Научная статья на тему 'Влияние коррупции на экономическую деятельность Российской Федерации'

Влияние коррупции на экономическую деятельность Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1242
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО / BRIBERY / КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП / COMMERCIAL BRIBERY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ECONOMIC ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Левченко Павел Иванович, Димитренко Никита Владимирович

В статье раскрывается реальное положение экономики Российской Федерации. Авторы показывают негативное влияние коррупционных процессов на экономическую деятельность и экономику страны в целом. Подчеркивают необходимость противодействия взяточничеству и коммерческому подкупу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF CORRUPTION ON ECONOMIC ACTIVITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

In the article the author reveals the real state of the Russian economy, attention is paid to the negative effects of corruption on economic activity processes. The emphasis is on combating bribery and proper, particularly commercial bribery.

Текст научной работы на тему «Влияние коррупции на экономическую деятельность Российской Федерации»

5. Кутякин С. А. Тюремные «понятия» как продукт антагонизма естественного и позитивного права в местах лишения свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007. № 6.

6. Олешкевич В. И., Александров Ю. К. Несовершеннолетние: тюрьма и воля. М., 1999.

7. Старков О. В. Основы криминопеноло-гии: монография. Уфа, 1997.

8. Хохряков Г. Ф. Парадоксы тюрьмы. М., 1991.

in prisons // Penal system: law, economics, management. 2007. №№ 6.

6. Oleshkevich V. I., Aleksandrov Yu. K. Minors: prison and will. Moscow, 1999.

7. Starkov O. V. Basics criminopenology: monograph. Ufa, 1997.

8. Khokhryakov G. F. Paradoxes in prison. Moscow, 1991.

УДК 343.97 : 343.85 : 343.352 ББК 67.408

П. И Левченко, Н. В. Димитренко

ВЛИЯНИЕ КОРРУПЦИИ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье раскрывается реальное положение экономики Российской Федерации. Авторы показывают негативное влияние коррупционных процессов на экономическую деятельность и экономику страны в целом. Подчеркивают необходимость противодействия взяточничеству и коммерческому подкупу.

Ключевые слова: коррупция, взяточничество, коммерческий подкуп, экономическая деятельность.

INFLUENCE OF CORRUPTION ON ECONOMIC ACTIVITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

In the article the author reveals the real state of the Russian economy, attention is paid to the negative effects of corruption on economic activity processes. The emphasis is on combating bribery and proper, particularly commercial bribery.

Keywords: corruption, bribery, commercial bribery, economic activities.

В настоящее время экономика Российской Федерации входит в топ-10 худших в мире, наряду с Венесуэлой, Бразилией и Грецией. Согласно опубликованным прогнозам американской компании Bloomberg, ВВП нашей страны по итогам трех кварталов 2016 года снизится на 3,6 %. По мнению аналитиков данного агентства, причинами негативной экономической обстановки России являются действующие санкции ЕС и США, а также цены на нефть [1]. По прогнозам «большой тройки» мировых рейтинговых агентств (Fitch, Standard&Poor's и Moody's), рост российской экономики в 2016 году маловероятен. По наблюдению российский экспертов, прогнозы указанных организаций в свете последних политических событий даются несколько пред-

взято*, чем создают искусственные условия инвестиционной непривлекательности экономической системы государства. Чтобы исключить подобные моменты, в июле 2015 года в России создается собственное независимое Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА). Его руководитель Екатерина Трофимова заявила о том, что «спад в экономике близится к завершению. Кроме того, возможна определенная стагнация экономики и замедление темпов инфляции. Процесс адаптации экономики ...несколько затормозит ее рост. В общем, отмечена положительная тенденция» [2].

После распада Советского Союза и появления Российской Федерации произошедшие реорганизационные процессы в экономиче-

* К примеру, агентство Moody's прогнозирует повышение экономического рейтинга Украины, которая уже находится в состоянии дефолта.

ской системе, разгосударствление и приватизация, демонополизация экономических процессов обеспечили свободу развития отечественного предпринимательства. Идеализация состояния рыночной системы государства возможна лишь при условии исключения влияния некоторых покупателей и продавцов на ценовую политику. Тем не менее основным препятствием в развитии современной действенной экономической системы нашего государства остается коррупция. Под коррупцией, согласно ФЗ от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [3], принято понимать:

а) злоупотребление служебным положением (ст. 285 УК РФ);

б) дачу взятки (ст. 291 УК РФ);

в) получение взятки (ст. 290 УК РФ);

г) злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ);

д) коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ);

е) неправомерное пользование своим должностным положением, сопряженное с нарушением законных общественных и государственных интересов, в целях получения денежных, ценностных, имущественных выгод, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконное предоставление указанных выгод другим лицам [4].

При этом специалистам в области уголовной политики Российской Федерации пока не удалось определить перечень преступлений, которые следует рассматривать как коррупционные.

Нам импонирует мнение В. А. Кузбагаро-вой, которая коррупцию определяет как «использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам» [5, с. 33].

В современном российском обществе коррупция нередко воспринимается как нормальный социальный процесс. Индивид, попадая в социальную группу с определенной моделью коррупционного поведения, в большинстве случаев прибегает к аналогичному способу решения собственных вопросов, который сопровождается незаконным денежным вознаграждением за конкретные действия либо бездействие должностных лиц. В результате коррупционные процессы оказывают серьезное влияние на все стороны общественной жизни и, как следствие, происходит утрата доверия населения к государственной власти (в частности, к органам исполнительной, законода-

тельной и судебной власти), дробление его на социальные группы и перераспределение общественных благ между ними.

Коррупция, помимо ограничения прав и свобод граждан, приводит к трансформации основных экономических процессов: локализации рыночной конкуренции, снижению качества производимой продукции и предоставляемых услуг населению, увеличению оборотов теневой экономики и снижению ВВП страны.

Вместе с тем коррупция, проникая во все политические институты, способствует подрыву авторитета государственной власти и в целом демократических процессов. Система исполнительной власти в стране представляется весьма закрытой для общества и бизнеса из-за устойчивых коррупционных методов ведения дел.

Нельзя не отметить и высокую популярность коррупции у исследователей данного явления и средств массовой информации. Тема коррупции становится одной из наиболее обсуждаемых, наряду с терроризмом и экстремизмом, а также вопросами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию 3 декабря 2015 года Президент Российской Федерации отметил, что «коррупция является препятствием для развития России. Закон должен быть суров к тем, кто сознательно пошел на тяжкое преступление, нанес ущерб жизни людей, интересам общества и государства. И, конечно, закон должен быть гуманен к тем, кто оступился» [6]. В связи с этим В. В. Путин попросил «Государственную Думу Российской Федерации поддержать предложения Верховного суда в вопросе декриминализации определенных статей УК РФ и перевести преступления с небольшой степенью общественной опасности в разряд административных правонарушений, с оговоркой: повторное совершение проступка должно квалифицироваться уже как уголовное деяние» [6].

Некоторые составы коррупционных преступлений оказывают особенно пагубное влияние на «здоровье экономики», к ним, прежде всего, следует отнести коммерческий подкуп лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих или иных организациях. Данное преступление не только нарушает установленный порядок службы в коммерческих и иных организациях, причиняет им организационный, имущественный и иной вред, но и представляет угрозу для правоохраняемых

интересов других хозяйствующих субъектов, общества и государства в целом [7].

Взяточничество - явление более социально укорененное в нашем государстве, и как преступное отклонение от норм социального поведения оно имеет достаточно глубокие корни. Мздоимцы [8, с. 301], коррупционеры [8, с. 256] - так называют субъектов получения и дачи взятки. По мнению многих экспертов, взяточничество выступает более распространенным явлением по сравнению с коммерческим подкупом. При этом не стоит забывать о высоком уровне латентности коммерческого подкупа ввиду различных объективных и субъективных факторов. Недостаточный уровень знаний и подготовки оперативного состава и органов предварительного расследования по документированию, расследованию коррупционных преступлений является одной из причин его латентности.

Основная задача Правительства в рамках борьбы с коррупцией заключается в «формировании государственной идеологии, опирающейся на индивидуальные и общественные идеалы. В таком случае профессиональное исполнение своих обязанностей госслужащим, невзирая на материальную выгоду, будет иметь не только юридическую подоплеку, но и моральный фундамент» [9, с. 78].

По мнению Г. С. Гончаренко, коррупция, выступая системным явлением, не вписывается в теорию конкурентных отношений, которые подразумевают безличный характер сделок. Взятка, как известно, имеет индивидуальную направленность, более того, сделки, заключаемые посредством коррупции, не связаны с механизмом существующего ценообразования, а логика совершения взяточничества не зависит от конкурентных отношений [10, с. 24-28].

По нашему мнению, такая позиция не в полной мере отражает реальную картину влияния коррупции на экономическую систему страны, в частности на ее неотъемлемую составляющую - конкурентные отношения. В индивидуальной направленности взятки и ее причинах сомневаться не приходится. Но при совершении конкретного преступления следует учитывать и последствия, которые неминуемо наступят. Например, при получении взятки должностным лицом за определенные действия, обеспечивающие победу в конкурсе конкретным юридическим лицам, у других участни-

ков шансов выиграть торги практически не остается. В случае доведения преступного умысла до конца субъектом преступления выполнение соответствующих работ (услуг) осуществляется с нарушением принципа «здоровой конкуренции». Таким образом, действуя по определенной преступной коррупционной схеме, участник рыночных отношений может создать монополию в конкретной отрасли экономики. А, как известно, данный фактор определяет политику ценообразования в нашей стране, нанося ущерб экономической системе в целом.

Влияние коммерческого подкупа на нормальную экономическую деятельность Российской Федерации бесспорно. Коммерческий подкуп совершается непосредственно в экономическом секторе государства, о чем свидетельствует отнесение данного состава преступления в раздел VIII Уголовного кодекса Российской Федерации («Преступления в сфере экономики»).

Следует отметить, что особое беспокойство вызывает транснациональная коррупция, проникающая в высшие эшелоны власти страны, государственные корпорации и организации, а также бюджетообразующие предприятия. Она может выступать механизмом давления на политические и экономические процессы в стране, поскольку во все времена находятся руководители, которые, получив незаконное денежное вознаграждение, готовы пренебречь государственными интересами либо службными обязанностями в коммерческих и иных организациях. Успешное противодействие коррупционным проявлениям возможно лишь в случае слаженной работы правоохранительных и антикоррупционных органов, созданных в системе исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (например, при Администрации Президента Российской Федерации с 2013 года работает Управление Президента России по вопросам противодействия коррупции, при администрации Краснодарского края функционирует Управление кадровой политики и противодействия коррупции), а также общественных организаций (к примеру, Общественный антикоррупционный комитет при Государственной Думе Российской Федерации) на основе продуманной и выверенной уголовно-правовой политики России.

Литература

1. Россия вошла в топ-10 худших экономик по версии Bloomberg. URL: http://www. kommersant.ru/ doc/2889437

2. Куда мчится экономика России по прогнозу большой рейтинговой тройки. URL: http:// ria.ru/economy/20151222/1346727775.html

3. Федеральный закон РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ (в ред. от 28.11.2015) «О противодействии коррупции» // Рос. газ. 2008. 30 декабря.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

5. Кузбагарова В. А. Гражданско-процессуальные вопросы противодействия коррупции в России // Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Казань, 2011.

6. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/50864/work

7. Левченко П. И. Криминологическая и уголовно-социологическая характеристики коммерческого подкупа // Юристъ-Правоведъ. 2014. № 5.

8. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1984.

9. Овчинников А. И., Фатхи В. И. Коррупционные вызовы национальной безопасности: философско-правовой аспект // Философия права. 2015. № 4.

10. Гончаренко Г. С. Политика глобализации и коррупция // Российский следователь. 2014. № 15.

Bibliography

1. Russia entered in top-10 the worst economies according to Bloomberg. URL: http:// www.kommersant.ru/ doc/2889437

2. Where the economy of Russia according to the forecast of the big rating three rushes. URL: http://ria.ru/economy/20151222/1346727775.html

3. The Federal Law of Russia of 25.12.2008 № 273-FZ (ed. of 28.11.2015) «About corruption counteraction» // Russian newspaper. 2008. 30 December.

4. The criminal code of the Russian Federation of 13.06.1996 № 63-FZ (ed. of13.07.2015) // Collection of the legislation of the Russian Federation. 1996. № 25. Art. 2954.

5. Kuzbagarova V. A. Civil and procedural questions of counteraction of corruption in Russia // Collection of materials of the International scientific and practical conference. Kazan, 2011.

6. Message of the President of the Russian Federation to Federal Assembly. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/50864/work

7. Levchenko P. I. Criminal and sociological characteristics of commercial bribery // Yurist-Pravoved. 2014. № 5.

8. Ozhegov S. I. Dictionary of Russian. Moscow, 1984.

9. Ovchinnikov A. I., Fathy V. I. Corruption calls of national security: philosophical and legal aspect // Philosophy of law. 2015. № 4.

10. Goncharenko G. S. Policy of globalization and corruption// Russian investigator. 2014. № 15.

УДК 351.864.4 ББК 67.629

А. А. Истратов

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье освещается статус общественных объединений правоохранительной направленности. Рассматриваются формы участия граждан в осуществлении правоохранительной деятельности, указывается место и роль общественных объединений в современной России.

Ключевые слова: общественные объединения правоохранительной направленности, общественный порядок, народные дружины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.