Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КРАЙНЕГО СЕВЕРА НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 2–5 ЛЕТ'

ВЛИЯНИЕ КРАЙНЕГО СЕВЕРА НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 2–5 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
69
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольный возраст / физическое воспитание / двигательные способности / Крайний Север / природно-климатические условия / preschool age / physical education / motor abilities / the Far North / natural and climatic conditions

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Туковская Ольга Евгеньевна

Рассмотрены вопросы физического воспитания детей дошкольного возраста, проживающих в условиях Крайнего Севера. Обоснована необходимость учета всестороннего физического воспитания молодого поколения в неблагоприятных природных условиях для жизни человека. Показаны результаты исследования, в ходе которых выявлены особенности формирования и развития физических качеств, развития и становления двигательных навыков и психомоторных способностей, проявления и развития функционально-двигательных способностей детей 2–5 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Туковская Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE HARD NORTH ON THE LEVEL OF DEVELOPMENT MOTOR ABILITY OF CHILDREN 2–5 YEARS OLD

The issues of physical education of preschool children living in the conditions of the Far North are considered. The necessity of taking into account the comprehensive physical education of the younger generation in adverse natural conditions for human life is substantiated. The results of the study are shown, during which the features of the formation and development of physical qualities, the development and formation of motor skills and psychomotor abilities, the manifestation and development of functional motor abilities of children 2–5 years old living in the Far North are revealed.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КРАЙНЕГО СЕВЕРА НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 2–5 ЛЕТ»

УДК 796.011.1 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-3-51-58

ВЛИЯНИЕ КРАЙНЕГО СЕВЕРА НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 2-5 ЛЕТ

О.Е. Туковская

Рассмотрены вопросы физического воспитания детей дошкольного возраста, проживающих в условиях Крайнего Севера. Обоснована необходимость учета всестороннего физического воспитания молодого поколения в неблагоприятных природных условиях для жизни человека. Показаны результаты исследования, в ходе которых выявлены особенности формирования и развития физических качеств, развития и становления двигательных навыков и психомоторных способностей, проявления и развития функционально-двигательных способностей детей 2-5 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера.

Ключевые слова: дошкольный возраст, физическое воспитание, двигательные способности, Крайний Север, природно-климатические условия.

INFLUENCE OF THE HARD NORTH ON THE LEVEL OF DEVELOPMENT MOTOR ABILITY OF CHILDREN 2-5 YEARS OLD

Tukovskaya O.E., postgraduate student, physical education instructor, tukolga@ rambler.ru, Russia, Omsk, Siberian State University of Physical Culture and Sports; Yamal-Nenets Autonomous District, Novy Urengoy, kindergarten "Kolobok"

The issues of physical education of preschool children living in the conditions of the Far North are considered. The necessity of taking into account the comprehensive physical education of the younger generation in adverse natural conditions for human life is substantiated. The results of the study are shown, during which the features of the formation and development of physical qualities, the development and formation of motor skills and psychomotor abilities, the manifestation and development of functional motor abilities of children 2-5 years old living in the Far North are revealed.

Key words: preschool age, physical education, motor abilities, the Far North, natural and climatic conditions.

Туковская Ольга Евгеньевна, аспирант, инструктор по физическому воспитанию, tukolga@rambler.ru, Россия, Омск, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта; Ямало-Ненецкий автономный округ, Новый Уренгой, детский сад «Колобок»

В настоящее время в различных регионах нашей страны проведены многочисленные исследования, в которых затронуты вопросы физического воспитания детей дошкольного возраста. Предлагается использовать элементы спортивной тренировки для повышения уровня физической подготовленности дошкольников и уделить внимание дифференциации процесса физического воспитания детей. Рядом авторов определена эффективность сопряженного развития физических качеств лет и психических процессов у детей 3-6 лет [3], изучены вопросы применения эффективных средств физического воспитания в основные периоды адаптации к условиям

среды при формировании активного двигательного режима ребенка до шести лет [2].

Исследования, выявляющие сенситивные (чувствительные) периоды развития двигательных (физических) способностей детей и оп-ределяющие возрастные особенности развития физических качеств в дет-

ском возрасте, также широко представлены в научно-методической литературе [7-9].

В настоящее время экспериментально обосновано инновационное направление в физическом воспитании человека - комплексное физическое воспитание детей дошкольного возраста [8], рассмотрена педагогическая система физического воспитания детей с учетом дошкольного и младшего школьного возраста [9], доказано влияние климатических факторов и условий Крайнего Севера на физическое развитие детей дошкольного возраста [4, 10].

Однако современные исследования, посвященные изучению развития функционально-двигательных способностей, двигательных навыков, физических качеств детей от двух до шести лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение в условиях Крайнего Севера, носят эпизодический характер [12].

Условия Крайнего Севера оказывают выраженное негативное воз -действие на организм детей дошкольного возраста. При постоянном про -живании в данном регионе в течение года происходит ухудшение состояния здоровья детей, которое напрямую зависит от уровня их физических кондиций и низкой двигательной активности [4].

Необходимость всестороннего физического воспитания подрас-тающего поколения Ямало-Ненецкого автономного округа, расположенного частично за Северным полярным кругом, определяется специфическими неблагоприятными для жизни природно-климатическими условиями: изменениями парциального давления кислорода, резкими перепадами атмосферного давления и температуры, наличием феномена полярной ночи, колебанием биоритмов. Сезонная зависимость физического состояния и ряд других моментов оказывают выраженное воздействие на формирование растущего организма, на состояние и развитие его физиоло -гических систем. Дефицит витаминов и многих жизненно необходимых микроэлементов, недостаточная двигательная активность дошкольников и отсутствие возможности проведения занятий на свежем воздухе отрицательно сказываются на здоровье и двигательной деятельности дошкольни -ков [12].

В сфере физического воспитания детей 2-5 лет сложились противоречия:

- между необходимостью обеспечения комплексного концентриро -ванного физического воспитания детей раннего, младшего и среднего дошкольного возраста и реальной практикой, не обеспечивающей эффективную реализацию образовательной программы дошкольного учреждения по физическому воспитанию, вследствие неблагоприятных воздействий природно-климатических и физических факторов Крайнего Севера;

- между отсутствием исследований по аспектам планирования и организации физического воспитания детей 2-5 лет в различные сезонные периоды в условиях Крайнего Севера и естественными снижением и повышением уровня физических качеств, двигательных навыков, функцио-нально-двигательных способностей дошкольников в годичном цикле.

Процесс физического воспитания детей раннего, младшего и среднего дошкольного возраста является объектом исследования.

Цель исследования - проанализировать состояние развития двигательных способностей и соответствие их возрастным нормативам в условиях традиционного физического воспитания детей 2-5 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение в условиях Крайнего Севера.

На основании проведенного анализа литературных источников и поставленной цели определены следующие задачи исследования:

1) определить состояние двигательных способностей детей 2-5 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение в условиях Крайнего Севера;

2) выявить особенности выполнения возрастных нормативов показателей физической, двигательной и функционально -двигательной подготовленности детей 2-5 лет на конец учебного года.

Методика и организация исследования. Для решения поставленных задач было проведено исследование на базе детского сада «Колобок» г. Нового Уренгоя Ямало-Ненецкого автономного округа. Выявлялись особенности развития физических качеств, формирования двигательных навыков, проявления и развития функционально-двигательных способностей детей от двух до пяти лет, проживающих в условиях Крайнего Севера [11].

Физкультурные занятия с детьми проводились 3 раза в неделю. В исследовании участвовали 16 детей - двух лет, 43 ребенка - трех лет, 59 детей - четырех лет и 38 детей - пяти лет, регулярно посещавших детский сад. Комплексное тестирование детей осуществлялось по методике оценки уровня возрастного развития двигательных способностей детей раннего и дошкольного возраста по А.И. Кравчуку (2013).

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ оценки восьми двигательных навыков показал, что нормативный уровень развития формируется с возрастом поочередно у детей 2 и 4, 3 и 5 лет: во всех возрастах движения руками и ногами. Необходимо совершенствовать качества развития в каждом возрасте следующих движений:

- у детей 2 лет: ходьбы, бега, равновесия, прыжков и метания;

- у детей 3 лет: бега, равновесия и прыжков;

- у детей 4 лет: бега, лазания, прыжков и метания;

- у детей 5 лет: бега.

Остальные двигательные навыки у детей развиваются на нормативном уровне (табл. 1 ).

Таблица 1

Показатели развития двигательных навыков детей 2-5 лет при выполнении возрастных нормативов

№ п/п Двигательные навыки Возраст, лет Всего

2 3 4 5

1 Движение руками + + + + 4

2 Движение ногами + + + + 4

3 Ходьба - + + + 3

4 Бег - - - - -

5 Равновесие - - + + 2

6 Лазание + + - + 3

7 Прыжки - - - + 1

8 Метание - + - + 2

Итого (из 32 навыков): 3 5 4 7 19

Примечание: (+) - соответствие возрастным нормативам.

На наш взгляд, физическая подготовленность детей 2 лет требует особого внимания в показателях развития статической силы, гибкости, их показатели соответствуют и превышают нормативный уровень развития других физических качеств. В занятиях с детьми 3 лет следует развивать статическую силу, скоростную выносливость и гибкость, их показатели динамической и скоростной силы, быстроты соответствуют нормативному уровню. В работе с детьми 4 лет следует обратить внимание на развитие статической силы и гибкости, а с детьми 5 лет - развитию ловкости, статической силы и гибкости. Более высокими показателями характеризуются: динамическая сила, быстрота, силовая выносливость и скоростная сила (табл. 2).

Таблица 2

Показатели развития физических качеств детей 2-5 лет при выполнении возрастных нормативов

№ п/п Физические качества Возраст, лет Всего

2 3 4 5

1 Ловкость, с + + + - 3

2 Статическая сила, с - - - - -

3 Скоростная выносливость + - + + 3

4 Динамическая сила, кол-во раз + + + + 4

5 Быстрота, кол-во раз за 5 с + + + + 4

6 Скоростная сила, см + + + + 4

7 Гибкость, см - - - - -

Итого (из 28 качеств): 5 4 5 4 18

Примечание: (+) - соответствие возрастным нормативам.

Анализ оценки уровня функционально-двигательных способностей (ФДС) детей 2-5 лет показал, что наблюдается ограниченное их проявле -ние, развитие и становление при применении общепринятой программы физического воспитания детей в дошкольных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа.

В данном возрасте происходит формирование, развитие и становле -ние дифференцировки временных интервалов, вестибулярной устойчивости. У детей 3 и 4 лет наблюдается дифференциация в силовых напряжениях и развитии координационных способностей, а также в функции дыхания - задержке на выдохе (у детей 3 и 5 лет) и задержке на вдохе (у детей 5 лет). Отсутствует активное развитие у детей 2-5 лет таких ФДС, как ориентационная способность, дифференцировка пространственной точности движений, пространственных параметров, задержка дыхания на вдохе и выдохе - у детей 2 и 4 лет, на вдохе - у детей 3 лет, силовых напряжений и координационных способностей - у детей 2 и 5 лет (табл. 3).

Таблица 3

Показатели развития функционально-двигательных способностей у детей 2-5 лет при выполнении возрастных нормативов

№ п/п Функционально-двигательные способности Возраст, лет Всего

2 3 4 5

1 Пространственная точность движений (40 °) - — — — —

2 Пространственная точность движений (30 °) - — — — —

3 Дифференцировка временных интервалов 1 с + + + + 4

4 Дифференцировка силовых напряжений (50 % от максимальной силы) правой кисти — + + — 2

5 Дифференцировка силовых напряжений (50 % от максимальной силы) левой кисти — + + — 2

6 Дифференцировка пространственных параметров (50 % прыжка в длину с места) — — — — —

7 Ориентационная способность (3*10 м, бег змейкой с различной траекторией движения) — — — — —

8 Координационные способности (прыжок вверх с места с поворотом кругом) — + + — 2

9 Функция дыхания (задержка дыхания на вдохе) — — — + 1

10 Функция дыхания (задержка на выдохе) — + — + 2

11 Вестибулярная устойчивость в позе Ромберга + + + + 4

Итого (из 44 способностей): 2 6 5 4 17

Примечание: (+) - соответствие возрастным нормативам.

Выводы. Материал традиционной программы физического воспитания детей 2-5 лет создает условия для сохранения достигнутого ими уровня двигательных способностей по большинству показателей, особенно в физической и функционально-двигательной подготовленности, которые более выражены у детей 4 и 5 лет. Незначительное улучшение показателей

характерно для четырех или пяти двигательных способностей в каждом возрасте.

В целом состояние двигательных способностей детей 2-5 лет свидетельствует, что при существующей традиционной программе дошколь -ного физического воспитания у детей наблюдаются незначительное улучшение и сохранение достигнутого уровня развития физических качеств и функционально-двигательных способностей.

Проведенное исследование показало, что методика физического воспитания детей 2-5 лет требует научного обоснования развития их двигательных способностей и дальнейшей разработки естественно -технологических подходов к формированию двигательных навыков, развитию функционально-двигательных способностей и физических качеств детей.

Решение данной проблемы возможно путем внедрения программы комплексного концентрированного сопряженного физического воспитания в учебный процесс детей данного возраста, проживающих в условиях Крайнего Севера.

Программа комплексного концентрированного сопряженного физического воспитания должна предусматривать:

- концентрированное, сопряженное развитие комплекса физических качеств (воспитание в начале общих, а затем специальных), основных движений (изучение в начале учебного года базовых и профилирующих упражнений);

- совершенствование профилирующих и освоение объемных упражнений учебной программы, развитие и совершенствование функцио -нально-двигательных способностей (проявляющихся и развивающихся с возрастом).

Программный учебный материал предполагает планирование и его изучение по недельным микро- и месячным мезоциклам в каждом полугодии учебного года. Контрольные педагогические испытания проводятся в начале (октябрь), середине (январь-февраль) и конце (апрель-май) учебного года.

Таким образом, разработанная программа комплексного концентрированного сопряженного физического воспитания детей 2-5 лет позволяет успешно освоить программный материал, выявить особенности развития изучаемых двигательных способностей, способствует укреплению и сохранению здоровья, физическому развитию, развитию психомоторики ребенка и повышению двигательной активности, самообразованию (само -обучению) двигательным навыкам в условиях Крайнего Севера.

Список литературы

1. Вавилова Е.Н. Развитие основных движений у детей 2-3 лет. Система работы: пособие. М.: Скрипторий, 2008. 48 с.

2. Голубева Г.Н. Формирование активного двигательного режима ребенка (до 6 лет) средствами физического воспитания в основные пе-риоды адаптации к условиям среды: дис. ... д-ра пед. наук. Малаховка, 2008. 331 с.

3. Дворкина Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и пси -хических процессов у детей 3—6 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2002. 24 с.

4. Дедков К.В. Диагностика физических качеств детей 7—8 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера // Актуальные задачи педаго -гики: сб. материалов X Междунар. науч. конф. СПб.: Свое издательство, 2019. С. 1—3.

5. Ефимова Н.В., Мельникова И.В. Характеристика физического развития детей Ямало-Ненецкого Автономного округа // Экология человека. 2017. № 4. С. 20—25.

6. Котелевская Н.Б. Дифференцированная методика физического воспитания дошкольников с учетом закономерностей возрастной эволюции: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 21 с.

7. Кравчук А.И. Теория комплексного физического воспитания де -тей // Дошкольное воспитание. 2013. № 12. С. 18—28.

8. Кравчук А.И., Шредер А.Ю. Комплексное физическое воспитание детей 2 и 3 лет: монография. Омск: Изд-во СибГУФКиС, 2018. 108 с.

9. Мухина М.П. Педагогическая система физического воспитания детей дошкольного возраста: монография. Омск: Изд-во СибГУФКиС, 2017. 154 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Панская Т.В. Организация и содержание физической подготовки и процесса формирования основных движений у детей 3—6 лет в климато-географических условиях Крайнего Севера: дис.....канд. пед. наук. Краснодар, 2005. 193 с.

11. Туковская О.Е., Кравчук А.И. Уровень двигательной подготовленности детей 3—5 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера // Физическая культура и спорт в жизни студенческой молодежи: материалы 6-й Междунар. науч.-практ. конф. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2020. С. 154—158.

12. Шеменев А.В. Физическая подготовка детей старшего дошкольного возраста с учетом влияния сезонных периодов Крайнего Севера: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2003. 220 с.

References

1. Vavilova E.N. Razvitie osnovnyh dvizhenij u detej 2—3 let. Sistema raboty [Development of basic movements in children 2—3 years old. System of work]: allowance. M.: Scriptorium, 2008. 48 p.

2. Golubeva G.N. Formirovanie aktivnogo dvigatel'nogo rezhima rebenka (do 6 let) sredstvami fizicheskogo vospitaniya v osnovnye periody adaptacii k usloviyam sredy [Formation of an active motor mode of a child (up to 6 years old) by means of physical education in the main periods of adaptation to environmental conditions]: dis. ... dr. ped. Sciences. Malakhovka, 2008. 331 p.

3. Dvorkina N.I. Sopryazhennoe razvitie fizicheskih kachestv i psihicheskih proces-sov u detej 3-6 let [Associated development of physical qualities and mental processes in children aged 3-6 years]: abstract dis. ... cand. ped. sciences. Krasnodar, 2002. 24 p.

4. Dedkov K.V. Diagnostika fizicheskih kachestv detej 7-8 let, prozhivayushchih v usloviyah Krajnego Severa [Diagnosis of the physical qualities of children 7-8 years old living in the conditions of the Far North] // Actual problems of pedagogy: collection of articles: materials X Intern. scientific conf. St. Petersburg: Own publishing house, 2019. P. 1-3.

5. Efimova N.V., Mel'nikova I.V. Harakteristika fizicheskogo razvitiya detej Ya-malo-Neneckogo Avtonomnogo okruga [Characteristics of the physical development of children of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug] // Ekologiya cheloveka [Human Ecology]. 2017. No. 4. P. 20-25.

6. Kotelevskaya N.B. Differencirovannaya metodika fizicheskogo vospitaniya dosh-kol'nikov s uchetom zakonomernostej vozrastnoj evolyucii [Differentiated methodology of physical education of preschool children, taking into account the patterns of age evolution]: abstract dis. ... cand. ped. sciences. M., 2000. 21 p.

7. Kravchuk A.I. Teoriya kompleksnogo fizicheskogo vospitaniya detej [Theory of complex physical education of children] // Doshkol'noe vospitanie [Preschool education]. 2013. No. 12. P. 18-28.

8. Kravchuk A.I., Shreder A.Yu. Kompleksnoe fizicheskoe vospitanie detej 2 i 3 let [Complex physical education of children 2 and 3 years old]: monograph. Omsk: Publishing House of SibGUFKiS, 2018. 108 p.

9. Muhina M.P. Pedagogicheskaya sistema fizicheskogo vospitaniya detej dosh-kol'nogo vozrasta [Pedagogical system of physical education of preschool children]: monograph. Omsk: Publishing House of SibGUFKiS, 2017. 154 p.

10. Panskaya T.V. Organizaciya i soderzhanie fizicheskoj podgotovki i processa formirovaniya osnovnyh dvizhenij u detej 3-6 let v klimatogeograficheskih usloviyah Krajnego Severa [Organization and content of physical training and the process of formation of basic movements in children aged 3-6 years in the climatic and geographical conditions of the Far North]: dis .... cand. ped. sciences. Krasnodar, 2005. 193 p.

11. Tukovskaya O.E., Kravchuk A.I. Uroven' dvigatel'noj podgotovlennosti detej 3-5 let, prozhivayushchih v usloviyah Krajnego Severa [The level of motor fitness of children aged 3-5 years living in the conditions of the Far North] // Physical culture and sport in the life of student youth: materials of the 6th Intern. scientific-practical. conf. Omsk: Publishing House of OmSTU, 2020. P. 154-158.

12. Shemenev A.V. Fizicheskaya podgotovka detej starshego doshkol'nogo vozrasta s uchetom vliyaniya sezonnyh periodov Krajnego Severa [Physical training of children of senior preschool age, taking into account the influence of seasonal periods of the Far North]: dis. ... cand. ped. sciences. Omsk, 2003. 220 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.