Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ НА МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ'

ВЛИЯНИЕ КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ НА МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономические эффекты / глобальная космическая экономика / телескоп «Хаббл» / космический рынок / еconomic effects / the global space economy / the Hubble telescope / space market

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д.О. Мелентьев, Л.А. Иванченко

В данной статье рассматривается влияние космической отрасли на развитие мировой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF THE SPACE INDUSTRY ON THE GLOBAL ECONOMY

This article examines the impact of the space industry on the development of the world economy.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ НА МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ»

УДК 339.13

ВЛИЯНИЕ КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ НА МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ

Д. О. Мелентьев*, Л. А. Иванченко

Сибирский государственный университет науки и технологий имени М.Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 *Е-шай: denes.2000@mail.ru

В данной статье рассматривается влияние космической отрасли на развитие мировой экономики.

Ключевые слова: экономические эффекты, глобальная космическая экономика, телескоп «Хаббл», космический рынок.

IMPACT OF THE SPACE INDUSTRY ON THE GLOBAL ECONOMY

D. O. Melentyev*, L. A. Ivanchenko

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation * Е-mail: denes.2000@mail.ru

This article examines the impact of the space industry on the development of the world economy.

Keywords: еconomic effects, the global space economy, the Hubble telescope, space market.

В настоящее время космическая деятельность является основным направлением для развития научно-технического прогресса и занимает одно из ключевых положений в мировой экономике. Благодаря расширению познаний и увеличению количества различных работ в условиях космического пространства в данную сферу вовлекается всё больше государств, предприятий и инвесторов. Однако основную долю в развитие космической отрасли вносят шесть государств: США, Европа, Китай, Россия, Япония, Индия. Так начал своё формирование новый рыночный сектор, в котором образование инновационных разработок полностью зависит от фактора конкуренции [1].

Экономические эффекты [2], благодаря которым происходит развитие космической отрасли можно разделить на долгосрочные и краткосрочные по времени, но в большинстве случаев полученный эффект не поддаётся прямому расчёту и проявляется в весьма различных сферах жизнедеятельности: финансовой, политической, социальной и так далее.

Краткосрочные экономические эффекты возникают непосредственно при инвестиционной деятельности и представлены типом экономического воздействия который осуществляется через механизм получения прибыли предприятиями и выплату заработной платы её работникам.

Долгосрочные экономические эффекты образуются благодаря распространению и использованию полученных космических технологий, возможностей, а также инфраструктуры. Происходит передача знаний, которые активно используются и обогащаются в других сферах, что приводит к разработке новых инноваций в различных секторах экономики.

В настоящее время наблюдается быстрый рост количества продуктов и услуг, которые может предоставить космическая отрасль. Согласно оценкам экспертов аналитической компании Bryce, в опубликованном ими отчёте 2019 года, глобальная космическая

Секция «Экономика предпринимательства: концептуальный и региональный аспекты»

экономика оценивается в 366 млрд долл., что на 6 млрд долл., больше, чем в 2018 году. Взгляд на состояние мировой экономики за 2019 год представлен на рисунке 1.

Рис.1. Глобальная экономика космической отрасли за 2019 год [3,4].

Из 366 млрд долл. без учёта спутниковой индустрии 93,5 млрд долл. приходятся на государственные бюджеты: США 57,9 млрд долл., Европа 12 млрд долл., Китай 11 млрд долл., Россия 4,1 млрд долл., Другие государства 4 млрд долл., Япония 3,1 млрд долл., Индия 1,5 млрд долл.

Коммерческие компании, такие как SpaceX, Blue Origin сейчас они составляют малую долю космического бюджета. Эти компании ставят в приоритет такие рынки как: фотоснимки 2,3 млрд долл. в год, интернет из космоса 2,8 млрд долл. в год, пусковые услуги 5 млрд долл. в год, что составляет 10 млрд долл. или 3% космического бюджета.

Коммерческая деятельность сосредоточена исключительно на обслуживании массовых потребителей на Земле. Потребители эту деятельность с «космосом» не связывают -телевидение, навигация, карты и интернет, однако именно спутниковая индустрия приносит наибольшие средства в глобальный космический бюджет, что составляет 271 млрд долл.

Это объясняет смещение доходов в область услуг, так как такой бизнес является менее рискованным и быстро окупается, что в свою очередь привлекает большое количество коммерческих компаний, что приводит к увеличению инвестиционных ресурсов. Однако большинство частных компаний не участвуют в создании технологий и оборудования так как они являются пользователями услуг или посредниками.

Для осознания того, насколько могут быть полезны и прибыльны достижения космоса, стоит привести пример. Таким примером является всем известный орбитальный телескоп «Хаббл», который изначально был дорогим научным проектом (6 млрд дол.) и создавался исключительно для астрофизических исследований. Однако благодаря изобретённым системам трансляции данных с орбиты, были значительно повышены темпы развития телекоммуникаций и сотовой связи, что за короткий срок окупило расходы на создание телескопа [5]. А сейчас такие атрибуты как сотовая связь являются неотъемлемой частью жизни человека.

Развитие космического рынка привело к его глобализации и, как следствие, к плотному взаимодействию с другими сферами мирового рынка. Если проанализировать ход развития космической деятельности, то можно увидеть следующие преобразования [6]:

1. Расширение круга стран, работающих над исследовательскими программами в экономических или политических целях.

2. Кооперирование стран при реализации проектов (Европейское космическое агентство).

3. Стремительный рост сферы коммерческой космической деятельности.

4. Происходит усложнение коммерческой деятельности. Это необходимо для расширения сферы и получения большей прибыли.

5. Благодаря развитой конкуренции между странами формируется множество объединений отдельных компаний в крупные международные корпорации.

6. Конкуренция между странами происходит не только на уровне товарной конкуренции, но и на уровень национальных инновационных систем (образование и наука).

7. Внедрение космической отрасли в мировые экономические отношения способствует развитию инноваций.

8. Повышение требований к космическим технологиям связано с постоянно возрастающей сложностью техники, а также экологических проблем, связанных с этой техникой.

9. Начало формирования космической юриспруденции или «Космического права» оговаривающего взаимодействие между странами в космическом пространстве.

Подводя итоги можно сказать, что космическая сфера является весьма перспективной областью, которая уже вносит значительный вклад в развитие других сфер и экономики мира в целом.

Библиографические ссылки

1. Глухов В. В., Серова Е. О. Космические технологии как фактор, стимулирующий инновационное развитие национальной экономики / Научно-технические ведомости СПбГПУ // экономические науки № 4(246) 2016. - С. 76-84.

2. Цыбульевский С. Е., Муракаев И. М. К вопросу о влиянии космической деятельности на социально-экономическое состояние общества и генерацию общественных благ / Московский экономический журнал №2 2019. - С. 74-82.

3. A Bryce Space and Technology publication 5.10.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://brycetech.com/reports (дата обращения: 31.03.2021).

4. Ермолин В. Кто и куда тратит деньги в глобальной космической индустрии [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/en/post/522660/(дата обращения: 01.04.2021.).

5. Лосев А. В., Бизнес рвется в космос / Российская Бизнес-газета - № 37(1016).

6. Общие тенденции развития космической деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://bayterek.kz/info/space activities.php(дата обращения: 03.04.2020).

© Мелентьев Д. О., Иванченко Л. А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.