Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ «КУЛЬТУРЫ ОТМЕНЫ» НА ФАКТОРЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ РЫНКА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ВЛИЯНИЕ «КУЛЬТУРЫ ОТМЕНЫ» НА ФАКТОРЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ РЫНКА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
255
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура отмены / новая реальность некоммерческий сектор / некоммерческие организации / социальная сеть / портрет потребителя НКО / IT-платформа / cancel culture / new reality / non-profit sector / non-profit organizations / social media / non-profit organizations’ consumer profile / IT-platform

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татьяна Дмитриевна Маслова, Юлия Андреевна Бажанова

В статье приведены результаты количественного и качественного исследований факторов спроса и предложения, вызванных культурой отмены некоммерческих организаций социально ориентированного типа Санкт-Петербурга. Выявлены и структурированы типы ПО и СММ, используемые в деятельности некоммерческого сектора. Определены приоритетные социальные сети, используемые некоммерческим сектором. Представлен портрет потребителя НКО, пользующегося социальными сетями в новой реальности. Предложена модель взаимодействия секторов экономики с помощью IT-платформы. Данная цифровая площадка является инструментом для поиска связей между отечественными коммерческими организациями и НКО для осуществления совместных проектов импортозамещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF «CANCEL CULTURE» ON THE FACTORS OF DEMAND AND SUPPLY OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS’ MARKET

The article provides results of quantitative and qualitative research on the factors of demand and supply that are caused by the «cancel culture» of socially oriented non-profit organizations (NPOs) in Saint-Petersburg. The types of software and SMM that are used by NPOs are identified and structured. The NPO’s consumer profiles that use social media during new reality era are presented. The three sector of economics cooperation model via IT-platform is offered. That digital platform is an instrument for searching relations between domestic profit making and nonprofit organizations to implement a joint project of import substitution.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ «КУЛЬТУРЫ ОТМЕНЫ» НА ФАКТОРЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ РЫНКА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Петербургский экономический журнал. 2022. № 1-2. С. 102-113. St. Petersburg Economic Journal. 2022. № 1-2. Р 102-113.

Научная статья УДК 338.2

DOI: 10.24412/2307-5368-2022-1-2-102-113

ВЛИЯНИЕ «КУЛЬТУРЫ ОТМЕНЫ»

НА ФАКТОРЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ РЫНКА

НЕКОММЕРЕЧСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

THE IMPACT OF «CANCEL CULTURE» ON THE FACTORS OF DEMAND AND SUPPLY OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS' MARKET

Татьяна Дмитриевна МАСЛОВА

профессор кафедры прикладной экономики Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова, доктор экономических наук, профессор, mtd777@mail.ru

Tatiana D. MASLOVA

professor, Department of Applied Economics, Saint Petersburg Electrotechnical University «LETI», Ph. D. in economics, mtd777@mail.ru

Юлия Андреевна БАЖАНОВА

аспирантка кафедры прикладной экономики Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова, kirikjulia95@gmail.com

Yulia A. BAZHANOVA

graduate student, Department of Applied Economics, Saint Petersburg Electrotechnical University «LETI», kirikjulia95@gmail.com

Аннотация. В статье приведены результаты количественного и качественного исследований факторов спроса и предложения, вызванных культурой отмены некоммерческих организаций социально ориентированного типа Санкт-Петербурга. Выявлены и структурированы типы ПО и СММ, используемые в деятельности некоммерческого сектора. Определены приоритетные социальные сети, используемые некоммерческим сектором. Представлен портрет потребителя НКО, пользующегося социальными сетями в новой реальности. Предложена модель взаимодействия секторов экономики с помощью IT-платформы. Данная цифровая площадка является инструментом для поиска связей между отечественными коммерческими организациями и НКО для осуществления совместных проектов импортозамещения.

Ключевые слова: культура отмены, новая реальность некоммерческий сектор, некоммерческие организации, социальная сеть, портрет потребителя НКО, IT-платформа

© Маслова Т. Д., Бажанова Ю. А., 2022.

Abstract. The article provides results of quantitative and qualitative research on the factors of demand and supply that are caused by the «cancel culture» of socially oriented non-profit organizations (NPOs) in Saint-Petersburg. The types of software and SMM that are used by NPOs are identified and structured. The NPO's consumer profiles that use social media during new reality era are presented. The three sector of economics cooperation model via IT-platform is offered. That digital platform is an instrument for searching relations between domestic profit making and nonprofit organizations to implement a joint project of import substitution.

Keywords: cancel culture, new reality, non-profit sector, non-profit organizations, social media, non-profit organizations' consumer profile, IT-platform

Некоммерческие организации являются проводником между государством и гражданским обществом, который выявляет основной пул проблем населения. Мир сейчас находится в условиях новой реальности, под которой авторы понимают не простую сумму изменений, происходящих во внешней среде с большой скоростью, а в большей степени -изменяющуюся реальность внутреннего мира человека, перезагрузку ценностей, определяющих его основные потребности, под которые должны настраиваться техно-экономические и социальные блоки, производящие товары и услуги. В статье рассматривается влияние «культуры отмены» на некоммерческий сектор. Под «культурой отмены» авторы понимают современную форму остракизма российского общества и организаций, когда группы людей или компаний лишаются тех благ, которые были раньше в свободном доступе. Для некоммерческого сектора в условиях новой реальности особенно чувствительной является культура отмены российского общества, что для НКО выражается в ограничении пользования и/ или отмене информационных технологий, ресурсов и цифровых платформ, как на уровне законодательства РФ, так и со стороны руководителей самих сервисов. Исследования вторичной информации, проведенные авторами, показывают тенденцию массового перехода не только некоммерческих организаций, но и коммерческих организаций на другие менее популярные цифровые площадки, информационные ресурсы и социальные сети,

которые не в полной мере смогли заместить все привычные для организаций и их потребителей сервисы, поэтому поэтапный переход и создание новых цифровых платформ очевиден.

Объект исследования - некоммерческие организации, действующие на территории Санкт-Петербурга, входящие в реестр СОНКО (социально-ориентированные некоммерческие организации). СОНКО занимаются социальной поддержкой населения, действуют на развитие гражданского общества и РФ [1]. Выборка для исследования составила 30 организаций.

Предмет исследования - оценка влияния культуры отмены на спрос и предложение цифровых платформ, сервисов и социальных сетей рынка некоммерческого сектора в новой реальности и культуры отмены.

Цель и задачи исследования: целью исследования является выявление и оценка факторов спроса и предложения на рынке НКО в условиях новой реальности и культуры отмены.

Задачи исследования:

1. Определить сферы деятельности некоммерческих организаций, участвующих в эмпирическом исследовании.

2. Провести качественное исследование методом глубинного интервью руководителей по разработанному гайду, опросить не менее 30 некоммерческих организаций.

3. Используя методы нарративного и экспертного анализа, определить, какими сервисами, социальными сетями и цифровыми платформами пользуются организации некоммерческого сектора.

4. Провести количественное исследование потребителей НКО методом опроса объемом случайной выборки не менее чем 100 опрашиваемых.

5. Выявить возникшие барьеры при использовании цифровых платформ, социальных сетей и сервисов.

6. Определить последствия от возникших барьеров, которые влияют на работу некоммерческого сектора.

7. Выявить изменения в потребительском портрете пользователей социальных сетей для оценки эффективного перехода некоммерческого сектора на новые площадки для продвижения своей деятельности.

Теоретическая база исследования. Труды российских и зарубежных ученых, данные вторичных исследований и результаты проведенного авторами эмпирического исследования.

Современная экономика характеризуется высокими темпами роста научно-технической среды, включая информационные технологии. Цифровизация на данный момент широко развита в сферах информационных технологий и финансовых организаций и охватывает все сферы экономики, бизнеса, коммерческого и некоммерческого секторов. За последние 10 лет наблюдается скачок развития цифровых информационных технологий в областях здравоохранения, культуры и образования [2]. Темпы роста сектора ИКТ составляют 103% по данным на 2020 г., инвестиции в данный сектор составляют 4,2% от ВВП (с 2019 г. данный показатель вырос на 0,3%) [3]. Согласно исследованиям авторов Уэссела М. и Сигела Р. [4] цифровизация и развитие информационных технологий повлекли за собой изменение отношений с потребителями, повысилась взаимозависимость с партнерами и потребителями. Внедрение новых технологий трансформировало методы и схемы работы организаций: использование облачных хранилищ данных, использование СЯМ-систем для оптимизации рабочих процессов и т. д.

Коллиандер М. [5, с. 315-320] и Друри Д. [6, с. 274-277] утверждают, что использование социальных сетей повышает лояльность потребителей, что в последствие увеличивает

прибыль компаний. Также, использование социальных сетей способствует развитию партнёрских отношений и созданию ключевых факторов успеха, например, уникального продукта. Социальные сети дают возможность выстроить организациям контент-маркетинг, который представляет информацию для потребителей таким образом, чтобы повышать узнаваемость бренда. Этот инструмент маркетинга позволяет выстроить долгосрочные взаимоотношения с потребителями, повысить лояльность целевой аудитории и привлечь новых покупателей. Постоянная публикация качественной информации о товаре/услуге повышает узнаваемость, что приводит к добавлению нематериальной ценности бренду или продукту. Цифровой маркетинг также развивается с помощью таргетированной рекламы. Таргетинг впервые был использован компанией Google [7, с. 54]. Данный инструмент позволяет не просто нацеливать рекламные объявления на все категории пользователей, а показывать их конкретным людям благодаря «информационным следам» в сети (посещение определенных сайтов, регистрация в программах лояльности и т. д.). Все возможности таргетинга раскрываются при использовании программ для поиска определенной информации о пользователе в сети (парсеры) по заданным параметрам (пол, возраст, интересы и т. д.) [8]. Существуют специальные инструменты таргетированной рекламы, созданные компанией «Google»:

Эдвордс - реклама, которая отображается рядом с результатами поиска;

Эдсенс - инструмент для заработка от показов рекламы на сайтах.

Перечисленные выше используемые цифровые продукты, сервисы и инструменты в социальных сетях широко используются некоммерческим сектором для организации рабочих процессов и привлечения внимания к острым социальным проблемам, а также к методам их разрешения.

Методы исследования.

1. Метод включенного наблюдения (предварительные беседы с руководящим составом некоммерческих организаций и менеджерами социальных сетей).

2. Метод глубинного интервью с руководителями некоммерческих организаций.

3. Метод нарративного анализа.

Результаты исследования.

В исследовании участвовало 30 некоммерческих организаций (НКО) в Санкт-Петербурге, входящих в реестр СОНКО с различными видами деятельности (рисунок 1). В исследовании приняли участие некоммерческие организации, существующие на рынке более 5 лет, а также фонды, занимающиеся благотворительностью в России более 10 лет. В интервью принимали участие президенты НКО, учредители фондов и председатели ассоциаций. Также были проведены предварительные беседы с менеджерами социальных сетей и контент-менеджерами, работа которых существенно изменилась за последние месяцы.

Большая часть опрошенных НКО занимается социальной поддержкой и защитой граждан, а также благотворительностью. Главной деятельностью в виде помощи пожилым имеет наименьшая часть опрошенных НКО.

Некоммерческие организации в своей ежедневной деятельности используют программ-

ное обеспечение, графические редакторы, программы для видеоконференций и социальные сети. Однако в связи с изменением политической ситуации в мире многие привычные инструменты для работы некоммерческого сектора перестали работать или не принимают оплату за сервис с российских счетов и карт.

В результате нарративного анализа проведенных интервью с руководителями некоммерческих организаций был выявлен перечень часто используемых программ, недоступных на сегодня по условиям культуры отмены или высокой цены, структурирование которых представлено на рисунке 2.

Большинство опрошенных руководителей отметили невозможность использования графического редактора Саиуа, который используется для графического профессионального дизайна задач НКО. Основным преимуществом данного конструктора является простота интерфейса и наличие библиотеки с готовыми решениями для создания инфографики (предоставление сложной информации в облегченном формате для публикаций на сайтах организаций и социальных сетях). Большая

Рисунок 1 - Виды деятельности НКО, принявших участие в исследовании в процентном соотношении Figure 1 - Types of activities of NGOs that participated in the study as a percentage

¡Продукты компании SAP (ERP и CRM)

I Canva

Adobe Photoshop

I Платежные системы [Applepay, Googlepay, Paypal)

Notion

Рисунок 2 - Программы и сервисы, использование которых невозможно для некоммерческого

сектора на данный момент Figure 2 - Programs and services that cannot be used for the non-profit sector at the moment

часть организаций не смогла успеть вовремя перенести данные, а личные кабинеты российских пользователей стали недоступными. Для этих же целей некоммерческим сектором используется Photoshop, интерфейс которого рассчитан на опытного пользователя. Данный продукт компании Adobe также приостановил деятельность в нашей стране. 28 % опрошенных руководителей потеряли часть данных на облачных хранениях, часть которых также используется для публикаций важной информации, а также для корректной работы популярных Telegram ботов для быстрой помощи гражданам. Также, для крупных НКО проблемой стала невозможность заключения новых договоров с системами управления взаимоотношениями с клиентами и управления складами. 20% руководителей, в основном благотворительных организаций, отметили, что общая сумма пожертвований упала, что напрямую связано с остановкой работы онлайн платежных систем. Данные платежные системы были настроены автоматически для многих доноров, чьи пожертвования в фонды и благотворительные организации поступали каждый месяц. Представители 53% некоммерческих организаций отмечают падение общего количества пожертвований

на 20% [9]. Некоторые некоммерческие организации после пандемии приняли практику удаленной работы части сотрудников. Для этого массово используется программа Zoom для видеоконференций и приложение Notion для командной работы сотрудников с общими досками задач, календарем и базами данных. Zoom повысил тарифы, что для некоммерческого сектора, который часто испытывает проблемы с финансированием, стало причиной отказа от данной программы. Многие некоммерческие организации ищут аналоги программ и сервисов, чтобы работа не останавливалась, однако, не все сервисы могут быть замещены в короткие сроки, имея при этом те же характеристики и уровень цен за пользование. Данный вопрос обсуждался с руководителем некоммерческой организацией, занимающейся юридической поддержкой граждан. Главной проблемой является оперативный перенос данных в новые хранилища и поиск новых программ для осуществления беспрерывного рабочего процесса. Многие процессы, которые были налажены в автоматическом режиме перешли в «ручной» режим с постоянным контролем ситуации и связью с технической поддержкой ушедших с рынка продуктов.

Тверской суд Москвы запретил реализацию продуктов компании Meta (социальные сети Instagram и Facebook) по основанию осуществления экстремистской деятельности [10]. Многие некоммерческие организации использовали данные социальные сети для транслирования своих основных целей на глобальном и местном уровне. Публикации в социальных сетях используются для быстрого поиска целевой аудитории и реагирования на острые социальные проблемы. Данный инструмент помогал найти волонтеров среди молодого населения, создать группы и каналы связи с заинтересованными лицами и осуществлять обмен ресурсами. Социальные сети, используемые некоммерческим сектором для развития своей деятельности, до блокировок и ограничений деятельности на территории РФ представлены на рисунке 3.

Стоит отметить, что представленные социальные сети на рисунке 3 заблокированы, либо ушли с российского рынка, кроме Вконтакте. Также, многие организации имели странички сразу в нескольких социальных сетях. Большая часть участвовавших в исследовании НКО отдавало предпочтение Instagram и Вконтакте. Половина опрошенных НКО продвигала свою

некоммерческую деятельность через БасеЬоок. Малая часть НКО имела странички сотрудников в таких социальных сетях, как: Б^ауа (социальная сеть для спортсменов) и ЬткеёШ (социальная сеть для установления деловых контактов и поиска сотрудников).

Законодательством РФ не запрещается использование заблокированных социальных сетей. Однако 70% всех исследуемых НКО решило прекратить деятельность в Instagram и БасеЬоок. Б^ауа и ЬткеёШ не загружает свои стартовые страницы на территории России. Большая часть организаций продвигает свои страницы Вконтакте, а также совершили переход на платформу для создания контента ЯндексДзен и Те^гаш-каналы (рисунок 4).

Около 12% опрошенных руководителей НКО упомянули в интервью о прекращении работы таргетированной рекламы GoogleAds, которая в основном использовалась НКО, связанных с юридической и социальной поддержкой граждан. Замена данного инструмента быстро нашлась в российском аналоге Яндекс.Директ.

Вместе с тем приостановлена специализированная для НКО программа технологической поддержки TeploDigital. В рамках реализации

Рисунок 3 - Количество НКО, использующих определенную социальную сеть до блокировок и ухода с рынка, % Figure 3 - The number of NGOs using a certain social network before being blocked and leaving the market, %

Рисунок 4 - Количество НКО, использующих определенную социальную сеть после блокировок и ухода с рынка, % Figure 4 - The number of NGOs using a certain social network after being blocked and leaving the market, %

этой программы некоммерческим сектор получал доступ к лицензионным версиям продуктов компаний Google и Microsoft [11].

Однако если цифровые программы и сервисы, представленные в первой части исследования, направлены на улучшение взаимодействия сотрудников и повышение производительности, то социальные сети некоммерческого сектора направлены на взаимодействие с потребителем услуг НКО. Тем не менее, не вся аудитория социальных сетей и мессенджеров некоммерческого сектора перешла в доступные сети без сервисов VPN за НКО вслед. Изменения в новой реальности, касательно социальных сетей повлияло и на их потребителей. На рисунке 5 представлена статистика за январь 2021 г. [12] и февраль 2022 г. [13] в России по количеству пользователей социальных сетей, упомянутых в интервью с руководителями НКО.

Данные были подготовлены с помощью отчета маркетингового креативного агентства We Are Social [14] и маркетингового консалтингового агентства Kepios [15]. Заметен от-

ток количества пользователей Facebook (на 6%), а также рост пользователей Telegram (на 1%). Такие социальные сети, как Instagram, Вконтакте и Одноклассники не потерпели существенных изменений.

В рамках реализации задачи по проведению количественного исследования был проведен опрос представителей разных слоев населения на основе интернет-площадки Survio, проведенный авторами в Санкт-Петербурге, объем случайной выборки которого составил 100 человек (возраст опрашиваемых представлен на рисунке 6). Данные опроса представлены на рисунке 7.

Большая часть опрашиваемых представляет собой молодых людей в возрасте от 20 до 40 лет.

Данные опроса показали, что большая часть пользователей социальных сетей предпочитает остаться в Instagram, используя специальные сервисы обхода запретов VPN. 22% опрошенных отметили удобство Telegram-каналов для отслеживания новостей. Около 12% опрошенных использует площадку Яндекс. Дзен для просмотра контента бизнес сектора,

Рисунок 5 - Статистика количества пользователей социальных сетей на 2021 и 2022 гг., % Figure 5 - Statistics of the number of social network users for 2021 and 2022, %

3%

6%

12%

32%

47%

I от 16 до 20 I от 20 до 30 от 30 до 40 I от 40 до 50 от 50 и старше

Рисунок 6 - Возрастные группы людей, участвовавших в опросе Figure 6 - Age groups of people who participated in the survey

некоммерческого сектора, инфлюенсеров и т. д. Около 10% используют Вконтакте, в основном, для общения. Наименьшее количество опрошенных выбирают такие социальные сети, как: БасеЬоок и Одноклассники.

В процессе количественного исследования были выявлены самые популярные среди опрошенных социальные сети. Посредством

опроса выявлены причины выбора определенной социальной сети (рисунок 8).

По результатам опроса самым популярным источником новостей среди социальных сетей являются Те^гаш-каналы. Самым популярным источником для поиска информации об организациях и просмотра их контента стал Яндекс.Дзен. За развлекательным контентом

РГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 1-2 • 2022 1

Рисунок 7 - Данные опроса «Какой социальной сетью Вы пользуетесь чаще всего после блокировок

и ухода с рынка социальных сетей компании Meta?» Figure 7 - Survey data «Which social network do you use most often after being blocked and leaving

the Meta social media market?»

Рисунок 8 - Причины использования определенной социальной сети Figure 8 - Reasons for using a particular social network

большая часть опрошенных обращается в Instagгam, а за общением - Вконтакте.

По результатам исследования видно, что большая часть НКО ушла из Instagгam, а большая часть аудитории предпочла оставаться пользователем данной социальной сети. Больше 50% опрошенных представляет собой молодое поколение и ищет в Instagгam развлекательный контент, что напрямую не влияет на деятельность НКО в данной сети.

Около 20% опрошенных возраста от 30 до 40 лет выбирают Instagгam площадку для целей развития и взаимодействия бизнес среды и остаются неохваченной аудиторией некоммерческим сектором. 60% НКО перенесли свою деятельность в Яндекс. Дзен. Также, для целей бизнеса пользователи предпочитают данную платформу, что положительно влияет на развитие деятельности НКО в сети.

В создавшихся условиях на рынке технологий становится необходимым поиск новых решений для развития успешного замещения зарубежных программ отечественными программами и сервисами. Главной задачей владельцев технологий, особенно социальных сетей, на данный момент является установка баланса между рынком потребителей услуг (пользователи) и рынком производителей контента (НКО в данном случае). Однако в замещении нуждается и ПО, которое перестало функционировать и затрудняет работу не только некоммерческого сектора, но и представителей бизнес сектора. Решением данной проблемы может служить создание и развитие 1Т-платформы для осуществления импортозамещения цифровых услуг и выявлению существующего спроса на определенную услугу. Данная платформа - это инструмент для создания комплементарных товаров и/или услуг с новой ценностью для потребителей, способ организации взаимодействующих субъектов рынка с помощью

инновационных технологий. Модель взаимодействия субъектов рынка на 1Т-платформе представлена на рисунке 9.

Главной целью взаимодействия всех секторов рынка на платформе является понимание, какие именно товары/услуги цифрового рынка следует замещать в первую очередь. Проведение анализа рынка частным сектором и проведение анализа потребительского спроса гражданского общества производителями контента выявит необходимость замещения той или иной технологии. После проведения анализа на платформе создается запрос для производителей технологий. Заказчики при поддержке государства и НКО могли бы выявить необходимые пути решения для производства отечественного продукта и продвижения его на рынке. Многие НКО, являющиеся представителями производителей контента, потеряли большую часть финансирования (особенно иностранного). 1Т-платформа может стать цифровой площадкой для поиска связей между отече-

Рисунок 9 - Модель взаимодействия представителей секторов экономики с помощью IT-платформы Figure 9 - A model of interaction between representatives of economic sectors using an IT platform

Таблица - Участники IT-платформы Table - Participants of the IT platform

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Участники ^-платформы Характеристики участников Пример взаимодействия на П-платформе

Пользователи и покупатели (частный сектор) Конечные потребители, использующие определенные виды ПО, социальные сети и сервисы Реагирование на изменения рынка цифровых услуг, а также на изменения в деятельности производителей контента. Выявление групп импортозамещаемых товаров/услуг

Производители технологии Посредники между участниками ^-платформы, разработчики технологий Реагирование на выросший спрос на создание товаров/услуг цифрового рынка. Создание цифровых продуктов по авторскому заказу производителей контента

Производители контента Организации-производители товаров и услуг, использующих в своей деятельности ПО, социальные сети и сервисы Выявление спроса на определенный вид ПО или цифрового сервиса. Проведение анализа потребительского спроса гражданского общества и определение группы импортозамещаемых товаров. Создание запроса по созданию выявленных групп товаров/услуг цифрового рынка.

Инвесторы Представители заказчиков определенной технологии, а также государство (гранты на разработку и внедрение российских ^-технологий) Финансирование производителей технологий, оценка рисков на вложенные инвестиции.

ственными организациями и НКО, имеющих схожие задачи и цели организаций, что стало бы драйвером для совместных проектов импортозамещения. В таблице ниже представлено описание участников такой ^-платформы.

Цифровая и медиа среда в 2022 г. в России претерпела существенные изменения, что не могло не затронуть некоммерческие организации, а также других потребителей запрещенных и ушедших с рынка цифровых продуктов. Заметна сложность в замещении зарубежных программ на отечественные, что требует стимулирования предложения на выросший спрос на авторские заказы НКО, и создания условия для повышения привле-

кательности отечественной !Т-продукции. Также, отмечен переход некоммерческого сектора на социальные сети отечественных разработчиков, но охват целевой аудитории падает, что говорит о том, что пользователь предпочитает оставаться в используемых ранее зарубежных социальных сетях. Данные проведенного исследования и предложенная на этой основе модель взаимодействия представителей различных уровней управления и секторов экономики направлены на дальнейшую разработку отечественного ПО и необходимость создания условий для ускоренного импортозамещения ПО и сервисов подвергшихся культуре отмены в новой реальности.

; Список источников

: 1. Социально ориентированная некоммерческая организация. Администрация I Санкт-Петербурга официальный сайт. URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/trud/ : organizacii-tretego-sektora/ (дата обращения: 07.06.2022).

: 2. Цифровой раскол, импортозамещение и другие медиатренды. Национальный ис-: следовательский университет «Высшая школа экономики». URL: https://www.hse.ru/

• ma/communicate/news/584979557.html (дата обращения: 08.06.2022).

: 3. Индикаторы цифровой экономики 2021. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». URL: https://issek.hse.ru/news/484525255.html (дата обращения: 07.06.2022).

• 4. Uehssel M., Levi E., Sigel R. A breakthrough in the digital economy. URL: http://hbr-I russia.ru/management/strategiya/ (дата обращения: 07.06. 2022).

• 5. Colliander J., Dahlén M. Following the Fashionable Friend: The Power of Social Media

• Weighing Publicity Effectiveness of Blogs versus Online Magazines // Journal of Adverting : Research. 2011. № 51. P. 313-320.

• 6. Drury G. Opinion piece: Social media: Should marketers engage and how can it be done : effectively? // Journal of DirectData and Digital Marketing Practice. 2008. № 9. P. 274-277.

• 7. Рязанова Г. Н., Сазанова А. А., Сазанова С. Л. Влияние процессов цифровизации : экономики на деятельность нефинансовых организаций // Управление. 2018. № 6.

С. 52-56.

I 8. Крылова Д. С. Влияние социальных сетей на рост компаний малого и среднего

• бизнеса // Стратегии бизнеса. 2017. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ I vliyanie-sotsialnyh-setey-na-rost-kompaniy-malogo-i-srednego-biznesa (дата обращения:

08.06.2022).

• 9. Блиц-опрос «НКО в новом времени». Пульс НКО: исследования №12. URL: https:// pulsngo.ru/blitz1 (дата обращения: 08.06.2022).

• 10. Информация по делу № 02-2473/2022. Официальный портал судов общей юрис-: дикции города Москвы. URL: https://mos-gorsud.ru/rs/tverskoj/services/cases/civil/

• details/de7ea6a0-a3ab-11ec-8a7e-51b31fb55b35?participants=meta (дата обращения: 08.06.2022).

• 11. Программа поддержки НКО TeploDigital. Теплица социальных технологий. URL: : https://te-st.ru/2020/06/02/teplodigital-faq/ (дата обращения: 09.06.2022).

• 12. Интернет и соц. сети в России в 2021 году — вся статистика. Электронный журнал : Web-canape. URL: https://www.web-canape.ru/business/internet-i-socseti-v-rossii-v-2021-: godu-vsya-statistika/ (дата обращения: 09.06.2022).

I 13. Интернет в России в 2022 году: самые важные цифры и статистика. Электронный журнал Web-canape. URL: https://www.web-canape.ru/business/internet-v-rossii-v-2022-

• godu-samye-vazhnye-cifry-i-statistika/ (дата обращения 09.06.2022).

: 14. Annual report. We are social. URL: https://wearesocial.com/us/ (дата обращения 09.06.2022).

: 15. The future of social media. Official Kepios web-site. URL: https://kepios.com/

• blog/2018/11/27/the-future-of-social-why-the-basics-are-still-essential (обращения 09.06.2022).

Статья поступила в редакцию 10.06.2022; одобрена после рецензирования 20.06.2022; принята к публикации 30.06.2022.

The article was submitted 10.06.2022; approved after reviewing 20.06.2022; accepted for publication 30.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.