Г Р V VKTPIIIIТЕ* IЫ ТВО. П.1ЛШ1ЕМ)ВКЛ IКДЬСКП\ НДСЕ.1ЕН1ЫХ [[МИЛ Hit
УДК 712.25
Исмагилова С.Х. - кандидат архитектуры, доцент
E-mail: [email protected]
Залетова Е.А. - старший преподаватель
E-mail: [email protected]
Головкина Л.О. - аспирант
E-mail: [email protected]
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1
Влияние ландшафтно-планировочного фактора на реорганизацию городской структуры
Аннотация
Статья посвящена проблеме совершенствования планировочной структуры города на основе реорганизации системы зеленых пространств на примере Набережных Челнов. Анализируется современное состояние основных структурообразующих подсистем города - транспорта, общественного обслуживания и системы озеленения, их взаимовлияние и связь, определяющие необходимость комплексного подхода в процессе реконструкции планировочной структуры города. Рассматриваются принципы и приемы архитектурно-ландшафтной организации открытых пространств города, направленные на совершенствование городской среды.
Ключевые слова: ландшафтный урбанизм, планировочная структура города, система озеленения, ландшафтно-планировочная реорганизация.
В настоящее время поиски стратегий создания устойчивой урбанизированной среды, как в новых, так и в существующих городских поселениях, являются приоритетными. При этом следует отметить, что с формированием новых поселений относительно все понятно и речь, главным образом, идет о компактных, высокоплотных образованиях, ориентированных на общественный транспорт и использующих LID (Low Impact Development) технологии [8]. Однако, эта задача во многом усложняется при необходимости реорганизации уже сложившихся микрорайонов, так называемой массовой жилой застройки Советского периода.
Рассматривая концепцию устойчивого развития городской среды (Sustainable Urban Development), как комплексную стратегию развития, предполагается подход к её реализации, как в социальном, так и в ландшафтно-планировочном аспектах. С точки зрения социальной устойчивости, целью является уменьшение социально-пространственной изоляции на городском уровне, предотвращение деградации и сегрегации жилой среды, создание условий для формирования коммуникативного сообщества и культурного развития жителей, проживающих на данной территории. Ландшафтно-планировочный аспект наряду с сохранением и восстановлением природных систем и компенсации последствий антропогенной деятельности подразумевает также изменение структуры мобильности, а именно внедрение экологически безопасных видов транспорта и совершенствования качеств коммуникационных пространств [2].
Таким образом, социально-экономические изменения, происходящие в последнее время, усиление мобильности и концентрации населения, повышение требований к комфортности городского окружения, вызывают необходимость непрерывных функционально-пространственных изменений трансформируемой городской среды на основе активного использования природного компонента. «Преобразование пространственной среды городов, их развитие и реконструкция - это выявление внутренних противоречий роста, источником и движущей силой которых служат постоянно возникающие несоответствия между социальными и экономическими требованиями и сложившейся материальной, планировочной структурой населенных мест» [1].
Город Набережные Челны, отметивший в 2014 г. 40-летие основания, является характерным примером успешной реализации крупномасштабного и сложного проекта
планировки и застройки так называемого «нового города» советского времени. Построенный в течение весьма ограниченного промежутка времени, он является ярким примером внедрения принципов модернизма в градостроительстве. Характерными особенностями планировочной структуры города является жесткое функционально-планировочное разделение крупнейшей промышленной зоны и жилой территории, аскетизм и предельная рациональность решения типовой жилой застройки в виде крупномасштабной сетки кварталов, разделенных широкими автомагистралями.
В настоящее время, очевидно, что для города, накопившего собственную историю развития и преодолевшего стадию интенсивного количественного роста, назрела необходимость качественных структурных преобразований основных подсистем -общественного обслуживания, транспорта и озеленения.
Новые социально-экономические условия определили активное развитие объектов торговли и обслуживания в городе, которые относительно равномерно встраиваются в сложившуюся инфраструктуру жилой и общественной застройки. На фоне «пестрого ковра» относительно небольших обслуживающих объектов выделяются отдельные крупные объекты торгового, культурного и административного назначения, которые пока не образуют единой территориально-пространственной системы, в виде «ядра центра» линейной структуры, заложенной еще в проект советского времени.
В соответствии с действующим генпланом города в дальнейшем предлагается модернизация существующей системы обслуживания, включающей наряду с традиционным развитием общественных функций на территориях, образующих фронт застройки улиц, освоение линейного ядра общегородского центра, формирование общественно-деловых центров в транспортных узлах, общественное освоение прибрежной зоны [5]. Заложенная в генплан модернизация функционально-планировочной организации объектов общегородского центра, вызовет соответствующие структурные преобразования в системе планировочной организации открытых территорий.
Изменение функционально-планировочной организации объектов общественного обслуживания влияет на развитие транспортной инфраструктуры, распределение транспортных и пешеходных потоков, плотность распределения дорожной сети и пр. Анализ современного состояния транспортной системы города показал недостаточную степень плотности, не соответствующей уровню автомобилизации, недостаточной её дифференциацией по видам движения, не продуманной системой парковок и т.д.
Система озеленения, заложенная в генплан города, соответствует квартальной схеме застройки и образует своеобразную «зеленую сетку» с широкими полосами озелененных пространств, расположенными вдоль основных магистралей. Сетчатая планировочная структура озеленения дополнена «пятнами» открытых территорий, выделенных в структуре кварталов под районные парки. Система озеленения города способна к развитию, в соответствии с изменениями планировочной структуры города, связана с природным окружением и, в частности, с прибрежной зоной Нижнекамского водохранилища и крупным лесопарковым комплексом «Прибрежный».
В то же время анализ сложившейся системы озеленения в районе Нового города Набережных Челнов позволил отметить следующие недостатки:
- типологическое однообразие ландшафтных объектов, отсутствие внятных архитектурно-планировочных и художественных решений, соответствующих современным тенденциям в организации городских ландшафтов;
- монотонность озеленения открытых примагистральных территорий, недостаточный уровень их благоустройства и нецелевое использование (в частности для стихийных парковок), отсутствие специальных зон для движения велосипедистов;
- «случайное» решение внутриквартального благоустройства, отсутствие выделенных пространств для пешеходного транзита;
- отсутствие благоустройства и озеленения в местах общественной активности - на городских площадях и территориях, примыкающих к общественным зданиям и комплексам и пр.
Известно, что реконструктивные изменения транспортной инфраструктуры города на всех уровнях его проектирования должны вестись в тесной взаимосвязи с подсистемой обслуживания. «Смысл этой взаимосвязи заключается в совмещении фокусов тяготения
населения с узлами транспортной инфраструктуры, что в результате является необходимым условием обеспечения оптимального функционирования всех элементов и подсистем города» [1]. Кроме того, в настоящее время, система озеленения города оценивается не просто как фоновое окружение застройки, а как структурообразующая составляющая или каркас, способный активно взаимодействовать с транспортной и обслуживающей инфраструктурами а, следовательно, влиять на их формирование и трансформацию. Природные компоненты в современном понимании следует рассматривать с позиций, так называемого «ландшафтного урбанизма» - направления, выводящего ландшафтную составляющую если не на передний план пространственного развития города, то, по крайней мере, призывающего к одновременному и взаимозависимому решению структурно-планировочной организации застройки и природно-ландшафтной среды в урбанизированных поселениях [3, 5].
Подход к реконструкции внешних пространств города, основанный на комплексном учете принципов «мобильности», «социальности» и «природности», направленный на превращение открытых пространств города в полифункциональный организм, способен реструктурировать городскую ткань и оживить достаточно заурядные урбанизированные пейзажи [2].
Анализ сложившейся системы открытых пространств города по критериям, учитывающим комплексную оценку, позволил разработать предложения по их преобразованию, основанные на следующих принципах:
- непрерывность системы озелененных территорий;
- связность объектов озеленения, общественного обслуживания и транспортных узлов;
- доступность и равномерность распределения озелененных территорий, предназначенных для отдыха и пешеходного транзита;
- гибкость зеленой подсистемы, способность изменяться в контексте социальных и функционально-пространственных изменений городской структуры;
- функциональное разнообразие объектов озеленения, соответствие современным эстетическим требованиям.
Реализация отмеченных выше принципов произведена на основе использования следующих приемов реорганизации планировочной структуры Нового города Набережных Челнов:
1. Преобразование существующей крупномасштабной планировочной сетки жилых кварталов путем разделения её благоустроенными транспортными проездами на мелкомасштабную сетку жилых образований. Прием рассчитан на создание комфортных условий для пешеходных коммуникаций и изолированность жилых групп от случайного транзитного транспортного движения и несанкционированных парковок.
2. Дополнение существующих типологически однообразных и неравномерно распределенных «крупных пятен» озеленения - районных парков и городского лесопарка, различными по типологии, размерам и архитектурно-ландшафтным решениям «малыми узловыми» элементами зеленой структуры города, согласующимися с транспортной и общественной инфраструктурой.
3. Структурные изменения «фонового» внутриквартального озеленения, обретающего новые качества, за счет масштабной и функциональной реорганизации сетки кварталов.
4. Использование приемов озеленения и благоустройства на искусственных основаниях - платформах, пешеходных мостах, вертикального озеленения, обеспечивающих изоляцию транспортных и пешеходных потоков, создающих новых масштаб общественных пространств и обеспечивающих комфортность городской среды.
5. Внедрение «знаковых» элементов в систему озелененных пространств, подчеркивающих местное своеобразие, историю места и индивидуальность города.
Результатом проведенной работы явилось представление новой схемы ландшафтно-планировочной организации рассматриваемого района г. Набережные Челны, которая коренным образом меняет сложившийся масштаб внутренних пространств города, расширяет возможности для комфортного пешеходного движения, обеспечивает условия для типологически и эстетически разнообразного ландшафтного освоения открытых территорий.
Предложение по структурной реорганизации системы озеленения Нового города Набережных Челнов, представленное на рис. 1, кроме планировочных трансформаций пространства, позволило расширить типологию открытых общественных пространств, включив такие, как «сад на искусственной платформе», «сад у общественно-транспортного узла», «межквартальный сад» и пр., представленных на рис. 2 .
Рис. 1. Предложение по структурной реорганизации системы озеленения Нового города Набережных Челнов
1к|1ЛЧ||Л сш НИ иифКI ионной Е|:ш ф. рчи ПиутрИ шрплши у .|>|Ш Сккр об||ИХГК||||»[|1а№портного ]■!
Рис. 2. Типология открытых общественных пространств
Подходы по реорганизации ландшафтно-планировочной структуры, представленные на примере Нового города Набережных Челнов актуальны для множества сложившихся жилых районов времени массовой застройки, испытывающих «моральное» несоответствие современному уровню требований и могут быть учтены при их реконструкции.
1 Проектное предложение представлено в дипломном проекте Арубджанян Д.Г. «Архитектурно-ландшафтная организация открытых общественных территорий Нового города Набережных Челнов, 2015 г.»
Список библиографических ссылок
1. Сосновский В. А. Планировка городов. - М., 1988. - 104 с.
2. Исмагилова С.Х., Залетова Е.А., Головкина Л.О. Современные тенденции структурной реорганизации пространства улицы // Известия КГАСУ, 2014, № 4 (26). - С. 109-114.
3. Краснощекова Н.С. Формирование природного каркаса в генеральных планах городов. - М.: Архитектура-С, 2010. - 183 с.
4. Нефедов В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. - СПб., 2002. - 295 с.
5. Генеральный план г. Набережные Челны. Положения о территориальном планировании. ГУП « Татинвестгражданпроект», 2009. URL: www.kzn.ru (дата обращения: 15.05.2015).
6. Велев П. Пешеходные пространства городских центров / пер. с болг. Д.П. Кривошеева. - М.: Стройиздат, 1983. - 192 с.
7. Гейл Я. Города для людей / пер. с англ. А. Токтонов. - М.: Крост, 2012. - 276 с.
8. Jeffrey Tumlin. Sustainable transportation planning: tools for creating vibrant, healthy, and resilient communities. - Wiley, 2012. - 310 p.
9. Lesley Bain. Living streets: strategies for crafting public space. - Wiley, 2012. - 316 p.
Ismagilova S.Kh. - candidate of architecture, associate professor
E-mail: [email protected]
Zalyotova E.A. - senior lecturer
E-mail: [email protected]
Golovkina L.O. - post-graduate student
E-mail: [email protected]
Kazan State University of Architecture and Engineering
The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1
Influence of landscape planning factor on reorganization of the city structure Resume
Modern conditions of city development demand introduction of the landscape urbanistic approach directed on overcoming of opposition of the city and a landscape. Landscape urbanism is focused not on formation of an esthetics of separate space, but mainly, on creation of city system in general, by means of introduction of the «hybrid» decisions uniting natural, planning and engineering systems of the city.
In the context of realization of this approach in the article is presented the concept of reorganization the gardening system of Naberezhnye Chelny city, the typical example of modernist planning of 70-80 and characterized by existence of obvious contradictions between modern requirements to level of comfort and a real conditions of an urban environment which practically didn't change since implementation of the large-scale projects of the Soviet period.
The complex analysis of the developed system of gardening of the city which is carried out taking into account the influence of structure-forming subsystems of the city - transport and public service, allowed to give an objective assessment of a current state of system of gardening of the city, to reveal its characteristics and problem situations, and also to offer system of the landscape and planning receptions directed on its transformation. Development of the new scheme of landscape planning structure of the city which can be considered at implementation of the general plan of municipality was the result of work.
Keywords: landscape urbanism, planning structure of the city, system of gardening, landscape planning reorganization.
Reference list
1. Sosnovski VA. Town planning. - М., 1988. - 104 p.
2. Ismagilova S.H., Zaletova Е.А., Golovkina L^. Contemporary aspects of spatial redevelopment of streets. // Izvestiya KGASU, 2014, № 4 (26). - P. 109-114.
3. Krasnoshekova N.S. Formation natural framework in the general plans of cities. - М.: Architecture-Q 2010. - 183 p.
4. Nefedov V.A. Landscape design and environment sustainability. - SPb., 2002.- 295 p
5. General plan of Naberezhnye Chelny. URL: www.kzn.ru (reference date: 15.05.2015).
6. Velev P. Pedestrian spaces of city centers / transl. from bulg. D.P. Krivosheeva. - М.: BuildPub, 1983. - 192 p.
7. Jan Gehl. Cities for people/transl. from engl. А. Toktonov. - M.: Krost, 2012. - 276 p.
8. Jeffrey Tumlin. Sustainable transportation planning: tools for creating vibrant, healthy, and resilient communities. - Wiley, 2012. - 310 p.
9. Lesley Bain. Living streets: strategies for crafting public space. - Wiley, 2012. - 316 p.