Научная статья на тему 'Влияние кризиса на занятость молодежи, пожилых людей и инвалидов'

Влияние кризиса на занятость молодежи, пожилых людей и инвалидов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
350
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние кризиса на занятость молодежи, пожилых людей и инвалидов»

МАЗИН А.Л.

Влияние кризиса на занятость молодежи, пожилых людей и инвалидов

Кризис существенно изменил ситуацию на рынке труда. За последний год выросла численность граждан, обратившихся за содействием в поиске работы в государственные учреждения службы занятости. При этом снизилась потребность в работниках, заявленная работодателями. В результате в несколько раз выросла нагрузка незанятого населения, зарегистрированного в государственных учреждениях службы занятости населения, на одну заявленную вакансию.

Заметно ухудшились позиции наемных работников. В условиях снижение спроса на труд и увеличение предложения труда у многих работников не только усилилась потребность в дополнительных заработках, но и снизился уровень зарплатных (и иных) притязаний. Наблюдается прирост неполной занятости. Широкое развитие получили увольнения по соглашению сторон (до 15% всех увольнений). В 90-е годы преобладали увольнения по собственному желанию, но очень часто работников «подталкивали» к увольнению, прежде всего многомесячными невыплатами заработной платы. Проблема не исчезла и сегодня.

Конечно, региональная власть осуществляет давление на бизнес (особенно в моногородах с градообразующими предприятиями), стремясь не допустить массовых увольнений работников, и менеджеры по-прежнему вынуждены придерживать персонал, избегая хотя бы массовых увольнений. Но кадросберегающая этика, присущая многим руководителям со стажем, постепенно, по мере смены в стране поколения управленческих кадров, сходит на нет. Кроме того, поскольку отечественный бизнес поставлен в жесткие финансовые рамки иностранными кредитами, ему чаще приходится идти на сокращение занятости, чем в 90-е.

В стране только в крупных компаниях уволены уже сотни тысяч человек. Лидеры по числу увольняемых (уволенных) работников - РЖД, ГАЗ, Сбербанк, «Северсталь», «Роснефть». За ними идут КамАЗ, группа «Илим», «ИжАвто», «Русал», «Главстрой».

В условиях кризиса особое внимание следует уделять тем многочисленным группам населения, которые, обладая низкой конкурентоспособностью, нуждаются в помощи государства при трудоустройстве. В первую очередь это относится к инвалидам, молодежи и пожилым людям. Поддерживать их необходимо всегда, не только в период кризиса, но в кризис этим проблемам следует уделять особое внимание.

Непросто складывается положение такой группы трудового населения, как молодежь. Она заинтересована в возможностях профессионального роста и обеспечения бытовых условий для создания семьи, нуждается в профориентации, помощи в трудоустройстве и адаптации на производстве. Законодательства развитых стран предоставляют молодым немалые льготы при получении профессии, поступ-

лении на работу и т.п. Соответствующие издержки фирм компенсируются государством.

В СССР молодежь пользовалась законодательно утвержденными преимуществами. Молодым выпускникам вуза гарантировалась работа: они распределялись по предприятиям и организациям, где должны были в обязательном порядке отработать три года, в течение которых их нельзя было уволить. Государство обязывало предприятия бронировать рабочие места для выпускников профтехучилищ. Молодых специалистов нельзя было уволить в течение первых трех лет работы; для них существовала специальная система повышения квалификации, были определенные преимущества в получении жилья и т.п.

С упразднением системы государственного распределения выпускников высших и средних учебных заведений их трудоустройство резко усложнилось. Для работодателей наем молодого работника связан с немалым риском, поскольку у него отсутствуют опыт и трудовой стаж, а расходы, связанные с профессиональным обучением, для организации достаточно обременительны.

Молодежь на российском рынке труда неоднородна. Так, в отдельную группу можно выделить подростков1. Их особенностью является отсутствие профессии (а подчас и среднего образования) и опыта работы в сочетании с завышенными притязаниями. Сегодня в России молодежь более старшего возраста (18-30 лет) нередко вытесняется с рынка труда именно подростками, жаждущими хоть что-то заработать и согласными на любую, самую низкую оплату труда; работодатели берут их охотно, т.к. труд их дешевле.

Согласно Трудовому кодексу РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет, но в ряде случаев (общее образование получено или общеобразовательное учреждение в соответствии с федеральным законом оставлено, а труд не причинит вреда здоровью) - с 15 лет. Правда, с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства «трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения». А в организациях кинематографии, театрах, цирках и т.п. можно заключать трудовой договор с лицами, не достигшими 14 лет (естественно, также с согласия их родителей).

Подросткам приходится искать на рынке труда своеобразные рыночные ниши, находящиеся вне сферы контроля со стороны государства. Специалисты выделяют три основных вида трудовой деятельности подростков: легальная (торговля газетами, журналами, сдача бутылок, мытье машин); полулегальная (школьный «черный рынок», перепродажа различных товаров, уборка в ночное время коммерческих палаток и территории вокруг них) и криминальная (торговля наркотиками, оружием и т.д.).

1 Рекомендация МОТ 45 (1935 г.) «О безработице среди молодежи» определяет подростка как лицо моложе 18 лет.

Трудовой деятельности подростков невозможно дать однозначную оценку. С одной стороны, она полезна и для общества (для потребителей расширяется спектр услуг, предприниматели снижают издержки благодаря использованию дешевого труда), и для самих подростков (воспитание трудовых навыков, активности, экономической самостоятельности). С другой стороны, если подобная деятельность осуществляется не одновременно с учебой (или во время каникул), а вместо нее, то вред от нее достаточно очевиден: инвестиции в образование в этом возрасте, как правило, наиболее выгодны и для самого подростка, и для общества.

Немало проблем связано с трудоустройством студентов и выпускников вузов. В России многие студенты, чтобы свести концы с концами, вынуждены работать. Но при этом для них не менее значимы и другие цели: приобретение опыта, интеллектуальное развитие, восполнение пробелов в получаемом образовании. Более половины студентов работают по той специальности, которой обучаются в вузе; для них работа - это как бы продолжение обучения. В то же время, многие молодые люди идут в сферу услуг, торговлю, работают не по специальности. Среди молодых специалистов и студентов распространено репетиторство, написание рефератов, курсовых работ и дипломов.

Очень уязвимой группой молодежи являются выпускники средних специальных учебных заведений: техникумов, училищ, колледжей. У них низкая конкурентоспособность из-за отсутствия достаточной квалификации и опыта работы, но они мобильны и способны к быстрому освоению новых знаний (хотя при работе им требуется период адаптации); им, как и подросткам, нередко присуща завышенная самооценка.

Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда, во многом зависит от деятельности служб занятости. На практике к ним обращаются немногие молодые люди; в качестве безработных регистрируются не более 20-25% молодежи. Между тем безработица среди молодежи особенно опасна. У молодых людей, которые не учатся и не работают, находясь на иждивении родственников, формируется «культура безработицы», которая вызывает нездоровое отношение к жизни, питает криминальную среду.

В период кризиса обостряются проблемы трудоустройства и занятости работников старшего возраста (предпенсионного и пенсионного). Продуктивность их труда с годами нередко снижается. Для многих из них гарантированные условия занятости важнее величины заработка. Мало кто нацелен на открытие собственного дела; ниже масштабы вторичной занятости; поиски работы, если она утрачена, ведутся менее активно, ниже трудовая мобильность, готовность к интенсивной работе или переквалификации.

Тем не менее, многие пожилые люди стремятся как можно дольше оставаться в числе занятых. Это не удивительно: коэффициент замещения пенсией заработной платы в нашей стране немногим больше 20%; хронический дефицит ПФР ведет к его устойчивому понижению, причем подобная тенденция сохранится на ближайшие 10-15 лет [1, с. 30].

Следует учитывать, что личные сбережения, которые могли бы облегчить материальное положение пенсионеров, весьма невелики. Депозитные вклады имеются лишь у пятой части населения страны (данных по пенсионерам нет). Сегодня общая численность лиц пенсионного возраста - 29,3 млн. чел., или 20,6% населения России. Лишь каждый четвертый пенсионер трудится, получая дополнительный денежный доход. При этом многие из них занимают низкооплачиваемые ниши на рынке труда, работая вахтерами, лифтерами, уборщицами, гардеробщиками и.т.п. В среднем работающий пенсионер может заработать от одной до двух пенсий.

Пожилых людей выход на пенсию пугает не только снижением уровня индивидуальных доходов, но и утратой статуса (в том числе в собственной семье), выпадением из привычного круга общения, потерей самоуважения. Российское общество относится к престарелым гражданам с плохо скрываемым пренебрежением, как к обузе. Миллионы людей (особенно мужчины) еще в советское время привыкли воспринимать работу как главную, а подчас единственную форму самовыражения и самоутверждения. Именно выход на пенсию и резкая смена образа жизни приводит многих мужчин к инфарктам, болезням, ранней и преждевременной смерти. Поэтому задачи государства в области занятости немолодых людей представляются особенно сложными.

Очевидно, что законодательное повышение возраста выхода на пенсию (во многих странах он выше, чем в России) явно преждевременно. Решение этой задачи в перспективе неразрывно связано не только с увеличением продолжительности жизни (благодаря улучшению структуры питания, качества продуктов, особенно спиртных напитков, состояния окружающей среды, уровня медицинского обслуживания, морально-психологического климата в обществе, отношения к пожилым людям), но и с осуществлением пенсионной реформы, ростом общего уровня доходов.

С точки зрения интересов и бизнеса, и общества оптимальная ротация кадров совершенно необходима; в некоторых случаях освобождение вакансий (особенно в сфере управления) для более молодых сотрудников разумно поддерживать. Государственная политика занятости в отношении пенсионеров и работников старшего возраста должна быть неразрывно увязана с политикой в отношении других возрастных групп и с политикой на рынке труда в целом.

Особенно тяжелой проблемой на российском рынке труда является трудоустройство инвалидов1. Эта проблема и до кризиса была тяжелой, а в период кризиса положение многих российских инвалидов становится просто катастрофическим.

В конце XX века в мире доля инвалидов в структуре населения развитых стран составляла в среднем 10-12 %. В России в 2004 году на учете в органах социальной защиты состояло более 11,4 млн. инвалидов (из них 43,8% - лица трудо-

1 Согласно Конвенции МОТ №159 «инвалид - это лицо, возможности которого получать, сохранять подходящую работу и продвигаться по службе значительно ограничены в связи с надлежащим образом подтвержденным физическим или психическим дефектом».

способного возраста); по прогнозам к 2015 году это число может вырасти до 21 млн. человек [2. С. 7].

Значительное число инвалидов, имея юридическое и моральное право не работать, стремятся не выпадать из системы социальных взаимосвязей и иметь работу. Трудовая деятельность инвалидов важна не только для них самих и их семей (несравнимы качество жизни человека, активно работающего, имеющего постоянный доход и связанного с трудовым коллективом, и инвалида, живущего лишь на пособие по инвалидности), но и для экономики страны.

В СССР благодаря обилию рабочих мест занятость инвалидов всегда была довольно высокой. Так, в 1985 году работало около 85% инвалидов III группы, и 25% инвалидов I и II групп. В 90-е годы численность работающих инвалидов стала сокращаться, и в настоящее время эта тенденция продолжается. Многие работодатели и работники воспринимают инвалидов как обузу. В результате только 15% инвалидов трудоспособного возраста вовлечено в профессиональную деятельность [3. С. 64].

Инвалиды на российском рынке труда представляют собой слабоконкурентную группу, трудоустройство и профессиональная адаптация которых требует дополнительных инвестиций, грамотной и целенаправленной политики государства, до сих пор, к сожалению, не сформированной.

К наиболее актуальным проблемам в области трудоустройства инвалидов относятся [4. С. 131]:

- отсутствие средств на субсидии тем работодателям, которые согласились бы создавать рабочие места для инвалидов;

- слабая приспособленность зданий, сооружений и транспорта для работы и передвижения маломобильных граждан;

- отмена федеральным законодательством налоговых льгот для предприятий Всероссийского общества инвалидов (ВОИ), где для них были созданы специальные условия работы, что привело к резкому сокращению количества подобных предприятий;

- несрабатывание механизма квотирования рабочих мест.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» норматив численности работников для квотирования трудоустройства инвалидов составлял 30 человек, но многие предприниматели предпочитали платить штрафы за его невыполнение и не принимать инвалидов на работу. С 1 января 2005 года норматив был повышен до 100 человек, в результате количество работодателей, обязанных трудоустраивать инвалидов, резко сократилось. С 2007 года норматив повышен до 50 человек [3. С. 66]. Отметим также, что с вступлением в силу в 2005 г. Федерального закона от 22 августа № 122-ФЗ (ст. 63 п. 20) работодатель уже не обязан вносить плату в случае невыполнения квоты. Это также негативно отразилось на трудоустройстве инвалидов.

На практике в счет квоты выделяются малозатратные низкооплачиваемые рабочие места; многие из них остаются незанятыми, а инвалиды - нетрудоустроен-

ными. Правда, в ряде регионов (Московской области, Бурятии) предпринимаются попытки экономически заинтересовать работодателей в найме инвалидов с помощью муниципальных заказов и снижения налогов в региональный бюджет для тех, кто выполняет и перевыполняет квоты.

У инвалидов, состоящих на учете в службе занятости, недостаточны возможности для профессионального обучения; велики трудности в получении профессионального образования. Кроме того, положение инвалида на рынке труда осложняют психологические барьеры, существующие как в обществе в целом (большинство граждан старается не замечать инвалидов), так и среди самих инвалидов. Об отношении к инвалидам государства можно судить по составленному в 2007 перечню заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу. Запрет распространяется, к примеру, на слабовидящих и тех, кто передвигается на инвалидной коляске. Подобное решение явно расходится с нормами Конвенции МОТ о защите прав инвалидов и мировой практикой.

Создание возможностей для более активного вовлечения инвалидов в трудовую деятельность потребует не только продуманной и последовательной государственной политики в области профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, но и формирования в обществе уважительного отношения к личности, воспитания гуманизма и человечности, дефицит которых сегодня столь очевиден.

Литература

1. Ракоти В. Спасение пенсионеров - дело рук самих пенсионеров // Человек и труд. - 2010. - №9; 2. Щепин О.П., Тишук Е.А. Проблемы демографического развития России // Экономика здравоохранения. - 2005. - №3; 3. Парягина О. Инвалиды: дискриминация и занятость // Управление персоналом. - 2007. - №3; 4. Мазин А.Л., Мази-на Е.И. Проблемы занятости инвалидов в России // Нижегородский медицинский журнал. - 2005. - №4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.