюлькина на формирование культурного наследия города Уфы (на материале рубежа XX-XXI века)»

SCIENCE TIME

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА БАССР А. Э. ТЮЛЬКИНА НА

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ГОРОДА УФЫ (НА МАТЕРИАЛЕ РУБЕЖА XX-XXI ВЕКА)

Набиева Эльмира Олеговна, Уфимский государственный университет экономики и сервиса, г. Уфа

E-mail: nabell777@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается влияние личности художника А. Э. Тюлькина на становление художественной культуры в Уфе, отражение в живописных полотнах художника, быта населения, исторического образа окраины города в первой половины ХХ века.

Ключевые слова: художник А. Э. Тюлькин, уфимская школа живописи, Архиерейка, мемориальный дом-музей А. Э. Тюлькина, основоположник башкирской живописи.

Одним из необходимых знаковых моментов в прочтении самобытности города Уфы, является знакомство с выдающимися личностями, выросшими или работавшими и впитавшими дух, региональные особенности изучаемой местности, а так же знакомство с продуктами их деятельности, которые отражают нравственные ценности, культурные особенности и традиции края. Как пишет Г. С. Кушнеровская в книге «Изобразительное искусство Башкирской АССР» - «...надо побывать на родине поэта, чтобы правильно судить о нем... чтобы судить о стране, надо вслушаться в голоса ее художников и поэтов» [5, с. 7]. В нашей статье мы попытаемся понять, как личность А. Э. Тюлькина повлияла на становление художественной культуры Уфы начала ХХ века и как живописная окраина города отразилась в творчестве художника.

Александр Эрастович Тюлькин (1888-1980) (рис. 1) русский, советский живописец, основатель уфимской школы живописи, заслуженный деятель искусств БАССР (1944), народный художник БАССР (1955), заслуженный деятель искусств РСФСР (1960); руководитель уфимским союзом художников РСФСР; награжден орденом «Знак почета» (1955), республиканской премией им. С. Юлаева (1975). Является одним из основателей башкирского изобразительного искусства наряду с такими известными художниками прошлого столетия как К. С. Давлеткилдеев, А. П. Лежнев, М. И. Елгашина, И.

И. Урядов, П. В. Мальков.

Первым библиографом художника А. Э. Тюлькина, давшим искусствоведческий анализ творческому наследию мастера, стала профессор, доктор искусствоведения А. Г. Янбухтина. Альмира Гайнулловна с 70-го года (журнал «Урал» №9, 1970 г.) опубликовала десятки статей о жизни художника, в местной и центральной печати и стационарных журналах «Искусство и творчество» 1969г., монографическое издание «Александр Тюлькин» (издательство «Художник РСФСР», 1975 г.). Почти все публикации по творчеству А. Э. Тюлькина включены в библиографический указатель работ А. Г. Янбухтиной (Уфа 1998 г.).

Александр Эрастович Тюлькин родился и вырос в Уфе, окончил приходское училище. После тихой размеренной жизни в провинциальном городке, он попадает в живительную, импульсивную творческую среду города Казани, открытую для новых идей, художественных экспериментов и течений, хлынувших в начале ХХ века из-за рубежа. Поступив в Казанскую художественную школу (1913-1918), А. Тюлькин получает фундаментальные основы живописи у выдающегося русского мастера Н. И. Фешина. Колористические уроки Николая Ивановича, встреча с основоположниками российского футуризма, знакомство с новыми веяниями французского искусства на выставке «100 лет французской живописи» (Петербург, 1912 г.), на всю долгую жизнь оставят яркий след в памяти художника и дадут необходимый импульс для развития школы живописи у себя на родине.

Осознавая важность воспитания нового поколения живописцев, Александр Эрастович отдает много сил и времени педагогической деятельности, руководствуясь принципами, которые впитал за годы обучения в Казанской художественной школе. Художник прививает любовь к живописи, культивирует равную ответственность ученика и учителя, становиться духовным наставником, но при этом никогда ни в чем не настаивает [19, с.57]. В школе первой ступени им. В. И. Ленина учил рисовать башкирских детей-сирот, сейчас в Уфе работает детская художественная школа имени А. Э. Тюлькина. С 1999 года ДХШ № 2 стала инициатором проведения Конкурса детского художественного творчества имени А. Э. Тюлькина, ставшего ныне всероссийским, который проходит в залах мемориального дома-музея Александра Эрастовича. Позже преподавал в Чувашском педагогическом техникуме (первая половина 1920-х), на художественном отделении Башкирского государственного техникума искусств (1926-1950-е). За годы преподавания мастер взрастил целую плеяду башкирских художников, ставших впоследствии известными живописцами: Б. Ф. Домашников, Ф. А. Кащеев, А. В. Пантелеев, М. А. Назаров, А. Ф. Лутфуллин, Г. Ш. Имашева [15, с.4].

1920-е Александр Эрастович выступает одним из организаторов и

педагогов московского филиала ВХУТЕМАС. Не смотря на тяжелые годы гражданской войны, любовь к искусству помогает учащимся и преподавателям находить решения из непростых материальных положений: писали на склеенных в несколько слоев газетных листах, вместо красок использовали сажу, мел и половую краску - сурик. Руководствовались принципами письма Н. И. Фешина -чем меньше красок, тем больше пищи разуму. Мастерские просуществовали недолго.

Преподавание художник сочетал с путешествиями по юго-восточным районам республики, изучая быт и культуру башкир. Эта тема впоследствии найдет отражение в его живописных работах «В башкирской деревне», «Изба Салавата», «Пушкин среди башкир» (рис.2). После провозглашения Башкирии автономной республикой (1917), и принятия решения о создании в Уфе Музея народов Востока, А. Тюлькин, вместе с К. Давлеткильдеевым, участвуют в экспедиции в Среднюю Азию (1921) с целью приобретения выставочных предметов - произведений народного искусства. Вдохновленные восточным искусством, памятниками архитектуры Хивы, Ташкента и Самарканда, с поездки художниками были привезены замечательные этюды, автобиографические рассказы.

Велика роль А. Тюлькина, прежде всего, как живописца, стоявшего у истоков зарождения и становления художественной жизни в губернской Уфе. Об этом пишет в своей статье А. Г. Янбухтина [17], в которой рассматривает начало профессионального изобразительного искусства в Башкирии (1910-1920 гг.), в частности, о сложных исканиях периферийных живописцев новых творческих идей, едва уловимых, почти интуитивно раскрываемых вдали от центра художественных процессов. В 1913 году местными художниками было организовано «Уфимское общество любителей живописи» в дальнейшем переименованное в «Уфимский художественный кружок». Это был необходимый шаг для объединения сил немногочисленных художников столицы, обмена опытом, идеями, размышлениями об искусстве, совместными походами на пленэр. Усилиями группы художников, активным участником которой был и Александр Эрастович, были организованы в 1916-17 годах первые художественные выставки. Художники сами делали к ним скромные каталоги, в которых обозначались лишь авторы и названия работ. В них не писалась даже вступительная обзорная статья, по причине отсутствия искусствоведов в губернской Уфе [17, с.1].

Еще одно событие, оказавшее практическое значение на молодых художников, стало проживание в Башкирии в 1915-1918 годы «основателя российского футуризма» Д. Д. Бурлюка. Именно он заострил внимание местных художников на уникальности своего края, ее культуре и фольклоре, что определило основные темы и образы последующих десятилетий [21]. Это был

смелый творческий путь живописцев - первопроходцев, осознававших, что правильнее в то время было бы работать над промышленными темами, в духе социалистических идеалов, в угоду политическим задачам руководства [3].

Уникальность творчества Александра Эрастовича является в том, что он запечатлел в своих работах, прежде всего, исторический образ старой части уфимской окраины - Архиерейки, которая застраивалась самовольно рабочим классом на крутых южных склонах берега реки Белой. Жителей привлекала близость, как к историческому центру города, так и реке-кормилице. В своих живописных полотнах, художник сумел передать красоту простых и незамысловатых сюжетов, выразить языком живописи тихую и размеренную жизнь провинциального города, местного ландшафта и быта населения прошлого столетия. («Окраина», «Избушка рыбака», «Берег Уфы», «Челн смолят» (рис.3), «Труниловка», «Старая Уфа», «Берег Уфы 30-е годы»). Картина «Цветущие окна» (рис. 4) вызвала живой интерес на выставке «Художники русской провинции» в 1929 году Сан - Диего, США, Штат Калифорния. В Нью-Йоркской газете «Трибюн» появилась статья Хазеля Брауна, который пишет, что, несмотря на то, что в композиции изображена лишь часть стен с геранями на подоконнике, в воображении представляется образ целого деревянного дома. Браун подчеркивает высокие живописные качества работ художников, приехавших из далекой России, из неведомой им страны - Башкирии. Автор преследует мысль, что, несмотря на материальную трудность (некоторые работы были выполнены на склеенных газетах), художники очень богаты духовно и культурно, в работах видна самобытность и красота живописи [17].

В 30-х годах Александр Эрастович с группой художников, совершил поездку в индустриальные центры Урала: Белорецк, Магнитогорск, Златоуст. Задачей поставленной «сверху», было написать формирование новой жизни республики, с ее строящимися заводами, первыми нефтепромыслами, современной техникой на полях. А. Тюлькин создал десятки этюдов в поисках гармонии и красоты искусственно созданной, новой натуры. В работах «Трактора» (рис. 5), «Сеноуборщик», «Комбайн», «Крекинг», «Огни нефтехимии», «Ишимбаевская вышка», «Ишимбаево», «Карьер», прочитывается его сложившаяся живописная техника, но данная тематика дается автору тяжело, так же как и работы на историческую тему: «Конница Чапаева в Уфе», «Ленин в Уфе». Как признается художник в своих автобиографических записях, найти диалог с заказной работой он так и не смог.

Еще одним доказательством уникальности творческого пути Александра Эрастовича, стала выставка, организованная в августе 1945 года в Москве. В годы политических репрессий, а позднее - Великой Отечественной Войны, в Уфе проживали сосланные или эвакуированные представители творческой интеллигенции. Ленинградцы, полюбившие самобытность творчества

художника, решили «вытащить Тюлькина из оврага». Вначале, первая персональная А. Тюлькина была организованна в Уфе в 1943-й военный год. Её экспозиция насчитывала более 50-ти работ художника. Зрителю выставка запомнилась картиной «Голубец» (рис. 6) (1942), отразившая события войны, с ее тяжелыми утратами. Серое небо камнем нависло над полями, и природа вместе со всей страной притихла, в молитве за спасение Родины. Следующая выставка была в Москве в доме архитектора на Гранатовом переулке, а в 1963 году в Петербурге. Организованная усилиями директора Русского музея, Пушкарева В. С., искусствоведа и собирателя произведений искусств, без согласия обкома партии, с риском, для выставки было выделено 2 зала. За две недели, несмотря на полулегальное, полуофициальное, без рекламы, мероприятие, выставку провинциального художника А. Тюлькина, посетило большое количество ленинградцев.

Произведения художника входят в коллекцию крупнейших музеев страны: Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галерее, Государственного музея искусств народов Востока, Национального музея республики Башкортостан в Уфе, Башкирского государственного художественного музея имени М. В. Нестерова, в коллекции музеев многих городов Урала и Сибири.

Никто так не понимал Уфу как А. Э. Тюлькин, полюбивший его 100 лет тому назад, практически выросший вместе с городом. В историю искусства Башкортостана он вошел, прежде всего, как один из первых профессиональных живописец, и педагог, основоположник уфимской школы живописи. В Уфе открыт мемориальный дом-музей А. Э. Тюлькина, который некогда являлся центром притяжения творческой, художественной интеллигенции, где часто происходили встречи художников, актеров, поэтов, шли горячие споры и дискуссии, музыкально-литературные вечера под звуки фортепьяно, иногда гитары. Здесь вокруг А.Э. Тюлькина сложилась живительная, питательная среда, столь необходимая для того времени.

Литература:

1. Андреева Г. Тропинка к домику на Волновой / Г. Андреева // Вечерняя Уфа. -2013. - 5 апреля. - С. 17

2. Ибрагимова, Е. Р. История развития изобразительного искусства Башкортостана во второй половине XX века: автореф. дис. канд. истор. наук (07.00.02) [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http:// www.dissercat.com/content/istoriya-razvitiya-izobrazitelnogo-iskusstva-bashkortostana-vo-vtoroi-polovme-xx-veka.

3. Игнатенко С. Корифеи Башкирского изобразительного искусства / С. Игнатенко // Бельские просторы— 2015. —№ 2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://bp01.ru/public.php?public=4395

SCIENCE TIME

4. Кузнецов М. В. Кем был для меня А. Э. Тюлькин / М. В. Кузнецов // Бельские просторы. — 2008 г. — № 8. С. 127-134.

5. Кушнеровская Г. С. Изобразительное искусство Башкирской АССР/ Г. С. Кушнеровская. — М: Советский художник, 1974. — С. 7

6. Мемориальный дом-музей А.Э.Тюлькина: альбом /авт.-сост. С.В.Игнатенко. Уфа, 2008.

7. Нигматуллина И. В. Старая Уфа. Историко-краеведческий очерк / И. В. Нигматуллина. — Уфа: Китап, 2004 —224 с.

8. Пикунова Г. Старейшина живописи / Г. Пикунова // Истоки. — 2004. — № 46.

— 16 с.

9. Семенова С. Ю. «Как строилась и жила губернская Уфа», «Гимн уфимским оврагам. Что осталось от средневековой Уфы (Исторический ландшафт)» (конец XVI - начало XX веков) очерки. Уфа: Восточный университет, 2004. — 27-29 с.

10. Сергей С. АРХИЕРЕЙКА // Провославие в Башкирии и на Южном Урале / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - URL: http://posredi.ru/ blog10_19_Arhiyerey_sloboda.html

11. Сомов М. Описание Уфы (1864 г.) / [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

— URL: http://uraloved.ru/istoriya/somov-opisanie-ufi

12. Э. Фенина Живописцы Русской Башкирии. Справочник. Уфа, Башк. книжное изд. — 1979

13. Янбухтина А. Г. Окраина - не конец мира / А. Г. Янбухтина // Бельские просторы. —2003. — № 10. —120-128 с.

14. Янбухтина А. Г. Художник российской провинции / А. Г. Янбухтина// Рампа.

— 1998. —№ 8. —8-9 с.

15. Янбухтина А. Г. Александр Тюлькин / А. Г. Янбухтина. Л.: Художник РСФСР, 1975. - 26 с.

16. Янбухтина А. Г. Всю жизнь прожил в овраге... / А. Г. Янбухтина// Истоки. — 2007. — № 33. - 13 с.

17. Янбухтина, А.Г. К страницам истории и предыстории зарождения профессионального изобразительного искусства Башкирии (1910-1920 гг.) в соотношении с целостным многовековым художественным наследием края и проблемы их осмысления в искусствознании / А.Г. Янбухтина // Проблемы развития регионального искусствознания (Урало -Поволжье). Сборник научных статей. - Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2011. -

18. Янбухтина А. Г. Картинки моего детства / А. Г. Янбухтина// Вечерняя Уфа. — 1998. — № 9. —12 с.

19. Янбухтина А. Г. Михаил Кузнецов/ А. Г. Янбухтина. — Уфа: Автор, 2009. —

20. Янбухтина А. Г. Праздник на окраине / А. Г. Янбухтина// Вечерняя Уфа. — 1997. — № 9. — 9 с.

С. 4-35.

131 с.

SCIENCE TIME

21. Янбухтина А. Г. Давид Бурлюк и Александр Тюлькин. / Из истории художественной жизни Уфы 1910—20 гг. Материалы Международной научной конференции «Искусство авангарда — язык мирового общения». Уфа. 1993. -214—234 с.

Рис. 2 "А. С. Пушкин среди Башкир" (1937)

Рис. 3 "Челн смолят" (1921)

Рис. 4 "Цветущие окна" (1924)

Рис. б "Голубец " (1942)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.