Научная статья на тему 'Влияние коррозионного воздействия на результат оптимального проектирования металлоконструкции стационарного конвейера с подвесной лентой'

Влияние коррозионного воздействия на результат оптимального проектирования металлоконструкции стационарного конвейера с подвесной лентой Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРОЗИЯ / CORROSION / МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЯ / METAL WARE / ОПТИМАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / OPTIMUM DESIGN / КОНВЕЙЕР С ПОДВЕСНОЙ ЛЕНТОЙ / CONVEYER WITH SUSPENSION BELT / ОПТИМАЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / OPTIMUM RESULT / КОРРОЗИОННОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ / CORROSION LIMITATION

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Бословяк Павел Валерьевич, Емельянова Галина Александровна, Зуева Елена Павловна

Установлено влияние скорости распространения коррозии на снижение массы основных конструктивных узлов металлоконструкции стационарного конвейера с подвесной лентой. Получены зависимости для основных геометрических характеристик деталей металлоконструкции конвейера с подвесной лентой с учетом коррозионного воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Бословяк Павел Валерьевич, Емельянова Галина Александровна, Зуева Елена Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corrosion impact upon result of optimumdesign of metal ware for stationary conveyer with suspension belt

A modern and promising type of conveyer transport is a conveyer with a suspension load-carrying belt which had given a good account of itself at loose goods transportation under difficult conditions. When designing a conveyer with a suspension belt a significant problem is mass decrease in basic units of the metal ware. During the work of the conveyer with a suspension belt its metal ware may be subjected to corrosion impact. At that a destructive corrosion effect causes not only environment, but also a load moved by a conveyer belt which may have different physic-chemical properties. In the course of time this corrosion action subjects elements of the metal ware to thinning their surface which results in the decrease of a cross-sectional area and a moment of inertia of conveyer parts. Corrosion limitations represent conditions of the excess with the cross-sectional area of the corroded element in the course of the conveyer metal ware specified life minimum allowable by the terms of crosssection strength and rigidity. For the case of an metal ware even corrosive damage in stationary conveyers with a suspension belt by means of the formation of an even corrosion layer on the entire perimeter of the cross-section for an approximate assessment of its basic geometric characteristics decrease the dependences were formed.

Текст научной работы на тему «Влияние коррозионного воздействия на результат оптимального проектирования металлоконструкции стационарного конвейера с подвесной лентой»

Машиностроение и машиноведение

УДК 621. 86

DOI: 10.12737/article_5 a02f9fb201191.00397278

П.В. Бословяк, Г.А. Емельянова, Е.П. Зуева

ВЛИЯНИЕ КОРРОЗИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ ОПТИМАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИИ СТАЦИОНАРНОГО КОНВЕЙЕРА С ПОДВЕСНОЙ ЛЕНТОЙ

Установлено влияние скорости распространения коррозии на снижение массы основных конструктивных узлов металлоконструкции стационарного конвейера с подвесной лентой. Получены зависимости для основных геометрических характеристик деталей металлоконструкции конвейера с

подвесной лентой с учетом коррозионного воздействия.

Ключевые слова: коррозия, металлоконструкция, оптимальное проектирование, конвейер с подвесной лентой, оптимальный результат, коррозионное ограничение.

Р.У. Бов1оууак, О.Л. УешеНуапоуа, Е.Р. 2иеуа

CORROSION IMPACT UPON RESULT OF OPTIMUM DESIGN OF METAL WARE FOR STATIONARY CONVEYER WITH SUSPENSION BELT

A modern and promising type of conveyer transport is a conveyer with a suspension load-carrying belt which had given a good account of itself at loose goods transportation under difficult conditions.

When designing a conveyer with a suspension belt a significant problem is mass decrease in basic units of the metal ware.

During the work of the conveyer with a suspension belt its metal ware may be subjected to corrosion impact. At that a destructive corrosion effect causes not only environment, but also a load moved by a conveyer belt which may have different physic-chemical properties.

In the course of time this corrosion action subjects elements of the metal ware to thinning their sur-

face which results in the decrease of a cross-sectional area and a moment of inertia of conveyer parts.

Corrosion limitations represent conditions of the excess with the cross-sectional area of the corroded element in the course of the conveyer metal ware specified life minimum allowable by the terms of cross-section strength and rigidity.

For the case of an metal ware even corrosive damage in stationary conveyers with a suspension belt by means of the formation of an even corrosion layer on the entire perimeter of the cross-section for an approximate assessment of its basic geometric characteristics decrease the dependences were formed.

Key words: corrosion, metal ware, optimum design, conveyer with suspension belt, optimum result, corrosion limitation.

Современным и перспективным типом конвейерного транспорта является конвейер с подвесной грузонесущей лентой (КПЛ), который хорошо зарекомендовал себя при транспортировке сыпучих грузов в сложных условиях: в пожаро- и взрывоопасных условиях, при большом угле наклона конвейерной трассы и повышенных экологических требованиях [1; 2].

Важной задачей при проектировании КПЛ является снижение массы основных узлов (рис. 1) металлоконструкции (МК) [4]. Процедура оптимального

проектирования металлоконструкций

конвейеров с подвесной лентой приведена в работах [2; 3].

а) б) в)

Рис. 1. Основные конструктивные узлы конвейера с подвесной лентой [2]: а - приводная станция; б - линейная секция; в - натяжная станция

Помимо указанных в работе [3] ограничений, накладываемых на разработанные математические модели, в процессе работы конвейера с подвесной лентой его металлоконструкция может подвергаться воздействию коррозии. Причем отрицательное коррозионное действие вызывает не только внешняя среда, но и перемещаемый конвейерной лентой груз, который может иметь различные физико-химические свойства.

Коррозионное воздействие со временем подвергает элементы металлоконструкции утонению их поверхности, что приводит к снижению площади поперечного сечения и моментов инерции деталей конвейера. По данной причине возникает необходимость включения в процедуру 111, кг

оптимального проектирования математических моделей МК ограничений по коррозии материала, позволяющих учитывать уменьшение геометрических размеров деталей и прогнозировать их значения на момент окончания срока эксплуатации металлоконструкции конвейера с подвесной лентой.

В ходе работы было установлено, как скорость распространения коррозии влияет на снижение массы основных конструктивных узлов металлоконструкции КПЛ (рис. 2). Из полученных графиков следует, что с увеличением скорости коррозии массы основных конструктивных узлов металлоконструкции возрастают по линейной зависимости.

0 0,025 0,05 0,075 ь, мм/год

Рис. 2. Графики зависимости массы узлов КПЛ от скорости коррозии МК: 1 - линейная секция; 2 - приводная станция; 3 - натяжная станция

При учете коррозионного ограничения (при скорости общей равномерной коррозии до 0,1 мм/год) в математических моделях полученный в ходе оптимального проектирования металлоконструкции КПЛ результат будет увеличен на 50.. .60%.

Коррозионное ограничение представляет собой условие превышения площадью поперечного сечения корродированного элемента в течение заданного срока службы МК конвейера Тсс минимально допустимого по условиям прочности и жесткости поперечного сечения [2]:

СС

А(т = 0) - ¡уА (т) йт - Ат1п > 0,

(1)

т

где А(т = 0) - начальная площадь поперечного сечения конструктивного элемента; У А - скорость уменьшения площади конструктивного элемента в процессе коррозии; тсс - заданный срок службы металлоконструкции КПЛ; Amin - минимально допустимая площадь поперечного сечения конструктивного элемента.

Для случая равномерного коррозионного повреждения МК стационарных кон-

вейеров с подвесной лентой путем образования равномерного слоя продуктов коррозии по всему периметру поперечного сечения для приближенной оценки уменьшения его основных геометрических характеристик можно использовать следующие зависимости [2]:

• для круглой трубы при коррозии наружной поверхности (рис. 3а):

А(тсс ) = Л

(Д0) - 2Дк1 )2 - d2(0)

4

= л

(D(0) - 2Ук1Гсс )2 - d2(0)

Wx (тсс ) = л

(D(0) - 2укхтсс )3

32

1 -

d (0)

D(0) - 2укГ,

к1сс

• для круглой трубы при коррозии внутренней поверхности (рис. 3б):

Б 2(0) -(ё (0) + 2Ук 2Гсс )2

А(тсс ) = л

Wx (тсс ) = л

D3(0)

32

1 -

4

d (0) + 2ук 2Тсс

\4

V

D(0)

у

• для круглой трубы при совместной коррозии наружной и внутренней поверхностей (рис. 3в):

\2 /т^ч , о \2'

А(тсс ) = л

(D(0) - 2Ук1Гсс )2 -(d(0) + 2ук2Гсс )

Wx (тсс ) = л

(D(0) - 2Ук1Гсс )3

32

4

1 -

/ \4

'd(0) + 2Ук2Гсс А

D(0) - 2Ук1Гсс

Wx (Тсс ) = -

• для прямоугольной трубы при коррозии наружной поверхности (рис. 3г):

А(тсс) = (Я (0) - 2ук1тсс )(В(0) - 2ук1тсс ) - (ВДЬ(0));

(В(0) - 2ук1Тсс )(Н(0) - 2Ук1Гсс )3 - (ь(0)£3 (0))

б(Н (0) - 2^к1ГСС ) ;

• для прямоугольной трубы при коррозии внутренней поверхности (рис. 3д):

А(Тсс ) = (Я (0)В(0))- (/<0) + 2^к 2^СС Х№ + 2^К 2^С )

В(0)Н3 (0) - (Ь(0) + 2Ук2ТСС ХВД + 2^к2^СС )3 .

Wx (Тсс ) = -

6H (0)

• для прямоугольной трубы при совместной коррозии наружной и внутренней поверхностей (рис. 3е):

А(Тсс ) = (Я(0) - 2^к1ГСС ХВ(0) - 2^К1ГСС ) - (ВД + 2уК2Тсс )(Ь(0) + 2УК2Тсс ); _ (В(0) - 2Ук1ГСС )(Н(0) - 2УК1ГСС )3 - (Ь(0) + 2Ук2^С ХОД + 2Ук2^С )3 .

Х ( СС ) 6(Н(0) - 2УК1ГСС ) ;

• для швеллера при коррозии всей поверхности (рис. 3ж):

А(Тсс) = АШ - 2УкТсс [Ь(0) - 5(0) + Н(0) - X(0) + уЛ ]

4

4

1 - 2 1 хш 2

(тсс) = ■

Ь(0>ктсс

н(0) УкТс Л

21ктсс

(Ь(0)- *(0)-(т-< (0) +

1ктсс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н(0)

1ктсс

V

Тсс (Н(0) - 2VкTсс )3 - VкTсс (н(0) - 21 (0) + 2VкTcc )3 ,

н (0)

1/ктсс

ж)

з)

Рис. 3. Расчетные схемы поперечных сечений элементов МК стационарного конвейера с подвесной лентой при учете равномерного коррозионного воздействия окружающей среды [2]: а - круглая труба при коррозии наружной поверхности; б - круглая труба при коррозии внутренней поверхности; в - круглая труба при совместной коррозии наружной и внутренней поверхностей; г - прямоугольная труба при коррозии наружной поверхности; д - прямоугольная труба при коррозии внутренней поверхности; е - прямоугольная труба при совместной коррозии наружной и внутренней поверхностей; ж - швеллер при коррозии всей поверхности; з - уголок при коррозии всей поверхности

• для уголка при коррозии всей поверхности (рис. 3з):

2

2

2

2

2

2

?

А(Тсс) = АН - 21кТсс [¿(0) + н(0) - X(0)];

1Х -1ктсс (ь(0) - 21ктсс )

У0

1ктсс

Ж (

Тс )

] - (ь(0) - х(0) + 1ктсс Уктсс (У0 -

- X(0) + )2 -

V

К1Па

[н(0) - У0 - 1ктсс ^ а + [х0 - Уктсс Ь1Г

(н (0)-)3 +(н (0) - 2укТсс Ктсс Г ^ - У.'

12

[н(0) - У0-1ктсс ]С°8 а + [х0-1ктсс Ь1Па

1кТсс (н (0) - Х (0))3 +(н (0) - X (0)К.Тсс (^^

1ктсс - У0 I Г +

[н(0) - У0 - 1ктсс ]с°8 а + [х0 - 1ктсс

+ ^ 1у -1кТсс (н (0) - 21ктсс /

х0

I - (н(0) - X(0)1кТсс (х0 - х(0) + ]

[н(0) - У0 - 1ктсс ]с°§ а + [х0 - 1ктссЬ1П а

^ (Ь(0)-2^сс )3 +(¿(0) - 21кТсс 1кТссI

'¿(0)

х0

1кТсс (¿(0) - X(0))3 12

+

[н(0) - У0 - 1ктсс ]С0Б а + [х0 - 1ктсс Ь1П а

+ (¿(0) - X (0)Хт Г Ш+М

1ктсс х0

+

У

х - 1ктсс (К0) - 21ктсс )(У0 -

[н(0) - У0 - 1ктсс]с08 а + [х0 - 1ктссЬ1Па

1ктсс \2

2 -)2 - (¿(0) - X(0) + 1кТсс 1кТсс (У0 - X(0) + ^)2 -

1ктсс (н (0) - 21ктсс )

12

+

[н(0) - У0 - 1ктсс ]с°§ а + [х0 - 1ктсс Ь1П а

+ (н(0) 21кТсс УкТсс Г ^ ) У0 ] 2 _ Vк Тсс (н (0) - X(0))3 , (н (0) 12 У

[н(0) - У0 -1ктсс ]с°8 а + х0 -1ктссЬ1Па

- х(0)Ктсс I н(0^+ X(0) - 1ктсс - У0 I М 1у - 1ктсс (н(0) - 21ктсс )( х0 -

1ктсс

2

[н(0) - У0 - 1Тсс ]С0Б а + [х0 - 1Тсс Ь1

|81Па

- (н(0) - X(0)1кТсс Гх0 - X(0) + ^Тт]

[н(0) - У0 - 1ктсс ]С0§ а + [х0 - ^тсс ^1П а

1ктсс (Ь(0) - 21ктсс )3 12

+

(¿(0) -

21ктсс ^)1ктс

'¿(0)

' к^сс V к^сс I _ х0

+(¿(0) _ X (0)КтссГ -

[н(0) - У0-1ктсс]С0§ а + [х0-1ктссЬ1Па

2

1

2

2

2

2

уктсс

2

2

2

2

2

Ук?сс

- )2 Ц2+-у к^сс (¿(0) — 2уктсс )

Уо

'Ъ(0)

x0

I —

[Я(0) — Уо— Ук*сс ]cosa + [xo — Ук^сс ]sin«

— (b(0) — t (0)Ук?сс

—I У0 — t(0) +

Ук*сс

2

'¿(0) — t (0)

Уктсс x0

I —

[Я(0) — У0 — Ук*сс]cos « + [x0 — Ук*сс]sin «

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— (я(0) — 2ук*сс Ук^сс ( — У0

x0

Ук^сс

[я(0) — У0 — Ук*сс]cos « + [x0 — Ук*сс]s

— (Я (0) — t (0)УкГсс IЯ (0^+1 (0) — УкТс — У0

Х0 —t(0)+

Ук*сс

1 2 2

[я(0) — У0 — Ук^сс]cos « + [x0 — ук?сс]si

Isin«

где А(тсс) - площадь поперечного сечения конструктивного элемента после коррозионного воздействия; Жх(тсс) - момент сопротивления конструктивного элемента после коррозионного воздействия; Vк -скорость распространения коррозии; А„ -величина утонения поперечного сечения в результате коррозионного воздействия; хо, уо - координаты центра тяжести уголка; а - угол наклона оси уголка.

Учитывая полученные зависимости для основных геометрических характеристик в ограничении (1), получим оптимальный вариант металлоконструкции КПЛ с учетом коррозионного воздействия.

В результате проведенных в работе исследований можно сделать следующие выводы:

1. В ходе оптимального проектирования металлоконструкции конвейера с подвесной лентой необходимо включать в

математические модели коррозионные ограничения.

2. Применение деталей с замкнутым контуром профиля поперечного сечения (прямоугольная и круглая трубы) способствует меньшему развитию коррозии внутренней поверхности деталей со стороны окружающей среды и транспортируемого материала (при полной изоляции внутренней поверхности детали), чем у деталей с незамкнутым контуром (швеллер, уголок).

3. Выявлено, что с изменением скорости равномерного коррозионного воздействия от 0 до 0,1 мм/год масса металлоконструкции КПЛ, полученная в ходе процедуры оптимального проектирования, возрастает на 60% по сравнению с массой МК, полученной при оптимизации без учета влияния коррозии.

2

2

2

2

2

V

2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверченков, В.И. Конвейеры с подвесной лентой / В.И. Аверченков, С.В. Давыдов, В.П. Дунаев, В.Н. Ивченко, С.В. Куров, М.Ю. Рытов, В.И. Сакало; под общ. ред. В.И. Аверченкова, В.Н. Ивченко. - М.: Машиностроение-1, 2004. -256 с.

2. Бословяк, П.В. Оптимальное проектирование металлоконструкций стационарных конвейеров с подвесной лентой: дис. ... канд. техн. наук: 05.05.04 / П.В. Бословяк. - М., 2015. - 160 с.

3. Бословяк, П.В. Универсальная методика оптимального проектирования основных конструктивных узлов металлоконструкции стационарного конвейера с подвесной лентой / П.В. Бословяк, Е.П. Зуева // Науч.-техн. вестн. Брян. гос. ун-та. - 2015. - № 1. - С. 32-42. - URL: http://nlv-bigu.ru/wp-content/arhiv/2015-N1/2015-01-07.pdf.

4. Вершинский, А.В. Численный анализ металлических конструкций подъемно-транспортных

машин / А.В. Вершинский, И.А. Лагерев, А.Н. Шубин, А.В. Лагерев. - Брянск: БГУ, 2014. -

1. Averchenkov, V.I. Conveyers with Suspension Belt / V.I. Averchenkov, S.V. Davydov, V.P. Dunaev, V.N. Ivchenko, S.V. Kurov, M.Yu. Rytov, V.I. Sa-kalo; under the general editorship of V.I. Averchenkov, V.N. Ivchenko. - M.: Mechanical Engineering - 1, 2004. - pp. 256.

2. Boslovyak, P.V. Metal ware optimum design for stationary conveyers with suspension belt: Can. Eng. thesis: 05.05.04. / P.V. Boslovyak. - M., 2015. - pp. 160.

186 с.

3. Boslovyak, P.V. Universal procedure for optimum design of basic design units of metal ware of stationary conveyer with suspension belt / P.V. Boslovyak, E.P. Zueva // Scientific-Tech. Bulletin of Bryansk State University. - 2015. - No.1. - pp. 32-42. -URL: http://ntv-brgu.ru/wp-content/arhiv/2015-N1/2015-01-07.pdf.

4. Vershinsky, A.V. Numerical Analysis of Lifting-Handling Machinery Metal Ware / A.V. Vershinsky, I.A. Lagerev, A.N. Shubin, A.V. Lagerev. -Bryansk:BSU, 2014. - pp. 186.

Статья поступила в редколлегию 14.03.17. Рецензент: д.т.н., профессор Брянского государственного технического университета

Сакало В.И

Сведения об авторах:

Бословяк Павел Валерьевич, к.т.н., доцент кафедры «Подъемно-транспортные системы» Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, e-mail: boslovvak89@mail.ru. Емельянова Галина Александровна, д.т.н., доцент кафедры «Высшая математика и строительная механика» Московского архитектурного института

(государственная академия) (МАРХИ), e-mail: ga emel@mail.ru.

Зуева Елена Павловна, к.т.н., доцент кафедры «Подъемно-транспортные машины и оборудование» Брянского государственного технического университета, e-mail: epzveva@bk.ru.

Boslovyak Pavel Valerievich, Can. Eng., Assistant Prof. of the Dep. "Lifting-Handling Systems", Bauman State Technical University of Moscow, e-mail: boslo-vyak89@mail.ru.

Yemeliyanova Galina Alexandrovna, D. Eng. Assistant Prof. of the Dep. "Higher Mathematics and Struc-

tural Mechanics", Moscow Architectural Institute (State Academy), e-mail: ga emel@mail.ru. Zueva Elena Pavlovna, Can. Eng., Assistant Prof. of the Dep. "Lifting-Handling Machines and Equipment", Bryansk State Technical University, e-mail: epzyeva@bk.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.