Научная статья на тему 'Влияние коррозионных повреждений на усталостную долговечность алюминиевых сплавов'

Влияние коррозионных повреждений на усталостную долговечность алюминиевых сплавов Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
110
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРОЗИЯ / CORROSION / ДОЛГОВЕЧНОСТЬ КОНСТРУКЦИИ / ENDURANCE OF CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Кацура А.В., Строков Д.Е.

Выполнение требований норм летной годности ВС возможно лишь при наличии соответствующих методов и средств оценок возможных повреждений. Любое повреждение силовой конструкции, в том числе и коррозионное, требует оценки и определения условий безопасности дальнейшей эксплуатации или необходимости ремонта конструкции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF CORROSION DAMAGE ON FATIGUE ENDURANCE OF ALUMINUM ALLOYS

Implementation of requires airworthiness of aircraft is possible when methods and means of potential damage assessments are researched. Either damage of load carrying structure including corrosion damage requires assessment and determination of conditions of further exploitation or repair necessity of construction.

Текст научной работы на тему «Влияние коррозионных повреждений на усталостную долговечность алюминиевых сплавов»

Решетневскуе чтения. 2014

3. Кацура А. В., Лавренов В. А. Влияние операций упрочнения на усталостную долговечность элементов конструкций авиационной техники // Вестник СибГАУ. 2011. Вып. 5. С. 118-122.

4. Семихов А. Ф. Обеспечение ресурсами конструкций. Опыт самолетостроения // Машиноведение. 1986. № 5. С. 11-18.

References

1. Artamonovskiy V. P., Kordonskiy Kh. B. Otsenka maksimal'nogo pravdopodobiya pri prosteyshey gruppirovke dannykh. Teoriya veroyatnostey i ee primenenie. V 15 t. M. : Nauka, 1970. T. 1. S. 132-136.

2. Belov V. K., Rudzey G. F., Kalyuta A. A. Povyshenie ustalostnoy dolgovechnosti zaklepochnykh i svarnykh soedineniy aviatsionnykh konstruktsiy tekhnologicheskimi metodami : monografiya. Novosibirsk : Izd-vo NGTU, 2006. 179 s.

3. Katsura A. V., Lavrenov V. A. Vliyanie operatsiy uprochneniya na ustalostnuyu dolgovechnost' elementov konstruktsiy aviatsionnoy tekhniki // Vestnik SibGAU. 2011. Vyp. 5. S. 118-122.

4. Semikhov A. F. Obespechenie resursami konstruktsiy. Opyt samoletostroeniya // Mashinovedenie. 1986. № 5. S. 11-18.

© Кацура А. В., 2014

УДК 629.735.3

ВЛИЯНИЕ КОРРОЗИОННЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ НА УСТАЛОСТНУЮ ДОЛГОВЕЧНОСТЬ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ

А. В. Кацура, Д. Е. Строков

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: DimaStr20@gmail.com

Выполнение требований норм летной годности ВС возможно лишь при наличии соответствующих методов и средств оценок возможных повреждений. Любое повреждение силовой конструкции, в том числе и коррозионное, требует оценки и определения условий безопасности дальнейшей эксплуатации или необходимости ремонта конструкции.

Ключевые слова: коррозия, долговечность конструкции.

INFLUENCE OF CORROSION DAMAGE ON FATIGUE ENDURANCE OF ALUMINUM ALLOYS

A. V. Kacura, D. E. Strokov

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: DimaStr20@gmail.com

Implementation of requires airworthiness of aircraft is possible when methods and means ofpotential damage assessments are researched. Either damage of load carrying structure including corrosion damage requires assessment and determination of conditions offurther exploitation or repair necessity of construction.

Keywords: corrosion, endurance of construction.

Выполнен анализ характеристик коррозионных повреждений, определяющих остаточную усталостную долговечность элементов конструкции. Экспериментальными исследованиями доказано, что наиболее близка к функциональной зависимости и устойчива к изменениям конфигураций связь циклической долговечности по зарождению трещины зоны повреждения язвенной или расслаивающей коррозии с параметром (мерой) повреждения:

f = F /12, (1)

где F - площадь сечения миделя повреждения; t -толщина элемента в зоне повреждения.

Теоретически и экспериментально показана возможность применения единой характеристики сплава с КП для поверхностных и кромочных повреждений. Получены характеристики сплава В95пчТ2 для диапазона циклических максимальных напряжений от нулевого цикла 100... 180 МПа. Разработаны методы прогнозирования (оценки с учетом вероятности разрушения): циклической долговечности зоны повреждения, размеров повреждения допускаемых по условию не снижения ресурса элемента конструкции, остаточной циклической долговечности элемента с концентраторами напряжений и КП [1; 4; 5]. Полученные

Эксплуатация и надежность авиационной техники

в экспериментах данные позволяют оценивать КП, находящиеся в поле максимальных циклических напряжений 100...180 МПа. Такой уровень напряжений характерен для регулярных зон конструкции планера ЛА. Распространение методов на повреждения в зонах концентраторов напряжений типа вырезов, отверстий требует исследований усталостной долговечности зон коррозии при более высоких уровнях нагрузок и, соответственно, расширения диапазона исследуемых повреждений в сторону малых размеров. Малые размеры повреждений имеют место также в тонких элементах конструкции планера, например, обшивке гермофюзеляжа носовой секции, где ее толщина составляет порядка одного миллиметра.

Разработанные методы соответствуют случаю предварительной коррозии - возникновение КП предшествует последующему циклическому нагруже-нию металла. Данный случай непосредственно соответствуют случаю обнаружения повреждения при осмотре после длительного простоя ЛА, что типично для неинтенсивно эксплуатируемой техники. С некоторыми допущениями условие предварительной коррозии может применяться для оценок к ряду типовых последовательностей летной эксплуатации и периодичности технического обслуживания. Случай предварительной коррозии соответствует наиболее важной для современной практики ситуации, когда при обнаружении коррозии удаляется весь поврежденный коррозией металл и восстанавливается защитное покрытие. При зачистке удаляется тонкий поверхностный слой металла, контролируется отсутствие микротрещин на поверхности - фактически, усталостная наработка металла в зоне зачистки устраняется. Применение модели КП вместо гладкой выемки на поверхности металла обеспечивает оценку долговечности в запас. Дальнейшее развитие разработанной расчетной модели остаточной долговечности зоны КП возможно за счет более полного учета конфигураций реальных повреждений, учитывая неровности поверхности язв. Такие неровности можно рассматривать как язвы, находящиеся в поле напряжений первичной язвы. Эта задача, как и первая, вызывает необходимость исследований сопротивления усталости зон повреждений, имеющих размеры, сравнимые с размерами элементарных нерегулярностей корродированной поверхности, получения характеристик циклической долговечности зон КП при соответствующем повышении уровня нагрузки и анализа НДС повреждений соответствующих конфигураций [2; 3; 6].

Библиографические ссылки

1. Артамоновский В. П. Об использовании метода максимального правдоподобия для оценки параметров распределения времени безотказной работы авиационных деталей // Оценка долговечности и межремонтных сроков службы авиац. конструкций. Рига. 1967. Вып. 107. С. 5-17.

2. Барзилович Е. Ю., Савенков М. В. Статистические методы оценки состояния авиационной техники. М. : Транспорт, 1987. 240 с.

3. Кацура А. В., Коваленко Г. Д., Никушкин Н. В. Метод оценки напряженного состояния упруго-деформируемых объектов // Вестник СибГАУ. 2007. Вып. 4. С. 86-90.

4. Кацура А. В. Основы эксплуатации планера без межремонтного ресурса // Вестник СибГАУ. 2006. С. 45-46.

5. Пивоваров В. А., Машонин О. Ф. Дефектоскопия гражданской авиационной техники. М. : Транспорт, 1997. 136 с.

6. Погосян М. А., Братухин А. Г., Савельевских Е. П., Тарасов Ю. И. Проектирование авиационных комплексов с применением информационных технологий // Авиац. промышленность. 2004. № 2. С. 14-24.

References

1. Artamonovskiy V. P. Ob ispol'zovanii metoda maksimal'nogo pravdopodobiya dlya otsenki parametrov raspredeleniya vremeni bezotkaznoy raboty aviatsionnykh detaley // Otsenka dolgovechnosti i mezhremontnykh srokov sluzhby aviats. konstruktsiy. Riga. 1967. Vyp. 107. S. 5-17.

2. Barzilovich E. Yu., Savenkov M. V. Statisticheskie metody otsenki sostoyaniya aviatsionnoy tekhniki. M. : Transport, 1987. 240 s.

3. Katsura A. V., Kovalenko G. D., Nikushkin N. V. Metod otsenki napryazhennogo sostoyaniya uprugo-deformiruemykh ob'ektov // Vestnik SibGAU. 2007. Vyp. 4. S. 86-90.

4. Katsura A. V. Osnovy ekspluatatsii planera bez mezhremontnogo resursa // Vestnik SibGAU. 2006. S. 45-46.

5. Pivovarov V. A., Mashonin O. F. Defektoskopiya grazhdanskoy aviatsionnoy tekhniki. M. : Transport, 1997. 136 s.

6. Pogosyan M. A., Bratukhin A. G., Savel'evskikh E. P., Tarasov Yu. I. Proektirovanie aviatsionnykh kompleksov s primeneniem informatsionnykh tekhnologiy // Aviats. promyshlennost'. 2004. № 2. S. 14-24.

© Кацура А. В., Строков Д. Е., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.