Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ'

ВЛИЯНИЕ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климова И.В., Семеркова Л.Н.

Введение. Цель работы - теоретическое и практическое обоснование взаимосвязи между уровнями развития креативных индустрий и инновационного развития регионов России. Объект исследования - креативные индустрии как неотъемлемый фактор инновационного развития территории. Предмет исследования - связи между такими показателями развития креативных индустрий, как наличие организаций креативного сектора экономики, уровень занятости населения в данном секторе и вклад креативных индустрий в ВРП региона и уровень инновационного развития региона. Данные и методы. Теоретическая часть исследования представлена анализом научной литературы, представленной работами М. Портера, Р. Кейвза, Р. Флориды, Ч. Лэндри, Д. Тросби, Дж. Хоукинса, Д. Хезмондалша. Для оценки уровня развития креативных индустрий в регионах России был использован метод рангов. Для проведения практического исследования были использованы статистические данные из Атласа креативных индустрий России, разработанного Агентством стратегических инициатив, и Рейтинга инновационного развития субъектов Российской Федерации, составляемого ИСИиЭЗ НИУ ВШЭ. Полученные результаты. В статье проведен теоретический и практический анализ взаимосвязи между уровнями развития креативных индустрий и инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выделены показатели оценки уровня развития креативных индустрий и инновационного развития регионов. Произведена оценка показателей развития креативных индустрий и составлен рейтинг российских регионов по уровню их развития. Полученный рейтинг сопоставлен с рейтингом инновационного развития субъектов Российской Федерации, составленным ИСИиЭЗ НИУ ВШЭ, и установлена потенциальная взаимосвязь между уровнем развития креативных индустрий в российских регионах и уровнем инновационного развития регионов. Заключение. Результаты исследования в виде сравнения полученного рейтинга российских регионов по уровню развития креативных индустрий с рейтингом инновационного развития субъектов Российской Федерации, составленным ИСИиЭЗ НИУ ВШЭ, позволяют говорить о наличии тесной взаимосвязи между данными областями в отношении регионов со столицами, являющимися крупнейшими городами страны. Это открывает новую перспективу в вопросе рассмотрения креативных индустрий как фактора инновационного развития территории, дает возможность для решения проблем инновационного развития регионов через разработку действенного комплекса мер по формированию и развитию креативных индустрий. В первую очередь он должен быть направлен на создание благоприятных условий для воспроизводства и привлечения креативного класса на территорию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF CREATIVE INDUSTRIES ON TERRITORY INNOVATION DEVELOPMENT

Introduction. The aim of the work is to provide theoretical and practical substantiation of the relationship between the levels of development of creative industries and innovative development of Russian regions. The object of the research is creative industries as an integral factor of innovative development of the territory. The subject of the research is the relationship between such indicators of creative industries development as the presence of organizations in the creative sector of the economy, the level of employment in this sector and the contribution of creative industries in the GRP of the region and the level of innovation development of the region. Data and methods. The theoretical part of the study is represented by the analysis of scientific literature represented by the works of M. Porter, R. Caves, R. Florida, C. Landry, D. Throsby, J. Hawkins, D. Hezmondalsch. The ranking method was used to assess the level of development of creative industries in Russian regions. Statistical data from the Atlas of Creative Industries of Russia developed by the Agency for Strategic Initiatives and the Rating of Innovative Development of Constituent Entities of the Russian Federation compiled by the National Research University Higher School of Economics were used to conduct the case study. Obtained results. The article provides theoretical and practical analysis of the relationship between the levels of development of creative industries and innovation development of the Russian Federation subjects. The indicators for assessing the level of development of creative industries and innovation development of the regions have been identified. The indicators of creative industries development have been assessed and the rating of Russian regions by the level of their development has been compiled. The resultant rating was compared with the subjects of the Russian Federation innovation development rating compiled by HSE and the potential connection between the level of development of creative industries in Russian regions and the level of regional innovation development was determined. Conclusion. The results of the research by comparing the Russian regions rating by the level of creative industries development with the innovation development rating of the Russian regions compiled by IISEZ NRU HSE allow to conclude that there is a close interrelation between these regions in relation to the regions with the capitals, which are the largest cities of the country. This opens a new perspective on the issue of creative industries as a factor of innovative development of the territory, gives the opportunity to solve the problems of innovative development of the regions through the development of an effective set of measures for the formation and development of creative industries. First of all, it should be aimed at creating favorable conditions for reproduction and attracting the creative class to the territory.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ»

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ

DOI: 10.36622^т2022.30.4.008 УДК 332.1

ВЛИЯНИЕ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ НА ИННОВАЦИОННОЕ

РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ

И.В. Климова, Л.Н. Семеркова

Пензенский государственный университет Россия, 440026, Пенза, ул. Красная, 40

Введение. Цель работы - теоретическое и практическое обоснование взаимосвязи между уровнями развития креативных индустрий и инновационного развития регионов России. Объект исследования - креативные индустрии как неотъемлемый фактор инновационного развития территории. Предмет исследования - связи между такими показателями развития креативных индустрий, как наличие организаций креативного сектора экономики, уровень занятости населения в данном секторе и вклад креативных индустрий в ВРПрегиона и уровень инновационного развития региона. Данные и методы. Теоретическая часть исследования представлена анализом научной литературы, представленной работами М. Портера, Р. Кейвза, Р. Флориды, Ч. Лэндри, Д. Тросби, Дж. Хоукинса, Д. Хезмондалша. Для оценки уровня развития креативных индустрий в регионах России был использован метод рангов. Для проведения практического исследования были использованы статистические данные из Атласа креативных индустрий России, разработанного Агентством стратегических инициатив, и Рейтинга инновационного развития субъектов Российской Федерации, составляемого ИСИиЭЗ НИУ ВШЭ.

Полученные результаты. В статье проведен теоретический и практический анализ взаимосвязи между уровнями развития креативных индустрий и инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выделены показатели оценки уровня развития креативных индустрий и инновационного развития регионов. Произведена оценка показателей развития креативных индустрий и составлен рейтинг российских регионов по уровню их развития. Полученный рейтинг сопоставлен с рейтингом инновационного развития субъектов Российской Федерации, составленным ИСИиЭЗ НИУ ВШЭ, и установлена потенциальная взаимосвязь между уровнем развития креативных индустрий в российских регионах и уровнем инновационного развития регионов.

Заключение. Результаты исследования в виде сравнения полученного рейтинга российских регионов по уровню развития креативных индустрий с рейтингом инновационного развития субъектов Российской Федерации, составленным ИСИиЭЗ НИУ ВШЭ, позволяют говорить о наличии тесной взаимосвязи между данными областями в отношении регионов со столицами, являющимися крупнейшими городами страны. Это открывает новую перспективу в вопросе рассмотрения креативных индустрий как фактора инновационного развития территории, дает возможность для решения проблем инновационного развития регионов через разработку действенного комплекса мер по формированию и развитию креативных индустрий. В первую очередь он должен быть направлен на создание благоприятных условий для воспроизводства и привлечения креативного класса на территорию.

Ключевые слова: креативные индустрии, креативная экономика, креативный класс, инновационное развитие

Сведения об авторах:

Климова Ирина Вячеславовна (i.klimova88@gmail.com), аспирант кафедры «Маркетинг, коммерция и сфера обслуживания» ПГУ

Семеркова Любовь Николаевна

(lyubov.semerkova55@yandex.ru), д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры «Маркетинг, коммерция и сфера обслуживания»

On authors:

Klimova Irina V. (i.klimova88@gmail.com), postgraduate student of the Department of Marketing, commerce and services

Semerkova Lyubov N. (lyubov.semerkova55@yandex.ru), Doctor of Economics, Professor, Professor of Marketing, Commerce and Services Department

Для цитирования:

Климова И.В. Влияние креативных индустрий на инновационное развитие территории / И.В. Климова, Л.Н. Семеркова // Организатор производства. 2022. Т.30. № 4. С. 83-95. DOI: 10.36622/VSTU.2022.30.4.008

IMPACT OF CREATIVE INDUSTRIES ON TERRITORY INNOVATION

DEVELOPMENT

I.V. Klimova, L.N. Semerkova

Penza State University

40 Krasnaya St., Penza, 440026, Russia

Introduction. The aim of the work is to provide theoretical and practical substantiation of the relationship between the levels of development of creative industries and innovative development of Russian regions. The object of the research is creative industries as an integral factor of innovative development of the territory. The subject of the research is the relationship between such indicators of creative industries development as the presence of organizations in the creative sector of the economy, the level of employment in this sector and the contribution of creative industries in the GRP of the region and the level of innovation development of the region.

Data and methods. The theoretical part of the study is represented by the analysis of scientific literature represented by the works of M. Porter, R. Caves, R. Florida, C. Landry, D. Throsby, J. Hawkins, D. Hezmondalsch. The ranking method was used to assess the level of development of creative industries in Russian regions. Statistical data from the Atlas of Creative Industries of Russia developed by the Agency for Strategic Initiatives and the Rating of Innovative Development of Constituent Entities of the Russian Federation compiled by the National Research University Higher School of Economics were used to conduct the case study.

Obtained results. The article provides theoretical and practical analysis of the relationship between the levels of development of creative industries and innovation development of the Russian Federation subjects. The indicators for assessing the level of development of creative industries and innovation development of the regions have been identified. The indicators of creative industries development have been assessed and the rating of Russian regions by the level of their development has been compiled. The resultant rating was compared with the subjects of the Russian Federation innovation development rating compiled by HSE and the potential connection between the level of development of creative industries in Russian regions and the level of regional innovation development was determined.

Conclusion. The results of the research by comparing the Russian regions rating by the level of creative industries development with the innovation development rating of the Russian regions compiled by IISEZ NRU HSE allow to conclude that there is a close interrelation between these regions in relation to the regions with the capitals, which are the largest cities of the country. This opens a new perspective on the issue of creative industries as a factor of innovative development of the territory, gives the opportunity to solve the problems of innovative development of the regions through the development of an effective set of measures for the formation and development of creative industries. First of all, it should be aimed at creating favorable conditions for reproduction and attracting the creative class to the territory.

Key words: creative industries, creative economy, creative class, innovative development

For citation:

Klimova I.V. The influence of creative industries on the innovative development of the territory / I V. Klimova, L.N. Semerkova // Production Organizer. 2022. Vol.30. No. 4. Pp. 83-95. DOI: 10.36622/VSTU.2022.30.4.008

Введение. Обоснование проблемы.

Рассмотрение привлечения креативных индустрий как ресурса развития территорий обусловлена потребностью в поиске новых возможностей для инновационного развития территорий.

В условиях перехода к

постиндустриальной экономике особую роль приобретает развитие креативной экономики, характеризующейся высокой концентрацией креативной рабочей силы, выступающей источником инноваций и генератором новых подходов.

Впервые термин «креативная экономика» был введен в использование Джоном Хокинсом в 2000 г. в журнале Bussiness Week. Впоследствии исследователь определит ее как «основанную на новых творческих качествах, а не на традиционных ресурсах земли, труда и капитала» [8].

В международном докладе Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) «Creative Economy Outlook 2022» отмечается, что «креативная экономика -сумма всех составляющих креативных индустрий, включая торговлю, рабочую силу и производство» [3].

Помимо Д. Хокинса существенный вклад в становление концепции креативной экономики внесли Р. Флорида, Ч. Лэндри, Д. Тросби, Д. Хезмондалш, Р. Кейвз, М. Портер и др. Именно они выделили креативные индустрии как ресурс для экономического развития и процветания регионов.

Российские исследователи креативных индустрий (Т.В. Абанкина, Е.В. Зеленцова, Н.В. Гладких, М.В. Матецкая, Р. Хестанов), как правило, основываются на работах зарубежных авторов.

Тесная взаимосвязь экономики и креативности подробно раскрывается в работах Р. Солоу, Э. Улльмана, Дж. Джейкобс, А. Андерсона, Р. Барро и Э. Глейзера.

Проведенный анализ литературы позволяет заключить, что взаимосвязи развития креативных индустрий и инновационного развития регионов остается

до конца не изученной. Многие аспекты не подвергались исследованию.

Цель работы - теоретическое и практическое обоснование взаимосвязи между уровнями развития креативных индустрий и инновационного развития регионов России.

В работе решаются следующие задачи:

1) Рассмотреть сущность и содержание сектора креативных индустрий как фактора инновационного развития территорий;

2) Выявить показатели уровней развития креативных индустрий и инновационного развития в регионе;

3) Проанализировать современное состояние уровня развития креативных индустрий в регионах России через составление собственного рейтинга;

4) Сопоставить показатели уровней развития креативных индустрий регионов России из собственного рейтинга и показатели инновационного развития регионов из рейтинга, составленного ИСИиЭЗ НИУ ВШЭ;

5) Определить наличие взаимосвязей между уровнями развития креативных индустрий и инновационного развития регионов России.

Объект исследования - креативные индустрии как неотъемлемый фактор инновационного развития территории.

Предмет исследования - связи между такими показателями развития креативных индустрий как наличие организаций креативного сектора экономики, уровень занятости населения в данном секторе и вклад креативных индустрий в ВРП региона и уровнем инновационного развития региона.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в выявлении новых перспектив в вопросе рассмотрения креативных индустрий как фактора инновационного развития территории, дает возможность для решения проблем инновационного развития регионов через разработку действенного комплекса мер по

формированию и развитию креативных индустрий.

Теоретические и методологические аспекты исследования.

Сегодня развитые страны, движимые дефицитом материальных и природных ресурсов, находятся в поисках новых путей развития экономики. Они получают доход главным образом от нематериальных продуктов и услуг, а креативность, то есть способность нестандартно мыслить и находить неповторимые, оригинальные способы решения проблем, становится обязательным фактором для успешного развития территорий.

В 2006 г. важность креативного потенциала населения была отмечена в докладе международной консалтинговой компании «McKmsey», в котором сообщалось, что творческие люди требуются для 40% американских рабочих мест, и что еще более существенно, они также необходимы для 70% новых рабочих мест [11].

В постиндустриальной экономике именно креативный класс определяет ее порядок, поскольку именно он благодаря занятости в креативных индустриях способствует воплощению новых идей, технологий и творческого контента, а также определяет характер современного производства и потребления.

Кроме того, представители креативных индустрий отвечают за взаимодействие креативного сектора с традиционными отраслями экономики в целях их инновационного развития. Одним из трендов последнего времени является кросс-инновационное сотрудничество, в рамках которого осуществляется взаимодействие креативных индустрий с другими секторами экономики, не относимыми к творческим в традиционном представлении. Данные проекты предлагают оригинальные решения для традиционных отраслей экономики, основанные на нестандартном мышлении работников сектора креативных индустрий,

уникальных знаниях и технологиях нового поколения.

Так, доктор Петя Колева в своем докладе, посвященном кросс-секторному сотрудничеству, выделяет три сферы, на которые межотраслевые инновационные инициативы оказывают свое влияние: «инновации в традиционных отраслях; возможности взаимодействия между профессионалами\организациями культурных и творческих индустрий и других секторов; инновации, связанные с повесткой well-being (общего

благополучия)» [18].

Сегодня все предприятия находятся в поиске инновационных решений, которые помогли бы им создать уникальные продукты и услуги, отвечающе требованиям конкурентоспособности и соответствующих запросам потребителя в новой постиндустриальной экономике. Поэтому инновации, связанные с компетенциями в сферах креативных индустрий, таких как дизайн, архитектура, программирование, широко используются во всех отраслях. Например, компьютерное моделирование (симуляции) может помочь в разработке стратегий оперативного лечения [13].

Необходимыми условиями для развития креативных индустрий в регионе является достаточное количество представителей креативного класса и предпринимателей, а также достаточное количество

производителей и потребителей товаров и услуг, производимых в рамках сектора креативных индустрий. Кроме того, развитие креативных индустрий невозможно без необходимой для этого качественной образовательной и исследовательской среды и пространств (как физических, так и социальных) для реализации творческого потенциала представителей креативного класса [12].

Известный социолог Ричард Флорида, исследуя проблему создания условий для привлечения креативного класса, указывает: «Для их образа жизни крайне важны ценности личности и индивидуальности (а не

клана, команды или бюрократии), самовыражения (а не рутины), открытости и творчества в широком смысле слова. В городе должна быть открытая креативная среда, ядром которой является многообразие творческой активности в сфере культуры и искусства. Не только как символ места, но и как основа комфортной среды для творчества и приемлемости с точки зрения жизненного стиля креативного класса» [7].

Для большей части креативного класса сферами занятости выступают именно креативные индустрии, которые

представляют собой сферу творческого предпринимательства. Задачами

предприятий данного сектора являются создание и реализация креативных товаров и услуг. Например, создание дизайн-макетов, разработка архитектурных проектов, производство ювелирных изделий, проведение маркетинговых исследований, разработка видеиоигр и программного обеспечения,

Креативность отдельных людей, результаты труда которых напрямую зависят от постоянного внедрения инноваций, лежат в основе деятельности креативных индустрий.

В 1998 г. Министерством культуры, медиа и спорта Великобритании было дано наиболее цитируемое на сегодняшний день определение креативных индустрий: «Креативные индустрии - это виды деятельности, в основе которых лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которые могут создавать добавленную стоимость и рабочие места путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» [4]. В этом же документе к креативным индустриям были отнесены 13 отраслей экономики, которые чаще всего классифицируются как креативные в большинстве стран мира.

В России перечень креативных индустрий закреплен в Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их

государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года. К ним относятся архитектура, дизайн, реклама, 1Т-сектор, ювелирное дело, мода, издательская деятельность, народно-художественные промыслы и ремесла, исполнительские искусства и пр. [1].

По данным за 2019 год вклад креативных индустрий в мире находится в среднем на уровне 3%. В развитых странах данный показатель достигает 6%. К странам с самым высоким вкладом креативного сектора в экономику относятся Италия (6,1%), Великобритания (5,8%), Австралия (5,7%), Франция (4,4%), США (4,3%) [15].

Вклад креативных индустрий в ВВП России за 2019 год был оценен Агентством стратегических инициатив на уровне 4,98%, из которых 4,19% составил вклад административных центров субъектов РФ и 0,79% - вклад других муниципальных образований [5].

Креативные индустрии, создающие добавленную стоимость путем конвертации идей и творческого начала в продукты, являются важным ресурсом инновационного развития территорий.

Учитывая мировой вектор развития экономики, ориентацию на переход к инновационно-креативной экономике,

Россия также видит одним из механизмов достижения устойчивого экономического роста - использование креативных индустрий в качестве ресурсной базы для инновационного процесса.

В проекте Федерального закона «Об инновационной деятельности и

государственной инновационной политике» инновация определяется как «конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте» [2].

В связи с вышеизложенным крайне актуальным является исследование взаимосвязи между развитием креативных

индустрии и инновационным развитием территорий.

Результаты.

В статье нами предлагается рейтинговая методика оценки уровня развития креативных индустрий. По каждому из нижеприведенных показателей был составлен рейтинг регионов России с присвоением ранга каждому из них. Впоследствии было выведено среднее арифметическое по рангам каждого из регионов и составлен итоговый рейтинг. При этом оценка производилась по следующим показателям:

- доля организаций сектора креативных индустрий в общем количестве организаций субъекта РФ;

- доля сотрудников, занятых в организациях сектора креативных индустрий, в общей численности занятых субъекта РФ;

- доля выручки организаций сектора креативных индустрий в ВРП субъекта РФ.

Для расчета показателей уровня развития креативных индустрий нами были использованы данные из Атласа креативных индустрий, подготовленного Агентством стратегических инициатив на основе данных из сборников Росстата.

Полученные данные по уровню развития креативных индустрий субъектов РФ были сопоставлены с их позициями в Рейтинге инновационного развития субъектов РФ от ИСИиЭЗ НИУ ВШЭ.

В методике оценки инновационного развития регионов России, предлагаемой Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ используются 53 показателя, среди которых основные макроэкономические показатели,

образовательный потенциал населения, потенциал цифровизации, финансирование и результативность НИР, активность в сфере технологических и нетехнологических инноваций и т.д. [6].

Результаты сравнения рейтингов приведены в таблице 1.

Таблица 1

Рейтинг субъектов РФ по уровню развития сектора креативных индустрий и

инновационного развития (2019 г.)

Table 1

Rating of subjects of the Russian Federation on the level of development of the creative

Ранги субъектов РФ по показателям уровня

развития сектора креативных индустрии

Ранг в рейтинге по доле Ранг в рейтинге по доле сотрудников, Ранг в реитинге по доле Среднее по рангам показателе и уровня развития сектора креативных индустрии Реитинг по уровню развития Ранг в реитинге

Субъект РФ организаций занятых в выручки сектора инновационно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КИ в общем количестве организаций субъекта организация х сектора КИ, в общей численности организаци и сектора КИ в ВРП субъекта креативных индустрии го развития субъектов РФ

РФ занятых субъекта РФ РФ

Москва 1 1 4 2 1 1

Тюменская 8 3 1 4 2 10

область

Санкт- 2 2 9 4,3 3 2

Петербург

Костромская область 13 4 2 6,3 4 70

Субъект РФ Ранги субъектов РФ по показателям уровня развития сектора креативных индустрий Среднее по рангам показателе й уровня развития сектора креативных индустрий Рейтинг по уровню развития сектора креативных индустрий Ранг в рейтинге инновационно го развития субъектов РФ

Ранг в рейтинге по доле организаций КИ в общем количестве организаций субъекта РФ Ранг в рейтинге по доле сотрудников, занятых в организация х сектора КИ, в общей численности занятых субъекта РФ Ранг в рейтинге по доле выручки организаци й сектора КИ в ВРП субъекта РФ

Севастополь 6 10 8 8 5 58

Московская область 4 7 20 10,3 6 6

Ярославская область 14 8 10 10,7 7 28

Новосибирская область 10 5 18 11 8 7

Томская область 3 6 27 12 9 4

Нижегородская область 23 16 5 14,7 10 5

Ульяновская область 19 26 12 19 11 12

Республика Башкортостан 34 19 17 20 12 15

Свердловская область 16 15 31 20,7 13 9

Республика Татарстан 26 13 26 21,7 14 3

Пермский край 29 17 23 23 15 16

Удмуртская Республика 11 25 41 25,7 16 54

Смоленская область 37 22 19 26 17-18 39

Калининградск ая область 18 12 48 26 17-18 25

Омская область 21 24 34 26,3 19 29

Самарская область 39 11 38 29,3 20 14

Республика Саха (Якутия) 15 61 14 30 21 56

Мурманская область 12 58 22 30,7 22 41

Тульская область 36 14 44 31,3 23 18

Пензенская область 50 33 15 32,7 24 31

Сахалинская область 54 38 7 33 25 65

Саратовская область 52 29 21 34 26-27 32

Воронежская область 47 23 32 34 26-27 21

Ранги субъектов РФ по показателям уровня

развития сектора креативных индустрии

Ранг в рейтинге по доле Ранг в рейтинге по доле сотрудников, Ранг в реитинге по доле Среднее по рангам показателе и уровня развития сектора креативных индустрии Реитинг по уровню развития Ранг в реитинге

Субъект РФ организаций занятых в выручки сектора инновационно

КИ в общем количестве организаций субъекта организация х сектора КИ, в общей численности организаци и сектора КИ в ВРП субъекта креативных индустрии го развития субъектов РФ

РФ занятых субъекта РФ РФ

Чувашская 61 27 16 34,7 28 30

Республика

Республика 9 44 53 35,3 29 47

Карелия

Ивановская 62 18 28 36 30 57

область

Тверская область 30 30 49 36,3 31 48

Чукотский 7 68 35 36,7 32 84

автономный

округ

Камчатский 22 76 13 37 33 62

край

Рязанская 31 31 50 37,3 34 23

область

Ленинградская область 17 49 47 37,7 35 38

Республика 42 50 24 38,7 36 73

Крым

Челябинская 40 28 52 40 37-38-39 13

область

Ростовская 60 21 39 40 37-38-39 20

область

Хабаровский 44 43 33 40 37-38-39 17

край

Республика 46 39 37 40,7 40 37

Марий-Эл

Владимирская область 45 34 45 41,3 41-42 36

Иркутская область 48 36 40 41,3 41-42 27

Курганская область 56 65 6 42,3 43 71

Краснодарский 67 19 42 42,7 44 40

край

Республика 5 73 51 43 45 22

Мордовия

Красноярский 41 32 59 44 46 8

край

Вологодская 69 20 56 48,3 47 50

область

Приморский 64 42 43 49,7 48-49-50 26

край

Забайкальский 75 63 11 49,7 48-49-50 72

Ранги субъектов РФ по показателям уровня

развития сектора креативных индустрий

Ранг в рейтинге по доле Ранг в рейтинге по доле сотрудников, Ранг в рейтинге по доле Среднее по рангам показателе й уровня развития сектора креативных индустрий Рейтинг по уровню развития Ранг в рейтинге

Субъект РФ организаций занятых в выручки сектора инновационно

КИ в общем количестве организаций субъекта организация х сектора КИ, в общей численности организаци й сектора КИ в ВРП субъекта креативных индустрий го развития субъектов РФ

РФ занятых субъекта РФ РФ

край

Архангельская область 20 67 62 49,7 48-49-50 34

Амурская область 72 52 29 51 51 77

Кировская область 53 55 46 51,3 52 53

Ханты- 27 45 83 51,7 53 52

Мансийский

автономный

округ

Новгородская область 25 62 69 52 54 33

Волгоградская область 51 46 61 52,7 55 63

Республика Коми 28 56 76 53,3 56 42

Магаданская 33 54 75 54 57 64

область

Ямало- 58 69 36 54,3 58 61

Ненецкий

автономный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

округ

Кемеровская область 43 48 74 55 59 35

Республика 82 83 3 56 60 83

Ингушетия

Калужская область 78 37 55 56,7 61 11

Белгородская область 71 40 60 57 62 19

Республика 24 66 82 57,3 63 60

Бурятия

Липецкая 65 35 73 57,7 64-65 24

область

Ставропольски 74 41 58 57,7 64-65 45

й край

Алтайский 70 47 57 58 66 43

край

Республика 73 80 25 59,3 67-68 75

Калмыкия

Орловская область 55 59 64 59,3 67-68 46

Курская 32 70 77 59,7 69 55

Ранги субъектов РФ по показателям уровня

развития сектора креативных индустрии

Ранг в рейтинге по доле Ранг в рейтинге по доле сотрудников, Ранг в реитинге по доле Среднее по рангам показателе и уровня развития сектора креативных индустрии Реитинг по уровню развития Ранг в реитинге

Субъект РФ организаций занятых в выручки сектора инновационно

КИ в общем количестве организаций субъекта организация х сектора КИ, в общей численности организаци и сектора КИ в ВРП субъекта креативных индустрии го развития субъектов РФ

РФ занятых субъекта РФ РФ

область

Псковская 57 64 65 62 70-71 68

область

Республика Алтай 35 72 79 62 70-71 78

Республика 38 71 78 62,3 72 66

Хакасия

Астраханская область 68 53 68 63 73 49

Чеченская 84 81 30 65 74 82

Республика

Брянская область 66 51 81 66 75 51

Тамбовская 76 57 67 66,7 76 44

область

Республика 59 74 70 67,7 77 74

Северная Осетия-Алания

Оренбургская область 83 60 66 69,7 78-79 59

Кабардино- 80 75 54 69,7 78-79 67

Балкарская Республика

Еврейская 49 84 80 71 80 80

автономная

область

Республика Тыва 63 79 72 71,3 81 79

Республика 81 78 63 74 82 81

Дагестан

Республика Адыгея 77 77 71 75 83 69

Карачаево- 79 82 84 81,7 84 76

Черкесская Республика

Источник: составлено авторами Source: compiled by the authors

В результате оценки рейтинга регионов России по уровню развития креативных индустрий и инновационному развитию был построен график (рисунок 1), показывающий

характер взаимосвязи данных показателей. Проведенный анализ данных в разрезе всех российских регионов показал наличие сильной связи между уровнями развития

креативных иидустрий и инновационного развития в регионах со столицами, являющимися крупнейшими городами страны по численности населения (свыше 1 млн. человек) (рисунок 2). К ним относятся Москва, Санкт-Петербург, Новосибирская, Нижегородская, Свердловская области, Республики Башкортостан и Татарстан, Пермский край. Это позволяет сделать вывод о том, что креативные индустрии этих регионов производят товары, услуги и идеи, которые выступают в дальнейшем ресурсами для инновационного развития этих регионов.

При этом связь уровня развития креативных индустрий и инновационного

развития в регионах со столицами, являющимися крупными и большими городами по численности населения (до 1 млн. человек) относительно слабая. Такие регионы как Костромская, Ярославская область, Севастополь, Удмуртсая

Республика, характеризующиеся высоким уровнем развития креативных индустрий, не используют имеющийся потенциал в целях инновационного развития внутри региона. Исключением являются Тюменская и Ульяновская области с высоким уровнем связи между развитием креативных индустрий и инновационным развитием.

Источник: составлено авторами

Рис. 1. Характер и степень связи уровня развития креативных индустрий и инновационного развития субъекта РФ Source: compiled by the authors

Fig. 1. Nature and degree of connection between the level of development of creative industries and innovative development of the subject of the Russian Federation

Рейтинги субъектов РФ по уровню инновационного развития

"Рейтинг субъектов РФ по уровню развития креативных индустрий

Источник: составлено авторами

Рис. 2. Характер и степень связи уровня развития креативных индустрий и инновационного развития ТОП-15 субъектов РФ по уровню развития сектора

креативных индустрий

Source: compiled by the authors

Fig. 2. Nature and degree of connection between the level of development of creative industries and innovative development of TOP-15 subjects of the Russian Federation by the level of development of the creative industries sector

Выводы.

В работе проведен теоретический и практический анализ взаимосвязи между уровнями развития креативных индустрий и инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выделены показатели оценки уровня развития креативных индустрий и инновационного развития регионов. Произведена оценка показателей развития креативных индустрий и составлен соственный рейтинг российских регионов по уровню их развития. Полученный рейтинг сопоставлен с рейтингом инновационного развития Российской Федерации, ИСИиЭЗ НИУ ВШЭ, и потенциальная взаимосвязь между уровнем развития креативных индустрий в российских регионах и уровнем инновационного развития регионов.

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2021 г. № 2613-р «Об утверждении Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их

субъектов

составленным

установлена

государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года» Режим доступа -

https://static.government.ru/media/files/HEXNAom6E JunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf (дата обращения: 31.10.2022)

2. Проект Федерального закона №99029071-2 «Об инновациионной деятельности и о государственной инновационной политике» Режим доступа - https://sozd.duma.gov.ru/bill/99029071-2 (дата обращения: 31.10.2022)

3. UNCTAD. Creative Economy Outlook 2022. Женева, 2022. - 158 с. Режим доступа -https://unctad. org/ system/files/official-

document/ ditctsce2022d1_en.pdf (дата обращения: 31.10.2022)

4. Department for Digital, Culture, Media and Sport (DDCMS) (1998). Creative Industries Mapping Documents, 1998. London: DDCMS.

5. Атлас креативных индустрий Российской Федерации. // Т. Журавлева [и др.]. - М.: Центр городских компетенций АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», 2021. - 558 c.

6. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 7 // В.Л. Абашкин, Г.И. Абдрахманова, С.В. Бредихин и др.; под ред. Л.М. Гохберга; Национальный исследовательский университет «Высшая школа

экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2021. - 274 с. Режим доступа -

https://cluster.hse.ru/mirror/pubs/share/484399640 (дата обращения: 31.10.2022)

7. Флорида Р. Кто твой город? Креативная экономика и выбор места жительства // Пер. с англ. М.: Strelka Press, 2014. 368 с.

8. Хокинс Дж. Креативная экономика // пер. с англ. М.: Классика-XXI, 2011. 253 с.

9. Зеленцова Е., Гладких Н. Творческие индустрии: теории и практики. М.: T8 Rugram, 2021. 209 с.

10. Клоудова И. Влияние развития креативной экономики на экономически отсталые регионы // Журнал Новой экономической ассоциации. - 2010. - №5. - с. 109-124.

11. Абанкина Т.В., Николаенко Е.А., Романова В.В. Экономический потенциал сферы культуры и досуга в России и странах ОЭСР // Журнал Новой экономической ассоциации. - 2020. - №2. - с. 98117.

12. Лавриненко А.С. Актуальные вопросы государственного регулирования творческих индустрий // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2015. - №4. - с. 135159.

13. Казакова М.В. Лучшие практики реализации кросс-инновационных проектов в сфере творческих индустрий: текущие тенденции и вызовы // Креативная экономика. - 2022. - Т.16. -№8. - с. 3063-3086.

14. Развитие креативных индустрий в России: ключевые индикаторы // С.В. Бредихин [и др.]. -

М.: Научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала», 2021. - 21 с.

15. Креативные индустрии в России: тенденции и перспективы развития. // Т.В. Абанкина [и др.]. М.: Grey Matter, 2021. - 44 с.

16. Колева П. Доклад о результатах исследования «Кросс-секторное сотрудничество и инновации в культурных и творческих индустриях - практика, возможности и политики в странах Партнерства Северного измерения по культуре». -2021. - 40 с. Режим доступа: https://ndpccrossinno.eu/wp-

content/uploads/2021/04/Final-study RU FINAL.pdf (дата обращения: 31.10.2022)

17. Толстых Т.О., Гамидуллаева Л.А., Шкарупета Е.В. Ключевые факторы развития промышленных предприятий в условиях цифрового производства и индустрии 4.0 // Экономика промышленности. - 2018. - Т.11.- №1. -с. 11-19.

18. Гамиддулаева Л.А., Досжан Р.Д. Устойчивые инновации: систематический обзор литературы // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2020. - №3 (35). - с. 32-45.

19. Жупарова А.С., Исмаил Г.Ж. Экономика креативных индустрий: сущность и основные характеристики // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2021. -№3. - с. 36-45.

Поступила в редакцию - 01 ноября 2022 г. Принята в печать - 20 ноября 2022 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bibliography

1. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 20.09.2021 g. № 2613-r «Ob utverzhdenii Koncepcii razvitiya tvorcheskih (kreativnyh) industry i mekhanizmov osushchestvleniya ih gosudarstvennoj podderzhki v krupnyh i krupnejshih gorodskih aglomeraciyah do 2030 goda» Rezhim dostupa -https://static.government.ru/media/files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUiP.pdf (data obrashcheniya: 31.10.2022)

2. Proekt Federal'nogo zakona №99029071-2 «Ob innovaciionnoj deyatel'nosti i o gosudarstvennoj innovacionnoj politike» Rezhim dostupa - https://sozd.duma.gov.ru/bill/99029071-2 (data obrashcheniya: 31.10.2022)

3. UNCTAD. Creative Economy Outlook 2022. ZHeneva, 2022. - 158 s. Rezhim dostupa -https://unctad.org/system/files/official-document/ditctsce2022d1_en.pdf (data obrashcheniya: 31.10.2022)

4. Department for Digital, Culture, Media and Sport (DDCMS) (1998). Creative Industries Mapping Documents, 1998. London: DDCMS.

5. Atlas kreativnyh industrij Rossijskoj Federacii. // T. ZHuravleva [i dr.]. - M.: Centr gorodskih kompetencij ANO «Agentstvo strategicheskih iniciativ po prodvizheniyu novyh proektov», 2021. - 558 c.

6. Rejting innovacionnogo razvitiya sub"ektov Rossijskoj Federacii. Vypusk 7 // V.L. Abashkin, G.I. Abdrahmanova, S.V. Bredihin i dr.; pod red. L.M. Gohberga; Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ekonomiki». - M.: NIU VSHE, 2021. - 274 c. Rezhim dostupa -https://cluster.hse.ru/mirror/pubs/share/484399640 (data obrashcheniya: 31.10.2022)

7. Florida R. Kto tvoj gorod? Kreativnaya ekonomika i vybor mesta zhitel'stva // Per. s angl. M.: Strelka Press, 2014. 368 c.

8. Hokins Dzh. Kreativnaya ekonomika // per. s angl. M.: Klassika-XXI, 2011. 253 s.

9. Zelencova E., Gladkih N. Tvorcheskie industrii: teorii i praktiki. M.: T8 Rugram, 2021. 209 s.

10. Kloudova J. Vliyanie razvitiya kreativnoj ekonomiki na ekonomicheski otstalye regiony // ZHurnal Novoj ekonomicheskoj associacii. - 2010. - №5. - s. 109-124.

11. Abankina T.V., Nikolaenko E.A., Romanova V.V. Ekonomicheskij potencial sfery kul'tury i dosuga v Rossii i stranah OESR // ZHurnal Novoj ekonomicheskoj associacii. - 2020. - №2. - s. 98-117.

12. Lavrinenko A.S. Aktual'nye voprosy gosudarstvennogo regulirovaniya tvorcheskih industrij // Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. - 2015. - №4. - s. 135-159.

13. Kazakova M.V. Luchshie praktiki realizacii kross-innovacionnyh proektov v sfere tvorcheskih industrij: tekushchie tendencii i vyzovy // Kreativnaya ekonomika. - 2022. - T. 16. - №8. - s. 3063-3086.

14. Razvitie kreativnyh industrij v Rossii: klyuchevye indikatory // S.V. Bredihin [i dr.]. - M.: Nauchnyj centr mirovogo urovnya «Centr mezhdisciplinarnyh issledovanij chelovecheskogo potenciala», 2021. - 21 c.

15. Kreativnye industrii v Rossii: tendencii i perspektivy razvitiya. // T.V. Abankina [i dr.]. M.: Grey Matter, 2021. - 44 s.

16. Koleva P. Doklad o rezul'tatah issledovaniya «Kross-sektornoe sotrudnichestvo i innovacii v kul'turnyh i tvorcheskih industriyah - praktika, vozmozhnosti i politiki v stranah Partnerstva Severnogo izmereniya po kul'ture». -2021. - 40 s. Rezhim dostupa: https://ndpccrossinno.eu/wp-content/uploads/2021/04/Final-study_RU_FINAL.pdf (data obrashcheniya: 31.10.2022)

17. Tolstyh T.O., Gamidullaeva L.A., SHkarupeta E.V. Klyuchevye faktory razvitiya promyshlennyh predpriyatij v usloviyah cifrovogo proizvodstva i industrii 4.0 // Ekonomika promyshlennosti. - 2018. - T. 11.- №1. - s. 11-19.

18. Gamiddulaeva L.A., Doszhan R.D. Ustojchivye innovacii: sistematicheskij obzor literatury // Modeli, sistemy, seti v ekonomike, tekhnike, prirode i obshchestve. - 2020. - №3 (35). - s. 32-45.

19. ZHuparova A.S., Ismail G.ZH. Ekonomika kreativnyh industrij: sushchnost' i osnovnye harakteristiki // Modeli, sistemy, seti v ekonomike, tekhnike, prirode i obshchestve. - 2021. - №3. - s. 36-45.

Received - 01 November 2022 Accepted for publication - 20 November 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.