Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ НА ОБРАЗ ГОРОДСКОГО РАЙОНА (НА ПРИМЕРЕ АРТКВАРТАЛА В Г. МОСКВЕ)'

ВЛИЯНИЕ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ НА ОБРАЗ ГОРОДСКОГО РАЙОНА (НА ПРИМЕРЕ АРТКВАРТАЛА В Г. МОСКВЕ) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
186
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ / МЕНТАЛЬНОЕ КАРТОГРАФИРОВАНИЕ / ВЕРНАКУЛЯРНЫЙ РАЙОН / URBAN STUDIES / CREATIVE INDUSTRIES / SPACE IMAGES / MENTAL MAPPING / VERNACULAR GEOGRAPHY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Костякова Софья Владиславовна

Настоящая работа посвящена изучению влияния объектов креативных индустрий на географический образ городского района, формирующийся у различных категорий горожан, осуществляющих свои повседневные практики на его территории.В последние годы в Москве мы можем наблюдать активное развитие креативных территорий (ЦСИ «Винзавод», «Артплей»), причем важно учитывать специфику их расположения (в основном на месте бывших промышленных зон). Заявленная тема тесно связана с географией размещения подобных центров, а, соответственно, и с людьми, имеющими самые разнообразные виды взаимодействия с рассматриваемой территорией. В ходе работы были выявлены и проанализированы существующие образы городского района у его «пользователей». Исследование нацелено на изучение обусловленности того илииного образавозникновением и развитием креативных индустрий.Для анализа и проведения исследования было решено остановиться не на административных границах какого-либо района, а на границах АртКвартала -проекта по трансформации территории в Москве (510 га), отчасти совпадающего с границами Басманного района, однако занимающегоменьшую площадь.Соединение в одной работе двух обширных тем привело к необходимости разработки методологической базы. Нами была определена комбинация количественных и качественных методов. Среди них глубинные интервью и ментальное картографирование, а также неопросные методы -контент-анализ местных СМИ и применение основ метода регионального синдрома. Результатом работы служит вывод о фактическом существовании двух принципиально различных по образным характеристикам районов в рамках одной территориальной единицы, предложены шаги по трансформации пространственных образов, а также дальнейшему развитию креативных кластеров города

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Костякова Софья Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF CREATIVE INDUSTRIES ON URBAN DISTRICT IMAGE (THE CASE OF ARTKVARTAL IN MOSCOW)

This paper studies the influence of creative industries’ objects on geographic image of urban district, formed among various categories of citizens, engaged in their daily practice in a specified area. The process of development of creative areas ("Vinzavod", "Artpley") is active in Moscow in recent years, and it is important to take their specific location into account (mostly in the former industrial areas). The topic is closely related to the location of such clusters and, respectively, and people who interacts with the territory. We have identified and analyzed the existing images from urban area "users" in this paper. The research aims to identify the interrelation spatial images and the development of creative industries. We have decided not to concentrate on a specific administrative district in our analysis but to focus on ArtKvartal project - the territory transformation project in Moscow (510 ha), partly matching with the boundaries of Basmanny District, but occupying less space. A mix of broad themes led to the need of methodological framework development. We have determined a combination of quantitative and qualitative methods. These include in-depth interviews and mental mapping and also - content analysis of local media and the ‘regional syndrome’ method. We argue that there are two districts with fundamentally different spatial images within a single territorial unit and propose steps of their transformation, as well as the recommendations for further development of city creative clusters.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ НА ОБРАЗ ГОРОДСКОГО РАЙОНА (НА ПРИМЕРЕ АРТКВАРТАЛА В Г. МОСКВЕ)»

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВЛИЯНИЕ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ НА ОБРАЗ ГОРОДСКОГО РАЙОНА (НА ПРИМЕРЕ АРТКВАРТАЛА В Г. МОСКВЕ) Костякова С.В. Email: Kostyakova695@scientifictext.ru

Костякова Софья Владиславовна - магистр градостроительства, Высшая школа урбанистики Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва

Аннотация: настоящая работа посвящена изучению влияния объектов креативных индустрий на географический образ городского района, формирующийся у различных категорий горожан, осуществляющих свои повседневные практики на его территории.

В последние годы в Москве мы можем наблюдать активное развитие креативных территорий (ЦСИ «Винзавод», «Артплей»), причем важно учитывать специфику их расположения (в основном на месте бывших промышленных зон). Заявленная тема тесно связана с географией размещения подобных центров, а, соответственно, и с людьми, имеющими самые разнообразные виды взаимодействия с рассматриваемой территорией. В ходе работы были выявлены и проанализированы существующие образы городского района у его «пользователей». Исследование нацелено на изучение обусловленности того или иного образа возникновением и развитием креативных индустрий. Для анализа и проведения исследования было решено остановиться не на административных границах какого-либо района, а на границах АртКвартала -проекта по трансформации территории в Москве (510 га), отчасти совпадающего с границами Басманного района, однако занимающего меньшую площадь. Соединение в одной работе двух обширных тем привело к необходимости разработки методологической базы. Нами была определена комбинация количественных и качественных методов. Среди них глубинные интервью и ментальное картографирование, а также неопросные методы - контент-анализ местных СМИ и применение основ метода регионального синдрома. Результатом работы служит вывод о фактическом существовании двух принципиально различных по образным характеристикам районов в рамках одной территориальной единицы, предложены шаги по трансформации пространственных образов, а также дальнейшему развитию креативных кластеров города. Ключевые слова: городские исследования, креативные индустрии, географические образы, ментальное картографирование, вернакулярный район.

THE IMPACT OF CREATIVE INDUSTRIES ON URBAN DISTRICT IMAGE (THE CASE OF ARTKVARTAL IN MOSCOW) Kostyakova S.V.

Kostyakova Sofya Vladislavovna - Master of urban planning, HIGHER SCHOOL OF URBAN PLANNING NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY «HIGHER SCHOOL OF ECONOMICS», MOSCOW

Abstract: this paper studies the influence of creative industries' objects on geographic image of urban district, formed among various categories of citizens, engaged in their daily practice in a specified area.

The process of development of creative areas ("Vinzavod", "Artpley") is active in Moscow in recent years, and it is important to take their specific location into account (mostly in the former industrial areas). The topic is closely related to the location of such clusters and, respectively, and people who interacts with the territory. We have identified and analyzed the existing images from urban area "users" in this paper. The research aims to identify the interrelation spatial images and the development of creative industries. We have decided not to concentrate on a specific administrative district in our analysis but to focus on ArtKvartal project - the territory transformation project in Moscow (510 ha), partly matching with the boundaries of Basmanny District, but occupying less space. A mix of broad themes led to the need of methodological framework development. We have determined a combination of quantitative and qualitative methods. These include in-depth interviews and mental mapping and also - content analysis of local media and the 'regional syndrome' method.

We argue that there are two districts with fundamentally different spatial images within a single territorial unit and propose steps of their transformation, as well as the recommendations for further development of city creative clusters.

Keywords: urban studies, creative industries, space images, mental mapping, vernacular geography.

В последние годы в Москве мы можем наблюдать активное развитие креативных территорий (ЦСИ «Винзавод», Центр дизайна «Артплей», Дизайн-завод «Флакон» и проч.), причем важно принимать во внимание специфику как самих креативных индустрий как отдельного сектора экономики, так и особенности их расположения в городе. Настоящая работа посвящена изучению влияния объектов креативных индустрий на географический образ городского района, формирующийся у различных категорий горожан, осуществляющих свои повседневные практики на его территории.

Актуальность выбранной темы можно объяснить как с теоретической, так и с практической стороны. Она связывает воедино два крупных направления городских исследований - креативные индустрии и формирование географических образов пространств. В качестве теоретической базы мы будем использовать работы таких крупных исследователей как Чарльз Лэндри1, Ричард Флорида2, Кевин Линч3, Джон Голд4, Дмитрий Замятин5, соответственно. Помимо этих основополагающих работ, мы также рассматриваем большое количество вызванных ими к жизни трудов как последователей вышеупомянутых авторов, так и их критиков,.

Интересно и то, что выбранная тема связывает два исследовательских поля, имеющих серьезные различия во времени своего появления и активного обсуждения в научных кругах. Так, можно говорить, что фактически креативные индустрии как объект исследования были впервые рассмотрены в 1960-х - 1970-х годах, а широкое распространение, практическое применение и признание получили еще позже. В то же время исследования пространственных образов ведут свою историю с начала ХХ века с трудов, посвященных изучению способности к ориентации в пространстве.

В настоящее время креативные индустрии рассматриваются в качестве одного из наиболее эффективных методов ревитализации городской среды в эпоху перехода городов к постиндустриальной парадигме развития. Сбор количественных данных отягощается все еще неявным выделением креативных индустрий в самостоятельный

'Лэндри Ч. Креативный город. М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2011. - 399с.

2Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Издательский дом

«Классика-XXI», 2007. 432 с.

3Линч К. Образ города. М.: Стройиздат, 1982, 328 с.

4Голд Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии. М.: Прогресс, 1990. 304с.

5 Замятин Д.Н. Культура и пространство. Моделирование географических образов. М.: Знак, 2006. 488 с.

сектор экономики, однако отдельные цифры выглядят впечатляюще. Так, согласно докладу1 конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) объем мирового экспорта товаров и услуг креативных индустрий ежегодно увеличивается на 14,4%., начиная с 2002 г., а количество рабочих мест в этой сфере составило к 2007 г. 4% от общего числа занятых в США. Российская статистика по этому вопросу на данный момент, к сожалению, не может похвастаться ни подобными темпами развития, ни доступностью информации.

На данный момент, мы можем говорить, что в современных работах о городе тема креативных индустрий имеет два направления возможных исследований: 1) креативные индустрии как новый драйвер развития городов и 2) креативные индустрии в контексте креативной экономики. Обе позиции имеют значительное число последователей и составляют научный интерес большого круга авторов - как отечественных, так и зарубежных.

С практической точки зрения мы имеем возможность наблюдать активное развитие подобных объектов по всему городу. Это и наиболее крупные, известные и посещаемые кластеры - такие как ЦСИ «Винзавод», Центр дизайна «Артплей», Дизайн-завод «Флакон», появившиеся в 2007-2009 гг., и более молодые и узконаправленные объекты - театральный комплекс «Гоголь-центр», ЦСИ «Гараж» или Арт-центр «Хохловские палаты», специализирующийся на дизайне одежды.

Для анализа и проведения исследования было решено остановиться не на административных границах какого-либо района, а на границах АртКвартала2 -проекта по трансформации территории в Москве (510 га), отчасти совпадающего с границами Басманного района, однако занимающим чуть меньшую площадь. Исследуемая территория занимает центральную часть Басманного района и ограничена Садовым Кольцом в западной части, Третьим Транспортным Кольцом и р. Яузой в восточной и юго-восточных частях. С севера к ней примыкают Комсомольская площадь и Краснопрудная улица, с расположенными на них вокзалами - Ленинградским, Ярославским, Казанским. Попытка рассмотрения территории в рамках конкретного проекта была предпринята с целью дальнейшего анализа потенциальных возможностей применения полученных результатов в прикладном ключе.

Цель исследования - выявление роли объектов креативных индустрий как фактора, влияющего на формирование образа городского района. В качестве объекта исследования выбран образ городского района (в проектных границах АртКвартала), а предметом стали объекты креативных индустрий, рассматриваемые как фактор формирования образа городского района.

В настоящей статье мы кратко рассмотрим теоретические основы одной и другой темы - креативных индустрий и географических образов соответственно, используемые методы и полученные результаты исследования.

Креативные индустрии: российские и мировые представления Креативные индустрии, на наш взгляд, можно охарактеризовать как сектор экономики, основанный на взаимопроникновении производственной, предпринимательской, художественной практиках. При этом важным условием является наличие творческого, созидательного компонента, основанного на эксперименте, инновациях. Из этого определения можно вывести краткую формулу: «креативные индустрии = креативный класс + предпринимательский интерес» В данном контексте ближе всего к рабочему определению подходит классификация креативных индустрий согласно Британской модели Департамента Культуры, Медиа и Спорта (UKDCMSmodel), также основанной на наличие

1 Creative Economy: A feasible development option. Report 2010. N.Y. : UNCTAD, 2010, P. 23.

7 Официальный сайт проекта «АртКвартал», электронный ресурс, ссылка доступа: http://artkvartal.org/, дата обращения - 22.04.2016.

творческого мышления в каждой из вышеупомянутых областей (см. табл. 1). При этом важно упомянуть вариативность самого понятия и необходимость учета этой специфической черты при работе с иными социокультурными факторами.

Таблица 1. Классификация креативных индустрий в различных моделях1

Британская модель

Департамента Культуры, Медиа и Спорта

Символьно-текстовая модель

Концентрически-круговая модель

Модель ВОИС по авторским правам

Реклама Архитектура Искусство и антиквариат Ремесла Дизайн Мода Фильмы и видео

Музыка Исполнительское искусство Издательская деятельность Программное обеспечение Телевидение и радио Видео- и компьютерные игры

Основные:

Реклама Кинематограф Интернет Музыка Издательская деятельность Телевидение и радио Видео- и компьютерные

игры Периферийные: Искусство Пограничные индустрии культуры Бытовая техника Мода Программное обеспечение Спорт

Центральные:

Литература Музыка Исполнительское

искусство Изобразительное

искусство Первого порядка: Кинематограф Музеи и библиотеки Второго порядка: Культурное

наследие Издательская деятельность Звукозапись Телевидение и радио Видео- и компьютерные игры Смежные отрасли:

Реклама Архитектура Дизайн Мода

Основные:

Реклама Фильмы и видео

Музыка Исполнительское искусство Издательская деятельность Программное обеспечение Телевидение и радио Визуальное и графическое искусство Зависимые отрасли: Записывающие

устройства Бытовая техника Музыкальные инструменты Бумага Копировальные

услуги, фотоаппаратура Частично зависимые: Архитектура Одежда, обувь Дизайн Мода Хозяйственные товары Игрушки

Таким образом, сама креативность - это качество, которое можно развивать и которому можно обучать. Именно способность к креативному подходу к решению проблем становится важным фактором развития в современном мире, причем речь идет не только о поле креативных индустрий. Подобные навыки необходимы при решении многих управленческих вопросов, как на уровне города, так и локального предприятия, а креативность, выступая ключевым фактором развития городов, встаёт

'Creative Economy: A feasible development option. Report 2010. N.Y.: UNCTAD, 2010, P. 7.

в один ряд со стоимостью рабочей силы и уровнем развития технологии. При этом флагманские стратегии развития не должны концентрироваться вокруг мест приложения труда, они призваны фокусироваться на развитии личностных качеств потенциальных «творцов». Таким образом, можно говорить о первичности стимулирования индивидуальных навыков и вторичности развития локальных точек креативной активности. Важно отметить и то, что зачастую креативные индустрии ошибочно считают прерогативой лишь малого бизнеса. Однако специалисты опровергают подобные суждения, приводя примеры крупных коммерческих предприятия - например, в сфере медиа или информационных технологий.

В дополнение к учету вышеупомянутых социокультурных особенностей каждого отдельного региона важно упомянуть прочную связь между понятиями «культура» и «креативность». В этом контексте культура воспринимается как ресурс, используемый для создания базовых ценностей города, а креативность становится методом возобновления подобных ресурсов. Однако при этом важно не затронуть другую крайность - когда креативность, базирующаяся на культурных особенностях, превращается в активную эксплуатацию народных промыслов и ремесел. Во избежание этого необходимо помнить об инновационном подходе как о движущей силе развития креативности.

Также можно отметить, что фактически сегодня мы можем наблюдать сложившуюся систему расположения креативных индустрий в Москве. При этом базовые принципы зависят как от специфики самой индустрии (междисциплинарность творческих профессий, специфика образа работы), так и от функционирования экономики этого сектора. В качестве определяющих черт можно выделить стремление к кластерности, возникающее из-за высокой степени взаимопроникновения областей, а также возникновение на месте бывших промышленных зон (низкие арендные ставки привлекают молодые бизнесы и стартапы, у которых, с одной стороны, уже имеется потребность в отдельном помещении, с другой - нет возможности арендовать площади в высококлассных офисных центрах).

Однако, несмотря на признанное общегородское значение наиболее известных кластеров, можно выделить ряд проблем, серьёзно ограничивающих дальнейшее развитие креативных индустрий, как в Москве, так и в других городах страны. В первую очередь, мы пока не можем говорить о наличии «классового самосознания». Отсюда, из-за отсутствия самоидентификации творческого сообщества с отдельной социальной группой, не происходит и ее принятие на общеполитическом, экономическом уровнях. Из-за этого творческий сектор не воспринимается ни обществом, ни государством как самостоятельный сектор экономики, развивающийся по своим законам, а оказывается все время включенным в более общую классификацию. Подобное положение не только осложняет анализ, сбор данных, дающих количественное отражение реального положения, но и лишь способствует разобщению внутри этого класса.

Образ города: теоретические подходы и методы исследования

Тема географических образов поднимается исследователями на протяжении многих десятилетий, затрагивая при этом самые разнообразные области научного знания - мы можем найти примеры подобных работ в филологии и литературе1,

'Анциферов Н.П. Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Быль и миф Петербурга. Репринт. М.: Книга, 1991; Москва и «Москва» Андрея Белого: Сб. статей / Отв. ред. М.Л. Гаспаров. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999.

1 2 культурологии и антропологии , искусствоведении, архитектуре и

градостроительстве3, политологии4 и экономике5.

Это неслучайно: фактически мы можем выделить ментальное переживание пространства в качестве естественной потребности человека для ориентации на местности. Помимо удовлетворения этой первоочередной индивидуальной потребности важно упомянуть и о коллективной функции географических образов. Во многом именно они формируют основу коллективной памяти внутри социальной группы, обеспечивая, таким образом, ощущение безопасности и защищенности.

Наиболее релевантной для дальнейшей работы, на наш взгляд, будет следующая трактовка: географический образ - пространственные представления о географическом объекте, основанные на атрибутивной информации (субъективное знание-оценка свойств объекта). Наглядно проиллюстрировать это определение можно с помощью схемы (рис. 1), приведенной в работе Н.Ю. Замятиной6, имеющей в своей основе «семантический треугольник» Огдена и Ричардса7, также упоминаемый Дж. Голдом8:

В качестве одного из важных параметров городского пространства можно выделить его «читаемость», подразумевающую понятную для распознавания систему упорядоченных элементов. Однако сами методологии вычленения ключевых элементов, их количество, внутреннее взаимодействие, разделение на подгруппы, главенствующая роль тех или иных, до сих пор вызывают споры в научных кругах и являются центральным предметом многих дискуссий. Кроме того, важно учитывать, что образ не является отмасштабированной проекцией реального пространства, а сквозь индивидуальное осмысление обладает высокой степенью абстракции.

В целом учет социокультурных особенностей ложится в основу многих теорий географических образов. При этом важно принимать во внимание как врожденные, так и приобретенные в течение жизни навыки, умения, уровень образования, степень интегрированности в окружающую среду, принадлежность к той или иной социальной группе и проч.

Можно проследить и сформулировать общий алгоритм формирования и осмысления географических образов. На первом этапе они представляют собой набор разрозненных элементов, при вычленении которых наибольшую роль играет бессознательная, эмоциональная составляющая. После этого они ложатся в основу

1Гачев Г. Национальные образы мира. М.: Советский писатель, 1988.

2Муратов П.П. Образы Италии. Т. I. М.: Галарт, 1993.

3Глазычев В.Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды. М.: Наука, 1984.

4Мелешкина Е.Ю. Региональная идентичность как составляющая проблематики российского политического пространства // Региональное самосознание как фактор формирования политической культуры в России (материалы семинара). М.: Московский общественный научный фонд; ООО «Издательский центр научных и учебных программ», 1999. С. 126-138.

5Кочетов Э.Г. Геоэкономика (Освоение мирового экономического пространства). М.: Изд-во

6 Замятина Н.Ю. «Взаимосвязи географических образов в страноведении». М.: 2001.

7Ogden C.K, Richards I.A. The Meaning of Meaning: A Study of the Influence of Language upon

Thought and of the Science of Symbolism. AHarvestBook, NewYork, 1923. Р. 11.

8Голд Д. Психология и география: Основы поведенческой географии. М.: Прогресс, 1990. С. 95.

Представление

Рис. 1. Схема трактовки понятия «географический образ» по Н.Ю. Замятиной15

БЕК, 1999.

частично дифференцированных в подгруппы представлений, уже затем складываясь в единую скоординированную картину восприятия географического пространства.

В качестве одного из наиболее эффективных методов работы с географическими образами можно выделить метод составления ментальных/ когнитивных карт, отражающих, как было упомянуто выше, даже не столько сложившийся образ, сколько «опыт города1», представленный информантами. Причем в нашем случае он нацелен, в первую очередь, на выявление коллективных представлений об особенностях конкретной территории и основных факторах влияния, а не индивидуальных репрезентаций образов.

Исследовательский аппарат

Попытка соединения в одной работе двух обширных тем привела к необходимости разработки методологической базы для проведения настоящего исследования. Анализ теоретических основ каждой из них предоставляет свои методы изучения поставленных вопросов, однако их соединение требует соответствующей компиляции необходимых методов для решения поставленных проблем.

Так, нами была определена комбинация количественных и качественных методов, которые на наш взгляд, способны максимально глубоко и развернуто ответить на поставленные задачи исследования. Кроме того, хотелось бы уточнить, что все-таки заданная тема, подразумевающая выявление конкретных пространственных представлений горожан об определенной территории, в первую очередь, строится на основополагающем качественном методе - проведении глубинных интервью, которые наиболее полно помогают понять субъективные представления о географическом объекте. Дополнительно полезны количественные методы, позволяющие формировать гайды для глубинных интервью, определять необходимую выборку информантов, определять реперные точки исследуемой территории. Ниже остановимся на выбранных методах и способах их применения.

Об эффективности качественных методов при постановке подобных задач, пишет В.А. Ядов - «...опыт этих людей является как бы особым "фрагментом" общего социального опыта. Совокупность таких частных практик как мозаика позволяет представить картину общества в целом». Актуальной в этом ключе кажется поисковая стратегия исследования, позволяющая задавать вопросы «почему?», «как?», анализируя каждодневные практики информантов и сквозь них выявляя образные пространственные представления.

Как было упомянуто выше, исследование образных представлений во многом опирается на изучение повседневных практик горожан, именно поэтому в качестве основных информантов были выбраны две существенно различающиеся категории пользователей, каждая - со своим уникальным набором признаков. При этом каждую из двух обширных категорий можно дополнительно структурировать. Всего в ходе исследования нами был опрошен 21 информант.

Итак, две основные группы - это резиденты креативных кластеров и нерезиденты. Под резидентами мы понимаем всех, работающих непосредственно на территории креативного кластера - в ходе исследования были изучены два, наиболее полно отражающих само понятие креативного кластера - ЦСИ «Винзавод» и Центр дизайна «Артплей». При этом резидентами выступают представители совершенно разных профессий и специальностей - работники галерей, сотрудники офисов (бюро, специализирующееся на ландшафтном/архитектурном проектировании, поставках и дизайне мебели и проч.), сотрудники салона красоты, расположенного на территории и другие.

Следующую большую группу информантов представляют нерезиденты - и включают в свой состав горожан, проводящих значительную часть своего будничного

1 Веселкова Н.В. Ментальные карты города: вопросы методологии и практика использования // Социология: 4М., 2010. № 31. С. 7.

времени на исследуемой территории, оказываясь здесь ежедневно или со значительной степенью регулярности, однако, и они, в свою очередь, разделяются на несколько подкатегорий. Среди них - работники других учреждений, причем как относящихся к категории «креативных индустрий» (типография, библиотека, театральный центр), однако не входящие в состав креативных кластеров, так и представители других профессий - сотрудники крупного рекрутингового агентства, консалтинговой компании, многопрофильной финансовой корпорации. Кроме того, исходя из гипотезы о том, что распорядок дня имеет значительное влияние на пространственные восприятия информантов, было проинтервьюировано несколько студентов вузов, расположенных на исследуемой территории - Московского государственного технического университета (МГТУ) им. Баумана, Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК) и Государственного университета землеустройства (ГУЗ).

Гайды, необходимые для координации глубинных интервью, составлены по единому принципу - каждый из них разделен на две большие группы вопросов:

• Вопросы, позволяющие понять род занятий информанта, его распорядок дня, способы перемещения и др. персонализированную информацию;

• Вопросы, раскрывающие опыт пребывания информанта на исследуемой территории, его восприятие различных факторов, интеракцию с другими горожанами и проч.

Также важно понимать, что полуформализованное интервью предполагает, что во время него некоторые вопросы могут натолкнуть информанта на новые воспоминания/переживания, связанные с объектом исследования, что позволяет собрать больший объем информации или взглянуть на поставленную проблему с другой стороны. Поэтому все вопросы гайда подразумевают развёрнутые ответы, фокусируя внимание информантов на категориях «Как?», «Каким образом?», «Почему?».

Как мы отмечали раньше, К. Линч одним из ключевых параметров визуального восприятия пространства считал его «читаемость» - т.е. то, насколько легко и понятно ключевые элементы среды собираются и формируют единую картину образного восприятия. Для анализа этих элементов он использовал метод ментального картографирования, позволяющий преобразовать субъективные представления информантов в рабочий, визуальный материал. Этот же метод был выбран и нами для настоящего исследования.

При этом важно отметить единовременное применение вышеупомянутых методов, так как зачастую вопросы, задаваемые информанту, наталкивают его на определённые воспоминания/переживания, связанные с районом, о котором ведется диалог в ходе интервью, что позволяет в итоге получиться более полную картину пространственного восприятия. На наш взгляд, именно совмещение этих методов позволяет во многом избежать излишней пассивности исследования, за которую критиковали Линча (в т.ч Дж. Голд1), и изучить особенности социокультурных и индивидуальных факторов, имеющих большое значение в формировании пространственных образов.

Сама процедура сбора информации подразумевает, что информант получает белый лист формата А4 с просьбой изобразить «район своей работы/учебы». С одной стороны, подобная «инструкция» кажется максимально отстраненной, с другой же, слово «своей» придает ей индивидуальную окраску. Действительно, можно предположить, что представления об этом районе, его границы, ключевые точки у каждого информанта - «свои», наполненные личными переживаниями и характеристиками.

'Голд Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии. М.: Прогресс, 1990. С.121.

Помимо качественных методов, в настоящей работе также используются количественные методы - метод «регионального синдрома» и «контент-анализа»1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что, изучая одну территориальную единицу, будет интересно взглянуть на нее в контексте иного масштаба - если не общегородского, то хотя бы окружного. Именно поэтому нами предпринята попытка использования метода регионального синдрома для районов ЦАО. Не будем вдаваться в теоретические основы заявленного метода, однако обозначим, что, метод регионального синдрома позволяет с помощью формализованной процедуры выявить «признаковый каркас»2 территориальной единицы, необходимый для дальнейшего районирования - итоговой задачи метода. Однако для нашего случая важным является именно промежуточный этап выявления набора признаков. В случае настоящего исследования фактически «признаковый каркас» является выявленным на основе анализа большого массива количественных данных образным описанием исследуемой территории.

В результате для Басманного района были выделены, а затем проранжированы в порядке убывания 37 признаков (положительные значения синдромного индикатора), наиболее выделяющих эту территорию среди других районов ЦАО (см. Приложение 3). Некоторыми из них, с меньшими значениями (условно с синдромным индикатором менее 1) согласно применяемой методологии, можно пренебречь, однако первые 8-10 существенны и должны быть приняты во внимание.

Кроме того, по результатам ранжирования полученные показатели можно объединить в несколько смысловых категорий (по аналогии с контент-анализом). Выделим следующие как наиболее заметные:

- строительство и строительные материалы (численность работников организаций, объем ФОТ, объемы реализации продукции);

- мелкая торговля (магазины-дискаунтеры, магазины товаров повседневного спроса, аптечные пункты, платки и киоски);

- образование (численность работников организаций, объем ФОТ);

- бюджет, финансовые механизмы (источники доходов, дефицит бюджета);

- охрана окружающей среды (вывоз ТБО, затраты на охрану окружающей среды).

Каждая из этих категорий помогла нам с помощью количественных показателей апробировать выявленные у информантов образные представления об исследуемой территории, а также сформулировать практические рекомендации по трансформации выявленного образа территории.

Следующий метод, который в настоящей работе используется на правах «количественного» - метод контент-анализа СМИ. Так, говоря об исследовании образных представлений о городской территории, результаты анализа больших объемов текстовых материалов с применением метода контент-анализа, можно рассматривать в качестве дополнительного «информанта». Изучаемое СМИ -официальная газета района, выпускаемая управой. Такая газета должна отражать актуальную локальную повестку, привлекая внимание своих читателей - горожан (жителей/работников района). Фактически, можно говорить о том, что пространственное восприятие и позиционирование официальной власти местного значения (в том виде, в котором его предполагается донести общественности) в полной мере отражено в анализируемых текстах.

1Несмотря на то, что контент-анализ считается качественно-количественным методом, его основу все же составляет количественный каркас, поэтому в данном случае будем причислять его к вышеупомянутой категории методов.

2Каганский В.Л., Новиков А.В. Новый метод выделения существенных признаков для разработки региональных классификаций. Известия АН СССР. Серия географическая. 1989. С.114.

Пространственные представления и статистические данные - выявленные корреляции. Результаты эмпирического исследования креативных кластеров и образа АртКвартала.

Неопросные методы во многом позволили расширить программу полевого исследования. Они доказали, в первую очередь, важность и необходимость проведения интервью со всеми присутствующими на территории категориями горожан. Кроме того, они послужили существенным дополнением к натурным обследованиям, количественно подтверждая выводы, сделанные по итогам наблюдения (как в случае с высокими показателями темпов строительства). И, кроме того, позволили раскрыть не столь очевидные факторы - высокие показатели и частое упоминание малого предпринимательства, а также активное, пусть и не всегда результативное, стремление к сохранению наследия (в различных его проявлениях).

С их помощью, еще до проведения серии интервью с горожанами, удалось получить опосредованный, а, соответственно, достаточно объективный образ исследуемой территории. Любая из полученных характеристик иллюстрирует особую, уникальную черту района, каждая из которых представлена собственной пространственной доминантой - жилыми кварталами, университетскими кампусами, улицами с активной торговлей или торгово-развлекательными центрами. Кроме того, эта особенность наглядно иллюстрирует тезис о полицентричности территории и ее разнообразии. Полученные результаты совместно с соотнесением натурных обследований, в свою очередь, позволили нам выявить пространственные реперные точки территории, благодаря чему нами была получена более полная картина внутренних взаимосвязей, что существенно помогло при расшифровке интервью и анализе ментальных карт.

Анализ результатов полевого исследования

В первую очередь необходимо отметить, что фактически исследуемая территория в сложившихся пространственных представлениях информантов оказывается разделенной на два неравных по размерам и принципиально различных по образным впечатлениям района. Важно, что это различие в восприятии зависит не от профессиональной принадлежности горожан или их «статуса» в отношении к исследуемой территории, а, в первую очередь, от ареалов их повседневных практик. Стоит упомянуть, что обнаруженные вернакулярные районы оказались существенно меньше проектных границ АртКвартала и - тем более - Басманного района. В качестве центров этих двух районов можно назвать станции метро «Бауманская» и «Курская». При этом, несмотря на незначительное расстояние между ними (1,9 км), каждая из них служит пространственной доминантой совершенно различных по образным восприятиям территорий.

Так, например, ст. метро «Бауманская» с ортогонально отходящими от нее улицами Старая Басманная и Бауманская олицетворяет старомосковский, купеческий район - наследник Немецкой слободы. Жилые кварталы здесь перемежаются торговыми улочками, посольскими зданиями, небольшими храмами и учебными заведениями - от университетов до школы акварели С. Андрияки. При этом, казалось бы, шумное и активное студенчество никоим образом не вступает в конфликт с коренными жителями - несмотря на отсутствие пространственных барьеров, их фазы активности разделены по времени. Торговля же не замирает ни на минуту - в каждый временной интервал у нее появляется свой клиент - житель, работник близлежащего офиса, студент.

Сосредоточение общественного транспорта, отсутствие крупных магистралей и плотная сетка улично-дорожной сети, делает этот район приятным и удобным для пешеходов и заставляет работников задерживаться здесь после окончания рабочего дня - для прогулок в хорошую погоду или встреч с друзьями. Возможно именно благодаря этому, информанты, вне зависимости от того, сколь долго они вынуждены регулярно посещать эту территорию, оказываются хорошо знакомыми

не только с набором повседневных услуг и сервисов, предоставляемых поблизости, но также с любопытством узнают о расположенных здесь памятниках и истории самого района. Можно сказать, что, фактически, информанты делят свои повседневные пути на целевые (направленные на максимально быстрое преодоление необходимой дистанции) и прогулочные - позволяющие посетить излюбленные места и узнать что-то новое.

Принципиально иным образным представлением обладает вторая часть исследуемой территории - тяготеющая к станции метро «Курская». Однако, она, несмотря на имеющиеся предпосылки для превращения в транспортный узел, вобрала в себя наиболее негативные черты, характеризующие привокзальную/транзитную территорию. Этот район не подразумевает прогулок - только локальные перемещения для удовлетворения повседневных нужд. Даже набережная Яузы не способна превратиться в приятный для пеших прогулок путь - мешают активное транзитное движение автомобилей, недостаток благоустройства и неактивные первые этажи зданий (по большей части промышленных), стоящих на первой линии водного фронта. Ни один из информантов, вынужденный проводить здесь большую часть дня, не выразил желания проживать поблизости от места работы, так как здесь отсутствует хоть какой-то намек на камерность и уют, присущие жилым территориям.

Описанные выше принципиально различные по образным представлением территории также тяготеют к различным масштабам. Так, район «Бауманской» подразумевает, что на его территории оказываются люди, прибывшие сюда с определённой целью, исключая, таким образом, праздношатающихся. Район «Курской», напротив, выступает доминантой общегородского масштаба, привлекая самые различные категории горожан и гостей города. При этом район «Бауманской» тяготеет к районному, локальному масштабу и оказывается многофункциональной территорией с разнообразными паттернами застройки и поведения людей. Напротив, район «Курской» фактически можно назвать монотерриторией. Вокзал настолько превалирует над прочими особенностями района, что занимает лидирующую позицию в образных представлениях. В паре с вокзалом выступает торгово-развлекательный центр «Атриум», который, несмотря на досугово-рекреационную функцию, подразумевает кратковременное пребывание, а также ориентирован на всех горожан (если не всего города, то хотя бы ЦАО), и в качестве главного своего достоинства предлагает удобное/центральное расположение.

В попытке выявления связей между полевым исследованием и результатами неопросных методов важно подчеркнуть, что сугубо индивидуальные черты исследуемой территории если и находят отражение, например, в местной прессе, то нацелены скорее на констатацию фактов, нежели предусматривают дальнейшее развитие и популяризацию среди читателей. Результаты проведенного контент-анализа продемонстрировали абсолютно формализованное общение местной администрации с горожанами и слепое следование общегородской повестке. При этом, вероятно, это происходит не из-за недостатка локальных новостей или местной специфики, а из-за советской традиции к унификации и обезличиванию. Фактически, территория уже обладает необходимым ресурсом для требуемых преобразований, однако, до сих пор не использует этот потенциал. Исходя из этого, существует опасность того, что районы города могут остаться в статическом состоянии, что является губительным для современного города -динамичного, меняющегося, развивающегося.

Необходимо отметить, что в силу своего расположения (вблизи Курского вокзала) современные креативные кластеры занимают совершенно незначительное место в образных представлениях по сравнению с таким гигантами как Курский Вокзал и ТРЦ «Атриум». Фактически влияние последних почти полностью исключает возможность попадания и развития прочих средовых элементов в ареал восприятия горожан. Важен и факт того, что упомянутые доминанты носят скорее негативный характер, что также

накладывает отпечаток на общее впечатление от всей территории. Можно сделать предположение, что иное расположение кластеров, например, вблизи станции метро «Бауманская», имело бы иной отклик в восприятии горожан. Возможно на контрасте с существующей старомосковской, исторической застройкой, современные креативные кластеры, предлагающие своим посетителям новые типы общественных пространств, привнесли бы приятное разнообразие в ежедневные практики жителей и гостей района. И, как следствие, они оказались бы существенно глубже интегрированы в окружающую среду, полноценно раскрывая свой потенциал по преобразованию среды вокруг. Однако, из-за невозможности дислокации существующих кластеров, нам остаётся предлагать решения, направленные на исправление существующего пространственного и ментального диссонанса.

Применение полученных результатов в проектной практике

Напомним, что одной из задач настоящей работы ставилось обоснование направлений возможного применения полученных результатов в прикладных проектах при разработке мастерпланаАртКвартала.

В качестве практических рекомендаций для использования в проектной практике нами были выявлены три возможных направления дальнейшей работы. Первая -трансформация существующего образа территорий, примыкающих к Курскому вокзалу. До тех пор пока над районом продолжают довлеть мощные, однако, негативные образы вокзала и торгового центра, креативные кластеры просто не смогут занять необходимое место в пространственных представлениях горожан. Для решения подобной задачи нами предложен целый спектр возможных решений, которые можно использовать как по отдельности, так и в составе единой комплексной программы. Среди них - ревитализация набережных Яузы, разработка системы навигации и единой (однако уникальной для рассматриваемой территории) концепции благоустройства, возрождение памяти об индустриальном наследия, акцентирование локальной повестки местными СМИ.

Следующая определённая задача - поиск и развитие культурной идентичности территорий вокруг станции метро «Бауманская». По результатам проведенного исследования было обнаружено, что, несмотря на все разнообразие и многоликость территории, внимание к локальным особенностям в позиционировании района в общегородском контексте фактически отсутствует. При этом в образных впечатлениях горожан - напротив - складывается целостный образ территории. Получается, что на настоящий момент район может развиваться исключительно внутри самого себя, будучи достаточно ограниченным во взаимодействии с внешней средой. Очевидно, что вне новых импульсов эффективное развитие невозможно, однако, яркий, уникальный образ способствовал бы привлечению новых ресурсов, потоков, средств.

Заключительная задача заключается в попытке нивелирования существенных противоречий между выявленными территориями. Каждая из них обладает необходимыми ресурсами для будущего развития, однако, будучи разъединенными как пространственными элементами (железная дорога, тоннели и мосты), так и образными характеристиками, утрачивает единство в рамках одной территориальной единицы, и, как следствие, возможность эффективного взаимодополнения. Для реализации поставленной задачи необходимы не только физические преобразования - организация общественных пространств, единой навигации, концепции благоустройства, - но и действия, направленные на формирование единого образного портрета района. К последним можно отнести снижение негативного впечатления от территорий у Курского вокзала, формирование новых пространственных доминант, маркетинговая стратегия, концепция позиционирования территории в масштабе всего города, акцентирование локальной повестки, как среди местных СМИ, так и городских.

Заключение

Говоря о месте и роли креативных индустрий в сложившемся к настоящему моменту образе исследуемой территории «АртКвартала», важно проследить существенные отличия в их восприятии различными категориями горожан. При этом здесь информантов можно усреднённо разделить на резидентов креативных кластеров и нерезидентов. В силу описанной специфики креативных индустрий - их глубокого проникновения в самые различные сферы жизни задействованных в них, -сами резиденты кластеров в наибольшей степени подвержены их влиянию. Многие из них подчеркивают не только особую «атмосферу» внутри самих кластеров, но и отмечают, что специфика их работы накладывает существенный отпечаток на их досуг, круг общения и сферу интересов. Таким образом, креативные индустрии способствуют формированию своеобразного связанного с соответствующими кластерами городских профессиональных сообществ и - вместе с тем - яркого внутреннего образа самого кластера, который, однако, не находит никакого отражения вне ограниченной территории.

Из этого следует одно из основных выявленных противоречий: для самих резидентов креативные кластеры способны выступать в качестве ключевых пространственных доминант всего окружения. Они оказываются хорошо знакомыми как с теми кластерами, в которых находятся их места работы, так и прочими, расположенными в Москве. Однако до сих пор рассматриваемые кластеры выступают для самих резидентов некими укрытиями, уголками стабильности и надежности в окружающей неприветливой среде. Из этого следует обнаруженная замкнутость, причем не только самих кластеров, но и всей индустрии. Информанты чётко делят горожан на категории «свой/чужой», старясь максимально оградиться от внешней, инородной среды. Однако, получается, что сами кластеры становятся инородными по отношению к окружающему городскому пространству, причем как физически, так и в образных представлений горожан. Они не вызывают должного интереса у широкой публики (из-за недостатка информированности или обращения к слишком узкому кругу потенциальных посетителей), либо и вовсе остаются незамеченными, будучи «задавленными» такими пространственными гигантами как Курский вокзал и ТРЦ «Атриум».

Говоря о горожанах, профессионально не относящихся к креативным индустриям, важно отметить, что расположенные креативные кластеры практически не фигурируют в их образных характеристиках района. Это связано и с тем, что при планировании досуга горожане в меньшей степени ориентируются на географические характеристики, отдавая предпочтению самой сути, контенту мероприятия. Ключевыми для них являются индивидуальные предпочтения, поэтому близкое расположение крупнейших креативных кластеров не воспринимается информантами в качестве существенного преимущества перед другими районами города. Кроме того, для горожан подобное времяпрепровождение является периодическим, а порой и единичным, что объяснят низкую степень влияния кластеров на образные характеристики рассматриваемой территории.

Отвечая же на главный исследовательский вопрос настоящей работы - как объекты креативных индустрий влияют на формирование образа городского района у различных категорий горожан, - важно обратиться к каждому из компонентов этого взаимодействия. Стоит отметить, что креативные индустрии в своем современном московском обличии значительно отличаются от классической модели, разработанной на рубеже XX - XXI вв. И если по своему содержанию они в полной мере удовлетворяют заданному описанию, то вопрос взаимодействия с окружающей средой оказывается фактически не артикулированным. Именно поэтому креативные кластеры не оказывают должного влияния ни на образные представления горожан, ни на саму среду вокруг. А тот факт, что кластеры занимают лидирующее место в географических образах непосредственно самих представителей креативных индустрий, является очередным доказательством их замкнутости и изолированности

от внешнего мира. Говоря об иных образных составляющих рассматриваемой территории, стоит отметить, что до тех пор, пока в качестве ключевых пространственно-образных доминат будут фигурировать элементы со столь негативным восприятием как вокзал, железная дорога или шумный торговый центр, ни у креативных кластеров, ни и других элементов культурной идентичности района не будет возможности развиться, используя весь присущий им потенциал.

Список литературы /References

1. Анциферов Н.П. Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Быль и миф Петербурга. Репринт. М.: Книга, 1991.

2. Москва и «Москва» Андрея Белого: Сб. статей / Отв. ред. М.Л. Гаспаров. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999.

3. Веселкова Н.В. Ментальные карты города: вопросы методологии и практика использования // Социология: 4М., 2010. № 31.

4. Гачев Г. Национальные образы мира. М.: Советский писатель, 1988.

5. Глазычев В.Л.Социально-экологическая интерпретация городской среды. М.: Наука, 1984.

6. Голд Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии. М.: Прогресс, 1990. 304 с.

7. Замятин Д.Н. Культура и пространство. Моделирование географических образов. М.: Знак, 2006. 488 с.

8. Замятина Н.Ю. «Взаимосвязи географических образов в страноведении». М., 2001.

9. Каганский В.Л., Новиков А.В. Новый метод выделения существенных признаков для разработки региональных классификаций. Известия АН СССР. Серия географическая, 1989.

10. Кочетов Э.Г. Геоэкономика (Освоение мирового экономического пространства). М.: Изд-во БЕК, 1999.

11. Лэндри Ч. Креативный город. М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2011. 399 с.

12. Линч К. Образ города. М.: Стройиздат, 1982. 328 с.

13. Мелешкина Е.Ю. Региональная идентичность как составляющая проблематики российского политического пространства // Региональное самосознание как фактор формирования политической культуры в России (материалы семинара). М.: Московский общественный научный фонд; ООО «Издательский центр научных и учебных программ», 1999. С. 126-138.

14. Муратов П.П. Образы Италии. Т. I. М.: Галарт, 1993.

15. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2007. 432 с.

16. Creative Economy: A feasible development option. Report 2010. N.Y.: UNCTAD, 2010.

17. Ogden C.K., Richards I.A. The Meaning of Meaning: A Study of the Influence of Language upon Thought and of the Science of Symbolism. A HarvestBook, NewYork, 1923. С. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.